ЭКОНОМИКА ТРУДА
УДК 331.5.025.5:378
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТРУДА В РОССИИ
Морозова Любовь Семеновна,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой, redkollegia@mail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
This article describes the urgent problems of improving the competitiveness of domestic labor in the domestic labor market. The author analyzes the processes of employment, modernization of education system in modern conditions taking into account globalization and the integration of Russia into the international community, considers Russia’s state policy in the domestic labor market, peculiarities of the formation of modern accessible and flexible system of training and retraining of skilled labor, defines the basic mechanisms of innovative interaction of Russian labor market and education market. Particular attention is paid to controversial issues of definition and measure the depth of government involvement in the regulation of these markets, primarily with regard to the state order, the budget financing of training for public sector and their employment, the necessity to organize a comprehensive system of analysis and forecasting of training in skill-sectional. The article offers some suggestions and recommendations to improve the balance between demand and supply of labor in the labor market, reduce unemployment, increase the competitiveness of domestic labor in the domestic labor market in conditions of an open external migration policy.
Рассматриваются актуальные проблемы повышения конкурентоспособности отечественной рабочей силы на внутреннем рынке труда. Анализируются процессы занятости населения, модернизации системы образования в современных условиях с учетом глобализации и интеграции России в мировое сообщество, рассматриваются российская государственная политика на внутреннем рынке труда, особенности формирования современной общедоступной и гибкой системы подготовки и переподготовки квалифицированной рабочей силы, определяются основные механизмы инновационного взаимодействия российского рынка труда и рынка образовательных услуг. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам определения меры и глубины участия государства в регулировании указанных рынков, в первую очередь в части формирования государственного заказа, бюджетного финансирования подготовки специалистов для общественного сектора экономики и их трудоустройства, необходимости организации комплексной системы анализа и прогнозирования подготовки кадров в профессиональноквалификационном разрезе. Выдвигается ряд предложений и рекомендаций по повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, снижению безработицы, росту конкурентоспособности отечественной рабочей силы на внутреннем рынке труда в условиях открытой внешней миграционной политики.
Key words: сompetitiveness of the workforce, innovative way of economic development, institutional mechanism for coordinating the interests of business and education, standards of skills, educational loans, career support, targeted training, education and industrial clusters
Ключевые слова: конкурентность рабочей силы, инновационный путь развития экономики, институциональный механизм согласования интересов бизнеса и системы образования, стандарты умений, образовательное кредитование, карьерное сопровождение, адресная подготовка специалистов, учебнопроизводственные кластеры
В условиях намечающейся модернизации российской экономики большое значение приобретает решение вопросов повышения конкурентоспособности российской рабочей силы на внутреннем рынке труда. Решение задачи модернизации российской экономики объективно будет происходить в условиях ее активной интеграции в мировое сообщество на фоне ускоряющихся процессов глобализации и взаимного межотраслевого проникновения основных производительных сил экономического развития. И нам небезразлично, кто на российской территории будет решать основные задачи модернизации — квалифицированная иностранная рабочая сила или российские специалисты и рабочие.
Сегодня широко открываются границы свободного движения мирового капитала, уходят в прошлое какие-либо запреты на свободное межотраслевое движение рабочей силы. На российскую территорию все активнее приходят иностранные работодатели со своими технологиями, принципами организации труда и соответственно более высокими требованиями к уровню квалификации и профессиональной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих.
Приведем конкретный пример взаимного проникновения экономик в условиях глобализации: 40% экспорта китайских товаров в США приходится на предприятия, расположенные в Китае, но построенные на деньги американских корпораций. С одной стороны, дешевая китайская рабочая сила снижает себестоимость продукции и делает ее конкурентоспособной на американском рынке, что способствует низкой инфляции в США. С другой стороны, в Китае снижается безработица, растут доходы населения и налоговые поступления в региональные и местные бюджеты.
Что касается российского внутреннего рынка труда, то ситуация на нем во многом будет складываться в зависимости от следующих факторов:
1) позиция работодателей, в том числе иностранных, в отношении отбора квалифицированной рабочей силы, их ориентации на российский или иной менталитет организационного поведения и культуры;
2) российская государственная политика на внутреннем рынке труда (в частности, введения возможных ограничений (квотирования) притока иностранной рабочей
силы; формирования современной, общедоступной и гибкой системы подготовки и переподготовки российской квалифицированной рабочей силы).
