Научная статья на тему 'Журнал отраслевого вуза как информационный ресурс:опыт библиометрического анализа'

Журнал отраслевого вуза как информационный ресурс:опыт библиометрического анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ / БИБЛИОМЕТРИЯ / ИМПАКТ-ФАКТОР / ВИДОВАЯ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ / АВТОРСКАЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / JOURNAL / BIBLIOMETRY / IMPACT FACTOR / TYPICAL / CONTENT / AUTHOR / GEOGRAPHICAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сбитнева Галина Ивановна

Рассматриваются особенности журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств». Дается общая характеристика журнала, его показатели в БД РИНЦ и ВАК. На основании библиометрического анализа журнала (содержание, научный статус, должностное положение, место работы, географическая принадлежность авторов) установлен вклад «Вестника» в развитие научной и образовательной среды вуза, отраслевой науки в целом, а также в формирование социально-экономической и научной среды определенного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сбитнева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A branch university journal as an information resource: the bibliometric analysis experience

One of the most widespread publications of a university is «Vestnik» (Bulletin), which reflects not only scientific and professional interests of the university in a certain subject field, but scientific and professional interests of the scientific community within its territory and abroad. The journal testifies to the branch science development in general, contributes to formation of socio-economic and scientific environment of a certain region, and the country as a whole. The article deals with the journal «Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts» («Vestnik of KemGUKI») as an information resource of the branch university. The author studies main characteris-tics of the publication in the Russian Science Citation Index; concludes that the journal quality indicators (its in-dex and place the Science Index rating, two-year and five-year impact factor) are constantly growing, that indi-cates promoting the publication in the professional community information environment. The paper highlights the bibliometric analysis results for 5 years (2013-2017) investigating publications (segments of document flow, mi-cro-flows) grouped by features of content, species and author's structure. The journal reflects a wide range of humanitarian knowledge. The authors of «Vestnik KemGUKI» are highly qualified teachers, their scientific and educational activities develop the branch science and professional education and form the University positive image. «Vestnik» is a platform to present and test dissertators’ re-searches. The document flow analysis on the authors’ affiliations allowed identifying teams that work in line with the interests of KemGUCA. Among them are not only universities of culture and other humanitarian educational institutions, but organizations not related to educational activities. Studying the authors’ regional affiliation, the paper reflects the geographical landscape wideness. The authors are not only from Kemerovo, as well as from a large number of regional centers, cities and republics. Thanks to scientists and teachers of the neighboring countries (Ukraine, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan) the range of authors is constantly ex-panding. The study reveals coincidence of scholar interests with the scientific educational community of foreign countries (Poland, Bulgaria, Germany, China, India). It shows that «Vestnik» is recognized in the professional envi-ronment of the humanitarian community as a resource promoting education, science and culture in Kuzbass, Si-beria, Russia, and the near and far abroad.

Текст научной работы на тему «Журнал отраслевого вуза как информационный ресурс:опыт библиометрического анализа»

ИНФОРМАТИКА

УДК 378.600.8:050:001.8

ББК 74.48 + 76.02 + 78.6

DOI 10.20913/1815-3186-2019-1-85-93

ЖУРНАЛ ОТРАСЛЕВОГО ВУЗА КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС: ОПЫТ БИБЛИОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА © Г. И. Сбитнева, 2019

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия; e-mail: [email protected]

Рассматриваются особенности журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств». Дается общая характеристика журнала, его показатели в БД РИНЦ и ВАК. На основании библиометрического анализа журнала (содержание, научный статус, должностное положение, место работы, географическая принадлежность авторов) установлен вклад «Вестника» в развитие научной и образовательной среды вуза, отраслевой науки в целом, а также в формирование социально-экономической и научной среды определенного региона.

Ключевые слова: журнал, библиометрия, импакт-фактор, видовая, содержательная, авторская, географическая структура

Для цитирования: Сбитнева Г. И. Журнал отраслевого вуза как информационный ресурс: опыт библиометрического анализа // Библиосфера. 2019. № 1. С. 85-93. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-85-93.

A branch university journal as an information resource: the bibliometric analysis experience G. I. Sbitneva

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia; e-mail: [email protected] One of the most widespread publications of a university is «Vestnik» (Bulletin), which reflects not only scientific and professional interests of the university in a certain subject field, but scientific and professional interests of the scientific community within its territory and abroad. The journal testifies to the branch science development in general, contri-butes to formation of socio-economic and scientific environment of a certain region, and the country as a whole.

The article deals with the journal «Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts» («Vestnik of KemGUKI») as an information resource of the branch university. The author studies main characteristics of the publication in the Russian Science Citation Index; concludes that the journal quality indicators (its in-dex and place the Science Index rating, two-year and five-year impact factor) are constantly growing, that indi-cates promoting the publication in the professional community information environment. The paper highlights the bibliometric analysis results for 5 years (2013-2017) investigating publications (segments of document flow, mi-cro-flows) grouped by features of content, species and author's structure.

