Научная статья на тему 'Принцип безопасности образования: сущностная характеристика'

Принцип безопасности образования: сущностная характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ГЛОБАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарь О. В.

Methodological meaning of the principle is defined in the article as a special gnosiological phenomenon; also considered essential characteristics of educational security standarts. Activity of educational institution is analyzed on the basis of security principle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писарь О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип безопасности образования: сущностная характеристика»

Казанский педагогический журнал

42009

ный НИИ семьи и воспитания, 2007.— С. 3.

2. Райхлина, Е.Л. Педагогическая система патриотического воспитания старшеклассников на уроках литературы: Учеб.-метод. пособие / Е.Л.Райхлина.— Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2008. — 144 с.

3. Шайденко Н.А., Райхлина Е.Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы: Учеб.-метод. пособие / Н.А.Шайденко, Е.Л.Райхлина.— Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2004.— 146 с.

#

ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

О.В. Писарь, кандидат педагогических наук, докторант Института педагогики и психологии профессионального образования РАО г. Казань

Ключевые слова: принцип безопасности образования, глобальное сознание, глобалистика.

Развитие высшего профессионального образования в современных условиях сопровождается воздействием целого комплекса средовых факторов (возрастание интенсивности информационного потока, широкое внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильный социально-экономический прессинг, экологическая неблагоприятная обстановка и др.), негативно влияющих на состояние физического, психического и репродуктивного здоровья студентов. Процесс обучения требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических затрат. Стало очевидно, что объектами развития личности студента являются ее интегральные характеристики: не только знания, умения, навыки, но и психофизиологические свойства. Личность, развивающаяся в обстановке постоянного социального стресса, ощущающая непрерывный дискомфорт под влиянием негативных факторов, становится морально и физически уязвимой,

непредсказуемой в своем поведении. С одной стороны, человек начинает жить «одним днем». С другой стороны, катализирующим эффектом в деградации личности в условиях опасной реальности обладает еще и заимствованный у Запада культ материального успеха, который в условиях нашей страны перерастает в ряд негативных процессов, результатом чего является девальвация ценностных ориентиров молодежи. В российской культуре многие века существовала иная, отличная от западной, «модель жизненного успеха» личности. Это всегда был исторически сложившийся культ нравственного начала, благотворительности, патриотизма, патриархальности, в то время, как западная модель «жизненного успеха» ориентировала личность на прагматические, утилитарные ценности, материальный успех, жизненный рационализм. Но в условиях рынка в погоне за удачей и материальным благополучием не всегда приходит успех. Ради такого успеха сегодня зачастую предается

#

забвению нравственное начало личности, постепенно теряет смысл понятие «добросовестный труд», исчезает такое понятие, как «патриотизм» и т. д. Поэтому в систему принципов организации профессионального образования целесообразно включить принцип безопасности. Образование не должно нести опасность: ни через содержание; ни через технологии; ни через управление. Методологическое значение принципа как особого гносеологического феномена состоит в том, что он обобщает существующие знания, синтезируя их в единое целое; выступает фактором построения научной теории и мировоззрения, обеспечивая их обоснованность, доказательность, актуализацию, дальнейшее развитие; правильно отображает объективную реальность, являясь заключительным результатом познания. Принцип безопасности образования — это системная целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивающая субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов; совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод; формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность.

Организация жизнедеятельности образовательного учреждения на основе принципа безопасности предполагает методологически грамотную постановку цели, которая выполняет системообразующую, моделирующую и критериальную функции. Поскольку подготовка современных специали-

стов широкопрофильна и имеет свои особенности, то цели профессионального образования должны быть иерархичны по направленности на результат. В специальной литературе различают цели тактические (ориентация на реальную систему подготовки специалистов) и стратегические (прогноз развития производства (отрасли) и сферы труда).