В статье мы больше внимания уделим проблемам подготовки квалифицированной рабочей силы в России как важного фактора повышения ее конкурентоспособности на внутреннем рынке труда.
С теоретических позиций большое значение для исследования проблем повышения конкурентоспособности рабочей силы на внутреннем рынке представляет механизм конкурентных отношений между работодателем и наемными работниками. Хотя в настоящее время работодатель не может по своему усмотрению существенно увеличить или уменьшить рабочее время, потому что это регулируется законодательством, спрос на рабочую силу претерпевает существенные изменения под влиянием научно-технического прогресса. Каждый человек может включиться в производство лишь посредством продажи услуг труда, предоставляемых своей рабочей силой, и в этот момент возникает конкурентная борьба за более выгодные условия их продажи. С большей выгодой осуществляет эту сделку не только тот, у кого она имеет более высокую потребительскую стоимость, но и тот, кто сумеет оттеснить в процессе купли-продажи своих конкурентов. В условиях безработицы, когда многие тысячи людей не могут найти себе работу, потому что разделение труда приковало их к одной определенной отрасли, потенциальный работник не найдет себе покупателя без соответствующей подготовки и переподготовки. И если в стране система подготовки и переподготовки кадров функционирует недостаточно активно и гибко, она может являться тормозом повышения конкурентоспособности рабочей силы на внутреннем рынке труда. Поэтому значительную актуальность в настоящее время приобретают проблемы эффективного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
При исследовании взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, а также рыночных отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами и учебными заведениями, следует учитывать не только внутренние факторы, определяющие экономические интересы, вкусы и способности лю-
дей, конкуренцию и цены на данных рынках, но и внешние факторы (экономические, социальные, психологические, демографические и др.), активно влияющие на функционирование исследуемых рынков и на их взаимосвязи. Поскольку формирование отечественных рынков образовательных услуг и рынка труда связано с преобразованиями всей системы образования, с изменениями системы трудовых отношений, реформированием методов регулирования занятости, подготовки, переподготовки кадров и т. п., указанные процессы тиражируют действие взаимообусловленных тенденций и взаимосвязи остальных рынков (товаров, капитала и т. д.)
Таким образом, теоретически влияние рынка труда на систему образования можно представить в следующем виде: чем более развиты производительные силы, чем более высокие требования предъявляются рынком труда к качеству рабочей силы, тем выше интенсивность воздействия рынка труда на систему образования и жестче предъявляемые ей требования, особенно в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития.
Кроме того, зависимость системы образования от рынка труда проявляется в следующем:
• рынок труда предъявляет спрос на количество и качество специалистов. В связи с этим возникает необходимость комплексной подготовки учебных программ с учетом требований рынка труда;
• рынок труда связан с экономическими и технологическими переменами в национальном хозяйстве и обусловленными этим появлением новых профессий, которые формируют новые требования к процессу подготовки кадров;
• под влиянием рынка труда возникает необходимость обеспечения непрерывного профессионального образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) из-за возрастающих требований и усложнения выполняемых работником функций.
Практика большинства развитых стран свидетельствует о высокой ориентированности образования на повышение степени сбалансированности рынка труда и краткосрочную адаптацию занятости. Каждая страна использует разные инструменты для решения этой проблемы, но в первую очередь на это направлена многоуровневая (трехступенчатая)
и диверсифицированная система образования, функционирующая во всех развитых странах. Кроме этого, в странах ЕС в структуре вузов функционируют специальные подразделения для профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников. В Великобритании развитие образования планируется в жесткой привязке с прогнозами развития рынка труда, для улучшения координации работы в 1993 году были объединены Министерство образования и Министерство труда. В США практикуется метод прямого набора студентов на время летних каникул для замены ушедших в отпуск сотрудников (особенно в государственные органы). Во всех странах широко используется временная занятость, в ней заинтересованы и работники, и работодатели. В Японии распространен подбор перспективных кандидатов в сотрудники фирмы среди студентов 1-2-го курсов в соответствии с планом развития персонала. В результате по окончании вуза трудоустраивается 92% выпускников естественно-технического направления и 38% гуманитариев, через 6 месяцев после выпуска — 94% и 78% соответственно, через 9 месяцев — 96% и 94%.
