Научная статья на тему 'БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ «АРТИСТ»'

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ «АРТИСТ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «АРТИСТ» / СТРУКТУРА ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА / БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ЖУРНАЛА / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилина Анастасия Владимировна

Театральный журнал «Артист» не раз становился объектом научного исследования, однако, несмотря на обилие работ, в той или иной мере затрагивающих структуру журнала, библиографический отдел «Артиста» остается недостаточно изученным. Библиографическая информация журнала еще не становилась объектом отдельного научного изыскания. Эмпирической базой исследования является полный комплект изданий театрального журнала «Артист» за весь период его существования. Преимущественное внимание уделяется библиографическому разделу журнала и приложению. Методы исследования: теоретический и исторический анализ, обобщение и систематизация полученных результатов. В статье автор описывает и осмысляет основные формы латентной библиографической информации в театральном журнале «Артист», прежде всего, самостоятельный отдел «Библиография». В исследовании определены главные тематические направления отдела, выявлены его структура и основные жанры. Кроме того, проанализированы формы библиографической рекламы в журнале: алфавитные каталоги дозволенных к постановке драматических сочинений, указатель пьес, удобных для постановки на любительских спектаклях, сообщения о подписке от редакции журнала, реклама книжных новинок, рекламные объявления о подписке на другие печатные издания. Автор приходит к выводу, что кроме просветительских целей редакция решала конкретные коммерческие задачи (реализация тиража своего издания и книг, распространяемых через контору издательства). Латентная библиографическая информация журнала «Артист» может быть полезной специалистам, интересующимся вопросами истории литературы, журналистики и театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIBLIOGRAPHIC INFORMATION IN THE THEATRE MAGAZINE ARTIST

The theatre magazine “Artist” has repeatedly become an object of scientific research. However, despite the wealth of works with a focus on structure of the magazine, the bibliographic section of “Artist” remains insufficiently studied. The bibliographic information of the journal has not yet become an object of subject-specific research. The empirical basis of the study is a complete set of publications of the theater magazine “Artist” for the entire period of its existence. Primary attention is paid to the bibliographic section of the journal and the appendix. Research methods are theoretical and historical analysis, generalization and systematization of the results obtained. In the proposed article, the author describes and comprehends the main forms of latent bibliographic information in the theatrical magazine “Artist”, first of all, the independent section “Bibliography”. The study defines main thematic areas of the section, its structure and main genres. The author also analyzes the types of bibliographic advertising in the journal: alphabetical directories of plays allowed to be performed, index of plays suitable for amateur shows, announcements on subscription from magazine editors, advertising of new books, ads for subscriptions to other print media. The author comes to the conclusion that along with educational intentions, the magazine staff solved specific selling tasks (sale of the magazine and books distributed through the publisher’s office). The latent bibliographic information of “Artist” can be useful for specialists interested in history of literature, journalism and theatre.

Текст научной работы на тему «БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ЖУРНАЛЕ «АРТИСТ»»

RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism.

ISSN 2312-9220 (print), ISSN 2312-9247 (online)

Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика

http://journals.rudn.ru/ literary-criticism

DOI: 10.22363/2312-9220-2021-26-3-558-569 УДК 821.161.1

Научная статья / Research article

Библиографическая информация в театральном журнале «Артист»

А.В. Жилина

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18

И av.zhilina@gmail.com

Аннотация. Театральный журнал «Артист» не раз становился объектом научного исследования, однако, несмотря на обилие работ, в той или иной мере затрагивающих структуру журнала, библиографический отдел «Артиста» остается недостаточно изученным. Библиографическая информация журнала еще не становилась объектом отдельного научного изыскания. Эмпирической базой исследования является полный комплект изданий театрального журнала «Артист» за весь период его существования. Преимущественное внимание уделяется библиографическому разделу журнала и приложению. Методы исследования: теоретический и исторический анализ, обобщение и систематизация полученных результатов. В статье автор описывает и осмысляет основные формы латентной библиографической информации в театральном журнале «Артист», прежде всего, самостоятельный отдел «Библиография». В исследовании определены главные тематические направления отдела, выявлены его структура и основные жанры. Кроме того, проанализированы формы библиографической рекламы в журнале: алфавитные каталоги дозволенных к постановке драматических сочинений, указатель пьес, удобных для постановки на любительских спектаклях, сообщения о подписке от редакции журнала, реклама книжных новинок, рекламные объявления о подписке на другие печатные издания. Автор приходит к выводу, что кроме просветительских целей редакция решала конкретные коммерческие задачи (реализация тиража своего издания и книг, распространяемых через контору издательства). Латентная библиографическая информация журнала «Артист» может быть полезной специалистам, интересующимся вопросами истории литературы, журналистики и театра.

