Научная статья на тему 'Безопасность России в условиях социально-экономических реформ'

Безопасность России в условиях социально-экономических реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ / РЕФОРМА / ТРАНЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анищенко Е.В.

В статье рассмотрены основные угрозы сохранению управляемости жизнедеятельности страны и эффективности функционирования национальной финансовой системы в период социально-экономического реформирования России. Сформулирован вывод о том, что с позиций экономической безопасности социально-экономического развития страны именно финансовая сфера России является в настоящее время одним из наиболее слабых звеньев в системе обеспечения инновационного развития российской экономики и реализации приоритетных национальных проектов и программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность России в условиях социально-экономических реформ»

14 (200) - 2014

Вопросы экономики

УДК 338.24.021.8

безопасность россии в условиях

социально-экономических реформ

Е.В. АНИЩЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита E-mail: akadem421@bk.ru Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

В статье рассмотрены основные угрозы сохранению управляемости жизнедеятельности страны и эффективности функционирования национальной финансовой системы в период социально-экономического реформирования России. Сформулирован вывод о том, что с позиций экономической безопасности социально-экономического развития страны именно финансовая сфера России является в настоящее время одним из наиболее слабых звеньев в системе обеспечения инновационного развития российской экономики и реализации приоритетных национальных проектов и программ.

Ключевые слова: финансы, безопасность, угрозы, реформа, транзитивная экономика, устойчивость

Ключевым моментом социально-экономического развития России в переходных условиях социально-экономических реформ является сохранение управляемости жизнедеятельности страны и эффективности функционирования государственной системы - системы государственного управления в период реформирования. Материальной основой реализации указанных реформ, безусловно, является экономика - транзитивная1 экономика.

1 Транзитивный (transitional) - переходный. Транзитивная экономика - экономика переходного периода. Специфика транзитивной экономики заключается в том, что она актуализирует поиск новых организационно экономических связей и форм управления, в которых объективно нуждается бизнес [9].

Поэтому экономическая безопасность России в транзитивных условиях реформирования является основным объектом внимания и защиты для органов законодательной и исполнительной власти всех уровней.

Обеспечение экономической безопасности России - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества и первостепенный государственный приоритет в развитии национальной экономики.

Экономическая безопасность России в переходный период осуществления социально-экономических реформ включает в себя ряд аспектов, основными из которых являются: промышленная, внешнеэкономическая, социально-экономическая, экологическая, информационная, продовольственная, энергетическая и другие составляющие безопасности. Все эти аспекты экономической безопасности находятся между собой в различной степени взаимосвязи и взаимозависимости.

С теоретической точки зрения категория «безопасность» отражает внутреннее и внешнее состояние объекта (объекта, в отношении которого она применяется, т.е. объекта безопасности), при котором отсутствуют условия, представляющие опасность для существования или нормального функционирования и развития самого объекта. Объектом безопасности может быть государство в целом, отдельная сфера государственной деятель-

ности, промышленное предприятие, финансовая организация, домашнее хозяйство и т.д., а также сфера осуществления социально-экономических реформ, сфера реализации приоритетных национальных проектов, сфера инновационного развития экономики и т.д. Такие объекты безопасности различаются объемами ресурсонакопления и ресурсопотребения, возможностью и особенностями собственного це-леполагания, управления и развития.

Основное свойство, определяющее безопасность сферы осуществления социально-экономических реформ, сферы реализации приоритетных национальных проектов и инновационного развития экономики как объектов безопасности, - это сбалансированность внутренних и внешних условий их существования, позволяющая реализовывать их потребности текущего и будущего целевого функционирования и развития. Именно в этом большинство ученых-экономистов видят сущность категории безопасности применительно к экономическим, социальным, в своей основе организационным системам [1] или сферам деятельности, которые в рамках системного анализа также можно рассматривать как системы, поскольку любой вид деятельности всегда имеет общую целевую направленность.

Теоретическим обоснованием допустимости такого подхода к рассмотрению проблем безопасности сфер осуществления социально-экономических реформ, реализации приоритетных национальных проектов и инновационного развития российской экономики могут служить следующие положения.

Сфера социально-экономического развития России. Исходя из принципов системного подхода, сфера социально-экономического развития России, как экономическая категория, может быть определена следующим образом - это взаимоувязанная совокупность нормативно-правовых, организационно-технических, научно-технических, технико-технологических, ресурсных и инфраструктурных мероприятий и возникающих при этом общественных отношений, включая системы их регулирования, направленные на реализацию социально-экономических реформ и проектов, создание и практическое внедрение нововведений (изобретений, открытий и т.д.), приводящих к экономическому успеху, коммерческому успеху на внутренних и внешних рынках и т.п.

Сфера социально-экономического развития России, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние по-

литической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности страны. Национальная безопасность страны существенным образом зависит от обеспечения безопасности ее экономики, и в ходе развития глобализационных процессов и технического прогресса в мировой экономике эта зависимость возрастает.

Любые взаимодействия сферы социально-экономического развития России с внешней средой, а таких взаимодействий всегда множество, в транзитивных условиях социально-экономических реформ могут нарушать равновесное функционирование рассматриваемого объекта безопасности2.

