Научная статья на тему 'Безопасность в Киргизстане'

Безопасность в Киргизстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность в Киргизстане»

2. Доклад о свободе вероисповедания за 2011 год. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства США в Киргизстане. URL: http://russian.bishkek. usembassy.gov/_l2. html

3. Национальный состав, вероисповедание и владение языками в Республике Казахстан. - Астана, 2012.

4. Осужденные в Узбекистане экстремисты создали в тюрьме сеть ячеек «Хизб ут-Тахрир». [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства «Интерфакс». URL: http://www.interfax-religion.ru/yz/?act=news&div=30682

5. Урбанизация в Центральной Азии: Вызовы, проблемы и перспективы / Аналитический доклад. Центр экономических исследований. - Ташкент, 2013.

«Международные отношения в XX-XXI вв.

(Материалы Международной научной конференции.

УФУ, Екатеринбург 30-31 октября 2013 г.)», Екатеринбург, 2013 г., с. 141-145.

Ж. Урманбетова,

профессор

(Киргизско-турецкий университет Манас) БЕЗОПАСНОСТЬ В КИРГИЗСТАНЕ

Безопасность в современном Киргизстане из теоретической проблемы и онтологической данности превратилась в важную цель выживания индивида, общества и государства в целом. При этом на всех трех уровнях субъектности преобладают тенденции к разрушению, а противостояние им происходит на основе инстинкта самосохранения, обеспечивающего повседневное существование. Целостность государства на протяжении всего периода суверенного развития находится под постоянной угрозой, и на уровне международного сообщества некоторые политики уже мысленно расчленяют республику, определяя будущих «хозяев» той или иной части. Безопасность из нормы бытия превратилась в лелеемую в умах и сердцах людей недостижимую ценность, и недостижимой ее делает повседневный ход общественно-политической жизни.

Для определения существа безопасности в Киргизской Республике в качестве теоретического концепта приемлемым представляется положение Якуси Акаси, высказанное на конференции ООН: «Нам нужна более широкая, более всеобъемлющая концепция безопасности, которая охватывает не только военную безопас-

ность как таковую, но и проблемы экономического благополучия, экологической и даже культурной безопасности»1.

Говоря о безопасности в Киргизстане, мы имеем в виду системную безопасность, проявляющуюся во всех сферах развития. В этом смысле также приемлемо употребление термина позитивная безопасность в значении способности государства и общества «выявлять и искоренять традиционные источники конфликтов, направлять свои усилия на предотвращение любых угроз стабильности и безопасности»2. С конца 90-х годов в концепции позитивной (всеобъемлющей) безопасности общепризнанными остаются такие элементы, как гуманитарная, политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная формы безопасности.

Все основные внутренние и внешние факторы безопасности, относящиеся к государству в целом, выражаются в понятии национальная безопасность. Для Киргизстана национальная безопасность есть проявление способности государства обеспечить территориальную целостность, сохранение и защиту национальных интересов, политическую, экономическую, гражданскую безопасность, стабильность условий жизнедеятельности, предвосхищение угроз и вызовов. Утвержденная указом президента КР Концепция национальной безопасности содержит общепринятые нормы с акцентом на национальные интересы, внешние и внутренние угрозы, однако ее теоретическая составляющая существует в отрыве от реальности. За последнее десятилетие основной угрозой для Кир-гизстана как государства являются перманентные революции, нарушающие самую главную составляющую безопасности - стабильность жизни, возможность гарантированного спокойствия и безусловной веры в будущее. Поэтому первый аспект безопасности - гуманитарный - звучит наиболее остро. Два кардинальных поворота судьбы целого государства за пять лет - это слишком много для любой страны, не говоря о запутавшейся в бесконечных противоречиях и политических конфликтах, переживающей перманентный экономический кризис маленькой республике. Внутренние угрозы безопасности по количеству и качеству превосходят внешние, соответственно обеспечение стабильности жизнедеятельности как основы существования полностью ложится на плечи

1 Science and Technology and Their Implications for Peace and Security: Topical Papers 2 / United Nations. - New York, 1990. - P. 3-4.

2 Doyle S. Civil Space Systems: Implications for International Security. Dartmouth: Aldershot, 1994. - P. 10.

государства, долженствующего не только декларировать концепции национальной безопасности, но и претворять их в реальность, что не удавалось на протяжении всего десятилетия, да и сейчас дается с большим трудом. Сами граждане очень невысоко оценивают гарантии стабильной жизни, что выражается в непрекращающейся миграции в ближнее и дальнее зарубежье.

