Безопасность локального сообщества на польско-российском пограничье
Юрчак Дариуш,
доктор социологии, Ольштынская высшая школа, Польша E-mail: [email protected]
Кибыш Анатолий Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент, Калининградский филиал Санкт-Петербургского государственного аграрного университета
E-mail: [email protected]
Статья является попыткой охарактеризовать сложную проблему безопасности пространства польско-российского по-граничья с учетом быстро меняющейся социальной среды и межгосударственных отношений. Приведены примеры различных подходов к проблеме безопасности, обзор исследований, связанных с безопасностью населения, проживающего на приграничных территориях. Авторы сосредоточились на вопросах безопасности пограничных социальных кругов в социальном пространстве, влиянии миграции на появление новых угроз и безопасность локального сообщества, влияние уровня и структуры преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, а также влияние деятельности органов местного самоуправления на безопасность социальных кругов в пограничных районах Польши и России. В статье также представлены наброски совместного польско-российского исследовательского проекта в области безопасности локального сообщества польско-российского пограничья, в результате которого предстоит установить зависимость уровня безопасности жителей пограничья от деятельности органов местного самоуправления в контроле над миграционными процессами, профилактикой преступности и создании безопасных условий проживания. В заключении основное внимание уделяется проблемам, стоящим перед мировым сообществом и Европейским Союзом в области обеспечения безопасности населения, проживающего на европейском континенте.
Ключевые слова: безопасность, европейская безопасность, социальные круги, польско-российское пограничье.
в и
Введение
Безопасность - одна из важнейших человеческих ценностей. Она стоит на страже благ и интересов, к которым относятся, прежде всего, человеческая жизнь, здоровье, затем личные блага, свобода, имущество, наличие работы, общественный порядок, свободное передвижение.
Благодаря системе безопасности и повышению правового сознания личности появляются условия, которые обеспечивают всестороннюю защиту индивидов, социальных групп, государств, народов, а также имеют влияние на развитие основ социально-культурной жизни граждан.
Безопасность локального (местного) сообщества во многом зависит от множества различных факторов, которые в своей деятельности должны учитывать органы власти и самоуправления в процессе создания безопасной среды обитания. Одним из наиболее важных факторов этого влияния является уровень и структура преступности в данном локальном пространстве.
Преступность - это всегда социально организованное явление. Во всех своих проявлениях она мешает нормальному функционированию того или иного общества. [8, с. 147].
Безопасность пограничных кругов в социальном пространстве
Безопасность в современном мире - ценность, которую следует воспринимать разносторонне. Она должна быть высшей ценностью человека, живущего в определенной национальной среде и функционирующего в общепризнанном международном сообществе.
Говоря о важности поддержания безопасности, мы ведем себя привычным для нас образом. Однако что новый уровень развития цивилизации предъявляет и новые, более высокие требования к безопасности. Как утверждает Ю. Пивоварский, важность вопросов безопасности и исследований, проводимых в этой области, сегодня возросла в масштабах, которые ранее были немыслимы во всей истории человечества [11, с. 20].
Человек, врастая в цивилизацию своего окружения и принимая участие в нормализованных отношениях и социальных группах, с помощью других учится организовывать свою социальную личность в конкретные отдельные системы, формируя себя как социальное существо [22, с. 92].
Социальный круг в личностном взаимодействии человека часто пересекается с организованной группой или ее частью. Например, группа сотрудников в офисе или мастерской, ассоциации
или клубе, если она небольшого размера, является кругом общения для каждого члена группы. В то же время, на крупной фабрике, объединении из нескольких тысяч человек, тем более в религиозном сообществе, нации, стране каждый человек выступающий в качестве должностного лица, ответственного за что-либо, является центром социального круга.
В нашем случае речь пойдет о безопасности пограничных микрокругов - пограничников, жителей польско-российского пограничья, местных властей.
Исследования чувства безопасности у жителей приграничного Варминско - Мазурского региона, как и в Калининградской области, в научной литературе незначительны. Отсюда возникла идея проведения исследования, сводящаяся к тому, чтобы показать исследовательскому сообществу проблемы безопасности пограничья и предпринять попытки построить локальное измерение безопасности.