The journal reflects a wide range of humanitarian knowledge. The authors of «Vestnik KemGUKI» are highly qualified teachers, their scientific and educational activities develop the branch science and professional education and form the University positive image. «Vestnik» is a platform to present and test dissertators' re-searches. The document flow analysis on the authors' affiliations allowed identifying teams that work in line with the interests of KemGUCA. Among them are not only universities of culture and other humanitarian educational institutions, but organizations not related to educational activities. Studying the authors' regional affiliation, the paper reflects the geographical landscape wideness. The authors are not only from Kemerovo, as well as from a large number of regional centers, cities and republics. Thanks to scientists and teachers of the neighboring countries (Ukraine, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan) the range of authors is constantly ex-panding. The study reveals coincidence of scholar interests with the scientific educational community of foreign countries (Poland, Bulgaria, Germany, China, India). It shows that «Vestnik» is recognized in the professional envi-ronment of the humanitarian community as a resource promoting education, science and culture in Kuzbass, Si-beria, Russia, and the near and far abroad. Keywords: journal, bibliometry, impact factor, typical, content, author, geographical structure q

.a

Citation: Sbitneva G. I. A branch university journal as an information resource: the bibliometric analysis x

experience. Bibliosphere. 2019. № 1. P. 85-93. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-1-85-93.

M О

GC

О

Научный журнал является важнейшим ресурсом в системе профессиональных коммуникаций, средством общественной регистрации достижений науки и техники, закрепления авторского права. Журнал характеризует уровень и направления развития отрасли, ее интегративные связи, способствует распространению новых идей, достижений, обеспечивает рассмотрение различных точек зрения на проблему и выработку правильных решений.

О роли журналов в современном обществе можно судить на основе отражения публикаций о журналах в РЖ «Информатика». В предметном указателе к РЖ «Информатика» за 2013-2017 гг. выявлены документы по теме (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Динамика документопотока

T a b l e 1

The document flow dynamics

Предметные рубрики Количество публикаций по годам

2013 2014 2015 2016 2017

Периодические издания 21 17 5 10 7

Научные журналы 49 50 59 70 54

Электронные журналы 15 11 15 16 17

Всего 85 78 79 96 78

Данные таблицы свидетельствуют об устойчивом интересе современного научного сообщества к журналам, что характеризует значимость этого информационного ресурса. В публикациях последних лет рассматривается развитие и функционирование журналов как в традиционных, так и в новых аспектах.

В публикациях приводится общая характеристика журналов, история возникновения, их сравнительный анализ [5, 12]. В настоящее время изучены вопросы комплектования журналов в библиотеках [7, 19], даются рекомендации авторам статей и рецензентам [3, 13]. Общей современной тенденцией является изучение развития и функционирования журналов в новых условиях, их отражение в информационных сетях [16], качественные показатели журналов на основе Российского индекса научного цитирования1 (РИНЦ) [4, 5, 8-10, 14-17, 19]. Обращает на себя внимание статья Т. В. Ерёменко, в которой содержится достаточно полный обзор и список работ, посвященных использованию наукометрических показателей. В работах [1, 2, 6, 20, 21] исследуются научные периодические издания вузов, приводится рейтинг журналов. Особый

1 Российский индекс научного цитирования. URL: http://elie brary.ru/projects/citation/cit_index.asp (дата обращения: 15.12.2018).

интерес вызывают публикации, посвященные журналам информационно-библиотечной сферы [8, 14]. В статье О. Л. Лаврик [14] рассматривается история возникновения и становления библиотечной периодики, в том числе и вузовских «Вестников», представляются рейтинги журналов в рамках предметной рубрики «Культура. Культурология» по показателям SCIENCE INDEX. Работа О. Л. Лаврик дает импульс для дальнейшего развития темы. Тема анализа журналов на основе РИНЦ и интерпретации показателей находит свое продолжение в работе Д. Д. Демидова [8]. С точки зрения данного исследования представляют интерес публикации, посвященные журналам вузов культуры [1, 2, 20]. В статьях Т. Ф. Берестовой в динамике рассматриваются показатели «Вестников» вузов культуры в РИНЦ [1, 2]. Особое внимание уделяется изданию Челябинского государственного института культуры (ЧГИК) «Вестник культуры и искусства» [1]. Можно разделить озабоченность автора состоянием вузовских изданий. Отсутствие достаточного финансирования может привести к отказу от «Вестника». В этом случае вуз лишится возможности демонстрировать научно-образовательную деятельность, перспективы ее развития, культурную политику региона. В статье О. В. Шиман [20] приводятся данные о динамике показателей журнала «Весшк Вщебскага дзяржаунага ушвератэта» в рейтинге SCIENCE INDEX, сравнение которых с показателями журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства» («Вестник КемГУКИ») свидетельствует в пользу последнего. Несмотря на большой объем и многообразие работ, посвященных журналам, «Вестник» как информационный ресурс вуза является объектом рассмотрения достаточно редко. На наш взгляд, «Вестник» - распространенный вид научного журнала, имеющий свои особенности и выполняющий определенные задачи. В ГОСТе 7.60-2003 «Вестник» как разновидность журнала не упоминается, однако «Вестник» обладает всеми признаками журнала (единое название, установленная периодичность, рубрикация, виды включаемых материалов и т. д.). На практике вопрос о принадлежности «Вестника» к журналам проявляется через обозначение в подзаголовочных данных «Вестника» - научно-популярный, научный, теоретический или научно-теоретический журнал. Чаще всего «Вестник» является изданием вуза. О распространенности «Вестников» в коммуникативной среде можно судить по их отражению в БД РИНЦ и ВАК (табл. 2).

