Научная статья на тему 'Безопасность как предмет социального управления'

Безопасность как предмет социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальное управление / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / эффективность управления / Качество жизни / social management / safety / social problems / management efficiency / life quality

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малюга Сергей Владиславович

Рассматривается деятельность социального управления и степень его влияния на безопасность в регионах Юга России. Раскрываются место и роль социального управления в разрешении социальных проблем региона, представляющих источники напряженности и дестабилизации в регионе, определяющие основные направления повышения эффективности управленческой деятельности в обеспечении безопасности и благоприятных условий социально-экономического развития южнороссийского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of social management and its influence on the safety in the regions of the South of Russia. The article reveals the place and role of social management in solving the social problems of the region, representing the sources of tension and destabilization in the region, there are defined the main directions of increase in administrative activity effectiveness in providing safety and favorable conditions of social and economic development of the South Russian region.

Текст научной работы на тему «Безопасность как предмет социального управления»

УДК 323.1

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© 2010 г. С.В. Малюга

Пятигорский государственный технологический университет, Pyatigorsk State Technological University,

ул. 40 лет Октября, 56, г. Пятигорск, 357500, 40 let Oktyabry St., 56, Pyatigorsk, 357500,

mail@ pgtu.ru mail@ pgtu.ru

Рассматривается деятельность социального управления и степень его влияния на безопасность в регионах Юга России. Раскрываются место и роль социального управления в разрешении социальных проблем региона, представляющих источники напряженности и дестабилизации в регионе, определяющие основные направления повышения эффективности управленческой деятельности в обеспечении безопасности и благоприятных условий социально-экономического развития южнороссийского региона.

Ключевые слова: социальное управление, безопасность, социальные проблемы, эффективность управления, качество жизни.

The article is devoted to the problems of social management and its influence on the safety in the regions of the South of Russia. The article reveals the place and role of social management in solving the social problems of the region, representing the sources of tension and destabilization in the region, there are defined the main directions of increase in administrative activity effectiveness in providing safety and favorable conditions of social and economic development of the South Russian region.

Keywords: social management, safety, social problems, management efficiency, life quality.

Одним из важнейших приоритетных направлений региональной управленческой деятельности в социальной сфере является обеспечение безопасности личности, общества и государства. Под безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уро-

вень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [1]. Социальное управление призвано содействовать созданию безопасных условий для жизни, здоровья и благополучия населения региона.

Социальные проблемы безопасности. Обеспечение безопасности предполагает предотвращение и внеш-

них, и внутренних угроз, таких как терроризм, экстремизм, преступность, наркомания, коррупция, бедность, бюрократизм, нарушение прав и свобод граждан. Базовым социальным условием безопасности выступают качество жизни людей, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности, коренное улучшение демографической ситуации, доступность комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойная оплата трудовой деятельности. Социальная жизнь и отдельного человека, и региона в целом складывается из множества составляющих, включающих состояние имущественных, межнациональных, корпоративных, семейных отношений. Деформация любого из них может стать реальной угрозой безопасности и предметом социального управления. Ослабление внимания к любой назревшей социальной проблеме или профессионально некомпетентный подход к ее решению ведет как правило к тому, что потенциальная угроза безопасности может обернуться реальной.

Так, длительное время в нашей стране не уделялось должного внимания демографической ситуации. Предупреждения экспертов игнорировались. Сейчас многие регионы, в том числе и Юг России, вплотную подошли к «демографической яме». «"Демографическая яма" - пишет Ж. Зайончковская, - не метафора, придуманная учеными. Это жизненная реальность, и она объективна. Если можно еще сомневаться в том, что будет к середине века, то ситуация к 2030 г. прогнозируется с достоверностью. Все младенцы, которые вступят к тому времени в трудоспособный возраст, уже родились и их можно сосчитать. Так вот, сосчитали: через 20 лет людей в трудоспособном возрасте в России станет на 18 миллионов меньше, чем сегодня. То есть мы потеряем 20 процентов трудоспособного населения (сегодня оно составляет 90 млн человек). Такое резкое сокращение неизбежно приведет к спаду в экономике, и, соответственно, упадет уровень жизни всех россиян: снизятся доходы и зарплаты, будут съеживаться социальные программы, пенсии. Правительству придется прибегать к таким непопулярным мерам, как удлинение рабочего дня и повышение пенсионного возраста» [2].

