Научная статья на тему 'О КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОХРАНА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / УПРАВЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Соколов Дмитрий Иванович

Представлены основные понятия мониторинга состояния безопасности военной службы, цели и критерии оценки его эффективности. На основе анализа проблем мониторинга в сфере охраны труда показаны основные направления решения задачи мониторинга состояния безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE COMPREHENSIVE SYSTEM OF MONITORING MILITARY SERVICE SECURITY IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper gives the basic concepts of monitoring the state of military service security, the goals and assessment criteria of its efficiency. Stemming from analysis of monitoring problems in the area of safety rules, it shows the principal trends in solving the problem of monitoring the state of military service security in the Armed Forces of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О комплексной системе мониторинга безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Подполковник Д.И. СОКОЛОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Представлены основные понятия мониторинга состояния безопасности военной службы, цели и критерии оценки его эффективности. На основе анализа проблем мониторинга в сфере охраны труда показаны основные направления решения задачи мониторинга состояния безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

The paper gives the basic concepts of monitoring the state of military service security, the goals and assessment criteria of its efficiency. Stemming from analysis of monitoring problems in the area of safety rules, it shows the principal trends in solving the problem of monitoring the state of military service security in the Armed Forces of the Russian Federation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Мониторинг, информационное обеспечение, охрана труда, профессиональный риск, управление обеспечением безопасности военной службы.

Monitoring, information support, labor safety, occupational hazard, control over military service security support.

ВОЕННАЯ служба характеризуется разнообразием технологических процессов, временным характером рабочих мест или мест исполнения должностных обязанностей, большой долей физического труда. Следствием этого является занятость значительного числа военнослужащих на рабочих местах с вредными и опасными условиями военной службы, имеют место травматизм и гибель личного состава.

В данной связи эффективное функционирование системы управления безопасностью военной службы в воинских частях должно основываться на прогнозных оценках безопасности военной службы, а деятельность по достижению целей ее управления — на использовании мониторинга как наиболее адекватного и универсального инструмента управления в сфере обеспечения безопасности. Необхо-

дим переход от «догоняющей» стратегии исправления уже случившегося при функционировании системы «военнослужащий—среда», характерной для классического управления обеспечением безопасности военной службы (ОБВС), к «опережающей» стратегии мониторинга состояния безопасности военной службы, активно поддерживаемой большинством специалистов.

При всей очевидности преимуществ мониторинга состояния безопасности военной службы в сравнении с традиционным управлением безопасностью военной службы переход к практическому его применению до сих пор не осуществлен. Данная проблема носит комплексный характер и имеет три основных аспекта:

первый — несовершенство понятийного аппарата;

второй — отсутствие единого методологического подхода;

третий — недостаточные уровни информационного обеспечения, комплексности и системности при принятии решений на обеспечение безопасности военной службы.

Концепция безопасности военной службы, введенная директивой Министра обороны №Д-3 от 30 января 2016 года «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации», одним из направлений совершенствования безопасности военной службы предполагает ежегодный мониторинг ее состояния и условий осуществления военнослужащими профессиональной служебной деятельности в Вооруженных Силах1.

В настоящее время сущность мониторинга и его отличие от других информационных систем исследованы недостаточно, методические аспекты и организационные вопросы мониторинга состояния безопасности военной службы (БВС) в Вооруженных Силах не освещены. Нет и единого определения термина «мониторинг», несмотря на достаточно распространенное его использование. В целом он характеризует отслеживание и постоянное наблюдение за объектом, однако цели, задачи и принципы его проведения в литературе трактуются по-разному. Исследования ретроспективы разви-

тия понятийного аппарата показали, что «мониторинг» прочно занял место в научных исследованиях, имеет постоянный характер наблюдения с контрольной и прогнозно-аналитической функциями.

При обосновании мониторинга используется следующий понятийный аппарат:

• наблюдение, отслеживание — замер параметров функционирования объекта с определенной периодичностью;

• системный анализ получаемой информации и системный подход к разработке показателей;

• предупреждение негативных тенденций, т. е. настройка показателей мониторинга на улавливание критических сигналов, отклонений от стандартов, норм;

• измерение (оценка) параметров — выявление взаимоотношений различных мер между собой;

• контроль — отслеживание результативности управленческих воздействий через обратную связь;

• прогнозирование — выявление тенденций и разработка сценариев поведения и развития анализируемого объекта;

• корректировка управленческих воздействий — внесение изменений в алгоритмы разработки решений, методы и средства достижения целей;

• снижение риска как результат функционирования мониторинговой системы.

