Научная статья на тему 'Безопасность образования основа жизнедеятельности профессиональной школы'

Безопасность образования основа жизнедеятельности профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VOCATIONAL EDUCATION / THE PRINCIPLE OF SAFETY IN EDUCATION / ORGANIZATION OF SCHOOL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарь Олег Владимирович, Татаринова Ирина Петровна

В статье определено методологическое значение принципа как особого гносеологического феномена; рассмотрена сущностная характеристика принципа безопасности образования; проанализирована организация жизнедеятельности образовательного учреждения на основе принципа безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность образования основа жизнедеятельности профессиональной школы»

УДК 377 П 342

О. В. ПИСАРЬ, И. П. ТАТАРИНОВА

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - ОСНОВА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье определено методологическое значение принципа как особого гносеологического феномена; рассмотрена сущностная характеристика принципа безопасности образования; проанализирована организация жизнедеятельности образовательного учреждения на основе принципа безопасности.

Развитие профессионального образования в современных условиях сопровождается воздействием целого комплекса средовых факторов (возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильный социально-экономический прессинг, экологическая неблагоприятная обстановка и др.), негативно влияющих на состояние физического, психического и репродуктивного здоровья студентов. Процесс обучения требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических затрат. Стало очевидно, что объектами развития личности студента являются ее интегральные характеристики: не только знания, умения, навыки, но и психофизиологические свойства. Личность, развивающаяся в обстановке постоянного социального стресса, ощущающая непрерывный дискомфорт под влиянием негативных факторов, становится морально и физически уязвимой, непредсказуемой в своем поведении. С одной стороны, человек начинает жить «одним днем». С другой стороны, катализирующим эффектом в деградации личности в условиях опасной реальности обладает еще и заимствованный у Запада культ материального успеха, который в условиях нашей страны перерастает в ряд негативных процессов, результатом которых является девальвация ценностных ориентиров молодежи. В российской культуре многие века существовала иная, отличная от западной «модель жизненного успеха» личности. Это всегда был исторически сложившийся культ нравственного начала, благотворительности, патриотизма, патриархальности. В то время как западная модель «жизненного успеха» ориентировала личность на прагматические, утилитарные ценности, материальный успех, жизненный рационализм. Но в условиях рынка в погоне за удачей и

материальным благополучием не всегда приходит успех. Однако ради такого успеха сегодня, зачастую предается забвению нравственное начало личности, постепенно теряет смысл понятие «добросовестный труд», исчезает такое понятие как «патриотизм» и т.д.

Поэтому в систему принципов организации профессионального образования целесообразно включить принцип безопасности. Образование не должно нести опасность: ни через содержание; ни через технологии; ни через управление. Методологическое значение принципа как особого гносеологического феномена состоит в том, что он обобщает существующие знания, синтезируя их в единое целое; выступает фактором построения научной теории и мировоззрения, обеспечивая их обоснованность, доказательность, актуализацию, дальнейшее развитие; отображает объективную реальность, являясь заключительным результатом познания. Принцип безопасности образования - это системная целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивающая субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов; совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод; формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность.

Организация жизнедеятельности образовательного учреждения на основе принципа безопасности предполагает методологически грамотную постановку цели, которая выполняет системообразующую, моделирующую и критериальную функции. Поскольку подготовка современных специалистов - широкопрофильна и имеет свои особенности, то цели профессионального образования должны быть иерархичны по направ-

© О.В. Писарь, И.П. Татаринова, 2009

99

Профессиональное образование

ленности на результат. В специальной литературе различают цели тактические (ориентация на реальную систему подготовки специалистов) и стратегические (прогноз развития производства (отрасли) и сферы труда).

О достижении стратегических целей свидетельствует формирование единого образовательного пространства втуза (ссуза), науки и производства, на основе объединения информационных пространств; переноса (трансфера) и продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие; формирования новых форм коллективной деятельности. Определение стратегической цели организации жизнедеятельности втуза (ссуза) должно осуществляться не только на основании прогноза развития производства и сферы труда, но и состояния глобальных проблем. В теории глобальных проблем или глобалистике главным средством решения проблем видится человек, его ценностные ориентиры и установки. Поворот к человеку, духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути, он выражает новое понимание глобальной проблематики, которое стало преодолением социологизма и технократизма. Стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка. Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Может ли перед лицом глобальной угрозы в мире, разделенном множеством перегородок, быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль, одинаково приемлемая для всех? Если да, то каковы пути ее формирования и распространения? Каковы вообще цели человечества, взятого как единое целое? От ответа на эти и аналогичные вопросы во многом зависят стратегия и тактика подхода к глобальным проблемам. Конечно, простой ответ на эти вопросы едва ли возможен. Один из наиболее продуктивных путей предложен учеными Римского клуба, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования. Было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует человеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в частности, то, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности они

будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо - ориентация на сиюминутность. Следовательно, в числе прочих образование имеет и глобальную миссию. Поэтому система образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной.