В «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук,

Т а б л и ц а 2 «Вестник» в БД РИНЦ и ВАК

T a b l e 2 «Vestnik» in DBs of RISC and HAC

БД Всего Абс. Отн. (%)

РИНЦ 6 053 1 001 16,5

ВАК 1 934 424 22

на соискание ученой степени доктора наук» [16] включено 1934 журнала, среди них 424 (22%) имеют в своем названии слово «Вестник». Достаточно высокий показатель этой разновидности журналов свидетельствует о значимости и статусе издания. Жизнеспособность и распространенность «Вестников» обусловлена рядом их особенностей: «Вестник» представляет собой региональное книгоиздание, отражает не только научные и профессиональные интересы вуза в определенном предметном поле, но и научные и профессиональные интересы научного сообщества в рамках территории и за ее пределами. Вследствие этого журнал формирует представление о развитии научно-исследовательской и образовательной деятельности определенного региона в рамках тематической принадлежности вуза. «Вестник» свидетельствует о развитии отраслевой науки и вносит свой вклад в формирование социально-экономической и научной среды определенного региона и страны в целом. Можно говорить об определенном «клубном» характере издания, отличающим его от отраслевых журналов. Вокруг этого издания формируется определенная читательская аудитория, в нем фокусируются научные проблемы региона.

Наряду с традиционными изданиями появляются и электронные издания «Вестника». Примерами таких изданий являются «Научный вестник НГТУ» (Новосибирский государственный технический университет), «Научный вестник ИЭП им. Гайдара.ру» (Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара), «Вестник новых медицинских технологий: электронный журнал» и др.

В нашей статье особенности «Вестника» как регионального научного издания рассмотрены на примере журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств».

Общая характеристика журнала «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств»

«Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» («Вестник КемГУКИ»): журнал теоретических и прикладных исследований.

Место издания / издатель - Кемерово. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры».

Год возникновения - 2006. Периодичность -4 номера в год.

Шрифт - Times New Roman. Объем - более 16 печ. л. Тираж: 500 экземпляров.

Электронный адрес: http://vestnik.kemgik. ru/, формат электронной версии - pdf, архив с 01.2006. На сайте журнала в свободном доступе помещены полные тексты всех номеров журнала. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке (https://elibrary.ru/defaultx.asp).

Научно-справочный аппарат: в каждом номере представлена редакционная коллегия, состав редакционного совета журнала, содержание, алфавитный авторский указатель. До 2014 г. в каждом выпуске был указатель «Сведения об авторах», в котором представлялась необходимая информация об авторе. В настоящее время место работы и должность автора указываются в начале каждой статьи.

Журнал имеет ряд наград. В 2008 г. ему присвоен знак отличия Российского союза прессы «Золотой фонд прессы - 2008». В 2013 г. по итогам IV Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга - 2013» награжден дипломом в номинации «Лучшее периодическое издание». Журнал входит в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».

«Вестник КемГУКИ» в РИНЦ

Анализ журналов в РИНЦ проводится по многим показателям, которые позволяют осуществить оценку (рейтинг) как отдельных научно-исследовательских, образовательных организаций, ученых, так и журналов [5, 15, 17]. В данной работе мы приводим лишь некоторые, наиболее распространенные и значимые с точки зрения цели исследования показатели.

Место в общем рейтинге SCIENCE INDEX: 2016 г. - 2165, 2017 г. - 2186. Место в общем рейтинге по результатам общественной экспертизы: 2016 г. - 1395, 2017 г. - 1495. Суммарное число цитирований: 2016 г. - 1395, 2017 г. - 1920. Очевидно, что в 2017 г. рейтинг журнала по сравнению с 2016 г. возрос, особенно его суммарное цитирование. Показатели по годам приведены в таблице 3.

