УДК 02
Ю.В. Маслова
БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ПО БИБЛИОКУЛЬТУРЕ
В статье рассматривается понятие библиокультура как компонент общей культуры личности и общества. Статья содержит библиометрический анализ материалов, где показана актуальность темы «библиокультура», выделены основные направления исследований и группы периодических изданий, продемонстрировано распределение публикаций по годам и видовой структуре.
Ключевые слова: библиокультура, культура чтения, культура информационная, культура библиографическая, общество информационное.
J. V. Maslova Bibliometric analysis of publications on bibliokulture.
The article discusses the concept of bibliokultura as a component of the overall culture of the individual and society. This article contains bibliometric analysis of the material, which shows the relevance of the topic "bibliokultura", highlights the main areas of research and a group of periodicals, demonstrated the distribution of publications by year and species composition.
Keywords: bibliokultura, reading culture, culture information, culture bibliography, society information.
Человек не сможет оставаться человеком без общения с себе подобными, без освоения библиокультуры культуры и культуры вообще, созданной его предшественниками, без созидания культурных ценностей в процессе своей жизни [11]. Большое значение имеет размежевание понятий «информационная культура», «культура чтения» и «библиокультура» [3]. Библиокультура - более широкое понятие, чем «информационная культура» и «культура чтения». Под «информационной культурой» понимается лишь совокупность знаний правил и навыков, позволяющих находить и использовать документы (информацию) независимо от места их нахождения [9]. «Культура чтения» предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских умений и навыков: потребность в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция и т.д. [2].
Библиокультура - это компонент общей культуры личности и общества, качественный уровень книжного, библиотечно-библиогра-фического дела, документальных информационно-библиографических массивов, потоков и коммуникативных технологий. Центры формирования новой культуры (социокультурные и информационные), например библиотека, служат своего рода сокровищницами культуры, содержащими интеллектуальные ресурсы. Суть дела не в том, чтобы правильно распределять книги по тем или иным отделам, а в том, чтобы изучить и понимать с их помощью единую, нераздельную, бесконечно сложную жизнь, а значит, и человеческую личность [5].
Общая культура личности и общества состоит из множества компонентов таких как «экологическая культура», «политическая культура», «нравственная культура» и т.д. Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем [1]. Экологическая культура общества выступает, в первую очередь, как качественная характеристика соци-оприродного взаимодействия с точки зрения современных экологических требований [10].
Политическая культура личности отражает меру овладения ею системой политических отношений, уровень зрелости ценностных мотиваций ее политического поведения, воплощает противоречивое единство настоящего, прошлого и будущего, которое может быть разрешено за счет умения личности критически переосмыслить прошлое, оценить настоящее и искать выходы из сложных ситуаций, проектируя будущее
[7].
Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, усвоение всех ее элементов способствует формированию моральной надежности личности [8]. Нравственная культура общества определяется нравственной культурой его членов, а ее уровень
определяется количеством нравственно окультуренных граждан [4]. Нравственная культура общества - неотъемлемое свойство, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом [6].
Таким образом, логически можно определить и структуру библиокультуры как части культуры личности. Библиокультура -часть культуры личности, включающая в себя библиотечно-библиографическую образованность, сознательное отношение к библиотеке и практическое участие в улучшении ее использования. Ее можно рассматривать как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую
самореализацию в жизни. Библиокультура существует в системе отношений, сменяющих друг друга поколений, включает в себя сформировавшееся в течение многих десятилетий библиотечные традиции, идеи, концепции о взаимодействии между различными социальными институтами, действующие нормы библиотечной практики и т.д. Библиокультура как часть культуры общества - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности в библиотеке. Выступает в первую очередь как качественная характеристика книжного и библиотечно-биб-лиографического дела.
Включает в себя библиотечные ориентации и установки разных групп людей в отношении библиотеки, внутрибиблиотечные принципы взаимоотношений че-ловека, общества. Библиокультура общества определяется библиокультурой его членов, а уровень библиокультуры общества определяется количеством библиоокультуренных граждан. Это неотъемлемое свойство, качественная, сущностная характеристика общества, его духовной культуры в целом.
Современные условия функционирования отечественного библиотечного социального института обусловливают чрезвычайную актуальность проблемы выработки научно обоснованной, взвешенной и эффективной государственной политики в области библиотечного дела. Решение этой и ряда других задач должно опираться на
эффективное использование накопленного отраслью научно-теоретического потенциала, что требует активизации библиотековедческих исследований, направленных на изучение закономерностей развития библиотечного дела. Высокая динамичность развития как современной науки вообще, так и библиотековедения в частности подводит к необходимости шире применять методы библиометрии, позволяющие получать результаты, которые в дальнейшем могут выступать основанием для более подробного изучения методами традиционного
содержательного анализа. Библиометрический анализ публикаций по теме «библиокультура» позволяет оценить степень изученности и динамику развития библиокультуры, выявить области исследований, в которых наиболее часто встречается это понятие, определить перспективы и приоритетные направления формирования и развития.
