Научная статья на тему 'Роль библиотек Общества попечения о начальном образовании в культурном развитии Барнаула (80-е гг. Xix – начало ХХ вв. )'

Роль библиотек Общества попечения о начальном образовании в культурном развитии Барнаула (80-е гг. Xix – начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
294
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / НАРОДНО-ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА / НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIETY OF CARE FOR ELEMENTARY EDUCATION / PUBLIC SCHOOL LIBRARIES / CITY PUBLIC LIBRARY / PUBLIC READINGS / EXTRACURRICULAR EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никулина И. Н., Потупчик М. Н.

Изучение истории деятельности культурно-просветительских обществ, их влияния на социокультурное пространство провинциальных городов способствует целостному восприятию развития культуры как Сибири, так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся создания и развития Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, его библиотечно-просветительной деятельности. Общество возникло благодаря подвижнической деятельности видного общественного деятеля В. К. Штильке. Инициатива В. К. Штильке и других активных членов общества способствовала открытию школ для детей и воскресных школ для взрослых, упрочению народного образования через организацию библиотек, народных чтений, лекций, общедоступных спектаклей. Выявленные в ходе исследования основные направления, методы, формы, результаты образовательной работы, позволили сделать вывод о главенствующей роли Общества в деле внешкольного образования в Барнауле в 80-е гг. XIX в. – начале ХХ в. Обоснован вывод о значительном влиянии библиотек Общества на распространение книжной культуры среди широких масс населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LIBRARIES CARE SOCIETY FOR ELEMENTARY EDUCATION IN CULTURAL DEVELOPMENT OF BARNAUL (1880s – EARLY XX CENTURY)

The study of history of cultural and educational society’s activity, as well as the way they influence the socio-cultural space of provincial towns, contributes to holistic perception of cultural development of Siberia as well as Russia in general. Some issues relating to creation and development of Barnaul Society of Care for Elementary Education and its educational activity through libraries are considered in the article. The society was founded due to the selfless work of such an outstanding public person as V. K. Shtilke. Shtilke’s initiative as well as the initiative of other members of the society contributed to the opening of schools for children and weekend schools for adults, strengthening of public education through library organization, public readings, lectures, accessible performances. The main directions, methods, forms and results of educational work identified in the course of the study have led to the conclusion about the leading role of the Society in extracurricular education in Barnaul in 1880s – the beginning of 20th century. The conclusion about the significant influence of libraries of the Society on the dissemination of book culture among the broad masses of the population is justified.

Текст научной работы на тему «Роль библиотек Общества попечения о начальном образовании в культурном развитии Барнаула (80-е гг. Xix – начало ХХ вв. )»

УДК 94(571.1):021

РОЛЬ БИБЛИОТЕК ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ БАРНАУЛА (80-Е ГГ. XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Ирина Н. Никулина1' Маргарита Н. Потупчик2' @

1 Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, Россия, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46

2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова, Россия, 656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, 5

@ inikulina@mail.ru @ p-mn@mail.ru

Аннотация: Изучение истории деятельности культурно-просветительских обществ, их влияния на социокультурное пространство провинциальных городов способствует целостному восприятию развития культуры как Сибири, так и России в целом. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся создания и развития Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, его библио-течно-просветительной деятельности. Общество возникло благодаря подвижнической деятельности видного общественного деятеля В. К. Штильке. Инициатива В. К. Штильке и других активных членов общества способствовала открытию школ для детей и воскресных школ для взрослых, упрочению народного образования через организацию библиотек, народных чтений, лекций, общедоступных спектаклей. Выявленные в ходе исследования основные направления, методы, формы, результаты образовательной работы, позволили сделать вывод о главенствующей роли Общества в деле внешкольного образования в Барнауле в 80-е гг. XIX в. - начале ХХ в. Обоснован вывод о значительном влиянии библиотек Общества на распространение книжной культуры среди широких масс населения.

Для цитирования: Никулина И. Н., Потупчик М. Н. Роль библиотек Общества попечения о начальном образовании в культурном развитии Барнаула (80-е гг. XIX - начало ХХ вв.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 62 - 66. Б01: 10.21603/2078-8975-2017-2-62-66.

Поступила в редакцию 25.01.2017. Принята к печати 27.03.2017.