Представленный материал отражает лишь небольшую выдержку изученной авторами проблематики безопасного функционирования микрокругов на польско-российском пограничье. Можно утверждать, что каждого человека, занимающего определенное социальное положение, окружает круг типичных партнеров, и, независимо от конкретных людей, каждое социальное положение окружает круг других положений, связанных с ним типичными для него социальными отношениями. Для понимания этой конфигурации предлагаем использовать теорию социального круга П. Штомпки и назвать каждую позицию в социальном круге периметрической позицией [16, с. 114-115; 20].
Иногда ожидания разных партнеров по периметрическим позициям бывают противоречивы. Социальный круг - это набор типичных других позиций, с которыми связана данная позиция, определяющих типичные направления взаимодействия и выбирающих типичных партнеров, с которыми каждый, кто контактирует с этой позицией, вступает в контакт [16, с. 132]. Поэтому П. Штомпка отмечает, что «люди взаимодействуют не только с представителями одинаковых социальных позиций, но также и с разными позициями»[16, с. 114].
Следуя рассуждениям Ф. Знанецкого, можно утверждать, что в круг общения, в котором данный индивид играет свою роль, входят индивиды, которые положительно оценивают его как личность, которая действует или, как ожидается, предпримет действия, желаемые с их точки зрения [23, с. 303].
Деятельность конкретного индивида влияет на определенные ценности, в большей или меньшей степени относящиеся к членам круга, а их участие в этом круге предполагает, что они достаточно заинтересованы в ценностях, к которым сводятся действия индивида, чтобы взаимодействовать с ним [23, с. 303].
Т. Парсонс реконструирует человеческую деятельность в рамках так называемой волюнтари-
стской модели. Действующие субъекты ставят перед собой и пытаются реализовать определенные цели. Они имеют определенные средства и делают выбор, каким образом действовать в ситуационных обстоятельствах, которые они воспринимают и в системе ценностей, норм и идей, которые они исповедуют.
Это осуществляется в социальном контексте, в котором субъекты в организации занимают определенные должности (в нашем случае сотрудники пограничной службы) и выполняют назначенные им нормативные функции (обеспечении безопасности жителей польско-российской пограничной зоны). Позиции-роли образуют сложные и взаимосвязанные целостные социальные системы [16, с. 123].
Следуя этой линии рассуждений, входим в социологическую парадигму, указывающую на теорию функционализма, где основная предпосылка состоит в том, чтобы сказать, что общество является единым целым, каждая часть которого имеет важные функции. Т. Парсонс и Р. Мертон выразили такие взгляды в своих социологических размышлениях. Следует также помнить, что эта парадигма не идеальна, потому что игнорирует такие явления, как социальное неравенство, конфликт, социальные изменения [12, с. 27].
Стремление к удовлетворению потребности в безопасности на самом высоком уровне является важным элементом человеческого существования, рассматриваемым как личностное (индивидуальное) и социальное (коллективное) бытие. Значительная часть человеческого бытия и удовлетворения потребностей всегда сопровождалась необходимостью безопасности, во всевозможных ситуациях, событиях, процессах, с которыми человек сталкивается с момента выхода в общественное пространство. Для понимания этих процессов важно подвергнуть когнитивной рефлексии отношения и влияние общественного пространства на нашу безопасность.
Миграция и угрозы безопасности
Настоящее и будущее время - это процесс пересечения и развития содержания и качества социальных кругов, диапазона и эффективности позитивных и негативных действий, бедности и нищеты.
Круги приграничья и пограничья, миграция являются новыми элементами структуры мира, проявлениями которых являются путешествия и широко понимаемая миграция, основанные на бедности и угрозах безопасности, мире межэтнических процессов, как внутренних, так и внешних.
В начале 90-х годов прошлого века в странах бывшего Восточного блока возникли новые социальные и культурные общности. Затем последовал живой процесс социальной мобильности. Община пыталась определить свою позицию в новых условиях, отождествляя себя с новыми проявлениями жизни, но пытаясь сохранить свою идентичность. Происходит увеличение гражданских сво-
сз о
о Л о
о сз о в
бод, этнической и мировоззренческой открытости. В связи с открытием государственных границ увеличиваются миграционные потоки. На границе появляется относительно открытое экономическое, цивилизационное и социальное соседство. Одновременные процессы повышенной пространственной подвижности влияют на миграционные перемещения населения.
