БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
© Симонян П.Ю.*, Егизбаева К.*
Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Республика Казахстан, г. Костанай
В статье рассматривается безработица как социально-экономическое явление, основные показатели безработицы, выявляются слабозащин-щеные группы на рынке труда, виды безработицы, а так же ее основные причины. Регулирование структурной безработицы является задачей государства и бизнеса. Создание рабочих мест и обеспечение занятости важны для всей экономики. В статье анализируется уровень безработицы по регионам Республики Казахстан за 2011-2013 гг., основные показатели рынка труда Республики Казахстан за аналогичные года, и безработное население Республики Казахстан по полу и возрасту за 2013 г.
Ключевые слова безработица, уровень занятости, уровень безработицы, социальный пакет, экономически активное население, численность населения, безработные, социальная защита, рынок труда.
Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Так же это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным.
Безработица измеряется двумя основными показателями:
- уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда;
- продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.
При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется
* Преподаватель кафедры Экономики, магистр Аграрного менеджмента.
* Студент.
как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:
- лица, не достигшие трудоспособного возраста;
- лица, находящиеся в специальных учреждениях, таких как места заключения, психиатрические клиники и т.п.;
- лица, выбывшие из состава рабочей силы, к ним относятся пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.
Слабозащищенные группы на рынке труда:
- бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;
- женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные;
- молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;
- выпускники вузов и техникумов;
- работающие инвалиды и пенсионеры.
А также безработица имеет виды:
Естественная безработицы называется сумма фрикционной и структурной безработицы, самый лучший уровень безработицы, который, с одной стороны, не слишком высок, чтобы можно было говорить о проблеме занятости ресурсов, а с другой стороны, достаточен для обеспечения гибкости рынка труда и создания здоровых конкурентных элементов.
Циклическая безработица вызванная фазой спада экономического цикла. В спаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия, а, следовательно, растет безработица.
Сезонная безработица появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется по причине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристического бизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности. Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.
Застойная безработица - включает работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Специфика их в том, что они заняты только в определенное время, а все остальное время являются безработными. Сюда относятся старики, калеки и инвалиды труда, а также воры, проститутки, нищие, бродяги.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.
Структурная безработица неполная занятость, т.е. рабочие, заняты неполный рабочий день или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск и т.д.
Можно выделить следующие основные причины безработицы:
- избыток населения в определенных регионах;
- установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;
- низкий платежеспособный спрос, т.к. отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица [1].
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
- улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
- устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
• Создание развитого рынка жилья;
• Увеличение масштабов жилищного строительства;
• Отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Регулирование структурной безработицы является задачей государства и бизнеса. Создание рабочих мест и обеспечение занятости важны для всей экономики. Для сокращения этого типа безработицы необходимо переобучение, своевременная дополнительная подготовка, повышение квалификации. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной подготовки.
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
- экономическое стимулирование молодежной занятости;
- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения любой страны. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65 % или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Алма-тинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40 %. Но наиболее распро-
странена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2 % от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это часто объясняют тем, что они сразу хотят найти работу «по душе» и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его.
В Республике Казахстан основными формами безработицы являются: безработица, связанная со спадом производства, скрытая, фрикционная.
Рынок труда - это система экономических отношений по поводу купли-продажи рабочей силы как товара. Под воздействием рынка труда неизбежно поднимается престиж высококвалифицированного труда, возрастает цена каждого рабочего места, повышаются требования к работникам и качеству их труда. Формирующийся рынок труда в Республике Казахстан отличается от реального рынка труда.
Можно выделить следующие причины безработицы в Казахстане:
- чрезмерная опека родителями своих детей. Родители не дают совершеннолетним детям стать самостоятельными, не разрешают работать на полставки (подрабатывать) во время учебы в ВУЗе и т.д;
- работодатели. Быстро меняющийся мир, высокий темп жизни, технологии, конкуренция, вынуждают работодателей изначально устремляться на оптимизацию персонала, высокую производительность и эффективность, забывая о морально-нравственных обязательствах. Поэтому они не хотят брать на работу людей после 40 лет, женщин (из-за того, что они могут уйти в декрет), а набирают неопытных (в большинстве своем малограмотных) молодых людей, увольняют их без проблем под выдуманной причиной, увольняют людей, которые часто выходят на больничный;
- последняя основная причина - это же конечно потребность в тех или иных специалистах на рынке труда. У абитуриентов резко изменились ценности с морально--нравственных на материальные. Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Агентство РК по статистике совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения - выборочное обследование семей, которое для агентства по статистике проводит Бюро переписей. По данным агентства Республики Казахстан по статистике в 2013 году численность безработного населения (лиц, в возрасте 15 лет и старше, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 467,0 тыс. человек. Это по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. меньше на 36,9 тыс. человек. Уровень безработицы сложился в 5,4 % (в 2012 г. - 5,8 %). Уровень молодежной безработицы (в возрасте 15-24 лет) в 2013 году составил 4,5 % [2].
