Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СПОРТСМЕНОВ'

БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крутько И.С., Попова Н.В., Бауэр И.И.

Цель исследования - изучить жизнестойкость студентов-спортсменов в аспекте безопасного поведения. Методика и организация исследования. Изучение проводилось в два этапа: на первом этапе велось онлайн-анкетирование студентов-спортсменов (146 человек) для изучения представлений о безопасном поведении, уровня и структуры безопасного поведения, социально-педагогических проблем формирования безопасного поведения. На втором этапе проведено исследование жизнестойкости студентов-спортсменов (60 студентов-спортсменов из предыдущей выборки), которые идентифицируют себя как людей, встретившихся с трудной жизненной ситуацией и не нашедших адекватного решения. На данном этапе использована авторская методика, состоящая из трех блоков, направленных на оценку соответствующих компонентов: копинг-стратегий (опросник Хейма), жизнестойкости (С. Мадди), метод неоконченных предложений для исследования эмоционального интеллекта. Результаты исследования и выводы. Студенты-спортсмены в сложных ситуациях действуют зачастую стихийно, эмоционально и неконструктивно. Обладая знаниями о безопасном поведении, они не всегда умеют применять их на практике. Низкий уровень развития жизнестойкости студентов-спортсменов указывает на незавершенность процесса формирования безопасного поведения. По результатам исследования разработан проект развития жизнестойкости - психо-игровой тренинг «Лаборатория жизнестойкости», основная цель которого - знакомство участников в игровой форме с основными компетенциями безопасного поведения через моделирование опасных ситуаций и вариантов поведения в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крутько И.С., Попова Н.В., Бауэр И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE BEHAVIOR AS BASIS FOR STRESS TOLERANCE IN ATHLETES

Objective of the study was to analyze the engineering students’ attitudes to physical education and safe behavior with their competitive spirit and stress tolerance building benefits. Methods and structure of the study. The study of youth safe behavior and the relevant addiction control competences was run in Yekaterinburg in 2021. We sampled for the study the 1-2-year Ural Federal University bachelor sporting students of different specialties. First we run a questionnaire survey of the group safe behavior with the safe behavior analysis and classification to find the key socio-didactic problems of the safe behavior styling service (February 2021, n=146). The survey was followed by a viability rating psychological tests of a vulnerable subsample (n=60) that reported high-risk experiences they failed to effectively address. Results and conclusion. The study tested the sporting students sample low on the viability/ stress tolerance resource scales, with the stress coping strategies dominated by confrontational coping styles. The safe behavior style in the sporting students perceptions was found centered on the personality component and operational component. Such primary safe behavior style provides a basis for an integrated proactive safe behavior style and safe-behavior-based stress tolerance building service for young people. The study has contributed to the Stress Tolerance Building Project with its Viability Laboratory that offers special mental conditioning games to help trainees master the safe behavior style formation basics by the high-risk situations and stress coping behavior modeling and testing role games.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСНОВА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СПОРТСМЕНОВ»

безопасное поведение

как основа жизнестойкости спортсменов

УДК/UDC 796:035

Поступила в редакцию 03.12.2021 г.

Доктор психологических наук, доцент И.С. Крутько1 Кандидат философских наук, доцент Н.В. Попова1 И.И. Бауэр1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

SAFE BEHAVIOR AS BASIS FOR STRESS TOLERANCE IN ATHLETES

Dr. Sc. Pych., Associate Professor I.S. Krutko1 PhD, Associate Professor N.V. Popova1 I.I. Bauer1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Информация для связи с автором: busygina@rambler.ru