«Вестник КемГУКИ» представлен в РИНЦ ^ с 2008 г. Резкий прирост числа статей в РИНЦ на- ^ чинается с 2011 г. К настоящему времени количе- < ство статей по сравнению с 2008 г. возросло поч- о. ти в 3 раза. ^

Классическим показателем оценки цити- ^ руемости является импакт-фактор. В РИНЦ рассчитывается двухлетний и пятилетний импакт-фактор. Как свидетельствуют данные 87

Т а б л и ц а 3

Показатели по годам

T a b l e 3

Annual indicators

Название показателя 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число статей в РИНЦ 56 45 69 129 180 143 171 149 155 153

Показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX - 0,001 0,001 0,009 0,028 0,041 0,104 0,126 0,159 0,179

Место журнала в рейтинге SCIENCE INDEX - 2134 2358 2327 2208 2405 2184 2305 2165 2186

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ - - - 0,053 0,177 0,246 0,238 0,197 0,194 0,244

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ без самоцитирования - - - 0,035 0,086 0,107 0,152 0,137 0,129 0,42

Двухлетний импакт-фактор РИНЦ с учетом цитирования из всех источников - - - 0,088 0,237 0,272 0,334 0,312 0,372 0,409

Двухлетний импакт-фактор по ядру РИНЦ - - - 0,001 0,005 0,006 0,003 0,010 0,009 0,010

Пятилетний импакт-фактор РИНЦ - - - - - - 0,175 0,186 0,185 0,227

таблицы, двухлетний импакт-фактор постоянно увеличивался, самый высокий показатель характерен для 2013 г. По сравнению с предыдущим годом, в 2012 г. он увеличился на 0,61, в последующие годы он несколько уменьшился, однако в 2017 г. он достиг пика показателя, характерного для 2013 г. Пятилетний импакт-фактор более стабилен: для него характерен постоянный рост в течение всех лет. В 2017 г. возросли все характеристики «Вестника». Показатели РИНЦ свидетельствуют о том, что «Вестник КемГУКИ» относится к изданиям с достаточным уровнем цитирования [8, с. 8]. Данные демонстрируют устойчивую положительную динамику показателей в РИНЦ, для журнала характерно постепенное продвижение в информационном пространстве. Профессиональное сообщество высоко оценивает журнал, что является несомненным свидетельством его качества.

Содержательная структура «Вестника КемГУКИ»

Содержание журнала определено профилем КемГИК, направленностью его научно-образовательной деятельности, а также тематикой подготовленного к печати материала. о Рубрикация разделов осуществляется как по

н содержательным (тематические направления), так ^ и по формальным (научная жизнь университе-О та, материалы о мероприятиях, хроника собы-2 тий, обзоры, рецензии) признакам. Формальные предметные рубрики отражают определенные события. Они могут быть представлены отдельной 88 рубрикой («Юбилеи») или выделены в качестве

подрубрик в содержательной рубрике. Например, в содержательной рубрике «Документальная информация» была выделена формальная подру-брика «40-летие кафедры ТАОИ и 95-летие со дня рождения основателя кафедры С. А. Сбитнева» (2013 г.). В содержательной предметной рубрике «Педагогические науки» выделена формальная подрубрика «10-летие кафедры экономики социальной сферы» (2015 г.). Такое решение представляется обоснованным, поскольку дает возможность сгруппировать работы, посвященные событию, и описать его с разных точек зрения. Выделенные предметные рубрики акцентируют внимание на различных направлениях деятельности вуза. Под формальной рубрикой «Научная жизнь института» отражаются разнообразные события: конференции, конкурсы и т. д. Рубрикация журнала и наполняемость разделов в динамике за 5 лет представлена в таблице 4.

Как видно из таблицы 4, в журнале отражен широкий спектр направлений гуманитарного знания. По отдельным содержательным рубрикам сгруппированы статьи, посвященные общенаучным (педагогика, философия, филология) и профильным для вуза (культурология, искусствоведение, документальная информация, социокультурная деятельность) дисциплинам. В настоящее время количество содержательных рубрик сократилось. Это связано с определением ВАК профиля журнала как рецензируемого издания: с 01.12.2015 профиль - искусствоведение, культурология, педагогические науки.

В настоящее время во всех выпусках выделено три раздела, сформированных по содержательному признаку (педагогика, культурология

Т а б л и ц а 4

Рубрикация журнала «Вестник КемГУКИ»

T a b l e 4

The journal content structure

Перечень рубрик Наполняемость предметных рубрик по годам

2013 2014 2015 2016 2017 Всего

Педагогика 17 19 33 43 33 145

Филология 26 15 - - - 41

Философия 13 20 - - - 33

Культурология 37 56 58 70 81 302

Искусствоведение 28 37 40 42 39 186

Документальная информация 14 13 - - - 27

Социально-культурная деятельность 2 9 - - - 11

Научная жизнь института 9 6 10 1 - 26

Юбилеи 1 - - - - 1

Панорама (отзывы, рецензии) 2 - - - - 2

Всего 149 175 141 156 153 774

и искусствоведение), и один - по формальному (научная жизнь института). Сокращение содержательных рубрик не означает сокращения числа публикаций или сужения тематики. Количество документов стабильно как в отдельных выпусках, так и в годовых комплектах. Широкие границы содержательных рубрик позволяют найти свое место всем материалам, отражающим профиль вуза. Стабильность наполнения содержательных предметных рубрик свидетельствует об устойчивом интересе профессионального сообщества к проблемам, рассматриваемым в журнале, правильном выборе тематических ориентиров, а в целом - о качестве самого издания как информационного ресурса.

