Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ФОРМАТЕ «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО» ПОДХОДА'

БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ФОРМАТЕ «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО» ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
256
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / ОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / ВРЕДНЫЙ И ОПАСНЫЙ ФАКТОРЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ / РЕЕСТР (ПЕРЕЧЕНЬ) ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуциев Сергей Александрович

Рассмотрена безопасность военной службы в аспекте практической реализации ее вредных и опасных факторов. Действующая в настоящее время система безопасности военной службы не позволяет в полной мере определять все возможные источники этих факторов. Предложен «риск-ориентированный» подход, позволяющий в значительно большей степени раскрыть потенциальные возможности данной системы, превратить ее в инструмент выявления опасностей и соответствующих им рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY SERVICE SECURITY IN THE FORMAT OF RISK-ORIENTED APPROACH

The paper examines the security of military service in terms of practical implementation of its injurious and hazardous factors. The current system of military service security does not make for identifying all the likely sources of these factors. The risk-oriented approach suggested here allows the potential scope of the system to be revealed far more fully making it an instrument of discovering dangers and attending risks.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ФОРМАТЕ «РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО» ПОДХОДА»

Безопасность военной службы в формате «риск-ориентированного» подхода

Полковник медицинской службы в отставке С.А. ЦУЦИЕВ, доктор медицинских наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрена безопасность военной службы в аспекте практической реализации ее вредных и опасных факторов. Действующая в настоящее время система безопасности военной службы не позволяет в полной мере определять все возможные источники этих факторов. Предложен «риск-ориентированный» подход, позволяющий в значительно большей степени раскрыть потенциальные возможности данной системы, превратить ее в инструмент выявления опасностей и соответствующих им рисков.

The paper examines the security of military service in terms of practical implementation of its injurious and hazardous factors. The current system of military service security does not make for identifying all the likely sources of these factors. The risk-oriented approach suggested here allows the potential scope of the system to be revealed far more fully making it an instrument of discovering dangers and attending risks.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Условия военной службы, безопасность военной службы, опасности военной службы, профессиональные риски, вредный и опасный факторы военной службы, реестр (перечень) вредных и опасных факторов военной службы.

Military service conditions, military service security, military service hazards, professional risks, harmful and dangerous factors of military service, register (inventory) of harmful and dangerous factors of military service.

С ОБРАЗОВАНИЕМ в 1995 году Управления службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) в области обеспечения безопасности военной службы проделана большая работа, в частности, по формированию органов военного управления, нормативному правовому обеспечению и пр. Но, наверное, самым значительным достижением стало формирование в нашем обществе устойчивого понимания того, что безопасность и военная служба — понятия совместимые.

Безусловно, некоторые проблемы до сих пор полностью не решены, статус иных можно оценить, как «terra incognita», а других и как «tabula rasa». Это касается, например, процедуры

выявления (актуализации) вредных и опасных факторов военной службы. Ее действующая система безопасности обладает ограниченными возможностями по идентификации

(уточнению) этих факторов, и, следовательно, органы руководства ВС РФ не могут в должной степени гарантировать военнослужащим сохранение их жизни и здоровья. Это имеет негативные последствия как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Безопасность военной службы заключается в поддержании в воинской части (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава от воздействия вредных и опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности войск (рис. 1, 2)1. Следовательно, она

определяется совокупностью факторов военной службы и окружающей среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье военнослужащих2. Условия военной службы во многом отличаются друг от друга, так как ее факторы будут разными либо по составу, либо по степени выраженности. Но официального определения понятия «факторы военной службы» нет. Можно предположить, что это факторы военного труда (рабочей среды и трудового процесса), возникающие при осуществлении военнослужащим профессиональной служебной деятельности.

Рис. 1. Инструктаж перед проведением работ

Было бы огромным заблуждением позиционировать безопасные условия военной службы как полное отсутствие вредных и опасных фак-торов3. Невозможно в деятельности войск полностью исключить травмы и отравления (в том числе и гибель) у личного состава, так как это недостижимо даже в мирное время, а в военное — выглядит наивным.

Для повышения эффективности мер по сохранению жизни и здоровья военнослужащих необходимы реестры (перечни) вредных и опасных факторов военной службы: единый — для всех ВС РФ (видов и родов войск ВС РФ) и индивидуальный — для каждой воинской части (учреждения),

Рис. 2. Выполнение потенциально опасных работ

учитывающий особенности воинского труда в ней. Однако такие документы, в отличие от гражданской сферы, в Минобороны России отсутствуют. Хотя потребность в них априори безусловна. Она логично вытекает из мероприятий организационного обеспечения безопасности военной службы, включающих, в частности, определение (уточнение) ее опасных факторов, которые могут воздействовать на личный состав при осуществлении профессиональной служебной деятельности, а также выполнении разовых (не относящихся к должностным обязанностям) работ с повышенной опасностью4. Поэтому должностные лица всех уровней

управления должны выявлять (уточнять), анализировать и прогнозировать вредные и опасные факторы военной службы и определять (корректировать) меры по их ограничению (нейтрализации)5,6,7.

