Научная статья на тему 'Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика'

Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3776
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ КВЕСТ / КОНКУРЕНТНАЯ ИГРА / КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОИСК / LIBRARY SERVICE / INTELLECTUAL LEISURE / LIBRARY AND INFORMATION QUEST / COMPETITIVE GAME / BOOK EXHIBITION / BIBLIOGRAPHIC SEARCH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пахорукова Анастасия Игоревна, Потанина Елена Анатольевна

Библиотеки постоянно экспериментируют, пробуя разные формы групповой работы с целью привлечения новых читателей. Часто библиотечные мероприятия организуются в формате квеста проходящего по помещениям библиотеки маршрута с тематическими заданиями в контрольных точках. Анализ опубликованных в профессиональной литературе квестов выявляет ряд недостатков: сложность организации, примитивность заданий, ограниченность числа участников. Следовательно, досугово-развлекательные мероприятия подобного формата недостаточно приспособлены к специфике библиотечной деятельности. Чтобы успешно конкурировать на рынке досуга, библиотека может освоить особый вид квеста библиотечно-информационный, т. е. конкурентную игру, опирающуюся на библиографический поиск. Делается упор на анализ следующих ключевых характеристик такого мероприятия: мотивация участников, подготовка помещения, определение победителей, работа с книжным фондом, подведение итогов. Несколько примеров библиотечно-информационных квестов приводятся в качестве образцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY AND INFORMATION QUESTS: FEATURES AND SPECIFICITY

Libraries are constantly experimenting, trying different forms of group work in order to attract new readers. Often, library events are organized in the format of a quest a route passing through the library rooms with thematic tasks at checkpoints. Analysis of the quests published in the professional literature reveals a number of shortcomings: the complexity of the organization, the primitiveness of tasks, the limited number of participants. Consequently, leisure activities of such a format are not sufficiently adapted to the specificity of library activities. To successfully compete in the leisure market, the library can master a special kind of a library and information quest, i.e. a competitive game based on bibliographic search. An emphasis is placed on the analysis of the following key characteristics of such an event: motivation of participants, preparation of place, identification of winners, work with the book fund, summarizing. Several examples of library and information quests are given as samples.

Текст научной работы на тему «Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика»

УДК 01

А. И. Пахорукова

технолог, Библиотечная информационная система города Кургана E-mail: anastacing@gmail.com

Е. А. Потанина

канд. пед. наук, Курганский областной колледж культуры E-mail: e.potanina2012@yandex.ru

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ КВЕСТЫ: ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА

Библиотеки постоянно экспериментируют, пробуя разные формы групповой работы с целью привлечения новых читателей. Часто библиотечные мероприятия организуются в формате квеста - проходящего по помещениям библиотеки маршрута с тематическими заданиями в контрольных точках. Анализ опубликованных в профессиональной литературе квестов выявляет ряд недостатков: сложность организации, примитивность заданий, ограниченность числа участников. Следовательно, досугово-развлекательные мероприятия подобного формата недостаточно приспособлены к специфике библиотечной деятельности. Чтобы успешно конкурировать на рынке досуга, библиотека может освоить особый вид квеста - библиотечно-информационный, т. е. конкурентную игру, опирающуюся на библиографический поиск. Делается упор на анализ следующих ключевых характеристик такого мероприятия: мотивация участников, подготовка помещения, определение победителей, работа с книжным фондом, подведение итогов. Несколько примеров библиотечно-информационных квестов приводятся в качестве образцов.

Ключевые слова: библиотечное обслуживание, интеллектуальный досуг, библиотечно-информационный квест, конкурентная игра, книжная выставка, библиографический поиск

Для цитирования: Пахорукова, А. И. Библиотечно-информационные квесты: особенности и специфика / А. И. Пахорукова, Е. А. Потанина //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 1 (53). - С. 17-21.

Библиотека без читателей - ничто. Любой работник библиотеки понимает: нас ждет серьезное сражение за каждого из них в условиях внешней конкурентной среды. Отсюда и постоянное совершенствование библиотечных продукции и услуг, активная рекламная деятельность и появление новых форм работы.