Содержательный анализ показывает, что «Вестник КемГУКИ» способствует формированию гуманитарного знания в области социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности, культурологии и музыкального и театрального искусства, педагогики, экономики и социальной сферы.

Структурирование «Вестника» по формальным признакам

Видовая структура документопотока характерна для журналов в целом и «Вестников» других вузов в том числе. Основными видами документов являются статьи (75%), рецензии (6%), обзоры (14%). Преобладают теоретические статьи, и лишь в разделе «Педагогика. Педагогические науки» представлены публикации научно-практического характера, описывающие конкретный педагогический опыт. Второе

место с большим отрывом занимают обзоры, причем их количество растет. Проявляется общая тенденция - возрастание интереса к обобщенной аналитической информации. Обращает на себя внимание отсутствие библиографических материалов. Наличие библиографических материалов в целом не характерно и для аналогичных изданий других вузов, но в «Вестнике МГУКИ» (Московский государственный институт культуры), например, выделен раздел «Списки литературы», в «Вестнике СПбГУКИ» (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) - раздел «Рецензии», в «Вестнике культуры и искусства» (ЧГИК) - раздел «О новых изданиях».

Авторская структура журнала изучена по научному статусу, должностному признаку, месту работы авторов и географическому признаку в динамике за 5 лет.

Распределение авторов по научной квалификации представлено в таблице 5.

Т а б л и ц а 5 Структура по научному статусу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T a b l e 5

The scientific status structure

Признаки классификации Научный статус авторов по годам (%)

2013 2014 2015 2016 2017

Доктор наук 23,5 31,2 36,2 30,5 26,6

Кандидат наук 64,6 56,2 56,9 57,3 54,5

Без ученой степени 11,9 12,6 6,9 12,2 18,9

Всего 101 100 100 100 100

CL

0

e

1

Почти 90% авторов - высококвалифицированные специалисты, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук. Такое соотношение соблюдается во всех выпусках и вполне согласуется с квалификацией профессорско-преподавательского состава вуза и статусом издания как научно-теоретического журнала.

Распределение документопотока по квалификационному статусу проявилось и в должностном аспекте (табл. 6).

Больше половины авторов - преподаватели вузов. Абсолютное большинство - высококвалифицированные педагоги, работающие в должности доцента или профессора. Это основная группа авторов, благодаря научно-исследовательской и образовательной деятельности которых развивается отраслевая наука и профессиональное образование. Представляет интерес и категория «диссертант» (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели). Показатель этих авторов в разных выпусках колеблется, но в среднем он не так уж и мал: составляет примерно от 8 до 17%. Благодаря журналу диссертанты получают возможность опубликовать результаты исследований в рецензируемом издании, что является обязательным при защите диссертации. Кроме того, публикация в журнале - своего рода апробация работы, поскольку рецензентами являются высококвалифицированные специалисты. В категории «другие» оказался широкий спектр авторов, не связанных с образовательной деятельностью, не всегда представляющих социально-культурную сферу. Среди них: главный хранитель музея, мастер сцены, архивариус, подполковник полиции, митрополит Кемеровский и Прокопьевский, регент, главный редактор ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» и др.

Библиометрический анализ по признаку «место работы» (организационно-фирменная структура) позволил выявить круг организа-

ций, родственных по тематике и направлениям деятельности (табл. 7).

Как видно из таблицы, в количественном отношении преобладают, конечно, гуманитарные вузы (до 90%). Среди них, как и следовало ожидать, - КемГИК (более 30%). «Вестник» является рецензированным изданием, педагоги заинтересованы в публикациях на его страницах; кроме того, опубликовать статью в источнике по месту работы проще, чем в других изданиях.

«Вестник КемГУКИ» обеспечивает возможность для обмена профессиональным и образовательным опытом других вузов культуры: на его страницах представлены почти все вузы культуры и искусств РФ. Количественное распределение (относительный показатель) авторов из других институтов культуры следующее: ЧГИК - 19%, МГИК - 16% , СПбГИК - 16%, Хабаровский государственный институт культуры - 11%, Казанский государственный университет культуры и искусств - 9%, Арктический государственный институт культуры - 7%. Среди авторов выявлены и педагоги институтов культуры ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Казахстана, Киргизии. Среди других вузов представлены в основном учебные заведения гуманитарного профиля - около 90%. Это чаще всего классические университеты, театральные училища и институты, консерватории. Публикуются и авторы из непрофильных вузов: Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского, Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетова, Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова и т. д.