Тем не менее, система образования остается не вполне рыночной, поскольку практически во всех странах государственное финансирование является преобладающим и распространено на частные учебные заведения в том числе. При этом ряд стран (Германия, Швеция, Дания) постоянно нивелируют зависимость высшего образования от колебаний рынка. В других странах (Великобритании, Швеции, Финляндии, Нидерландах) организация финансирования зависит от результатов функционирования вуза (качество образования, уровень трудоустройства и т. д.), а не от количества учащихся. США и Япония достигли, на наш взгляд, разумного соотношения частного местного (муниципального) и государственного финансирования образования.
Многоступенчатая система обучения соответствует требованиям доступности образования и свободы выбора специализации. Каждый уровень образования решает свои задачи: на низшем и среднем уровнях главным является вопрос охвата обучаемых, на высших ступенях (третичный уровень) — вопрос его качества. Поэтому переход на следующую ступень сопровождается переходными экзаменами. Тем не менее, японская образовательная
система, имея самую жесткую систему отбора при переходе на другую ступень, является одной их самых массовых в мире (около 85% выпускников High Shcool продолжают обучение на высшей ступени по сравнению с 25% в странах Европы) [5. С. 31].
Технологически развитыми странами образование рассматривается не только как предпосылка и составляющая человеческого развития, но и как одна из его важнейших целей. Приоритетными направлениями реформирования образования признаны непрерывное образование, соответствие образования изменениям в обществе, переход к качественному расширению образовательных услуг.
Понятие «инновации» до настоящего времени в российском законодательстве не определено. Хотя в научной литературе к основным характеристикам инновационного пути развития экономики относят интеграцию в глобальные инновационные цепочки, создание кластера инновационных технологий, формирование прорывных инновационных направлений в области нано-, био-, информационных и других технологий [4. С. 17]. Под инновацией понимается новшество, имеющее вполне определенную рыночную цену и способное участвовать в ускоренном создании добавленной стоимости.
Следует различать инновационную деятельность, которую осуществляют предприятия при реконструкции и модернизации, используя импорт технологий нового оборудования (так называемые заимствованные инновации). Другой, наиболее важной, стороной инновационной деятельности являются инновации, внедренные в экономику с участием местных научных кадров и инженерно-технического состава самих предприятий. В соединении с тематикой наукоемких услуг, ожидаемых бизнесом, это определяет основные направления инновационной деятельности, которые создаются на основе совокупности государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию и распространению новых знаний и технологий, учитывающая региональные особенности научно-технического, интеллектуального и экономического потенциалов.
Указанный подход включает в себя программно-правовое, информационное, финансовое, кадровое обеспечение и функцио-
нирующие инфраструктуры инновационной деятельности, состоящие из сети центров трансфера технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров поддержки, консалтинговых фирм и др. работающих элементов.
Одной из главных причин низкого уровня развития инноваций в Российской Федерации можно назвать отсутствие взаимопонимания, взаимодействия и согласованности интересов научных кругов и бизнеса, обусловленное двумя факторами:
1) исторически сложившаяся структура научных сил страны во многом не соответствует потребностям бизнеса в наукоемких услугах. В наибольшей степени такой потребности соответствуют отраслевые научные организации технологической направленности, которые в регионах практически утрачены. При этом научный потенциал сосредоточен в основном в академическом секторе (около 80% специалистов) и фундаментальные исследования занимают более 70% всех исследований, проводящихся в регионах. Прикладные исследования проводятся недостаточно, бессистемно, что резко снижает к ним интерес со стороны бизнеса;
2) довольно слабый менеджмент предприятий и недостаточная креативность инженернотехнического состава не позволяет увидеть технологическую и экономическую выгоду от новшества, отсутствие умения и желания искать данные новшества, а также находить средства для их реализации. Предприятия еще не научились формулировать свой спрос на разработки, что не означает отсутствия потребности в развитии инноваций. Важной причиной недостаточного инновационного взаимодействия научной среды и бизнеса является отсутствие в России широко развитой инновационной производственной инфраструктуры.