О достижении тактических целей можно судить по тому, насколько успешно протекает процесс профессионального становления личности выпускников втузов, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, и направленный на формирование у профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

О достижении стратегических целей свидетельствует формирование единого образовательного пространства втуза, науки и производства, на основе объединения информационных пространств; переноса (трансфера) и продуктивного использования представлений, идей, принципов, знаний, методов и технологий из одних областей в другие; формирования новых форм коллективной деятельности.

По нашему мнению, определение стратегической цели организации жизнедеятельности втуза должно осуществляться не только на основании прогноза развития производства (отрасли) и сферы труда, но и состояния глобальных проблем. В теории гло-

Казанский педагогический журнал

42009

#

бальных проблем или глобалистике главным средством решения проблем видится теперь человек, его ценностные ориентиры и установки. Поворот к человеку, духовным основам бытия, происшедший в глобалистике, был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики, которое стало преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы лишь как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека — как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьба мира в конечном итоге зависит от вопросов духовного порядка. Является ли беспредельное потребительство смыслом человеческого бытия? Может ли перед лицом глобальной угрозы в мире, разделенном множеством перегородок, быть сформирована эффективная общечеловеческая мораль, одинаково приемлемая для всех? Если да, то каковы пути ее формирования и распространения? Каковы вообще цели человечества, взятого как единое целое? От ответа на эти и аналогичные вопросы во многом зависят стратегия и тактика подхода к глобальным проблемам. Конечно, простой ответ на эти вопросы едва ли возможен. Одним из наиболее продуктивных путей на сегодня является предложенный учеными Римского клуба, которые обратились к такому известному и устоявшемуся общественному институту, как система образования. Было обращено внимание на то, что именно система образования во многом формирует че-

ловеческие качества и именно в ней закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно, от качества образования зависит, в частности, то, как будут представлять люди свое место в мире, на какие ценности они будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Следовательно, в числе прочих образование имеет и глобальную миссию. Поэтому система образования должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни разумное отношение к природным ресурсам, ни установление справедливого экономического порядка.

Один из активных и самых известных деятелей Римского клуба А.Печчеи, вспоминая начальный этап работы организации, писал: «Как будто глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то совсем иной, далекой планеты. Создавалось впечатление, что большинство людей, которых мы встречали в наших странствиях, готовы были всячески приветствовать создание Римского клуба — при условии, однако, что он никоим образом не будет вмешиваться в их повседневные дела и не посягнет на их интересы. В общем, нам оставалось констатировать, что никто не только не выразил готовности уделить на благо будущего всего человечества

#

хоть какую-то долю своего времени, денег или общественного престижа и влияния, но даже, по-видимому, и не верил, что подобные жертвы с их стороны могут привести хоть к каким-нибудь положительным результатам». Это высказывание — одно из красноречивых свидетельств того, что глобальная проблематика с трудом осваивается общественным сознанием. В большинстве случаев люди ведут себя так, как будто глобальные проблемы их не касаются или все образуется само собой. Смело взглянуть в лицо трудностям мешают, в числе прочих, психологические причины: страх обнаружить собственное бессилие перед лицом неумолимого рока и отчаяние в возможности спасения. Это нередко рождает ядовитый цинизм, а также способствует распространению новоявленных лжеучений, обещающих легкий духовный путь. Помимо психологических причин неприятия глобального взгляда на современную ситуацию существует целый ряд иных. Они, в частности, связаны с трудностями выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. Ядром такого мировоззрения должно стать глобальное сознание.

Глобальное сознание призвано выразить особенности современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть корни современных глобальных проблем. На этой основе станет возможным определение путей их преодоления, а также уяснение будущих перспектив человечества. В конечном итоге речь должна идти о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе, о той миссии, к которой человек призван по своему существу.

