Научная статья на тему 'БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ  О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ  (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)'

БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общество попечения о начальном образовании / библиотеки / народно-школьные библиотеки / Primary Education Care Society / libraries / public school libraries

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Т.А. Курникова, Ю.А. Черниенко

В статье раскрывается деятельность Общества попечения о начальном образовании в контексте истории создания и развития публичных провинциаль ных библиотек на территории г. Барнаула. Книга, библиотека, чтение позволяют осуществлять передачу информации, и во многом качество образования, успех самообразования будут зависеть именно от них. Исторически в формировании образовательной среды региона особую роль сыграла общественная инициатива. В то же время публичная библиотека в Сибири – переосмысленный опыт организации библиотек в Европейской части России. Благодаря деятельности П.И. Макушина и его последователей, в частности В.К. Штильке, народная библиотека за Уралом – не просто точная копия европейской, а творческое ее переосмысление. Традиции, заложенные Обществом и В.К. Штильке, продолжены в деятельности современных библиотек города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIBRARY ACTIVITIES OF THE SOCIETY FOR THE CARE ON PRIMARY EDUCATION (THE CASE STUDY OF BARNAUL, ALTAI KRAI)

The article reveals the activities of the Society for the Care of Primary Education in the context of the history of the creation and development of provincial public libraries in the city of Barnaul. A book, a library, reading allow the transfer of information and in many respects the quality of education, the success of self-education will depend on them. Historically, public initiative played a special role in shaping the educational environment of the region. At the same time, the public library in Siberia is a rethought experience in organizing libraries in the European part of Russia. Thanks to the activity of P.I. Makushin and his followers, in particular V.K. Shtilke, the national library beyond the Urals is not just an exact copy of the European, but its creative rethinking. Traditions laid by the Society and V.K. Shtilke continued in the activities of modern libraries of the city.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)»

6. Shmeleva E.D., Semenova T.V. Akademicheskoe moshennichestvo studentov: uchebnaya motivaciya vs obrazovatel'naya sreda. Voprosy obrazovaniya. 2019; № 3: 101 - 129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129

7. Hudyakova O.Yu., Opredelyakova E.V., Kolesnikova A.A., Tarabrina Yu.O. Izuchenie uchebnyh motivov u studentov shestogo kursa pediatricheskogo fakul'teta. Optimizaciya vysshego medicinskogo i farmacevticheskogo obrazovaniya: menedzhment kachestva i innovacii: materialy X Vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk: izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, 2019: 112 - 115.

Статья поступила в редакцию 12.07.20

УДК 374

Kurnikova T.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: mirisr@bk.ru

Cherniyenko Yu.A, Cand. of Sciences (History), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: mirisr@bk.ru

THE LIBRARY ACTIVITIES OF THE SOCIETY FOR THE CARE ON PRIMARY EDUCATION (THE CASE STUDY OF BARNAUL, ALTAI KRAI). The article reveals the activities of the Society for the Care of Primary Education in the context of the history of the creation and development of provincial public libraries in the city of Barnaul. A book, a library, reading allow the transfer of information and in many respects the quality of education, the success of self-education will depend on them. Historically, public initiative played a special role in shaping the educational environment of the region. At the same time, the public library in Siberia is a rethought experience in organizing libraries in the European part of Russia. Thanks to the activity of P. I. Makushin and his followers, in particular V.K. Shtilke, the national library beyond the Urals is not just an exact copy of the European, but its creative rethinking. Traditions laid by the Society and V.K. Shtilke continued in the activities of modern libraries of the city.

Key words: Primary Education Care Society, libraries, public school libraries.