Ключевые слова: Общество попечения о начальном образовании, народно-школьные библиотеки, городская общественная библиотека, народные чтения, внешкольное образование

История культурно-просветительской деятельности в Сибири второй половины XIX - начала XX вв. включает в себя историю распространения образования, в том числе внешкольного, развития литературного и художественного творчества, организации культурного отдыха населения. Важную роль в развитии сибирского просвещения играла «частная инициатива» в лице различных обществ культурно-просветительской направленности. В Сибири в этот период широкое распространение получили организации в виде благотворительных обществ попечения о начальном образовании. Первое Общество попечения о начальном образовании было открыто в 1882 г. в г. Томске П. И. Макушиным, и уже к началу XX в. на территории за Уралом насчитывалось 15 организаций, имеющих такое же название [1, с. 24]. На Алтае культурное развитие в 80-х гг. XIX - начале ХХ вв. также тесно связано с деятельностью Общества попечения о начальном образовании (далее - Общество). Общество основано 7 октября 1884 г. в Барнауле по инициативе видного общественного деятеля, высланного «по политическому делу» из столицы дворянина Василия Константиновича Штильке. В 1883 г. Штильке, по примеру своего коллеги из Томска П. И. Макушина, представил на заседании Барнаульской городской Думы проект устава Общества попечения о начальном образовании. Общество ставило своей целью «... ликвидацию неграмотности

усилиями самих граждан при наименьшем вмешательстве административной власти» [2, л. 59]. Необходимо отметить, что в начале 1880-х гг. в Барнауле - центре Алтайского горного округа народное образование представляло следующую картину: имелись окружное горное училище, духовное училище, женская прогимназия, начальное образование давали подготовительный класс горного училища, женская приходская школа, Покровская церковно-приходская школа. Из публичных библиотек - частная библиотека П. И. Веснина, открытая в Барнауле в 1873 г., имеющая в 1878 г. 50 подписчиков. За пользование библиотекой взималась плата по разрядам 5 и 3 рубля в год [3, с. 289]. В рассматриваемый период у горожан Западной Сибири растут потребности в получении образования, в посещении городских светских школ [4, с. 32]. В соответствии с этими потребностями власти и общественность стремились увеличить количество учебных заведений. Недостаток начальных школ в городе, отсутствие возможности закрепления прочности полученного образования посредством посещения библиотек стали основными причинами создания Общества. На протяжении всех лет существования (1884 - 1919) Общество занималось широкой общественной деятельностью, в круге его интересов были: открытие школ для детей и воскресных школ для взрослых, создание библиотек, проведение чтений, постановка

спектаклей, обустройство и содержание сада с детской площадкой.

Благодаря подвижнической деятельности В. К. Штиль-ке, являвшимся фактическим руководителем Общества, и других членов благотворительной организации, в городе 15 сентября 1885 г. была открыта Нагорная школа, а в 1895 г. - Зайчанская. В этих школах обучалась треть барнаульских школьников, в основном дети малоимущих слоев населения. Это были первые в городе бесплатные начальные школы для девочек и мальчиков. В них бесплатными были не только обучение, но и учебники; наиболее нуждающиеся дети обеспечивались обувью, одеждой, горячими завтраками. Следует отметить, что на заседаниях Совета Общества В. К. Штильке «...стал проводить мысль о необходимости создать при Обществе библиотеку, которая могла бы удовлетворять потребности не только детей школьного возраста, но и взрослых, посещающих воскресные школы» [2, л. 59]. Несомненно, для открытия библиотеки требовались значительные средства. Поэтому Штильке обратился с просьбой о помощи в этом начинании к проживавшему в Петербурге известному благотворителю И. М. Сибирякову, который пожертвовал 5 тысяч рублей. Штильке был составлен список необходимых книг, отправленный затем в Петербург. 23 октября 1885 г. Советом Общества с разрешения томского губернатора при школе была открыта бесплатная народно-школьная библиотека. Библиотека первоначально помещалась в доме В. Штильке, который безвозмездно выполнял обязанности библиотекаря. При открытии библиотека имела 475 томов. К концу года в ней насчитывалось 200 читателей. Ежегодно библиотеке выделялась определенная сумма на выписку журналов, приобретение новых книг и их переплет, например в 1897 г. было израсходовано 119 руб. 69 коп. [5, с. 11]. К 1899 г. число читателей достигло 532 человека, фонд увеличился до 1284 книг и 136 номеров периодических изданий [6]. Данной библиотекой могли пользоваться учащиеся школ Общества попечения о начальном образовании и их семьи.