Учитывая, что в основе трудовых процессов лиц гражданского персонала и военнослужащих лежат одни и те же физиологические, психофизиологические и прочие реакции, для формирования упомянутого реестра (перечня) можно, например, воспользоваться классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов8. В нем указаны: физические (аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук воздушный, вибрация и др.), химические (химические вещества и смеси) и биологические факторы (в том числе микроорганизмы-продуценты, живые клетки, споры и др.); тяжесть трудового процесса (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную и др.); его напряженность (длительность сосредоточенного наблюдения, плотность сигналов в единицу времени и др.).

Полагаем, также будет полезен перечень опасностей типового положения о системе управления охраной труда, разработанный Минтрудом России9. Все опасности объединены в 28 групп (механические, электрические, термические и др.), каждая из которых делится на подгруппы.

Можно воспользоваться иной классификацией производственных факторов, приведенной в ГОСТ 12.0.003-201510. В нем частично учтены требования к современным системам управления организационными процессами (качеством, охраной труда и др.). Кроме того, в основе этой классификации лежат лишь наиболее общие и существенные критерии градации факторов, связанные с физическим, химическим, биологическим

и психофизиологическим воздействием на человека.

Порядок выявления вредных и опасных факторов военной службы допускается определять с помощью процедуры специальной оценки условий труда рабочих мест (СОУТ)11. Однако надо учесть, что она предполагает сопоставление и установление совпадения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах с факторами, перечисленными в упомянутом классификаторе. В этом случае на первый план выходят условия военной службы, а последствия воздействия вредных и опасных факторов на военнослужащего практически остаются в стороне.

Но в итоге, сформировав реестр (перечень) вредных и опасных факторов военной службы, получаем лишь его сокращенный вариант, включающий только факторы трудового процесса и только те из них, которые прошли процедуру идентификации. Отметим, что угрозу безопасности могут представлять как факторы трудового процесса, так и события, предметы, действия, явления и прочие обстоятельства военной службы. К тому же было бы опрометчиво рассматривать рабочие места в качестве единственного источника опасностей. Очевидно, что с определенного рода угрозами для своего здоровья военнослужащие сталкиваются и в местах отдыха, и при приеме пищи, и при перемещении по территории воинской части и т. д. Например, пребывание в столовой сопряжено с опасностью воздействия биологического фактора (контакт с патогенными микроорганизмами), а в казарме вероятно поражение электрическим током вследствие неисправности токоведущих частей оборудования, использования нештатных электроприборов и в других случаях.

Представляется, что оптимальным будет формирование реестра

на базе «риск-ориентированного» подхода — это такая форма мировосприятия, при которой любое проявление человеческой деятельности рассматривается исключительно с точки зрения наличия (отсутствия) опасностей и соответствующих им рисков12.

Последовательность действий может быть следующей.

Первоначально, по разработанной в воинской части (учреждении) методике с учетом специфики службы и для штатных условий определяются возможные опасности, возникающие на рабочих местах личного состава, а также в ходе деятельности, не связанной с выполнением должностных обязанностей. Далее эта процедура реализуется и для нештатных ситуаций (чрезвычайных, аварийных). Напомним: опасность — выявленный (идентифицированный), описанный и официально признанный (как в ВС РФ, так и в воинской части) потенциальный источник ущерба13.

Идентификацию необходимо проводить комиссионно, под руководством одного из заместителей командира части (учреждения). Забегая вперед, заметим, что целесообразно создать единую комиссию для идентификации опасностей и оценки рисков.

По всей видимости, ей придется столкнуться с непростым вопросом: рассматривать все воинские должности, виды деятельности и прочие аспекты (так называемая «сплошная идентификация») или ограничиться «проблемными» видами деятельности личного состава, характеризуемыми высокими уровнями заболеваемости, травматизма и другими опасностями. Полагается, что наилучшим вариантом было бы не усложнять и не драматизировать ситуацию, а действовать постепенно, по принципу «от простого — к сложному». В своей работе комиссия принимает во внимание опасности из реестра на уровне ВС РФ (который дает лишь общую их характеристику).

Разработанный реестр (перечень) утверждается приказом командира части (руководителя учреждения), периодически актуализируется и служит основанием для планирования и реализации профилактических мероприятий.

В качестве наглядного примера приводятся результаты выявления опасностей на рабочем месте водителя автомобиля (таблица) по методике СОУТ («факторный» подход) и с применением «риск-ориентированного» подхода14.

Таблица

Перечень опасностей на рабочем месте водителя автомобиля

Опасности, выявленные по методике СОУТ («факторный» подход) Опасности, выявленные отдельно от СОУТ («риск-ориентированный» подход)

Акустические факторы: шум, инфразвук Механические опасности: наезд транспортного средства (ТС), падение с высоты человеческого роста из-за потери равновесия и др.