По мнению Р.Б. Возняка, знания «о современных миграциях могут быть получены на основе опубликованных статистических данных, исследований и анализа статистических материалов, исследований справочных материалов для населения и социологических исследований. Сбор статистической информации о миграции различными государственными органами, в первую очередь статистическими управлениями и органами планирования, является результатом заинтересованности государства и местных органов власти в их ходе» [19, с. 42].
А. Ходубский считает, что «пространственная мобильность является важной глобальной ценностью. Признано, что миграционные движения - это практическая школа адаптации людей и социальных групп к новым цивилизационным реалиям. Они способствуют свободе предпринимательства, активности людей, формируют отношение к различным культурам и системам ценностей. Миграция в настоящее время является категорией радикальной переоценки. В прошлом она обычно состояла из бедных, необразованных людей. В настоящее время это образованные люди, специалисты в конкретных областях практических и теоретических знаний» [4, с. 277].
Определяющей чертой миграции нынешнего времени являются угрозы, которые международная миграция представляет для суверенитета государств. Масштабы нерегулярной миграции (также известной как недокументированная или нелегальная миграция) по всему миру, вероятно, были не больше, чем сегодня. Но усилия правительств по контролю за перемещением населения сейчас велики, как никогда. Эти мероприятия включают интенсивную двустороннюю, региональную и международную дипломатию [3, с. 19].
Большинство опубликованных научных работ, посвященных миграции, представляют собой когнитивный подход и темы работ колеблются в рамках классической проблемы миграции [8, с. 38]. Основными вопросами, которые интересовали исследователей, были явления дезорганизации личности мигрантов в связи с распространением существующих норм и моделей поведения.
По мнению З. Дульчевского, следствием дезорганизации личности мигрантов явились такие явления социальной патологии, как преступность, алкоголизм, проституция, распад семьи, а также е нелегальная миграция [5, с. 39]. е В американских городах иммигранты первоначально поселялись в определенных местах, кото-еЗ рые со временем становились этническими рай-ав онами, а их наименования указывали на страну
происхождение жителей (например Chinatown). Мигранты, приезжающие в последние десятилетия, похоже, больше не создают классических этнических кварталов [13, с. 9].
Россия также участвует в миграционном движении. На протяжении последних десятилетий она входит наравне с США и Германией в тройку наиболее популярных для миграции стран. Однако, в отличие от западных стран, в российских городах этнические районы не создаются.
До 11 сентября 2001 года исследователи международных отношений и международной безопасности уделяли мало внимания международной миграции. И наоборот - исследователи, занимающиеся международной миграцией, редко анализировали ее последствия для безопасности или понимания международных отношений или мировой политики [18, с. 256].
Террористические акты в Нью-Йорке, Мадриде, Лондоне, Москве и других городах определенно изменили это положение дел, осветив те аспекты международной миграции, которые имеют значение в отношении безопасности. Современный интерес к анализу миграции и безопасности является частью тенденции политизировать международную миграцию [3, с. 256].
Международная миграция влияет на безопасность государств иначе, чем другие угрозы, из-за своей огромной сложности, рассеянного характера и многочисленных внутренних противоречий [1, с. 259-261].
Отсутствие безопасности является частым опытом международных мигрантов. Следует также принять во внимание значительный уровень преступности в иммигрантской среде, что создает дополнительные угрозы как для местного населения, так и для самих мигрантов.
Примером может служить движение «Black Lives Matter», начало которому было положено в США и распространившееся во многих странах Запада. Движение, несущее в себе разрушение государственности, анархию и преступность тоже в основе своей состоит из бывших и настоящих мигрантов. Поэтому в ближайшее время социологам, психологам, педагогам предстоит значительная работа по исследованию этого явления и выработке практических рекомендаций по формированию безопасной жизненной среды в сложившихся условиях. Это должен быть комплекс образовательных программ, воспитательных мероприятий, направленных на профилактику противоправной деятельности, но также и комплекс жестких правовых мер, применяемых к нарушителям закона.