Аннотация

Цель исследования - изучить жизнестойкость студентов-спортсменов в аспекте безопасного поведения.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось в два этапа: на первом этапе велось онлайн-анкетирование студентов-спортсменов (146 человек) для изучения представлений о безопасном поведении, уровня и структуры безопасного поведения, социально-педагогических проблем формирования безопасного поведения. На втором этапе проведено исследование жизнестойкости студентов-спортсменов (60 студентов-спортсменов из предыдущей выборки), которые идентифицируют себя как людей, встретившихся с трудной жизненной ситуацией и не нашедших адекватного решения. На данном этапе использована авторская методика, состоящая из трех блоков, направленных на оценку соответствующих компонентов: копинг-стратегий (опросник Хейма), жизнестойкости (С. Мадди), метод неоконченных предложений для исследования эмоционального интеллекта. Результаты исследования и выводы. Студенты-спортсмены в сложных ситуациях действуют зачастую стихийно, эмоционально и неконструктивно. Обладая знаниями о безопасном поведении, они не всегда умеют применять их на практике. Низкий уровень развития жизнестойкости студентов-спортсменов указывает на незавершенность процесса формирования безопасного поведения. По результатам исследования разработан проект развития жизнестойкости - психо-игровой тренинг «Лаборатория жизнестойкости», основная цель которого - знакомство участников в игровой форме с основными компетенциями безопасного поведения через моделирование опасных ситуаций и вариантов поведения в них.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, студенты-спортсмены, здоровье, спорт, жизнестойкость, безопасное поведение.

Abstract

Objective of the study was to analyze the engineering students' attitudes to physical education and safe behavior with their competitive spirit and stress tolerance building benefits.

Methods and structure of the study. The study of youth safe behavior and the relevant addiction control competences was run in Yekaterinburg in 2021. We sampled for the study the 1-2-year Ural Federal University bachelor sporting students of different specialties. First we run a questionnaire survey of the group safe behavior with the safe behavior analysis and classification to find the key socio-didactic problems of the safe behavior styling service (February 2021, n=146). The survey was followed by a viability rating psychological tests of a vulnerable subsample (n=60) that reported high-risk experiences they failed to effectively address.

Results and conclusion. The study tested the sporting students sample low on the viability/ stress tolerance resource scales, with the stress coping strategies dominated by confrontational coping styles. The safe behavior style in the sporting students perceptions was found centered on the personality component and operational component. Such primary safe behavior style provides a basis for an integrated proactive safe behavior style and safe-behavior-based stress tolerance building service for young people. The study has contributed to the Stress Tolerance Building Project with its Viability Laboratory that offers special mental conditioning games to help trainees master the safe behavior style formation basics by the high-risk situations and stress coping behavior modeling and testing role games.

Keywords: health protection technologies, stress tolerance, safe behavior.

sporting students, health, sport,

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. В современных условиях экономической, политической и эпидемиологической нестабильности проблема жизнестойкости молодежи и такого контингента, как студенты-спортсмены, особенно актуальна, поскольку, в отличие от профессиональных спортсменов-студентов, молодые спортсмены - студенты разных специальностей импульсивны, эмоциональны, конфликтны и имеют акцентуированные черты по показателям тревожности, агрессивности, спонтанности и лабильности [3]. Следует отметить, безопасное поведение молодежи связывается в научном сообществе с понятием жизнестойкости (Ю. Г. Вольман) [3], ресурсом современного человека в трудных жизненных ситуациях (Н. М. Волобуева и Т. А. Сережко) [4].

Цель исследования - изучить жизнестойкость студентов-спортсменов в аспекте безопасного поведения.

Методика и организация исследования. Научное исследование безопасного поведения молодежи и компетенций, лежащих в основе антиаддиктивной компетентности молодежи, проведено в г Екатеринбурге в 2021 г Целевая группа исследования - студенты-спортсмены, обучающиеся на первых двух курсах программ бакалавриата УрФУ по различным специальностям.

Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе велось онлайн-анкетирование студентов-спортсменов для изучения представлений о безопасном поведении, уровня и структуры безопасного поведения, социально-педаго-

38

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

гических проблем формирования безопасного поведения (февраль 2021 г, п=146). На втором этапе проведено психологическое исследование жизнестойкости студентов-спортсменов (п=60 из предыдущей выборки), которые идентифицируют себя как людей, встретившихся с трудной жизненной ситуацией и не нашедших адекватного решения. Для решения этой задачи сформирована авторская методика, состоящая из трех блоков, направленных на оценку соответствующих компонентов: копинг-стратегий (опросник Хейма), жизнестойкости (С. Мадди), метод неоконченных предложений для исследования эмоционального интеллекта. При проведении исследования использованы следующие компоненты безопасного поведения: предвидение опасности - наличие навыка анализа и оценки опасной ситуации; уклонение от опасности - знание опасности; преодоление опасности -навык - умение вести себя адекватно ситуации [5].