В свою очередь, образование нуждается в модернизации, содержательном и структурном обновлении. Решающая роль в этих преобразованиях принадлежит государственным органам власти, которые призваны проводить в жизнь концепцию реформирования профессионального образования, отвечающую интересам всех участников этого процесса, а устойчиво работающее производство должно превратиться в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, высту-
пая одновременно и заказчиком и контролером качества образовательного продукта.
В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р) справедливо акцентируется внимание на том, что сложившаяся система образования в условиях демографического спада не позволяет в полной мере обеспечивать подготовку высококвалифицированных рабочих кадров по промышленным и строительным профессиям в полном объеме, потому что 80% выпускников школ ориентированы на получение высшего образования в основном в экономической и гуманитарной сферах и свободно получают такую возможность. Анализируя опыт государственного регулирования системы высшего образования в зарубежных странах, ошибочной представляется позиция ряда современных исследователей, считающих позитивным моментом сокращение в России государственного участия в управлении высшим образованием и развитие его коммерциализации. Сегодня во всех развитых странах существует законодательное закрепление границ влияния и целей государства в сфере подготовки и занятости специалистов с высшим образованием. Государственное регулирование, как правило, реализуется в форме долгосрочных правительственных целевых программ.
Проиллюстрируем это на примере Японии. Японское правительство обеспечивает получение специальностей, которые требуют наибольших затрат (известно, что подготовка современного инженера обходится значительно дороже, чем юриста или экономиста). Таким образом, образовательная система страхует себя от несостоятельности рынка в образовательной сфере, проявляющейся в том, что частные образовательные учреждения могут просто не предоставлять возможности получения специальностей, требующих высоких издержек и связанных с фундаментальной наукой, из-за риска невозврата первоначально вложенных средств, разбросанностью последующих выгод и, как следствие, несовпадения величины спроса с величиной предложения данной специальности.
Сейчас нет однозначных сведений и аргументов в пользу большей или меньшей эффективности подготовки специалистов в государственном или частном секторах высшего
образования. Страны, в которых высок процент частных учебных заведений, достигают таких же результатов, как и страны, в которых сложились преимущественно государственные системы образования, и наоборот, более высокая распространенность частного образования не приводит к более удовлетворительным результатам ни в экономическом, ни в образовательном плане. Положительные результаты системы высшего образования обычно связаны в большей степени с факторами методиче-ски-организационного обеспечения учебного процесса. Сектор частного образования более широкое развитие получил в развивающихся странах, а не в экономически развитых.
В странах с развитой рыночной экономикой государство оказывает существенное влияние и на трудоустройство выпускников вузов. Анализ опыта в этой сфере показал почти повсеместное наличие государственных систем занятости выпускников вузов, включающих нормативно-правовое обеспечение, финансовые механизмы, наличие специализированных служб, обеспечение тесных связей вузов с работодателями. Планирование развития высшего образования осуществляется в жесткой привязке с прогнозами развития рынка труда.
Наряду с этим сами вузы в ведущих странах развивают многолетние контакты с предприятиями на базе долгосрочных программ сотрудничества с потенциальными работодателями.
Как известно, в 2003 году Россия присоединилась к Болонским соглашениям. Это означает, что официально закреплено участие страны в Болонском процессе, что предполагает внесение изменений в существующую систему образования России. В новых условиях необходима ориентация вузов на концепцию качества образования, которая направлена на удовлетворение нужд рынка труда, а не только на выполнение требований государственных образовательных стандартов. Для определения соответствия качества подготовки специалистов требованиям рынка труда необходимы определенные оценочные критерии.
В настоящее время в нашей стране имеется определенный опыт оценки качества подготовки специалистов, например, Московский Центр государственной аттестации оценивает содержание обучения через анализ учебнометодической документации на соответствие требованиям государственного стандарта. Экзаменационные оценки промежуточных и ито-
говой аттестаций студентов являются показателем качества их подготовки. Аналогичный Центр государственной аттестации в Йошкар-Оле предполагает оценку уровня подготовки специалистов проводить на основе объективных методов проведения педагогических измерений. Для этого по каждой дисциплине учебного плана разрабатываются типовые аттестационные педагогические измерительные материалы.
