Научная статья на тему 'Безопасность на транспорте: теоретико-правовой и категориально-методологический анализ'

Безопасность на транспорте: теоретико-правовой и категориально-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАТЕГОРИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков С. И.

В статье анализируются понятия «безопасность», «транспортная безопасность», приводятся классификации безопасности. Автор приходит к выводу о том, что при формировании правовой основы функционирования системы обеспечения общественной безопасности на транспорте как комплекса мер и средств, включающих технические средства, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровья людей, объектов транспорта, транспортных средств и транспортного оборудования, необходимо расширить перечень угроз, расставить приоритеты их рискогенности и охарактеризовать степень их общественной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безопасность на транспорте: теоретико-правовой и категориально-методологический анализ»

С.И. Жуков

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ И КАТЕГОРИАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Вопросы комплексного обеспечения безопасности - это приоритет государственной деятельности, что нашло свое подтверждение в Послании Президента России к Федеральному собранию РФ [1]. В данном обращении ключевое значение придается вопросам обеспечения безопасности, в том числе и на транспорте.

Анализ актуальных направлений оптимизации обеспечения безопасности на транспорте предполагает поэтапное рассмотрение становления государственных механизмов нормативно-правового регулирования соответствующей сферы, что в свою очередь подразумевает операционализацию адекватного теоретикометодологического инструментария.

В этой связи общественная безопасность воздушного транспорта представляет собой неотъемлемую часть транспортной безопасности, которая является одним из видов безопасности как таковой.

Слово «безопасность» в русском языке означает «состояние, при котором не угрожает опасность... защита от опасности» [2, с. 38]. Данное значение в полной мере воспринято российским законодателем, а сам термин «безопасность» конституирован многими нормативными правовыми актами Российской Федерации [3]. Например, в Законе РФ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [4, с. 34].

В федеральном законодательстве предусматривается достаточно много видов безопасности. Например, только в Федеральном законе от 27 декаб-ря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» содержатся правовые нормы об одиннадцати видах безопасности. Таким образом, на сегодняшний момент существуют различные виды безопасности, которые классифицируются различными учеными по разным доктринальным основаниям [5, с. 18-19].

Одна их группа может быть объединена в зависимости от масштаба, объема безопасности (коллективная, международная, глобальная, региональная, собственная, территориальная и др.). Другие виды безопасности содержат в своем названии общее указание на защищаемые объект или сферу (национальная, государственная, общественная, личная, экологическая, информационная, экономическая безопасность и др.). В третью группу входят виды безопасности, отражающие степень защищенности конкретных объектов и предметов и (или) их способность противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям (безопасность гидротехнических сооружений, аэродромов и аэропортов, зданий, строений и т.д.). Отдельную группу составляют виды безопасности, характеризующие состояние защищенности определенных технологических процессов и видов деятельности (безопасность судоходства, мореплавания, полетов воздушных судов, дорожного движения, перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, эксплуатации транспорта и др.) [6, с. 45].

Такая классификация возникла постольку, поскольку категория «безопасность» не абсолютна, а относительна и приобретает смысловое значение только в связи с конкретными объектами или сферой жизнедеятельности человека и окружающего мира.

Виды безопасности также можно подразделить в зависимости от источников опасности, характера угроз (безопасность от угроз природного, антропогенного, техногенного, социального характера).

Категориально-методологический анализ предполагает разграничение многочисленных понятий в области обеспечения безопасности, существующих в российской правовой системе, особенно связанных с обеспечением общественной безопасности и безопасности на транспорте как ее составной части.

В этом смысле общественная безопасность - система связей и отношений, складывающихся между различными субъектами, являющимися источниками повышенной опасности, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами, направленными на предотвращение и устранение какой-либо угрозы для жизни и здоровья людей, государственным и общественным интересам, материальным и духовным ценностям.

Общественная безопасность связана с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему, и т. д.