Ключевые слова: театральный журнал «Артист», структура театрального журнала, библиографический отдел театрального журнала, библиографическая реклама

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

История статьи: поступила в редакцию - 8 февраля 2021 г.; принята к публикации -10 мая 2021 г.

Для цитирования: Жилина А.В. Библиографическая информация в театральном журнале «Артист» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 3. С. 558-569. аог 10.22363/2312-9220-202126-3-558-569

© Жилина А.В., 2021

(л q 1 This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License y' https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

Bibliographic Information in the Theatre Magazine Artist

Anastasia V. Zhilina

Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, 18 Bolshaya Morskaya St, Saint-Petersburg, 191186, Russian Federation И av.zhilina@gmail.com

Abstract. The theatre magazine "Artist" has repeatedly become an object of scientific research. However, despite the wealth of works with a focus on structure of the magazine, the bibliographic section of "Artist" remains insufficiently studied. The bibliographic information of the journal has not yet become an object of subject-specific research. The empirical basis of the study is a complete set of publications of the theater magazine "Artist" for the entire period of its existence. Primary attention is paid to the bibliographic section of the journal and the appendix. Research methods are theoretical and historical analysis, generalization and systematization of the results obtained. In the proposed article, the author describes and comprehends the main forms of latent bibliographic information in the theatrical magazine "Artist", first of all, the independent section "Bibliography". The study defines main thematic areas of the section, its structure and main genres. The author also analyzes the types of bibliographic advertising in the journal: alphabetical directories of plays allowed to be performed, index of plays suitable for amateur shows, announcements on subscription from magazine editors, advertising of new books, ads for subscriptions to other print media. The author comes to the conclusion that along with educational intentions, the magazine staff solved specific selling tasks (sale of the magazine and books distributed through the publisher's office). The latent bibliographic information of "Artist" can be useful for specialists interested in history of literature, journalism and theatre.

Keywords: theatre magazine "Artist", structure of the theatre magazine, bibliographic section of the theatre magazine, bibliographic advertising

Conflicts of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.

Article history: submitted: February 8, 2021; accepted: May 10, 2021.

For citation: Zhilina, A.V. (2021). Bibliographic information in the theatre magazine

Artist. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 26(3), 558-569. (In Russ.) doi: 10.22363/2312-9220-2021-26-3-558-569

Введение

Исследование латентной библиографической информации литературно-художественных журналов предоставляет ученым-гуманитариям богатый материал для анализа, помогает ориентироваться в большом объеме литературно-критической информации, а также позволяет, по мнению Е.В. Тесля, «реализовывать связи между старым и новым знанием» [1. С. 74]. Понимая всю важность подобной работы, английский библиограф С. Бернард составил «The Bibliographical History of the Spectator» [2]. В отечественном биб-лиографоведении научному осмыслению пока подлежали библиографиче-

ские отделы толстых литературно-художественных ежемесячников [3], авторитетных печатных органов, историко-литературная значимость которых неоспорима, либо специализированные библиографические издания. Так, Е.В. Андрейченко рассматривает формы библиографической информации в отечественных периодических изданиях ХУШ-ХХ веков [4]. Обращаясь к библиографическим журналам второй половины XIX века, Е.Ю. Гордеева выявляет особенности библиографических рекламных обращений [5].

Эмпирический материал и методика исследования

В своей работе мы рассмотрим библиографический материал театрального журнала «Артист». Театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист» является наиболее авторитетным изданием среди подобных в 80-90-е гг. XIX в. А.Я. Альтшуллер и Л.С. Данилова [6] относят «Артиста» к крупнейшим театральным журналам рассматриваемого периода и отмечают, что менее крупные специализированные театральные издания не затрагивали серьезных творческих тем, ограничиваясь текущей рецензентской практикой, театральными анекдотами и эпиграммами.

