психологические исследования
psychological studi es
УДК 159.99
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ФатиховаЛ.Ф., Сайфутдиярова Е.Ф.
Цель. В статье предлагается теоретический анализ проблемы безопасного поведения детей и подростков. Рассмотрены такие понятия как «безопасное поведение», «культура безопасного поведения», «представление о безопасности», «безопасность жизнедеятельности», «личность безопасного типа».
Результаты. Сделан обзор исследований отечественных ученых по проблеме возрастных особенностей формирования безопасного поведения, его компонентах и условиях преодоления детьми опасных ситуаций, дан анализ исследований по проблеме формирования безопасного поведения у детей с ментальными нарушениями. В отечественно психологии выделено несколько компонентов готовности к безопасному поведению: когнитивно-познавательный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, операционально-деятель-ностный, регулятивный, оценочно-рефлексивный. Российскими учеными выявлены следующие особенности безопасного поведения детей с ментальными нарушениями: несформированность понимания опасных ситуаций, трудности в установлении причинно-следственных связей между опасным/безопасным поведением и его последствиями, отсутствие установки на безопасное поведение.
Область применения результатов. Результаты теоретического анализа рассматриваемой проблемы позволяют определить задачи эмпирического исследования безопасного поведения детей и подростков с ментальными нарушениями.
Ключевые слова: безопасное поведение; навыки и культура безопасного поведения; личность безопасного типа; факторы социально опасного поведения; дети с ментальными нарушениями.
SAFE BEHAVIOR OF CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS AS AN OBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH
Fatihova L.F., Sajfutdijarova E.F.
Purpose. The article proposes a theoretical analysis of the problem ofsafe behavior of children and adolescents. The authors consider such concepts as «safe behavior», «safety culture», «concept of security», «life safety», «safe type personality».
Results. The article provides a review of studies by Russian researchers on the age-specific features of the formation of safe behavior, its components and the conditions for children to overcome dangerous situations, the analysis of the studies on the problem of the formation of safe behavior in children with mental disorders is given. The researchers have identified several components of preparedness for safe behavior: cognitive, value-motivational, emotional-volitional, operational and activity orientated, regulatory, evaluative-reflective. The Russian researchers have identified the following features of safe behavior of children with mental disorders: lack of understanding of dangerous situations, difficulties in establishing causal relationships between dangerous / safe behavior and its consequences, lack of safe behavior orientation.
Practical implications. The results of the theoretical analysis of the issue under consideration allow the authors to set objectives of an em— 7 —
pirical study of safe behavior of children and adolescents with mental disorders.
Keywords: safe behavior; safety skills and culture; safe type personality; factors of socially dangerous behavior; children with mental disorders.
Введение
Проблема формирования навыков безопасного поведения стала активно разрабатываться со второй половины ХХ века. Исследования касаются вопросов формирования навыков как социально опасного, так и социально безопасного поведения (С.А. Беличева, Я.Г. Гилинский, Е.В. Змановская и др.), воспитания культуры безопасности (Л.Н. Горина, В.Н. Мошкин, А.В. Попков и др.), формирования готовности к эффективным действиям в той или иной опасной ситуации (Т.Г. Хромцов, A.M. Якупова, А.Г. Маслова, Л.И. Шерш-нев и др.). В итоге сегодня исследователи говорят о развитии перспективного направления в психологической науке - психологии безопасности, которая имеет как теоретическую, так и прикладную значимость [14].
Обзор литературы
Теоретический обзор показывает, что смежными понятию «безопасное поведение» являются такие, как «психологическая безопасность», «социальная безопасность», «культура безопасного поведения», «безопасность жизнедеятельности» и др. [2; 10; 19; 20; 22]. Потребность в безопасности является базовой потребностью, которая появляется с момента рождения человека и сопровождает его на протяжении всей жизни. О.Ю. Зотова определяет безопасность как «сложный социальный феномен, многоплановый и многогранный в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающий противоречивые интересы различных социальных субъектов» [9, с. 85]. Остановимся на рассмотрении понятия «безопасное поведение» как поведения, обеспечивающего безопасность личности, включающее в себя совокупность последовательно выполняемых
действий, направленных на сохранение личностью жизни, здоровья и социального благополучия [1; 8].