В настоящее время библиотеки наряду с образовательными и развлекательными учреждениями включаются в проведение квестов. Изучение публикаций на данную тему в профессиональной печати позволяет предполагать, что у работников библиотек нет четкого понимания специфики библиотечных квестов, их отличительных особенностей и характеристик. При таком положении дел легко проиграть тем структурам, которые специализируются на проведении данных мероприятий, вкладывая в них большие средства.

Порой библиотеки стремятся воспользоваться наработками квест-комнат, что не всегда оправдано и достаточно дорого [6], а большинство берут на вооружение, как им кажется, ос-

новной момент квеста - перемещение по отдельным точкам [2; 5]. И поэтому зачастую для небольших библиотек становится неразрешимой задача организации этих станций, поскольку возможности организовать их в нужном количестве и обеспечить кураторами (его наличие также воспринимается как догма) нет.

При попытке анализа квестовой работы библиотекари опираются на имеющиеся классификации квеста [7], весьма условные и, на наш взгляд, неприменимые к условиям библиотеки.

Более того, изучение опубликованных сценариев в изданиях «Игровая библиотека» и «Читаем, учимся, играем» показывает, что многие квесты представляют собой обычные викторины, а вопросы к ним задаются в разных помещениях библиотеки [1]. Популярной, но спорной формой подачи является квест, который проходит одна команда [9] по заранее определенному маршруту без четкой мотивации.

Вышеизложенное свидетельствует: пришло время сформулировать основные характеристики библиотечных квестов и тем самым

17

определить специфику этой формы библиотечной работы.

Как представляют себе квест работники библиотек? Уже было отмечено выше - как перемещение команд по определенному маршруту во главе с куратором или персонажем (именно так следует из опубликованных сценариев), с выполнением на каждой остановке задания (или ряда заданий). Очень часто для этого книги используют как декорации, а при проведении квеста на улице нет даже и такой возможности.

Представим себе иной квест. Его участники находятся в помещении библиотеки (центре квеста), причем не обязательно все вместе. Игрокам предлагается книжная выставка по теме предстоящей игры или подборка литературы, которые помогут выполнить задания. Вопросы квеста также можно получить здесь - всем сразу или по очереди. Команды или отдельные игроки, получив задание, обсуждают и обдумывают его, стараясь скрыть цепочку своих рассуждений от конкурентов, ищут ответы в книгах и, заполнив бланк, передают его организаторам. Здесь же в комнате находится куратор (библиограф, например), готовый дать допустимую подсказку в случае затруднения. После того, как подведены итоги мероприятия, в этом же помещении состоится его обсуждение.

Рассмотрим отдельные составляющие такого квеста.

Первое, что часто библиотекари забывают, - мотивация участия. Слово «квест» само по себе модно, загадочно и обещает интересное времяпровождение. Но этого мало. Если у библиотеки есть хорошие спонсоры, то участники квеста могут побороться за предоставленный приз. Если спонсоров нет, то это может быть любое нематериальное поощрение, например, эксклюзивный читательский билет, персональная выставка, право первого прочтения или участие в мероприятии библиотеки, где ограничено количество мест.

Но приз - это только один вариант мотивации. Библиотеке как учреждению культуры лучше использовать в сочетании несколько разных мотивационных факторов, таких как:

- интрига, стремление первым узнать какую-либо информацию;

- ограничение по времени, которое лучше работает, если квесты длятся в течение длительного периода;

- конкуренция как самый лучший мотив участия в квесте, он должен и может подкрепляться другими перечисленными мотивами.

Чтобы конкуренция была сильнее, участники не должны знать до финала, кто идет впереди, кто выигрывает, поэтому лучший вариант финиша квеста, в том числе и в библиотеке, - по победным очкам. Библиотечным специалистам необходимо при разработке заданий обратить внимание на однозначность ответов и четко сформулировать для себя (или в положении об игре) критерии начисления баллов. Участникам можно предложить как форматные ответы (вписать название, указать фамилию), за которые начисляется оговоренное количество баллов, так и неформатные, когда ответ жестко не ограничен и позволяет заработать больше очков.

