Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53
УДК 364.075.1
Б01: 10.17223/19988613/53/4
Л.Н. Смолякова
БЕЗРАБОТИЦА КАК ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗГЛЯД АМЕРИКАНСКОГО ЭКОНОМИСТА П.З. ПИЛЗЕРА
Статья посвящена анализу взглядов американского экономиста П.З. Пилзера на проблемы безработицы США после кризиса 2008-2009 гг. Помимо роста социальных требований к профессиональным качествам рабочей силы в условиях внедрения новых технологий, автор называет другие причины увеличения числа безработных - стагнацию инноваций в США в первое десятилетие ХХ1 в., демонтаж крупных корпораций, а также изменения на «первом рынке труда». Выявленные причины и отличительные признаки современной безработицы позволяют П.З. Пилзеру сделать вывод о становлении новой крупнейшей отрасли в США по переподготовке рабочей силы и сформулировать рекомендации по сокращению числа незанятых на рынке труда. Особый интерес представляет теория исследователя о том, что безработица - это необходимый и позитивный признак того, что экономика растет.
Ключевые слова: США; безработица; П.З. Пилзер; кризис 2008-2009 г.; бизнес-возможность.
В своем выступлении в конгрессе США в конце февраля 2017 г. президент Д. Трамп назвал шокирующие цифры, касающиеся проблемы безработицы в стране: 94 млн человек безработных, или 42% [1]. Подводя итоги своей деятельности на посту президента в ноябре того же года, глава Белого дома с гордостью, в частности, заявил, что безработица в октябре 2017 г. достигла минимума с декабря 2000 г. - 4,1% [2].
Стоит отметить, что прозвучавшие цифры 42 и 4,1% невозможно сравнивать между собой, потому что они из разных списков. В США для учета безработицы используют различные индикаторы, которые учитывают совокупность определенных факторов занятости. Популярная цифра, чаще всего представляемая прессой, -это число, которое каждый месяц выпускает Бюро статистики труда (БЬ8) - и-3. и-3 преуменьшает истинную картину безработицы, учитывает людей, которые находятся в активном поиске работы в течение последних четырех недель, и исключает тех, кто не активно ищет работу. Уровень безработицы с учетом американцев, выбравших частичную занятость исключительно по причинам экономического характера (индикатор И-6)1, составил в октябре 2017 г. 7,9% (самый низкий показатель с 2006 г.). Фактические показатели безработицы действительно намного хуже тех, которые показал президент во втором заявлении. Существование значительной доли частично безработных является признаком того, что условия на рынке труда неприглядней тех, которые дает официальный уровень безработицы.
Следует признать, что безработица - одна из серьезных проблем, к решению которой ищут подходы президенты постиндустриального периода США, начиная с Дж. Буша-ст. Американский экономист П.З. Пилзер2 определяет характер современной безработицы как долгосрочный (структурный), решение этой проблемы видит в тесной связке с образованием.
Итак, какова связь современной безработицы в США с проблемами образования? Сначала разберемся с причинами структурной безработицы.
Начнем с глубинных процессов, определяющих развитие американской экономики, - первое десятилетие XXI в. П.З. Пилзер назвал периодом стагнации инноваций [3]. В период с 1999 по 2008 г. ВВП США увеличился на 65% (с 8,7 до 14,3 трлн долл.). Численность населения за этот же период выросла всего на 10% - с 273 до 303 млн человек. Это привело, отмечает автор, к увеличению доходов от заработной платы и инвестиций. Однако в сложившихся условиях возможности для реализации растущего потребительского спроса мало изменились. Так, например, средняя цена нового автомобиля в Соединенных Штатах выросла на 40%, с примерно 20 тыс. долл. в 1999 г. до 28 тыс. долл. в 2008 г., без каких-либо значительных изменений качества или производительности. «Я помню каждый новый автомобиль, который мой отец покупал в 1960-е гг., а также то, чем он превосходил замененный автомобиль, - поясняет П.З. Пилзер. - Кондиционер, автоматическая коробка передач, стеклоподъемник с электроприводом, ремни безопасности - этот список можно продолжать ... Или, если вы не приобретали новый автомобиль для новой функции, вы приобретали новый автомобиль, потому что он стоил меньше... В настоящее время не было новых функций, которые могли бы стать веской причиной для покупки нового автомобиля» [3]. Таким образом, считает П.З. Пилзер, в предшествующий кризису 2008-2009 гг. период имело место снижение покупательского спроса, а растущая в это время безработица была вызвана неспособностью многих предприятий сохранить своих клиентов, предоставив им новые или улучшенные продукты и услуги.
