Научная статья на тему 'Проблемы управления развитием предприятий топливно-энергетического комплекса России'

Проблемы управления развитием предприятий топливно-энергетического комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Синковец И.А., Федосеева Е.Н.

Низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи с чем, необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления развитием предприятий топливно-энергетического комплекса России»

Вопросы экономики

проблемы управления развитием предприятий топливно-энергетического комплекса россии*

Россия всегда считалась одним из ведущих энергетических государств мира. В мировом производстве топлива и энергии на ее долю приходится 23 % добываемого газа, около 10 % нефти (включая газовый конденсат), почти 6 % угля и 6 % электроэнергии. Есть полная уверенность, что роль российских топливно-энергетических ресурсов в формировании устойчивого энергоснабжения сохранится и в XXI в.

В России значение топливно-энергетического комплекса (ТЭК) особенно велико.

Во-первых, из-за огромного ресурсного потенциала: располагая 2,4 % населения и 13 % территории мира, она имеет 12 — 13 % прогнозных топливно-энергетических ресурсов, в том числе более 12 % разведанных запасов нефти, более 30 % запасов газа, более 11 % разведанных запасов угля.

Во-вторых, она обладает уникальным производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом.

В-третьих, важное место ТЭК определяется климатическими условиями, при которых обеспечение энергоресурсами экономики и населения страны является жизненно важным фактором существования целых регионов.

В то же время в конце XX в. место России в мировой экономике изменилось. Стагнация последних лет существования Советского Союза сменилась глубоким структурным кризисом, небывалым в мирное время спадом производства и

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

и.в. шевченко,

доктор экономических наук, профессор

и.А. СиНКОВЕЦ,

Е.Н. ФЕДОСЕЕВА Кубанский государственный университет

ухудшением практически всех показателей жизни населения.

Выделяя два укрупненных периода развития «самостоятельной» России: до 2000 г. и после 2000 г. — можно сделать следующие выводы.

Валовой внутренний продукт России за период 1990 — 2000 гг. сократился на 34 %. Если бывший СССР (где Россия играла главную роль) относился к числу экономических сверхдержав, то в 2000 г. наша страна по объему ВВП на душу населения заняла лишь 30-е место в мире (18 % от уровня США). За годы реформ Россия утратила многие свои прежние позиции. ВВП в 1990 — 2000 гг. сократился на 34 %. В США он вырос за это время на 36 %, в Норвегии — на 38 %, Великобритании — на 22 %, Турции и Мексике — на 41 %, Польше — на 43 %, в Китае — более чем в 2,5 раза.

Структура экономики России в 1990-е гг. менялась в противоположном мировым тенденциям направлении. Удельный вес сырьевой продукции, в том числе энергоресурсов, в структуре мирового ВВП постоянно снижается. В развитых странах прирост ВВП приходится главным образом на обрабатывающую промышленность (особенно на современные наукоемкие производства) и сферу услуг.

Противоположная ситуация в России: сейчас на долю ТЭК в России приходится около 30 % объема промышленного производства, 32 % доходов консолидированного и 54 % федерального бюджета, 54 % экспорта, около 45 % валютных поступлений России. За последние 10 лет в структуре промышленного производства доля отраслей с высокой добавленной стоимостью снизилась.

Топливно-энергетический комплекс России представляет собой взаимосвязанно функционирующие электроэнергетическую, нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую, газовую и угольную отрасли промышленности.

Электроэнергетика располагает около 700 электростанциями суммарной установленной мощностью 215 млн кВт, из которых 150 млн кВт ТЭС, 44 млн кВт ГЭС и 21 млн кВт АЭС. Около 95 % мощностей электростанций работают параллельно в едином режиме в составе ЕЭС России. Протяженность линий электропередач всех напряжений составляет 2 500 тыс. км, из которых 30 тыс. км напряжением 500 кВ и выше. Транспорт электроэнергии отнесен законодательством России к сфере естественных монополий. Структура отрасли сформирована из 73 региональных энергообъединений (АО-энерго) и РАО «ЕЭС России» с дочерними структурами.