Формирование навыков безопасного поведения, с точки зрения И.С. Зиминой, О.А. Деминцевой, М.Н. Гавриловой и О.В. Полозовой, должны формироваться на протяжении всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является период обучения в школе [8]. В исследовании Е.М. Благодырь установлено, что формирование безопасного поведения в младшем школьном возрасте у детей-сирот связано с такими их индивидуально-психологическими особенностями как степень социальной адаптиро-ванности, уровень эмоциональной активности и благоприятного эмоционального состояния, творческий подход к решению различных жизненных задач, степень развитости интеллектуальных способностей, а также личностными чертами - осознанностью, ответственностью за поведение, адекватным эмоциональным реагированием и саморегуляцией поведения [1]. С.В. Терницкая отмечает, что формирование личности безопасного поведения, способной решать экономические, политические, социальные и другие государственные задачи, является требованием времени, однако для формирования такой личности необходима система, в основе которой лежат ценности доброты, сострадания, терпения, трудолюбия, долга и ответственности. Анализируя различные подходы к объяснению феномена личности безопасного типа, С.В. Терницкая выделяет пять его компонентов: знание опасностей, их физических, химических и биологических качеств, умение распознавать их природу, способность к преодолению опасностей, способность создавать условия безопасности, наличие таких личностных качеств, как самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, организованность в работе и инициативность. Факторами формирования безопасной личности являются, по мнению автора, следующие:
1) семейное воспитание, ответственное за создание безопасных условий для развития ребенка, передачу опыта безопасного поведения, выработку полезных, безопасных навыков и умений;
2) средства массовой информации - телевидение, пресса и приобретающий в последнее время все большее влияние интернет, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на формирование у личности безопасных образцов поведения;
3) учебно-воспитательная деятельность образовательных учреждений, когда под влиянием воздействий педагога, общения со сверстниками организуется процесс формирования безопасного типа поведения [24].
Основным психологическим условием формирования личности безопасного поведения Л.Ю. Субботина и Н.С. Ефимова считают развитие самосознания личности, включающее самопознание, самоотношение и саморегуляцию [23].
Ребенок в силу своего любопытства постоянно подвергается риску, предотвратить который взрослым не всегда удается. Представители экологического подхода к проблеме безопасности R. Cordovil, D. Araûjo, G.-J. Pepping и J. Barreiros считают, что при возникновении опасной ситуации следует предоставлять детям возможность принимать собственные решения даже под родительским контролем. Кроме того, следует обучать детей анализировать информацию о границе между возможным и безопасным и невозможным и небезопасным поведением [26].
По выражению В.В. Гафнера, С.В. Петрова, Л.И. Забары, «риск может спровоцировать опасную ситуацию, которая в принципе еще обратима и при своевременном принятии мер может уменьшиться до приемлемого уровня или вообще исчезнуть» [3, с. 11]. Рациональным будет предположение, что, если субъект способен распознать опасность в той или иной ситуации, спрогнозировать ее последствия для жизни, здоровья и социального благополучия, то он имеет возможность своевременно разработать пути избегания этой опасной ситуации, выбрать способы ее предупреждения и, тем самым, снизить риски перехода ситуации в статус экстремальной. И это является, на наш взгляд, попыткой найти механизмы формирования безопасного поведения. Так, Л.Н. Гладковой определены «уровни сформированности социально безопасного поведения:
- оперативный (комплекс поступков и действий, являющийся необходимостью ежеминутного реагирования на существующую угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего, при взаимодействии с непредсказуемой социально опасной ситуацией, вызванной стечением рисков различных групп);
- тактический (достаточно устойчивые по структуре, целесообразные и эффективные способы социально безопасного поведения, направленные на достижение поставленной цели осуществления собственной безопасности и безопасности окружающих людей);
- стратегический (устоявшаяся совокупность освоенных способов социально безопасного поведения, реализуемая на основе плана действий в системе общественных отношений с целью обеспечения личной и коллективной безопасности)» [4, с. 34].
При наличии случайностей в возникновении опасных ситуаций, многие из них, по мнению В.В. Гафнера, С.В. Петрова и Л.И. Заба-ры, являются предсказуемыми, в связи с чем авторы перечисляют несколько правил их прогнозирования, например, понимание субъектом того, что неприятности могут произойти с каждым человеком, и что опасность может возникнуть в любое время и в любом месте. Авторы отмечают, что многие опасные ситуации являются результатом невнимательности, незнания, капризов пострадавшего и, если соблюдать меры безопасности, то степень риска существенно снижается [3].