Один из активных и самых известных деятелей Римского клуба А. Печчеи, вспоминая начальный этап работы организации, в частности, писал, что как будто глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то совсем иной, далекой планеты. Создавалось впечатление, отмечает А. Печчеи, что большинство людей, которых мы встречали в наших странствиях, готовы были всячески приветствовать создание Римского клуба - при условии, однако, что он никоим образом не будет вмешиваться в их повседневные дела и не посягнет на их интересы. В общем, пишет А. Печчеи, нам оставалось констатировать, что никто не только не выразил готовности уделить на благо будущего всего человечества хоть ка-кую-то долю своего времени, денег или общественного престижа и влияния, но даже, по-види-мому, и не верил, что подобные жертвы с их стороны могут привести хоть к каким - нибудь положительным результатам [1, с. 374]. Это высказывание одно из красноречивых свидетельств того, что глобальная проблематика с трудом осваивается общественным сознанием. Поэтому одна их стратегических целей организации жизнедеятельности втуза должна быть направлена на формирование мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. Ядром такого мировоззрения должно стать глобальное сознание, которое призвано выразить особенности современной цивилизации, обнаружить и учесть корни глобальных проблем. На этой основе станет возможным определение путей их преодоления и перспектив человечества. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: человека к природе, между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), человека к человеку, прошлому, истории, предкам. Поэтому глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на выживание является доминирующей.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить,

100

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

что стратегическая цель организации жизнедеятельности профессиональной школы, обусловленная прогнозом развития производства (отрасли), сферы труда и состоянием глобальных проблем, -это формирование единого образовательного пространства учреждения профобразования, науки и производства, обеспечивающего, во-первых, подготовку профессионально компетентных специалистов, востребованных на рынке труда и ориентированных на работу в отрасли; во-вторых, всем субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов, совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод, формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность. В образовательной практике достижение стратегических целей организации жизнедеятельности втуза (ссуза) на основе принципа безопасности может быть достигнуто посредством решения следующих задач: 1) организация устойчивого взаимодействия втуза, науки и производства, направленного на формирование единого образовательного пространства; 2) социальная и психолого-педагогическая поддержка субъектов педагогического процесса; 3) экологизация сознания студентов.

О достижении тактических целей можно судить по тому, насколько успешно протекает процесс профессионального становления личности выпускников втузов и ссузов, обусловленный высоким уровнем профессионализма научнопедагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование у профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Определение тактических целей организации жизнедеятельности профессиональной школы должно обеспечивать не только качество профессионального образования, но и формирование у студентов разумных потребностей, усвоение знаний, овладение умениями и навыками позитивной жизнеспособности в условиях нынешней реальности.

По нашему мнению, позитивная жизнеспособность - это способность выживать, не деградируя, а развиваясь. Позитивную социализацию выпускника втуза (ссуза) обуславливает не только его профессиональная компетентность, усво-

ение социально-значимых знаний, ценностей, норм поведения, которые позволяют ему успешно взаимодействовать с другими людьми в системе социальных связей, удовлетворять потребности, но и способность ориентироваться в опасных ситуациях, умение защитить себя и своих близких от неблагоприятных воздействий, целеустремленность, высокая духовность. Поэтому важно сформировать у студента потребность в личной безопасности, как основе его самосовершенствования и саморазвития. Человеческое общество должно перестать быть стихийным обществом потребителей, оно должно стать обществом личностей безопасного типа, управляемым разумом. Ради своего выживания человек должен измениться сам - стать человеком ноосфер-ной формации.

Тактические цели должны быть ориентированы на системную целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельное™ учреждения профобразования, обусловленную уровнем профессионализма научнопедагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, учебно-исследовательской и социальной активностью студентов; обеспечивающую всем субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов, совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод, формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность, а студентам формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда. Тактические цели организации жизнедеятельности втуза (ссуза) на основе принципа безопасности в образовательной практике могут быть решены с помощью следующих задач: 1) проектирование и реализация модели здоровьеформирующего образования; 2) организация информационно-образовательного пространства, обеспечивающего информационно-психологическую безопасность личности; 3) научно-методическое обеспечение преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Библиографический список

1 .Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-480 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.