Таблица 1
Уровень безработицы по регионам Республики Казахстан за 2011-2013 гг.
Регион 2011 2012 2013
Республика Казахстан 5,3 % 5,5 % 5,4 %
Акмолинская 5,6 % 5,7 % 5,5 %
Актюбинская 5,0 % 5,0 % 4,8 %
Алматинская 5,4 % 5,2 % 5,1 %
Атырауская 5,5 % 5,1 % 5,0 %
Западно-Казахстанская 5,6 % 5,4 % 5,3 %
Жамбылская 5,3 % 5,6 % 5,5 %
Карагандинская 5,2 % 5,3 % 5,3 %
Костанайская 5,3 % 5,5 % 5,4 %
Кызылординская 5,1 % 5,7 % 5,5 %
Мангистауская 5,2 % 5,9 % 5,8 %
Южно-Казахстанская 5,6 % 5,7 % 5,7 %
Павлодарская 5,5 % 5,3 % 5,2 %
Северо-Казахстанская 5,2 % 5,7 % 5,5 %
Восточно-Казахстанская 5,2 % 5,4 % 5,2 %
г. Астана 5,3 % 5,0 % 5,8 %
г. Алматы 5,1 % 5,8 % 5,6 %
По данным Агенства Республики Казахстан по статистике анализ уровня безработицы показал, что самый высокий уровень безработицы за 2012 год наблюдался в Мангистауской области - 5,9 %, а самый низкий в Актюбин-сой области - 5,0 % и в городе Астане - 5,0 %, в среднем по республике он составил 5,5 %. В 2013 г. году самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Мангистауской области - 5,8 % и в городе Астане - 5,8 %, а в среднем по республике он составил - 5,4 % [2].
Анализ уровня безработицы по регионам показал, что в среднем по республике уровень безработицы снизился на 0,1 %.
Анализ показывает, что уровень безработицы с 2011 года по 2013 год сократился на 0,8 %, а занятое население увеличилось на 257 тысяч человек.
Таблица 2
Основные показатели рынка труда Республики Казахстан за 2011-2013 гг., тыс. человек
Показатель 2011 2012 2013
Экономически активное население 8415,0 8457,9 8610,7
Занятое население 7857,2 7903,4 8114,2
Наемные работники 5199,4 5238,8 5409,4
Самостоятельно занятое 2657,8 2664,6 2704,8
Безработное население 557,8 554,5 496,5
Уровень безработицы, % 6,6 6,6 5,8
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 7,4 6,7 5,2
Доля безработных мужчин в 2013 г. составила 42,2 %, женщин - 57,8 %. Численность безработных женщин сложилась в 269,9 тыс. человек, что на 72,8 тыс. человек (на 36,9 %) больше числа мужчин.
В 2013 г. года в общем числе безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) составила 11,5 %, или 53,9 тыс. человек. Уровень молодежной безработицы сложился в 4,5 %.
Таблица 3
Безработное население Республики Казахстан по полу и возрасту за 2013 г.
Безработные всего, из них в возрасте, лет Всего В том числе
Тыс. чел. Уровень безработицы, % Мужчины Женщины
Тыс. чел. Уровень безработицы, % Тыс. чел. Уровень безработицы, %
Всего 476 5,4 197,1 4,5 269,9 6,3
15-24 53,9 4,5 25,1 3,9 28,8 5,3
25-29 101,3 7,5 48,5 6,8 52,8 8,3
30-34 78,1 5,8 29,8 4,3 48,3 7,3
35-39 50,7 5,6 17,4 3,9 33,3 7,4
40-44 43,4 4,4 18,7 4 24,7 4,8
45-49 48,4 4,7 19,3 3,9 29,1 5,5
50-54 45,6 4,6 16,9 3,5 28,7 5,7
55-59 30,6 5,5 13,1 5,1 17,5 5,8
Обобщая проведенный анализ, можно выделить следующие особенности современной безработицы в Республике Казахстан:
1. наибольший удельный вес среди безработных занимает молодежь в возрасте 25-29 лет, причем женщин, безработных в этом возрасте, намного больше, чем мужчин;
2. наименьший удельный вес в структуре безработного населения занимают молодежь в возрасте 16-19 лет и люди предпенсионного возраста;
3. самый высокий уровень безработицы в 2012 году наблюдался в Мангистауской области, в 2013 году - в г. Астане и Мангистауской области, а самый низкий в 2012 году в Актюбинской области и в г. Астане, в 2013 году в Актюбинской области;
4. на сегодняшний день, численность безработного населения, занятого поиском работы в качестве наемных работников немного превышает численность безработного населения, занятого поиском любой работы.