Т.А. Курникова, канд. соц. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: mirisr@bk.ru

Ю.А. Черниенко, канд. ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: mirisr@bk.ru

БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ

О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

В статье раскрывается деятельность Общества попечения о начальном образовании в контексте истории создания и развития публичных провинциальных библиотек на территории г Барнаула. Книга, библиотека, чтение позволяют осуществлять передачу информации, и во многом качество образования, успех самообразования будут зависеть именно от них. Исторически в формировании образовательной среды региона особую роль сыграла общественная инициатива. В то же время публичная библиотека в Сибири - переосмысленный опыт организации библиотек в Европейской части России. Благодаря деятельности П.И. Макушина и его последователей, в частности В.К. Штильке, народная библиотека за Уралом - не просто точная копия европейской, а творческое ее переосмысление. Традиции, заложенные Обществом и В.К. Штильке, продолжены в деятельности современных библиотек города.

Ключевые слова: Общество попечения о начальном образовании, библиотеки, народно-школьные библиотеки.

Библиотека - это учреждение, без которого немыслимо осуществление образовательного процесса, самообразования. Открытие по инициативе Общества попечения о начальном образовании народно-школьных библиотек, публичной библиотеки в г Барнауле позволило предоставить доступ к чтению и книге разным категориям читателей в контексте внешкольного просвещения горожан.

Публичная библиотека в Сибири - переосмысленный опыт организации библиотек в Европейской части России. Благодаря деятельности П.И. Макушина и его последователей, в частности В.К. Штильке, народная библиотека за Уралом - не просто точная копия европейской, а творческое ее переосмысление. Попытки осветить и проанализировать успехи создания публичной библиотеки в Западной Сибири появляются уже в XIX веке. На Алтае создавались публичные библиотеки двух типов: частные публичные и общественные публичные библиотеки. Большая часть публикаций освещает вопросы, связанные с деятельностью второго типа библиотек. Открывает ряд исследователей сборник П.А. Голубева -первый систематический справочник о библиотеках [1].

Благодаря сохранившимся изданиям из библиотек того времени, можно составить представление о фонде, а также обрисовать черты типичного читателя провинциального сибирского города.

В 1929 г выходит работа ГД. Няшина, в которой дается характеристика второго типа публичных библиотек - общественных. Автор останавливается на событиях, благодаря которым в Барнауле была создана под покровительством Общества попечения о начальном образовании городская общественная библиотека, рисует портрет В.К. Штильке как инициатора и создателя библиотеки и Школьного общества [2].

Позднее, долгие годы проблема открытия библиотек В.К. Штильке в Барнауле не рассматривалась в советской печати, и только в годы хрущевской оттепели в местных изданиях появляются работы о просветителе, несмотря на, казалось бы, всесторонний обзор его деятельности и как общественного деятеля, педагога, публициста, успехи В.К. Штильке на библиотечной стезе остались незамеченными.

Большая часть публикаций освещает события, связанные с организацией Публичной общественной библиотеки в 1888 г. по инициативе Общества попечения о начальном образовании, возглавляемом В.К. Штильке. К числу фундаментальных работ в данном случае следует отнести публикации В. Гришаева, П. Бородкина, Т. Полухина [цит. по: 3, с. 61]. Статьи других авторов в лучшем случае дополняют работы названных исследователей. Однако и тем, и другим не удалось обрисовать широту библиотечных проектов В.К. Штильке. Безусловно, это в большей степени должно интересовать библиотечных работников и пред-

ставителей высшего профессионального обучения, в среде которых до последнего времени историков не было.

Опираясь на материалы опубликованных работ и неопубликованных источников из фондов 51 «Городская дума» и 72 «Общество попечения о начальном образовании» Государственного архива Алтайского края, попытаемся обрисовать видимые контуры библиотечной программы В.К. Штильке.

Необходимо заметить, что В.К. Штильке пришел к идее дифференциации читателей через создание самого читательского контингента. Известно, что было открыто три народно-школьные библиотеки и публичная. Первая народно-школьная библиотека создана 23 октября 1885 года как ученическая при воскресной школе. Она представляла собой библиотеку-читальню, то есть имела только читальный зал. Поэтому учащиеся воскресных школ охотно прибегали к библиотечным услугам, чтобы дополнить те знания, которые учащиеся получают в школах [4, с. 90].