Когда невозможно восстановить динамическое равновесие сферы социально-экономического развития России в режиме саморегуляции, т.е., если ранее действовавшая сила изменилась (возросла или исчезла) или появилась новая сила, на которую данная система еще не выработала адекватной реакции (способа противодействия), то может возникать опасное состояние и как следствие этого необходимость организации специального управления системой по восстановлению ее безопасности3.

Наличие среди условий функционирования сферы социально-экономического развития России таких потенциально опасных явлений, условий и феноменов, как рыночная неопределенность, коммерческие риск, экономическая конкуренция, криминальные угрозы, угрозы коррупционной направленности, мировые экономические кризисы и др. факторы, от которых могут происходить опасности и вред, свидетельствует о необходимости создания системы обеспечения экономической безопасности сферы социально-экономического развития России и в целом системы обеспечения экономической безопасности страны в условиях социально-экономического реформирования и перехода национальной экономики на инновационный путь развития.

2 Здесь и далее, когда речь идет о равновесии, подразумевается динамическое равновесие, поскольку функциональные системы, к классу которых относятся и социально-экономические системы, принципиально являются неравновесными в каждый конкретный момент времени, в первую очередь, когда они находятся в каких-либо транзитивных состояниях или условиях. Об их равновесии можно говорить только в интегральном понимании, т.е. в среднем, или, иными словами, в смысле динамического равновесия.

3 Для обозначения процесса управления системой по восстановлению ее безопасности или сохранения безопасного состояния обычно используют термин «обеспечение безопасности».

Экономическая безопасность России в условиях реформ. Экономическая безопасность страны не является абстрактной теоретической конструкцией экономической науки. Защищенность национальных интересов в сфере экономики обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты механизма развития отечественной экономики, поддержания социально-экономической и политической стабильности общества, обеспечения экономических интересов и потребностей личности, общества и государства.

В процессе экономико-правового анализа категории «экономическая безопасность» выявляется ряд достаточно обособленных категорий, одной из которых является финансовая безопасность (которая пока находится в стадии научно-теоретического синтеза) и не имеет устоявшегося определения.

Так, например, в современном универсальном издании, подготовленном коллективом авторов в Институте экономики РАН и Совете по изучению производительных сил Минэкономразвития России, предлагается следующее определение финансовой безопасности: «финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, валютную системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере» [4].

Несмотря на некоторую неопределенность в сущностной стороне проблемы, финансовая составляющая или финансовая безопасность является важнейшим элементом экономической безопасности, которая ассоциируется с обеспечением устойчивости финансовой системы страны и прежде всего бюджетно-налоговой системы, являющейся основой функционирования любого государства. Именно поэтому показатели функционирования бюджетной системы стоят в одном ряду с основными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень социально-экономического развития страны. Именно поэтому одной из важнейших сторон проблемы экономической безопасности страны в период осуществления социально-экономических реформ и связанных с ними процессов, протекающих в экономике, является состояние национальной

финансовой системы (государственного бюджета и других финансовых институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения внутренних и внешних функций.

Безусловно, финансовая безопасность сферы социально-экономического развития России является частью экономической и национальной безопасности страны. Финансовая безопасность отнюдь не дублирует сложившуюся в экономической науке терминологию, как это может показаться на первый взгляд. Специальное рассмотрение этого термина нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансовой системы, а также кредитно-банковской системы как материальной основы системы финансов, на выявление угроз и слабых мест в функционировании указанных систем в целях определения мер и механизмов их реализации для обеспечения устойчивого и эффективного функционирования всех составляющих сферы социально-экономического развития страны.

Именно такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность социально-экономического развития России зависит от факторов, лежащих в сфере финансов. Для социально-экономического развития России опасны как недооценка, так и переоценка значимости финансовой системы и инструментов бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики.

Очевидно, что основными материальными звеньями финансовой безопасности социально-экономического развития России в транзитивных условиях социально-экономических реформ являются все составляющие национальных финансовых ресурсов: федеральный бюджет, региональные бюджеты, консолидированный бюджет, ресурсы финансового рынка, внешний и внутренний государственный долг, платежный баланс, финансовые ресурсы корпораций и домашних хозяйств.

Практически нет ни одного аспекта безопасности социально-экономического развития страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой безопасности. В то же время уровень самой финансовой безопасности в значительной мере зависит от уровня других аспектов безопасности сферы социально-экономического развития страны.

Рассмотрение взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами безопасности

социально-экономического развития России позволяет найти меры по недопущению, преодолению или предотвращению угроз национальным интересам страны.

Взаимосвязь безопасности социально-экономического развития России с другими аспектами безопасности страны. Зависимость всех аспектов безопасности социально-экономического развития страны от ее финансовой безопасности на первый взгляд очень проста: отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию зачастую самых неотложных нужд в различных социальных сферах и сферах экономики, в том числе, или в первую очередь, недофинансированию потребностей модернизации экономики, ее перехода на инновационный путь развития. Указанные обстоятельства в совокупности представляют угрозу экономической безопасности страны и национальной безопасности России в целом. Вместе с тем эта самая общая и простая взаимосвязь рассматриваемых сфер находит конкретное выражение в различных по своему экономическому характеру явлениях и процессах. Однако имеется не только прямая, но и обратная связь между финансовой безопасностью и безопасностью сферы социально-экономического развития страны: обострение угроз по отдельным аспектам безопасности социально-экономического развития России прямо влияет на уровень угроз финансовой безопасности [7].