Локальное сообщество польско-российского пограничья. Наброски исследовательского проекта
Общественные науки отображают социальные потребности и проблемы в теории. Общественная безопасность связана с такой потребностью и поэтому должна быть объектом и предметом научных ис-
следований. Цель таких исследований - предоставить знания, которые помогут объяснить, оценить и понять, как социальные угрозы влияют на безопасность субъекта (в данном случае общественная безопасность на миграцию).
Общественная безопасность - это проблема, определяемая социальными ожиданиями, реализуемыми в рамках системы государственной безопасности. Она описывает, диагностирует и контролирует социальные угрозы для понимания их влияния на безопасность государства, что является важным компонентом более широкого понятия, т.е. национальной безопасности.
Потребность в безопасности - это особенность и способность человека избегать ситуаций, угрожающих ему и его имуществу в отношениях с окружающей средой. Здесь следует различать ситуации двух видов: связанные с невозможностью удовлетворения потребностей человека и ситуации и связанные с невозможностью нормального функционирования, психофизиологического и социального развития [20, с. 226-227].
Многие значимые события, происходящие во всем мире, все чаще связаны с международной миграцией. Эти движения населения принимают множество форм: люди мигрируют как рабочие, высококвалифицированные специалисты, предприниматели, беженцы или члены семей более ранних мигрантов. Часто страны назначения соревнуются между собой в привлечении высококвалифицированных мигрантов, предлагая им выгодные правила въезда и пребывания, в то время как работники физического труда и беженцы часто встречаются с дискриминацией. С начала XXI века появляются и новые формы мобильности, такие как пенсионные миграции, перемещение в поисках лучшего (или просто другого) образа жизни, множественные или циркуляционные миграции [3, с. 21].
Некоторые люди путешествуют как туристы с целью проверки возможных направлений для миграции, в связи с чем происходит стирание различий между миграцией и туризмом. В конце концов, многие мигранты, независимо от того, изначально они собирались уехать только на определенный период или навсегда, становятся переселенцами. Создаются миграционные сети, соединяющие районы происхождения и целевые территории, которые вызывают серьезные изменения в каждом из них. Результатом миграции может быть трансформация демографических, экономических и социальных структур, а также инъекция нового культурного разнообразия, которое часто ставит под вопрос национальную идентичность [3, с. 21].
Процессы повышенной пространственной подвижности влияют на миграционные движения населения. Возникает вопрос: каковы масштабы и динамика этой подвижности?
Перемещение людей с места на место является неотъемлемой чертой человечества. В истории миграционных движений можно выделить различные причины миграции, связанные с разными
историческими периодами. Причиной перемещения стала необходимость добывать пищу, войны, вторжения и завоевания, которые привели к оккупации новых пространств и средств к существованию. Они были также следствием великих географических открытий и территориальных экспансий, которые сопровождали их. Миграции приобрели универсальный и глобальный характер во всем мире. [10, с. 152].
Иностранные миграции можно считать важным элементом экономической стратегии национальных экономик. Однако, следует подчеркнуть, что экономическая миграция не может рассматриваться как средство решения всех проблем и не заменит политику развития периферийных районов. Международная мобильность рабочей силы позволяет генерировать существенные потоки доходов, но следует понимать, что это также связано с рядом негативных последствий, часто ставящих под сомнение функционирование локальных сообществ. Действия по устранению экономических провалов не только уменьшат миграционное давление, но и могут стимулировать экономическое развитие [9, с. 333-341]. Примером может служить опыт России, где наблюдается значительный рост в отдельных отраслях экономики после введения Западом экономических санкций и снижения потока мигрантов из Средней Азии.
Локальное сообщество характеризуется наличием характерной социальной связи, которая основана на сходстве эмоционального отношения к территории и населяющим ее людям. Таким образом, социальные отношения принимают неформальную и личностную форму. Относительно точно определены права и обязанности, которые возникают в основном из таких категорий, как возраст, пол или происхождение. Социальный контроль связан с широким спектром коммуникаций, что приводит к слиянию моделей и норм поведения. Чрезвычайно эффективно работает общественное мнение. Более того, в оценке поведения людей не наблюдается большого расхождения, поскольку система ценностей унифицирована, а модели и нормы поведения становятся похожими. Неофициальные и формальные социальные отношения сливаются и переплетаются [15, с. 171].