Если гуманитарный аспект безопасности актуализируется как следствие происходящих в республике революций, то доминирующим фактором разрушения безопасности в Киргизстане является политический фактор. Постоянный кризис власти и конфликты между ее представителями приводят к внутриполитической нестабильности и, как следствие, к возникновению угроз экономической, культурной, демографической, гуманитарной и в целом национальной безопасности.

Два десятилетия с момента обретения Киргизстаном суверенитета являются историей бесконечных конфликтов внутри политической элиты. Как это ни прискорбно, политическая безопасность республики страдает и зависит от отдельных политических деятелей и кланов. С начала суверенной истории государства именно Аскар Акаев как первый президент Киргизской Республики заложил негативную традицию политического лидерства, которая с неизбежностью приводила к нашумевшим свержениям власти.

Политические катаклизмы с особенной силой проявляются в периоды выборов в Жогорку Кенеш (главный законодательный орган власти), тем самым отражая актуализацию феномена трайбализма в политической сфере (в кочевом обществе данная черта менталитета способствовала сплочению рода, сейчас же она трансформировалась в негативную характеристику политической системы). Издревле существовал институт аксакалов (старейшин), отражавший родовой характер власти. Родовые признаки политического сознания оказались достаточно сильны и стабильны на уровне подсознания, что способствовало переходу трайбализма и в современную политику. Современный политический процесс особенно сильно насыщен трайбализмом, который переходит в ярко выраженный регионализм.

В этом смысле необходимо подчеркнуть глубокое своеобразие политического сознания и социальной памяти, которые предопределяют нестандартность исторической, политической и социально-культурной жизни. Специфика политического сознания и социальной памяти проявляется в том, что исторически для

Центральной Азии (в частности, для киргизов) была характерна сакрализация власти. С обретением суверенитета она усилилась, что отчасти явилось реакцией на запреты и ограничения эпохи социализма; а в переходный период обороты набирал новый виток «демократической сакрализации» власти. Социальная память, включающая в себя этническую память, так же как и политическое сознание, сохраняет признаки родового сознания, что с неизбежностью приводит к тому же трайбализму. Отсутствует единая политическая культура, наблюдается процесс сосуществования традиционной политической культуры с современным политическим мышлением.

Общеизвестно, что инициатором важных общественных преобразований должна стать элита как носитель инновационных идей и организатор практических действий. Именно элита провоцирует кардинальные изменения общественного развития, политической системы, социально-культурных новшеств. Что мы имеем в нашей республике в этом смысле? Ни элита, ни контрэлита, появившиеся в первые годы суверенитета, не сумели с достоинством нести бремя ответственности и высоко поднять символы независимости в период преобразований. Если быть честным, необходимо с твердостью сказать, что в Киргизстане пока так и не сформировалась общенациональная элита, которая сумела бы взвалить на свои плечи груз чаяний народа и с высочайшей ответственностью нести их вперед. Наша так называемая элита меняется с каждыми новыми выборами в Жогорку Кенеш и с завидным постоянством погрязает в нескончаемом конфликте. В данном случае, как нельзя кстати, приходится мысль К. Ясперса о превращении массы в существо так называемой элиты1. Уровень политической культуры многих представителей элиты катастрофически низок, бывает смешно и одновременно грустно слушать их лозунговые речи. Лозунги подхватываются массами только в дни «революций», когда они действительно увлекают народ на воинственные шествия. Но в повседневной жизни одними лозунгами увлечь народ уже невозможно, поскольку лимит доверия к властям предержащим давно исчерпан.

Еще один аспект безопасности, военный, тесно связанный с политическим фактором, обнаруживает свою зыбкость в настоящее время, сталкивая различные политические силы извне. Воен-

1 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - С. 313.

ная безопасность приоритетна для любого государства, тем более для маленькой республики, не обладающей достаточным потенциалом для обеспечения сохранности своей целостности. Второе десятилетие данный аспект прежде всего отражает столкновение интересов России и США, когда речь идет о предоставлении военных баз и присутствии военного контингента. Эта проблема, остающаяся нерешенной со времен А. Акаева, обострилась в период президентства К. Бакиева. В данном вопросе Киргизстан не сумел выработать обоснованную тактику взаимодействия, обостряя то одну, то другую линию межгосударственных отношений.

