Н.В. ЦУРЕНКОВ аспирант Национального института бизнеса*
Безопасность и ее взаимосвязь с политической стабильностью государства
Анализ и обобщение исторического опыта становления политической стабильности в прошлом и научных трудов современности позволяет выявить одну из общих закономерностей развития и выживания государств - забота о его безопасности и нерушимости границ. Это является первейшим условием поддержания мира, сохранения государственного суверенитета, территориальной целостности государства и развития международного сотрудничества. Игнорирование этих условий политической элитой, пренебрежение вопросами обеспечения безопасности или недостаточное к ним внимание способствуют дестабилизации глобальной, региональной и внутригосударственной обстановки. Если во времена Древней Греции, Древнего Рима и Средневековья под стабильностью государства подразумевалась гармония, целостность и порядок в обществе, то стабильность на границах понималась как возможность расширения территории государства, так как культивировалась политика захвата земель сопредельных государств, в том числе под патронажем церкви. Только в период Нового времени, когда границы государств принимают явные очертания, стабильность на границах становится политикой.
Проблема безопасной жизнедеятельности государств и народов всегда была, есть и будет актуальной для человеческой цивилизации, отдельных стран и народов. Любое государство всегда проявляет заботу об укреплении своей безопасности, цель которой - сохранить себя как суверенное образование, быть равноправным актором международных отношений. Именно необходимость в безопасности (словарь Брокгауза и Ефрона) вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит цель и назначение своего существования. Этой максиме около ста лет, однако, и сегодня ее объяснение и обоснование оказывается важной теоретической и практической задачей.
С глубокой древности понимание безопасности человеком не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось им как отсутствие для него опасности или зла. Именно в таком значении термин «безопасность» впервые употребился древнегреческим философом Платоном. Оно было развито и дополнено его учеником Аристотелем. По его мнению, государство является продуктом естественного развития, одной из форм человеческого общения и с
* Цуренков Николай Владимирович, е-таП; nik.tsur@mail.ru
этим понятием тесно связано право как важнейшее средство сочетания интересов личности, общества, государства и их безопасности. Вопросы безопасности уже в древности связывались с соблюдением условий, направленных на обеспечение справедливости и стабильности в обществе. Большое значение придавалось усилению армии и силовых структур, призванных обеспечить безопасность государства.
В условиях средневековья, ожесточенной борьбы между церковной и светской властью за руководящую роль в обществе появились новые правовые теории обеспечения безопасности. В 1215 г. в Англии была принята «Великая хартия вольностей», где впервые была признана неприкосновенность личности и ее право на безопасное существование. В XII в. философ и теолог Ф. Аквинский создал теологическую теорию, важной частью ее было учение о государстве, которое исходит от Бога и поддерживает общественный порядок им заведенный. Оно призвано обеспечить мир и безопасность нации, сохранение жизни, здоровья и имущества личности.
В научных западноевропейских кругах Нового времени понятие «безопасность» приобретает широкое распространение благодаря философским концепциям Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, Д. Локка, Б. Спинозы, Ш. Монтескье и других мыслителей ХУН-ХУШ вв., означая состояние спокойствия, появляющееся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной). Государство лишь имеет цель поддержания мира и безопасности граждан. Немецкие мыслители И. Кант и Г. Гегель философски обосновывали стремление человека к безопасности как одной из основ возникновения государства.
Среди российских авторов, которые рассматривали в своих работах проблему безопасности государства и личности, следует назвать таких русских мыслителей, как В.Н. Татищев, А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, Н.М. Карамзин и др. В частности, Н.М. Карамзин в завете правителям писал: «Блюдите нашу безопасность вне и внутри, наказывайте злодеев, жертвуйте частью для спасения целого»'.
Впервые определение понятия «безопасность» дано еще в XVII-XVIII вв. как состояние спокойствия, проявляющееся в результате отсутствия реальной опасности в условиях материальной и политической стабильности, способствующей созданию такой ситуации2.