В современной экономической литературе преобладают исследования проблем экономической безопасности, в меньшей степени - проблем финансовой безопасности страны [3]. Между тем понятие «финансовая безопасность социально-экономического развития России» как феномен безопасности страны с транзитивной экономикой практически не определено. Не ясна его специфика и состав угроз, которые могут нанести существенный вред или ущерб рассматриваемой социально-экономической системе, приводящие к нарушению, дезорганизации или, в критической ситуации, к разрушению системы управления страной в целом как макрообъекта безопасности высшего уровня.

Эта проблема требует углубленной разработки, поскольку «финансовая безопасность социально-экономического развития России» - сложная категория, составляющие которой также могут и должны являться предметом специальных исследований. К таким составляющим в той или иной мере следовало бы отнести бюджетную безопасность,

налоговую безопасность, банковскую безопасность, безопасность системы денежного обращения, безопасность фондового рынка России и ряд других составляющих.

В связи с недостаточной разработкой современной теории финансов многие ее термины и понятия являются еще не устоявшимися и трактуются по-разному, в них вкладывается разное содержание, что уже само по себе затрудняет выработку единых теоретических подходов к определению эффективных мер по защите финансовой системы страны от дестабилизирующих факторов. И если в трактовке общего понятия экономической безопасности имеется достаточная определенность (несмотря на наличие разных подходов), то категория финансовой безопасности еще нуждается в более тщательной проработке и уточнении ее системообразующих оснований, конкретных исходных категорий, понятий и активно действующих инструментов.

Очевидно, что при решении указанной теоретико-методологической задачи необходимо исходить из основополагающей аксиомы, что негативные явления в финансовых отношениях представляют опасность, нанося экономике реальный ущерб, который выражается в падении темпов развития и, в первую очередь, социально-экономического развития страны, снижении уровня жизни населения. В этой связи финансовые угрозы необходимо рассматривать с двух иерархически взаимосвязанных позиций:

- во-первых, как факторы, создающие опасность, наносящие ущерб финансовой системе и разрушающие ее как систему;

- во-вторых, как факторы, продуцируемые самой финансовой системой и наносящие ущерб сфере социально-экономического развития России.

Такая декомпозиция угроз свидетельствует о том, что нельзя все вредные последствия, сопровождаемые нанесением вреда рассматриваемому объекту безопасности, списывать на объективно существующие факторы негативного характера, воздействующие на финансово-рыночные отношения. Нарастание опасности, сопровождающееся синергетическим эффектом увеличения связанного ущерба финансовой системе и сфере социально-экономического развития страны, естественно, ускоряет переход количества в новое качество: сначала - к угрозе разрушения сферы социально-экономического развития России, далее - к

соответствующему кризису. Появление опасности, которая выражается в финансовых потерях для сферы социально-экономического развития страны, следует рассматривать и как сигнал возможного появления угроз безопасности и ущерба всей национальной экономике. Естественно, что такой сигнал означает сначала лишь потенциальную угрозу экономической безопасности страны, которая в случае непринятия соответствующих адекватных мер превращается в реальную угрозу и реальные недопустимые потери для экономики страны или экономический кризис.

Проблема правового обеспечения безопасности социально-экономического развития России в условиях глобализации экономических отношений в мире. При рассмотрении проблемы безопасности России в транзитивных условиях социально-экономических реформ следует обратить особое внимание на то существенное обстоятельство, что в современных условиях глобализации экономических отношений сфера безопасного состояния экономической системы любого выделенного территориально-административного образования с государственным суверенитетом настолько сузилась, что оказывает стагнирующее влияние на функционирование и развитие как отдельных составляющих, так и в целом национальных экономик. Это обстоятельство как раз и является тем феноменом, который снижает эффективность государственных мер, или нивелирует индивидуальные возможности страны по преодолению кризисного положения, в котором она пребывает в силу проявления мировых кризисных условий. Поэтому под безопасностью страны в экономическом отношении целесообразно понимать такое состояние защищенности организационно-экономической системы, обладающей государственным суверенитетом, включая ее социально-экономическую составляющую, при котором вероятность нежелательных изменений каких-либо ее качеств не превышает определенных пределов.

Финансовая система России - основное звено регулирования социально-экономических процессов развивающейся национальной рыночной экономики. Эта система представляет собой объект, весьма уязвимый со стороны его использования преступными элементами, конкурирующими международными корпорациями, заинтересованными международными кланами и иностранными государствами в обеспечении своих интересов в России в ущерб ее национальным интересам и социально-

экономическим интересам в целом [1]. При этом правовое обеспечение безопасности и функционирования национальной финансовой системы страны оказалось наиболее отсталой сферой российского законодательства, крайне несогласованной с мировой практикой и международными соглашениями России в различных областях финансовой деятельности, в частности, в сфере финансирования инновационного развития экономики как наиболее динамичного и в связи с этим слабо прогнозируемого процесса.