Нефтяная промышленность включает в себя 13 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, добывающих 87,7 % нефти в стране, и 113 мелких компаний с объемом добычи 9,2 % соответственно. Более 3 % добычи нефтяного сырья осуществляет ОАО «Газпром».

В составе компаний работают 28 нефтеперерабатывающих заводов суммарной мощностью по первичной переработке 296 млн т в год, имеющих загрузку 57 %. Имеются 6 заводов по производству смазочных материалов и 2 завода переработки сланцев. Магистральный транспорт нефти и нефтепродуктов осуществляют соответственно АК «Транснефть» и АК «Транснефтепродукт». Транспорт нефти отнесен законодательством России к сфере естественных монополий.

В газовой промышленности 92 % добычи газа осуществляется ОАО «Газпром», около 5 % — нефтедобывающими компаниями. В 42 дочерних предприятиях ОАО «Газпром» 8 предприятий по добыче газа и 17 предприятий по его транспорту. Протяженность магистральных газопроводов России — 151 тыс. км, количество компрессорных станций — 250 шт. с суммарной мощностью 40 млн кВт. Имеется 21 подземное хранилище газа и 6 газоперерабатывающих заводов. Протяженность газораспределительных сетей — 378 тыс. км. Транспорт газа отнесен законодательством России к сфере естественных монополий.

В угольной промышленности имеются производственные мощности по добыче угля в размере 337 млн т в год, загруженные почти на 74 %, в том числе на шахтах — 130 млн т в год и на разрезах —

207 млн т в год. Количество шахт — 154 шт., разрезов — 75 шт., обогатительных фабрик — 65 шт. Общее количество организаций в отрасли — 562, в том числе 507 акционерных обществ и 55 госпредприятий.

Вместе с тем в промышленности резко выросла доля сырьевых и снизилась доля высокотехнологичных отраслей, которые в наибольшей степени нуждаются в кооперировании, в том чиле с другими отраслями (наука, образование и т. д.).

Тем не менее топливно-энергетический комплекс России, лишившийся после распада СССР свыше четверти своих мощностей, сумел в целом и дальше бесперебойно выполнять прежние хозяйственно-производственные и технологические функции, несмотря на все драматические повороты в исторической судьбе России. Это произошло благодаря огромному запасу прочности, заложенному при создании отечественного ТЭК, возможностям государственных централизованных сетевых систем энергоснабжения. Более того, именно на энергетический сектор легла в минувшие годы основная нагрузка по стабилизации экономики на переходной стадии развития к современному рыночному хозяйству, социально ориентированному государству.

Когда говорят, что энергетический сектор России является основой, мотором, стержневой конструкцией российского хозяйства, на самом деле подчеркиваются моменты, без которых немыслимо существование и выживание России как государства.

Речь идет, во-первых, о ТЭК как могучем источнике бюджетных средств или даже доноре государственной казны.

Во-вторых, подчеркивается его исторически сформировавшаяся социальная миссия. В конкретной жизни постсоветской России это способность при опоре на энергоресурсы и финансовые возможности ТЭК смягчить социальные последствия рыночных реформ.

В-третьих, принято обычно говорить об относительной устойчивости ТЭК по сравнению с целым рядом других промышленных отраслей, оказавшихся в стадии глубокого кризиса или коллапса. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики.

В-четвертых, энергетический сектор России — это фактор ее энергетической защищенности от дефицита энергоносителей. Благодаря ему обеспечивается энергетическая независимость и безопасность страны.

В-пятых, наконец, каждый, кому дорого будущее Родины, видит в ТЭК или энергетическом секторе (это фактически равнозначные понятия) надежду на устойчивое энергоснабжение и в XXI в., особенно в контексте разного рода угроз, рисков, техногенных катастроф, которыми изобилует современная жизнь.

Сейчас Россия занимает ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа, 2-е — по нефти, 4-е — по электроэнергии, 6-е — по добыче угля.

По потреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокую энергоемкость экономики, Россия все сильнее отстает от развитых стран. Если еще в 1995 г. по общему объему энергопотребления США и Китай превосходили Россию, соответственно, в 3,5 и 1,4 раза, то уже в 2000 г., соответственно, в 3,8 и 2 раза.

Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке, становится первоочередной государственной задачей.

Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественно новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются: глобальный технологический переворот, переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой, повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства, повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ, сколько за счет повышения их качества, включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться «на плаву», но и добиваться определенного прогресса. Однако, если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро «погибнуть», а ее воскрешение — процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий.

В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду

других причин существенно снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно возросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

Главной особенностью и задачей нефтеперерабатывающей промышленности является увеличение глубины нефтепереработки с 70 % в настоящее время до 85 %. Это позволит при росте объема нефтепереработки на 20 % увеличить производство моторных топлив в 1,7 раза с одновременным снижением выработки мазута в 1,8 раза, что скажется на топливном балансе электроэнергетики.

В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе. Базовые месторождения газа в Западной Сибири значительно выработаны (Медвежье — на 78, Уренгойское — на 67, Ямбургское — на 46 %) и вступили в фазу падающей добычи. Открытые новые месторождения (Ямальское и Заполярное в Западной Сибири, на шельфах Охотского и Баренцева морей, Ковыктинское в Восточной Сибири и др.) в несколько раз более дорогие, чем эксплуатирующиеся, а на них к 2020 г. должно добываться более 80 % газа в стране. К тому же состояние действующих основных фондов отрасли, износ которых превысил 60 %, требует крупных инвестиций для их обновления, поддержания и модернизации. В то же время жесткое и экономически не обоснованное искусственное сдерживание регулируемых государством цен на газ не позволяет сформировать инвестиционные источники, обеспечивающие даже простое воспроизводство основных фондов.

С учетом изложенного предстоит обеспечить быстрое наращивание инвестиций в газовую промышленность до 11 — 12 млрд долл. в 2020 г. В

сочетании с ростом расходов на транспортировку объективно необходимо резко повысить цены на газ. Это одновременно будет способствовать диверсификации топливно-энергетического баланса (за счет изменения ценовых соотношений газа и угля) и стимулированию энергосбережения.

Расчеты показали, что такое увеличение цен на газ приведет к соответствующему росту цен на электроэнергию в дополнение к их объективно необходимому увеличению для формирования инвестиций, что негативно скажется на конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и инфляционной обстановке. Однако проведение такой ценовой государственной политики в газовом секторе и в электроэнергетике объективно необходимо, поскольку без принятия этих мер страна не будет обеспечена необходимыми энергоресурсами.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов.

Во-первых, это ограничения использования угля по экологическим причинам, во-вторых, по объемам перевозок железнодорожным транспортом.

Принципиально важно, что, в отличие от быстро дорожающего газа, цены на уголь должны увеличиться к 2010 г. лишь на 10 — 15 % с последующей их стабилизацией и некоторым снижением (без учета инфляции). Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и, главное, внедрения новейших научно-технических разработок в добычу, переработку и транспортировку угля. Снижение себестоимости добычи угля предусматривается и в период 2010 — 2020 гг., что служит важным аргументом для увеличения его роли в топливном балансе страны.

Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия — самая холодная страна в мире, почти половина ее территории приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспор-тно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяют и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской

энергетики в мировом разделении труда конца XX — начала XXI столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

Несмотря на ряд объективных трудностей, ТЭК в основном обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3 % по первичным энергоресурсам и 23,7 % по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50 %.

Одобренные Правительством РФ «Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года» фактически не предусматривают существенного изменения структуры топливно-энергетического баланса страны, формируемого преимущественно на базе углеводородного сырья (газ, нефть) с незначительным (2 — 3 %) ростом угольной составляющей. Воспроизводство сырьевой базы не обеспечивается. При этом прогнозируется рост экспорта газа более чем на 20 % при незначительном сокращении поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов. К началу ХХ1 в. экспорт нефти и нефтепродуктов в 1,27 раза превысил внутреннее потребление, экспорт газа составил более 50 % внутреннего потребления.

Долгосрочная стратегия развития ТЭК, до 80 % первичных энергоресурсов которого будут составлять невосполняемые запасы газа и нефти, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России.