Постепенно реформа школы, которая из воскресной превратилась в начальную, затронула и библиотеку. Среди читателей-учащихся стали появляться и взрослые, в основном преподаватели Нагорной школы и барнаульских училищ [3]. Библиотека ввела абонементную систему обслуживания. Книга выдавалась на две недели под залог или расписку преподавателя. За каждый просроченный день бралась пеня - 3 копейки. По всей видимости, народно-школьная библиотека пользовалась популярностью у читателей. Об этом свидетельствует рост числа ее подписчиков. С 300 читателей в 1897 году до 372 в 1898 году [4, с. 90 - 91]. Как отмечают современники, с течением времени библиотека уже не могла удовлетворить спрос на книги, так как в ней состояли учащиеся почти всех учебных заведений города [1].

Поэтому Совет школьного общества решил возбудить ходатайство об открытии народных библиотек-читален на окраинах города. Официальная версия связывает открытие второй народно-школьной библиотеки с основанием народного дома в 1900 году. Возможно, что она носила имя педагогической. В.К. Штиль-ке мыслил создание библиотек для разных категорий читателей: учащихся и педагогов. Для учащихся: библиотека при Нагорной школе (18885 г) и библиотека при Зайчанской школе (1909 г). Для учителей - библиотека народного дома. Кроме того, библиотеки стремились ограничить количество читателей [5], что объясняется перераспределением читателей по специализированным библиотекам.

Вероятно, В.К. Штильке хотел сделать центром обслуживания библиотеку при народном доме, получившую название Центральной. Просветитель считал, что Общество попечения о начальном образовании может выполнять функции комплектования фондов для народно-школьных библиотек. Именно с этой це-

лью в 1895 году был открыт книжный склад. Существовало несколько попыток создания в Барнауле книжного склада, являющегося уменьшительной моделью Сибирского книжного магазина П.И. Макушина. Как отмечают исследователи, «прежние попытки устроить книжный склад не достигли цели и привели к судебному следствию, назначенному над инспектором школ, заведовавшим складом и неизвестно куда девавшим запасной капитал в 35 тысяч рублей» [3, с. 62]. Только через два года барнаульское общество открыло склад книг, но продавать из него можно было те издания, которые одобрены Ученым комитетом Министерства народного просвещения или Учебным комитетом при Святейшем Синоде. С одной стороны, книжный магазин являлся ответом на цензуру, с другой, играл прогрессивную роль - оправдывал существование бесплатных народно-школьных библиотек. Склад приносил прибыль: за тринадцать месяцев при затрате 2 307 он получил чистой прибыли 167 рублей. Таким образом, склад выполнял функцию комплектования народно-школьных библиотек. Известно, что книжный склад в основном специализировался на продаже учебников [6, л. 186].

Венцом всей деятельности В.К. Штильке является организация городской общественной библиотеки (1888 г). Именно здесь он привлек к управлению библиотекой общественность Барнаула, расширил круг организаторов библиотечного строительства, выйдя за рамки Общества попечения о начальном образовании. После передачи в 1905 г городскому самоуправлению она перешла на баланс Городской думы, то есть была признана достоянием Барнаула.

Изначально концепция публичной библиотеки включала обслуживание различных категорий читателей, и следствием этого является универсальность ее фондов. Анализ процентного соотношения читательских групп показывает, что пользовались общественной библиотекой в основном состоятельные граждане Барнаула. В основном служащие: 55,5%, торговцы - 13,9%, приказчики - 10,8%, преподаватели - 8,4%, учащиеся - 3,8%, духовники - 2,4%, военные - 2,1%, рабочие - 2,4% [4, с. 91]. Такой широкий состав читателей говорит о том, что фонд библиотеки был достаточно универсален. Существующая за счет средств населения библиотека формировала свое собрание в соответствии с запросами пользователей. Таким образом, система создания библиотек жителями в силу необходимости позволяла подобрать (сформировать) фонд, отвечающий нуждам и обеспечить должное снабжение необходимой литературой. Для обслуживания использовалась абонементная система и читальный зал, так называемый «кабинет для чтения» [1].