Анализ организации и методов мониторинга в Российской Федерации, Евросоюзе и ряде других стран выявил широкий круг проблем, имеющих место в процедурах мониторинга безопасности, а также анализа и оценки профессиональных рисков. Задача определения потребностей и установления приоритетов в исследованиях указанных проблем является комплексной и включает множество направлений. Система мониторин-

Д.И. СОКОЛОВ

га — совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает мониторинговые процедуры. Системы мониторинга должны обеспечивать эффективное распространение данных о состоянии здоровья, а лицам, принимающим решения на всех уровнях, — правильное использование полученной информации.

Информативную ценность системы мониторинга характеризуют два основных критерия2.

Первый — насколько полно система мониторинга способна отслеживать наиболее существенную информацию — критерий полноты, достоверности. Система мониторинга в целях обеспечения достоверности результатов мониторинга должна быть основана и построена на надежных теоретических принципах, а также способна функционировать в условиях реальной действительности. Она должна быть максимально интегрирована с другими системами, иметь четкую теоретическую базу, понятные сильные и слабые стороны3.

Второй — насколько эффективна система мониторинга для профилактики — критерий эффективности. Эффективность (полезность) системы наблюдения зависит от количества и качества сбора данных и оценивается ее способностью выявлять проблемы, которые могут быть предотвращены или по крайней мере уменьшены. Он также охватывает вопросы чувствительности, специфичности, представительности, своевременности, простоты, гибкости и приемлемости4.

Анализ понятийного аппарата и направлений исследований в области мониторинга в современной литературе позволяет сформулировать следующее определение мониторинга в сфере обеспечения БВС.

Мониторинг состояния БВС — это организованная, динамичная система сбора и обработки данных

в режиме наблюдения о состоянии безопасности военной службы, описываемой набором показателей для оперативного выявления, анализа и прогноза опасных факторов военной службы, создающих угрозу военнослужащим, местному населению, его имуществу и окружающей среде при выполнении мероприятий повседневной деятельности.

Система мониторинга — совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает мониторинговые процедуры. Информативную

ценность системы мониторинга характеризуют, во-первых, критерии полноты, достоверности и, во-вторых, критерии эффективности.

При мониторинге состояния БВС важно выделить его объект, предмет и результат. Объектом наблюдения является безопасность военной службы. Необходимо четко определить границы объекта наблюдения в зависимости от целей и задач исследования и описать его с помощью показателей. Формирование структуры показателей мониторинга основано на определении безопасности военной службы. Наиболее полное определение БВС, обосновывающее систему показателей, — это условия военной службы, обеспечивающие защищенность личного состава в целом и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности.

Предметом мониторинга является информация, выраженная в комплексных синтезированных по-

казателях, информационно-аналитических моделях, которые должны представлять в совокупности ограниченное число вариантов прогнозного развития состояния БВС.

Требования к результату мониторинга: адресность, вариантность, обоснованность, соответствие структуры показателей структуре процедуры принятия управленческих решений, максимально возможный учет воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности. Результат должен быть понятен командиру своей наглядностью, несложностью алгоритмов его получения (расчета), возможными вариантами его толкования и использования.

Мониторинг состояния БВС имеет следующие особенности:

• прогнозно-аналитический характер, нацеленность структуры показателей мониторинга на раннее выявление возникающих проблем и методов их разрешения;

• адресность показателей, т. е. предназначение конкретному субъекту управления, встраивание в управленческий процесс;

• децентрализованная гибкая система показателей, модифицируемая или обновляемая по мере появления новых задач;

• способность к расширению и настройке на конкретную проблемную область;

• значительная роль творческих и мотивационных элементов в разработке и проведении мониторинга,

необходимость повышения квалификации и специальной подготовки должностных лиц, осуществляющих мониторинг.

Для оценки соответствия действующей процедуры и результатов мониторинга указанным выше требованиям необходимо оценить полученные ранее результаты статистических исследований, в том числе по критериям качества статистических данных и военно-экономической эффективности результатов мониторинга; возможности определения превентивных мер профилактики потенциальных рисков. Под качеством статистической информации понимается, как правило, не только степень соответствия истинному значению (точность, достоверность рассчитываемых значений показателей, степень адекватности используемых статистических моделей), но и более широкое определение с целью адаптации данных к потребностям пользователей (востребованность данных пользователями, доступность и своевременность публикаций)5.

Таким образом, развитие системы управления обеспечением безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации должно быть направлено на перенос акцентов с мер реагирования на несчастные случаи «post factum» на превентивные меры. Одним из эффективных путей достижения поставленной цели является разработка комплексной системы мониторинга безопасности военной службы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Директива МО РФ № Д-3 2016. С. 9.

2 Левашов С.П. Вероятностный анализ и моделирование риска профессиональ-

ной деятельности // Безопасность труда в промышленности. 2007. № 2. С. 53—59.

3 Левашов С.П. Мониторинг и анализ профессиональных рисков в России и за рубежом: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013.

4 Там же.

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.