В научной литературе содержится большое количество определений локального сообщества. В разных из них, более или менее обширных, возникают три элемента: социальные взаимодействия, территории и душевная связь, которая выражается в чувстве общности людей, населяющих данные территории, и в восприятии этой территории в качестве «своего места». Два из перечисленных элементов совпадают с компонентами определения группы как социальной микроструктуры. Несмотря на это, локальное сообщество отличается от такой социальной группы.
О локальном сообществе можно говорить как о социально-пространственной структуре, образованной из людей, находящихся друг с другом в социальных взаимодействиях и зависимостях в пре-
сэ о
о Л о
о
сз
о в
делах данной территории и имеющих чувство пространственной и групповой идентичности или общий статус как часть общих связей [14, с. 31].
М.С. Добрякова считает локальным сообществом любой сознательно организованный агрегат, обличенный политической автономией, поддерживающий существование основных социальных институтов [24, с. 125-133].
Некоторые авторы к перечисленным характеристикам локальных сообществ добавляют также возможность принятия совместных действий по решению касающихся их проблем.
Составными частями локального сообщества являются основные первичные группы, а именно семья и соседи, а отношения между ее членами обычно носят характер личностных отношений [15, с. 172].
Понятие локального сообщества может относиться в некоторых случаях к социальным группам, не связанным территориальным сообществом. Это могут быть, например, работники одного учреждения. Это могут быть также определенные группы, которые совместно выполняют определенные действия, например, студенты одного университета, ученики одного класса, лагеря и т.п. Тем не менее, как правило, термин локальная община используется для обозначения жителей больших территорий (города, муниципалитеты) или небольших поселений (поселки, деревни). На каждом из этих уровней есть возможности для мобилизации и взаимодействия жителей для удовлетворения потребностей или решения проблем [17, с. 34-35].
При анализе различных рисков, особенно тех, которые могут вызвать в каком-либо локальном сообществе или в обществе в целом обоснованную озабоченность, следует обратить внимание на то, становятся ли они и в какой степени в данных коллективах социальными проблемами? И в зависимости от оценки достоверности данных проблем, предпринимать максимально эффективные действия. Конечно, лучше всего осуществлять меры противодействия, устраняющие причины возникших социальных проблем, то есть устраняющие возникшие угрозы. Однако это не всегда возможно. Поэтому, если невозможно устранить угрозы, нужно, по крайней мере, собрать средства, необходимые для преодоления возможных последствий данных угроз. Обладание такими средствами дает людям чувство безопасности, даже несмотря на сохранность существующих угроз [2, с. 309]. Пример - распространение коронави-руса COVID-19. Остановить его распространение ни в одной стране мира, несмотря на предпринятые санитарно-эпидемиологические меры, оказалось невозможным. В то же время быстрая мобилизация правительством России сил и средств е на борьбу с коронавирусом, строительство в сжа-е тые сроки новых больничных корпусов с самым современным оборудованием и разработка противо-еЗ вирусной вакцины позволили миллионам россиян Ц почувствовать себя в относительной безопасности.
С перечисленными выше проблемами, в том числе вызванными безработицей, эскалацией трудовой миграции жителей Варминско - Мазурского воеводства придется столкнуться местным администрациям.
Аналогичная ситуация складывается и в Калининградской области, где одним из важнейших факторов влияния на безопасность локального сообщества остается преступность.
В Ольштынской высшей школе, где готовятся кадры для системы местного самоуправления, возникла идея исследовательского проекта «Государственное управление и безопасность мигрирующего местного сообщества в польско-российском пограничье». Для участия в проекте были приглашены преподаватели и студенты Калининградского филиала Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
Проект основан на последовательном и комплексном подходе к исследованию с учетом роли, которую играет современная безопасность в государственном управлении (социальный, педагогический, демографический, правовой подходы).
Основной целью проекта является изучение широко понимаемых условий, связанных с влиянием деятельности администрации на безопасность жителей Варминско-Мазурского воеводства Польши и Калининградской области России, влиянием государственного управления на безопасность мигрирующего сообщества на польско-российском пограничье, взаимоотношениями государственного и муниципального управления с профилактикой преступности и реабилитацией правонарушителей.