В связи с неустойчивым материальным положением пользование библиотекой было платным. Причем плата делилась по разрядам, существовали льготы для некоторых категорий читателей, в частности для педагогов [7]. По первому разряду платили 6 рублей в год, 60 копеек в месяц; по 2 разряду 4 рубля в год, 40 копеек в месяц; по 3 разряду 2 рубля 50 копеек в год, 25 копеек в месяц; по 4 разряду 1 рубль 15 копеек в год, 15 копеек в месяц; по 5 разряду 11 рубль в год, 10 копеек в месяц. Учителям было предоставлено право бесплатного пользования библиотекой по второму разряду. За пользование по первому разряду они должны были платить за журналы разницу между годовыми платами, то есть два рубля в год. Эта мера объясняется тем, что преподаватели, пользуясь бесплатно всеми новыми журналами по первому разряду, задерживали их поступление подписчикам других профессий первого разряда [там же]. Практиковалась система залогов и штрафов за издание. За просроченный день за новый журнал взималось 10 копеек, за книгу и старый журнал - три копейки. Количество выданных книг зависело от разряда, по которому платил за пользование библиотекой читатель. По первому разряду выдавалось пять книг через пять дней по получении новой книги библиотекой. По второму разряду - четыре книги, новые книги через два месяца. По третьему разряду - три книги, через три месяца. На общих основаниях новые журналы и книги выдавались через шесть месяцев после получения. Подписчики могли держать новые книги трое суток, книги из отдела беллетристики и старые журналы - десять суток, книги остальных отделов - двадцать дней, газеты два дня [8].

На начальном этапе своего формирования (до 1905 г.), когда общественная библиотека входила в систему библиотек Общества попечения о начальном образовании, в ее фонде не было детских изданий.

Народно-школьные библиотеки специализировались на детской и учебной литературе, а публичная - на литературе для взрослых читателей и детских журналах, выписываемых народно-школьной библиотекой, которые шли на удовлетворение нужд подписчиков Публичной библиотеки [5, л. 31]. Только после передачи библиотеки городскому самоуправлению она начала формировать фонд для детей. Народно-школьные же библиотеки пошли дальше по пути дифференциации обслуживания читателей. К 1911 г в их собраниях осталась только учебная и детская литература. Все же остальные издания были переданы в Центральную библиотеку при народном доме.

Таким образом, Василию Константиновичу Штильке удалось разграничить систему библиотек для детей и положить основы формирования сети библиотек для взрослого читателя. В результате сложилась система детских библиотек (народно-школьные библиотеки при начальных школах). Если говорить о системе библиотек для взрослых, то речь идет не только о городской общественной библиотеке, но и о замысле библиотеки для педагогов, то есть специальной библиотеки.

Другими словами, в деятельности В.К. Штильке затронуты аспекты формирования сети библиотек для детей взрослых и сети специальных библиотек.

Организаторы общественных публичных библиотек в середине XIX века отстаивали право на комфортные условия существования библиотек, которые виделись, прежде всего, как создание при библиотеках «кабинета для чтения» (читального зала). Однако обслуживание собственного помещения и вызванные этим частые смены их местонахождения (при школах, в частных домах) долгое время отодвигали осуществление мечты о функционировании библиотеки в режиме абонемента и читального зала. Установка на строительство библиотечной сети (при реальной ситуации отсутствия фонда) заведомо опиралась на деятельность в библиотеке, формирование читательской аудитории, создание «трудового тона жизни детей в их учреждении». Потенциальных читателей привлекали не ресурсами чтения, а возможностью общения и перспективой сформировать новые социальные контакты под руководством взрослых. Деятельность по организации библиотечного общения детей не опиралась напрямую на потенциал родителей, но копировалась на сознательном уровне библиотекарями. Формы взрослой социальной активности адаптировались в детской библиотеке [9].

