Научная статья на тему 'Безопасность Арктики'

Безопасность Арктики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
430
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / BORDER SECURITY / ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВА В АРКТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ / THE STATE POLICY PRIORITIES IN THE ARCTIC SECTOR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Владимир Александрович, Тынянова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся интересов России в арктическом регионе, существующих угроз им, приоритетов политики государства по обеспечению национальной и пограничной безопасности России в Арктике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arctic''s Security

The article deals with the interests of Russia in the Arctic region, the existing threats to the state interests there and the state policy priorities to ensure Russia's national and border security in the Arctic.

Текст научной работы на тему «Безопасность Арктики»

В. А. Дмитриев', О Н. Тынянова*'

БЕЗОПАСНОСТЬ АРКТИКИ

Северные земли и омывающие их моря Тихого и Северного Ледовитого океанов заслуженно «завоеваны» титаническим трудом многих поколений русских людей, в экстремальных условиях, буквально «не щадя живота своего». Если посмотреть на карту Арктики, то мы обнаружим имена более 300 русских людей, увековеченные в ее названиях. Россия честно заработала свое право на владение этими территориями.

Однако история освоения Севера, десятки научных экспедиций и дрейфующих станций, открытие Северною морскою пути теперь не принимаются во внимание. I (римерно десятилетие назад выяснилось, что Арктика - не только географическое понятие, но и место соприкосновения интересов Европы, Азии и Америки. Это природно-сырьевая кладовая, которая занимает ведущее место в мировой экономике по запасам нефти, природного газа, каменного угля и других природных ресурсов. Суммарная емкость запасов только углеводородного сырья в при-арктических областях оценивается в 23-26% мировых запасов. Так что ставки в игре более чем весомые.

Важно также, что отстаивать свои интересы в Арктике готовы не только приарктические страны, но и зависимые от ресурсов региона Исландия, Швеция и Финляндия, а также Великобритания, Китай, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Нидерланды, Гренландия и др. Международное соперничество обострится вокруг Арктики не только из-за энергоресурсов, но и биоресурсов, пресной воды, а также транспортных судоходных и воздушных путей. Климатические же изменения, скорее всею, «подогреют» межгосударственные споры вокруг полярных территорий, где разворачивается борьба за добычу энергоресурсов и ис-

Доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Международной академии информатизации.

Кандидат политических наук, вице-президент отделения Погранология.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2012

пользование новых судоходных путей. Арктический регион -крупнейший и, можно сказать, последний не только ресурсный, но и территориальный резерв мирового развития. Здесь переплетаются жизненно важные интересы России и других государств: экономические, политические, социальные и экологические. В Арктическом регионе спектр возможных устремлений иностранных государств к освоению морских пространств и северных территорий России, а также угроз интересам Российской Федерации, влияющих на ее национально-государственную безопасность, располагается в первую очередь в сферах территориальной целостности государства, экономики, политики, криминальной и военной сферах безопасности.

Анализ показывает, что основными угрозами безопасности России в Арктическом регионе являются следующие:

угроза территориальной целостности России (обусловлена территориальными претензиями ряда приарктических стран);

угрозы в экономической сфере (связаны в первую очередь с потерей экономической самостоятельности России в Арктике);

угрозы в области военной безопасности (связаны, прежде всего, с практически полным сокращением силовых структур на Арктическом побережье);

угрозы криминальной сферы (вызваны противоправной деятельностью в сфере добычи морских биоресурсов, а также контрабандой цветными и редкоземельными металлами, сырьем оборонного и стратегического назначения).

Особого внимания требует Северный морской путь - кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к Северному морскому пути определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. Северный морской путь может взять на себя до 10-15% рынка мировых морских перевозок. Интенсивность мореплавания на трассах Северного морского пути год от года рас-

тет, и, как следствие, все чаще в территориальных морях РФ можно встретить морские суда и парусные яхты под флагами иностранных государств без уведомления и разрешения с российской стороны. Это делается в целях создания прецедента бесконтрольного прохода по трассам Северного морского пути.

Нельзя сказать, что проблемы Арктики находятся вне внимания Президента и Правительства РФ, Совета Безопасности и Морской коллегии, что нашло свое отражение во множестве решений и документов. Вот только некоторые их них:

федеральные целевые программы, имеющие отношение к Арктике: «Мировой океан»; «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»; «Развитие гражданской морской техники»; «Глобальная навигационная система»; «Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)»;

указы Президента РФ и постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»1; постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 836 «Об утверждении положения о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане»2; распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года»3; распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»4; Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года5; Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу6; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспече-

1 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444

2СЗ РФ. 2006. №2. Ст. 201.