Быстрые темпы смены этапов рыночной реформы не позволили финансовому праву достичь стабильного состояния и оформить основные институты:

- правовые основы взаимодействия банковской системы с государственными контролирующими органами;

- формирование банковской резервной системы, обеспечение государственных гарантий по вкладам;

- государственное управление фондовым рынком и инвестициями;

- разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в бюджетной и налоговой сферах и т.д.

Особую угрозу национальным интересам России представляет собой неэффективно функционирующая, постоянно корректируемая национальная налоговая система, которая практически не обеспечивает необходимый объем инвестиций в развивающуюся экономику страны и поступлений в государственный бюджет и тем самым способствует застою в развитии отечественного производства и утечке капиталов за рубеж.

Новая роль финансов в современном рыночном хозяйстве страны. От развития ситуации в финансовом секторе экономики, элементы которого переплетены между собой многочисленными связями, зависит стабильное и безопасное развитие экономики страны в целом. Однако существующие финансовые отношения в России порой не только не вносят позитивного вклада в реформирование и инновационное развитие национальной экономики, но и оказывают сдерживающее воздействие, приводящее к развитию в ней негативных ситуаций.

Говоря о сущности указанного феномена в контексте обеспечения финансовой безопасности России и безопасности социально-экономического развития страны, нельзя не остановиться на изме-

нившейся роли финансов в современном рыночном хозяйстве страны. Несомненно, переход к инновационному типу развития национальной экономики обусловил усиление роли финансов и определил их новое место в системе хозяйствования. В результате этого и под действием постоянно развивающейся мировой финансовой системы роль и значение национальных финансов за последние годы кардинально изменились. Из скромного механизма обслуживания экономических процессов финансы превратились в могущественный двигатель современного развития экономики и общества. Роль такого двигателя в условиях растущей глобализации мировых экономических и политических отношений только усиливается. В настоящее время можно с уверенностью говорить, что окончательно сформировалась мировая финансовая система. Объективно выделились в самостоятельный сектор мировой экономики мировые финансы как совокупность межгосударственных и связанных с ними внутристрановых денежных отношений, а также денежных отношений между транснациональными компаниями, корпорациями и странами по поводу распределения и перераспределения стоимости совокупного мирового валового продукта, доходов от иных видов деятельности и части национальных богатств стран мира, в результате которых формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования или отдельных государств, используемые в дальнейшем для решения экономических и иных задач. Потенциал этого сектора экономики стал поистине колоссальным.

Процесс формирования современной мировой финансовой системы занял длительный отрезок времени. Новыми особенностями такой системы в современных условиях стали:

- масштабы, формы, механизмы, а также уровень влияния на процесс функционирования национальных экономик;

- финансовая сфера и финансовый капитал практически превратились из посредника, обслуживающего воспроизводственный процесс, в его основное «самодостаточное» звено.

В качестве основных факторов, обусловивших усиление роли мировых финансов в современных национальных экономиках и мировой экономике в целом, можно назвать:

- активный рост товарно-денежных отношений, распространившийся на ранее некоммерческие сферы деятельности (искусство, политика);

- значительные достижения в развитии современных технологий, систем и средств коммуникации;

- резкое увеличение спроса на финансовые ресурсы в основных наукоемких и высокотехнологических отраслях экономики;

- развитие процесса глобализации, связанного с необходимостью концентрации капиталов, не стесненных рамками национальных границ, формирование глобального финансового рынка. Анализируя генезис содержания термина «финансы», необходимо отметить, что финансы, являясь важнейшим специфическим ресурсом, обусловливают два феномена современности в общественных экономических отношениях:

- во-первых, финансы, обслуживающие реальную экономику, являются ее отражением. Объективно существует довольно четкая взаимосвязь между реальным и финансовыми секторами;

- во-вторых, финансы существуют в виде самостоятельной и независимой формы отношений, реализуемых на собственной базе в соответствии со своими законами, инструментами и технологиями, образуя самостоятельный сегмент, который можно назвать экономикой финансов.

Такие экономические отношения направлены на увеличение финансового капитала собственными методами, часто без непосредственной увязки с реальной экономикой. Этот вид деятельности принято считать спекулятивной деятельностью, порождающей фиктивные финансовые ресурсы. Именно на этом виде деятельности, причем вполне законной, паразитируют как отдельные физические лица, так и организации - от мелких фирм до крупных международных финансовых корпораций, и даже целые страны и мировые державы, такие как США. В результате к настоящему времени образовался огромный разрыв между материально-вещественными и финансовыми потоками, причем финансовая экономика, по некоторым экспертным оценкам, в отдельных областях может превышать реальную экономику до 50 раз [11].

Опыт развития мировой экономики в последние годы показывает, что спекуляция на различных уровнях от отдельных физических и юридических лиц до крупных национальных и транснациональных корпораций и государств оттягивает из реального сектора денежные средства и преследует цель мак-

симизации личных доходов спекулянтов, являясь прогрессирующим и дестабилизирующим фактором финансового развития. Этот эффект возникает потому, что спекулянтам нет никакой необходимости обращать свои финансовые капиталы в другие формы в течение длительного времени. Одним из результатов такой финансовой деятельности явился мировой финансовый кризис 2008 г., спровоцированный долговременной агрессивной спекулятивной политикой США в мировой экономике.

