Научная статья на тему 'Безопасность топливно-энергетического комплекса и особенности отраслей естественных монополий'

Безопасность топливно-энергетического комплекса и особенности отраслей естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность топливно-энергетического комплекса и особенности отраслей естественных монополий»

УДК 33

Ю.Е. Засько

БЕЗОПАСНОСТЬ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Г опливно-энергетический ком-

плекс России (ТЭК) является основой отечественной экономики.

Более четверти ВВП создается ТЭК. Благодаря комплексу страна имеет более половины ежегодных поступлений от экспорта, около 60 % налогового наполнения федерального бюджета и вместе с этим население и промышленность в целом достаточно устойчиво снабжается светом и теплом.

В недалекой перспективе роль комплекса и требования к нему будут несколько иными, что естественно связано с необходимостью подготовки к этому периоду и осуществления радикальных преобразований для обеспечения топливноэнергетической безопасности страны.

Безопасность в топливно-энергетическом обеспечении (ТЭО) в общей схеме представляет собой обособленное объемно-собирательное свойство и способность топливно-энергети-ческой системы (ТЭС) в любых условиях (даже противоборствуя форс-мажорным ситуациям) безотказно выполнять свои функции и предназначения, сохраняя при этом заданные характеристики.

В конечном итоге безопасность ТЭО возможна в результате эффективного функционирования ТЭК на базе разработанной целостной концепции, регулирующей общественные отношения.

Эффективное функционирование ТЭК зависит в первую очередь от его структурно-единой системы, производственного и экономического потенциала, представлений о проблемных вопросах, без выбора

оптимального направления их решения достижение поставленной цели становится невозможной.

Система ТЭК в настоящее время представлена суверенной угольной отраслью (плюс сланцы, торф), независимыми отраслевыми субъектами естественной монополии (ЕМ) в составе железнодорожного транспорта, нефтегазопроводов, газовой (в том числе газоснабженческой), нефтяной и нефтепродуктообеспечивающей, ядерной (атомной), тепло- и гидроэнергетики и других традиционных электропроизводящих (генерирующих) и сетевых промышленных, а также торгово-распределительных структур.

Кроме того в эту систему входят нетрадиционные альтернативные источники энергии, к числу которых следует отнести геотермальные, солнечные, ветряные,

биомассовой, электро- и тепло- энергии, энергии приливов и отливов, синтетическое топливо (например, производимые из угля бензин, бензол, дизельное и ракетное топливо, мазут и др.), а также иные источники малой энергетики.

Производственный потенциал ТЭК включает 101 угольных шахт, 112 угольных разрезов, около двадцати обогатительных производств, 139 тысяч эксплуатационных нефтяных скважин, нефтеперерабатывающие заводы суммарной мощностью 269 млн т, 5,7 тыс. газовых скважин, около 700 электростанций, суммарная мощность которых составляет 215 млн кВт.ч (тыс. МВт), ЛЭП протяженностью 2554 тыс. км.

Несмотря на мощную диверсифицированную ресурсно-сырьевую базу и гигантские масштабы производственного потенциала в целом все структуры ТЭК находятся в сложном финансовом положении и без принятия необходимых мер вся система может стать в течение ближайших пяти лет мощным тормозом роста и источником разрушения экономики страны.

Практически во всех структурах ТЭК существуют факторы, которые влияют на развитие кризисных ситуаций с последующим возникновением проблем.

Обобщенно эти проблемы можно сгруппировать в следующем порядке.

1. Технико-экономические (использование непрогрессивных технологий, изношенность основных средств, в том числе критическая изношенность теплосетей, инвестиционная недостаточность, низкая производительность труда и др.)

2. Организационно-управленческие

(отсутствие возможной конкуренции в структурах естественных монополий,

чрезмерная обремененность непрофильной сферой деятельности: вспомогательные подразделения по ремонту отдельных узлов и деталей, производству запасных частей, содержанию ведом-ственного жилья, общеобразовательных, культурнопросветительских, спортивно-

оздоровительных учреждений и др., крайне медленное внедрение новых методов управления производством и ресурсами, высокое потребление ресурсов в условиях производства единицы родовой продукции, выполнении работ, оказании услуг и др.).