«Артист» не раз становился объектом научного изучения, в том числе структура этого издания освещена в работах Л.Н. Иокар [7], М. Кожиной [8], Г.С. Лапшиной [9], В.В. Борзенко [10], Ю.Е. Шур [11] и др. Несмотря на обилие работ, в той или иной мере затрагивающих структуру журнала, библиографический отдел «Артиста» остается недостаточно изученным. Библиографические материалы «Артиста» часто служат ученым как иллюстрации, и мы неоднократно использовали публикации библиографического отдела в своем диссертационном исследовании [12]. Однако до сих пор сама библиографическая информация журнала не становилась объектом отдельного научного изыскания. Своей работой мы пытаемся решить этот вопрос. Материалом анализа в работе является полный комплект изданий театрального журнала «Артист» за весь период его существования (с 1889 по 1895 г.). Преимущественное внимание уделяется библиографическому отделу журнала и приложению. В исследовании были применены теоретический и исторический анализ; обобщение и систематизация полученных результатов.

Обсуждение результатов

В первую очередь стоит обратить внимание на отдел «Библиография», который выделяется в структуре журнала с самого начала его существования. Всего в сорока шести номерах «Артиста» отдел вышел тридцать один раз. Включение в структуру театрального журнала библиографического отдела свидетельствует о стремлении издателя познакомить своего читателя с новыми драматическими произведениями, предоставить узким специали-

стам театрального дела новейшую информацию от теоретиков и практиков отрасли. Появление данного раздела может быть продиктовано и чисто коммерческими целями - продажей как самого журнала «Артист», так и книг, которые можно было приобрести через контору журнала.

Поскольку сформулированная в первом номере на пятой странице цель издания звучала довольно широко: «...служить эстетическим и нравственным интересам русского общества» [13], библиографический отдел носил весьма свободный характер. Отдел содержал описание недавно вышедших изданий, преимущественно по направлению журнала: драматические произведения русских и зарубежных авторов, труды по вопросам сценического искусства и театрального дела. В рамках отдела встречаются аннотации сборников прозаических и поэтических произведений, переводов. Преимущественно на страницах отдела отражался поток изданий, вышедших в Москве или Санкт-Петербурге, реже, но все же встречаются аннотации заграничных изданий, например, в третьем номере на сто семьдесят четвертой странице мы встречаем: «Gustave Moreau et son oeuvre, par M. Paul Luprieur, Paris an bureaux de l'Arliste, 1 vol. 80 1889» [13].

Материалы, помещенные в отделе, как правило, не имеют подписи, за исключением нескольких публикаций: подписи присутствуют под всеми материалами первого номера и под двумя в двадцать восьмом и сорок пятом номерах. В первом выпуске отдел «Библиография» открывался небольшой рецензией В.А. Гольцева на вышедшую в Москве в 1889 году книгу С.А. Юрьева «Несколько мыслей о сценическом искусстве». Помещая первой именно эту публикацию, редакция отдавала дань недавно умершему, стоявшему у истоков журнала, С. А. Юрьеву. Материал имеет классическую структуру рецензии: обозначение предмета анализа, описание актуальности темы, краткое содержание книги и оценочную часть. При описании предмета рецензии указаны название книги, автор, место издания, издательство и цена. На сто двадцать первой странице в оценочной части рецензии автор указывает на высокие требования Юрьева к уровню образования и силе идеальных стремлений артиста сцены и признает за С. А. Юрьевым большую заслугу: «.и словом, и делом он многие годы настойчиво проводил те воззрения, которыми проникнута его книжка о сценическом искусстве» [Там же]. Оставшиеся публикации отдела в первом номере «Артиста» принадлежат А.П. Новицкому и С.Н. Кругликову. Искусствовед и библиограф А.П. Новицкий подготовил обзор художественных новинок, а С.Н. Кругликов - критик музыкального отдела «Артиста» - небольшую рекомендацию статьи «Лист, Шуман и Берлиоз в России» В. Стасова, которая была опубликована в июльской и августовской книжках «Северного Вестника».

Следующий текст с указанием авторства мы встречаем в двадцать восьмом номере журнала - «Реклама на почве чистого искусства (Художественно-литературный сборник «На память», издание Т.И. Гагена, под редакцией

Ф.А. Духовецкого. М., 1983)». И.И. Иванов, используя в качестве повода для своего эссе выход сборника «На память», ведет разговор о литературном и идейном содержании современных литературно-художественных сборников. На сто тридцать восьмой странице Иванов критикует сборник «На память» за обилие рекламы, низкий уровень литературного и художественного контента: «...весь сборник является в сущности малолитературной и совершенно нехудожественной премией к собранию рекламы» [13]. В частности, там же, оценивая литературную часть сборника, критик сравнивает его содержание с публикациями «Полярной Звезды» К.Ф. Рылеева и «Московского сборника», выходившего при участии И.С. Аксакова и А.С. Хомякова, противопоставляет «одушевленную известной идеей и жизненными стремлениями» литературу беззаботному бряцанию на лирах. Художественный отдел сборника, по мнению Иванова, «едва ли не хуже литературного» [Там же]. Размышления Иванова о необходимой идейности, партийности литературных сборников перекликаются с его монографией «Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века», над которой он трудился, совмещая редакторскую деятельность в «Артисте». Материал пронизан страстной оценкой автора, имеет полемический тон, и, конечно, нельзя было оставить его без подписи.