В совместной публикации нами определены психолого-педагогические условия, способствующие формированию личности безопасного типа поведения [2]. На базе безопасного поведения формируется жизнестойкость как интегральная характеристика личности и личностное состояние молодого человека. В контексте безопасного поведения стоит рассматривать жизнестойкость как фундаментальный личный ресурс безопасности, влияющий на устойчивость молодого человека к стрессам, тревогам, напряженности.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анкетирования студентов-спортсменов показали, что практически все они понимают опасность как кризисную ситуацию, которая несет в себе угрозу жизни, здоровью, свободе человека, а также приводит к негативным последствиям. Лишь 10 % отмечают, что экстремальные виды спорта, незащищенные половые отношения, «неправильный» образ жизни относятся к небезопасному поведению. Безопасное поведение воспринимается ими как поведение, которое не несет угрозы для окружающих. В связи с этим необходимо прояснить понятие безопасности с точки зрения студентов-спортсменов. Они считают, что молодого человека «провоцируют» на опасное поведение такие черты личности, как: психологическая неустойчивость; ответственность за себя, свои решения; коммуникабельность; предвидение опасностей, влияющих на человека.

Абсолютное большинство студентов-спортсменов (90 %) задумываются о своей безопасности, но только уже в тот момент, когда опасная ситуация возможна: «в состоянии алкогольного опьянения», «когда вызывающе ведут себя», «когда оказываюсь в незнакомом месте в окружении незнакомых мне людей». Чуть менее студентов-спортсменов (87 %) утверждают, что чувствуют опасность. 70 % ответивших считают, что опасное поведение близкого, это не их зона ответственности, поэтому нет никакого смысла вмешиваться. Остальные 30 % делают попытку объяснить, что поведение их знакомого «не нормально» и даже его остановить, но из-за неумения донести эту важную мысль они остаются, в лучшем случае, непонятыми.

По мнению большинства респондентов, отсутствие их безопасности - это проблема не только в них самих, но и в окружении, во внешних условиях, которые они не могут предвидеть. Почти все студенты-спортсмены (98 %) считают, что у них не хватает «практики» и «действительно полезных навыков в реальных жизненных ситуациях». Менее трети студентов-спортсменов (30 %) предполагают, что формирование безопасного поведения - это социально-педагогическая задача, результатом которой является молодой человек, демонстрирующий качества условно здорового индивида. Остальные 70 % склонны думать, что безопасное поведение - это врожденный навык, и его нельзя развить или натренировать, поэтому нет смысла в посещении, например,

курсов личной безопасности, потому что «они научат как защитить себя уже в ситуации опасности, но не научат как не попасть в опасную ситуацию».

На втором этапе исследования изучение копинг-меха-низмов молодых людей, которые сталкивались с опасными ситуациями (60 человек), показало у них сформированность копинг-стратегий выше на 13,2 %, чем у общей выборки. Это означает, что молодые люди с негативным опытом переживания опасных ситуаций более конструктивны при выборе стратегии поведения. Большинство копинг-стратегий сталкивавшихся с опасностью студентов-спортсменов - относительно адаптивные; в целом же 77 % показывают недостаточный уровень совладающего поведения; так, у 90 % респондентов ведущей копинг-стратегией является кон-фронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску); второй ведущей копинг-стратегией (84 %) выступает «самоконтроль», то есть студенты-спортсмены стараются максимально контролировать свои чувства, не показывая их окружающим и не разговаривая с близкими о проблеме.

В психологии считается, что базовыми копинг-страте-гиями при построении профилактических мероприятий являются «принятие ответственности» и «поиск социальной поддержки» [1]. По результатам нашего исследования выявлено, что эти копинг-стратегии являются адаптивными, но они свойственны лишь 23 % выборки. Изучение компонентов эмоционального интеллекта показало, что в ситуации опасности 80 % студентов-спортсменов склонны вести себя эмоционально непродуктивно: подавлять эмоции, обвинять себя или агрессировать. Относительно адаптивные модели эмоционального поведения (эмоциональная разрядка, снятие с себя ответственности) выбрали 10 %. Почти половина респондентов (46 %) пытаются пережить негатив самостоятельно. Из 20 % респондентов, верно определивших свои эмоции, только 5 % знают, как влиять на свое эмоциональное состояние через проживание эмоции. Таким образом, абсолютное большинство студентов-спортсменов (95 %) не способно справляться с разрушительными переживаниями.