Отдельное удовольствие - обсуждение результатов. Как правило, библиотекари совсем не уделяют этому моменту внимания. Важнее не назвать победителя, а разобрать, как можно было решить предложенные задачи, узнать, какой путь выбрали участники. Вероятно специалисты удивятся вариантам решения игроков, увидят, что их задания не всегда однозначны, и это даст возможность для дальнейшего совершенствования игры. Взаимный обмен информацией - необходимость для развития и организаторов, и участников.

Второй момент в организации квестов -возможность изменения его масштаба. Как правило, публикации в профессиональной печати сообщают о количестве команд-участников. А если команд заявилось больше (или меньше)? Если квест не укладывается в отведенные временные рамки? Трансформируе-мость квеста - это в первую очередь свидетельство профессионального подхода к его организации. Кураторство над группами -не самый лучший вариант: где же найти столько свободных работников? Подсказки и дирек-

18

тивное управление обязательно снизят интерес даже к квесту с закрученным сюжетом. Но если мы будем проводить информационные квесты, то легко обойдемся и без кураторов, и без ограничений количества участников и решим проблему длительности игры.

Легко решить и вопрос ограничения раздаточного материала, так как можно использовать плакаты, экраны, отправлять информацию на телефоны или выкладывать в социальных сетях. Необходимую экземплярность книг можно обеспечить, отсканировав необходимые страницы, предложив электронный вариант изданий.

Единственное ограничение информационного квеста - помещение библиотеки и его вместимость, что также решаемо, если участников разделить на группы и развести по нескольким залам.

Очень важный вопрос - использование в квестах книг. Конечно, в целях сохранности фонда можно применять их лишь как декорации. Примеров тому множество [8; 10]. Но разве это наша цель? Книги - это артефакты, которые должны привлекать своими тайнами и возможностями, а квест в этом случае становится одним из способов раскрытия состава и содержания книжного фонда библиотеки. А поскольку фонды у всех библиотек разные, то можно надеяться на появление большого количества оригинальных квестов в дополнение к существующим [Например: 3; 4; 11], завязанных на артефактах и существенно отличающихся от иных предложений на рынке развлекательных и образовательных услуг.

Возможны несколько вариантов работы с книгой.

1. Работа с выставкой, на которой подобрана литература для поиска ответов.

2. Работа с фондом, ориентированная на свободный поиск. Здесь возрастает роль библиографа, готового оказать помощь игрокам.

И в том, и в другом случае книга используется в квесте разнообразно: она может подсказать название предмета, дать цитату, провести цепочку от автора до критика или подражателя, фильма, исторического события и т. д.

В квесте нужна и особая квестовая составляющая - разнообразные задания, сформулированные на предельном уровне сложности. Этап - завершенный момент квеста -состоит из заданий, складывающихся в логическую цепочку: например, «В этой книге на... странице в... строке есть предмет, кото -рый стал причиной самой большой дамской ссоры. Найдите книгу. Впишите в бланк другие предметы греческой мифологии, появляющиеся в книгах автора (или конкретном произведении). Бонус: напишите четверостишие гекзаметром». Приведенный нами пример полностью характеризует особенность квесто-вых заданий: простой выход на книгу, акцент на поиск в тексте, отсутствие ребусов и шарад.

Из всего вышеизложенного следует, что библиотека может быть идеальным местом для проведения в первую очередь информационных квестов, что нисколько не умаляет усилия библиотечных специалистов по привлечению к ним актеров и разработке маршрутов. Такие квесты, отличные от других, представленных на рынке развлекательных услуг, могут стать брендом библиотеки и помогут ей объединить вокруг себя людей интеллектуальных, преданных книге и чтению.

Мы предлагаем следующий вариант определения библиотечно-информационного квеста - конкурентная игра без ограничения числа участников, построенная на самостоятельной работе участников с книгой и выявлении победителя по сумме начисленных баллов.

Данное определение проиллюстрируем несколькими идеями библиотечно-информаци-онных квестов.

Карточка квеста № 1

Название: Словарный диктант.

Тип: информационный, масштабируемый, финиш по победным очкам.

Формат: работа с книжной выставкой.