Отличительной особенностью европейского подхода к оценке качества подготовки специалистов является ориентация на комплексную и постоянную увязку теоретического и практического материала на базе современных учебно-методических подходов и технологического оборудования.
Если в России в основном системы оценки предполагают контроль качества на уровне знаний, то в Европе — на уровне применения этих знаний. Европейская система оценки качества подготовки в большей степени соответствует требованиям рынка труда.
Существует еще одна грань рассматриваемой проблемы в свете планируемого вступления России в ВТО. Эксперты констатируют слабую конкурентоспособность работников на мировом рынке в связи с низким уровнем подготовки. Согласно периодически проводимым опросам работодателей, больше всего претензий предъявляется к выпускникам, подготовленным в системе начального профессионального образования (НПО) (45%), несколько меньше — к выпускникам среднего профессионального образования (38%), к выпускникам вузов претензии у трети опрошенных. Проведенные опросы показывают, что 71,4% руководителей предприятий готовы финансировать дополнительное обучение сотрудников с целью повышения их квалификации. Из них 47,6% с отрывом от производства, а 57,1% — непосредственно на производстве [5. С. 53].
Проблема повышения уровня подготовки специалистов актуальна и в зарубежных странах. В этой связи интересно сопоставить размеры финансирования программ повышения квалификации предприятиями в России и за рубежом. В экономически развитых зарубежных странах затраты на периодическую переподготовку кадров осуществляется в основном из фонда оплаты труда (т. е. за счет себестоимости продукции). При этом размеры
отчислений в большинстве случаев достигают 1,5—2% (в наукоемких фирмах — 20—25%).
В России средства на переподготовку кадров в основном выделяются из прибыли в размере до 9%. Однако учитывая финансовую нестабильность российских промышленных предприятий, названный источник финансирования является крайне неустойчивым, что существенно сдерживает общие масштабы переподготовки кадров на российских предприятиях.
Одной из форм участия работодателей в учебном процессе является предоставление баз практик. Заинтересованность в принятии на практику учащихся проявляют 90% опрошенных российских промышленных предприятий, но 72,2% из них берут только тех, кто останется работать на предприятии, а 16,7% ставят условие, что организацию практики им должны оплатить. 9,5% работодателей готовы оказать помощь учреждениям начального профессионального образования в оснащении их современным оборудованием.
Таким образом, из представленного анализа становится очевидным, что российские предприятия проводят в достаточной степени избирательную политику в части подготовки кадров с учетом возможных финансовых и материальных затрат и возможностей их быстрой окупаемости. Государственная политика в этой области нейтральна.
Существенное влияние на изменение конкурентоспособности рабочей силы на внутреннем рынке труда оказывает внешняя миграция. Под воздействием процессов глобализации складываются общемировые институты, обеспечивающие взаимосвязь предложения рабочих мест и рабочей силы. Достижение баланса происходит, в первую очередь, за счет международной трудовой миграции; вопросами регулирования международного рынка труда, экспорта и импорта рабочей силы занимаются соответствующие подразделения ООН, Международной организации труда (МОТ), Международной организации по миграции (MOM). При этом в большинстве развитых стран миграционное движение иностранной рабочей силы достаточно жестко контролируется государственными органами, в первую очередь, по вопросам трудоустройства, жилья, возможных социальных гарантий. К тому же в некото-
рых странах, в частности в Швеции, требуется знание местного или английского языка.
Другим институциональным механизмом согласования интересов бизнеса (рынка труда) и предложения профессиональных образовательных услуг выступает вывоз капитала на территории (в страны) с соответствующим уровнем профессионального развития кадров, который контролируется транснациональными корпорациями, ВТО, МВФ, Международным банком развития и реконструкции и др.
В частности в ФРГ существуют народные центры профессионального образования, готовящие высококвалифицированные рабочие кадры. Срок обучения в указанных центрах, как правило, не превышает 3 года. При этом в течение первого года обучения у учащихся появляется возможность поближе познакомиться с широким кругом различных профессий и специальностей, чтобы уже со второго года учебы заняться глубокой специализацией по выбранной профессии.