Наряду с решением экономических вопросов, необходима соответствующая законодательная база, позволяющая гражданину страны реализовать свое конституционное право на труд и обеспечить социальную защиту по оплате и условиям труда, во взаимоотношениях с работодателем.
Важным фактором в вопросах занятости населения является подготовка рабочих кадров. С этим связана необходимость решения накопившихся проблем в системе профессионального образования. Законодательно определить нормы заинтересованного участия в вопросах занятости, службы занятости, работодатели, профсоюзы и органы власти.
Проведенные реформы в государственных органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения также не могут служить достоверным источником о количестве безработных по следующим причинам:
1. в центрах занятости, по указанным ранее причинам, крайне мало предложений рабочих мест, кроме общественных работ (метла, лопата);
2. отменены пособия по безработице [3].
Основными проблемами безработицы в Республике Казахстан на современном этапе являются:
1. Снижение спроса на рынке труда.
2. Проблема трудоустройства молодежи.
3. Отсутствие эффективной системы защитных мер трудовых, социально-экономических прав людей.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:
- пассивная политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости;
- активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.
Политика государства в сфере занятости населения осуществляется путем:
1. применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.;
2. реализации программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов);
3. развития самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам Республики Казахстан;
4. предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.;
5. организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний;
6. содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных) [4].
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Казахстан на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Согласно концепции, полностью изменится отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.
Выдвижением проблем занятости в центр современной экономической и социальной политики государства означает, что данное явление рассматривается не только как результат экономического роста и макроэкономических реформ, но и как качество эффективности использования главных факторов производства, определяющего уровень развития экономики и социального положения населения.
Преодоление кризисных явлений, активизация экономической деятельности, переход к индустриально - инновационному типу производства сегодня требуют от государства выработки нового типа стратегии занятости -«стратегии развития».
Государство играет регулирующую роль в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Основными мерами снижения безработицы в Республике Казахстан являются:
1. Создание условий для роста спроса на товары.
2. Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
3. Повышение уровня оплаты труда; переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере; регулирования трудовой миграции; усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства; повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.
Список литературы:
1. Ховард К. Экономическая теория [Текст] / К. Ховард. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 278 с.
2. Кирдина С.Н. О своевременности современной экономической теории [Текст] / С.Н. Кирдина // Вопросы экономики. - 2013. - № 6. - С. 136.
3. Уханев С.В. Анализ безработицы в Республике Казахстан в 2012 году [Текст] / С.В. Уханев // Экономика. - 2013. - № 8. - С. 2.
4. Перов А.В. Налоги и налогообложение [Текст] / А.В. Перов. - М.: Юрайт, 2012. - 493 с.
РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ФИНАНСИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
© Спешилова Н.В.*, Безменова А.В.*
Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург
В статье проанализировано текущее состояние основных средств агропромышленного комплекса Оренбургской области. Выявлены основные источники финансирования инвестиционных проектов сельскохозяйственных предприятий. Предложены некоторые основные направления совершенствования механизма кредитования субъектов малого агробизнеса Оренбургской области.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, техническая модернизация, субъекты малого предпринимательства, инвестиции, кредитные организации, банковский кредит, Россельхозбанк.
Резкое снижение объемов инвестиций во всех сферах агропромышленного комплекса (АПК) представляет собой одну из сырьевых проблем производства в АПК.
* Заведующий кафедрой «Организация производства и моделирования экономических систем», доктор экономических наук, профессор.
* Магистрант (направление подготовки «Финансы и кредит», МП «Инвестиционный менеджмент»).