В основе реформ российской экономики заложена идеология либерализации. Спусковым крючком процессов либерализации стал сценарий «шоковой терапии», начавшийся в 1990-х гг., который был направлен на ограничение доли государства в экономике. Следующий этап процесса реформирования российской экономики — это либерализация энергетического и газового рынков.

Система энерго- и газоснабжения России — основополагающие элементы национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которых непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнь всех граждан России. Состояние электроэнергетики в большой степени предопределяет уровень и эффективность экономики любой страны.

Газовая промышленность и электроэнергетика являются становым хребтом российской экономи-

ки. Поражают их масштабы — Россия располагает примерно 1/3 мировых запасов природного газа (большая часть которых сосредоточена на 20 крупнейших газовых месторождениях), и в настоящее время поставляет на мировой рынок около четверти всего газа. Российская электроэнергетика характеризуется следующими показателями: суммарная установленная мощность электростанций — 214,3 млн кВт, протяженность линий высоковольтных передач — 43,4 тыс. км, низковольтных передач — 2 626 тыс. км. Таким образом, по своим масштабам российская электроэнергетика является крупнейшей в мире, а в производстве электроэнергии Россия уступает только США. Налоговые платежи газовой промышленности и электроэнергетики обеспечивают приблизительно 30 % всех поступлений в федеральный бюджет страны, а 20 % всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта природного газа. Доля газа в общем объеме производства и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50 %, в структуре экспорта топлива из России — 45 — 46 %. Газовая отрасль занимает 8 % в структуре ВВП. В то время как большинство отраслей промышленности России на протяжении почти всех 1990-х гг. находились в глубоком кризисе, добыча газа оставалась относительно стабильной, а мощности электроэнергетики были более чем достаточными для удовлетворения внутреннего спроса. В России газовая промышленность и электроэнергетика тесно взаимосвязаны не только как источники потенциально взаимозаменяемых энергоресурсов, но и вследствие того, что почти 40 % внутреннего потребления газа приходится на производство электроэнергии.

По мнению экспертов, в 1999 — 2000 гг. экономика России развивалась достаточно высокими темпами, а в 2001 — 2003 гг. ее рост носил устойчивый характер. Во многом это связано со сменой администрации, определенный вклад внес фактор накопления предпосылок роста после 8 лет падения и застоя. Рост экономики в основном вызван ростом производства товаров в нефтегазовой, металлургической и ряде других экспортных отраслей, включая машиностроение, хотя по годам рост доли разных отраслей в этом процессе не всегда носил однозначный характер. Другие эксперты обращают внимание на то, что экономическое развитие страны продолжает носить экстенсивный характер, что расходится с основными тенденциями эволюции мирового хозяйства. Разумеется, здесь под «мировым хозяйством» подразумеваются в основном экономики высокоразвитых стран, входящих в со-

став Организации экономического сотрудничества и развития. В экономике России все еще играют большую роль внешние факторы — конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютных курсов и т. д. Слабой остается инновационная активность, технологичность производства не растет, физически и морально стареют основные фонды.

По всем основным экономическим показателям (структуре ВВП, структуре промышленности, экспорта, степени зависимости бюджета от мировых цен на рынках энергетических ресурсов и др.) Россия относится к странам с сырьевым укладом. В последнее десятилетие роль сырьевых отраслей еще более возросла, а проблема структурной перестройки экономики обострилась.

Потребности экономического развития страны в сырье не могут быть обеспечены только за счет интенсификации действующих производств и внедрения ресурсосберегающих технологий. Прирост объемов добычи должен составлять не менее 50 % от планируемых темпов роста ВВП, т. е. 2,5 - 3,5 % в год. При благоприятной внешнеторговой конъюнктуре и дефиците внутренних инвестиционных ресурсов рост объемов производства некоторых экспортно ориентированных видов сырья может быть равен темпам роста ВВП или даже превышать их, как это сложилось в настоящее время.

И только за пределами 2010 — 2015 гг. по мере диверсификации экономики как абсолютная, так и относительная роль минерально-сырьевого сектора в производстве ВВП страны начнут снижаться. Однако реальные структурные преобразования в рамках долгосрочной структурной политики требуют привлечения огромных финансовых средств, которых в стране явно недостаточно.