В настоящее время «экономика финансов», являясь самостоятельной, быстро развивающейся и независимой сферой деятельности, обладает своими специфическими закономерностями, эффективными инструментами, технологиями и специфическими ресурсами, слабо связанными с реальной экономикой.

Отмеченное положение как раз и порождает феномен развития экономики, при котором деятельность финансовых институтов (фондового, кредитного или валютного рынков) создает угрозы финансового кризиса разного масштаба - от локального до глобального. Происходит «надувание финансовых пузырей», состоящих из фиктивных финансовых ресурсов, подобных фальшивым денежным средствам, не имеющим под собой никакого реального материального обеспечения [5]. Однако такие финансовые ресурсы ничем не отличаются от настоящих денежных средств, определяющих финансовую мощь государства, и этим пользуются, в первую очередь, страны - эмитенты мировых резервных валют, прежде всего США, осуществляя долларовые интервенции в мировую экономику.

Специфические секторы в мировой финансовой системе и национальных финансовых системах образуют и денежные отношения, совершаемые в преступных (криминальных) целях по поводу распределения (перераспределения) стоимости валового мирового продукта или валового внутреннего продукта отдельной страны, доходов от внешнеэкономической деятельности отдельной страны и части ее национального богатства. В результате этого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, полученные преступным путем и используемые в дальнейшем для решения экономических и иных, в том числе криминальных, задач. Такие денежные отношения некоторые исследователи рассматривают как криминальную составляющую финансов или как криминальные финансы [10].

Исходя из господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, последнюю можно характеризовать как экономику, управляемую, в основном, финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. При этом глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, независимо от сущности и природы используемых ею финансов, которая посредством владения мировыми деньгами, распоряжения стоимостью и управления различными финансовыми потоками позволяет в отрыве от материальной экономической основы воздействовать как легитимно, так и нелегитимно (например, на основе криминальных финансов) как на отдельные государства, так и на все мировое хозяйственное пространство в целом, что в совокупности отражает сущность новой современной финансовой угрозы как для экономической безопасности любой отдельно взятой страны, так и для безопасности мировой экономики в целом.

Ярким подтверждением сформулированного положения является современный мировой финансовый кризис, начало которого приходится на 2008 г., и его последствия как для отдельных национальных экономик, так и для мировой экономики в целом. В результате можно сделать вывод, что эффективность реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития России и ее реформационной, инновационной и других составляющих в значительной степени зависит от качества и эффективности обеспечения именно финансовой безопасности этих процессов, обеспечения и сохранения суверенитета национальной экономики в целом.

Сформулированное положение обусловлено тем фактом, что реформирование национальной экономики в направлении формирования инновационного типа ее развития требует привлечения значительных объемов денежных средств не только из российских, но и зарубежных источников. На осуществление таких инвестиций существенное влияние могут оказывать особенности нового содержания финансовых ресурсов, которое состоит в том, что финансовые потоки, во-первых, могут быть оторваны от воспроизводственных циклов (уход в виртуальное геофинансовое пространство) [6], во-вторых, они могут наполнять новым содержанием

меновую стоимость[2], в-третьих, они могут иметь криминальную природу и обеспечивать воспроизводство криминальных отношений [10].

В такой обстановке углубление процесса отхода рыночной экономики от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют новейшую историко-экономи-ческую ситуацию, когда финансовый менеджмент и финансовое право (как часть финансового управления) получают новейшую функцию регулирования мировых денежных потоков в отрыве от материального производства.

Четкое осмысление правовых и экономических критериев различия и достижения баланса между основными сферами финансового регулирования: воспроизводственными финансами, опосредующими инвестиционный процесс; виртуальными финансами, опосредующими в определенной части мировой финансовый рынок; криминальными финансами, опосредующими криминальные отношения в сфере экономики, становится одним из основополагающих элементов обеспечения социально-экономического развития России на основе осуществления социально-экономических реформ, реализации инновационного развития национальной экономики и увеличения национального дохода.

Неразграничение трех указанных сфер финансового регулирования (воспроизводственных, виртуальных и криминальных финансов) может приводить в том числе к неограниченному и, возможно, неуправляемому накоплению навязываемого и не дающего полезного эффекта национального долга, когда внешние финансовые обязательства России возрастают в зависимости от манипулирования воспроизводственными, виртуальными и криминальными финансовыми обязательствами в мировом финансовом обороте.

В настоящее время можно говорить, что финансовая безопасность государства - это основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами, в том числе независимо проводить мероприятии по модернизации и трансформации действующей экономической системы, переводу ее на инновационный путь развития. В складывающихся условиях органы государственной власти в целях обеспечения безопасного и эффективного осуществления социально-экономических реформ для перехода национальной экономики на инно-

вационный путь развития должны учитывать все вышеперечисленные факторы функционирования современных мировых финансов и отдельно взятой национальной финансовой системы страны. На этой основе они должны решать все множество задач функционирования национальной экономики, с учетом особенностей не только элементов финансовой системы России, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления.