Большой интерес у специалистов вызывает существование библиотек на территории г. Барнаула в годы Советской власти. Судя по отчетам Отдела народного образования Барнаульского окружного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Барокроно), с 1 октября

1926 г. по 1 октября 1927 г. существующая в городе сеть стационарных библиотек не претерпела изменений. Она состояла из трех библиотек для взрослых, двух для детей и одной научной библиотеки [10, л. 90].

Недостаток комплектования, судя по отчету, отмечался всеми библиотеками. Так, «количество книг за 1926/27 г несколько убыло, это объясняется тем обстоятельством, что к 10-летию октября библиотеки провели чистку книжного состава, то есть изъяли ветхие, списали за давно числящимися подписчиками и прочее, так Центральная детская библиотека в 1926 г имела 5 364 книги, а к

1927 г имеет 5 300, несмотря на то, что в течение года она пополнила свой книжный инвентарь на 600 рублей. Центральная библиотека также в 1926 г числила 33 195, теперь считает только 32 760. По 1-ой районной и начальной детской есть повышение, 3-я районная библиотека еще не приведена в порядок, вследствие переброски в другое помещение» [10, л. 90 (об.)].

Составители отчета за 1926 - 1927 гг отмечают положительные тенденции в формировании библиотечного фонда, а также увеличение количества читателей-рабочих и снижение количества читателей-служащих, что объяснялось наличием в союзе совторгов своей довольно приличной библиотеки [там же, л. 91]. Отмечается также сезонность посещаемости библиотек города учащимися. Например, в зимнее время учащиеся составляют 25 - 35%, а «летом процент читателей из учащихся понижается значительно» [там же].

Вопросу продвижения книги к читателю уделялось большое значение, но использовались в основном наглядные формы - выставки, витрины и тому подобное. В каждой библиотеке имелся свой план, в котором учитывались местные нужды и требования. Например, «1-ая районная ж.д. библиотека обратила большое внимание на пропаганду производственной литературы для рабочих ж.д., Центральная библиотека пропагандировала книгу производственную по разным вопросам, так как читатель Центральной библиотеки довольно разношерстный, тут приходилось пропагандировать и с.х. книгу (для занимающихся сельским хозяйством), особенно по огородничеству и садоводству и книгу для счетных работников, и техническую. Пропаганда книги идет большей части на выдаче, где устроена витрина. Подсчет результатов показал, что пропаганда велась именно той книги, которую нужно. Пропаганда книги ведется больше через читальню, т.к. к моменту нужна новая книга, а новую книгу сразу выдать на дом нельзя, часто их бывает очень ограниченное количество, так что библиотека может предоставить возможность пользоваться нужной книгой только в читальне» [10, л. 91 (об.)].

Читательские организации, существующие в библиотеках города, традиционно представлены библиотечным советом и кружком «Друзей библиотеки». Библиотечное сообщество отмечало высокую эффективность читательских объединений: «При наличии тех штатов, которые имеют наши библиотеки и при тех требованиях какие сейчас к библиотекам предъявляются, мы не смогли бы сделать многого, если бы нам на помощь не пришел читатель. В области самообразования нашими библиотеками сделано еще очень и очень мало. Правда, на объединении этот вопрос уже проработан и был намечен даже план, по которому должна была ставиться самообразовательная работа, но недостаточная подготовка и малые штаты не дали возможности провести эту работу в той мере, в какой требовалось. В нынешнем году намечено провести работу по этому плану. Сейчас уже преступлено к выявлению одиночек, занимающихся самообразованием, и ведется пропаганда самообразования. Изучение читателя пока идет тоже очень слабо. Полностью провела изучение читателя только 1-ая районная ж.д. библиотека, т.к. она имела определенное задание от д. Комитета» [10, л. 91 (об.)]. В связи с высокой нагрузкой на одного библиотекаря не всегда удавалось выполнить планируемое. В частности «Центральной библиотекой хотя и было намечено провести изучение одной группы читателей за истекшую зиму, но проделать эту работу не удалось» [там же].