Однако одна библиотека не могла удовлетворить потребности всего населения в чтении, тем более - запросы горожан. Дело в том, что фонды народно-школьной библиотеки формировались строго по каталогам Министерства народного просвещения. Учебному начальству рекомендовалось «. выписывать книги беллетристического содержания не иначе, как по удовлетворении других, более настоятельных нужд библиотек, и ограничивать эту выписку исключительно произведениями, которые признаются классическими» и «. не выписывать книг сомнительного направления и не имеющих прямого отношения к задачам образования юношества» [7, с. 2 - 3]. В самом Обществе на народно-школьную библиотеку смотрели как на переходную ступень к публичной библиотеке, которая была столь необходима городу.

В марте 1887 г. В. К. Штильке обратился в Совет Общества с предложением об открытии в Барнауле городской библиотеки с кабинетом для чтения для общего пользования под ведением Общества. В мае этого же года городская Дума рассмотрела это предложение. 14 февраля 1888 г. томским губернатором было разрешено Обществу попечения о начальном образовании в Барнауле открыть общественную городскую библиотеку. Эта дата считается днем основания Алтайской краевой

универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова. Основные средства, необходимые на обустройство библиотеки, поступили в качестве пожертвований от частных лиц: от мецената И. М. Сибиряков - 1800 рублей, от купца В. Н. Сухова - 400 рублей. Активное участие в создании библиотеки приняли участие члены Общества попечения о начальном образовании, служащие, жители города, которые передали библиотеке книги, а также подборки журналов. Известно, что в фонд библиотеки жертвовали книги ссыльные П. П. Шатько, В. К. Штиль-ке, Н. Б. Шер, Ф. В. Олесинов, И. Е. Овсянкин [8; 9, с. 13]. Один из авторов сборника «Алтай» и «Алтайского сборника» Н. М. Зобнин передал в фонд библиотеки комплект журналов и газет. Известный общественный деятель, политический ссыльный С. П. Швецов вспоминал, что «. трудно назвать политического ссыльного в Барнауле, который не принимал бы хотя бы самого скромного участия в деятельности общества. Лучшим и наиболее ценным учреждением школьного общества была созданная обществом общественная библиотека, прекрасно подобранная. Главным создателем и организатором этой библиотеки был Овсянкин: хотя в ней работали и другие политические ссыльные, но именно ему она обязана своим богатым и превосходным подбором книг. Он затратил на нее несколько лет упорного, со стороны совершенно невидимого, но тем более необходимого труда» [10, с. 105]. Первым заведующим городской библиотеки был сосланный административным путем в Барнаул М. О. Курский. При открытии библиотеки фонд составил 2160 книг, через десять лет - увеличился до 3924 книг и 2372-х номеров периодических изданий. Публичная библиотека находилась в ведении библиотечного комитета, состоящего из Совета Общества попечения о начальном образовании и двух гласных от городской Думы. Основное содержание библиотеки лежало на Обществе. Городская Дума отвела для библиотеки помещение, ассигновала небольшую ежегодную субсидию на пополнение фондов, которая к 1900 г. составляла 250 рублей [6]. Известно, что детские журналы, выписываемые для народно-школьной библиотеки («Родник», «Детский отдых», «Детское чтение», «Игрушка»), большей частью поступали в городскую библиотеку, в которой не было детского отделения, а спрос на издания для детей постоянно увеличивался [5, с. 12]. Таким образом, благодаря прежде всего В. К. Штильке и другим активным членам Общества, «. барнаульцы получили возможность удовлетворить потребность в книге, а город обогатился новым важным культурным учреждением» [2, л. 59]. В 1905 г. библиотека как хорошо оборудованное организованное дело была полностью передана в ведение городского самоуправления.

