Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ  ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / дистанционное образование / проблема / качество образования / организация занятий / higher education / distance education / problem / quality of education / organization of classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.Л. Колесников, А.А. Колесникова, Ю.С. Шишкова, А.И. Синицкий

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дистанционных образовательных технологий. Показано наличие проблем, связанных с дистанционным образованием (снижение качества, организация занятий, академическое мошенничество). Проведено анкетирование 163 сту дентов 1 курса лечебного факультета ЮУГМУ. Участие в исследовании было добровольным и анонимным. Авторы продемонстрировали, что обучением в ЮУГМУ удовлетворены 83,9% респондентов. Результаты опроса показали, что подавляющее большинство студентов отрицательно оценивают качество дистанционного образования. 70% студентов предпочли традиционное обучение. Респонденты выбрали следующие формы лекций: вебинар или лекция в формате pdf. 71,1% изученных работ студентов содержали признаки плагиата. Авторы предлагают использование дополнительных форм контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.Л. Колесников, А.А. Колесникова, Ю.С. Шишкова, А.И. Синицкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS RELATED TO THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

The article is dedicated to the current problem of using distance educational technologies. It shows the presence of issues related to distance education (reduced quality, organization of classes, academic fraud). A survey of 163 1st year students of the medical faculty of SUSMU is carried out. The participation in the study was voluntary and anonymous. The authors demonstrated that 83.9% of the respondents are satisfied with the study at SUSMU. The results of the survey show that the vast majority of students negatively assess the quality of distance education. 70% of students preferred the traditional in-classroom learning. The respondents preferred the following forms of lectures: webinar or lecture in pdf format. 71.1% of the studied works of students contained signs of plagiarism. The authors suggest using additional forms of control.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

- школьники, как правило, сосредоточиваются на чем-то им интересном и пытаются разобраться в этом. Данную потребность при традиционном обучении нелегко реализовать, но ее можно удовлетворить в специальной программе посредством самостоятельных заданий;

- школьники способны подмечать, рассуждать, выдвигать гипотезы, обосновывать выводы, опираясь на свои математические знания, что также требует много времени при традиционном обучении. Развитие данных способностей при специальной программе позволит поднять их на качественно новый уровень;

- школьники с тревожностью относятся к своей непохожести со своими одноклассниками, но умелое руководство и внедрение аффективного компонента в процесс обучения позволит им понять себя, научиться принимать себя таким [10, с. 107];

- школьники, обладающие способностями в области математики, требуют специальных методов и форм работы. Одним из таких методов работы является метод «обогащения» обучения. Обогащение делится на два вида: «вертикальное» и «горизонтальное». «Вертикальное» обогащение представляется собой быстрое продвижение познавательных способностей в области математики, вследствие чего его еще называют «ускорением». Для «горизонтального» обогащения характерно увеличение развивающих возможностей урока; создание

Библиографический список

специальных программ; дополнительное образование, олимпиады, конкурсы, творческие проекты;

- школьникам для удовлетворения своих познавательных способностей необходимо не просто услышать от учителя новые методы, подходы решения задачи или доказательства теоремы, а пропустить все это через себя, самому прийти к этому методу или подходу, пройдя весь путь, который прошел какой-то известный математики много лет назад [13].

В американской психологии и педагогике, а в последнее время и у нас, если школьник выделяется особыми результатами в учебе или других видах деятельности, то его называют одаренным.

Учить одаренного, творческого ребенка в современном мире учителю нелегко, ему самому приходится быть творцом. Ведь учитель должен заинтересовать школьника своим предметом, выявить у него это способности и развить их, научить его, поощрять в ребенке желание учиться ради учебы. Благополучие профессиональной деятельности учителя складывается из умения находить общий язык со школьниками, моделировать процесс обучения, предвидеть результаты. Заинтересовать математикой можно не забавами, а занимательным содержанием, нетрадиционными методами решения задач и доказательством теорем.

1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_107290/

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1973.

3. Чуклин М. История развития представлений об одаренности. Available at: https://nsaturnia.ru/metodika/istoriya-razvitiya-predstavlenij-ob-odarennosti/

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

5. Штерн В. Умственная одаренность. Санкт-Петербург, 1997.

6. Сиротюк А.Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности: учебное пособие. - Москва: Директ-Медиа, 2014.