3 СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5977

4 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 876.

5 СПС «КонсультантПлюс».

6 СПС «КонсультантПлюс».

ния национальной безопасности на период до 2020 года7; Концепция развития Северного морского пути 20028; Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу9.

В этих документах сформулированы национальные интересы России в Арктике и меры по их реализации.

Национальные интересы в развитии Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности заключаются в:

использовании разнообразных и крупномасштабных видов полезных ископаемых и биологических ресурсов в качестве стратегической сырьевой базы Российской Федерации;

инновационном формировании экономики региона на базе развития и повышения эффективности фундаментальных и прикладных исследований Арктики, усиления их координации;

установлении и закреплении границы континентального шельфа РФ в Арктике, сохранении баланса сил вблизи нее и обеспечении свободного доступа к источникам энергоресурсов;

развитии Северного морского пути в качестве единой национальной транспортной системы в Арктике, обеспечивающей в том числе трансконтинентальные грузоперевозки;

развитии взаимодействия приарктических государств путем закрепления их особых прав и особой ответственности в Арктике, усилении мер доверия, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества, обеспечении надежной и равной безопасности, ликвидации военного противостояния и внешних угроз;

сохранении уникальной природной среды и поддержании биоразнообразия;

устранении вероятных угроз и рецидивов, односторонних силовых подходов в Арктике в международных отношениях между основными участниками мировой политики, укреплении тенденции к поиску решения арктических проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил;

7 СПС « КонсультантПлюс». к СПС «КонсультантПлюс».

4 СПС «КонсультантПлюс».

обеспечении стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства в пределах макрорегиона.

Реализация этих интересов осуществима при соответствующем управлении процессами в Арктическом регионе. Рассматривая территориальную безопасность как состояние элементов центрально-периферической организации государства, обеспечивающее его территориальную целостность, следует отметить, что это может быть осуществлено за счет реализации пограничной политики в широком смысле слова - как государственное управление приграничными регионами РФ, как форма центрально-периферической организации государства. Такой подход позволяет рассматривать в качестве основных показателей эффективности пограничной политики (и соответственно характеристик центрально-периферической организации государства, т.е., по сути, основных параметров, характеризующих пограничную сферу как «поле геополитики»):

параметры правовой инфраструктуры, а именно политико-правовой статус территорий и характер распределения полномочий между политическим центром и пограничной периферией;

социально-экономические, социально-демографические и социокультурные характеристики территорий;

инфраструктурные показатели связности территорий: инфраструктурная развитость (промышленная, банковская, военная инфраструктура и инфраструктура «двойного назначения») и логистические характеристики (между какими регионами или транспортными коридорами данные территории рассматриваются в качестве «связующего звена»).

При этом отметим наличие весьма серьезного методологического затруднения в оценке соответствующих показателей российских приаркгических территорий, связанною с неоднозначностью самой категории «приарктический регион». Упомянутое «поле геополитики» формируется актуальными приоритетами (векторами) развития российской Арктики.

Стратегическими национальными приоритетами развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются:

повышение качества жизни населения и обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения, включая коренные малочисленные народы Севера;

обеспечение устойчивого роста экономики на основе внедрения результатов развития национальной инновационной системы, направленных на снижение трудо- и ресурсоемкости продукции Арктической зоны;

развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и образования в интересах Арктики;

рациональное природопользование и сбалансированное потребление;

совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны;

модернизация транспортной сети, средств транспорта макрорегиона и совершенствование управления Северного морского пути;

осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов России, а также решения вопросов международно-правового обоснования ее внешней границы;

наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;

обеспечение обороноспособности в Арктической зоне путем предотвращения региональных и глобальных войн и конфликтов. Стратегическое сдерживание в Арктике, наряду с использованием экономических возможностей государства, должно осуществляться также на базе развитой региональной военной инфраструктуры;

укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического Совета и Совета Ьаренцева/ Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодей-

ствия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;

содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами РФ.

Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в Арктике определяют основные цели и задачи социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г. и обеспечения национальной безопасности по следующим направлениям.