Для возвращения интереса клиентов компаниям необходимо предложить новые продукты, которые действительно заслуживают того, чтобы их покупать. Если бы Детройт - «автомобильная столица мира» середины ХХ в., - утверждает автор, отреагировал на рост цен на нефть до 5 долл. за галлон и предложил энергоэффективные автомобили, то смог бы удовле-
Безработица как проблема образования
17
творить потребительский спрос, а также пережить нагрянувший в 2008 г. кризис3.
Кризис 2008-2009 гг. в США вызвал массовые банкротства, охватившие и банковский, и реальный промышленный сектор. «Фактически большая часть безработицы, которую мы испытываем сегодня, на самом деле является постоянным демонтажем многих наших крупных корпораций, поскольку они конкурируют с небольшими компаниями и индивидуальными предпринимателями» [4], - утверждает П.З. Пилзер, ссылаясь на теорию о «трансакционных издержках»4 нобелевского лауреата по экономике 1991 г. профессора Р. Коуза [5]. Рональд Коуз считал, что в середине ХХ в. «транзакционные издержки» лиц, занимающихся бизнесом и не находящихся под одной крышей, были настолько высокими, что превышали их экономический результат, поэтому ранее большие компании были более эффективными. Сегодня с помощью Интернета, компьютеров и недорогой телефонной связи «трансак-ционные издержки» отдельных лиц бизнеса незначительны, в связи с этим многие крупные организации больше не должны существовать. Таким образом, постоянный демонтаж крупных корпораций США является устойчивым источником безработицы.
П.З. Пилзер выделил некоторые отличительные черты современного безработного [6]: его прежняя работа не существует, потому что заменена новым методом или машиной, либо продукт больше не производится вообще или больше не производится в США; он не имеет специальных навыков, необходимых сегодня работодателям; у него есть проблемы со здоровьем (например, злоупотребление наркотиками или психологические проблемы).
П. З. Пилзер отмечает, что рынок занятости сегодня неэффективен с позиции запроса предпринимателя, который часто знает, как решить возникшие проблемы, но не готов потратить свои собственные средства на обучение рабочей силы. Кроме того, автор описывает еще одну тенденцию современного «первого рынка труда» - рост безработицы среди выпускников колледжей и одновременно появление небольшого количества вакансий с заработной платой в размере от 60 до 120 тыс. долл. на старте для лучших выпускников новых колледжей, являющихся первыми в своем классе, окончивших самые престижные школы, имеющих лучшие летние стажировки в своих резюме. Например, до 2009 г. крупная компания ежегодно нанимала 1 000 новых выпускников колледжей, чтобы заполнить позиции начального уровня в сфере продаж и обслуживания клиентов. Сегодня, благодаря Интернету, текстовым сообщениям бшб и автоматическим центрам обработки вызовов, этой же компании может потребоваться только 105 новых выпускников колледжей - 100 выпускников для традиционных позиций и 5 лучших, способных разрабатывать системы и писать тексты для веб-сайтов, текстовые программы бшб и сценарии для центров обработки вызовов. Хорошие навыки письма и
отличные технические навыки выпускников (например, HTML и веб-дизайн) позволяют компаниям сократить издержки и повысить производительность, поэтому в современном технологическом мире лучшие выпускники колледжей стоят в десять раз больше по сравнению со средним студентом, утверждает П.З. Пилзер [7].