Вместе с тем в рамках глобального сознания со всей очевидностью должна быть осознана задача выживания человечества, от которой зависит решение всех других. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на выживание является доминирующей. Суть глобального сознания не в возврате к прошлому и не в унынии и пессимизме. Напротив, оно должно открыть оптимистическую перспективу. Признавая кризисным состояние современной цивилизации, мы одновременно должны отдавать отчет в том, что дорога вспять не является выходом из кризиса. Совокупность глобальных противоречий свидетельствует о том, что установка на активизм, на которой выросло современное общество, исчерпала свои возможности. Следовательно, как стремление к господству человека над природой, так и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут более служить ничему позитивному. Но одинаково не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. Таким образом, глобальное сознание — это феномен, связанный с критикой технологически-потребительской цивилизации не с позиций прошлого, а с позиций будущего. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: человека к природе, между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), человека к человеку, прошлому, истории, предкам. Необходимость

Казанский педагогический журнал

42009

#

пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр рассмотрения вопрос о человеке, его способности справиться с ситуацией, его перспективах.

Определение тактических целей организации жизнедеятельности втуза должно обеспечивать не только качество профессионального образования, но и формирование у студентов разумных потребностей, усвоение знаний, овладение умениями и навыками позитивной жизнеспособности в условиях нынешней реальности. По нашему мнению, позитивная жизнеспособность — это способность выживать, не деградируя, а развиваясь. Позитивную социализацию выпускника втуза обусловливает не только его профессиональная компетентность, усвоение социально-значимых знаний, ценностей, норм поведения, которые позволяют ему успешно взаимодействовать с другими людьми в системе социальных связей, удовлетворять потребности, но и способность ориентироваться в опасных ситуациях, умение защитить себя и своих близких от неблагоприятных воздействий, целеустремленность, высокая духовность. Поэтому важно сформировать у студента потребность в личной безопасности, как основе его самосовершенствования и саморазвития. Человеческое общество должно перестать быть стихийным обществом потребителей, оно должно стать обществом личностей безопасного типа, управляемым разумом. Ради своего выживания человек должен измениться сам — стать человеком ноос-ферной формации.

Стратегическая цель организации жизнедеятельности втуза, обусловленная прогнозом развития производства (отрасли), сферы труда и состоянием глобальных проблем, — это формирование единого образовательного пространства втуза, науки и производства, обеспечивающего, во-первых, подготовку профессионально компетентных специалистов, востребованных на рынке труда и ориентированных на работу в отрасли; во-вторых, всем субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов, совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод, формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность.

Тактические цели должны быть ориентированы на системную целостность содержания образования, форм, методов, условий жизнедеятельности втуза, обусловленную уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, учебно-исследовательской и социальной активностью студентов; обеспечивающую всем субъектам педагогического процесса защищенность жизненно важных интересов, совокупность социально-экономических и правовых гарантий реализации конституционных прав и свобод, формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее жизнеспособность, а студентам формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

В образовательной практике достижение стратегических целей организации жизнедеятельности втуза на основе принципа безопасности может быть достигнуто посредством решения следующих задач: 1) организация устойчивого взаимодействия втуза, науки и производства, направленного на формирование единого образовательного пространства; 2) социальная и психолого-педагогическая поддержка субъектов педагогического процесса; 3) экологизация сознания студентов.

Тактические цели организации жизнедеятельности втуза на основе принципа безопасности в образовательной практике могут быть решены с помощью следующих задач: 1) проектирование и реализация моде-

ли здоровьеформирующего образования; 2) организация информационно-образовательного пространства, обеспечивающего информационно-психологическую безопасность личности; 3) научно-методическое обеспечение преподавания основ безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология/С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.-Ростов-на/Д.: Феникс, 1996.— 480 с.

2. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему/ Отв. ред. Н.Б. Пугачева.— Казань: Идел-Пресс, 2008.- 608 с.

3. Мухаметзянова Г.В. Реформирование российской системы профессионального образования: концепции, теоретические подходы, опыт. — Казань: ИПППО РАО, 2008.— 240 с.

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.