3. Ценовая политика (отрицательное влияние перекрестного субсидирования на регулируемые цены (тарифы) товарной продукции естественных монополий, культивирование присутствия целевых инвестиционных средств в составе цены, несовершенный учет и распределение затрат на отдельные виды продукции, работ, услуг и др.).

Кроме названных достаточно много других проблем, тесно связанных с безопасностью ТЭК, решение которых должно осуществляться непрерывно, комплексно посредством активных реформационных преобразований главным образом структур естественной монополии.

Основная направленность реформы и развития ТЭК должна выражаться в усилении регулирующей роли государства прежде всего в электроэнергетике, нефтяной и газовой промышленных структурах.

Эта направленность обусловлена рядом обстоятельств, свидетельствующих о печальных уроках ослабления государственного воздействия на развитие электроэнергетической отрасли (например, утрата надежности энергомоста "Европейская часть - Сибирь", выделение в самостоятельные АО - электростанции самых крупных и лучших в техническом оснащении тепловых ГРЭС привело к длительному спаду их загрузки. Есть еще несколько других общеизвестных примеров.

Поскольку государству неизбежно приходится брать на себя устранение соответствующих срывов и сбоев в электро-и теплоснабжении, то оно, учитывая усиливающееся критическое состояние в электроэнергетике и свою ответственность перед обществом, должно быть одним из основных инвесторов.

В нефтяном секторе довольно болезненной проблемой являются низкая налоговая дисциплина, значительные потери запасов полезных ископаемых по причине форсированных вариантов освоения запасов, в результате которых сокращаются сроки выработки, а увеличения охвата пластов разработкой и повышения нефтеотдачи нет, следствием чего является увеличение потерь в пластах и снижение нефтеотдачи, потому что форсификация приводит к резкому падению подземного давления и огромные запасы нефти переходят в категорию экономически нецелесообразных для добычных работ. Чтобы как-то реанимировать скважины в них для увеличения давления необходимо интенсивно

закачивать воду, запасы обводняются и скважины, как правило, выводятся из работы, еще не отработав дренируемые ими запасы нефти. Наблюдается постоянно увеличивающийся фонд простаивающих скважин, который устойчиво выдерживается на уровне 25-30 % общего эксплуатационного фонда.

В российской практике отдельных вертикально интегрированных нефтяных компаний имеет место избирательная эксплуатация только наиболее рентабельных частей месторождений, зачастую искусственно дробя их.

Сверхнормативные отборы нефти и ускоренное извлечение лучших ее запасов следует классифицировать как свидетельства экстенсивного пути развития нефтяной отрасли, от которого надо энергично уходить, чтобы перейти на интенсивный путь развития, обеспечивая при этом максимально возможное извлечение углеводородов из месторождений за весь период их разработки, целенаправленно достигая экономически эффективного использования всех факторов процесса производства, в число которых, как известно, включены капитал, земля (основные средства), труд и предпринимательская деятельность.

Поскольку с начала 2004 г. все объекты природопользования (земля, нефть, газ, уголь, водные ресурсы и др.) являются основными средствами, то получается так, что нефтяные компании, мягко говоря, бесхозяйственно относятся не только к собственным основным средствам, но и к общественному достоянию.

Для искоренения подобных явлений необходима более последовательная и энергичная реализация государством своих прав и возможностей как собственника природных ресурсов и использовать гос-предпринимательство, лицензионную и налоговую политику.

В целях обеспечения безопасности ТЭК государству следует взять под свой контроль воспроизводство минеральносырьевых ресурсов, потому что запасы, разведанные еще в бытность СССР актив-

но разрабатываются, а нового пополнения полезных ископаемых в надлежащих объемах нет. Исключение составляет лишь угольная отрасль.

Поиск и разведка новых месторождений, а также их последующие освоение и разведка во всем мире считаются наиболее сложными, капиталоемкими и рискованными этапами деятельности геологоразведочных структур или нефтегазовых компаний, потому что эти этапы работ требуют привлечения колоссальных инвестиций, исчисляемых подчас миллиардами долларов.