В дальнейшем по инициативе В. К. Штильке 20 ноября 1895 г. был открыт книжный склад (магазин), в 1897 г. - воскресные школы для взрослых при уже имевшихся школах Общества, в 1898 - 1900 гг. выстроен Народный дом. По этому поводу известный общественный деятель Г. Б. Баитов отмечал, что «. с этого времени Барнаул вышел из разряда тех сибирских городов, в которых начальное образование составляет роскошь, доступную каким-нибудь 5 - 10 % всего населения детей школьного возраста» [6, с. 4]. Заслугой Общества также явилась организация народных чтений с туманными картинками, которые являлись одним из источников допол-

нительного просвещения широких слоев горожан. Первое чтение состоялось 18 января 1900 г. Сначала чтения осуществлялись в Нагорной и Зайчанской школах, затем - в Народном доме. В течение первых 10 лет было проведено около ста литературных чтений, на которых побывало до 25000 человек [11, с. 10].

В декабре 1900 г. был торжественно открыт Народный дом, в котором создана вторая бесплатная народно-школьная библиотека; 7 апреля 1909 г. при Зайчанской школе открылась третья библиотека. Ей было присвоено имя В. К. Штильке. В 1912 г. на одном из заседаний библиотечной комиссии рассматривался вопрос о создании еще одной бесплатной народной библиотеки по Коню-

Количество читателей также продолжало расти: с 890 человек в 1911 г. до 1174-х человек на 1 сентября 1914 г. [8, л. 46]. Этому способствовало закрытие в 1913 г. в Барнауле двух бесплатных библиотек при обществе «Труженики» и «Обществе приказчиков». Однако на 1 января 1915 г. были зафиксированы всего 787 читателей. Несомненно, это было связано с начавшейся Первой мировой войной и мобилизационными процессами. Библиотеками пользовались разные категории жителей

В «Инструкции для библиотекарей Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле» предписывалось, что на библиотекарях Общества лежит ответственность за целость библиотеки, порядок, выдачу книг, пополнение библиотеки, отчетность [8, л. 50]. Выдача книг производилась шесть раз в неделю, кроме понедельника и больших церковных праздников. В летний период (с 1 мая по 15 августа) и в воскресные дни библиотека не работала. Библиотекарь обязан был руководить чтением детей (в обязательном порядке), а также чтением взрослого читателя, если он просил библиотекаря об этом. При библиотеке должна была вестись особая тетрадь для записи книг, отсутствующих в библиотеке, но «желательных». Также необходимо было отслеживать запрещенные для размещения в библиотеках книги и их

шенному переулку. В конце 1917 г. открыта детская библиотека [12].

К 1915 г. в ведении Общества находились три библиотеки: Юбилейная - при Нагорной школе, Центральная, которая располагалась в Народном доме, имени В. К. Штильке - при Зайчанской школе. По отчетам библиотечной комиссии видно, что книжный фонд библиотек постоянно увеличивался. Если к 1911 г. он составлял 7733 экземпляра, то к 1915 г. - 9071 экземпляр [8, л. 47]. Большую часть фонда составляла беллетристика и детские книги (около 60 %). Распределение книг по библиотекам представлено в таблице 1.

города. Если посмотреть распределение по возрастам, то читатели до 12 лет - составляли 25 % от общего количества, от 12 до 16 лет - 43 %, от 16 лет и выше - 32 %. Большую часть посетителей библиотек составляли учащиеся - 50,4 %, ремесленники - 10 %, приказчики и конторщики - 6,3 %, люди свободных профессий - 6 %, рабочие - 4,3 %, прислуга и служащие - по 3 %, торговцы -2 %. Больше всего было читателей, не окончивших начальную школу (таблица 2).

изъятие из обращения. Изъятые книги хранились в особом запертом ящике, ключ от которого хранился у представителя Совета Общества.

Общество попечения о начальном образовании в Барнауле получило признание как одно из лучших в Сибири, его деятельность отмечена серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

В конце 1917 г. отдел по народному образованию городской управы предложил Обществу попечения о начальном образовании произвести реорганизацию и продолжить свою деятельность как Общество народных университетов, сосредоточив основное внимание на дошкольном и внешкольном образовании [13, с. 4]. Общество прекратило свою деятельность в начале 1918 г. Книги из библиотек Общества, вероятно, были переда-

Таблица 1. Распределение книг по содержанию

Table 1. Distribution of books according to the content

Название библиотеки Беллетристика Детские книги Прочие отделы Всего книг (экз.)