Однако, Л.Н. Гладкова отмечает, что на формирование социально безопасного поведения подростков значительное влияние оказывает субъективное восприятие ими степени опасности, когда объективно опасная ситуация таковой не воспринимается, наблюдается некритичное оценивание рисков, нигилистическое восприятие действий взрослых в подобных ситуациях [4].
А.И. Донцов и другие выделяют две оценки субъекта в процессе формирования представлений о безопасности:
1) оценка событий, условий или ситуации в качестве индикатора угрозы или опасности;
2) уверенность в том, что имеющиеся средства защиты достаточны для преодоления угрозы, опасности [7].
Таким образом, представления о безопасности/опасности носят субъективный характер и «они в меньшей степени зависят от событий, а больше от ожидания» [7, с. 216].
Понятие «представления о безопасности» связано с понятием «культура безопасности». Трактовка последнего достаточно сильно варьируется в работах разных ученых. Так, В.Н. Мошкин определяет воспитание культуры личной безопасности как подготовку к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности [17]. Н.В. Перфильева характеризует культуру безопасного поведения на дорогах как систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм, правил безопасности, направленных на формирование готовности к профилактике и минимизации опасных факторов на дороге, использованию социальных факторов безопасности [18]. Е.И. Толочко рассматривает данный вид безопасности как часть бытовой культуры, которая направлена на обеспечение безопасности самого человека и окружающих его людей в сфере дорожного движения [25].
П.Г. Лубочников, Д.С. Гуц и В.С. Нургалеев, исследуя психологические факторы формирования безопасного поведения, также обращаются к понятию «культура безопасного поведения личности», предлагая рассматривать его как «внутренне-психологическую направленность человека на проявление совокупности признанных и одобряемых социумом форм адекватного поведения на основе корректно структурированных предметно-материальной, социально-коммуникативной и логической сфер пространства жизнедеятельности и выполняющую этическую, адаптивную и рутинерскую функции» [15, с. 45]. В качестве факторов формирования культуры безопасного поведения авторами выделены такие показатели как уровень развития его образно-логического мышления, степень приобщения к психологической культуре и способность моделировать безопасное личное пространство [15]. Воспитание у ребенка навыков безопасности жизнедеятельности, как отмечает К.Б. Гальчева,
состоит в формировании социального компетентного поведения, разнообразных схем и социальных умений, которые могут быть использованы ребенком в любой ситуации, не требуя при этом приложения особых усилий [2]. В подростковом возрасте формирование безопасного поведения включает такие аспекты как общая теоретическая подготовка к безопасной жизнедеятельности, формирование определенных предметных умений и навыков, психологическую готовность школьника к безопасной жизнедеятельности и наличие определенных качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности [16].
Л.А. Сорокиной выделено несколько структурных компонента готовности подростка к безопасному поведению - ценностно-мотива-ционный (представляет собой потребность в обеспечении личной и общественной безопасности), когнитивный (представлен знаниями о возможных опасностях окружающей среды, их свойствах, причинах возникновения, правилах и способах безопасного поведения), опера-ционально-деятельностный (состоит в умении предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить способы безопасного поведения), регулятивный (представляет собой способность к эмоционально-волевой регуляции поведения, контролю действий, принятию решений), оценочно-рефлексивный (состоит в умении анализировать и оценивать опасные ситуации, результаты своего поведения, выявлять их соответствия поставленным целям, умении корректировать программы действий) [21].
Изучение Л.А. Сорокиной готовности нейротипичных подростков к безопасному поведению позволило сделать вывод о том, что они «обладают спонтанно сформировавшимся определенным уровнем готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. В таких условиях значительная их часть подвержена опасному поведению» [21, с. 72]. Возникает вопрос: как формируется готовность к безопасному поведению у детей и подростков с ментальными нарушениями?
Проблема формирования безопасного поведения детей и подростков с ментальными нарушениями стала разрабатываться в российской науке относительно недавно.