На вопрос президента одного из колледжей известному предпринимателю и экономисту: «"Когда вы нанимаете новоиспеченного выпускника колледжа, на что вы обращаете внимание в первую очередь, что вы ищете?" Я ответил: "Способность писать". Большинство новоиспеченных выпускников колледжа не имеют хороших навыков письма. Хорошее письмо требует ясного и логического мышления, знания грамматики и способности увлекательно излагать свои мысли. Иногда, - отмечает П.З. Пилзер, - во время собеседования с кандидатом на вакансию я прошу ученика сесть за компьютер (не подключенный к Интернету) в соседней комнате и написать 300-600 слов о нашем интервью и очень часто обнаруживаю, что немногие могут написать четкий абзац» [7]. Бывшие студенты просто не знают о своих собственных недостатках. П.З. Пилзер считает, что необходимо разработать стандартизованное письменное тестирование после бакалавриата, которое будет проводиться для всех выпускников. Такой тест позволит работодателям различить квалифицированных кандидатов, учащимся - выявить свои недостатки, а преподавателям - научить тому, что поможет их ученикам. Социальные требования к профессиональному качеству рабочей силы постоянно растут.
Как известно, для борьбы с безработицей Конгресс США традиционно продляет сроки выплат пособий в зависимости от ситуаций в различных штатах. С продлениями на периоды кризисов продолжительность получения пособия составляет обычно от 46 до 79 недель [8]. Хотя эта политика кажется справедливой, на самом деле, отмечает П. З. Пилзер, Конгресс предлагает плохое решение большинству безработных, поскольку они никогда не вернут свою прежнюю работу. По мнению автора, Конгресс должен рассмотреть вопрос о расширении пособий по безработице для того, чтобы потерявшие работу могли иметь возможность пройти программы обязательного обучения и переподготовки. Для получения пособия по безработице на определенный период времени безработный должен обязательно записаться на курсы или стажировки, чтобы обрести новые навыки или улучшить те, которые востребованы сейчас в рамках имеющихся профессий. Когда правительство сделает это, убеждает П.З. Пил-зер, целые отрасли появятся, предлагая программы обучения и развития, а работодатели начнут предлагать стажировки, дающие безработным возможность опробовать новые профессии.
Безработица способствует росту кредитной задолженности. В условиях расширения торгового кредитования многие малые предприятия перестали полностью оплачивать своих поставщиков в декабре 2008 г., когда
18
Л.Н. Смолякова
их продажи снизились. В результате огромное количество малых предприятий не имели финансовых возможностей для решения растущей дебиторской задолженности. П. З. Пилзер ссылается на проведенный им опрос местных поставщиков и друзей, владеющих малым бизнесом, который позволил обнаружить, что бизнесмены, обычно зарабатывавшие от 100 до 200 тыс. долл. в год, имеют долги от 1 млн долл. по кредитам и не знают, как им решать эту проблему. Конгрессу и правительству необходимо разработать программы спасения для малого бизнеса, так же как программы крупнейшим банкам и автопроизводителям5, считает П. З. Пилзер и прогнозирует, что переподготовка рабочих и предложение заранее упакованных бизнес-возможностей тем, кто не может или больше не хочет работать на кого-то другого, скоро станет крупнейшей отраслью в США [8].
В последние несколько десятилетий повышение квалификации профессиональных работников в США отставало от темпов технологического развития. В условиях кризиса 2008-2009 гг. проблема безработицы обострилась и привлекла внимание правительства и общества. Лучший метод повышение квалификации -тренинг. Обучение персонала само по себе является огромной отраслью, и Соединенные Штаты еще не полностью использовали свой потенциал. Организацию переподготовки безработных П.З. Пилзер рассматривает как деловую возможность. Когда правительство введет обязательное условие пройти переподготовку для получения пособия по безработице, появятся целые отрасли, предлагающие программы обучения и развития, а работодателям будут интересны стажировки, дающие безработным возможность опробовать новые профессии, заявляет автор [6].