Сегодня больше говорят о сокращении безработицы, создании новых рабочих мест, не замечая того, что и высококвалифицированный, и «черный» труд становятся дефицитным ресурсом, это тормозит социально-экономическое развитие регионов, порождает негативные последствия в социальной сфере. В последнее время предпринимаются определенные меры для улучшения рождаемости. Однако это не может в корне изменить демографическую ситуацию, так как, к сожалению, люди гибнут на автодорогах, стройках, в забоях шахт, пожарах, в самых разных природных и техногенных катастрофах.

Система страхования жизни людей в России еще не сложилась, не стала надежным инструментом предупреждения человеческих жертв. Чаще всего ответственность несут непосредственные виновники, а ор-

ганы социального управления остаются в стороне, хотя доля вины есть и у них за то, что в своей управленческой деятельности не сделали все необходимое и возможное для безопасности жизни и работы граждан. Неслучайно по такому показателю, как продолжительность жизни, Россия занимает 131 место в мире [3].

Серьезной угрозой безопасности человека и общества в стране стала наркомания. Ежегодно от наркотиков погибают 30 тыс. наших граждан. Экономический ущерб от оборота наркотических средств составляет до 3 % ВВП. «Наркоденьги используются в теневой и криминально-экономи-ческой активности, наркотрафик сегодня является финансовой базой и катализатором террористической деятельности в Средней Азии и на Северном Кавказе, мощным средством для продвижения экономических и геополитических интересов рода государств» [4]. О масштабах наркотической угрозы можно судить и по таким цифрам. «За шесть месяцев 2010 года пресечены почти четыре тысячи оптовых поставок наркотиков, изъято 13,5 тонн зелья, к уголовной ответственности привлечены 120 тыс. чел.» [5].

Борьбу с наркоугрозой ведут в основном силовые структуры власти, хотя невозможно существенно снизить спрос на наркотики без перестройки сфер образования, медицины, регионального развития, без масштабных социально-экономических преобразований и формирования жизнеутверждающих ценностных ориентиров, без целенаправленных усилий органов социального управления и институтов гражданского общества.

На эффективности антинаркотической деятельности отрицательно сказывается отсутствие системы мониторинга развития наркоситуации, недостаточная профилактическая работа, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация наркоманов. В этом деле слабо используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций. В целях снижения немедицинского потребления наркотиков и последствий их употребления была разработана и утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Национальным бедствием, подрывающим основы безопасности, для Юга России, как и для всей страны, стал алкоголизм. До 25 тыс. чел. умирает ежегодно от употребления суррогатов.

«От алкогольной зависимости и сопутствующих заболеваний в стране лечатся 2,7 млн человек. В основном это лица трудоспособного возраста» [6]. По причине пьянства растет количество разводов, а также число детей с врожденными аномалиями родителей-алкоголиков. Пьянство стало одним из источников техногенных катастроф, аварий на дорогах и стройках, убийств и преступлений.

Меры, предпринимаемые против пьянства, носят больше агитационно-декларативный характер и не способны ослабить его разрушающую силу. Сотрудники органов социального управления в борьбе с алкоголизмом зачастую проявляют непрофессионализм и беспомощность.

Безопасность граждан и общества подвергается всевозможным деформациям, вызываемым широкомасштабной коррупционной деятельностью в стране. В южнороссийских регионах это зло превратилось в норму деловых отношений. «Россия делит 146-ю строчку рейтинга коррупции с Камеруном, Эквадором, Кенией, Сьерра-Леоне, Зимбабве. Ежегодный объем коррупционного рынка в РФ достигает 300 млрд долларов. Взятки приходится давать каждому третьему россиянину» [7]. Газеты ежедневно сообщают об уголовных преследованиях чиновников-взяточников.

Важной составляющей состояния и основных тенденций национальной безопасности выступает криминальная ситуация на Юге России, которая воспроизводит новые угрозы и риски, служит тормозом стабилизации и социального развития региона.

По словам полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе А. Хлопонина, «сегодня нередко под террористов "работают" обыкновенные бандитские группировки, которые "пытаются прикрываться религией, чем угодно, хотя зачастую преследуют банальные цели - передел собственности". За этим переделом "стоят зачастую чиновники, руководители разного уровня правоохранительных органов, бизнесмены, использующие этих вот людей для решения собственных задач"» [8].