кол-во % кол-во % кол-во %

Центральная 2389 47,5 518 10,2 2127 42,3 5034

Нагорная 470 33,2 370 26,1 577 40,7 1417

Зайчанская 1341 51,2 338 12,9 941 35,9 2620

Всего 4200 46,3 1226 13,5 3645 40,2 9071

Таблица 2. Распределение читателей по образовательному уровню Table 2. Distribution of readers according to the educational level

Уровень образования Центральная Нагорная Зайчанская Всего

библиотека библиотека библиотека кол-во %

Окончившие среднее учебное заведение 22 1 2 25 3,2

Ученики и неокончившие среднее учебное заведение 69 17 9 95 12,1

Окончившие начальную школу 155 41 45 241 30,6

Не окончившие начальную школу 195 59 67 321 40,8

Воскресники 30 70 100 12,7

Самоучки 3 1 1 5 0,6

Итого 444 149 194 787

ны в фонд городской библиотеки. Сегодня эти книги хранятся в фонде отдела редких книг АКУНБ им. В. Я. Шишкова.

Итак, несмотря на ограниченные источники финансирования (добровольные пожертвования или поступления от различных культурно-просветительных мероприятий - вечеров, концертов, маскарадов), Общество попе-

чения о начальном образовании открывало и развивало библиотеки. Они фактически стали центрами распространения книжной культуры и играли большую роль в приобщении жителей города к чтению. Библиотеки пользовались большой популярностью у населения, став важным фактором роста общеобразовательного и культурного уровня горожан.

Литература

1. Карташова Т. П. Первое в Сибири Общество попечения о начальном образовании в г. Томске: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2013. 26 с.

2. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 486. Оп. 1. Д. 19 а.

3. Алтай: историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа / под ред. П. А. Голубева. Томск, 1890. 436 с.

4. Литягина А. В. Роль светской школы в повседневной жизни горожан Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1. Т. 1. С. 26 - 34.

5. Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1897 год. Барнаул, 1900. 104 с.

6. Краткий очерк 15-летней деятельности Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле (1884 -1899 г.) / сост. Г. Б. Баитов. Барнаул, 1899. 20 с.

7. Корреспонденция // Сибирская газета. 1888. № 20. С. 2 - 3.

8. ГААК. Ф. 72. Оп. 1. Д. 8. 1884 - 1918 гг.

9. Отчет Общества попечения о начальном образовании в Барнауле за 1888 год. Барнаул, 1889. 51 с.

10. Швецов С. П. Культурное значение политической ссылки в Западной Сибири // Каторга и ссылка. 1928. № 10. С. 96 - 112.

11. Краткий очерк XXV-летней деятельности Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле (1884 -1909) / сост. Ф. М. Гаврилов. Барнаул, 1909. 35 с.

12. Воробьева Н. В. Библиотеки «Общества попечения о начальном образовании» - первые публичные библиотеки г. Барнаула конца XIX - начала XX века // Шестые Макушинские чтения. Новосибирск, 2003. С. 166 - 169.

13. [Хроника] // Жизнь Алтая. 1917. № 264. С. 4.

THE ROLE OF LIBRARIES CARE SOCIETY FOR ELEMENTARY EDUCATION IN CULTURAL DEVELOPMENT OF BARNAUL (1880s - EARLY XX CENTURY)

Irina N. Nikulina1, Margarita N. Potupchik2, ®2

1 Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin Pr., Barnaul, Russia, 656038

2 Shishkov Altai Regional Universal Library, 5, Molodezhnaya St., Barnaul, Russia, 656038 @ inikulina@mail.ru

@ p-mn@mail. ru

Received 25.01.2017. Accepted 27.03.2017.