Безопасность осуществления социально-экономического развития России находится в особом положении и диалектической взаимосвязи с другими составляющими национальной безопасности страны. Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее социально-экономического развития. В то же время уровень безопасности самого социально-экономического развития зависит от уровня экономической и других составляющих национальной безопасности.

Следует также отметить наличие как положительной, так и отрицательной обратной связи между безопасностью социально-экономического развития страны и другими составляющими национальной безопасности России. Ускоренное укрепление или поддержание на требуемом уровне одной из составляющих безопасности может как ускорять, так и тормозить укрепление безопасности социально-экономического развития страны в частности в силу оттока располагаемых ресурсов в направлении такой составляющей.

При этом обострение угроз по различным аспектам национальной безопасности всегда негативно влияет на уровень угроз безопасности социально-экономического развития России. Так, например, изменения в политическом курсе ведущих западных стран могут обострить проблему внешнего долга России, а осложнение военной ситуации в какой-либо «горячей точке» - вызвать необходимость увеличения соответствующих расходов для защиты своих интересов в этой «горячей точке», в частности за счет снижения уровня финансирования приоритетных национальных программ и проектов.

Если попытаться сформулировать определение категории финансовой безопасности процесса социально-экономического развития страны с учетом изложенных выше обстоятельств, то оно могло бы выглядеть следующим образом: «финансовая безопасность социально-экономического развития России - это взаимоувязанная совокупность фи-

нансовых элементов, обеспечивающих бесперебойное и устойчивое преобразование действующей системы социально-экономических отношений в новую систему отношений, соответствующих национальным интересам России и принятой стратегии ее развития в современных условиях, включая элементы, гарантирующие устойчивость и эффективное функционирование модернизированной национальной социально-экономической системы на перспективу».

Исходя из сформулированной дефиниции категории «финансовая безопасность социально-экономического развития России», может быть предложено определение понятия «обеспечение финансовой безопасности социально-экономического развития России» как деятельность государства, хозяйствующих субъектов и общества в целом, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов через создание необходимых финансовых условий поддержания финансовой стабильности, сбалансированности самостоятельных звеньев и элементов финансовой системы государства с учетом состояния мировой экономики и ее финансового сектора.

Ключевым моментом в плане рассматриваемой проблемы является обеспечение устойчивого состояния финансовой сферы национальной экономики, являющейся основой продуктивного и эффективного проведения реформ на пути к социально-экономическому прогрессу в России. Это требует перехода от спонтанного, текущего регулирования финансово-денежных отношений в режиме «принятия антикризисных мер», порождавшего феномены функционирования экономики в условиях крайней неопределенности, к выработке и реализации финансово-денежной политики на основе долгосрочной стратегии и эффективного законодательного правового регулирования. Результаты анализа состояния российской экономики свидетельствуют о том, что по ряду позиций продолжаются деструктивные, кризисообразующие процессы функционирования национальной финансово-денежной системы, ведущие к ослаблению регулирования финансовых и денежных отношений, выведение преобладающих объемов финансово-денежных потоков из сферы организованного оборота [8].

Порожденные неэффективной финансовой политикой резкие несоответствия режимов и институциональных условий функционирования рыночных (структуры финансового рынка) и нерыночных

(структуры реальной экономики) сегментов экономики разрушают опорные моменты устойчивого развития и в значительной степени препятствуют процессу перехода экономики страны на инновационный путь развития. При этом темпы финансовой либерализации экономики в различных сегментах воспроизводственного процесса различны, что обусловливает возникновение критических разрывов в едином кредитно-финансовом пространстве экономики страны. Преодоление этой тенденции является одной из главных проблем снижения угроз экономической безопасности социально-экономического развития России.

Неудовлетворенный спрос на товары и услуги в начале реформационного периода в России при либерализации цен проявлялся в многократном росте последних в течение короткого периода. Лавинообразная тенденция бесконтрольного роста цен возникла во всех звеньях технологических цепочек от добычи сырья до продажи готовых изделий. Совпадение во времени ряда негативных тенденций, вызванных непониманием основ рыночных отношений, привело к развитию гиперинфляционных процессов и обвальному падению производства в России конца XX в. И в настоящее время в национальной финансовой системе продолжают нарастать противоречия, вызванные прежде всего ее существенной оторванностью от материальной основы - товарного производства. Поскольку прежние способы мобилизации ресурсов для сглаживания этих противоречий во многом исчерпаны, финансовая база становится все более неустойчивой, чувствительной к внешним воздействиям и внутренним негативным тенденциям, одной из которых является платежный кризис.

Многие эксперты-экономисты полагают, что основными дефектами сложившейся национальной финансовой системы являются ее долларизация4, дезинтегрированность, противоречивость и идеалистичность. Эти качества финансовой системы особенно пагубно сказываются на развитии экономики страны в современных условиях, харак-

4 Долларизация - использование в различных секторах национальной экономики иностранной валюты. Поскольку в настоящее время в российской экономике (прежде всего в ее финансовом секторе) преобладающее использование получил доллар США, то и сам процесс использования иностранных валют получил название «долларизация» (см., например, Ани-щенко А.В. Россия в системе глобальных рисков: долларизация как угроза экономической безопасности страны // Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2011. № 6).