Описание: Помещение с рабочими местами и выходом в Интернет. Оформлена книжная выставка из словарей и энциклопедий. Несколько комплектов заданий находятся в свободном доступе, каждый участник получает бланк для ответов. Два-три куратора в зависи-

19

мости от количества участников помогают организовать работу с источниками литературы.

Этапы и задания: Квест проходит в два этапа. Первый - выполнение заданий. Варианты заданий: «Переводчик» (вписать в бланк ответов современные синонимы к словам, выделенным в тексте с устаревшей лексикой); «Визуальный кроссворд» (вписать в бланк ответов названия предметов, обозначенных цифрами на иллюстрации); «Пойми меня» (вписать в бланк расшифровку вышедших из употребления сокращений); «Перефраз» (заменить выделенные в тексте слова устойчивыми выражениями). Второй этап - обсуждение правильных ответов.

Примечания: При организации квеста необходимо проверить, чтобы для решения каждого задания нашлась подходящая книга, желательно, в нескольких экземплярах.

Карточка квеста № 2

Название: Таинственная книга.

Тип: артефактно-информационный, финиш по достижению цели, призовой.

Формат: работа с книжной выставкой, работа с артефактами, дешифровка.

Описание: Помещение с книжной выставкой. Участники располагаются в отдалении от выставки. Перед игроками находится несколько коробок, в каждой из которых лежат три предмета и листок с тремя цифрами. Три предмета указывают на конкретную книгу, листок с цифрами - на страницу, строчку и слово в этой книге. Собранные слова в свою очередь указывают еще на одну книгу, являющуюся призом победителю. Кураторы следят

за тем, чтобы участники не воспользовались решениями соперников.

Этапы и задания: Первый этап - расшифровка книг по артефактам. Пример задания: игрушечная собака, простыня, варенье («Малыш и Карлсон»). Второй этап - поиск загаданных слов в книгах. Третий этап - разгадка названия «Таинственной книги» (например, «Вокруг - свет - за - восемь - десять - дни»).

Карточка квеста № 3

Название: Топ-10.

Тип: информационный, индивидуальный, финиш по победным очкам.

Формат: работа с книжным фондом.

Описание: Каждый участник получает тему, по которой должен найти десять книг. Время на поиски ограничено. Кураторы имеют на руках заранее составленные подборки книг и по ним оценивают выполнение заданий - один балл за совпадающую, два - за несовпадающую, но подходящую по теме книгу.

Этапы и задания: Квест проходит в один этап. Варианты тем: «Книги о героях» (для младшего школьного возраста), «Богатыри и рыцари» (средний школьный возраст), «Богатыри и рыцари: две художественные книги, два энциклопедических издания, остальное на ваш выбор» (для старшеклассников).

Каждая из представленных идей может иметь много вариантов, которые позволят разнообразить работу библиотек как организаторов интеллектуального досуга и внести свой вклад в решение важнейших задач - привлечение новых пользователей и повышение их информационной культуры.

1. Аристова, С. А. Приведи в порядок свою планету / С. А. Аристова // Читаем, учимся, играем. - 2017. -№ 10. - С. 36-41.

2. Батова, М. Е. Библиоквест: секреты успеха / М. Е. Батова // Современная библиотека. - 2016. - № 2. - С. 84-87.

3. Бреднева, М. В. «Ты увидишь: мир прекрасен» / М. В. Бреднева // Читаем, учимся, играем. - 2015. -№ 9. - С. 31-36.

4. Захаркин, М. С. Быль, фэнтези, мечты и детство / М. С. Захаркин // Игровая библиотека. - 2015. - № 4. - С. 4-19.

5. Лобанкина, Е. Приключения для эрудитов: библиотечный квест как эффективная форма продвижения чтения среди школьников / Е. Лобанкина // Библиополе. - 2016. - № 1. - С. 34-39.

6. Рыцева, Д. С. Ломая стереотипы: разработка и внедрение квест-проектов в реальности библиотеки для людей с ограниченными возможностями / Д. С. Рыцева // Молодые в библиотечном деле. - 2016. - № 11. - С. 13-15.