С вузом активно сотрудничают российские и зарубежные научно-исследовательские организации и учебные заведения: Академия искусств (г. Щецин, Польша), Даляньский университет иностранных языков (г. Далянь,

Т а б л и ц а 6 Т а Ь 1 е 6

Структура по должностному признаку The position status structure

ОТ

о

DC О

Признаки классификации Должностное положение авторов по годам (%)

2013 2014 2015 2016 2017

Академик, член-корреспондент - 3,2 1,3 - -

Профессор 19,9 14,4 27,1 9,1 20,5

Доцент 42,8 34,5 43,4 13,6 32,8

Преподаватель, старший преподаватель 9,5 11,8 4,9 18,2 10,0

Диссертант 14,3 9,5 8,2 13,6 17,6

Научный сотрудник 5,8 11,7 5,6 13,6 4,3

Управление 5,8 11,7 8,2 27,3 8,6

Другие 1,9 3,2 1,3 4,6 6,2

Всего 100 100 100 100 100

Структура по месту работы The affiliation structure

Т а б л и ц а 7 T a b l e 7

Место работы Место работы авторов по годам (%)

2013 2014 2015 2016 2017

КемГИК 30,6 32,2 53,2 30,3 37,4

Вузы культуры и искусств 23,4 23,8 14,1 42,4 13,3

Другие вузы 37,2 30,6 28,2 22,2 39,6

Другие организации 8,8 13,4 4,5 5,1 9,7

Всего 100 100 100 100 100

КНР), Чанчуньский педагогический университет (г. Чанчунь, КНР), Щецинский университет, Институт интегрированных научных исследований, Химачал-Прадешский университет (г. Шимла, Индия). Это свидетельствует об общности проблем в сфере культуры и отраслевого профессионального образования и желании обсуждать их в профессиональном сообществе. Интерес профессионального сообщества к «Вестнику», несомненно, позволяет судить о его хорошем имидже в научно-образовательном пространстве.

Выявлен значительный круг организаций, не связанных с образовательной деятельностью. Среди них: Православный государственный художественный музей Алтайского края, музей-заповедник «Томская Писаница», эко-музей-заповедник «Тюльберский городок», Свято-Тихоновский православный университет, Пермское регентское училище, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН. Обращает на себя внимание факт

незначительного числа авторов из библиотек. Представлены лишь сотрудники крупнейших библиотек, таких как Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, и некоторых областных библиотек. Скорее всего, это связано с большим количеством периодических и продолжающихся изданий информационно-библиотечной сферы, в том числе - региональных. «Вестник» обеспечивает межвузовское сотрудничество ученых, занимающихся изучением широкого круга проблем социально-культурного, искусствоведческого, педагогического, философского, филологического профиля.

Изучение географической принадлежности авторов показало широкий географический ландшафт (табл. 8).

Заметна концентрация авторов в пределах Сибирского федерального округа. Больше половины, как и следовало ожидать, составляют авторы из Кемерово. Это согласуется с данными распределения по месту работы. Однако журнал представляет интерес и для авторов из других городов и регионов. Обращает на себя внимание наличие авторов из Москвы и Санкт-Петербурга; это известные ученые и педагоги столичных вузов. Выявлены авторы из широкого круга областных и краевых центров, крупных городов (Барнаул, Белгород, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Сочи, Пермь, Хабаровск, Челябинск и др.), республик (Саха, Татарстан, Тыва, Хакасия и др.). «Вестник КемГУКИ» известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Круг авторов постоянно расширяется за счет ученых и педагогов ближнего зарубежья (Беларуси, Казахстана, Киргизии, Украины). Установлено совпадение научных интересов с научно-образовательным сообществом стран дальнего

Т а б л и ц а 8

Географическая структура The geographical structure

T a b l e 8

Признаки классификации Географическая структура по годам (%)

2013 2014 2015 2016 2017

Кемерово 27,4 27,5 49,2 20,4 33,3

Сибирский и Дальневосточный федеральные округа 34,4 33,0 15,1 29,3 25,3

Уральский федеральный округ 11,8 8,3 6,4 8,7 9,9

Центральный федеральный округ 4,9 5,5 8,8 5,8 5,9

Москва 6,8 11,9 4,3 10,7 12,6

Санкт-Петербург 3,8 2,7 3,2 11,6 4,2

Другие регионы 7,9 7,4 8,8 11,6 5,9

Дальнее и ближнее зарубежье 2,9 3,7 3,2 1,9 2,9

Всего 100 100 101 100 100

CL

О ©

X

зарубежья: Болгарией, Германией, Индией, Китаем, Польшей. «Вестник» способствует продвижению образования, науки и культуры в Кузбассе, Сибири и России, в ближнем и дальнем зарубежье. Журнал является качественным общедоступным ресурсом, представляющим интерес для научного и образовательного гуманитарного сообщества не только Кемерово, но и других городов, регионов и стран.