Существенным отличием немецкой системы профессионального обучения от российской является концентрация и интеграция образовательных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько десятков профессиональных училищ и распылять средства на обеспечение их материально-технической базы, поддержание учебного персонала, в новых землях Германии, в частности, формируются окружные и земельные центры начального и среднего профессионального образования. В рамках единой структуры ведется обучение самым разнообразным профессиям и специальностям. В результате сокращаются расходы на содержание административного аппарата, концентрируются финансы для оплаты соответствующих коммунальных платежей, появляются ресурсы для поддержания материально-технической части в надлежащем состоянии. Естественно, что только в рамках единого образовательного комплекса возможна приведенная выше схема знакомства обучаемого с различными профессиями на практике.
Естественно, что реализация данной модели подготовки высококвалифицированных кадров предполагает наличие свободного рынка жилья, широко развитой социальной инфраструктуры, что для современной России представляется в достаточной степени проблематичным.
Следует отметить, что с середины 80-х годов прошлого века во многих развитых странах
мира активизировалась работа по приведению довузовского профессионального образования в соответствие с актуальным состоянием и тенденциями развития местных рынков труда. Среди причин, побудивших правительства обратить внимание на проблему дисбаланса рынков труда и профобразования, можно отметить следующие:
— «давление» работодателей, инициировавших социальный диалог по качеству профессионального образования и предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений;
— необходимость обеспечить ускоренную социальную адаптацию выпускников на рынке труда средствами эффективной профессионализации;
— создание основы для взаимопризнания профессиональных сертификатов выпускников в рамках формирования международного рынка труда и т. д.
Так, в США в 1990 году была создана межведомственная комиссия по вопросам профессиональных умений, в состав которой вошли лидеры бизнеса, представители сферы труда, образования и правительственных структур. После того как Комиссия поставила «вопрос ребром»: либо высокие умения, либо низкая зарплата, с 1994 года правительство создало Национальный совет по стандартам умений, в рамках которого разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для секторов экономики США.
Представляет интерес зарубежная практика интеграции производства и образования в форме технопарков, которые формируются вокруг мощных научно-технических и образовательных комплексов. Например, основным источником высококвалифицированных кадров для Силиконовой долины в США, где производится до 20% мирового объема высокотехнологичной электронной техники и оборудования, является Стэндфордский университет, среди преподавателей которого доля исследователей-практиков и промышленных экспертов достигает 75%. Одновременно в Кембриджской зоне инновационных технологий основные разработки ведутся с участием трех научно-образовательных центров Гарвардского и Бостонского университетов, а также Массачусетского технологического института. С последним, в частности, достигнуто соглашение о его уча-
стии в создании российской «кремниевой долины» в подмосковном Сколково.
Заслуживает внимания тот факт, что на региональном уровне в США созданы и активно функционируют специальные органы по координации усилий различных ведомств, научных и образовательных центров, а также корпораций и предприятий типа «координационных советов высокотехнологичных производств». Вся эта деятельность рассматривается как часть государственной инновационной политики с соответствующей бюджетной поддержкой.
Значительная часть средств сосредоточена в научно-образовательных комплексах на базе ведущих университетов и корпораций, а также в их кооперационных венчурных структурах исследовательских центрах нововведений. От участников данных проектов требуется соблюдение минимальных стандартов, одним из которых, в частности, являются пропорции в профессиональном подборе исполнителей: 10% — студенты, 5% — преподаватели, остальные практические высококвалифицированные научные и технические работники ведущих корпораций и предприятий.
Венчурные предприятия имеют, как правило, налоговые скидки (до 25% — в Японии, 7,5% — в Италии) с одновременным освобождением в ряде стран от взносов на социальное обеспечение.
Интересен зарубежный опыт трудоустройства выпускников вузов и колледжей: им, как правило, занимаются соответствующие профессиональные и общественные Ассоциации и объединения. В частности, трудоустройством выпускников ветеринарных колледжей в США занимается Ассоциация ветеринарной медицины.
Значительного внимания заслуживает зарубежный опыт по организации внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров. По расчетам экспертов внутрифирменная подготовка и переподготовка кадров обходится корпорациям значительно дешевле, чем услуги рекрутинговых агентств.
Уже долгие годы, например, корпорации «Форд», «Рено», «Оливетти» практически полностью обеспечивают себя необходимой высококвалифицированной рабочей силой. При этом, в частности, на «Сименс» подготовка ведется по 50 дефицитным профессиям и специальностям, а в компании «Дженерал Электрик» подготовка квалифицированных
кадров рабочих и специалистов ведется на более 1000 различных курсах, индивидуализированных под различные запросы предприятий и работников.