Как показывает последующий исторический опыт, сущность и содержание понятия «безопасность» в наше время остается в своей основе неизменными: сохранение целостности и территориальной
1
Карамзин Н.Н. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении. М., 1991, с.33.
2 См.: Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996, с. 25.
неприкосновенности государства, защита населения от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» употребляется применительно как к социальным, так и природным явлениям и процессам, однако, в обществе он отражает не только специфические признаки феномена безопасной жизнедеятельности людей, но и включает в себя то общее, типичное, устойчивое, что характерно для всех областей функционирования человека и общества. Это общее состоит в том, что безопасность как цель, условие и стратегия защиты от различных видов вызовов, рисков, угроз и опасностей нацелена, в конечном счете, на выживание всей социальной системы3.
Дискуссии о сущности феномена безопасности не прекращаются в научных кругах политологов и социологов и в настоящее время. Точки зрения разнообразны и варьируются от его отождествления с «родовым понятием» до признания симбиозом «экологической, экономической и всякой другой безопасности, противостоящей системе угроз личности и общества от различного рода опасностей»4. В целом, в отечественной научной литературе по вопросу безопасности можно выделить работы В.Ф. Молчановского, А.П. Дмитриева, Г.В. Иващенко, В.Е. Дементьева, В.А. Золотарева, Н.Н. Рыбалкина, А.Д. Урсула и других авторов. Большое количество научных суждений и их разноплановость не способствуют формированию общего подхода и однозначной трактовки понятия «безопасность».
Исходя из изложенного, можно определить безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз, существующих в конкретной исторической обстановке.
Понятие «безопасность» в ее политическом значении широко употребляется в официальных доктринах ведущих государств. В США понятие «национальная безопасность» введен президентом Т. Рузвельтом в 1904 г.и вначале понимался только как оборона страны, позднее, когда в 1947 г. был принят закон «О национальной безопасности», это понятие получило расширенное толкование -укрепление военной силы и экономического потенциала страны.
Во Франции, в отличие от США, не используется понятие«на-циональная безопасность», а применяется понятие «оборона страны», соединяющее по содержанию понятия государственной и общественной безопасности. Безопасность государства понимается как состояние мира и стабильности, являющихся результатом мер, принятых во избежание внутренних беспорядков и внешней агрессии и
3 См.: Прохожее А.А. Теория развития и безопасность человека и общества. М., 2006, с. 40.
4 Белая книга российских спецслужб. М., 1995, с.184.
распространяется не только на территорию страны, но и на регионы, которые являются сферами влияния Франции.
Доктрина национальной безопасности Японии отождествляет интересы нации и государства, считая их идентичными друг другу. Ее содержание предусматривает обеспечение нерушимости социально-экономических основ государства, нормальное функционирование государственной власти, сохранение государственного и общественного строя, поддержание военной мощи, территориальной целостности и независимой внутренней и внешней политики.
Безопасность в Германии, отраженная в доктрине, понимается как качественное состояние военного, экономического, социального, политического и других потенциалов, целостность территории, прочное международное положение, эффективность функционирования государственного механизма.
В России на законодательном уровне понятие «безопасность» впервые закреплено в 1992 г. как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»5. В Законе Российской Федерации «О безопасности» 2010 г. определена безопасность как комплексный и масштабный феномен, состоящий из безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, тем самым отождествляя безопасность с понятием «национальная безопасность». В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства6.
Таким образом, в современном научном лексиконе разных стран понятие «безопасность» употребляется достаточно близкими понятиями, которые рассматривают ее как способность сохранять основные характеристики и условия существования государства, общества и личности при попытках их разрушения со стороны внутренних и внешних угроз. Безопасность представляется как целостность, самостоятельность и стабильность политической системы, как гарантия устойчивого развития и защиты основных ценностей в условиях опасности и угроз.
Рассматривая взаимосвязь политической стабильности с безопасностью государства, необходимо обратиться к определению
5 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1-ФЗ «О безопасности» // Консультант Плюс, 2011, 1 марта.
