Научная статья на тему 'Библиотечно-информационные ресурсы в структуре аккредитационных и лицензионных показателей вуза'

Библиотечно-информационные ресурсы в структуре аккредитационных и лицензионных показателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-информационные ресурсы в структуре аккредитационных и лицензионных показателей вуза»

УДК 027.7:004 Н.Ю. Рочева

Омский государственный институт сервиса, г. Омск

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ АККРЕДИТАЦИОННЫХ И ЛИЦЕНЗИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВУЗА

На фоне интеграции российского образования в мировое образовательное пространство возрастают требования к качеству проведения образовательного процесса, в связи с чем в государственной политике страны заявлены важные инициативы в области библиотечной деятельности, большое внимание отводится роли и миссии вузовских библиотек. В структуре аккредитационных и лицензионных показателей вуза Рособрнадзор РФ уделяет особое внимание библиотечно-информационным ресурсам. В ходе проверки вуза эксперты анализируют охват библиотечными услугами студентов и профессорско-преподавательского состава, соответствие расписания работы библиотеки потребностям пользователей, качественный и количественный состав библиотечного фонда, его доступность, оперативность комплектования и обработки изданий, качество электронного каталога (многовариантность поиска), обслуживание удаленных пользователей, удовлетворенность читателей предоставленными сервисными услугами, оборудование, телекоммуникационные и электронные средства, наличие квалифицированного персонала.

Аккредитационный анализ предполагает сравнение определенных характеристик состояния библиотеки образовательного учреждения с соответствующими характеристиками библиотек системы образования соответствующего уровня в целом. В преддверии начала работы комиссии рекомендуется подготовить для проверяющих самоанализ, руководствуясь лицензионными требованиями и требованиями ФГОС, аккредитационными нормативами (которые характеризуют условия реализации образовательного процесса и влияют на качество его результата) и показателями, содержащимися в международном стандарте ISO 11620 «Показатели эффективности библиотек». При подготовке итогового документа члены комиссии, скорее всего, возьмут за основу его содержание, но, тем не менее, на практике, проверят ряд направлений деятельности библиотеки.На примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский государственный институт сервиса» (ФГБОУ ВПО «ОГИС») рассмотрим работу экспертов в части контроля деятельности вузовской библиотеки.

В октябре 2011 года в соответствии с приказом Рособрнадзора от 22.09.2011 № 2004 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» комиссией Рособрнадзора проведена проверка в отношении ФГБОУ ВПО «ОГИС».

Документационное обеспечение деятельности библиотеки.

В последние годы сложившийся стереотип отношений между библиотекой и вузом претерпел существенные изменения. Перед вузовской библиотекой на первый план выходит сложная задача - сохранить свою миссию и не потерять читателей. Ее решение требует мобилизации творческих и управленческих сил всего коллектива библиотеки. Для прогнозирования результатов его деятельности необходимо рационально распределить обязанности, обозначить меру ответственности каждого сотрудника.

Членам комиссии были представлены к рассмотрению следующие локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность библиотеки: «Правила пользования библиотекой ФГБОУ ВПО «ОГИС»; «Положение о библиотеке ФГБОУ ВПО «ОГИС»», включающее так же положения о других отделах и секторах, входящих в структуру библиотеки; «Тематико-типологический план комплектования» (эксперты выборочно проанализи-

255

ровали соответствие приобретаемых изданий профилю комплектования библиотеки и потребностям пользователей); «Положение о формировании библиотечного фонда»; акты на выбытие изданий из библиотечного фонда (степень охвата - три года); должностные инструкции.

В итоговой справке эксперты отметили, что локальные нормативные акты библиотеки принимались в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней - различных министерств и ведомств, проверены на соответствие федеральному законодательству, положениям официальных документов (законов, стандартов, инструкций), созданы на основе этих документов и в тексте нет ссылок на отмененные.

Библиотечный фонд, электронные ресурсы, их соответствие лицензионным показателям.

Фонд библиотеки вуза комплектуется в соответствии с приказами Минобрнауки РФ и государственными стандартами (с 2011 г. - в соответствии с ФГОСами 3-его поколения), профилем вуза, образовательными программами и полностью соответствует потребностям кафедр института и лицензионным требованиям.