7. Суворова Г.А., Прохорова Л.А. Познавательные процессы в структуре способностей к математике. Молодой ученый. 2018; № 37 (223): 138 - 141

8. Ридецкая О.Г. Психология одаренности: учебное пособие. Москва: ЕАОИ, 2011. Available at: https://ibooks.ru/reading.php?productid=334580

9. Кукушин B.C. Теория и методика обучения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

10. Запалацкая В.С. Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми. Москва: ИИУ МГОУ 2018.

11. Сеничева Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся. Вопросы территориального развития. 2015; № 9 (29): 5 - 9.

12. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. Москва, 1968.

13. Тетина С.В. Возможности предметной олимпиады школьников в развитии дивергентного мышления. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 155 - 158. References

1. Poslanie Prezidenta RF Dmitriya Medvedeva Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 30.11.2010. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107290/

2. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Kiev: Radyans'ka shkola, 1973.

3. Chuklin M. Istoriya razvitiya predstavlenij ob odarennosti. Available at: https://nsaturnia.ru/metodika/istoriya-razvitiya-predstavlenij-ob-odarennosti/

4. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Tomsk, 1997.

5. Shtern V. Umstvennaya odarennost'. Sankt-Peterburg, 1997.

6. Sirotyuk A.L. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie intellekiual'noj odarennosti: uchebnoe posobie. - Moskva: Direkt-Media, 2014.

7. Suvorova G.A., Prohorova L.A. Poznavatel'nye processy v strukture sposobnostej k matematike. Molodoj uchenyj. 2018; № 37 (223): 138 - 141

8. Rideckaya O.G. Psihologiya odarennosti: uchebnoe posobie. Moskva: EAOI, 2011. Available at: https://ibooks.ru/reading.php?productid=334580

9. Kukushin B.C. Teoriya i metodika obucheniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.

10. Zapalackaya V.S. Professional'naya podgotovka uchitelya k rabote s odarennymi det'mi. Moskva: IIU MGOU, 2018.

11. Senicheva N.N., Sokolova D.V. Uchastie v konkursah i olimpiadah kak forma razvitiya odarennosti obuchayuschihsya. Voprosy territorial'nogo razvitiya. 2015; № 9 (29): 5 - 9.

12. Kruteckij V.A. Psihologiya matematicheskih sposobnostej shkol'nikov. Moskva, 1968.

13. Tetina S.V. Vozmozhnosti predmetnoj olimpiady shkol'nikov v razvitii divergentnogo myshleniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 155 - 158.

Статья поступила в редакцию 12.07.20

УДК 378.1

Kolesnikov O.L., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: niiimmun@mail.ru

Kolesnikova A.A., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: niiimmun@mail.ru

Shishkova Yu.S., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: shishkova_yulia@mail.ru

Sinitskii A.I., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, South-Urals State Medical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sinitskiyai@yandex.ru

PROBLEMS RELATED TO THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES. The article is dedicated to the current problem of using distance educational technologies. It shows the presence of issues related to distance education (reduced quality, organization of classes, academic fraud). A survey of 163 1st year students of the medical faculty of SUSMU is carried out. The participation in the study was voluntary and anonymous. The authors demonstrated that 83.9% of the respondents are satisfied with the study at SUSMU. The results of the survey show that the vast majority of students negatively assess the quality of distance education. 70% of students preferred the traditional in-classroom learning. The respondents preferred the following forms of lectures: webinar or lecture in pdf format. 71.1% of the studied works of students contained signs of plagiarism. The authors suggest using additional forms of control.

Key words: higher education, distance education, problem, quality of education, organization of classes.

О.Л. Колесников, д-р мед. наук, проф., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск,

E-mail: niiimmun@mail.ru

А.А. Колесникова, канд. мед. наук, доц., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, E-mail: niiimmun@mail.ru

Ю.С. Шишкова, д-р мед. наук, доц., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск,

E-mail: shishkova_yulia@mail.ru

А.И. Синицкий, д-р мед. наук, доц., Южно-Уральский государственный медицинский университет, г. Челябинск, E-mail: sinitskiyai@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дистанционных образовательных технологий. Показано наличие проблем, связанных с дистанционным образованием (снижение качества, организация занятий, академическое мошенничество). Проведено анкетирование 163 студентов 1 курса лечебного факультета ЮУГМУ. Участие в исследовании было добровольным и анонимным. Авторы продемонстрировали, что обучением в ЮУГМУ удовлетворены 83,9% респондентов. Результаты опроса показали, что подавляющее большинство студентов отрицательно оценивают качество дистанционного образования. 70% студентов предпочли традиционное обучение. Респонденты выбрали следующие формы лекций: вебинар или лекция в формате pdf. 71,1% изученных работ студентов содержали признаки плагиата. Авторы предлагают использование дополнительных форм контроля.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционное образование, проблема, качество образования, организация занятий.