Понимание важности самообразования читателей среди библиотечных специалистов стимулировало развитие деятельности передвижных библиотек. В 1926 - 1927 гг. передвижные фонды были организованы при Центральной библиотеке (обслуживала город и деревню) и 1-й районной железнодорожной библиотеке.

Таким образом, благодаря деятельности Общества попечения о начальном образовании были открыты библиотеки для детей и взрослых г. Барнаула. Традиции, заложенные Обществом и В.К. Штильке, продолжены в деятельности современных библиотек города. История развития региона

Библиографический список

обусловливает и специфику развития образовательной среды на его территории. Библиотека была и остается неотъемлемым элементом образовательного процесса, самообразования вне зависимости от времени и периода своего существования.

1. Голубев П.А. Общество попечения о начальном образовании. Алтай: Историко-статистический сборник. Томск: Типография-литография Михайлова и Макушина, 1890: 289 - 298.

2. Няшин ГД. Некоторые моменты истории Барнаула. Барнаул, 1929: 24.

3. Тетерина Т. А. Формирование системы библиотечного обслуживания читателей в Барнауле (проект В.К. Штильке, вт. пол. XIX - нач. XX вв.). Теория и практика библиотечного дела на Алтае. Барнаул, 1996: 60 - 67.

4. Частная инициатива и народное просвещение в Сибири. Образование. 1892; 11: 83 - 91.

5. Отчеты о деятельности Общества за 1897, 1911, 1913 и 1917 г. с материалами к ним; Краткий очерк деятельности за период 1890 г. Устав Общества. ГААК. Ф. 72. Оп. 1. Д. 8. 90 л.

6. О выдаче краткосрочной ссуды в размере 500 рублей Обществу попечения о начальном образовании в г. Барнауле на торговые операции книжного склада. ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 3. Л. 186.

7. Об отклонении ходатайства Общества попечения о начальном образовании об ассигновании 200 рублей на приобретение книг и 200 рублей на печатание каталога библиотеки. ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 4. Лл. 8 - 10.

8. Адрес-календарь г. Барнаула на 1910 г. Барнаул: Типо-литография Главного управления Алтайского округа, 1909: 105.

9. Курникова Т.А. Библиотека и семья: проблемы организации чтения. Теория и практика библиотечного дела на Алтае. Барнаул, 2004; Выпуск 8: 71 - 76.

10. Годовой отчет Барокроно с 1-го октября 1926 г. по 1-ое октября 1927 г. ГААК. Ф. Р-35. Оп. 1. Д. 22. Лл. 90 - 92.

References

1. Golubev P.A. Obschestvo popecheniya o nachal'nom obrazovanii. Altaj: Istoriko-statisticheskij sbornik. Tomsk: Tipografiya-litografiya Mihajlova i Makushina, 1890: 289 - 298.

2. Nyashin G.D. Nekotorye momenty istorii Barnaula. Barnaul, 1929: 24.

3. Teterina T.A. Formirovanie sistemy bibliotechnogo obsluzhivaniya chitatelej v Barnaule (proekt V.K. Shtil'ke, vt. pol. XIX - nach. XX vv.). Teoriya ipraktika bibliotechnogo dela na Altae. Barnaul, 1996: 60 - 67.

4. Chastnaya iniciativa i narodnoe prosveschenie v Sibiri. Obrazovanie. 1892; 11: 83 - 91.

5. Otchety o deyatel'nosti Obschestva za 1897, 1911, 1913 i 1917 g. s materialami k nim; Kratkij ocherk deyatel'nosti za period 1890 g. Ustav Obschestva. GAAK. F. 72. Op. 1. D. 8. 90 l.

6. O vydache kratkosrochnoj ssudy v razmere 500 rublej Obschestvu popecheniya o nachal'nom obrazovanii v g. Barnaule na torgovye operacii knizhnogo sklada. GAAK. F. 51. Op. 1. D. 3. L. 186.