Наибольшую сложность представляет неумение или нежелание элиты стратегически определить приоритеты для сохранения национальной безопасности. Сегодня данная проблема актуализируется с большей силой, так как уже не просто не получается усидеть на двух стульях одновременно, а скорее Киргизстану не хотят предоставлять такой возможности, вынуждая определить стратегические ориентиры страны. Кроме того, «с позиции региональной безопасности в XXI в. аналитики прогнозируют, что потенциальной угрозой для Киргизстана в будущем, наряду с религиозным экстремизмом, станет неизбежность пограничных конфликтов с сопредельными государствами. В частности, это может коснуться спорных водоземельных проблем, территориальных претензий, вызванных неурегулированностью государственных границ, межэтническими проблемами, обусловленными несоответствием существующих границ реальному национально-территориальному размещению населения и т.д.»1. В этом смысле, согласно договоренности ОДКБ, российская база в Канте, где дислоцированы российские военные, является долгосрочным элементом системы обеспечения внешней безопасности в условиях, когда «вооруженные силы Киргизстана как основная составляющая системы обеспечения военной безопасности и, следовательно, сама система не отвечают оборонным потребностям страны» и не позволяют гарантировать ее безопасность . На данном этапе необходима коренная реформа системы обеспечения военной безопасности на новых принципах.

Еще одним важным аспектом безопасности является социально-экономический, отражающий взаимодействие экономиче-

1 Эсенбекова А. Военная безопасность Киргизстана и современный мир, или Как свести Концы с Концами. URL: http://www.easttime.ni/analitic/l/4/317.html

2 Там же.

ского и социального бытия. Экономика Киргизстана находится в состоянии перманентного кризиса. Наиболее сложными и противоречивыми проблемами выступают миграция и бедность, способствующие усилению социальной напряженности в обществе и, как следствие, предопределяющие рост митинговых страстей. С этой точки зрения «наиболее актуальным вопросом страновой повестки выживания (именно выживания, а не развития) является острая необходимость верстки основ, принципов и наиболее важных направлений экономической безопасности и политического календаря их точной и ежедневной реализации в последующем», а также развитие экономической дипломатии для «решения вопросов, связанных с экономическим развитием и обеспечением экономической безопасности»1. Однако экономическая дипломатия в республике практически не развита, отсутствует культура продвижения экономических интересов Киргизстана за рубежом, а также низок уровень культуры в работе с донорскими организациями, что зачастую приводит по меньшей мере к неэффективности, а зачастую и к бессмысленности деятельности последних при их значительном числе. Экономическая безопасность находит свое отражение и в состоянии среднего класса, призванного выступать основанием стабильности экономической жизни. Хотя в республике предпринимаются определенные попытки для облегчения налогообложения малого и среднего бизнеса, нельзя сказать, что полностью созданы благоприятные условия для его развития. Экономическая безопасность сама по себе системна, поскольку складывается из внутренних и внешних источников, однако стратегия должна быть единой. Такая стратегия в республике отсутствует, соответственно и проблемы экономической безопасности далеки от решения и вливаются в общую канву проблематичности обеспечения позитивной безопасности.

Особым аспектом безопасности выступает экологическая безопасность, проецирующая включенность государства в общий ход глобализации. Экологические программы в республике практически не работают; время от времени спонтанно поднимаются вопросы таяния ледников, составляющих национальное богатство Киргизстана и выступающих гарантией существования чистой, целебной, уникальной воды не только в пределах республики, но и во всем регионе. Это касается и еще одного национального дос-

1 Иманалиев М. Дипломатия и экономическая безопасность Киргизстана. ТЖЬ: Шр://иг№№.сеп1ха81а.ги/пеш8А.рЬр?81=1227092

тояния - озера Иссык-Куль, имеющего тенденцию к обмелению. Однако это вопросы стратегического характера, не обнаруживающие злободневности и не связанные с выживанием республики, а потому перманентно обозначаемые, но не решаемые.

Издревле одним из элементов традиционной номадической культуры, являющейся истоком киргизской культуры, выступала экологичность мышления: кочевник жил и мыслил в гармонии с окружающим миром, что было особенностью кочевой культуры, ее отличием от оседлой1. В этой связи имеет смысл использовать архетипы, актуализирующие историко-культурное наследие и позволяющие выделить новые смыслы у имеющихся символов культуры. Прав К.-Г. Юнг, утверждавший, что «в действительности от архетипических предпосылок невозможно избавиться законным путем. Поскольку нет возможности объявить архетипы несуществующими, постольку каждая заново завоеванная ступень культурного усложнения сознания оказывается перед задачей: отыскать новое и отвечающее своему уровню истолкование архетипа, чтобы связать все еще присутствующую в нас жизнь прошедшего с современной жизнью, которая угрожает оторваться от первой»2.