Само по себе отклонение в развитии ребенка, как отмечают П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева и О.А. Силаева, «несет реальные и потенциальные факторы риска, влияющие на его психологическую и физическую безопасность в связи с имеющимися трудностями в социализации» [13, с. 281].
П.А. Кисляков, В.Н. Феофанов, А.Г. Удодов отмечают, что у детей с ментальными нарушениями несформированность понимания жизненных ситуаций и их разрешения в безопасном ключе приводит к дезориентации в социальной среде. Авторы выделяют четыре группы личностных конструктов социально-психологической безопасности у данной категории детей: когнитивно-познавательный (представления об опасности/безопасности и знание правил безопасного поведения), эмоционально-волевой (способность сохранять психологическую устойчивость в кризисных ситуациях), потребностно-мотивационный (установка на здоровый и безопасный образ жизни) и межличностно-социальный или поведенческий (способность устанавливать эффективное и безопасное взаимодействие с окружающими). По результатам эмпирического исследования П.А. Кисляков с коллегами выделили такие факторы социально опасного поведения подростков с ментальными нарушениями, как антисоциальное поведение, асоциальность, инфантилизм, социальное недоверие к миру, склонность к виктимному поведению, виртуальная зависимость и неадекватная самооценка [11; 27; 28].
Как отмечает М. С. Давыдова, у детей с ментальными нарушениями возможности готовности к безопасному поведению ограничиваются [5; 6]:
1) недоразвитием всех познавательных процессов и трудностями установления причинно-следственных связей между опасным/ безопасным поведением и его последствиями, поверхностными и искаженными представлениями об окружающей действительности, в том числе, и о правилах поведения в ней в условиях потенциальных рисков (когнитивный компонент);
2) отсутствием интереса к подобного рода информации без специальной стимуляции со стороны взрослых (потребностно-мотивационный компонент);
3) недостаточной установкой на безопасное поведение (пове-денческо-волевой компонент).
В результате поведенного П.А. Кисляковым и Е.А. Шмелевой экспериментального исследования было установлено, что у подростков с ментальными нарушениями недостаточно сформированы представления об опасностях, угрожающих жизни, здоровью и благополучию в социальной среде. Свою безопасность они связывают с защищенностью извне - людьми, которые окажут помощь (спасатель, полицейский), или объектами, которые позволяют оставаться в безопасности (дом, забор). Такой уровень сформированности безопасного поведения сочетается переоценкой своих способностей, неадекватным отношением к опасностям, неспособностью предвидеть последствия своих действий [12].
Заключение
Итак, формирование безопасного поведения, с точки зрения различных исследователей рассматриваемой проблемы, предполагает специальную теоретическую, психологическую и личностную подготовку, которая обеспечивает безопасность личности в разнообразных опасных ситуациях его жизнедеятельности. Данный процесс осуществляется на протяжении всей жизни, Однако наиболее благоприятным периодом является дошкольный и школьный возрасты, когда ребенок наиболее восприимчив к усвоению культуры безопасности - приобретению знаний об опасных/безопасных ситуациях, формированию необходимых умений и навыков безопасного поведения.
В структуре готовности ребенка и подростка к безопасному поведению выделяют такие компоненты как когнитивно-познавательный, ценностно-мотивационный, эмоционально-волевой, операциональ-но-деятельностный, регулятивный, оценочно-рефлексивный.
Результаты эмпирических исследований отечественных ученых позволили установить, что у детей с ментальными нарушениями наблюдается несформированность понимания жизненных ситуаций вообще, и опасных, в частности, трудности в установлении причинно-следственных связей между опасным/безопасным поведением и его последствиями и отсутствие установки на безопасное поведение.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00150 «Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию и избеганию опасных ситуаций».
Список литературы
1. Благодырь Е.М. Психологическая характеристика безопасного поведения детей-сирот младшего школьного возраста // Образование. Наука. Инновации. 2013. №3 (29). С. 106-111.
2. Гальчева К.Б. Формирование безопасного поведения детей при взаимодействии с окружающей средой // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 16-2. С. 60-64.
3. Гафнер В.В., Петров С.В., Забара Л.И. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». 2010. 264 с.
4. Гладкова Л.Н. Обоснование уровней и экспериментальная работа по формированию социально-безопасного поведения подростков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 6 (119). С. 33-39.