7. Ob otklonenii hodatajstva Obschestva popecheniya o nachal'nom obrazovanii ob assignovanii 200 rublej na priobretenie knig i 200 rublej na pechatanie kataloga biblioteki. GAAK. F. 51. Op. 1. D. 4. Ll. 8 - 10.

8. Adres-kalendar'g. Barnaula na 1910 g. Barnaul: Tipo-litografiya Glavnogo upravleniya Altajskogo okruga, 1909: 105.

9. Kurnikova T. A. Biblioteka i sem'ya: problemy organizacii chteniya. Teoriya i prakíika bibliotechnogo dela na Altae. Barnaul, 2004; Vypusk 8: 71 - 76.

10. Godovoj otchet Barokrono s 1-go oktyabrya 1926 g. po 1-oe oktyabrya 1927 g. GAAK. F. R-35. Op. 1. D. 22. Ll. 90 - 92.

Статья поступила в редакцию 12.07.20

УДК 378.4

Neumoeva-Kolchedantseva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, doctoral postgraduate, Academic Department of Methodology

and Theory of Socio-pedagogical Research, Tyumen University (Tyumen, Russia), E-mail: eneumoeva@yandex.ru

SUPPORTING THE PERSONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE TEACHERS AS A FACILITATING PRACTICE. The article studies the conceptual substantiation of pedagogical support for the personal self-determination of a future teacher as a facilitating practice. The personal self-determination of the future teacher is a relatively new subject of support in professional education, the relevance of which is associated with the individualization of education. The active interpretation of personal self-determination ("activity of self-determination") allows to consider pedagogical support as a relevant humanitarian practice, the purpose of which is the sociocultural mediation of personal self-determination using an arsenal of well-known mediators (sign, word, action). At the same time, the humanitarian nature of support assumes that socio-cultural mediators, as well as the psychotechnical aspect of support, are secondary in relation to the personality of the teacher-facilitator. The facilitating essence of support is provided and implemented through the teacher's personality, which is viewed as a highly resourceful personality that stimulates the processes of students' personal self-determination. Understanding the facilitative essence of the support and activity nature of personal self-determination allows us to give a positive characteristic for the actions of the educator-facilitator: stimulating the basic processes of self-determination, "trying" personality activity in the quasi-mode and in a wide life context.

Key words: pedagogical support, personal self-determination, sociocultural mediation, teacher-facilitator, facilitating practice.

Е.В. Неумоева-Колчеданцева, канд. психол. наук, доц., докторант, Тюменский государственный университет, г. Тюмень,

E-mail: eneumoeva@yandex.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

КАК ФАСИЛИТИРУЮЩАЯ ПРАКТИКА

Статья посвящена концептуальному обоснованию педагогического сопровождения личностного самоопределения будущего педагога как фасилити-рующей практики. Личностное самоопределение будущего педагога - относительно новый «предмет» сопровождения в профессиональном образовании, актуальность которого связана с индивидуализацией образования. Деятельностная трактовка личностного самоопределения («деятельность самоопределения») позволяет рассматривать педагогическое сопровождение как релевантную ему гуманитарную практику, целевое назначение которой заключается в социокультурном опосредовании личностного самоопределения с использованием арсенала известных медиаторов (знак, слово, действие). При этом гуманитарный характер сопровождения предполагает, что социокультурные медиаторы, а также психотехнический аспект сопровождения «вторичны» по отношению к личности педагога-фасилитатора. Фасилитирующая суть сопровождения «обеспечивается» и реализуется «посредством» личности педагога, которая рассматривается как высоко ресурсированная личность, стимулирующая процессы личностного самоопределения студентов. Понимание фасилитирующей сути сопровождения и деятельностного характера личностного самоопределения позволяет дать позитивную характеристику действий педагога-фасилитатора: стимулирование базовых процессов самоопределения, «пробующей» активности личности в квазирежиме и в широком жизненном контексте.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, личностное самоопределение, социокультурное опосредование (медиация), педагог-фаси-литатор, фасилитирующая практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.