В связи с пандемией коронавируса высшее образование России было вынуждено полностью перейти на электронное обучение (ЭО) и использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Переход произошел в экстремальных условиях и потребовал очень больших усилий от всех участников образовательного процесса. Эти обстоятельства делают целесообразным пристальное рассмотрение вопросов, связанных с дистанционным обучением. По мнению Кудриной Е.В., «Дистанционное обучение - это форма организации учебного процесса, характеризующаяся тем, что обучающиеся отделены от преподавателя и друг друга пространством и/или временем, в то же время все субъекты учебного процесса имеют возможность интерактивно(врежимереального времени) обменяться информацией с помощью средств информационно-коммуникационных технологий» [1, с. 55]. ИспользоваеиеДОТоЖвндает родомпо-зитивных моментов: экономически выгодно, позволяет обучаться без отрыва от производства, выстраивать индивидуальный образпвавнльныйжаршррт.расши-ряет возможности лиц с ограниченными возможностямрзд орпвьв.Одвнво киро-кое применение ДОТ выявляет различные проблемы и недостатки. Здесь стоит упомянуть институциональные ловушки, те правила и невоыноеждмнивдоторые длительно регулируют деятельность людей, но, скорее, мешаювтттвужничевтву [2]. В сфере образования и науки были выделены: «отвушаа шетрвк,нивушка возрастающей бюрократизации, ловушка дефицитaфв«aнcиодвaнио,ловыш«н электронизации и цифровизации, ловушка редукции качества образования, ловушка кадрового потенциала» [2, с. 240]. На фоне использованиоаОТввнянит ловушек может значительно усугубляться. Весьма ыажнот нвляевсв ывоблнма академического мошенничества - обман на промежуточной аттестации (списывание, применение технических средств), разные видыплагиата пеипшогооввыые работ студентов, сотрудничество со сторонними организациями для получения рефератов, курсовых работ и т.п. Исследования показывают, чоо дноншнввмении сегодня распространено весьма широко. По резульжытаеипвыиа,28,1 % соуфев-тов всегда используют шпаргалки на экзаменах и зачетах, а 21,9% респондентов применяют шпаргалки довольно часто [3]. При экспартвнвтиДотстдаевтоы полизано, что 70% из них в различных объемах содержали плагиат [4]. Целью настоящей работы явилась оценка отношения студентов к качеству дистанционного образования, к организации учебного процесса при использовании ДОТ, а также изучение проблем академического мошенничества.

В работе использован хорошо известный метод анкетирования. Для размещения анкеты был использован образовательный портал ЮУГМУ. Опрос происходил в мае - июне 2020 года. Участие в опросе было добровольным. Учет результатов проводился в анонимном режиме. Участвовали в опросе 163 студента 1 курса лечебного факультета ЮУГМУ. В ряде случаев студенты могли выбрать несколько вариантов ответов. Удовлетворенность студенты выражали в % с шагом 10%. Затем результаты были сгруппированы следующим образом: удовлетворенность 10% - 20% - полностью не удовлетворен (ПН), удовлетворенность от 30% до 50% -частично не удовлетворен (ЧН), удовлетворенность от 60% до 80% - частично удовлетворен (ЧУ), удовлетворенность 90% - 100% - полностью удовлетворен (ПУ). Авторы имеют большой опыт работы в вузе, поэтому был применен метод включенного наблюдения. В этом случае исследователь является участником изучаемий деятельности [2].

Одним из важных элементов является отношение студентов к обучению в вузе. Результаты ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены тем, что обучаетесь в ЮУГМУ?» представлены наоос.1.

Как видно на рисунке, в целом удовлетворены обучением в ЮУГМУ 83,9% респондентов. При этом полностью не удовлетвореныисебов шoйчкмMчобмвмв (3,1%). В дальнейшем оценили отношение студентов к качеству дистанционного образования.