5. Давыдова М.С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 94-101.
6. Давыдова М.С. Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (кор-рекционных) школ VIII вида. Автореф. дис. ... к.п.н. М., 2010. 23 с.
7. Доверие и субъективное благополучие как основание психологической безопасности современного общества: монография / А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, О.Ю. Зотова, Л.В. Тарасова, А.Н. Веракса, А.М. Рикель. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 578 с.
8. Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных
ситуациях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. №11 (211). С. 8-12.
9. Зотова О.Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. №4. С. 84-91.
10. Кабаченко Т.С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 52 с.
11. Кисляков П.А., Феофонов В.Н., Удодов А.Г. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушением интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Том 16. №3. С. 19-27.
12. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Методика диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушением интеллекта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11. С. 110-114.
13. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Силаева О.А. Обеспечение социальной безопасности детей с нарушениями интеллекта в системе психологической реабилитации // Социализация и реабилитация в современном мире. Сборник научных статей. Под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. Москва, 2017. С. 279-285.
14. Лобанова А.В., Музыченко Л.С. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 336-347.
15. Лубочников П.Г., Гуц Д.С., Нургалеев В.С. Психологические факторы формирования культуры безопасного поведения студента в процессе когнитивной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2011. №5 (30). С. 45-47.
16. Магомедов М.Г. Проблема формирования безопасного поведения школьников // Современные технологии в образовании. 2014. № XIV-2. С. 20-23.
17. Мошкин В. Н. Безопасность ребенка: методические рекомендации. Барнаул: АГИК. 1992. 27 с.
18. Перфильева Н. В. Формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах // Педсоветов : 15-й Всероссийский Интернет-педсовет [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.org/ (дата обращения: 16.07.2019).
19. Попов В.А., Черкунова А.С. Проблема психологической безопасности и формирование культуры социального поведения учащихся МОУ // Актуальные вопросы современной науки. 2015. N° 1(44). С. 102-110.
20. Селиванова О.А., Гладкова Л.Н. Соотношение понятий «социально безопасное» и «социально опасное» поведение несовершеннолетних в современной педагогической науке // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 1. С. 198-205.
21. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3. С. 70-74.
22. Социально-психологическое обеспечение безопасности детей с нарушениями интеллекта: коллективная монография / П.А. Кисляков, О.А. Силаева, А.Г. Удодов, В.Н. Феофанов, Е.А. Шмелева; под ред. П.А. Кислякова. М.: Издательство РГСУ, 2019. 224 с.
23. Субботина Л.Ю., Ефимова Н.С. Характеристики личности как детерминанты Опасного/безопасного поведения // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 59-63.
24. Терницкая С.В. Формирование безопасного поведения личности как социально-педагогическая проблема // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 90-94.
25. Толочко Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 173-179.
26. Cordovil R., A. Duarte, Pepping G.-J., Barreiros J. An ecological stance on risk and safe behaviors in children: The role of affordances and emergent behaviors // New Ideas in Psychology. 2015. 36, рp. 50-59.
27. Kislyakov P., Silaeva O., Feofanov V. Psychological indices of social safety of children with disabilities // The European proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017, pp. 407-413.
28. Kislyakov P., Silaeva O., Udodov A. Social representations of safety by adolescents having intelligence disorders // The European proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017, pp. 414-421.
References
1. Blagodyr' E.M. Psihologicheskaya harakteristika bezopasnogo povedeni-ya detej-sirot mladshego shkol'nogo vozrasta [Psychological characteristics of safe behavior of orphans of primary school age]. Obrazovanie. Nauka. Innovacii. 2013. №3 (29), pp. 106-111.
2. Gal'cheva K.B. Formirovanie bezopasnogo povedeniya detej pri vzaimode-jstvii s okruzhayushchej sredoj [The formation of safe behavior in children in their interaction with the environment]. Psihologiya ipedagogika: meto-dika i problemyprakticheskogo primeneniya. 2010. № 16-2, pp. 60-64.
3. Gafner V.V., Petrov S.V., Zabara L.I. Opasnosti social'nogo haraktera i zashchita ot nih: uchebnoeposobie [Dangers of social nature and protection against them: a training manual/. Ekaterinburg: GOU VPO «Ural. gos. ped. un-t», 2010. 264 p.