Правовая инфраструктура - законодательство, правовая система, обеспечивающая функционирование и развитие правового пространства страны и регулирующая взаимоотношения центра и периферийных административно-территориальных единиц. Весьма существенным здесь представляется то, что институционально-правовая структура Арктического региона находится в стадии формирования и общее состояние правовой инфраструктуры РФ далеко от совершенства. Отметим ставший в новых геополитических условиях критическим для приаркти-ческого сегмента пограничного пространства России дезинте-грационный потенциал:

а) Указа Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 77310, передающего регионам кураторство назначаемых из центра глав территориальных органов федеральных министерств, в том числе МВД, МЧС и Минюста России;

б) Земельного кодекса РФ (п. 1 и 2 ст. 10) и основных законов субъектов РФ, закрепляющих сохранение в ведении (собственности) последних части земельного фонда, природных ресурсов и объектов инфраструктуры без конкретизации ответственности данных субъектов собственности за их использование;

10 СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2730. 200

в) Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ", которым в регионы передано более 100 полномочий в сфере лесного хозяйства, водных отношений, охраны окружающей среды, ветеринарии, лицензирования, охраны памятников истории и культуры, образования, науки, землепользования, жилищного законодательства.

Указанные нормативные правовые акты фактически способствуют формированию в приарктической зоне благоприятных условий для втягивания северных российских административно-территориальных единиц (от субъектов РФ до муниципальных образований) и их населения в сферу преимущественного влияния членов и наблюдателей Арктического союза - как государств, так и международных и неправительственных организаций.

Инфраструктура информации и связи - система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия между центром и периферией. Значительную угрозу территориальной безопасности России представляет не преодоленный до сих пор значительный «цифровой разрыв» между регионами и центром, в условиях которого планируется широкое использование электронных навигационных и ГГ-систем на базе импортного спутникового оборудования. Так, обращает на себя внимание намерение российского правительства определить американского спутникового оператора Iridium как единственного, обеспечивающего устойчивый сигнал на всей территории РФ для активного подключения ее северной части к Интернету и телефонной связи, причем предполагается, что уже сегодня в России нелегально услугами Iridium пользуются несколько тысяч человек. Между тем деятельность Iridium в Российской Федерации противоречит законодательству об иностранных инвестициях и конкуренции, а ее статус не определен; для легализации же ее в капитал дочерней компании «Ири-диум Коммьюникейшнс» должна войти российская сторона с долей не менее 51%, а американская сторона должна будет запустить станцию сопряжения в России. Однако если данная ин-

"СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.

формация соответствует истине, возникает вопрос о том, по какой причине вместо совершенствования широко рекламируемой системы ГЛО! 1АС предполагается использование спутника, при отключении которого в случае ухудшения политической обстановки нефтяники и энергетики Севера, а также моряки Северного морского пути окажутся отрезанными от остальной части страны.

Социальная, производственная, военно-инженерная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных объектов и обслуживающих структур, обеспечивающих единство и защищенность социально-экономического пространства, а также транс-нортнан инфраструктура - комплекс взаимосвязанных объектов и обслуживающих структур, обеспечивающих движение материальных потоков между центром и периферией. Уже сам факт смены геополитической парадигмы XXI в. - отказ от представлений о неуязвимости государства со стороны Северного Ледовитого океана и превращение арктических морей из «северной стены» в пространство конкурирующих геоэкономических стратегий - предъявляет к России, имеющей самое протяженное арктическое побережье, повышенные требования по его инфраструктурной организации. Между тем, поскольку такие крупнейшие реки России, как Сев. Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, впадают в арктические моря, которые лишь в XXI в. начали рассматриваться с точки зрения международного судоходства, в их устьях по сей день отсутствуют крупные города (единственное исключение - Архангельск). Большинство же важных речных путей завершаются малыми городами или даже поселками (Тикси у устья Лены); в рамках прежних геополитических и геоэкономических схем в условиях Севера считалось приемлемым, что опорными центрами большого значения здесь являются города с населением менее 100 тыс. человек, средние и даже малые, как, например, Певек -малый город и в то же время крупнейший морской порт в восточном секторе российской Арктики.

Никоим образом не снимается с повестки дня и обеспечение военной безопасности России. Основными мерами по реализации задач обеспечения национальной безопасности в сфере военной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ являются:

создание системы береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ в Арктической зоне Российской Федерации и повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами (береговыми охранами) сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов;

развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации и техническое переоснащение пограничных органов;

создание системы комплексного контроля за надводной обстановкой, усиление государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне Российской Федерации.

В целях реализации этих установлений начата разработка Многофункциональной космической системы «Арктика», а Пограничная служба приступила к развертыванию автоматизированной системы технического контроля за северными морями.