Таким образом, подавляющее большинство ожденвшнвовыоаталь но оеед нивают качество дистанционного образования. Причины могут быть различными: сложности адаптации к новым формам образовательного процесса, отсутствие

контакта с преподавателями и студентами, сложности в самостоятельном освоении дисциплин. Отсутствие личных контактов затрудняет социализацию обучающихся и препятствует формированию коммуникативных навыков [5]. А для работы врача такие навыки крайне необходимы.

В дальнейшем студентам предлагали выбрать наиболее подходящий способ обучения (табл. 1). Как видно, 70% студентов предпочли традиционный вариант обучения, допуская некоторый объем ДОТ в образовательном процессе.

Таблица 1

Оеввто на в опрос «Выберите, какой вариант обучения вам больше нравится»

^^рвж^т ответа %еевето в

С ежедневным посещением университета ао,ом

Товвко наосновв влекрронfогooбвччгвявдистaнг■«м^^ныlxеЖpa-.опртеоь ных тевноиегийОе. пoшемвывввживу рсететз 7,98%

Ц остеэвом па отново йлaыфшинaгш обвчмоня и ыистервииннию образовательных технологий, но и с посещением университета 2Т,1%

С посещением университета и в небольшом объеме с применени-оы эыукг■рмнтмго oбечтнвеиДOы 39,3%

Большой проблемой при использовании ЭО и ДОТ является формирование учеЖиогопонтента, который будет использоваться в образовательном процессе. В настоящее время в ЮУГМУ применяется портал, созданный на основе системы Мовс1 ¡тлении в ев^^oывврпиидcтещlдвывыиae п ризеита^й презрноа ций вaуреocoоpивы>пгe«нвд, ресжыт иплlыррpацивмт в фoвдорeиOf. Материалы для практических занятий включают в себя вопросы для подготовки, теорети-уеcкиййaтевиaвыув«cв к нооЛхоовмдйлетеоиттpвl■ИеpрдBриоц«нЛИH задания

содержат задачи для самостоятельного решения или список микропрепаратов для изучения. Также имеются вопросы (или ситуационные задачи), на которые необходимоподготовитьответы. Таккакс учебнымиматериаламиработают непосредственно обетаюмиеся, втчкетуТылр вбпючмнытопыоск! оетытитуре контента и способам взаимодействия с преподавателями.

Какоодвеветкйт.у а прерложеыеых стдааытаооариантасотсетов ни маеяте сыблвыьаыатным ыеяeуым.Hаобтмeе ч аутоукоьывалнтьыыибиоамл ек-ция в формате pdf и лекция в формате pdf с видеосопровождением. Достаточно часто упоминались и презентации PowerPoint. Мы полагаем, что указанные ва-

Рис.1.Удовлетворенностьстудентовобучением в ЮУГМУ

Примечания: ПН -полностьюне удовлетворен,ЧН -частичнонеудовлетворен,ЧУ -частичноудовлетво-рен, ПУ полностью удовлетворен

рианты позволяют получить материал, который сохраняется у пользователя, и к которому можно вернуться в любой момент. В то же время большую роль играет и наличие лектора (прямое или опосредованное).

Таблица 2

Ответы на вопрос «По Вашему мнению, лекции должны быть представлены...»

Вариант ответа % ответов

в формате pdf 19,2%

в формате pdf и синхронного аудиосопровождения 13,6%

в формате pdf и видеосопровождения 18,5%

чтение лекций в формате прямого эфира (вебинара) 20%

в виде презентации PowerPoint 15,8%

в виде презентации PowerPoint с аудиосопровождением 12,8%

Что касается заданий к практическому занятию, здесь лидирует вариант, наиболее легкий для выполнения - 48,4% респондентов выбрали «вопрос, ответ на который легко найти в учебнике» (табл. 3). Это вполне соответствует потребности получить формальный результат с наименьшими усилиями и сочетается с данными об академическом мошенничестве.

Таблица 3

Ответы на вопрос «В каком виде, по вашему мнению, лучше представить задания к практическому занятию?»

