Научная статья на тему 'Безопасность, информация и психологические воздействия в концепции подготовки специалистов для органов внутренних дел'

Безопасность, информация и психологические воздействия в концепции подготовки специалистов для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
382
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SECURITY / INFORMATION / PSYCHOLOGICAL IMPACT / INFORMATION TECHNOLOGIES / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Овчинский Анатолий Семенович

В работе сформулированы основные условия обеспечения безопасности в правоохранительной деятельности, исходя из некоторых новых определений сущностных сторон информации, а также намечен образ специалиста сотрудника ОВД, владеющего информационными технологиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Овчинский Анатолий Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY, INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT CONCEPTS IN PREPARATION OF SPECIALISTS FOR THE INTERNAL AFFAIRS

The article sets out the basic conditions for ensuring the safety of law enforcement activity on the basis of new definitions of essential aspects of information, as well as identifies the image of internal units specialist making use of information technologies

Текст научной работы на тему «Безопасность, информация и психологические воздействия в концепции подготовки специалистов для органов внутренних дел»

А.С. Овчинский,

доктор технических наук, профессор, Московский университет МВД России

БЕЗОПАСНОСТЬ, ИНФОРМАЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ SECURITY, INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT CONCEPTS IN PREPARATION OF SPECIALISTS FOR THE INTERNAL AFFAIRS

В работе сформулированы основные условия обеспечения безопасности в правоохранительной деятельности, исходя из некоторых новых определений сущностных сторон информации, а также намечен образ специалиста — сотрудника ОВД, владеющего информационными технологиями.

The article sets out the basic conditions for ensuring the safety of law enforcement activity on the basis of new definitions of essential aspects of information, as well as identifies the image of internal units specialist making use of information technologies.

Информационные технологии сегодня проникают во все сферы жизни. Информация явля -ется основой всех основ. Главные аспекты безопасности так или иначе связаны с информацией и технологиями ее получения, обработки, накоп -ления, хранения, анализа, использования.

Распространенные представления о безо -пасности как о защищенности тех или иных интересов и многочисленные определения информации, как устоявшиеся, так и «новейшие», не вполне отвечают задачам построения современной концепции информационной безопасности, а главное, не дают понимания того, какой же специалист необходим для правоохрани-тельной деятельности в обществе информационного будущего. Этот вопрос приобретает особую актуальность в свете перманентных реформ, которым подвергается система образования в нашей стране.

В данной работе предпринята попытка сформулировать основные условия обеспечения безопасности в правоохранительной деятельно -сти, исходя из некоторых новых определений сущностных сторон информации, а также на -метить образ специалиста — сотрудника ОВД, владеющего информационными технологиями.

Принципиальным моментом при этом является достижение концептуальной ясности в вопросе, каким должен быть специалист по защите информации и информационно-аналитическому обеспечению правоохранительной деятельности: компетентным пользователем, потребителем достижений научно-технического прогресса или обладателем фундаментальных знаний, способным развивать и совершенствовать правоохранительную систему на новом технологическом уровне.

1. Реактивная, ресурсная и фоновая проекции информации. Технологический прорыв в информационном обеспечении правоохранительной деятельности в 70-е — 80-е годы прошлого сто -летия был связан не только с внедрением электронно-вычислительной техники и созданием первых автоматизированных информационно-поисковых систем, но и с развитием научных представлений об оперативно-розыскной информации [1]. Еще двумя-тремя десятилетиями ранее, в 50-е — 60-е годы, были заложены научные основы современной криминалистики, экспертной деятельности, которые также опирались на осмысление различных аспектов криминалистической информации [2].

Один из парадоксов последних лет заключается в том, что стремительная информатизация всех сторон жизни отодвинула далеко на второй план вопросы о сущности собственно информации.

В то же время качественно новые возможности, которые открывают информационные технологии в правоохранительной деятельности, могут быть реализованы при понимании реактивных качеств информации (механизмов возникновения), ее ресурсных свойств (способов накопления и передачи), и, наконец, ее фоновых проявлений (процессов отражения и воздействия) [3].

То, что рождается в сознании человека, воз -никает в результате обработки и анализа посту -пающих данных, лежит в основе реакций на события и сообщения о них, является реактивной составляющей информации. Реактивная информация возникает в процессе реакций на воздей-ствия, которые испытывают объекты живой при -роды. Она может оцениваться как мера активно -сти отражения и целенаправленности реагирования на внешние воздействия или как мера адек-

ватности восприятия явлений и событий окружающего мира.

Получение именно реактивной информации, т.е. необходимой «здесь и сейчас», является це -лью оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, лежит в основе принятия оперативных, организационных решений, особенно в экстренных случаях, связанных с угрозами безопасности.