Безопасность будет рассматриваться в контексте международного сотрудничества между представителями администрации Варминско-Мазурского региона и Калининградской области, а также жителями указанных регионов.
Уровень знаний об осведомленности жителей Варминско-Мазурского региона и Калининградской области о проблемах безопасности чрезвычайно важен: как они реагируют на важнейшие события, связанные с деятельностью администрации по обеспечению безопасности, на ограничение экономической миграции жителей Варминско-Мазурского воеводства и Калининградской области, как социальные сети реагируют на деятельность органов государственного управления с точки зрения обеспечения безопасности жителей? Какова реакция жителей Калининградской области на деятельность органов власти по профилактике и социальной реабилитации правонарушителей?
Важное место в исследовании также будут занимать тенденции взглядов и мнений, а также проблемы образования, направленные на изменения государственного управления в сфере безопасности. Этот проект является междисциплинарным, поэтому для участия в нем были приглашены представители науки из различных научных дисциплин (социология, педагогика, экономика, право, наука о безопасности.
В эпоху кризиса глобализации и формирования нового миропорядка все больше идей, товаров и людей пересекают национальные границы. Поэтому общества, в которых мы живем, претерпевают огромные преобразования. Многие сообщества впервые этнически диверсифицированы, а многонациональная структура других претерпевает изменения или консолидацию. Но из-за того, что это связано с личными контактами, установленными в результате глобальной миграции или через средства массовой информации и Интернет, члены всех сообществ сегодня имеют дело с людьми, которые думают, смотрят и живут иначе, чем они [6, с. 668].
Представленный материал является предварительным обзором исследовательского проекта, который фокусируется на таких проблемах, как текущее состояние науки о безопасности, функционирование государственного управления, региональная миграция в европейские страны и социальное обеспечение. Сама тема исследования в силу своей проблематики вызывает много вопросов и сомнений. Исследовательская группа также сталкивается с рядом проблем. Однако, участники проекта уверены, что поставленные цели непременно будут достигнуты.
Заключение
Из представления о современной безопасности следует, что XXI век значительно меняет видение и способность её понимания по сравнению с прежним состоянием знаний и геополитической ситуации. Безопасность XXI века становится все более разнообразной областью, более сложной для прогнозирования и управления [8, с. 200].
Народы Центральной и Восточной Европы, несмотря на все преобразования, связанные с недавним прошлым, сохранили свою идентичность и даже укрепили ее. Борьба за национальную идентичность была для них борьбой за выживание. Сегодня обе части Европы - западная и восточная - снова сближаются. Это явление само по себе позитивное. В то же время при этом основная угроза для Восточной Европы - это затмение собственной идентичности [7, с. 33].
Европейский Союз, в свою очередь, сотрудничает и конкурирует с США, и дополнительные большие проблемы создают растущая конкуренция со стороны быстрорастущего Китая, Индии и других «развивающихся» рынков и амбициозных международных игроков. Поскольку ЕС намерен справиться с этой конкуренцией и проблемами глобализации в целом, он должен укреплять свою внешнюю политику и лучше заботиться о своей безопасности, а также принимать более активное участие в укреплении мира и международной безопасности. Эти проблемы означают, что Европейский Союз должен уделять больше внимания улучшению и реформированию общей внешней политики и политики безопасности. При этом важное значение приобретает пробле-
ма улучшения отношений с современной Россией, играющей все более заметную роль в формировании нового миропорядка и «нового видения» глобализированной экономики. Эта политика позволит Европейскому Союзу более эффективно функционировать в меняющихся условиях и достичь своих амбициозных целей на международной арене [21, с. 258], а России занять достойное место в новой системе межгосударственных отношений и в построении прочной системы общеевропейской безопасности, частью которой она, несомненно, является.
Литература
1. Adamson F.B. Crossing Borders: Internarional Migration and National Security, „International Security", 31/1.
2. Bezpieczenstwo publiczne w przestrzeni miejskiej, (red.) W. Fehler, Warszawa 2010.
3. Castles S., Miller J.M. Migracje we wspotczesnym swiecie, Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 2011.
4. Chodubski A., Wartosci kultury europejskiej: prze-sztosc i terazniejszosc, [w:] A. Kibysh, A. Lymar, M. Borkowski, Nauka i edukacja we wspotczesnym swiecie, Wydawnictwo Gdanskiej Szkoty Wyzszej, Gdansk 2016.