Вариант ответа % ответов

Задание представлено в виде вопроса, ответ на который легко найти в учебнике 48,4%

Задание представлено в виде ситуационной задачи, требующей решения 22,4%

Одно - два задания для всей группы 11,8%

Отдельное задание для каждого студента 17,3%

При использовании ДОТ взаимодействие с преподавателями позволяет студентам лучше оценить свою работу, выявить и исправить ошибки, получить дополнительную информацию. В ЮУГМУ используются различные способы связи преподаватель - студент. При оценке студенческих работ на образовательном портале обязательно пишется комментарий, объясняющий, за что поставлена оценка. Активно применяется электронная почта, в частности для ликвидации задолженностей. Преподаватели проводили индивидуальные консультации с помощью различных сервисов, широко использовались мессенджеры (например - Viber). В табл. 4 приведено мнение студентов о способах взаимодействия с профессорско-преподавательским составом. Как видно, примерно с одинаковой частотой упоминаются: а) социальные сети; б) чат; в) практическая работа, представленная в цифровом виде, с отзывом от преподавателя; г) электронная почта. Приятно отметить, что практически все эти способы связи реально использовались.

Библиографический список

На следующем этапе работы был проведен анализ работ студентов, представленных в качестве ответов на вопросы практических занятий, в отношении неправомерных заимствований. Плагиатом считали ситуацию, когда имелось как минимум 2 предложения, заимствованные без указания источника.

Таблица 4

Частота различных ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, наиболее подходящие для Вас способы учебного взаимодействия с преподавателем»

Форма взаимодействия % положительных ответов

Вебинар 9,1%

Форум 1,8%

Чат 17,2%

Видеосервисы 5,7%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая работа, представленная в цифровом виде, с отзывом от преподавателя 16,96%

Индивидуальные консультации 6,1%

Сочетание инструментов: трансляция экрана, групповые чат и аудиоконференция, совместные документы в Google Docs 6,7%

Электронная почта 15,0%

Телефон 4,1%

Социальные сети 17,4%

Из 97 проанализированных работ признаки плагиата зафиксированы в 69 случаях, что составило 71,1%. В большинстве случаев отмечено заимствование из учебников или учебных пособий, представленных в электронно-библиотечной системе «Консультант студента», доступ к которой имеют все студенты ЮУГМУ Наши результаты хорошо коррелируют с данными других авторов [4]. При этом существует мнение, что обучающиеся чаще прибегают к мошенничеству, если преследуют формальные цели (получение хорошей оценки, демонстрация способностей и т.д.) [6]. Ранее мы сообщали, что только у 16,2% студентов педиатрического факультета преобладал формальный мотив «получение диплома» [7]. Это, к сожалению, не помешало распространению плагиата в работах студентов. На сегодняшний день при использовании системы Moodle крайне затруднено установление авторства работы. Это же касается прохождения тестов, рефератов и других работ студентов. Кажется целесообразным рассмотреть возможность широкого внедрения визуального контроля. Например, проходить тестирование только при наличии видеосигнала. Такая практика в настоящее время применяется на образовательном портале «Открытое образование».

Таким образом, мы пришли к следующим выводам.

1. В целом удовлетворены обучением в ЮУГМУ 83,9% респондентов.

2. Большинство студентов низко оценило качество дистанционного образования и предпочло традиционное обучение.

3. При использовании ДОТ наиболее предпочтительными для студентов были следующие формы лекций: вебинар, лекция в формате pdf и лекция в формате pdf с видеосопровождением.

4. Отмечено широкое распространение недобросовестного поведения студентов, что требует внедрения дополнительных способов контроля.

1. Кудрина Е.В. Структура учебной деятельности студентов вузов в условиях дистанционного обучения. Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова. 2010; Т. 16, № 4: 54 - 57.

2. Вольник В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек. Актуальные проблемы экономики и права. 2020; Т. 14, № 2: 235 - 248. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.2.235-248

3. Спасенников В.В., Aндросов К.Ю. Aкадемическое мошенничество и мотивация учебной деятельности студентов современных университетов. Эргодизайн. 2020; № 2: 72 - 80. DOI: 10.30987/2658-4026-2020-2-72-80

4. Голунов С.В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом. Вопросы образования. 2010; № 3: 243 - 257.

5. Aнтонова Н.Н., Володина СА Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 60 - 62.

6. Шмелева Е.Д., Семенова Т.В. Aкадемическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда. Вопросы образования. 2019; № 3: 101 - 129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129

7. Худякова О.Ю., Определякова Е.В., Колесникова A.A., Тарабрина Ю.О. Изучение учебных мотивов у студентов шестого курса педиатрического факультета. Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы X Внутривузовской научно-практической конференции. Челябинск: издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2019: 112 - 115.

