Н.В. ЦУРЕНКОВ аспирант Национального института бизнеса*
Основные аспекты политической стабильности и их влияние на пограничную безопасность российского
государства
В исследовании политической стабильности как целостного и многофакторного явления, характеризующего состояние политической жизни общества, наиболее существенным представляется анализ ее основных содержательных аспектов, которые непосредственным образом влияют на властные отношения в государстве. Выявление данных аспектов позволит определить наличие и уровень политической стабильности в обществе, а также степень их влияния на безопасность страны в пограничной сфере.
Основополагающим аспектом политической стабильности выступает наличие легитимности политической власти. Если граждане страны поддерживают властные институты, законные основания осуществления их властных полномочий и созданные ими политические, правовые и организационные условия существования общества, то их можно считать легитимными.
Становление легитимности политической власти нового российского общества характеризовалось низким уровнем доверия к последней со стороны населения. Несмотря на то, что Б.Н. Ельцин в 1996 г. смог набрать 53,8% голосов избирателей во втором туре выборов Президента РФ, уровень доверия населения к органам власти снижался и на конец 1997 г. составлял: к Президенту РФ - 19,8%, к Правительству РФ - 16,0%, к Совету Федерации РФ - 12,5%, к Государственной Думе РФ - 13,2%1 и продолжал снижаться вплоть до 1999. Необходимо отметить, что этот период времени отмечался началом политической стабилизации российского общества.
О положительной динамике роста легитимности основных политических институтов в российском государстве можно говорить лишь с 2000 г. Приход к власти В.В. Путина и два срока его правления охарактеризовались укреплением легитимности и установлением стабильности в обществе. Так, в 2000 г. В.В. Путин выиграл президентские выборы, набрав около 53% голосов избирателей и в течение последующих восьми лет пользовался устойчивой поддержкой у граждан страны, в диапазоне между 61% и 87%2 . В это время наблюдался рост доверия россиян к основным политическим органам власти и к 2008 г. составил: к Правительству РФ - 49%, к Совету Федерации РФ - 33%, к Государственной Думе РФ - 28%3. Именно В.В. Путину как Президенту РФ удалось стабилизировать общество, возродить легитимность и доверие граждан к основным политическим институтам страны.
В период правления в должности Президента России Д.А. Медведева продолжился курс на усиление легитимности и укрепление политической стабильности в стране. Так, Д.А. Медведев в ходе выборов на высшую государственную должность РФ в 2008 г. набрал более 70% голосов избирателей и в течение всего президентского срока пользовался довольно высоким доверием у населения страны: в 2008 г. - 74%, в 2009 г. - 75%, в 2010 г. - 75%, 2011 г. - 69%, в 2012 г. - 61% . Легитимность и рейтинг доверия граждан к ключевым политическим институтам оставался на стабильном уровне: к Правительству РФ - 47%, к Совету Федерации РФ - 31%, к Государственной Думе РФ - 26%5
Таким образом, при данных показателях легитимности и доверия граждан страны к основным политическим институтам можно говорить о наличии и высоком уровне политической стабильности государства.
Другим и не менее значимым аспектом политической стабильности является устойчивость политических институтов. От их деятельности зависит политическая стабильность, так как они структурируют поле политических властных отношений, делают взаимоотношения граждан определенными и устойчивыми. Основным критерием устойчивости политического института является его существование на протяжении определенного периода времени. По мнению западных политологов, устойчивость политического института зависит от его функционирования на протяжении 30-40 лет6. Политические институты нового российского общества существуют менее 25 лет и в этот период неоднократно видоизменялись. Наибольшую устойчивость и длительность существования демонстрирует институт президентства, так как он был введен в 1990 г. Институт законодательной власти до 1993 г. несколько раз реорганизовывался, подвергалась изменениям исполнительная власть в стране. Так, вначале она возглавлялась президентом страны и лишь с 1993 г. была определена в самостоятельную ветвь власти. Партийная система в нашем государстве и вовсе меняется с каждыми выборами.
Начиная с 1993 г. российские политические институты становятся все более устойчивыми. Основа их стабильного функционирования была определена Конституцией РФ, в которой определены их структура и основные полномочия. С этого времени происходило укрепление и развитие данных институтов и в настоящее время они не претерпели существенных изменений.
Эффективность правящей политической элиты является также важным аспектом политической стабильности государства и характеризуется решением властвующей элитой ожиданий и потребностей общества.
* Цуренков Николай Владимирович, e-mail: nik.tsur@mail.ru
1 Десять лет реформ глазами россиян. Аналитический доклад ИКСИ РАН, М., 2001, с. 112.
