Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-967-972

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ С. А. Калауов

начальник кафедры Автомобильная подготовка Академии МВД Республики Узбекистан, кандидат технических наук, доцент kalauov@mail. ru

Согласно данным ВОЗ, каждый год в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибают около 1,3 миллиона человек - это в среднем 3700 человек в день, или 1 человек каждые 24 секунды.

Согласно последним статистическим данным Государственной службы безопасности дорожного движения Республики Узбекистан уровень аварийности в нашей стране также остается относительно высоким, так за прошедший год произошло 10 001 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 2 426 и получили травмы различной степени тяжести 9 230 человек. При этом причинами 2 009 (20,1 %) дорожно-транспортных происшествий являются неудовлетворительная организация дорожного движения, 2 010 (20,1 %) - нарушения установленного скоростного режима, 1 380 (13,8 %) - пересечение пешеходами проезжей части в неустановленном месте, 1 150 (11,5 %) - наезд на пешехода при переходе через установленное место, 912 (9,1 %) - неопытность водителей.

Такая ситуация складывается несмотря на то, что в Республике проводится значительный объем работ с реализацией комплекса организационно-практических мер в сфере надежного обеспечения безопасности дорожного движения, основанного на установлении качественно нового порядка организации работы подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения, совершенствованию системы профилактики дорожно-транспортных происшествий, расширению системы автоматизированного регулирования дорожного движения и др.

В частности, 11 февраля текущего года было проведено очень важное и актуальное видеоселекторное совещание под председательством Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева, посвященное мероприятиям по поднятию на качественно новый уровень работ по обеспечению безопасности человека на дорогах.

April 21-22

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-967-972

На котором были указаны основные недостатки и упущения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также определены конкретные меры по их устранению.

В качестве основных проблем в данной сфере были отмечены следующие:

- относительно высокий уровень смертности на дорогах;

- относительно высокий уровень грубых правонарушений (вождение в нетрезвом состоянии, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.) со стороны водителей;

- устаревшие и не соответствующие современным требованиям правила дорожного движения;

- отсутствие цифровизации системы управления дорожным движением;

- отсутствие единой системы контроля и управления техническими средствами регулирования дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, разметка);

- низкое качество образования и соответственно низкий уровень подготовки водителей в автошколах;

- низкая культура участников дорожного движения;

- обоснование скоростного режима движения на центральных улицах крупных городов;

- отсутствие научного подхода в решении вопросов обеспечения безопасности и организации дорожного движения, а также снижения уровня дорожно-транспортных происшествий.

В связи с чем 4 апреля 2022 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-190 «О мерах по надежному обеспечению безопасности человека и резкому сокращению случаев смертности на автомобильных дорогах», которым были определены следующие актуальные направления обеспечения безопасности дорожного движения в стране:

- совершенствование инфраструктуры автомобильных дорог и улучшение их качества, создание надежных условий для безопасного движения участников дорожного движения на основе принципа приоритетности «пешеход - общественный транспорт - велотранспорт - автотранспорт»;

- поднятие на качественно новый уровень учебного процесса подготовки, переподготовки водителей, повышения

April 21-22

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-967-972

их квалификации с внедрением в систему инновационных педагогических технологий;

- повышение культуры соблюдения правил дорожного движения водителями и пешеходами, обеспечение неотвратимости наказания за любое правонарушение;

- организация привития основ правил дорожного движения с детства, внедрение данной практики в организациях дошкольного образования и общеобразовательных школах;

- полная цифровизация организации дорожного движения, применение новых систем управления и контроля с внедрением передовых информационно-коммуникационных технологий.

Отдельного внимания заслуживает внедрение принципиально нового порядка, в соответствии с которым лицензия на осуществление деятельности всем автошкол и экзаменационным центрам, независимо от их организационно -правовой формы, выдается Министерством внутренних дел, а Академия Министерства внутренних дел является ответственной в вопросах разработки учебных программ, основанных на инновационных педагогических технологиях, а также переподготовки и повышении квалификации преподавателей и водителей-инструкторов автошкол.