Исследование собственно жизнестойкости подтвердило предыдущие результаты: низкий уровень жизнестойкости зафиксирован у 90 % респондентов (баллы варьируются от 26 до 30 при условной норме 37). При этом наиболее выражен низкий балл по шкале «принятие риска» и «контроль». Таким образом, нами зафиксирован низкий уровень безопасного поведения и как следствие - низкий уровень жизнестойкости студентов-спортсменов.

Вывод. Из проведенного исследования очевидно, что студенты-спортсмены обладают недостаточным ресурсом жизнестойкости. Ведущей копинг-стратегией поведения в стрессовых ситуациях у них выступает конфронтационный копинг.

Исследование позволяет предложить структуру образа безопасного поведения в глазах молодых спортсменов: личностный компонент (ценности, психологические качества) и деятельностный компонент; умение применять на практике знания и навыки. Это служит основой для создания комплексной проективной методики оценки жизнестойкости, которая формируется у молодежи на базе безопасного поведения. В рамках исследования разработан проект развития жизнестойкости - психо-игровой тренинг «Лаборатория жизнестойкости», основная цель которого - знакомство участников в игровой форме с основными компетенциями безопасного поведения через моделирование опасных ситуаций и вариантов поведения в них.

Таким образом, чтобы повлиять на формирование здоровых жизненных сценариев, выдержки и будущих побед студентов-спортсменов, целесообразно вводить специальные

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

программы в практику работы соответствующих социальных институтов.

Результаты данного исследования могут быть применимы при организации учебно-воспитательного процесса для студентов бакалавриата и магистратуры вузов всех специальностей, а также при преподавании дисциплин магистратуры направления «Превентология в молодежной среде» специальности «Организация работы с молодежью».

Литература

1. Баскакова С.А. Современные представления о способах совла-дания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Вып. 2, Т. 20. С. 88-97.

2. Бауэр И.И., Крутько И.С., Пономарев А.В. Превентологическое обеспечение безопасного поведения студенческой молодежи // Primo Aspectu. 2020. № 2 (42). С. 81-87.

3. Вольман Ю.Г. Жизнестойкость спортсменов в контексте изучения суверенности психологического пространства и склонности к девиантному поведению // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 25 ноября 2016 года / Научные редакторы Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков. -Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 16-20.

4. Волобуева Н.М., Сережко Т.А. Жизнестойкость и религиозность как ресурсы современного человека в трудных жизненных ситуациях // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). С. 151-158.

5. Селиванова О.А., Гладкова Л.Н. Соотношение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение несовер-

шеннолетних в современной педагогической науке // Вестник Тюменского государственного университета. 2015. Том 1. № 1 (1). С. 198-205.

References

1. Baskakova S.A. Sovremennye predstavleniya o sposobakh sovladaniya s psikhicheskimi rasstroystvami [Modern ideas about ways of coping with mental disorders]. Sotsialnaya i klinicheskaya psikhiatriya. 2010. no. 2, V. 20. pp. 88-97.

2. Bauer I.I., Krutko I.S., Ponomarev A.V. Preventologicheskoe obespechenie bezopasnogo povedeniya studencheskoy molodezhi [Preventive maintenance of students' safe behavior]. Primo Aspectu. 2020. No. 2 (42). pp. 81-87.

3. Volman Y.G. Zhiznestoykost sportsmenov v kontekste izucheniya suverennosti psikhologicheskogo prostranstva i sklonnosti k deviantnomu povedeniyu [Vitality of athletes in context of studying sovereignty of psychological space and tendency to deviant behavior]. Lichnost v professionalno-obrazovatelnom prostranstve [Personality in professional educational space]. Proc. XV national research-practical conference, Yekaterinburg, November 25 2016. E.F. Zeer, D.P. Zavodchikov [ed.]. Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University publ., 2016. pp. 16-20.