2 См.: Левада-Центр. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL://http://www.levada.ru/issledovaniya.
3 Фонд Общественное мнение. Доминанты. Социологический бюллетень, 2011, №24 от 16 июня.
4 См.: Данные по рейтингу Д. Медведева. Левада-Центр. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL://http://www.levada.ru/issledovaniya.
5 Фонд Общественное мнение. Доминанты. Социологический бюллетень, 2012, №26 от 5 июля.
6 См.: Буржуазное общество в поисках стабильности / Под ред. А.А. Галкина. М., 1991, с. 92-95.
Продуктивность политической власти зависит от удовлетворения интересов общества, прежде всего экономических. Оптимальное использование элитой находящихся в ее распоряжении ресурсов может гарантировать ей стабильность в обществе.
Оценивая экономическую эффективность правящей политической элиты, необходимо отметить, что с 19911999 гг. российское общество фактически находилось в кризисе, переживало реформы, многие из которых можно признать неэффективными. И лишь с 2000 г. начинается постепенная стабилизация экономики страны. Так, если к 1999 г. основные темпы экономические роста страны впервые пересекли нулевую отметку, то к 2008 г. наблюдался прирост и увеличение объема ВВП (к 2008 г. до 117,2% от уровня 1991 г.), промышленного производства (к 1999 г. на 52% от уровня 1991 г.), сельского хозяйства (к 2008 г. на 90,8% от уровня 1991 г.), повышение объема инвестиций в основной капитал страны (к 2007 г. на 68% от уровня 1991 г.)7.
В конце 2008 г. наша страна столкнулась с мировым финансовым кризисом, оказавшим существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Ухудшились основные экономические показатели, но реализация правящей элитой страны, Президентом и Правительством РФ антикризисных мер способствовала стабилизации социально-экономической ситуации. Необходимо признать, что от эффективности управления правящей элиты зависит стабилизация общества и обеспечение политической стабильности государства.
Аспектом стабильности являются также баланс и политическое равновесие сил в обществе. Систему можно условно разделить на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная характеризуется разделением властных функций между законодательной, исполнительной и судебной властями на основе системы «сдержек и противовесов». Постсоветский период России характеризовался возникающими противоречиями между исполнительной и законодательной властью (путч 1993 г.), перекосом полномочий в сторону президентской власти, недостаточным народным представительством в Совете Федерации, реформированием судебных органов и др. Вместе с тем, руководством страны проводится работа в данном направлении. Так, с принятием Конституции РФ окончательно разделены полномочия между президентом и исполнительной властью, определены новые правила комплектования Совета Федерации РФ путем назначения двух представителей от каждого субъекта РФ, а в 2014 г. фактически завершилась судебная реформа путем создания «единого» Верховного суда.
Вертикальным направлением разделения властей является разграничение полномочий между центральными, региональными органами власти и местным самоуправлением. Оно отмечалось слабостью федеральных органов власти, их зависимостью от региональных и местных властей, формированием договорных отношений с национальными республиками и др. Данное манипулирование с полномочиями привело к «параду суверенитетов», росту сепаратизма в регионах, к военной компании в Чеченской республике и др. Лишь с 2000 г. со стороны федерального центра предпринимались значительные меры по разграничению функций с региональными органами власти. Законодательство субъектов Федерации было приведено в соответствие с Конституцией РФ. Так, в марте 2003 г. на референдуме была принята Конституция Чеченской республики. Кроме того, получили закрепление правовые нормы по порядку избрания глав субъектов РФ и органов местного самоуправления. Таким образом, федерализм и четкое распределение полномочий между ветвями власти в полном соответствии с российским законодательством существенным образом влияют на политическую стабильность России.
Еще одним аспектом политической стабильности выступает наличие и прогнозирование потенциальных социально-политических конфликтов (кризисов) в обществе. Посредством данных конфликтов граждане страны подают сигналы власти о существующих разногласиях и противоречиях. Руководству страны необходимо прогнозировать конфликты (кризисы) и управлять ими с целью поддержания политической стабильности и безопасности в государстве.
Формирование нового российского общества отличалось конфликтностью на политической, экономической, религиозной и межнациональной почве. Примерами могут служить и «чеченский конфликт», и кризис власти в 19921993 гг., и экономический кризис 1998 и 2008 гг. Их появление во многом можно объяснить сложным переходом от советской системы к демократическому обществу. В наше время также встречаются политические конфликты: например, проводимые оппозицией массовые митинги протеста против нарушений на выборах в Государственную Думу РФ VI созыва в декабре 2011 г. и после выборов Президента РФ в марте 2012 г. Данный конфликт наряду с формированием определённых предпосылок к политической дестабилизации поспособствовал большей открытости и прозрачности всей системы выборов в России.