Формирование позитивной безопасности в Киргизстане, таким образом, должно строиться на достижении системности как в теоретическом осмыслении, так и в социальной реальности. Во главу угла при этом должны ставиться национальные интересы, а лозунги должны содержать глубокий, стратегический смысл -только в этом случае можно прогнозировать положительный исход принятия решений на уровне государства. Это говорит о том, что на уровне элиты необходимо формирование нового уровня понимания и отношений, исходя из приоритета идеи целостности общества и стабильности развития.

Здесь чрезвычайную важность получает идеология государства, которая так и не была выработана за два десятилетия эйфории от обретения суверенного пути. Не обладая масштабным видением ситуации и перспектив, сложно, а скорее и невозможно обуздать хаос общественных противоречий и катаклизмов. Республика

1 Урманбетова Ж.К. Культура киргизов в проекции философии истории. -Бишкек: Илим, 1997. - С. 77, 136.

2 Юнг К. К пониманию архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - С. 123.

должна иметь развернутые стратегические программы развития всех секторов бытия - и экономического, и политического, и социального, и культурного. Все это в концентрированном виде может и должно содержаться в идеологии.

Очень важен культурно-идеологический контекст представления демократии, определение того, какие ценности должны доминировать в построении государства.

Также необходимо понимать, что без выверенной и скрупулезно просчитанной идеологии будущее Киргизстана весьма и весьма зыбко. В республике на протяжении последних двух десятилетий неоднократно предлагались идеи, но ни одна из них не сумела дойти до сознания каждого человека. Не было ни сколько-нибудь значимой идеологии, ни механизмов ее проникновения в сознание масс. Здесь очень важна гражданская идентичность, если учесть полиэтнический характер нашего общества.

В нашей стране пока не преодолен кризис идентичности, являющийся следствием кризиса государственного развития. Без должного культивирования феномена гражданской идентичности сложно говорить о возможности сплочения народа вокруг какой-либо идеи. В данном ракурсе содержательную часть полиэтнично-сти, а соответственно, и поликультурности общества составляют проблемы сохранения этнического многообразия и обеспечения устойчивого этнического развития всех групп на базе гражданского единства, объединяющего всех представителей всех наций и этносов. Идентичность индивидуальна, но вместе с тем она есть продукт социального взаимодействия: «... членом этнической группы - и тем самым носителем определенной этнической идентичности - индивидов делает не происхождение (биологическое или культурно-историческое), а та роль, которую эти индивиды играют в социальном взаимодействии. Идентичность есть не свойство, а отношение. Отсюда следует ее открытость и подвижность»1.

Отсутствие ярко выраженной гражданской идентичности и позволяет манипулировать чувствами различных этносов в период митингов, когда социальная напряженность способна обретать различные формы, в частности - этническую. Без формирования гражданской идентичности невозможна консолидация общества. Такой подход связан с актуализацией патриотизма, служащего ка-

1 Малахов В. Символическое производство этничности и конфликт // Идентичность: Поиск, производство и воспроизводство / Фонд Сорос-Киргизстан. - Бишкек, 2005. - С. 12.

мертоном единства народа. Патриотизм является важной составляющей гражданской идентичности, поскольку проявляет нераздельное единство человека именно с этим обществом, когда находят выход чувство собственного достоинства и гордость за принадлежность к данному обществу или государству.

В последнее время особенную актуальность приобретает и информационная безопасность. Внешние источники порой играют существенную роль в формировании и пропаганде негативного имиджа, ярким примером чего являются многочисленные статьи как в печатных, так и электронных СМИ многих держав мира в дни киргизских революций. В этом смысле Киргизстан беспрестанно проигрывает информационную войну и с неизбежностью оказывается в невыгодном с точки зрения восприятия происходящего положении.

На основе рассмотрения наиболее важных аспектов безопасности можно заключить, что Киргизстан нуждается в обновленной стратегии позитивной безопасности, способной выявлять источники конфликтов, а также предупреждать угрозы.

«Безопасность на Западе, на Востоке и в России: Представления, концепции, ситуации», Иваново, 2013 г., с. 300-307.

Р. Масов,

академик АН РТ, директор Института истории,

археологии и этнографии им. А. Дониша

АН Республики Таджикистан

В. Дубовицкий,

доктор исторических наук,

заместитель директора Института истории,

археологии и этнографии им. А. Дониша

АН Республики Таджикистан

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ К РОССИИ:

СОБЫТИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТРЕХ ВЕКОВ

Формирование территории государства происходит, как правило, в результате присоединения соседних территорий, которые в редких случаях оказываются незаселенными. Тем более если эти события относятся к территории Евразии в XIX в., когда здесь уже существовали государственные образования, подчас имевшие не просто многовековую, но тысячелетнюю историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.