Заключение

«Вестник КемГУКИ» относится к изданиям с достаточно высоким уровнем цитирования, постоянно усиливает свои позиции в РИНЦ, осваивая информационное пространство. Библиометрический анализ журнала позволяет отметить глубокую ретроспективу, значительный объем, качество, доступность и привлекательность для научно-образовательного сообщества. Журнал - это площадка для апробации и продвижения своих научных идей не только для ученых высокого научного статуса, но и для тех, кто только входит в науку. В «Вестнике» представлены авторы широкого круга организаций гуманитарного профиля различных регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Такое сотрудничество создает благоприятную основу формирования межрегиональной научно-образовательной среды, обеспечивает социально-культурное развитие Кузбасса, Сибири, способствует вхождению научного и образовательного сообщества Сибири в мировое научно-образовательное и культурное пространство.

Список источников

1. Берестова Т. Ф. Результаты юбилейного года: горькие размышления шеф-редактора о настоящем и его уверенность в светлом будущем // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4. С. 5-9.

2. Берестова Т. Ф., Боже Е. В. Научные журналы вузов культуры в зеркале Российского индекса научного цитирования // Университетская книга. 2012. № 4. С. 28-33.

3. Бирюков А., Воловикова М., Половникова Е. Научные журналы: о частоте в рядах // Университетская книга. 2017. № 6. С. 51-55.

4. Венгеров В. Н., Григянец Р. Б. Способы оценки эффективности ученых // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : докл. 11 Междунар. науч. конф. Минск,

$ 1-2 дек. 2016 г. Минск, 2016. С. 21-90. н 5. Гиляревский Р. С. Публикационная актив-

^ ность как оценка научных достижений // Научно-О техническая информация. Серия 1, Организация и ме-2 тодика информационной работы. 2014. № 8. С. 1-7.

6. Громова, Е. В., Денисов А. С., Кочетков А. В. Библиометрический анализ журналов, в ко-92 торых публикуются преподаватели технических

наук // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы.

2015. № 2. С. 20-26.

7. Гуреев В. Н., Мазов Н. А., Шрайберг Я. Л. Анализ тематики и цитирования публикаций в применении к формированию подписки на журналы // Библиосфера. 2014. № 1. С. 59-65.

8. Демидов Д. Д. Библиометрическая оценка отечественных библиотечно-информационных журналов // Научные и технические библиотеки. 2017. № 8. С. 3-17.

9. Долгополова Е. Е. Участники и содержание профессионального дискурса: по результатам библио-метрического анализа продолжающегося издания «Бiблiятэчны вестшк» // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : докл. 11 Междунар. науч. конф. Минск, 1-2 дек. 2016 г. Минск, 2016. С. 72-80.

10. Ерёменко Г. В. Индикаторы публикационной активности регионального научного сообщества: постановка проблемы // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 43-50.

11. Забарова И. В., Солошенко Н. С. Российские журналы в глобальных информационно-аналитических ресурсах // Вестник Российской академии наук.

2016. № 9. С. 854-838.

12. Кордье С. Мера сходства между научными журналами и разнообразие списка публикаций // Международный форум по информации. 2013. Вып. 38, № 3. С. 22-24.

13. Касянчук В. А. Опыт подготовки инструкций для авторов в международных научных журналах // Научная периодика: проблемы и решения. 2016. Т. 6, № 3. С. 101-110.

14. Лаврик О. Л., Плешакова М. А. Журналы по проблемам библиотековедения и библиографове-дения: многоаспектный наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. 2016. № 12. С. 44-58.

15. Маркусова В. И. Библиометрический показатель научных журналов // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2012. № 6. С. 31-33.

16. Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (по состоянию на 30.11.2018). URL: http://vak.ed.gov.ru/documents (дата обращения: 12.10.18).

17. Писляков В. В. Методы оценки научного знания по показателям цитирования // Социологический журнал. 2007. № 1. С. 128-140.

18. Павлова Е. П. Научный журнал как особый вид периодических изданий (на примере деятельности издательства «Наука образования») // Библиография. 2016. № 4. С. 24-44.

19. Российский индекс научного цитирования. URL: http://elibrary.ru/projects/citation/cit_index.asp (дата обращения: 15.10.2015).

20. Трескова П. П., Павлова А. С. Оптимизация комплектования фонда научной библиотеки актуальной зарубежной периодики с использованием библиометриче-ского анализа // Библиосфера. 2014. № 4. С. 23-27.

21. Шиман О. В. Изменение рейтинга научных журналов организации: на примере работы научной библиотеки учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : докл. 11 Междунар. науч. конф., Минск, 1-2 дек. 2016 г. Минск, 2016. С. 99-103.

22. Явэй Л. Методика расчета региональной публикационной активности на примере университетов Центрального Федерального Округа РФ // Информация и инновации: оценка, тенденции, перспективы. 2017. № 1/2. С. 50-56.

References

1. Berestova T. F. The Anniversary year results: the chief editor's bitter reflections on the present and his confidence in the bright future. Vestnik kul'tury i iskusstv, 2017, 4, 5-9. (In Russ.).