В ходе исследования проведен библиометрический анализ публикаций за 1971-2010 гг. Первым итогом можно считать выявление литературы (63 источника) и составление рабочей картотеки, которая позволит определить дальнейшие показатели исследований публикаций.
Вторым этапом проведения библиомет-рического анализа на основе составленной картотеки стал анализ предметного поля темы, с помощью которого выявлены ключевые слова и частота их встречаемости. Тема-ти-ческая структура документопотока показала, что все работы можно разделить на 4 группы: культура чтения (18), библиотека (26), культура информационная (15) и коммуникация (13). Высокая частота этих слов встречается в литературе 2008-2010 гг.
Третьим этапом проведен анализ структуры фрагмента документального потока по теме научной работы. Динамика статей по авторам разделилась следующим образом: Н.А Авдонина и Н.С.Масловская - 3,2 %, Н.И.Гендина - 3,2 %, Л.Н.Гусева - 3,2 %, С.Г. Матлина - 3,2 % и Р.Ф.Перцовская - 3,2 %, остальные 84 % публикаций - по одной работе каждого автора из 100 % проанализированных. По виду издания преобладают в основном статьи (93,6 %), но встречаются и книги (6,4 %). По типу литературы вы-деляются 2 категории - научная (93,6 %) и учебная (6,4
%). Все проанализированные издания были выпущены в России на русском языке. Далее динамические ряды развития ти-повой и видовой структуры документального потока составлены в виде графика. Как известно, распределение публикаций по годам и различные способы оперирования его показателями является достаточно весомой
библиометрической характеристикой. На рис. 1 показана традиционная форма представления такого материала. Она позволяет получить определенное представление о динамике по годам публикаций, которые составляют
познавательную основу библиокультуры.
Динамические ряды развития типовой и видовой структуры фрагмента документального потока (картотека) в виде графика. (Рис.1)
Составление динамических рядов развития типовой и видовой структуры фрагмента документального потока в виде графика позволило обнаружить, что количество проанализированных публикаций увеличилось (с 1971 г. - 2010 г.). Рекордное количество статей по теме выявлено в 2009 г., а наибольшее количество книг - в 2001 г., что свидетельствует об актуальности темы. Количество научных статей с 2007 г. увеличивалось, достигнув своего пика в 2009 г., а количество учебных книг, как выяснилось, наоборот, к 2004 г. стало меньше, несмотря на то, что в 2001 г. показатель книг по нашей теме превышал показатель статей.
Проведен анализ рассеяния статей в периодических изданиях. Объектом данного этапа исследования стало количество публикаций в изданиях. Наибольшее количество публикаций, касающихся библиокультуры, определено в изданиях «Библиотечное дело» (16 названий).
Наиболее перспективным результатом является полученный набросок кластера ключевых работ библиотековедения. В перспективе необходимо провести подобный анализ и других фундаментальных и наиболее авторитетных работ по библиотековедению и смежным дисциплинам. Библиометрический анализ документопотока выявил актуальность
данной темы, интерес ученых к ней на современном этапе, основные направления исследований и группы периодических изданий, продемонстрировал распределение публикаций по годам и видовой структуре.
Литература
1. Аджар Агаев http://www. azeri.ru/papers/azerizv az/6302/
2. Коряковцева Н.А. Информационная культура - культура нового типа // Мир библиографии. 2009. - №1. - С.58-67.
3. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; под. ред. Г.И. Поздняковой. СПб: Профессия, 2001. - 352с.
4. Маслова Р.С. Основы нравственной культуры Геленджика http://www.gelendzhik. ws/content/view/159/461
5. Монгуш З.М., Фокеев В.А. Социодинамика культуры//Мир библиографии. -2009. -№№1.- С. 2028.
6. Нравственная культура социалистического общества http ://supreme-i.ru/2010/10/13/obshhe stva/
7. Политическая культура и ее виды http://brigantina.ucoz.com/publ/48-1-0-2398
8. Философский словарь http://mirslovarei.com/contentfil/nravstvennaia-kultura-lichnosti-16766.ht ml
9. Черный Ю.Ю. Что такое информационная культура? http://www.bogoslov.ru/text/290683. html 10.Экологическая культура общества/В.Н. Маргасян; Балт.гос.техн.ун-т. СПб. -2009. -112с.
11. Экологическая педагогика _ http://nileo. grsu.by/index.php?option=comcontent&task= view&id =23 8&Itemid= 145