Другая подписанная публикация, посвященная армянскому театральному сборнику «Театр», принадлежит Ю. А. Веселовскому. В целом относясь «с полным сочувствием» к сборнику и его основной идее, критик не может не указать на некоторые, «встречающиеся в нем пробелы», к коим причисляет: недостаточный объем каждой книги, слабую литературную часть, незначительно, но все же завышенную цену и периодичность издания - «Театр» выходил всего два раза в год. Ю.А. Веселовский был одним из первых популяризаторов армянской литературы в России. Безусловно, публикация за подписью авторитетного автора, профессионально занимающегося вопросом, имела большой вес в журналистском деле и в глазах читателей.

Жанровое разнообразие данного отдела неоднородно - от немногословного рекламного объявления до эссе, с характерными для него развернутыми обобщениями, непринужденным тоном, ярко выраженной авторской оценкой. Основным же жанром, с нашей точки зрения, является аннотация, содержащая библиографическое описание, краткое описание книги и ее характеристику. В качестве примера приведем комментарий с двести десятой страницы двадцать четвертого номера: «Юбилей, шутка в 1 д. А. Чехова. Это - презабавная карикатура, смело и оригинально поставленная, как и все водевили Чехова» [13]. Такая талантливо-краткая аннотация скорее исключение в отделе, и причина ее краткости кроется не в таланте рецензента, а в авторитете автора шутки.

На первых порах выхода отдел не имел определенной структуры, но позже, в зависимости от наличия и готовности материала, в рамках «Библиографии» появляются рубрики: «Периодическая печать о театре и искус-

стве вообще», «Новые пьесы», «Алфавитный список драматических сочинений, рассмотренных драматической цензурой и дозволенных к представлению».

Рубрика «Периодическая печать о театре и искусстве вообще» появилась всего в девяти номерах журнала. В рамках рубрики публиковались обзоры наиболее заметных публикаций по вопросам театра и искусства, помещенных в больших толстых авторитетных изданиях, таких как «Вестник Европы», «Русская Мысль», «Русское Обозрение», «Вопросы философии и психологии», «Вестник воспитания», «Женское Обозрение», «Баян» и др. В рамках этого подраздела сотрудники «Артиста» освещали наиболее важное, что давала текущая периодическая печать по вопросам эстетики, истории театра и драматургии. Каждый такой обзор посвящен какой-то определенной теме. Так, в девятнадцатом номере «посчастливилось музыке» в поле зрения обозревателя попадают следующие статьи: «Первые русские оперные информаторы» г. Д. Бера («Русская Мысль», № 6), «Происхождение музыки» Герберта Спенсера («Русское Богатство», № 1) и «Психологические основы и задачи музыкального образования» г. Василия Гутора («Русское Богатство», № 3), биография Римского-Корсакова Трифонова («Вестник Европы», № 5 и 6). А в двадцать втором номере обзор периодической печати о театре и искусстве посвящен материалам из области воспоминаний и биографий - в обзор попали «Воспоминания театрального антрепренёра Н.И. Иванова» («Исторический Вестник» № 11 и 12), «Театральные воспоминания Л.Л. Леонидова» («Русская Старина», № 2), «Первые русские придворные комедианты» («Русский Вестник», № 2), биографии Дмитриевского и Плавильщикова («Русский Вестник», № 3), воспоминания драматического актера Алексеева, печатавшиеся в «Историческом Вестнике», две публикации из «Театрального Мирка».