20

7. Софьина, М. Н. Квест в научной библиотеке вуза / М. Н. Софьина, Д. М. Хафизов // Университетская книга. -2017. - № 4 (май). - С. 46-49.

8. Частухина, Е. Е. Лабиринтами знакомых залов / Е. Е. Частухина, Л. А. Коновалова // Читаем, учимся, играем. -2014. - № 4. - С. 4-8.

9. Чаусова, А. В. Лабиринт Воланда / А. В. Чаусова // Читаем, учимся, играем. - 2016. - № 9. - С. 10-13.

10. Шалимова, В. И. Поэтический калейдоскоп / В. И. Шалимова // Читаем, учимся, играем. - 2017. - № 9. - С. 39-46.

11. Эмир-Асанова, О. А. Чехов: особые приметы / О. А. Эмир-Асанова // Читаем, учимся, играем. - 2016. - № 2. - С. 38-42.

Получено 07.03.2018

A. Pakhorukova E. Potanina

Technologist of Library Candidate of Pedagogic Sciences,

Information System of Kurgan Lecturer of Kurgan regional College of Culture

E-mail: anastacing@gmail.com E-mail: e.potanina2012@yandex.ru

LIBRARY AND INFORMATION QUESTS: FEATURES AND SPECIFICITY

Abstract. Libraries are constantly experimenting, trying different forms of group work in order to attract new readers. Often, library events are organized in the format of a quest - a route passing through the library rooms with thematic tasks at checkpoints. Analysis of the quests published in the professional literature reveals a number of shortcomings: the complexity of the organization, the primitiveness of tasks, the limited number ofparticipants. Consequently, leisure activities of such a format are not sufficiently adapted to the specificity of library activities. To successfully compete in the leisure market, the library can master a special kind of a library and information quest, i.e. a competitive game based on bibliographic search. An emphasis is placed on the analysis of the following key characteristics of such an event: motivation of participants, preparation of place, identification of winners, work with the book fund, summarizing. Several examples of library and information quests are given as samples.

Keywords: library service, intellectual leisure, library and information quest, competitive game, book exhibition, bibliographic search

For citing: Pakhorukova A., Potanina E. 2018. Library and information quests: features and specificity. Culture and Arts Herald. No 1 (53) : 17-21.

References

1. Aristova S. 2017. Put the planet in order. Chitaem, uchimsya, igraem [We read, we study, we play]. No 10 : 36-41. (In Russ.).

2. Batova M. 2016. Library quest: success secrets. The modern library magazine. No 2 : 84-87. (In Russ.).

3. Bredneva M. 2015. "You will see: the world is beautiful". Chitaem, uchimsya, igraem [We read, we study, we play]. No 9 : 31-36. (In Russ.).

4. Zakharkin M. 2015. Byl, fantasy, dreams and childhood. The Edutainment Magazine. No 4 : 4-19. (In Russ.).

5. Lobankina E. 2016. Adventures for erudites: library quest as a effective form of advance of reading among pupils. Bibliopole. No 1 : 34-39. (In Russ.).

6. Rytseva D. 2016. Breaking stereotypes: development and deployment quest projects in reality of library for physically disabled people. Molodye v bibliotechnom dele [Youngpeople in library science]. No 11 : 13-15. (In Russ.).

7. Sofina M., Khafizov D. 2017. Quest in scientific library of higher education institution. Universitetskaya kniga [University book]. No 4 (May) : 46-49. (In Russ.).

8. Chastukhina E., Konovalova L. 2014. Labirinths of familiar halls. Chitaem, uchimsya, igraem [We read, we study, we play]. No 4 : 4-8. (In Russ.).

9. Chausova A. 2016. Labirinth of Voland. Chitaem, uchimsya, igraem [We read, we study, we play]. No 9 : 10-13. (In Russ.).

10. Shalimova V. 2017. Poetic kaleidoscope. Chitaem, uchimsya, igraem [We read, we study, we play]. No 9 : 39-46. (In Russ.).

11. Emir-Asanova O. 2016. Chekhov: special signs. Chitaem, uchimsya, igraem [We read, we study, we play]. No 2 : 38-42. (In Russ.).

Reseived 07.03.2018

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.