4. Gladkova L.N. Obosnovanie urovnej i eksperimental'naya rabota po formirovaniyu social'no-bezopasnogo povedeniya podrostkov [Substantiation of levels and experimental work on socially safe behavior of a teenager]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta. 2017. № 6 (119), pp. 33-39.
5. Davydova M.S. Osobennosti formirovaniya social'nyh predstavlenij o bezo-pasnosti zhiznedeyatel'nosti u detej s intellektual'nymi narusheniyami [Peculiarities of forming of social notions about vital safety among children with mental disturbances]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta im. A. I. Gercena. 2009. № 98, pp. 94-101.
6. Davydova M.S. Formirovanie social'nyh predstavlenij ob osnovah bezo-pasnostizhiznedeyatel'nosti uuchashchihsyaspecial'nyh (korrekcionnyh)
shkol VIIIvida [The formation of social concepts about the basics of life safety among students of special (correctional) schools of the VIII kind] Avtoref. dis. ... k.p.n. Moskva, 2010. 23 p.
7. Doverie i subektivnoe blagopoluchie kak osnovanie psihologicheskoj bezopasnosti sovremennogo obshchestva [Trust and subjective well-being as the basis of psychological security in the modern society]: a monograph / A.I. Doncov, E.B. Perelygina, O. Yu. Zotova, L.V. Tarasova, A.N. Veraksa, A. M. Rikel'. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2018. 578 p.
8. Zimina I.S., Deminceva O.A., Gavrilova M.N., Polozova O.V. Formiro-vanie gotovnosti uchashchihsya k bezopasnomu povedeniyu v opasnyh situaciyah [The formation of students' readiness for safe behavior in dangerous situations]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2017. №11 (211), pp. 8-12.
9. Zotova O.Yu. Potrebnost' v bezopasnosti u predstavitelej raznyh so-cial'no-ekonomicheskih grupp [Need for safety with different social and economic groups]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 14. Psi-hologiya. 2011. №4, pp. 84-91.
10. Kabachenko T.S. Narushenie psihologicheskoj bezopasnosti v kontekste aktivnosti professional [Violation of psychological safety in the context of professional activity]: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2000. 52 p.
11. Kislyakov P.A., Feofonov V.N., Udodov A.G. Model' social'no bezopas-nogo/opasnogo povedeniya detej s narusheniem intellekta [A model of socially safe/unsafe behavior of children with intellectual disabilities]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2017. V. 16. №3, pp. 19-27.
12. Kislyakov P.A., SHmeleva E.A. Metodika diagnostiki social'no-psiholog-icheskoj bezopasnosti podrostkov s narusheniem intellekta [Methods of diagnosis of socio-psychological safety of adolescents with intellectual disabilities]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2016. № 11, pp. 110-114.
13. Kislyakov P.A., SHmeleva E.A., Silaeva O.A. Obespechenie social'noj bezopasnosti detej s narusheniyami intellekta v sisteme psihologicheskoj reabilitacii [Ensuring social security of children with intellectual disabilities in the system of psychological rehabilitation]. Socializaciya
i reabilitaciya v sovremennom mire. Sbornik nauchnyh statej [Socialization and rehabilitation in the modern world. Collection of scientific articles]. Pod redakciej O.E. Nesterovoj, R.M. SHamionova, L.V. SHi-povoj, E.S. Pyatkinoj, M.D. Konovalovoj. Moskva, 2017, pp. 279-285.
14. Lobanova A.V., Muzychenko L.S. Izuchenie faktorov, obespechivayush-chih psihologicheskuyu bezopasnost' lichnosti podrostkov [The study of factors which provide psychological safety of teen personality]. Iz-vestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2012. № 2, pp. 336-347.
15. Lubochnikov P.G., Guc D.S., Nurgaleev V.S. Psihologicheskie faktory formirovaniya kul'tury bezopasnogo povedeniya studenta v processe kog-nitivnoj deyatel'nosti [Psychological factors information ofsafety culturein the student conduct of cognitive]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011. №5 (30), pp. 45-47.
16. Magomedov M.G. Problema formirovaniya bezopasnogo povedeniya shkol'nikov [The problem of the formation of safe behavior in schoolchildren]. Sovremennye tekhnologii v obrazovanii. 2014. № XIV-2, pp. 20-23.