Поэтому все структурные преобразования в экономике следует рассматривать с позиций одновременного подъема и развития как сырьевых и перерабатывающих, так и наукоемких и высокотехнологичных отраслей с той лишь разницей, что темпы роста приоритетных отраслей должны быть более высокими.

Сейчас в качестве глобальной цели предлагается удвоение ВВП в течение 10 лет, однако не уточняется, за счет чего этого можно достигнуть. Академик Д. С. Львов считает, что это можно сделать за счет наращивания объемов добычи нефти, оказания услуг, развития торговли и т. д.

Таким образом, в настоящее время задача преодоления системного экономического кризиса в России состоит не только в переводе экономики на траекторию конкурентоспособности, но и в

изменении качества экономического роста. Здесь важная роль принадлежит научно-промышленной политике государства, определяющей общую экономическую стратегию и наиболее перспективную базу развития.

Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырьевых отраслей, ставших к настоящему времени ведущими в российской экономике, не способно надолго решить задачу экономического подъема. Сырьевые отрасли — это основа индустриальной экономики России, придающая ей особую устойчивость, но не главная ее движущая сила, и два этих понятия нельзя подменять (например, в Японии сырьевой базы практически нет, а эффективная экономика — есть). Тем более что потенциальные возможности этой движущей силы, невосполнимой по своей природе, неуклонно иссякают (нефти, например, осталось всего лет на 50).

Уже на протяжении 10—15 лет в экономически высокоразвитых странах мира наблюдается устойчивая тенденция снижения материальной составляющей в стоимости продукции и услуг (только 10—15 %) и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации. В экономике США в 1991 г. впервые инвестиции в информационные технологии превысили капиталовложения в производственные технологии (112 и 107 млрд долл. соответственно), что послужило основанием считать этот год рубиконом индустриального и информационного века. Некритическое использование системы ценностей и экономических категорий истекшего индустриального века при определении экономической стратегии развития страны не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу — это шаг к еще большему отставанию в уровне развитии России от экономически сильных стран.

Россия, по некоторым оценкам, обладает 28 % мировых запасов минерально-сырьевых ресурсов и к 2015 г. увеличит их внутреннее потребление и внешние поставки в 2 раза. Развитие на этой основе приведет к некоторому росту ВВП, но радикального улучшения уровня жизни не произойдет — по этому показателю на душу населения Россия сейчас отстает в десятки раз от высокоразвитых стран. При этом необходимо учитывать сильную конкуренцию и высокую насыщенность мирового рынка нефтегазового сырья, приносящего основной валютный

доход, а также (в силу, главным образом, географических и природно-климатических причин) чрезвычайно высокую капиталоемкость отечественных сырьевых отраслей и себестоимость их продукции. Например, порог неотрицательной рентабельности российской нефти в 2,5 и более раз выше, чем нефти стран ОПЕК. Кроме географических и природно-климатических условий разработки месторождений существует дополнительная группа факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российского нефтегазового экспорта: высокий уровень транспортных тарифов и расходов, существенная степень амортизации оборудования, высокий уровень налогообложения, высокая стоимость геологоразведочных работ и обустройства месторождений и т. д.

Суммарный объем инвестиций в ТЭК за 2001 — 2020 гг. оценивается в 540 — 630 млрд долл., в том числе в электроэнергетику — 123 — 171 млрд долл., из которых необходимо 23 — 36 млрд долл. на АЭС и 20 — 28 млрд долл. — на электрические сети. Эти инвестиции на 80 — 90 % должны быть сформированы за счет собственных средств хозяйствующих субъектов, для чего необходима адекватная государственная ценовая, налоговая и структурная политика. Для формирования этих инвестиций неизбежно увеличение цен на топливно-энергетические ресурсы до уровня, обеспечивающего самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности эффективно функционирующих структур ТЭК. Рост цен на энергоносители, который будет происходить, в основном, в период до 2007 г., составит в среднем около 15 % в год. Это приведет к росту потребительских цен на 2 — 3 % в год. Необходимо повышение эффективности энергоиспользования, обеспечивающей снижение энергоемкости экономики более чем вдвое за 20 лет и соответствующее уменьшение издержек на энергопотребление.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.