2. Berestova T. F., Bozhe E. V. Scientific journals of universities of culture in the mirror of the Russian Science Citation Index. Universitetskaya kniga, 2012, 3, 28-33. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Biryukov A., Volovikova M., Polkovnikova E. Scientific journals: about frequency in rows. Universitetskaya kniga, 2017, 6, 51-55. (In Russ.).

4. Vengerov V. N., Grigyanets N. B. Ways to evaluate the effectiveness of scientists. Biblioteki v informatsionnom obshchestve: sokhranenie traditsij i razvitie novykh tekh-nologii : dokl. 11 Mezhdunar. nauch. konf. Minsk, 1-2 dek 2016 g. Minsk, 2016, 21-90. (In Russ.).

5. Gilyarevskii R. S. Publication activity as scientific achievements assessment. Nauchno-tekhnicheskaya infor-matsiya. Seriya 1, 2014, 8, 1-7. (In Russ.).

6. Gromova E. V., Denisov A. S., Kochetkov A. V. Bibliometric analysis of journals where teachers of technical sciences are published. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1, 2015, 2, 20-26. (In Russ.).

7. Gureev V N., Mazov N. A., Shraiberg Ya. L. Analysis of topics and citation of publications applying to form journals' subscription. Bibliosfera, 2014, 1, 59-65. (In Russ.).

8. Demidov D. D. Bibliometric evaluation of Russian library and information journals. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2017, 8, 3-17. (In Russ.).

9. Dolgopolova E. E. The professional discourse participants and content: according to bibliometric analysis data of «Bibliyatechny vestnik». Biblioteki v informatsionnom obshchestve: sokhranenie traditsii i razvitie novykh tekhnologii: dokl. 11 Mezhdunar. nauch. konf., Minsk, 1-2 dek. 2016 g. Minsk, 2016, 72-80. (In Russ.).

10. Eryomenko G. V The publication activity indicators of a regional scientific community: problem statement. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2018, 1, 43-50. (In Russ.).

Сведения об авторе: Сбитнева Галина Ивановна технологии документальных

11. Zabarova I. V., Soloshenko N. S. Russian journals in global information and analytical resources. Vestnik RAN, 2016, 9, 854-838. (In Russ.).

12. Korde S. A measure of the similarities between scientific journals and the diversity of publications' list. Mezhdunarodnyi forum po informatsii, 2013, 38 (3), 22-24. (In Russ.).

13. Kasyanchuk V. A. Experience in preparing instructions for authors in international scientific journals. Nauchnaya periodika: problemy i resheniya, 2016, 6 (3), 101-110. (In Russ.).

14. Lavrik O. L., Pleshakova M. A. Journals on library science and bibliography: multidimensional scientomet-ric analysis. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2016, 12, 44-58. (In Russ.).

15. Markusova V. I. Bibliometric indicator of scientific journals. Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. 2012, 6, 31-33. (In Russ.).

16. Perechen' retsenziruyemykh nauchnykh izdaniy, v kotorykh dolzhny byt' opublikovany osnovnye nauchnye rezul'taty dissertatsrn na soiskanie uchenoш stepeni kan-didata nauk, na soiskanie uchenoш stepeni doktora nauk (po sostoyaniyu na 30.11.2018) [The list of peer-reviewed scientific editions, where must be published basic scientific results of dissertations to award scientific degrees of candidate or doctor of science (on 30.11.2018)]. URL: http:// vak.ed.gov.ru/documents (accessed 12.10.18). (In Russ.).

17. Pislyakov V. V. Methods for assessing scientific knowledge on citation indicators. Sotsiologicheskii zhur-nal, 2007, 1, 128-140.

18. Pavlova E. P. Scientific journal as a special type of periodicals (evidently for the publishing house 'Science and Education' activities). Bibliografiya, 2016, 4, 24-44. (In Russ.).

19. Rossiyskii indeks nauchnogo tsitirovaniya [Russian Science Citation Index]. URL: http://elibrary.ru/projects/ citation/cit_ index.asp (accessed 15.10.2015). (In Russ.).

20. Treskova P. P., Pavlova A. S. Optimizing the scientific library acquisition of current foreign periodicals using bibliometric analysis. Bibliosfera, 2014, 4, 23-27. (In Russ.).

21. Shiman O. V. Changes in rating scientific journals of an organization: a case of a scientific library activity of educational institution «P. M. Masherov Vitebsk State University». Biblioteki v informatsionnom obshchestve: sokhranenie traditsii i razvitie novykh tekhnologii: dokl. 11 Mezhdunar. nauch. konf., Minsk, 1-2 dek. 2016 g. Minsk, 2016, 99-103. (In Russ.).

22. Yavei L. Methods of calculating the regional publication activity for universities of the Central Federal District of the Russian Federation. Informatsiya i inno- ^ vatsii: otsenka, tendentsii, perspektivy, 2017, 1/2, 50-56. ^ (In Russ.). <

CL

о ©

Материал поступил в редакцию 22.01.2019 г. ^

кандидат педагогических наук, доцент кафедры оммуникаций КемГИК, ORCID: 0000-0001-5176-544X 93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.