См.: Российская газета, 2009, 19 мая.
стабильности. Понятие «стабильность политическая» трактуется как состояние политической системы, характеризующееся наличием необходимых условий и факторов, обеспечивающих сохранение обществом своей идентичности, гражданского мира и согласия на основе достижения баланса интересов различных социальных субъектов и политических сил, своевременного легитимного разрешения возникающих проблем и противоречий в сфере политики с помощью предусмотренных законом механизмов и средств7.
Представляется, что состояние политической стабильности предполагает отсутствие внешних и внутренних социальных конфликтов, преемственность власти и государственной политики, соблюдение прав и свобод граждан. Угрозу безопасности государства представляют две политические крайности правящей элиты к проблеме стабильности общества. Первая - «стабильность любой ценой», когда безопасность достигается путем установления тотального надзора за гражданами посредствам полицейского контроля, чтобы не допустить дестабилизирующих вмешательств в систему. Абсолютизация политической стабильности приводит не к безопасности государства, а к господству элит, нарастанию социальной напряженности, неэффективному расходованию ресурсов и т.д. Данный подход характерен для стран с тоталитарными режимами либо с традиционными обществами. Вторая крайность -явная недооценка стабильности, когда вмешательство государства в общественную жизнь допускается в случаях, если возникает препятствие развитию общества. При данном подходе отсутствие должного контроля за деятельностью граждан может привести к навязыванию элитам условий и правил поведения со стороны общества, что характерно в странах с демократическими формами правления. Для любой страны и любого общества в определенных условиях существует оптимальный уровень политической стабильности, соответствующий интересам обеспечения безопасности государства, общества и личности.
В то же время несомненно и благотворное влияние политической стабильности на безопасность государства: во-первых, действия государственных органов являются достаточно предсказуемыми для субъектов политики и экономики; во-вторых, разрешение социальных, экономических и иных противоречий внутри государства осуществляется при обеспечении безопасности и прав граждан; в-третьих, элитами осуществляется взаимовыгодное международное сотрудничество и другие. Но даже в том случае, когда утрата политической стабильности не является угрозой безопасности, она создает благоприятную среду для возникновения таких вызовов государству, как падение эффективности власти, что неизменно
7 Новая философская энциклопедия. 2-е изд. М., 2010 - http: iph.ras.ru/elib/2833.html
приведет к росту экстремистских настроений, преступности, терроризму и др. Бывают и моменты, когда интересы безопасности государства, общества и граждан требуют кардинального изменения государственной политики, нарушая преемственность власти и т.д. Тогда главная задача состоит в том, чтобы максимально быстро после периода резких изменений обеспечить вновь состояние политической стабильности. Достижение политической стабильности цивилизованными правовыми методами свидетельствует о способности общества своевременно решать проблемы, не доводя их до конфликта. Общие цели обеспечения политической стабильности и безопасности должны совпадать.
В заключение необходимо отметить, что понятие «безопасность» является одним из ключевых понятий современной практики государственного управления. Во все времена безопасность становится ключевым словом всей системы общественных отношений, а в наше время на ее основе возможна консолидация общества. Обеспечение безопасности государства, общества и личности становится не только «символом веры» власти, но и одним из оправданий ее существования.
Цуренков Н.В. Безопасность и ее взаимосвязь с политической стабильностью государства. В статье рассматриваются в историческом аспекте основные взгляды представителей социально-политической мысли на феномен безопасности, анализируются современные теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к ее определению и взаимосвязь безопасности с политической стабильностью государства.
Ключевые слова: безопасность, опасность, политическая стабильность.
Tsurenkov N.V. The of safety and its interrelation with political stability of the state. In article the main views of representatives of social and political thought on a safety phenomenon are considered in historical aspect, modern theoretical approaches of domestic and foreign scientists to its definition are analyzed, the interrelation of safety with political stability of the state is considered.
Key words: safety, danger, political stability.