Что касается Российской Федерации, то в современных условиях сохраняет свою актуальность проблема территориальной и финансовой доступности качественного профессионального образования. Сокращение бюджетных мест в образовательных учреждениях, недостаточность объемов бюджетного финансирования и как следствие ориентация образовательных учреждений на расширение платных образовательных услуг обостряют проблему доступности профессионального образования не только для членов домохозяйств с низким уровнем дохода, но и ограничивают возможности лиц со средним уровнем доходов, особенно при поступлении в ведущие вузы страны на престижные специальности, получении второго высшего образования и т. д. В этой связи в научных исследованиях, посвященных совершенствованию российского профессионального образования, все больше внимания уделяется развитию механизма кредитования физических лиц на образовательные цели.
За рубежом накоплен достаточно большой опыт образовательного кредитования. Начало этого процесса приходится на восьмидесятые годы XX в., что обусловлено финансовым кризисом в сфере образования. Причиной этого кризиса было резкое увеличение численности студентов и невозможности пропорционального увеличения бюджетных расходов на образование.
Анализ опыта западноевропейских стран показывает, что наибольшее распространение в Европейском Союзе получили государственные системы образовательного кредитования. При этом государство гарантирует возврат полученных кредитов и берет на себя выплату процентов в случае отсутствия работы, прохождения военной службы или отпуска по уходу за ребенком. У потенциального студента все образовательные кредиты в системе государственного образовательного кредитования не только выдаются под государственные гарантии, но и под достаточно низкие процентные ставки.
В большинстве развитых стран могут выдаваться как государственные, так и коммерческие кредиты. Нередко имеет место сочетание двух образовательных кредитов. При этом сту-
дент может получить кредит частично из бюджетных средств, а недостающую сумму — в форме коммерческого кредита, выдаваемого банками.
В последние годы получила распространение практика предоставления государственной поддержки студентам (в форме грантов или кредитов), при которой одним из условий такой поддержки являются высокие требования к показателям академической успеваемости. Например, в Германии получить диплом в установленные сроки означает приобретение льгот по выплате процентов за образовательный кредит.
В России образовательный кредит как новый банковский продукт появился в 2000 году. Начало его внедрения и продвижения на рынке потребительского кредитования связано со Сбербанком РФ. При этом образовательный кредит был представлен как инновационный продукт крупнейшего банка России, имеющий социальную направленность.
Анализ условий предоставления образовательного кредита различными банками страны позволил выявить следующие особенности:
• кредит может получить гражданин РФ в возрасте от 14 лет при наличии договора на предоставление платных образовательных услуг учебным учреждением высшего, среднего и начального профессионального образования;
• кредитный договор заключается с заемщиком или созаемщиком (например, с одним из родителей);
• учитывается наличие возрастной границы срока погашения кредита — до исполнения заемщику или созаемщику возраста 75 лет (указанная граница может быть и ниже — достижение пенсионного возраста);
• продолжительный срок кредитования (срок предоставления кредита часто превышает продолжительность обучения, тем самым предоставляется возможность его погашения за счет доходов выпускника, которые он будет иметь, трудоустроившись после завершения обучения);
• обеспечиваются невысокие процентные ставки (процентные ставки применительно к российским условиям в размере 10—12% являются весьма низкими, что возможно только при наличии серьезных гарантий по возрасту кредита (например, Сбербанк РФ принимает в качестве поручительства
гарантии субъектов РФ и муниципальных органов управления);
• размер кредита зависит от стоимости обучения; на его максимальный размер влияет платежеспособность заемщика и предоставляемые гарантии его возраста;
• кредит предоставляется в рублях или долларах США; денежные средства со счета заемщика перечисляются учебному заведению долями (обычно в размере оплаты за семестр);
• существует возможность отсрочки платежа по основному долгу на срок до одного года, если учащийся прерывает свое обучение по уважительной причине (например, служба в армии);
• погашение кредита возможно по окончании обучения (предоставлении документа об образовании); при трудоустройстве (копия трудовой книжки) и через 6 месяцев после начала работы (справка о доходах по установленной форме).