В отличие от реактивной, информация, ко -торая кодируется и фиксируется на различных носителях, составляет содержание банков дан -ных, учетов, поисковых систем и представляет собой ее ресурсную проекцию. Ресурсная ин -формация накапливается по мере эволюции живых систем. Она содержится в генетических кодах, в структурах и строении органов и тка-ней, в программах обменных процессов. В со -циальной жизни ресурсная информация приоб -ретает форму документа или произведения искусства, выражается в сообщении, структу -рируется в виде данных, предстает в качестве сведений, пополняет знания об окружающем мире.

Ресурсную информацию составляют те данные и сведения, которые систематизируются и накапливаются в информационно-справочных, информационно-поисковых, информационно-аналитических системах, учетах всех уровней, банках данных правоохранительных органов, государственных структур, корпораций предприятий и ведомств.

Наконец, та составляющая информации, которая не вызывает непосредственных реакций, не фиксируется на тех или иных носителях, но вместе с тем отражает многообразие окружающего мира в доступных для восприятия формах, одно -временно не контролируясь сознанием, может быть обозначена как фоновая.

С помощью органов чувств — зрения и слуха

— мозг человека фиксирует то, что не контролируется сознанием. На этом свойстве психики основаны технологии скрытого тестирования, кодирования и зомбирования. Посредством фоновой информации мы получаем случайные, неосознанные впечатления. Она же является одним из инструментов воздействий, которые могут поражать, вызывать психические реакции и запрограммированные действия, иметь лечебный эффект или наносить вред здоровью, вплоть до летального исхода.

Введение и развитие представлений о реактивной , ресурсной и фоновой информации позволяет в новом свете рассмотреть широчайший круг явлений как природной, так и социальной жизни, и с новых позиций подойти к информационной безопасности.

2. Основные условия обеспечения информационной безопасности. Если принять во внимание реактивные, ресурсные и фоновые проявле -ния информации, то обеспечение информацион-

ной безопасности предстает в необходимости выполнения трех основных условий.

Первое условие — это наличие нужной информации, т.е. удовлетворение потребностей правоохранительных органов в такой информации, которая позволяет принимать решения адекватно складывающейся ситуации. Естественно, при этом имеется в виду именно реактивная информация, которая получается после обработки и анализа огромных потоков сообщений, сигналов, данных сведений.

Второе условие — это собственно защита информации, т.е. поддержание необходимого баланса между угрозами безопасности и защищенностью информационных ресурсов, техноло -гий и процессов добывания, обработки, накопле -ния, хранения, анализа и использования информации. При этом речь идет в первую очередь о ресурсной информации, т.е. о создании, совершенствовании и защите тех информационных ресурсов, на которые опирается деятельность по борьбе с преступностью, профилактике правона -рушений, обеспечению общественного порядка и безопасности личности, общества и государства.

Третье условие — это противодействие негативным явлениям, деструктивным процессам и непосредственно криминогенным воздействиям, т.е. комплекс мероприятий, направленных на выявление и систематическое противодействие как последствиям внешних негативных (социальных, экономических, политических) процессов и деструктивных воздействий (со стороны криминальных структур, коррупционных кланов), так и последствиям внутренних негативных явлений, связанных с социально-психологическим климатом в коллективах, межличностными отношениями, мотивационными устремлениями сотрудников правоохранительных органов и широкого круга связанных с ними лиц. Все это касается исключительно информационно-психологической сферы и, естественно, той фоновой информации, которая отражает недопустимо высокий уровень криминализации современных общественных отношений [4].

3. Основные требования к специалистам. Из условий обеспечения безопасности, проекций информаций и возрастающей роли информационнопсихологических воздействий как инструмента управления социальными процессами и борьбы с криминализацией общественных отношений вытекают задачи подготовки специалистов в области информационной безопасности и информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности.

Во-первых, эти специалисты должны владеть технологиями добывания, обработки и анализа данных, т.е. уметь применять технические средства и специальные технологии для получения реактивной оперативно-розыскной информации. Заметим, что речь идет не о телекоммуникациях и компьютерных технологиях связи и управле-ния общего назначения (для этого могут привле -

каться выпускники гражданских вузов), а именно о специальных информационных технологиях, применение которых должно получить правовое оформление и стать основой построения правоохранительной деятельности в информационном обществе.

Одним из центральных моментов при этом является аналитическая работа, позволяющая эффективно использовать огромные информационные ресурсы (т.е. массивы структурированной ресурсной информации, накапливающейся в банках данных и циркулирующей в сетевом, те -лекоммуникационном, медиа- и радиоэфирах) для получения нужной реактивной информации.

Во-вторых, эти специалисты должны обла-дать знаниями и умениями по организационной, правовой и, главное, по инженерно-технической защите информации, владеть криптографическими методами, приемами стеганографии, технологиями защиты компьютерной информации.