5. Dulczewski Z., Spoteczne aspekty migracji na zie-miach zachodnich, Instytut Zachodni, Ziemie Za-chodnie, Studia i materiaty nr 7, Poznan 1964.
6. Giddens A. Socjologia, Wydawnictwo PWN, Warszawa 2017.
7. Jan Pawet II, Pami^c i tozsamosc. Rozmowy na przetomie tysi^cleci, Krakow 2005, s. 148;
8. Jurczak D., Kibysh A. Bezpieczenstwo kr^gow spotecznych srodowiska lokalnego na pograniczu polsko-rosyjskim, (red.) D. Jurczak, A. Kibysh, Wydawnictwo Gutenberg, Kaliningrad, 2019.
9. Kaczmarczyk P. Migracje zarobkowe Polakow w dobie przemian, Warszawa 2005.
10. Migracja. Uchodzstwo. Wielokulturowosc. Zderze-nie kultur we wspotczesnym swiecie, (red.) Lalak D., Warszawa 2007.
11. Piwowarski J. Nauki o bezpieczenstwie. Mi^dzy kultury bezpieczenstwa a studiami bezpieczen-stwa, Wydawnictwo Difin SA, Warszawa 2018.
12. Podgorski R.A. Socjologia. Mikrostruktury, Bydgoszcz - Olsztyn 2008.
13. Skoczek M. Migracje jako czynnik rozwoju wielkich miast, [w:] Migracje i wielkie metropolie, migracje i spoteczenstwo, (red.) J.E. Zamojski, Instytut Hi-storii Polskiej Akademii Nauk, Warszawa 2012.
14. Starosta P. Poza metropolis Wiejskie i matomia-steczkowe zbiorowosci lokalne a wzory porz^dku, Lodz, 1995.
15. Szacka B. Wprowadzenie do socjologii, wyd. Ofi-cyna Naukowa, Warszawa 2003.
16. Sztompka P. Socjologia. Analiza spoteczenstwa, Krakow, 2002.
17. Swi^tkiewicz G. Profilaktyka w srodowisku lokal-nym, Warszawa 2002.
C3
о
о Л о
о сз о в
18. Tirman J. The Maze of Fear: Security and Migration afier 9/11, New York: The New Press, 2004;
19. Wozniak, R., B., Socjologiczne implikacje migracji cudzoziemcow w Polsce. Studium pogranicza pol-sko - niemieckiego, Wydawnictwo Uniwersytetu Szczecinskiego, Szczecin 1999;
20. Wozniak R. B. U podstaw socjoglobalistyki. Kon-cepcje i zagrozenia, Szczecin 2009.
21. Zi^ba R. Wspolna polityka zagraniczna i bezpieczenstwa Unii Europejskiej, Rozdziat IX Perspek-tywy WPZ i B, Wydawnictwa Akademickie i Profe-sjonalne, Warszawa 2007.
22. Znaniecki F. Ludzie terazniejsi a cywilizacja przy-sztosci (Lwow-Warszawa 1934)
23. Znaniecki F. Relacje spoteczne i role spoteczne, PWN Warszawa 2011.
24. Добрякова М.С. Исследования локальных сообществ в социологической традиции // Социологические исследования - 1999, № 7, -с. 125-133.
LOCAL COMMUNITY SECURITY AT THE POLISH-RUSSIAN BORDER
Dariusz Jurchak, Kibysh A.I.
Olsztyn high school, Poland; Kaliningrad branch of Saint Petersburg state agrarian University
The article is an attempt to characterize the complex security problem of the Polish-Russian border area, taking into account the rapidly changing social environment and inter-state relations. Examples of various approaches to the problem of security are given, as well as an overview of studies related to the security of the population living on border territories. The authors focused on the security of border social circles in the social space, the impact of migration on the emergence of new threats and the security of the local community, the impact of the level and structure of crime, including juvenile delinquency, as well as the impact of local government activities on the security of social circles in the border areas of Poland and Russia. The article also presents the outline of a joint Polish-Russian research project in the field of security of the local community of the Polish-Russian border area, which will determine the dependence of the level of security of border residents on the activities of local authorities in controlling migration processes, crime prevention and creating safe living conditions. In conclusion, the main attention is paid to the problems facing the world community and the European Union in the field of ensuring the security of the population living on the European continent.