Таким образом, общественная безопасность включает в себя безопасность на объектах транспорта, причем объектом общественной опасности и безопасности на объектах транспорта является система общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, обусловленная источниками повышенной опасности.

На состояние общественной безопасности на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта значительное влияние оказывают специфические факторы, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

К ним относятся: большая концентрация граждан, их имущества на относительно ограниченной территории объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта; особенности архитектурной планировки и технического оборудования конкретного объекта; круглосуточный цикл работы большинства объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта; сосредоточение значительных материальных ценностей на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта; непродолжительность пребывания пассажиров на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта; интенсивность движения железнодорожных составов, воздушных, морских и речных судов; подверженность объема пассажирских и грузовых перевозок сезонным, погодным, климатическим и временным условиям; скоротечность происходящих событий и явлений на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; психологическое состояние и контингент пассажиров; повышенная опасность преступлений и административных правонарушений.

Необходимо отметить, что отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности на транспорте, охватываются понятием «транспортная безопасность». К сожалению, пока отсутствует юридически закрепленное определение понятия транспортной безопасности.

Транспортная безопасность, необходимость ее государственно-управленческого обеспечения, в том числе законодательного, продолжают оставаться на сегодня актуальными и дискутируемыми темами.

Единственное упоминание о ней есть в постановлении Правительства РФ от 11.06.2004 № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации», которым обеспечение транспортной безопасности отнесено к основным направлениям деятельности министерства. Однако ни в данном постановлении Правительства РФ, ни в каких-либо иных действующих нормативных правовых актах нет определения транспортной безопасности. Не упоминается о транспортной безопасности как о самостоятельной юридической категории ни в Концепции национальной безопасности, хотя логично предположить, что транспортная безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности, ни в базовом, хотя и явно устаревшем Законе «О безопасности» 1992 года, ни в отраслевых «транспортных» кодексах и законах.

Такое положение свидетельствует о несистемности подходов законодателя к вопросу о транспортной безопасности. В действующих нормативных актах в сфере транспорта содержатся зачастую разрозненные нормы о безопасности на воздушном транспорте, безопасности дорожного движения, мореплавания, судоходства, безопасности гидротехнических сооружений.

Для того, чтобы дефиниция транспортной безопасности была рабочей, необходимо функционально насытить ее, определить те задачи, которые собираются решать с ее использованием. В рассматриваемом контексте это задачи государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности, регулирования отношений субъектов и объектов данных отношений.

Интересно отметить, что в разработанном по плану законопроектных работ Правительства проекте ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается исключительно безопасность антитеррористическая. При ознакомлении с перечисленными и некоторыми другими правовыми актами нетрудно заметить, что меры по обеспечению транспортной безопасности в них во многом отождествляются с мерами противодействия терроризму. Таким образом, законопроектом игнорируются еще два вида угроз - природного и техногенного характера.

Специалистам известно, что необходимо учитывать и иные виды угроз транспортной безопасности: техногенного, природного и социального происхождения. Нельзя забывать то, что Россия выходит на первое место в мире по аварийности и количеству жертв в дорожных происшествиях. Такая ситуация негативно сказывается на конкурентоспособности российских перевозчиков и участков международных транспортных коридоров в борьбе за грузопотоки и доходы, что наносит существенный ущерб национальной безопасности.

Таким образом, при формировании правовой основы функционирования системы обеспечения общественной безопасности на транспорте как комплекса мер и средств, включающих технические средства, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровья людей, объектов транспорта, транспортных средств и транспортного оборудования, необходимо расширить перечень угроз, расставить приоритеты их рискогенности и охарактеризовать степень их общественной опасности.

Литература

1. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.

3. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769; 1993. № 2. Ст. 77; САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3033.

4. Федеральный закон РФ «О безопасности» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 70.

5. Гудема Г.Х., Степаненко Ю.В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1.

6. Гущина С.Н. Безопасность личности как составляющая национальной безопасности // Проблемы внутренней безопасности России в XX веке. М.: Фонд «Отечество», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.