теризуемых, в том числе глобализацией экономических отношений в мире и членством России во Всемирной торговой организации5 (ВТО). В целом можно заключить, что необходимость выработки специальной системы мер в области обеспечения экономической безопасности социально-экономического развития страны обусловлена наличием ряда сложных проблем и негативных факторов в финансовой сфере.

1. Национальная финансово-кредитная система в современном виде не в полной мере способна обеспечить денежными средствами расширенное и развивающееся воспроизводство, она характеризуется незавершенностью, проявляющейся в огромных масштабах взаимных неплатежей и, что особенно опасно, в определенном нарушении гарантированного бюджетного финансирования расходов на заработную плату, пенсии и пособия, оборонный заказ (прежде всего в силу криминально-коррупционных процессов).

2. Финансовые и денежно-кредитные инструменты национальной финансово-кредитной системы недостаточно скоординированы между собой. В частности, бюджетная политика разрабатывается без учета результатов прогнозирования объема денежной массы, который в существующем технологическом процессе определяется значительно позже формирования бюджетной политики.

3. Финансово-кредитная система базируется на смешанной системе денежного обращения (рублевая, долларовая), что порождает «бегство» капитала и «долларизацию» финансового сектора национальной экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Эмиссия квазиденежных средств осуществляется при отсутствии обоснованных критериев ликвидной товарно-материальной базы.

5. При абсолютном преобладании в экономической политике и управлении макроэкономического финансового регулирования отсутствует эффективная промышленная политика, направленная на активизацию процессов микрорегулирования, создание необходимых условий для активизации экономического роста.

5 Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г., заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. http://www. un.org/ru/wto.

6. Не отработаны механизмы и критерии эффективности государственного регулирования товарных и финансовых рынков, без которых нельзя дать однозначную оценку позитивным и негативным тенденциям в этой области.

7. Отсутствует целостная взаимоувязанная система внешнеторгового, таможенного, валютного, налогового и других направлений государственного регулирования, нет четкого разграничения функций государственного контроля.

8. Не обеспечен эффективный административный контроль за операциями хозяйствующих субъектов на отдельных товарных и финансовых рынках и в отдельных сферах деятельности.

9. Российская транзитивная (переходная) экономика находится (и пока еще не вышла) в своеобразном финансовом «кольце», которое имеет следующий вид:

- продолжающийся, хотя и сократившийся рост цен с резкими подъемами при обострении валютно-финансового положения на мировой арене;

- все еще низкий уровень роли отечественной валюты во внешнеэкономической деятельности и в финансовом секторе национальной экономики, т.е. продолжающееся расширение долларизации экономики;

- недостаточно высокий уровень доходов населения и как следствие этого невысокий уровень внутреннего спроса.

Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает недостаточную интегри-рованность национального финансового рынка в общую экономическую систему России, далеко не полную реализацию национальным финансовым рынком своих исходных функций как инструмента движения капитала. Одной из основных причин структурного дисбаланса воспроизводственного механизма является критический уровень разба-лансированности изменений макропоказателей финансовой системы. Основная масса финансовых ресурсов обращается в сфере спекулятивных операций с различными видами финансовых операций, с использованием разнообразных финансовых инструментов и механизмов (рынок ценных бумаг, вексельное обращение, займы).

Продолжает иметь место финансовая необеспеченность производственных предприятий, которая находит свое выражение также и в недостатке оборотных средств и прямых иностранных инвес-

тиций, что в свое время вызвало сохраняющуюся до настоящего времени огромную кредиторскую задолженность предприятий и организаций друг другу, следствием которой является невозможность развития их инновационной деятельности.

Основные причины отсутствия необходимых объемов прямых иностранных инвестиций, которые не дают возможности в полной мере реализовывать имеющийся в стране инновационный потенциал, можно охарактеризовать следующими тремя основными факторами:

1) неблагоприятным деловым климатом, общими условиями хозяйствования:

- нерациональным вмешательством государства в хозяйственную деятельность;

- недостаточной ролью государства в обеспечении базовых рыночных условий - защиты прав собственности и создании равных условий конкуренции;

2) обременительной для общества государственной финансовой системой;

3) неэффективной структурой экономики. Перечень факторов, препятствующих реформированию действующего инерционного принципа функционирования экономической системы, может быть продолжен. Однако главным является констатация ситуации, сложившейся в экономике и обществе России, требующей выработки практических мер по обеспечению практической реализации осуществляемых социально-экономических реформ, модернизации и переводу национальной экономики на инновационный путь развития.

В целом, учитывая изложенное, можно заключить, что с позиций экономической безопасности социально-экономического развития страны именно финансовая сфера Российской Федерации является сегодня одним из наиболее слабых звеньев в системе обеспечения инновационного развития российской экономики и реализации приоритетных национальных проектов и программ. В сложившейся ситуации обеспечение финансовой безопасности в общей системе экономической безопасности Российской Федерации, защита финансового сектора национальной экономики от угроз различной природы является одной из важнейших задач государства в переходных условиях социально-экономического развития России.

Список литературы

1. Аксенов В.С., Гельвановский М.И., Несте-ренкоЮ.Н., Николаев А.В., ПогудаеваМ.Ю., Помор-цева И.М., Сенчагов В.К., Шамрай Ю.Ф., Шамха-лов Ф.И. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2010. 205 с.