Только в 2009 г. в регионе зарегистрировано 310 817 преступлений. Прирост преступности отмечен в семи из тринадцати субъектов региона, в их числе: Северная Осетия - Алания, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская Республики и Ставропольский край. Количество преступлений террористического характера сохраняется на высоком уровне и составило в 2009 г. 544 деяния. На территории региона действуют около 100 организованных преступных формирований, имеющих межрегиональные криминальные, в том числе коррупционные, связи и осуществляющих контроль над различными объектами экономики и социальной сферы [9]. Одним из дестабилизирующих факторов является незаконный оборот оружия. По мнению депутата Госдумы РФ А. Гурова: «Многие порой не понимают, что такое на самом деле организованная преступность. Это не бандиты, грабежи, кровь и другие зрелищные эффекты. Российская специфика в том, что вместе с бандитской преступностью, которая влезла в легальный бизнес, расцвела истинная организованная преступность, пропитавшая управленческие органы сверху донизу. Она обескровливает страну. Она гнездится там, где есть возможность получать сверхприбыли незаконными способами. Такое понимание этого явления соответствует международной классификации организованной преступности. Среди участников коррупционных групп нет бандитов. И не обязательно должна быть большая группа с распределением функций на руководителей, боевиков, разведку и прочее. Там могут быть три - пять человек, имеющих возможность перенаправлять финансовые потоки из государственного кармана в личные» [10].

Эти и многие другие социальные проблемы (бедность, бюрократизм, нарушение прав граждан) в оп-

ределенных обстоятельствах при упущении органов социального управления могут привести к непоправимым последствиям в системе национальной безопасности.

Проблемы безопасности на Юге России. Проблемы безопасности в южнороссийском регионе приобрели обостренный характер в силу его специфических особенностей. К ним относятся:

1) пограничный статус Юга России и его сопредельность протяженной дуге геополитической нестабильности, протянутой вдоль южных рубежей России, от Грузии до Афганистана;

2) полиэтнокультурный характер региона - в его составе восемь национальных республик, обладающих существенной спецификой в этнокультурном, конфессиональном, социально-экономическом и социокультурном плане;

3) наличие в пределах макрорегиона значительного числа территорий с большим конфликтогенным потенциалом (в том числе районы межнациональных конфликтов, находящихся в разной степени «замо-роженности»; зоны активной деятельности террористического подполья; депрессивные территории с неблагоприятной социально-экономической ситуацией и т.п.). Различаясь по причинам и факторам своего генезиса и концентрации, данный конфликтогенный потенциал обладает общей способностью более или менее дестабилизировать ситуацию в своем регионе, а при эскалации конфликта и за его пределами, воздействовать уже на уровень общей безопасности РФ;

4) отчетливая сельскохозяйственная специализация, сложившаяся еще в дореволюционный период. Данная специализация выдвинула Юг России на центральную позицию в сфере обеспечения продовольственной безопасности России;

5) высокая степень социокультурной неоднородности, присутствие множества хозяйственно-культурных укладов и сегментов экономической жизни, относящихся к разным стадиям социально-экономического развития общества (от патриархальных форм натурального хозяйства в удаленных районах ряда северокавказских республик, до индустриальной экономики крупнейших южнороссийских городов).

6) резкий экономический спад, несовершенные и неэффективные механизмы восстановления промышленного потенциала и экономической структуры, высокий уровень безработицы;

7) устойчивое недоверие многочисленных категорий населения к органам власти, основанное на недостаточности позитивных социальных изменений в их жизни, многочисленных фактах невыполнения обязательств перед гражданами;

8) несовершенная нормативная база социальности управления, нескоординированность действий властных структур разного уровня.

Сочетание данных факторов означает, что устойчивое общественно-политическое, экономическое и социокультурное развитие Юга России достижимо на основе формирования четкой системы социальных приоритетов, складывающихся в комплексную про-

грамму, которая должна опираться не на одну «голую» экономическую целесообразность, но на полный спектр интересов его жителей.