Образовательное кредитование существенно отличается от банковского кредитного продукта. В нем, кроме кредитора и заемщика, участвуют другие субъекты, заинтересованные в подготовке квалифицированных кадров для нужд экономики страны: образовательные учреждения, представители работодателей, управляющая компания и др.
Большинству студентов, использующих образовательные кредиты, предлагается карьерное сопровождение: специальные семинары, встречи с работодателями, содействие в трудоустройстве. Такие полезные навыки, приобретенные в процессе обучения, — несомненный плюс для студента. Работодатель непременно это оценит. Для студента карьерное сопровождение — дополнительная возможность выйти на рынок труда подготовленным и начать успешную карьеру.
Несмотря на льготные условия кредитования, образовательный кредит пока не нашел широкого применения в Российской Федерации. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
1) процентные ставки очень высоки. Плата за кредит увеличивает сумму расхода домохозяйства нередко в 2 раза при значительных сроках кредитования;
2) на практике кредит может получить один из родителей (представителей студента) или уже работающий студент;
3)
4)
5)
необходимость наличия поручителя и залога; существуют высокие риски невозврата кредита для кредитора и добросовестного заемщика;
доходность данного банковского продукта низка.
По данным Сбербанка РФ в 2008 году в нашей стране было заключено около 500 договоров по образовательному кредиту на сумму 13,7 млн. руб. (в среднем 28 тыс. руб. на один договор), что ничтожно мало для России.
Таким образом, анализ передового отечественного и зарубежного опыта повышения конкурентоспособности рабочей силы показал, что в России используется значительно меньшее количество применяемых на практике форм эффективного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, чем в зарубежных странах. Среди основных направлений практической реализации отечественного и зарубежного опыта по повышению конкурентоспособности подготавливаемой рабочей силы, необходимо выделить следующие моменты.
1.
2.
3.
1
2
3
4
5
6
7
8
Развитие различных форм государственного регулирования подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, в том числе на основе договоров, заключаемых между обучающимися, образовательным учреждением и предприятием (организацией)-заказчиком. Повышение уровня экономической заинтересованности работодателей в непосредственном участии в процессах подготовки и отбора выпускников вузов. Необходимость учета требований бизнес-сообщества к качеству подготовки специ-
алистов, уровню их профессиональных навыков и умений, а также по содержанию и структуре учебного процесса, в том числе на основе совместной разработки стандартов профессионального образования, учебных планов и программ производственной практики.
4. Организация регулярного мониторинга профессиональной карьеры выпускников, использования полученных результатов для оценки и корректировки учебных программ.
5. Требуется разработка необходимого методического и информационного сопровождения такого важного направления работы, как анализ и прогнозирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда и требований работодателей к качеству подготовки специалистов.
6. Развитие различных форм государственночастного партнерства и расширения участия частного бизнеса в решении проблем:
• финансирования учебного заведения, в том числе, при обновлении материально-технической базы;
• повышения профессиональных компетенций преподавательского состава и студентов;
• расширения адресной подготовки специалистов по согласованным и дополнительным учебным программам по заказу конкретных предприятий и организаций;
• активного привлечения частного бизнеса к участию в аккредитации образовательных программ, созданию устойчивых учебно-производственных кластеров и их модификаций.
Литература
Будущее европейского образования — Болонский процесс // Под. ред. Е.В. Шевченко. СПб.: Изд. СПбГТУ, 2002.
Глазьев С.Ю. Стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года: Экономический анализ. М.: АПН, 2008.
Глушанок Т.М. Влияние экономических преобразований на формирование рынка труда. Петрозаводск.: Изд-во «Карельский научный центр РАН», 2008.
ЗверевА.В. Формирование национальной инновационной системы. М.: Финансовый бизнес. 2009. № 4. Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда. М.: РГУТиС, 2008.
Модернизация российского образования: стратегические разработки // Под ред. Кузьминова. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Платонова Н.А., Качурина М.М., Мерзлова М.П. Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия профессионального образования и рынка труда. М.: РГУТиС, 2008.
Управление трудовыми ресурсами в условиях развития рыночных отношений // Под. ред. Морозовой Л.С. М.: РГУТиС, 2007.