Keywords: society of care for elementary education, public school libraries, city public library, public readings, extracurricular education

Abstract: The study of history of cultural and educational society's activity, as well as the way they influence the socio-cultural space of provincial towns, contributes to holistic perception of cultural development of Siberia as well as Russia in general. Some issues relating to creation and development of Barnaul Society of Care for Elementary Education and its educational activity through libraries are considered in the article. The society was founded due to the selfless work of such an outstanding public person as V. K. Shtilke. Shtilke's initiative as well as the initiative of other members of the society contributed to the opening of schools for children and weekend schools for adults, strengthening of public education through library organization, public readings, lectures, accessible performances. The main directions, methods, forms and results of educational work identified in the course of the study have led to the conclusion about the leading role of the Society in extracurricular education in Barnaul in 1880s - the beginning of 20th century. The conclusion about the significant influence of libraries of the Society on the dissemination of book culture among the broad masses of the population is justified.

For citation: Nikitina I. N., Potupchik M. N. Rol' bibliotek Obshchestva popecheniia o nachal'nom obrazovanii v kul'turnom razvitii Barnaula (80-e gg. XIX - nachalo KhKh vv.) [The Role of Libraries Care Society for Elementary Education in Cultural Development of Barnaul (1880s - Early XX century)]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (2): 62 - 66. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-2-62-66.

References

1. Kartashova T. P. Pervoe v Sibiri Obshchestvo popecheniia o nachal'nom obrazovanii v g. Tomske. Avtoref. diss. kand. ist. nauk [First in Siberia Society of care for elementary education in Tomsk. Cand. histor. Sci. Diss. Abstr.]. Tomsk, 2013, 26.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraia (GAAK) [State Archives of the Altai Territory]. Found 486, List 1, File 19 a.

3. Altai: istoriko-statisticheskii sbornik po voprosam ekonomicheskogo i grazhdanskogo razvitiia Altaiskogo gornogo okruga [Altai: historical and statistical collection on economic and civil development of the Altai Mining District]. Ed. Golu-bev P. A. Tomsk, 1890, 436.

4. Lityagina A. V. Rol' svetskoi shkoly v povsednevnoi zhizni gorozhan Zapadnoi Sibiri vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. [The role of secular school in everyday liff of citizens in Western Siberia in the second half of the 19th - early 20th century]. Bulletin of Kemerovo State University, 1, no. 1 (2014): 26 - 34.

5. Otchet Soveta Obshchestva popecheniia o nachal'nom obrazovanii v g. Barnaule za 1897god [The report of the care of elementary education in Barnaul for 1897]. Barnaul, 1900, 104.

6. Kratkii ocherk 15-letnei deiatel'nosti Obshchestva popecheniia o nachal'nom obrazovanii v g. Barnaule (1884 -1899g.) [A brief sketch of 15-years of activity of the Society of care for elementary education in Barnaul (1884 - 1899)]. Comp. Baitov G. B. Barnaul, 1899, 20.

7. Korrespondentsiia [Correspondence]. Sibirskaiagazeta = Siberian newspaper, no. 20 (1888): 2 - 3.

8. Gosudarstvennyi arkhiv Altaiskogo kraia [State Archives of the Altai Territory]. Found 72, List 1, File 8, 1884 - 1918 rr.

9. Otchet Obshchestva popecheniia o nachal'nom obrazovanii v Barnaule za 1888 god [The report of the care of elementary education in Barnaul for 1888]. Barnaul, 1888, 51.

10. Shvetsov S. P. Kul'turnoe znachenie politicheskoi ssylki v Zapadnoi Sibiri [The cultural significance of political exile in Western Siberia]. Katorga i ssylka = Penal servitude and exile, no. 10 (1928): 96 - 112.

11. Kratkii ocherk XXV-letnei deiatel'nosti Obshchestva popecheniia o nachal'nom obrazovanii v g. Barnaule (1884 -1899g.) [A brief sketch of 25-years of activity of the Society of care for elementary education in Barnaul (1884 - 1899)]. Comp. Gavrilov F. M. Barnaul, 1890, 35.

12. Vorob'eva N. V. Biblioteki «Obshchestva popecheniia o nachal'nom obrazovanii» - pervye publichnye biblioteki g. Barnaula kontsa XIX - nachala XX veka [Libraries' «Care society for elementary education» - the first public libraries in Barnaul end of the 19th - early 20th century]. Shestye Makushinskie chteniia [Sixth Makushinskie reading]. Novosibirsk, 2003, 166 - 169.

13. Khronika [Chronicle]. Zhizn'Altaia = Altai Life, no. 264 (1917): 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.