Для ускорения становления новой крупнейшей отрасли в США по переподготовке рабочих - тех, кто не хочет покидать рынок труда, а также по созданию предложений бизнес-возможностей тем, кто не хочет работать на кого-то другого, П.З. Пилзер рекомендует правительству принять следующие меры: субсидировать работодателей для найма тех, кто получает пособия по безработице; субсидировать рабочие места и / или стажировки с «обратным удержанием заработной платы»; ввести обязательную переподготовку: любой человек, получающий пособие по безработице более 90 дней, должен пройти регистрацию в программах обучения и / или стажировки, спонсируемых местными школами или работодателями; тестировать на наркотики: пособия по безработице не должны выплачиваться более 30 дней без обязательного тестирования на
наркотики; расширить общественное образование для взрослых, многие из безработных входят в число 60 млн взрослых американцев без диплома о высшем образовании, однако государственные программы не существуют для лиц старше 19 лет; предложить государственные программы спасения для малого бизнеса; разработать и ввести стандартизованное письменное тестирование после бакалавриата [6].
Для борьбы с фрикционной безработицей6 П. З. Пилзер предлагает усилить действие правительственных программ помощи местным «центрам занятости», чтобы помочь трудоустроить ищущих работу в короткие сроки. Кроме того, он настаивает на исключении ситуаций, когда тысячи миллионеров получают пособия по безработице: не выплачивать их тем, кто имеет недвижимость стоимостью более 1 млн долл. или доходы от домашнего хозяйства более 100 тыс. долл.
В целом П. З. Пилзер смотрит на безработицу как на показатель экономического развития и инструмент влияния на его процесс. Безработица, считает он, хотя и является болезненной для рабочих, - это необходимый и позитивный признак того, что экономика растет. По сути, она отключает рабочую силу от менее производительных предприятий, чтобы переучивать ее для работы на новых и более продуктивных, - так же, как в ХХ в. миллионы рабочих покинули фермы и ушли на заводы, а затем с фабрик переместились на предприятия сферы услуг. Однако процветать будут только определенные люди, отрасли и экономики - те, кто быстрее адаптируется к новым технологиям и новым рынкам, сможет воспользоваться этим ростом. Это связано с тем, указывает П. З. Пилзер, что темпы изменений стали очень быстрыми.
В сегодняшнем мире работа на себя является более безопасным маршрутом, а работа в корпорации стала более рискованной. Современная тенденция к децентрализации крупных фирм и переходу к более мелким предприятиям, «виртуальным корпорациям» и независимым подрядчикам делает индивидуального предпринимателя гораздо более конкурентоспособным, чем крупную корпорацию. Предприниматели станут крупнейшими бенефициарами этого экономического бума. Мы вступаем в эпоху предпринимателя, уверяет П.З. Пилзер. Изменения в технологиях позволили индивидуальным предпринимателям получить преимущество. Домашние предприятия - один из самых быстрорастущих сегментов в американской экономике, и эта тенденция будет продолжаться по мере того, как эра корпорации, начавшаяся почти сто лет назад, будет уступать место эре предпринимателя [9].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Способ расчета уровня безработицы U6 (Unemployment Rate) учитывает не только находящихся в активном поиске работы в течение последних четырех недель (U3), но и тех, кто в данный момент не ищет работу, и убедившихся в том, что на данный момент их трудоустройство невозможно, а также трудоустроенных на неполный рабочий день.
2 Пол Зейн Пилзер - финансовый советник в администрации Р. Рейгана, бывший руководитель финансового сектора крупнейшего международного банка Citibank, профессор Нью-Йоркского университета в 1979-2000 гг., написал 11 книг, изданных на 24 языках, и основал шесть компаний.
3 В 2009 г. две компании «дейтройской тройки» General Motors Company и Chrysler объявили о банкротстве. В 2014 г. итальянский концерн Fiat получил полный контроль над Chrysler.