Эксперты комиссии затронули вопрос о включении в раздел «основная литература» учебной рабочей программы (УРП) изданий с грифом. Члены комиссии выборочно проверяли их наличие, несмотря на приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2007г. «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (вступил в законную силу с 01.02.2007 г.). Данный приказ практически отменил грифы Министерства образования РФ и ввел рецензии (п. 4:Не применять с 01.02.2007г. Приказ Минобрнауки России от 14.07.1999г. №81 «Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования РФ»).

Автоматизация производственных процессов библиотеки вуза. Методы хранения и предоставления электронных информационных ресурсов.Принцип работы в электронном каталоге (ЭК).

На основании библиографических описаний, представленных в электронном каталоге (ЭК), члены комиссии сделали выборочную проверку рекомендованных изданий в УРП на соответствие библиотечному фонду ОГИС. Проверили возможность предоставления свободного доступа преподавателям с их автоматизированных рабочих мест из локальной внутренней сети института к электронным ресурсам библиотеки, а студентам, помимо читального зала, - в компьютерных классах (ЭБС - с любого АРМ, где есть доступ к ресурсам Интернет). Члены комиссии констатировали, что за счет преимуществ автоматизированного поиска повысилась оперативность обслуживания пользователей, расширились временные рамки обслуживания, ранее ограниченные режимом работы библиотеки, до 24-часового доступа к электронным массивам в течение всей недели в режиме удаленного доступа.

Члены комиссии ознакомились с принципом работы в электронном модуле САБ ИРБИС 64 «Книгообеспеченность». Они выборочно проверили наличие в фонде библиотеки рекомендованных изданий основной и дополнительной литературы в количестве, удовлетворяющем требованиям Минобрнауки РФ. «Обеспеченными» члены комиссии считали только те дисциплины, по которым имеется учебная литература, выпущенная в сроки, установленные приказами Минобрнауки РФ (№ 1953 от 05.09.2011 г., № 3906 от 10.11.2002 г., № 1623 от 11.04.2001 г.).

В библиотеке ФГБОУ ВПО «ОГИС» создана система контроля качества УРП. Библиотекари регулярно проводят занятия с референтами кафедр, сотрудники «Отдела формирова-

256

ния и научной обработки библиотечных фондов» тестируют списки основной и дополнительной литературы УРП на соответствие фондам библиотеки. После отметки библиотекаря о наличии в библиотечном фонде (БФ) указанных преподавателями источников, УРП поступает к директору библиотеки на согласование.

Менее жестко члены комиссии подошли к вопросам обеспеченности дисциплин электронными ресурсами. Сотрудники библиотеки разъяснили экспертам, что электронные книги, включенные в одну или несколько электронных библиотечных систем (ЭБС), доступ к которым правомерно приобретен вузом, дают 100% обеспеченность соответствующей дисциплины. Аналогичную обеспеченность дают электронные варианты учебных пособий,

монографий и других изданий, подготовленных преподавателями ФГБОУ ВПО «ОГИС» и размещенных на внутреннем БОИ-портале вуза.

Интересовали комиссию вопросы информационного и справочно-библиографического обслуживания, принцип организации доступа к удаленным (сетевым) базам данным. Экспертам был представлен цикл мероприятий библиотеки, направленных на привлечение студентов и профессорско-преподавательского состава к работе с приобретенными электронными ресурсами, организован показ работы ЭБС.

Необходимость ознакомления пользователей со спецификой структуры и поисковых возможностей различных баз данных, использование методов поиска через телекоммуникационные сети в режиме удаленного доступа было отмечено членами комиссии, как «усиление обучающей функции в общей структуре справочно-библиографического обслуживания».

По итогам проверки были сделаны выводы: библиотека вуза обладает хорошим информационным потенциалом и имеет все возможности для создания элитарной научно-образовательной среды. В библиотеке созданы условия, при которых студенты получают возможность своевременного и свободного доступак любой информации, необходимой им для выполнения поставленных преподавателем задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.