Социальное управление как инструмент обеспечения национальной безопасности. Нарастающий вал социальных проблем, затрагивающих и непосредственно, и опосредованно состояние национальной безопасности, требует надежных инструментов их прогнозирования и преодоления. Наиболее эффективны в этом процессе могут быть органы социального управления, которые наделены соответствующими полномочиями, в какой-то мере обеспечены материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами. Сложившаяся их структура в целом способна охватывать поле социальных проблем, своевременно выявлять возникновение очагов социальной напряженности, разрабатывать и осуществлять меры по укреплению стабильности и безопасности в регионах. Задача эта представляется не простой и не легкой. Выявление и отслеживание тех или иных рисков и опасностей, своевременное и правильное реагирование на них требуют применения разных методов, технологий и средств, использования разных знаний и опыта, участия разных организаций и управленческих структур.

«Социальное управление представляет собой многоуровневую, многогранную и многофункциональную систему, дифференцированную по отраслевому, территориальному, функциональному и предметному основаниям.» [11]. Социальное управление есть постоянный, непрерывный процесс, зависящий от многих факторов, -и внешних, и внутренних, и федерального, и регионального порядка. Важнейшим условием успешной управленческой деятельности служит уровень ее информационно-аналитического обеспечения. Ведь подобная деятельность представляет собой совокупность взаимосвязанных массовых действий, направленных на осуществление тех или иных управленческих функций, обеспечивающих национальную безопасность через решение назревших социальных проблем.

Информационно-аналитическое обеспечение органов социального управления должно не только отслеживать изменяющиеся обстоятельства, а также адаптироваться к новым социальным потребностям, но и давать полное и целостное представление об угрозах национальной безопасности. Эффективная деятельность органов социального управления и представительского, и исполнительного характера предполагает профессиональный, согласованный труд заинтересованных людей и всех управленческих структур, соответствующий общеприемлемым правилам и стандартам. К числу таких основополагающих правил можно отнести адекватность прав, обязанностей, функций и профессиональную подготовленность управленческих кадров выполнять те или иные социальные задачи в интересах населения и безопасности в регионе. В социальном управлении не должно быть разнобоя, различных подходов и установок при решении одних и тех же проблем. Только согласованность,

Поступила в редакцию

скоординированность действий различных управленческих структур могут обеспечить достижение намеченных результатов, обеспечить условия для стабильной и безопасной жизнедеятельности.

Эффективность социального управления в обеспечении национальной безопасности не терпит компа-нейщины, непродуманности, фрагментарности, непоследовательности, разрыва слова и дела, намерений и практических действий. Повышению эффективности социального управления может содействовать углубление демократических принципов, оптимизация структуры, задач, ресурсов, сроков, средств для решения тех социальных проблем, которые оказывают влияние на состояние национальной безопасности. В социальном управлении важно придерживаться приоритетов «человекоразмерных показателей и гуманистических ценностей в целевых и функциональных показателях» [12].

Нацеленность социального управления на обеспечение жизни, здоровья и достоинства человека в конечном счете будет служить укреплению национальной безопасности, созданию благополучных условий для стабильного социально-экономического развития региона.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Указ Президента РФ № 537. от 12.05.2009 г. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».

2. Зайончковская Ж. Уж лучше Вы - к нам // Российская газета. 2010. 30 июня.

3. Пенсионерам пора повзрослеть // Литературная газета. 2010. № 19. 12 - 18 мая.

4. Картина беды // Российская газета. 2010. 1 июля.

5. Стратегия борьбы с наркоугрозой // Парламентская газета. 2010. 2 июля.

6. Олудина Е. Алкогольное цунами уже у берега // Парламентская газета. 2010. 25 июня.

7. С ленты криминальных новостей // Литературная газета. 2010. 25 июня.

8. Известия. 2010. 31 мая.

9. Прогноз криминальной ситуации по территории ЮФО в 2009 - 2010 гг.: аналит. материалы. Ростов н/Д, 2009. С. 8 - 9.

10. Гуров А. Коррупционные процессы взрывоопасны // Литературная газета. 2010. № 24. 30 мая - 6 июня.

11. Бельков О.А. Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерение государственного управления и национальной безопасности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 3. С. 96 - 97.

12. Старостин А.М. Модели эффективности государственного управления в контексте современных социально-политических процессов // Государственное и муниципальное управление: учен.зап. СКАГС. 2008. № 2. С. 43.

14 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.