References

1. Kudrina E.V. Struktura uchebnoj deyatel'nosti studentov vuzov v usloviyah distancionnogo obucheniya. Vestnik KGU imeni N.A. Nekrasova. 2010; T. 16, № 4: 54 - 57.

2. Vol'chik V.V., Shiryaev I.M. Distancionnoe vysshee obrazovanie v usloviyah samoizolyacii i problema institucional'nyh lovushek. Aktual'nye problemy 'ekonomiki i prava. 2020; T. 14, № 2: 235 - 248. DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.2.235-248

3. Spasennikov V.V., Androsov K.Yu. Akademicheskoe moshennichestvo i motivaciya uchebnoj deyatel'nosti studentov sovremennyh universitetov. 'Ergodizajn. 2020; № 2: 72 - 80. DOI: 10.30987/2658-4026-2020-2-72-80

4. Golunov S.V. Studencheskij plagiat kak vyzov sisteme vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom. Voprosy obrazovaniya. 2010; № 3: 243 - 257.

5. Antonova N.N., Volodina S.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty organizacii distancionnogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 60 - 62.

6. Shmeleva E.D., Semenova T.V. Akademicheskoe moshennichestvo studentov: uchebnaya motivaciya vs obrazovatel'naya sreda. Voprosy obrazovaniya. 2019; № 3: 101 - 129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129

7. Hudyakova O.Yu., Opredelyakova E.V., Kolesnikova A.A., Tarabrina Yu.O. Izuchenie uchebnyh motivov u studentov shestogo kursa pediatricheskogo fakul'teta. Optimizaciya vysshego medicinskogo i farmacevticheskogo obrazovaniya: menedzhment kachestva i innovacii: materialy X Vnutrivuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk: izdatel'stvo Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, 2019: 112 - 115.

Статья поступила в редакцию 12.07.20

УДК 374

Kurnikova T.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: mirisr@bk.ru

Cherniyenko Yu.A, Cand. of Sciences (History), Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: mirisr@bk.ru

THE LIBRARY ACTIVITIES OF THE SOCIETY FOR THE CARE ON PRIMARY EDUCATION (THE CASE STUDY OF BARNAUL, ALTAI KRAI). The article reveals the activities of the Society for the Care of Primary Education in the context of the history of the creation and development of provincial public libraries in the city of Barnaul. A book, a library, reading allow the transfer of information and in many respects the quality of education, the success of self-education will depend on them. Historically, public initiative played a special role in shaping the educational environment of the region. At the same time, the public library in Siberia is a rethought experience in organizing libraries in the European part of Russia. Thanks to the activity of P. I. Makushin and his followers, in particular V.K. Shtilke, the national library beyond the Urals is not just an exact copy of the European, but its creative rethinking. Traditions laid by the Society and V.K. Shtilke continued in the activities of modern libraries of the city.

Key words: Primary Education Care Society, libraries, public school libraries.

Т.А. Курникова, канд. соц. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: mirisr@bk.ru

Ю.А. Черниенко, канд. ист. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: mirisr@bk.ru

БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ

О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

В статье раскрывается деятельность Общества попечения о начальном образовании в контексте истории создания и развития публичных провинциальных библиотек на территории г Барнаула. Книга, библиотека, чтение позволяют осуществлять передачу информации, и во многом качество образования, успех самообразования будут зависеть именно от них. Исторически в формировании образовательной среды региона особую роль сыграла общественная инициатива. В то же время публичная библиотека в Сибири - переосмысленный опыт организации библиотек в Европейской части России. Благодаря деятельности П.И. Макушина и его последователей, в частности В.К. Штильке, народная библиотека за Уралом - не просто точная копия европейской, а творческое ее переосмысление. Традиции, заложенные Обществом и В.К. Штильке, продолжены в деятельности современных библиотек города.

Ключевые слова: Общество попечения о начальном образовании, библиотеки, народно-школьные библиотеки.

Библиотека - это учреждение, без которого немыслимо осуществление образовательного процесса, самообразования. Открытие по инициативе Общества попечения о начальном образовании народно-школьных библиотек, публичной библиотеки в г. Барнауле позволило предоставить доступ к чтению и книге разным категориям читателей в контексте внешкольного просвещения горожан.