4. Volobueva N.M., Serezhko T.A. Zhiznestoykost i religioznost kak resursy sovremennogo cheloveka v trudnykh zhiznennykh situatsiyakh [Vitality and religiosity as resources of modern man in difficult life situations]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2015. No. 24 (221). pp. 151-158.

5. Selivanova O.A., Gladkova L.N Sootnoshenie ponyatiy «sotsialno bezopasnoe» i «sotsialno opasnoe» povedenie nesovershennoletnikh v sovremennoy pedagogicheskoy nauke [Correlation between concepts of "socially safe" and "socially dangerous" behavior of minors in modern pedagogical science]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. Vol. 1. no 1 (1). pp. 198-205.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

влияние функциональных тренировок на физическое состояние единоборцев, тренирующихся самостоятельно в режиме самоизоляции

Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Осипов1, 2 3 Т.И. Ратманская1

Доктор педагогических наук, профессор В. Потоп4 1Сибирский федеральный университет, Красноярск

2Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск

3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск "Университет Питешти, Питешти, Румыния УДМ^С 796.8:614.446

Ключевые слова: дзюдо, самбо, самоизоляция, Н11Т.

Цель исследования - определить влияние функциональных тренировок на физическое состояние молодых единоборцев, тренирующихся самостоятельно в режиме самоизоляции.

Методика и организация исследования. Участниками стали 37 спортсменов (средний возраст - 18,06±3,19 года), соревнующихся в дзюдо (п=16); самбо (п=13) и боевом самбо (п=8). Все единоборцы имели опыт тренировочной деятельности не менее пяти лет и квалификацию не ниже кандидата в мастера спорта России. Все атлеты соблюдали режим самоизоляции в течение 3,5 месяцев (март-июнь 2020 г.). В этот период все спортсмены тренировались самостоятельно, в домашних условиях. План занятий в период самоизоляции включал четыре тренировки в неделю (объем каждой тренировки -45-60 мин). После возвращения к обычному тренировочному режиму (июнь 2020 г.) все единоборцы выполнили специальный бросковый фитнес-тест, для оценки уровня функциональной подготовленности [1]. Отчеты атлетов о структуре и интенсивности самостоятельных тренировок также были изучены.

Результаты исследования и их обсуждение. Отчеты показали, что большинство (п=25) спортсменов использовали интервальные (круговые) и/или аэробные тренировки в ре-

EFFECT OF FUNCTIONAL TRAINING ON PHYSICAL CONDITION OF SELF-TRAINING MARTIAL ARTISTS DURING SELF-ISOLATION

PhD, Associate Professor A.Y. Osipov1 2, 3 T.I. Ratmanskaya'

Dr.Hab., Professor V. Potop4 1Siberian Federal University, Krasnoyarsk Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk 3Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk "University of Pitesti, Pitesti, Romania

Поступила в редакцию 11.11.2021 г.

жиме самоизоляции. Средняя продолжительность круговой тренировки составила 52,29±09,44 мин, аэробной тренировки - 57,53±04,37 мин. Средние показания пульсометрии составили 142,61±27,33 уд/мин, при круговой и аэробной тренировке - 138,25±16,33 уд/мин. Остальные единоборцы (n=12) предпочитали высокоинтенсивные функциональные тренировки (на основе протоколов HIIT или CrossFit) средней продолжительностью 46,53±05,28 мин. Средние показания пульсометрии у этих спортсменов составили 146,15±24,08 уд/мин. Не было выявлено значимых различий в значениях индекса IJFT между спортсменами. Все атлеты показали результаты в интервале от 11,30-13,52, что соответствует удовлетворительному (среднему) уровню функциональной подготовленности.

Вывод. Молодые атлеты могут использовать разные виды функциональных тренировок: HIIT, CrossFit, круговые или аэробные тренировки для поддержания спортивной формы в период самоизоляции.

Литература

1. Osipov A. CrossFit training impact on the level of special physical fitness of young athletes, practicing judo / A. Osipov, R. Nagovitsyn, F. Zekrin, et al. // Sport Mont. 2019. - №17 (3). P. 9-12. D0I:10.26773/ smj.191014.

Информация для связи с автором: ale44132272@ya.ru

40

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.