17. Moshkin V. N. Bezopasnost 'rebenka: metodicheskie rekomendacii [Child safety: guidelines]. Barnaul: AGIK. 1992. 27 p.
18. Perfil'eva N. V. Formirovanie kul'tury bezopasnosti povedeniya detej na dorogah [The formation of safety culture of children on the roads]. Pedsovet.org: 15-j VserossijskijInternet-pedsovet [Elektronnyj resurs]. http://pedsovet.org/ (accessed: July 16, 2019).
19. Popov V.A., Cherkunova A.S. Problema psihologicheskoj bezopasnosti i formirovanie kul'tury social'nogo povedeniya uchashchihsya MOU [The problem of psychological safety and the formation of social behavior in schoolchildren]. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2015. № 1(44), pp. 102-110.
20. Selivanova O.A., Gladkova L.N. Sootnoshenie ponyatij «social'no bezo-pasnoe» i «social'no opasnoe» povedenie nesovershennoletnih v sovremennoj pedagogicheskoj nauke [Value concepts of "social security" and "socially dangerous" behavior of minors in modern pedagogical science: their interrelation]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2015. T. 1. № 1, pp. 198-205.
21. Sorokina L.A. O sostoyanii gotovnosti podrostkov k bezopasnomu pove-deniyu v povsednevnoj zhizni [Readiness of Teenagers for Safe Behaviour in Everyday Life]. Innovacionnyeproekty i programmy v obrazovanii. 2011. №3, pp. 70-74.
22. Social'no-psihologicheskoe obespechenie bezopasnosti detej s narusheni-yami intellekta: kollektivnaya monografiya [Socio-psychological safety of children with intellectual disabilities: a collective monograph] / P. A. Kislyakov, O.A. Silaeva, A.G. Udodov, V.N. Feofanov, E.A. SHmeleva; pod red. P.A. Kislyakova. M.: Izdatel'stvo RGSU, 2019. 224 p.
23. Subbotina L.Yu., Efimova N.S. Harakteristiki lichnosti kak determi-nanty Opasnogo/bezopasnogo povedeniya [Personality characteristics as determinants of hazardous/safe behavior]. Vestnik YAroslavskogo go-sudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. 2014. № 4, pp. 59-63.
24. Ternickaya S.V. Formirovanie bezopasnogo povedeniya lichnosti kak social'no-pedagogicheskaya problema [The formation of safe behaviour of personality as a social-pedagogic problem]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2016. № 1 (35), pp. 90-94.
25. Tolochko E.I. Kul'tura bezopasnogo povedeniya na dorogah kak mno-goaspektnaya social'no-pedagogicheskaya problema [Standard of safe conduct on the roads as multifold socio-educational problem]. CHelovek i obrazovanie. 2015. № 1 (42), pp. 173-179.
26. Cordovil R., Duarte A., Pepping G.-J., Barreiros J. An ecological stance on risk and safe behaviors in children: The role of affordances and emergent behaviors. New Ideas in Psychology. 2015. 36, pp. 50-59.
27. Kislyakov P., Silaeva O., Feofanov V. Psychological indices of social safety of children with disabilities. The European proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017, pp. 407-413.
28. Kislyakov P., Silaeva O., Udodov A. Social representations of safety by adolescents having intelligence disorders. The European proceedings of social & behavioural sciences International Conference. National Research Tomsk Polytechnic University. 2017, pp. 414-421.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Фатихова Лидия Фаварисовна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
ул. Октябрьской Революции, 3а, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450000, Российская Федерация [email protected]
Сайфутдиярова Елена Фаварисовна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
ул. Октябрьской Революции, 3а, г. Уфа, Республика Башкортостан, 450000, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Fatihova Lidija Favarisovna, Assistant Professor at the Department
Special Pedagogy and Psychology, candidate of pedagogic sciences, Assistant Professor
Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla
3-а, Oktyabrskoj revoljucii str., Ufa, Bashkortostan Republic,
450008, Russian Federation
Sajfutdijarova Elena Favarisovna, Assistant Professor at the Department Special Pedagogy and Psychology, candidate of psychological science, Associate Professor
Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla
3-а, Oktyabrskoj revoljucii str., Ufa, Bashkortostan Republic,
450008, Russian Federation