Рынок технических средств защиты информации в настоящее время в значительной степе -ни формируется негосударственными, коммерческими организациями и предприятиями. При этом возникают проблемы соответствия техни-ческих средств их заявленным возможностям, постоянного контроля их работоспособности, защиты самих технических средств от умышлен -ных и неумышленных повреждений, скрытного перепрограммирования и т. д.

Эти обстоятельства требуют концентрации обучения на приобретение навыков не только квалифицированного, но и творческого применения специальных технических средств, предназначенных для выявления, предупреждения и блокирования различных угроз безопасности информации.

В-третьих, эти специалисты должны владеть комплексом правовых, криминологических, криминалистических, оперативно-розыскных и психологических знаний, позволяющих им включиться в борьбу с преступностью, противодействовать криминализации общественных отношений, предотвращать утечку информации, связанную с человеческим фактором. Особое внимание необходимо уделять технологиям как процессуального использования информации (представления полученных с помощью информационных технологий данных в качестве доказательств в уголовном процессе и судопроизводстве), так и технологиям непроцессуального использования информации (превентивным оперативно-розыскным мероприятиям по профилактике, предотвращению и пресечению преступной деятельности)[5].

Одним из центральных моментов подготовки специалистов должно стать изучение средств и методов информационно-психологических воздействий, опирающихся на возможности фоновой информации овладевать сознанием человека помимо его воли. Несложно представить, что

основные акценты обеспечения информационной безопасности, борьба с преступностью, поддержание общественного порядка в ближайшем будущем все в большей мере будут смещаться в информационно-психологическую сферу.

4. Подготовка специалистов. Опыт работы профильных кафедр информационной безопасности и специальных информационных техноло -гий учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России по подготовке специалистов в области информационной безопасности для органов внутренних дел показал, что одновременное изучение блока гуманитарных и технических дис-циплин не приводит к формированию у обучающихся необходимого базового физико-математического мышления и достаточных комплекс -ных правовых знаний.

Одним из условий формирования необходи -мых профессиональных качеств специалиста является повышение уровня физико-математи-ческой подготовки и формирование инженернотехнического мышления в течение первых дву х-трех лет обучения с последующим преподаванием блока юридических и специальных дисцип -лин, начиная с третьего или четвертого года обучения.

Новые образовательные стандарты требуют учета «необходимых компетенций». В то же время нельзя игнорировать и не использовать огромный опыт российской «школы знаний», когда образование связывалось с форм ированием научных представлений об изучаемом предмете. Только на основе фундаментальных знаний открывается возможность ориентироваться в мире информационных технологий, смена которых происходит уже в 3-5 раз быстрее, чем смена поколений.

В рабочий учебный план подготовки специа -листов в области информационной безопасности в Московском университете МВД России введе -ны такие дисциплины, как «прикладная математика», «основы электротехники и электроники» и «прикладная лингвистика», усиливающие базо-вую фундаментальную составляющую обучения.

Необходимо также введение и совершенствование специальных дисциплин, охватывающих весь комплекс информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности.

В настоящее время это направление реализуется блоком дисциплин, преподаваемых на кафедре специальных информационных технологий и включающих изучение технологий добывания, обработки, анализа и использования оперативной информации. Введена также профильная подготовка специалистов в области информационной безопасности для информационно-аналитических подразделений ОВД — центров оперативнорозыскной информации криминальной милиции.

Качественная подготовка специалистов подразумевает обязательное использование ми-

рового и отечественного опыта в научном обеспечении учебного процесса. Принимая во вни -мание, что в настоящее время такие дисципли -ны, как «компьютерная разведка», «технологии аналитической разведки», «мультимедийная

обработка информации», «информационно-психологические воздействия» ранее нигде и никем не преподавались и, следовательно, требуют постоянного переосмысления, учебный процесс должен быть теснейшим образом связан с науч -ной деятельностью.

Специалист по информационной безопасности ОВД и информационно-аналитическому обеспечению правоохранительной деятельности должен проходить обучение в творческой атмосфере научного поиска, с первых лет учебы включаясь в научную (как теоретическую, так и экспериментальную и проектную) деятельность по освоению технических средств добывания, обработки и защиты информации. Для этого в учебных заведениях должны быть созданы научно-исследовательские подразделения - группы, отделы, лаборатории, которые во взаимодействии с ведущими производственными и научными центрами страны занимались бы разработкой, совершенствованием и адаптацией новых информационных технологий для решения задач правоохранительной деятельности.

5. Уровни подготовки. Переход на новые образовательные стандарты предусматривает подготовку специалистов (5 лет обучения), а также бакалавров (4 года) с последующей магистратурой (всего 6 лет).