Единожды в девятнадцатом номере в «Библиографии» появляется рубрика «Наши художественные журналы за 1891 г.». В круг внимания автора включены популярный еженедельный журнал «Нива», иллюстрированный журнал изящной литературы и искусства «Художник» и литературно-художественный журнал «Север». Обозреватель дает оценку каждого издания, останавливается на снижении качества иллюстраций в «Ниве», сетует на «виньетки с голенькими фигурками хорошеньких дамочек» в «Художнике», указывает на перемену формата «Севера» и на сто девятнадцатой странице отмечает, что в изданиях такого рода наблюдается «какая-то особенная неустойчивость и вечное блуждание между недоступными для них настоящими русскими искусством и литературой с одной стороны и обрывками иностранных литературы и искусства с другой...» [13]. Во всех обзорах периодической печати мы видим, как сотрудники «Артиста» продолжают просветительскую линию журнала и желают, чтобы и другие издания поддерживали высокий уровень контента.

Еще одним ответвлением отдела была рубрика «Новые пьесы», которая появляется на страницах пяти номеров «Артиста». Аннотации к недав-

но вышедшим драматическим сочинениям не отличаются от остальных и, как правило, построены по схеме: библиографическое описание (название произведения, жанр, автор), характеристика произведения и критическая оценка.

В первом же номере в рамках «Библиографии» появляется Алфавитный список драматических сочинений, рассмотренных драматической цензурой и дозволенных к представлению на русском, французском и немецком языках. На поздних этапах существования «Артиста» каталог был выделен из структуры отдела и помещался в приложении журнала. Всего на страницах «Артиста» было опубликовано семнадцать таких каталогов. Данный список имеет помесячную структуру и включает два блока: 1) сочинения, безусловно дозволенные к представлению и 2) сочинения, дозволенные к представлению с исключениями. Позже в структуре каталога остались только безусловно дозволенные пьесы. Списки строились на основе информации «Правительственного Вестника» с указанием его номера. Библиографическое описание пьесы ограничено ее названием, указанием жанра и автора, расширенная информация порой включала город издания и наименование издательства. Частым дополнением было указание на издание, по которому публикуется книга, например, в пятом номере на странице сто восемьдесят три: «Лебединая песня (Калхас). Драматический этюд в одном действии А. П. Чехова. (По печатному изданию. Театральный, музыкальный и художественный журнал „Артист". Книга II. Москва. 1889. Тип. И.Н. Кушнерева и Ко)» [13]. Публикуя информацию о дозволенных к представлению пьесах, издание стремилось держать руку на пульсе, предоставляя своей аудитории оперативную и актуальную информацию по вопросам театрального искусства и литературы.

Как представляется, значительным недостатком организации отдела «Библиография», является плохо продуманная система записей по определенным темам, авторам и жанрам, непостоянство рубрик. Следует отметить, что эти недостатки характерны не только для «Артиста», но и для других изданий того времени. Примером такой непродуманной политики может служить успешное английского издание «Murray's Magazine»: в оглавлении журнала библиографический отдел именовался «Book Noticed», а в теле журнала рубрика шла под именем «Our Library List» [14]. Конечно, само появление в «Артисте» самостоятельного отдела с книгоописанием подчеркивает широкий профиль издания, отражает процесс трансформации издания: из специализированного театрального журнала он постепенно превращается в литературно-художественный журнал общего типа.

К латентной библиографический информации, не входящей в отдел «Библиография, относятся разного рода каталоги, публикуемые редакцией. Мы уже рассказали об алфавитном списке дозволенных к постановке драматических сочинений, но в журнале были и другие систематизированные списки. В первую очередь стоит упомянуть каталог драматических сочинений, напечатанных в «Артисте», который также располагался в приложении

и вышел всего двадцать семь раз. Публикуя информацию о напечатанных ранее в журнале пьесах, дозволенных к представлению, издание преследовало коммерческие цели - продажу нераспроданных номеров «Артиста» и вышедших отдельным изданием пьес. Об этом свидетельствует помещенный в конце каждого каталога текс. В качестве примера приведем информационно-рекламное послание из тридцать второго номера (страницы раздела не нумеровались): «Отдельные №№ журнала „Артист" продаются по 2 рубля, а „Дневника Артиста" по 1 рублю. <...> Выписывающие из конторы редакции за пересылку не платят. Экземпляры №№ 1 и 4 журнала „Артист" все распроданы. („Перекати поле", ком. в 4 д. П.П. Гнедича напечатана отдельным изданием. Цена 1 р. 50 коп.) Вышепоименованные пьесы разрешены к представлению безусловно - соответствующие № „Правительственного Вестника" указаны в скобках» [13]. Целью подобных сообщений, безусловно, является не просто информирование подписчиков о сложившейся ситуации, но и формирование у читателей представления о высокой востребованности журнала среди читающей публики.