Заслуживает особого внимания практика дополнения к основной стратегии развития нефтегазовых корпораций -применение методов разработки ранее введенных месторождений с целью повышения нефтеотдачи пластов.

Например по оценкам ОАО "Сургутнефтегаз" применение технологий повышения нефтеотдачи пластов обеспечит компании до 2011 года добычу 75 млн т нефти. Если купить такое месторождение на конкурсной основе и подготовить инфраструктуру для освоения новых запасов, то компании потребовалось бы затратить в среднем 500-700 млн долл.

Многих руководителей нефтекорпора-ций уже сейчас беспокоит угроза «проблемы 2007 года», когда рост нефтяной отрасли прекратится по причине заложенной сегодня технологии.

Важной по своей исключительности для государственного регулирования является инвестиционная политика, в частности, до сих пор инвестиционная привлекательность разработки месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции (СРП) не достигла предполагаемых результатов.

Действующие соглашения о разделе продукции (СРП), в части относящейся к квотам 30, 70, 80 % (ограничения соответственно на разведанные запасы месторождений полезных ископаемых, обязательства по использованию отечественного оборудования, привлечения местного населе-

ния) не отвечают современным требованиям и не способствуют в должной мере масштабному привлечению инвестиций, ради чего были задуманы проекты СРП, что негативно сказывается на финансовом обеспечении всех структур ТЭК. Поэтому реальной задачей части инвестиционной политики должно быть всемерное повышение роли институциальных инвесторов, представленных различными финансовыми фондами: пенсионными, взаимными и иными.

Естественные монополии, располагая мощной диверсифицированной ресурсной и минерально-сырьевой базой очень вяло и неэффективно в интересах государства используют это благо. Добывающие отрасли имеют в запасе много лицензий на добычу нефти и газа, которые не используют на местах по назначению, потому что без лишних хлопот эти лицензии увеличивают балансовые запасы полезных ископаемых компании и позволяют получать дивиденды.

Нерешенными остаются вопросы обоснования тарифов и их составляющих (предельные издержки + нормальная прибыль, отражающая стоимость фактически используемого капитала + надбавки).

Энергетическая стратегия РАО "ЕЭС России" ориентирована в основном на огневое производство электроэнергии и тепловой энергии (игнорируя при этом развитие ГЭС и увеличение доли угля в топливном балансе страны), что приводит к потреблению у нас наивысшей в мире доли газа и нефти.

Необходимость согласованного реформирования ТЭК России не вызывает сомнений и не терпит отла-гательства, потому что существующие устои в системе комплекса непродуктивные.

В решении проблемы реформирования главным вопросом является обос-

нованный выбор новых ориентиров развития системы ТЭК.

Рассматривая ТЭК в измерении, когда благополучие оценивается большинством не доходами от экспорта энергоносителей,

а достаточным обеспечением электроэнергией и теплом, очевидным является его (ТЭК) судьбоносная роль в жизнеобеспечении населения и объемно разнообразного и сложного хозяйства страны.

В реформировании в первую очередь необходима социальная переориентация рыночных преобразований и определенность в выборе конкретной рыночной экономики.

На основе государственного регулирования развития ТЭК можно осуществить структурную политику в ТЭК, когда можно сделать топливный баланс безопасным с участием в нем твердого топлива и исключить ситуацию, в которой отрасли, добывающие энергоносители, получают за их продукцию низкую цену, затем покупают очень дорогую электроэнергию.

По показателю использования угля в генерации электричества Россия более, чем вдвое уступает Китаю, Германии, США.

Газовый сектор. Камнем преткновения в газовом секторе является крайне низкий уровень внутренних цен (40-45 долл. за 1000 м3), существование которых в какой-то мере можно оправдать необходимостью использования цен для субсидирования населения, потому что не является секретом его весьма низкий жизненный уровень. Однако непонятно почему надо субсидировать нефтепереработку, металлургическую и другие отрасли за счет газовой отрасли.