Основной костяк в информационно-аналитическом обеспечении правоохранительной дея-тельности и обеспечении информационной безопасности ОВД должны составлять специалисты с пятилетним сроком обучения, имеющие доста-точную универсальную подготовку, специфика которой была обозначена выше.

Одновременно может осуществляться подготовка бакалавров по эксплуатации информационных систем, защите информации и использованию специальных информационных техноло -гий в правоохранительной деятельности.

Бакалавры, проявившие незаурядные способности, должны иметь возможность продолжить обучение и окончить магистратуру, получив соответствующую квалификацию в аналитической работе, в экспертной деятельности или в защите компьютерных и телекоммуникационных систем.

Говоря о накоплении компетенций специалистов, владеющих информационными технология -ми, необходимо представлять, что задача состоит не только в том, чтобы будущие сотрудники правоохранительных органов хорошо «влились» в существующую реальность, посвятив себя борьбе с преступностью и обеспечению общественного порядка, но и изменили эту реальность.

Специалисты нового поколения должны поднять информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности, а вме-

сте с этим борьбу с преступностью и обеспечение безопасности личности, общества и государства на новый уровень, адекватный технологиче -ским возможностям информационного общества.

Для этого требуется не столько освоение «школы компетенций», сколько обращение и даже возврат к «школе знаний», имеющей глубокие традиции в российской культуре. Более того, необходимо создание нового «культа знаний», при котором карьера человека, высокий социальный статус, положение в служебной иерархии будут определяться системностью, глубиной и фундаментальностью его знаний. При этом учитель будет иметь заслуженный общественный авторитет, а преподаватель вуза станет одновременно ученым.

Сущность «компетентностного подхода», «школы знаний» и «культа знаний» также раскрывается через реактивную, ресурсную и фоновую проекции информации.

Так, нововведения современных образовательных стандартов по подготовке специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, отражают возрастающее значение реактивной информации, позволяющей оперативно принимать решения в быстро меняющихся ситуациях, а, главное, адекватно реагировать на воздействия, которым подвергаются (в данном случае сотрудники ОВД) в своей повседневной деятельности.

В то же время, если речь идет о развитии, о переводе правоохранительной деятельности на современные технологические основы, о новейших специальных информационных технологиях в борьбе с преступностью, коррупцией, экстремизмом и терроризмом, необходимо освоение ресурсной информации, включающей фундаментальные достижения как в естественно-научных и технических, так и в гуманитарных сферах.

Важнейшее, а часто и определяющее значение при этом играет психологический фон, социальный климат, дух, преобладающий в общественном сознании, которое подвергается все более интенсивным информационным воздействиям. Угрозы этих воздействий связаны непосредственно с фоновой информацией, которая незаметно перепрограммирует социальные системы.

Создание и утверждение в обществе «культа знаний» — это в первую очередь борьба в информационном поле за приоритет человека созидающего против человека -потребителя, а также борьба с криминальной идеологией как необ-хо димый компонент обеспечения безопасности личности, общества и государства.

В заключение заметим, что не раз высказывалась озабоченность кадровым обеспечением оперативных и особенно следственных аппаратов. Дефицит специалистов, владеющих информационными технологиями, пока отдается глухими раскатами дальних гроз. Но гром может грянуть в любой момент. Ситуация кардинально изменится, и всем станет очевидно, что главная кадровая

проблема — это необходимость иметь специалистов, способных обеспечить безопасность личности, общества и государства на новом технологическом уровне.

Семь лет назад мало кто пользовался сотовым телефоном. Сегодня уже трудно предста-вить нашу жизнь без мобильной связи. Еще се -мью годами ранее Интернет только набирал силу, а отступив еще на семь лет, мы можем вспомнить, как появились первые компьютеры.

Сейчас мы стоим на пороге интерактивного телевидения, проникновения во все сферы космических геоинформационных технологий, карманных многофункциональных компьютеров и, наконец, интеллектуальных роботов, значитель-но превосходящих возможности человека в са-мых разнообразных сферах деятельности.

Только обладая универсальными фундаментальными знаниями, человек может достойно ответить на технологический вызов своей же цивилизации, а сотрудник правоохранительных органов защитить ее ценности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация / С.С. Овчинский. — М.:Инфра-М, 2000. — 367с.

2. Усманов Р.А. Информационные основы предварительного расследования / Р.А. Усманов.

— М.: Юрлитинформ, 2006. — 204с.

3. Овчинский А.С. Матрица преступности / А.С. Овчинский, С.О Чеботарёва. — М.: Инфра-М., 2006. — 112с.

4. Овчинский А.С. Информационные воздействия и организованная преступность / А.С. Ов -чинский. — М.: Инфра — М., 2007. — 176 с.

5. Овчинский А. С. Информация и оперативно-розыскная деятельность / А. С. Овчинский. — М.: Инфра — М., 2002 . — 163с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.