Отдельная проблема - строительство ледокольного, транспортного и пограничного флота, включая авианесущие корабли ледового класса для береговой охраны ФСБ России, что требует продолжительного времени и больших капиталовложений. Только для эксплуатации на трассах Северного морского пути необходимо как минимум девять новых ледоколов, в том числе три атомных.

Реальным аргументом может и должна быть демонстрация того, что Россия готова и способна отстаивать свои законные интересы, в том числе и с опорой на силовую составляющую. Для этого правительству необходимо создать отдельную группировку войск в Арктике для обеспечения безопасности российской территории Ледовитого океана в различных условиях военно-политической обстановки.

Перечисленные решения и принимаемые меры призваны в среднесрочной перспективе сохранить роль России как ведущей арктической державы. К сожалению, Россия оказалась опутанной сетью международных соглашений и организаций, в которых, в ущерб ее интересам, первенствующую роль играют Канада, Норвегия и особенно США.

Можно ли вырваться их этих сетей? Маловероятно.

Во-первых, главная угроза национальным интересам в Арктическом регионе исходит от отсутствия (несмотря на множество документов) у России четко сформулированных, оформленных политически и обоснованных законодательно интересов и позиций по отношению к региону, в результате чего содержание политики открыто манипулированию со стороны различных клановых устремлений, а реализация даже принятых решений, как показывает практика, не гарантирована.

Во-вторых, обладает ли Российская Федерация в ее нынешнем виде всей полнотой государственного суверенитета в его современном понимании, т.е. суверенитета не только формально-политического, но и экономического, и социокультурного? Нет, не обладает. Наглядным примером десуверенизации России являются односторонние территориальные политические уступки Китаю, США, Польше, Норвегии. Любые модернизации, стратегические устремления, экономические и социальные преобразования в состоянии зависимости от иностранных центров силы приводят к тому, что благоприобретателем их результатов становится подлинный хозяин положения, держащий «ключи от хранилищ» ввергаемой в бездну преобразований страны.

В-третьих, в России нет системы ответственности за реализацию принятых решений. Мы указывали более десятка решений и документов по Арктике, итоги реализации которых обнаруживаются с трудом. Видимо, это объясняется тем, что механизм ответственности не соответствует интересам и целям олигархически-чиновничьего меньшинства. В то же время необходимо понимать, что в международных отношениях добиться чего-либо можно не просьбами и увещеваниями, а решимостью, твердостью и силой, помня сентенцию премьер-министра Канады Стивена Харпера, заявившего: «Кто не знает, что делать с Арктикой, у того ее отберут».

В-четвертых, в России отсутствует общенациональная система обратной связи. Ведь проблемы Арктики возникли не вдруг, не за несколько дней. По логике поток информации о ее проблемах должен был поступать наверх, в соответствующие компетентные инстанции, а оттуда в виде обобщенных оценок -высшему политическому руководству. Причем такой поток информации должен несколько раз проверяться и перепроверяться

по разным, часто даже альтернативным, источникам. Только обладая полнотой информации, можно принимать оптимальные решения.

Путь выживания нашего Севера и обеспечения здесь безопасности России - прежде всего в прекращении разбазаривания природных ресурсов, в исключении возможности иностранного господства, в стимулировании отечественных инвестиций, в укреплении военного могущества, в обеспечении реальной пограничной безопасности, в восстановлении государственного протекционизма, в хотя бы частичном возвращении незаконно растасканных богатств. Это послужит надежной основой решения конкретных политических, экономических и социальных проблем великого края. И потому сегодня, пожалуй как никогда, актуально звучат слова В.А. Каверина, автора «Двух капитанов» - едва ли не самого знаменитого произведения отечественной литературы XX в.: «...В основе каждой полярной экспедиции должна лежать военная мысль», или, перефразируя применительно к современным геополитическим условиям, - в основе каждого арктического проекта долж на лежать мысль о безопасности России.

АН. Чохонелидзе', М.Н. Наумов" СТРУКТУРА БАЗОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Информатику можно разделить на два направления, одно из которых связано с изучением алгоритмов, другое - с выявлением алгоритмов в реальных явлениях и решением сложных проблем. Обрабатываемая с помощью современных ЭВМ информа-

Президент Ржевской академии информациологии, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Тверского государственного технологического университета, научный руководитель проекта системной интеграции регионов России.

Действительный член Международной академии информатизации, член совета Главных конструкторов информатизации опорных территорий РФ, научный руководитель учебно-методического центра международной программы «Региональная экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.