В настоящее время частота социально-политических конфликтов (кризисов) сократилась во многом благодаря эффективной политике руководства страны. Вместе с тем, неумение упреждать потенциальные противоречия в обществе либо их полное игнорирование со стороны власти способствует дестабилизации обстановки в государстве. Крайне важно, чтобы разрешение каждого политического конфликта (кризиса) работало на устойчивость государственности России и укрепление политической стабильности и безопасности, в том числе в пограничной сфере.
Анализируя влияние указанных аспектов политической стабильности на безопасность государства в пограничной сфере, необходимо отметить, что одной из основных функций политической власти является реализация интересов пограничной безопасности. Государственная граница выступает важнейшим атрибутом суверенитета и территориальной целостности России и выполняет решающую роль в обеспечении политической стабильности государства. Именно поэтому поддержание границ Российской Федерации в безопасном состоянии является важнейшей из функций политических институтов страны. Так, Президент России определяет курс внешней и внутренней политики государства, в том числе и пограничную политику, осуществляет контроль над ее реализацией. Глава государства утверждает нормативные правовые акты, касающиеся регулирования взаимоотношений в пограничной сфере. Влияние института президентства на пограничную безопасность государства заключается в проведении различных мероприятий: выезды в приграничные регионы, проведение
7 См.: Мониторинг экономического развития России в период с 1991 по 2010 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL://http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/brics-2011-ch3.
заседаний и совещаний с руководителями министерств и ведомств, их заслушивание, определение курса государственной пограничной политики и контроль за ее реализацией на местах.
Правительство РФ в рамках своих полномочий в области обеспечения обороны и государственной безопасности определяет меры по охране государственной границы, заключает межправительственные соглашения по обеспечению безопасности в пограничной сфере. Кроме того, правительство определяет государственно-правовой статус и координирует деятельность федеральной службы безопасности РФ. С точки зрения влияния на пограничную безопасность наибольший интерес представляет функционирующий при Правительстве Российской Федерации координационный орган - Государственная пограничная комиссия. Она обеспечивает целенаправленную совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений при формировании и реализации пограничной политики страны, в том числе ее региональных аспектов.
Высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ - оказывает непосредственное влияние на пограничную безопасность государства по средствам подготовки и сопровождения законопроектов по совершенствованию законодательства в пограничной сфере. Степень влияния Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ на безопасность государства в пограничной сфере заключается в формировании нормативно-правовой базы деятельности пограничных органов ФСБ России и принятии таких необходимых федеральных законов, как «Об обороне», «О государственной границе РФ» «О Федеральной службе безопасности РФ», «О континентальном шельфе РФ» и др. Основной законодательный орган РФ уточняет также редакцию основных законов, касающихся безопасности государства в пограничной сфере, ратифицирует международные договоры и соглашения по вопросам нормативно-правового оформления государственной границы и ее охраны.
Необходимо выделить деятельность основных институтов гражданского общества, непосредственно влияющих на пограничную безопасность страны. Так, Общественная палата РФ обеспечивает взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам реализации государственной политики, в том числе в пограничной сфере, осуществляет общественный контроль над деятельностью государственных политических институтов. Другим примером взаимодействия политических институтов гражданского общества с органами исполнительной власти в интересах государственной безопасности, в том числе и в пограничной сфере, является Общественный совет при Федеральной службе безопасности России. Совет охватывает широкий круг вопросов по развитию сотрудничества органов безопасности с общественными объединениями и гражданами страны в области обеспечения национальной безопасности.
В заключение необходимо отметить, что наличие указанных аспектов политической стабильности обеспечивает принятие политическими институтами эффективных законов в пограничной сфере и их исполнение властвующими субъектами в целях поддержания пограничной безопасности страны.
Цуренков Н.В. Основные аспекты политической стабильности и их влияние на пограничную безопасность российского государства. В статье рассматриваются основные аспекты политической стабильности государства, анализируются их основные показатели и степень влияния политических институтов России на пограничную безопасность.
Ключевые слова: политическая стабильность, пограничная безопасность, политические институты.
Tsurenkov N.V. Main aspects of political stability and their influence on border security of the Russian state. In article the main aspects of political stability of the state are considered, their main indicators and extent of influence of Russian political institutes on boundary safety are analyzed.
Key words: political stability, border security, political institutes.