Локальная и общая вибрация Опасности ТС: травмирование, наезд на человека, падение с ТС и др.

Вдыхание выхлопных газов (оксид углерода, оксиды азота, углеводороды) Воздействие нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо и др.

Связанные с рабочей позой Воздействие гликолей

Подъем тяжестей, превышающих допустимую массу Воздействие едких кислот и щелочей

Перенапряжение зрительного анализатора Опасности взрыва

Электрические опасности

Как видно из табличных данных, разница в результатах существенная. Не замечая опасности, мы тем самым игнорируем соответствующие им риски, оставляя их за областью изучения и оценки безопасности военной службы. А последствия могут быть весьма серьезные. Например, опасность воздействия нефтепродуктов возникает в нештатных ситуациях (мытье рук бензином, перекачка топлива при помощи шланга оральным способом, обработка спецодежды бензином и т. д.) и может реализоваться в манифестной форме (т. е. переход болезни из скрытой формы в открытую) в виде острого отравления (токсическая энцефалопатия, острый дерматит, при ингаляции бензином — токсическая пневмония) и (или) хронической интоксикации (токсическая энцефалопатия, токсический гепатит, хронический дерматит). Знать об этом должны все военнослужащие: от рядового до командира (начальника), и в первую очередь представители медицинской службы для принятия необходимых действий.

На следующем этапе каждой идентифицированной опасности устанавливаются соответствующие профессиональные риски. Вопрос также непростой. Для упрощения этой процедуры было бы оптимально разработать в масштабе ВС РФ единый реестр (перечень) типовых рисков. Ведущая роль в работе комиссии принадлежит военным медикам, обладающим нужными знаниями.

Выявленные риски оцениваются на предмет вероятности их наступления и тяжести проявления15,16. Но установить универсальный метод оценки профессиональных рисков невозможно, так как они в высокой степени многообразны и изменчивы17. Поэтому руководитель самостоятельно определяет метод оценки, при этом допускает-

ся применение разных методов для различных процессов и операций. В настоящее время, когда статистические данные о рисках ограничены, для большинства воинских частей (учреждений) наиболее приемлемым будет применение экспертного метода. В общем случае при оценке риска на рабочем месте рекомендуется применять трехуровневую шкалу ущерба и трехуровневую шкалу вероятностей (частот): низкая, умеренная и высокая. Затем принимается решение об их допустимости для заданных условий прохождения военной службы18'19'20, причем любые неприемлемые риски исключаются. При таком подходе взгляд на безопасные условия и безопасность военной службы принципиальным образом меняется. В качестве обсуждаемого варианта предлагаются следующие дефиниции.

Безопасные условия военной службы — это такие условия, при которых уровни профессиональных рисков являются приемлемыми, а неприемлемые риски исключены.

Безопасность военной службы — это совокупность мер по обеспечению безопасных условий военной службы для военнослужащих, осуществляющих профессиональную служебную деятельность.

Полученные результаты идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны быть общедоступными (с некоторыми ограничениями). С этой целью необходимые сведения размещаются в «Политике безопасности военной службы» (программный документ, который желательно иметь в каждой воинской части, официально демонстрирующий гарантии безопасности с учетом специфики военной службы с ней), программах вводного и первичного инструктажей, официальном сай-

те воинской части (учреждения) и других документах.

Подводя итоги сказанному выше, можно заключить, что применение «риск-ориентированного» подхода, в отличие от «факторного», позволяет в значительно большей мере раскрыть потенциал обеспечения безопасности военной службы. Во-первых, расширяются возможности для выявления (идентификации) ее опасностей. Во-вторых, формируется база данных не только об опасностях, но и о соответству-

ющих им профессиональных рисках (рисках повреждения здоровья). В-третьих, безопасность военной службы достигается исключением не ее вредных и (или) опасных факторов, а опасностей, содержащих недопустимые риски, их уменьшением до уровня допустимого (приемлемого) риска. И последнее, при таком подходе формируется единое понимание безопасности военной службы, а следовательно, и объектов безопасности, ее области изучения и оценки.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

2 Указания первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 205/2/585. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495.

7 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2015 года № 444 «Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

8 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.

9 Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда».

10 ГОСТ 12.0.003-2015. Система стандартов безопасности труда. Опасные

и вредные производственные факторы. Классификация.

11 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ.

12 Цуциев С.А. Перспективы управления профессиональными рисками // Охрана труда и социальное страхование. 2019. № 5. С. 25—38.

13 ГОСТ Р 12.0.010-2009. Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Определение опасностей и оценка рисков.

14 Цуциев С.А. Профессиональные риски: пути решения проблемы. Краснодар, СПб.: РАЙТ ПРИНТ ЮГ, 2020. 204 с.

15 ГОСТ Р 12.0.010-2009.

16 ГОСТ 12.0.230.5-2018. Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ.

17 Цуциев С.А. Профессиональные риски: пути решения проблемы.

18 ГОСТ Р 12.0.010-2009.

19 ГОСТ 12.0.230.5-2018.

20 ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.