На сегодняшний день в Академии Министерства внутренних дел осуществляется разработка проектов учебных программ для подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей, а также переподготовки и повышения квалификации водителей-инструкторов и преподавателей автошкол. При этом большое внимание в этих программах уделяется следующим вопросам:

- законы и нормативно-правовая документация в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

- отвественность за нарушения правил дорожного движения;

- повышение эффективности обучения путем применения современных инновационных педагогических технологий и интерактивных методов;

- повышение культуры водителей;

- психо-физиологическое состояние водителяи его влияние на безопасность дорожного движения;

- причины возникновения дорожно-транспортных

происшествий и их профилактика.

April 21-221 ©

В целях повышения эффективности деятельности в сфере организации, управления и обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах планируется создание Республиканской специальной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и ее территориальных специальных комиссии.

На специальные комиссии будут возложены следующие основные задачи:

- обеспечение надежной защиты жизни и здоровья граждан в сфере безопасности дорожного движения, а также достижение полного соответствия дорожной инфраструктуры современным требованиям безопасности;

- системный мониторинг состояния эффективности организации дорожного движения в регионах, осуществление контроля за адресной деятельностью в данной сфере государственных и местных органов власти;

- детальное изучение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, создание системы разработки научно обоснованных предложений по их предупреждению посредством утверждения перечня опасных (имеющих высокую аварийность) участков дорог;

- установление мер по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в сферу обеспечения безопасности дорожного движения, а также автоматизированных систем контроля, исключающих человеческий фактор и коррупционные явления;

- организация разработки и согласования проектов программ по улучшению дорожной инфраструктуры, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий по всей республике.

В соответствии с возложенными на нее задачами Специальная комиссия будет осуществлять следующие основные функции:

- организация ведения объективного мониторинга показателей безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах (количество дорожно-транспортных происшествий, погибших, получивших телесные повреждения и др.);

- анализ исполнения законодательства в рамках обеспечения безопасности дорожного движения на территориях с отрицательными показателями безопасности дорожного движения;

- оценка состояния дорожной инфраструктуры и соблюдения правил дорожного движения в регионах в конце каждого квартала по соответствующим индикаторам индекса (состояние дорожного покрытия, степень оснащенности дорожными

April 21-22

970

знаками, состояние дорожной разметки, освещенность дороги; количество дорожно-транспортных происшествий на каждые сто тысяч человек среди населения, количество погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на каждые сто тысяч человек среди населения, количество очагов аварий, количество мест заторов и др.);

- контроль обеспечения организации профилактической и разъяснительной работы в образовательных организациях и населенных пунктах на территориях, в которых совершены дорожно-транспортные происшествия;

- организация разработки и реализация программ комплексных мер по развитию дорожной инфраструктуры и улучшению состояния соблюдения правил дорожного движения в районах (городах), которые по результатам индекса включены в «желтую» и «красную» категории;

- определение актуальных направлений научных исследований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

- оказание практической поддержки во внедрении результатов научных исследований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

- разработка предложений о совершенствовании актов законодательства специальных уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах, иных министерств и ведомств по обеспечению безопасности дорожного движения;

- решение вопросов привлечения высокопрофессиональных специалистов и ученых, а также финансирования научных исследований, проводимых по наиболее актуальным направлениям;

- организация работ по глубокому всестороннему анализу причин совершения дорожно-транспортных происшествий, особенно таких важных факторов, как техническое состояние участков дорог и автотранспортных средств, квалификация водителей и погодные условия с научной точки зрения;

- организация создания современных информационных систем, предназначенных для совершенствования безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и способствующих им условий.

Также в целях обеспечения безусловного соблюдения правил дорожного движения и предупреждения случаев их повторного нарушения планируется внедрение с 1 декабря 2022 года системы начисления штрафных баллов водителям за

April 21-22

971

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-967-972

нарушения правил дорожного движения, предусматривающей следующий порядок:

- начисление штрафных баллов за каждое нарушение правил дорожного движения в течение 12 месяцев;

- лишение водителя права управления транспортным средством на определенный срок в установленном порядке в случаях превышения штрафных баллов установленного количества;

- применение к водителям, за определенный период не нарушившим правила дорожного движения, мер стимулирования (сокращение штрафных баллов при последующем начислении).

В заключение необходимо отметить, что комплекс мероприятий направленный на совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения и снижение количества дорожно-транспортных происшествий в кратчайшие сроки должен дать свои конкретные результаты

April 21-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.