Перечисленные проблемные вопросы являются лишь частью непрерывных забот ТЭК, но и они свидетельствуют о неотложной необходимости их решения для обеспечения безопасности комплекса, потому что дальнейшее развитие по экстенсивному пути - без усиления внимания к факторам и условиям, которые направлены на реформирование субъектов естественной монополии, усиление государственного регулирования в этой сфере - не только ошибочно или нецелесообразно, но и весьма опасно для страны.

Поэтому представляется важной необходимость разработки теоретических и практических методов, позволяющих активно развивать систему ТЭК, гарантийно и безопасно обеспечивая жизнедеятельность населения и всей социальнопромышленной структуры страны.

Состав и характеристика естественных монополий

Отрасли, входящие в состав ТЭК, обеспечивая жизнедеятельность населения, промышленности, сельского хозяйства и публичных структур, унаследовали вместе с тем огромное количество нерешенных проблем, которые в значительной мере препятствуют продвижению рынка, что негативно воздействует на эффективность экономики страны.

Причиной тому являются главным образом широкое применение у субъектов естественной монополии перекрестного субсидирования, финансирование капитальных вложений в основном за счет внутренних источников, вялое обращение на рынок капитала за заемными инвестициями.

В естественных монополиях зарубежных стран реализуется противоположная инвестиционная политика, где в инвестиционной структуре 1/3 составляют заемные средства, 2/3 - амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль.

В газовой промышленности доля прибыли в среднем колеблется в пределах 0,60,12 %, что значительно меньше, чем в электроэнергетике, железнодорожном и трубопроводном транспорте (17-21 %).

Отраслевой капитал устранен от поиска наивысшей доходности (при прочих равных условиях и риске оставаясь, так сказать, в собственной ступе, образное и прямое назначение которой общеизвестно).

Ко всему этому можно относиться спокойно, если бы такая идеология ценообразования продукции (работ, услуг) естественных монополий не была враждебной природе рынка и частного предпринимательства.

В России естественные монополии с помощью регулирования цен (тарифов) создают повышенные внутренние источники накопления капитала, используя для этого методы примитивной экономики. В абонементную плату, например, за электроэнергию включают так называемые целевые инвестиционные средства, то есть помимо себестоимости и прибыли предлагается введение в цены и тарифы необходимая производителю (продавцу) для собственных потребностей инвестиционная составляющая.

История возникновения понятия "естественные монополии" берет свое начало с 1838 г., когда О. Курно привел пример, свидетельствующий о возможности осуществления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов.

В дальнейшем быстро и широкомасштабно получили развитие отрасли горной промышленности, электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), аэропорты, нефте- газопроводы, характерной особенностью которых является технологическая индивидуальность (специфичность), связанная с необратимыми инвестициями. Такая связь де-факто создает монополистическую структуру рынка, поскольку дублирование, порождающее возможность возникновения конкуренции, практически нереально в первую очередь потому, что связано с исключительно огромными затратами на эти цели.

Однако, несмотря на произошедшие перемены, конкуренция по основным видам деятельности естественных монополий нереальна, потому что без кардинального реформирования действующей системы, привлечение огромных капитальных вложений вряд ли возможна альтернатива добыче, транспортированию и распределению нефти и газа, генерированию, передаче и распределению электроэнергии или системе водоснабжения населения.

В самом деле, если допустить развитие естественных монополий на основе принципов рынка, включая коммерцилизацию отношений участвующих сторон, то обя-

зательно возникнет конкуренция, которая неизбежно обнажит несостоятельные в экономическом отношении структуры и сразу же появятся разного рода проблемы, обязательно приводящие к прекращению добычи по сценарию, имевшему место в угольной отрасли. Поэтому получается так, что естественные монополии являют собой категории, которые возникли в конкурентно ограниченных сегментах рынка по причине сложившихся политических, технических и экономических условий.

Реально осознавая в человеческом измерении назначение естественных монополий, их необходимость существования особенно в ТЭК, все же нет полного удовлетворения от сложившейся обстановке в этой сфере, действующих принципов, которые призваны оберегать эти структуры от конкуренции.

Если проследить в динамике дальнейшее функционирование естественных монополий в организационно неизменном виде, то их перспектива однозначно не привлекательная.