Публичная библиотека в Сибири - переосмысленный опыт организации библиотек в Европейской части России. Благодаря деятельности П.И. Макушина и его последователей, в частности В.К. Штильке, народная библиотека за Уралом - не просто точная копия европейской, а творческое ее переосмысление. Попытки осветить и проанализировать успехи создания публичной библиотеки в Западной Сибири появляются уже в XIX веке. На Алтае создавались публичные библиотеки двух типов: частные публичные и общественные публичные библиотеки. Большая часть публикаций освещает вопросы, связанные с деятельностью второго типа библиотек. Открывает ряд исследователей сборник П.А. Голубева -первый систематический справочник о библиотеках [1].

Благодаря сохранившимся изданиям из библиотек того времени, можно составить представление о фонде, а также обрисовать черты типичного читателя провинциального сибирского города.

В 1929 г выходит работа ГД. Няшина, в которой дается характеристика второго типа публичных библиотек - общественных. Автор останавливается на событиях, благодаря которым в Барнауле была создана под покровительством Общества попечения о начальном образовании городская общественная библиотека, рисует портрет В.К. Штильке как инициатора и создателя библиотеки и Школьного общества [2].

Позднее, долгие годы проблема открытия библиотек В.К. Штильке в Барнауле не рассматривалась в советской печати, и только в годы хрущевской оттепели в местных изданиях появляются работы о просветителе, несмотря на, казалось бы, всесторонний обзор его деятельности и как общественного деятеля, педагога, публициста, успехи В.К. Штильке на библиотечной стезе остались незамеченными.

Большая часть публикаций освещает события, связанные с организацией Публичной общественной библиотеки в 1888 г. по инициативе Общества попечения о начальном образовании, возглавляемом В.К. Штильке. К числу фундаментальных работ в данном случае следует отнести публикации В. Гришаева, П. Бородкина, Т. Полухина [цит. по: 3, с. 61]. Статьи других авторов в лучшем случае дополняют работы названных исследователей. Однако и тем, и другим не удалось обрисовать широту библиотечных проектов В.К. Штильке. Безусловно, это в большей степени должно интересовать библиотечных работников и пред-

ставителей высшего профессионального обучения, в среде которых до последнего времени историков не было.

Опираясь на материалы опубликованных работ и неопубликованных источников из фондов 51 «Городская дума» и 72 «Общество попечения о начальном образовании» Государственного архива Алтайского края, попытаемся обрисовать видимые контуры библиотечной программы В.К. Штильке.

Необходимо заметить, что В.К. Штильке пришел к идее дифференциации читателей через создание самого читательского контингента. Известно, что было открыто три народно-школьные библиотеки и публичная. Первая народно-школьная библиотека создана 23 октября 1885 года как ученическая при воскресной школе. Она представляла собой библиотеку-читальню, то есть имела только читальный зал. Поэтому учащиеся воскресных школ охотно прибегали к библиотечным услугам, чтобы дополнить те знания, которые учащиеся получают в школах [4, с. 90].

Постепенно реформа школы, которая из воскресной превратилась в начальную, затронула и библиотеку. Среди читателей-учащихся стали появляться и взрослые, в основном преподаватели Нагорной школы и барнаульских училищ [3]. Библиотека ввела абонементную систему обслуживания. Книга выдавалась на две недели под залог или расписку преподавателя. За каждый просроченный день бралась пеня - 3 копейки. По всей видимости, народно-школьная библиотека пользовалась популярностью у читателей. Об этом свидетельствует рост числа ее подписчиков. С 300 читателей в 1897 году до 372 в 1898 году [4, с. 90 - 91]. Как отмечают современники, с течением времени библиотека уже не могла удовлетворить спрос на книги, так как в ней состояли учащиеся почти всех учебных заведений города [1].

Поэтому Совет школьного общества решил возбудить ходатайство об открытии народных библиотек-читален на окраинах города. Официальная версия связывает открытие второй народно-школьной библиотеки с основанием народного дома в 1900 году. Возможно, что она носила имя педагогической. В.К. Штиль-ке мыслил создание библиотек для разных категорий читателей: учащихся и педагогов. Для учащихся: библиотека при Нагорной школе (18885 г) и библиотека при Зайчанской школе (1909 г). Для учителей - библиотека народного дома. Кроме того, библиотеки стремились ограничить количество читателей [5], что объясняется перераспределением читателей по специализированным библиотекам.

Вероятно, В.К. Штильке хотел сделать центром обслуживания библиотеку при народном доме, получившую название Центральной. Просветитель считал, что Общество попечения о начальном образовании может выполнять функции комплектования фондов для народно-школьных библиотек. Именно с этой це-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.