Keywords: security, European security, social circles, Polish-Russian border area.
Reference
1. Adamson F. B. Crossing Borders: Internarional Migration and National Security, „International Security", 31/1.
2. Bezpieczenstwo publiczne w przestrzeni miejskiej, (red.) W. Fehler, Warszawa 2010.
3. Castles S., Miller J.M. Migracje we wspotczesnym swiecie, Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa 2011.
4. Chodubski A., Wartosci kultury europejskiej: przesztosc i ter-azniejszosc, [w:] A. Kibysh, A. Lymar, M. Borkowski, Nauka i edukacja we wspotczesnym swiecie, Wydawnictwo Gdanskiej Szkoty Wyzszej, Gdansk 2016.
5. Dulczewski Z., Spoteczne aspekty migracji na ziemiach zachod-nich, Instytut Zachodni, Ziemie Zachodnie, Studia i materiaty nr 7, Poznan 1964.
6. Giddens A. Socjologia, Wydawnictwo PWN, Warszawa 2017.
7. Jan Pawet II, Pami^c i tozsamosc. Rozmowy na przetomie tysiq-cleci, Krakow 2005, s. 148;
8. Jurczak D., Kibysh A. Bezpieczenstwo kr^gow spotecznych sro-dowiska lokalnego na pograniczu polsko-rosyjskim, (red.) D. Jurczak, A. Kibysh, Wydawnictwo Gutenberg, Kaliningrad, 2019.
9. Kaczmarczyk P. Migracje zarobkowe Polakow w dobie przemi-an, Warszawa 2005.
10. Migracja. Uchodzstwo. Wielokulturowosc. Zderzenie kultur we wspotczesnym swiecie, (red.) Lalak D., Warszawa 2007.
11. Piwowarski J. Nauki o bezpieczenstwie. Mi^dzy kulturq bezpieczenstwa a studiami bezpieczenstwa, Wydawnictwo Difin SA, Warszawa 2018.
12. Podgorski R.A. Socjologia. Mikrostruktury, Bydgoszcz - Olsztyn 2008.
13. Skoczek M. Migracje jako czynnik rozwoju wielkich miast, [w:] Migracje i wielkie metropolie, migracje i spoteczenstwo, (red.) J.E. Zamojski, Instytut Historii Polskiej Akademii Nauk, Warszawa 2012.
14. Starosta P. Poza metropoliq. Wiejskie i matomiasteczkowe zbi-orowosci lokalne a wzory porzqdku, tödz, 1995.
15. Szacka B. Wprowadzenie do socjologii, wyd. Oficyna Naukowa, Warszawa 2003.
16. Sztompka P. Socjologia. Analiza spoteczenstwa, Krakow, 2002.
17. Swiqtkiewicz G. Profilaktyka w srodowisku lokalnym, Warszawa 2002.
18. Tirman J. The Maze of Fear: Security and Migration afier 9/11, New York: The New Press, 2004;
19. Wozniak, R., B., Socjologiczne implikacje migracji cudzoziemcow w Polsce. Studium pogranicza polsko - niemieckiego, Wydawnictwo Uniwersytetu Szczecinskiego, Szczecin 1999;
20. Wozniak R. B. U podstaw socjoglobalistyki. Koncepcje i za-grozenia, Szczecin 2009.
21. Zi^ba R. Wspolna polityka zagraniczna i bezpieczenstwa Unii Europejskiej, Rozdziat IX Perspektywy WPZ i B, Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne, Warszawa 2007.
22. Znaniecki F. Ludzie terazniejsi a cywilizacja przysztosci (Lwow-Warszawa 1934)
23. Znaniecki F. Relacje spoteczne i role spoteczne, PWN Warszawa 2011.
24. Dobriakova M.S. Issledovaniia lokalnych soobschestv v soci-ologicheskoi tradicii // Sociologicheskie issledovaniia - 1999, № 7, - c. 125-133.
e
u