Научная статья на тему 'Безопасность образовательного учреждения в современных условиях'

Безопасность образовательного учреждения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / INTEGRATED SECURITY / SECURITY CONCEPTS / INTEGRATED SECURITY PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кагиров Борис Николаевич, Кагирова Галина Владимировна

Проведен анализ комплексной безопасности образовательных учреждений на примере Алтайского государственного университета. Представлена концепция безопасности и ее основные принципы: комплексности, индивидуальной и коллективной ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кагиров Борис Николаевич, Кагирова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Safety of Educational Institution in Modern Conditions

The analysis of complex safety of educational institutions was carried out on the example of the Altai State University (ASU). This article is dedicated to the concept of security and its fundamental principles: the principle of comprehensiveness and individual and collective responsibility.

Текст научной работы на тему «Безопасность образовательного учреждения в современных условиях»

химия

УДК 614.84

Б.Н. Кагиров, Г.В. Кагирова

Безопасность образовательного учреждения в современных условиях B.N. Kagirov, G.V. Kagirova Safety of Educational Institution in Modern Conditions

Проведен анализ комплексной безопасности образовательных учреждений на примере Алтайского государственного университета. Представлена концепция безопасности и ее основные принципы: комплексности, индивидуальной и коллективной ответственности. Ключевые слова: комплексная безопасность, концепции безопасности, принципы комплексной безопасности.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру.

Поэтому профилактика безопасности и защита от них - актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, да и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности, формирование соответствующего уровня мышления и поведения человека и общества в целом. Именно этими проблемами и занимается наука «безопасность жизнедеятельности».

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Главный субъект обеспечения безопасности -государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения

The analysis of complex safety of educational institutions was carried out on the example of the Altai State University (ASU). This article is dedicated to the concept of security and its fundamental principles: the principle of comprehensiveness and individual and collective responsibility.

Key words: integrated security, security concepts, integrated security principles.

безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации [1], Закон Российской Федерации «О безопасности» [2], законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

В этой связи приобретает актуальность «концепция безопасности образовательного пространства» -система взглядов, нормативных актов и законов, направленных на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровья в сфере педагогической деятельности, а также защиты материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, в результате пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение безопасности в Алтайском государственном университете предполагает комплекс мер организационного, общеправового, противопожарного, антитеррористического, санитарно-эпидемиологического и другого характера действий, обеспечивающих безопасное функционирование учебного заведения.

Специфика вуза, где сосредоточено большое количество людей, возлагает особую ответственность на руководителей. Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала новых знаний из различных областей права,

Безопасность образовательного учреждения в современных условиях

медицины, психологии, техники. Это достигается систематическим проведением занятий и практических тренировок по отработке отдельных вопросов.

Концепция безопасности предполагает придерживаться следующих важнейших принципов.

Основная часть мероприятий должна носить профилактический характер. Все мероприятия необходимо планировать таким образом, чтобы заранее исключить или минимизировать риск возникновения чрезвычайных ситуаций. С данной целью необходимо проанализировать возможные угрозы, опасности и риски, чтобы предотвратить или уменьшить их воздействие.

Соблюдение принципа индивидуальной и коллективной ответственности требует не только постоянного обучения и тренировок с персоналом и студентами, но и воспитания общей культуры безопасности, которая основывается на понимании каждым человеком личной ответственности за свою жизнь и здоровье. Никакие строгие меры и законы, дорогостоящие системы безопасности не гарантируют снижения травматизма или смертности, если каждый человек не будет обладать качественными знаниями о мерах собственной безопасности, о поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, а также если в каждом образовательном учреждении не будет создано условий для развития трудоохранной культуры, безопасного поведения. Для лучшего взаимодействия гражданина, организации и общества незаменимыми будут такие, на первый взгляд, «технические» инструменты, как паспорт безопасности образовательного учреждения, декларация пожарной безопасности, антитеррори-стический паспорт, пакет инструкций по всем видам безопасности (ГОиЧС, ПБ, ОТиТБ и т.д.).

Принцип комплексности предполагает решение проблем безопасности в их совокупности, в строгом

сочетании мероприятий по охране и физической защите людей и помещений, противодействию терроризму и экстремизму, противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, а также по развитию общей культуры обучающихся и сотрудников в области безопасности жизнедеятельности.

Комплексный подход в решении данных вопросов позволяет оптимизировать расходы на выполнение указанных мероприятий.

Основные мероприятия по обеспечению комплексной безопасности включают в себя физическую защиту людей и помещений, охрану труда и технику безопасности, пожарную безопасность, мероприятия по защите от террористических акций и защиту сотрудников и студентов от возникших чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Для обеспечения вышеуказанных мероприятий, проведения профилактических работ в университете создано управление комплексной безопасности.

Система безопасности вуза, как одного из множества социальных объектов, тесно связана и подчинена различным службам, обеспечивающим безопасность Российской Федерации и его субъектов, работает с ними в тесном сотрудничестве.

Сложность задачи состоит в обеспечении комплексного взаимодействия, постоянном совершенствовании материальной базы и подготовки сотрудников и студентов.

Ухудшение экологической, экономической обстановки также влияет на степень планирования вопросов безопасности, для чего привлекаются экономические и биолого-экологические службы. Ответственность за безопасность любого объекта - это дело каждого сотрудника и обучающегося, и данная ответственность должна воспитываться с 1 курса до выпуска.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 2. О безопасности: Закон Российской Федерации

1993 г. от 5 марта 1992 г. №2446-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.