Основанием для такой оценки служит то, что на протяжении нескольких лет каждая из структур развивается очень слабо, запасы полезных ископаемых, разведанные еще во время существования СССР, активно "проедаются", воспроизводство МСБ значительно отстает от спроса, основные средства сильно изношены, инвестиционное обеспечение крайне неудовлетворительное, причем финансирование капитальных вложений осуществляется в основном за счет внутренних источников средств, практически без достаточно объемного обращения на рынки капитала.

Основной направленностью в обеспечении национальной безопасности страны должно быть реформирование естественных монополий, напрямую связанных с ТЭК.

Не умоляя значения каждой из структур этой сферы все же следует обратить главное внимание на элект-

роэнергетику, газовую и нефтяную отрасли, газо- нефтепроводный и железно-

дорожный транспорт. Поэтому совершенствование действующей системы функционирования естественных монополий посредством осуществления реформ в целях обеспечения экономической эффективности является актуальной и неотложной задачей.

Ключевыми для всех естественных монополий проблемными вопросами, на наш взгляд, является ценовая политика, включающая в себя болезнетворное в рассматриваемый период перекрестное субсидирование.

Помимо того в каждой структуре в силу своей специфики имеют место много вопросов, требующих своего решения.

Для добывающих и перерабатывающих полезные ископаемые естественных монополий (топливный комплекс РФ) первостепенным является вопрос воспроизводства МСБ, который без открытия новых месторождений и их освоения, следовательно, без резкого привлечения долларовых многомиллиардных прямых инвестиций решить невозможно.

Вероятно механизм ипотечных операций под залог целых компаний в целях получения зарубежных кредитов для разработки одного месторождения, судя по многолетней практике, не реален. В активе остаются партнерство и зарубежные банки, но вместе с тем, возникает вопрос правового и конкурентного обеспечения интересов инвесторов и заемщиков.

В этом случае наиболее подходящим механизмом, удовлетворяющим заинтересованные стороны, исходя из международной меры, является соглашение о разделе продукции (СРП).

Обеспечение внутренних потребностей РФ в энергоресурсах и сохранение ее экспортного потенциала специалисты связывают с шельфами наших морей - Сахалине, Арктике, Каспии, где без СРП такие крупномасштабные объемы работ не освоить. Кроме того при посредстве СРП можно поднять до уровня рентабельных большинство ранее убыточных объектов и тем самым продлить жизненный цикл экс-

плуатируемым месторождениям полезных ископаемых.

Строго говоря, СРП является универсальным механизмом, формирую-щим инвестиционный климат его можно использовать для функционирующих и новых проектов, предназначенных для освоения богатых и бедных месторождений.

Для электроэнергетики основными проблемными вопросами, помимо ценообразования, являются технико-экономические проблемы в части, относящихся к производственному и экономическому потенциалу, его физическому и моральному старению.

Весьма важной проблемной задачей следует считать осуществление организационно-управленческих преобразований, касающихся вариантов формирования вертикально-интегрированных региональных энергосистем, зональных вертикально-интегрированных компаний, конкурентной модели электро-энергетики.

Газо- нефтепроводный транспорт, подобно другим естественным монополиям,

тоже имеет массу накопленных нерешенных проблем. Первостепенной является недостаток денежных средств, необходимых для поддержания технического состояния, модернизации и развития мощностей системы магистральных нефтепроводов (СМН), потому что ухудшающееся техническое состояние транспортных коммуникаций энергоносителей приводит к снижению грузооборота, а это влечет за собой рост тарифов на транспортировку и снижение возможностей развития добычи нефти.

Весьма ощутимо сказывается на результатах работы трубопроводов нерешенные проблемы структурных преобразований, регулирования тарифов, финансирования реконструкции, формирования и распределения тарифной выручки.

Элементы кризисного состояния в ТЭК не следует считать экономикоклиническим состоянием. Достаточным положительным результатом может быть реализация в условиях практики, разработанной в МГГУ модели реформы естественных монополий.

— Коротко об авторах --------------------------------------------------------------

Засько Ю.Е.— кандидат технических наук, докторант, Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.