2. Анищенко А.В. Механизм ценообразования на мировом рынке энергоресурсов как финансовая угроза экономической безопасности России // Бизнес в законе. 2012. № 4. С. 159-162.

3. Дворянков В.А. Экономическая безопасность -теория и реальность угроз. М.: РАЕН, 2000. 318 с.

4. КалинаА.В., КриворотовВ.В., ЭриашвилиН.Д. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити-Дана, 2011. 352 с.

5. Корсунцев И.Г. Виртуальные финансы. Современные технологии несут глобальную угрозу // Независимая газета. НГ-Политэкономия, 1999. 2 ноября.

6. Кочетов Э.Г., Петрова Г.В. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) // Общество и экономика. 2000. № 1.

7. Пономаренко Е.В. Финансовые приоритеты общественного сектора экономики. М.: РАГС, 2001.

8. ПотапенкоВ.И., БулаваИ.В., МингалиевК.Н. Анализ современного состояния и перспектив инновационного развития российской экономики // «Проблемы развития инновационно-креативной экономики»: сбор. матер. II междунар. научно-прак-тич. конф., Москва, 29 марта - 9 апреля 2010 г. М.: Креативная экономика, 2010. 384 с.

9. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике: http:// socialeconom.academic.ru.

10. Хабибуллина А.А. Криминальные финансы как инструмент легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 11.С. 119-125.

11. International Monetary Fund. International capital markets: developments, prospects & key policy issues. Wash. 2010.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 61

Issues on economy

SAFETY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF SOCIAL AND ECONOMIC REFORMS

Evgenii V. ANISHCHENKO

Abstract

The article considers the main threats to life in the country controllability and efficiency of the national financial system in a period of social and economic reform in Russia. The author concludes that Russian financial sector is currently one of the weakest links in the system of innovative development in the Russian economy and implementation of the priority national projects and programs from positions of economic security and social and economic development of the country.

Keywords: finance, safety, threats, reform, transitive economy, stability

References

1. Aksenov V.S., Gel'vanovskii M.I., Nesterenko Iu.N., Nikolaev A.V., Pogudaeva M.Iu., Pomortseva I.M., Senchagov V.K., Shamrai Iu.F., Shamkhalov F.I. Mirovoi fmansovyi krizis i ekonomicheskaia bezopas-nost' Rossii: analiz, problemy i perspektivy [World financial crisis and economic security of Russia: analysis, problems and prospects]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 205 p.

2. Anishchenko A.V. Mekhanizm tsenoobra-zovaniia na mirovom rynke energoresursov kak fin-ansovaia ugroza ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [The pricing mechanism in the world market of energy resources as financial threat to economic security in Russia]. Biznes v zakone - Business in law, 2012, no. 4, pp.159-162.

3. Dvoriankov V.A. Ekonomicheskaia bezopas-nost' - teoriia i real'nost' ugroz [Economic security -theory and reality of threats]. Moscow, RAEN Publ., 2000, 318 p.

4. Kalina A.V., Krivorotov V.V., Eriashvili N.D. Ekonomicheskaia bezopasnost'gosudarstva i regionov [Economic security of the state and regions]. Moscow, Iuniti-Dana Publ., 2011, 352 p.

5. Korsuntsev I.G. Virtual'nye finansy. Sovre-mennye tekhnologii nesut global'nuiu ugrozu [Virtual

finance. Modern technologies are global threat]. Ne-

zavisimaia gazeta. NG-Politekonomiia - Independent newspaper. NG-Politekonomiya of 02 November, 1999.

6. Kochetov E.G., Petrova G.V. Geoekonomika: finansy real'nye i virtual'nye (finansovyi dualizm i ego pravovye aspekty) [Geo-economics: finance real and virtual (financial dualism and its legal aspects)]. Ob-

shchestvo i ekonomika - Society and economy, 2000, no. 1.

7. Ponomarenko E.V. Finansovye prioritety ob-shchestvennogo sektora ekonomiki [Financial priorities of public sector of economy]. Moscow, RAGS Publ., 2001.

8. Potapenko V.I., Bulava I.V., Mingaliev K.N. [Analysis of current state and prospects of innovative development in the Russian economy]. Problemy razvitiia innovatsionno-kreativnoi ekonomiki, sbornik materialov 2th mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 29Marta - 9 Aprelia 2010 [Proc. 2th Sci. Conf. "Development problems of innovative and creative economy"]. Moscow, Kreativnaia ekonomika Publ., 2010, 384 p.

9. Khabibullina A.A. Kriminal'nye finansy kak instrument legalizatsii (otmyvaniia) denezhnykh sred-stv, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniia terrorizma [Criminal finance as instrument of legalization (washing) of money received by criminal way, and terrorism financing]. VestnikAkademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii - Messenger of Academy of Economic Security. Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010,no.11, pp. 119-125.

10. International Monetary Fund. International capital markets: developments, prospects & key policy issues. Wash., 2010.

Evgenii V. ANISHCHENKO

Lomonosov Moscow State University, Moscow,

Russian Federation

akadem421@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.