Еще один упорядоченный сборник пьес «Указатель пьес, удобных для постановки на любительских спектаклях» частями печатался в приложении к журналу: комедии в 2, 3, 4 и 5 действиях (№ 4), серьезные комедии (№ 9, 10), легкие комедии (№ 11), веселые комедии (№ 12-14), трагедии и драмы (№ 15-17), одноактные комедии, фарсы и водевили (№ 18, 20, 21, 23, 24), драматические и комические монологи (№ 25). Логично предположить, что составителем указателя был Н.Г. Леонтьев, поскольку к концу публикации указателя в двадцать четвертом номере журнала появляется рекламное объявление (страница не пронумерована): «Вышел и продается во всех известных книжных магазинах Указатель пьес для любительских спектаклей, с указанием ролей по амплуа и нужных декораций, составлен Н. Г. Леонтьевым. Издание журнала „Артист": цена 50 коп. Для подписчиков на жур. „Артист" - 25 к. Выписывающие из конторы журнала „Артист" (Москва, Страстной бул., д. Адельгейм) за пересылку не платят» [Там же].

И указатель пьес, удобных для постановки на любительских спектаклях, и каталог драматических сочинений, напечатанных в «Артисте», - все это варианты библиографической рекламы, целью которой является ненавязчивое распространение печатной продукции. К библиографической информации, носившей коммерческий характер, с нашей точки зрения, относятся и оглавления ранее вышедших книг «Артиста», помещавшиеся в конце номера. Всего мы насчитали двенадцать таких оглавлений. В первых номерах данный отдел по своей форме полностью дублирует оглавления предыдущих книг журнала, но с шестого номера информацию оглавлений начинают систематизировать, группируя материалы по жанрам и отделам: повести и рассказы, драматические сочинения, воспоминания и биографии, некрологи, режиссерский отдел, музыкальные произведения, статьи музыкального отдела, рисунки, портреты, рецензии, корреспонденции, библио-

графия, алфавитный список пьес, дозволенных к представлению. Стоит сделать оговорку, что систематизированные оглавления встречаются не всегда, порой редакция публикует оглавления предыдущих книг без какого-либо упорядочивания, через запятую перечисляя материалы каждого номера.

Еще одной формой библиографической рекламы в «Артисте» является подвижной каталог книжного магазина журнала «Артист», первое появление которого мы зафиксировали в двадцать четвертом номере, а последнее - в тридцать восьмом (всего пятнадцать таких каталогов). «Книжный магазин журнала „Артист" принимает на комиссию посторонние издания, подписку на все периодические издания и высылает иногородним все книги, публикованные в газетах и других каталогах», - гласит объявление, сопровождающее первый выпуск каталога. В каталог помещались книги, вновь поступившие в магазин в течение последнего месяца на русском и иностранных языках. Подписчики «Артиста» пользовались привилегией не платить за пересылку драматических произведений из тех книг, названия которых отмечены в данном каталоге специальным знаком* (кроме того, названия этих книг иногда были напечатаны кеглем большего размера). Подвижной каталог не входил в основное тело журнала, а помещался в приложении. Каталог имел подзаголовки: «Дешевая библиотека» (издание А.С. Суворина), «Иностранные книги», «Новости», «Альбомы». Сам каталог включал в себя не только драматические сочинения, но и произведения других жанров: сказки, романы, воспоминания, рассказы, художественные энциклопедии и альбомы, а также книги естественно-научной направленности. Например, в первом каталоге помещались «Способность растений к движению» Ф. Дарвина и «Происхождение человека и подбор по отношению к полу» Ч. Дарвина. Подобное разнообразие опять же свидетельствует о просветительском направлении, которого придерживались издатели «Артиста», стремясь воспитывать своего читателя.

От библиографических форм саморекламы «Артист» постепенно переходит к библиографической рекламе других периодических изданий. Так, на страницах приложения к журналу мы находим список сочинений П. И. Чайковского издания П. Юргенсона, каталог дешевого издания в томах П. Юргенсона в Москве, содержание первых выпусков издания Театральной библиотеки С.Ф. Разсохина «Сцена», литографированные издания театральной библиотеки С.Ф. Разсохина. Интересно, что, как и в наши дни, каталог используется как эффективное средство рекламы, рассылая бесплатный каталог по потенциальной аудитории, рекламодатель рассчитывает на увеличение продаж (см. сорок шестой номер): «Цена 1-го тома „Сцена" (25 выпусков) 5 руб., с пересылкой 6 руб., при высылке наложенным платежом 6 руб. 50 коп. Каталог изданий библиотеки желающим высылается бесплатно» [13].

Если подобные каталоги лишь носят рекламный характер, то чисто рекламными объявлениями представляются сообщения о подписке на другие издания. В «Артисте» регулярно рекламируются журналы «Русская мысль»,

«Русское богатство», «Мир Божий», «Звезда», «Осколки», «Северный вестник», «Новое слово», «Киевская старина»; газеты «Русские ведомости», «Приозерский край», «Новороссийский телеграф», «Южный край», «Ярославские губернские ведомости», «Курянин», «Тамбовские губернские ведомости», «Волжский вестник», «Орловский вестник», «Таганрогский вестник» и др. Появление на страницах «Артиста» рекламы региональных изданий говорит о популярности журнала среди читающей публики за пределами Москвы и Петербурга. А сообщения о подписке на популярные и авторитетные журналы свидетельствуют о востребованности «Артиста» среди большого числа образованных людей.

Кроме объявлений о подписке существенное место в журнале отводилось под рекламу книжных новинок. В пятнадцатом номере «Артиста» помещены объявления о новых книгах: «Гете и его время» А. А. Шахова, «Новеллы» и «Крымские очерки» В.Я. Светлова. Даже в рекламном отделе своего журнала издатели отдавали предпочтение значительным авторитетным авторам своего времени, которых, как сказано в первом номере на пятой странице, считали преданными «искусству, науке, философской мысли» [13]. Интересно, что подобная форма латентной библиографической информации характерна и для периодики других стран того времени. Например, в «The Spectator» мы можем найти следующее объявление: «Poems upon feveral Occasions; Written by the Right Honourable George Granville Lord Lansdown, most of which were never before printed. Printed for Jacob Tonson, against Catherine-street in the Strand» [15].

Выводы

1. Латентная библиографическая информация в «Артисте» представлена различными формами: отделом «Библиография», алфавитными каталогами пьес, рекламой подписки на другие периодические издания, рекламой книжных новинок.

2. Появление в «Артисте» отдела с книгоописанием свидетельствует о его широком профиле и отражает процесс трансформации издания от специализированного театрального журнала к литературно-художественному журналу общего типа.

3. Материалы, помещенные в отделе «Библиография», как правило, не имеют подписи, за исключением нескольких публикаций, принадлежащих ведущим критикам журнала.

4. Отмечается постепенный переход библиографических форм саморекламы «Артиста» к библиографической рекламе других периодических изданий.

5. Даже в рекламном отделе журнала размещались объявления о выходе книжных новинок авторитетных авторов, произведения которых, по мнению редакции, могли оказать благотворное влияние на умонастроения читателей.

Заключение

Таким образом, библиографическая информация журнала «Артист» имела достаточно качественный уровень, шла по пути усложнения и систематизации. Путем включения в структуру издания разнообразных списков пьес (драматические каталоги, дозволенных к постановке пьес, указатель пьес для любительских спектаклей, каталог драматических сочинений, напечатанных в номерах «Артиста» и номерах журнала «Театральной библиотеки») редакция стремилась удовлетворить нравственные и эстетические потребности читателя.

Безусловно, кроме просветительских целей редакция решала и конкретные коммерческие задачи: распространение самого журнала и продажа книг через контору издательства. Латентная библиографическая информация журнала «Артист» может быть полезной специалистам, интересующимся вопросами истории литературы, журналистики и театра.

Библиографический список

[1] Тесля Е.В. Место, значение и роль латентной библиографической информации в системе информационных ресурсов // Библиосфера. 2011. № 2. С. 74-77.

[2] Bernard S. The Bibliographical History of the Spectator // The Electronic British Library Journal. URL: https://www.bl.uk/eblj/2019articles/article1.html (дата обращения: 11.01.2021).

[3] Тесля Е.В. О латентной библиографической информации в журналах «Вестник Европы» и «Русское богатство» // Вестник ОмГУ. 2013. № 3 (69). С. 190-192.

[4] Андрейченко Е.В. Библиографическая информация в сериальных изданиях (на материале литературно-художественных и филологических изданий): дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 264 с.

[5] Гордеева Е.Ю. Особенности библиографических рекламных обращений в отечественных библиографических журналах рубежа XIX-XX веков // Вестник ННГУ. 2011. № 6-2. С. 125-129

[6] Альтшуллер А.Я., Данилова Л.С. История русской театральной критики. Вып. IV: учеб. пособие. Л.: ЛГИТМИК, 1977. 76 с.

[7] Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала ХХ в. (18901904) / под ред. Б.А. Бялик и др.; редкол.: Б.А. Бялик (отв. ред.), В.А. Келдыш, В.Р. Щербина. М.: Наука, 1982. 372 с.

[8] Кожина М. Журнал «Артист» // Художник. 1982. № 8. С. 57-59.

[9] Лапшина Г. С. Искусство глазами журналиста. М.: Издательство «ФЛИНТА», 2016. 276 с.

[10] Борзенко В.В. Историко-типологический анализ развития театральной периодики в России от ее зарождения до конца XIX века // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007. № 1. С. 120-130.

[11] Шур Ю.Е. Социокультурная динамика театрального журнала в периодике XIX века // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2013. № 1. С. 80-85.

[12] Жилина А.В. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2011. 153 с.

[13] Выпуски журнала «Артист». 1889-1995 // Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека. URL: http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/652-artist-1889-1895 (дата обращения: 11.01.2021).

[14] «Murray's Magazine» // URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.b3007613&view= 1up&seq=585 (дата обращения: 11.01.2021).

[15] «The Spectator» // URL: https://archive.org/details/thespectator/thespectator/mode/2up (дата обращения: 11.01.2021).

References

[1] Teslja, E.V. (2011). The institution, importance and role of latent bibliographic information in the system of information resources. Bibliosphere, (2), 74-77. (In Russ.)

[2] Bernard, S. (2021). The Bibliographical History of The Spectator. The Electronic British Library Journal. Retrieved January 1, 2021, from URL: https://www.bl.uk/eblj/2019articles/ article1.html (accessed: 11.01.2021).

[3] Teslja, E.V. (2013). About latent bibliographic information in the journals «Journal Europe» and «Russian Wealth». Herald of Omsk University, 3(69), 190-192. (In Russ.)

[4] Andrejchenko, E.V. (2006). Bibliographic information in serial publications (based on the material of literary, artistic and philological publications). (Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences). Novosibirsk. (In Russ.)

[5] Gordeeva, E.Yu. (2011). Features of bibliographic advertising messages in Russian bibliographic journals at the turn of the XIX-XX centuries. Vestnik NNGU, 6(2), 125-129. (In Russ.)

[6] Al'tshuller, A.YA. (1977). History of Russian Theater Criticism (Vol. IV). Leningrad: LGITMIK for the Humanities Publ. (In Russ.)

[7] The literary process and Russian journalism late XIX - early XX century (1890-1904). (1982). Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)

[8] Kozhina, M. (1982). Magazine «Artist». Hudozhnik - [The Artist], (8), 57-59. (In Russ.)

[9] Lapshina, G.S., (2016). The Arts from the eyes ofjournalist. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)

[10] Borzenko, V.V. (2007). The historical and typological analysis of development theatrical the periodical presses in Russia from its origin up to the end of XIXst century. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, (1), 120-130. (In Russ.)

[11] Shur, Ju.E. (2013). Sociocultural dynamica of a theatre magazine in the periodicals of the XIX century. Magazine Vestnik MGUP by Ivan Fedorov, (1), 80-85. (In Russ.)

[12] ZHilina, A.V. (2011). Theater magazine «Artist» in the literary process of the 1880s-1890s. (Dissertation of the Candidate of Philological Sciences). Omsk. (In Russ.)

[13] Issues of the «Artist» magazine. 1889-1995 (2020, January 27). Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya teatral'naya biblioteka. Retrieved January 1, 2021, from URL: http:// lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/652-artist-1889-1895

[14] Murray's Magazine. Retrieved January 1, 2021, from URL: https://babel.hathitrust.org/cgi/ pt?id=uc 1.b3007613&view= 1up&seq=585

[15] The Spectator. Retrieved January 1, 2021, from URL: https://archive.org/details/thespectator/ thespectator/mode/2up

Сведения об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жилина Анастасия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. ORCID: 0000-0002-1680-8560; e-mai: av .zhilina@gmail.com

Bio note:

Anastasia V. Zhilina, Candidate of Philology, Assistant Professor, Department of Advertising and Public Relations of the Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design. ORCID: 0000-0002-1680-8560; e-mai: av.zhilina@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.