DOI: 10.12731/2218-7405-2018-2-55-69 УДК 159.99 : 376.42
ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Кисляков П.А., Удодов А.Г., Дубровинская Е.И., Карташев В.П.
В статье представлено описание авторской программы сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности детей с нарушениями интеллекта, обучающихся в школе-интернате VIII вида.
Объектом исследования выступили дети с нарушениями интеллекта. Предметом исследования - особенности формирования у детей с интеллектуальными нарушениями социально-психологиче-ской безопасности.
Методологическую основу составили подходы специальной психологии (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн. О. Шпек).
Результаты работы. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обеспечения социально-психологической безопасности детей с нарушениями интеллекта отражает содержание психолого-педагогтеских задач (целевая функция) и технологии их решения (инструментальная функция) направленных на уменьшение внутренних и внешних факторов риска. Целевыми функциями являются: социальная и психологическая адаптация, личностно-раз-вивающая, функция социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, профилактическая и коррекционная функция. Психолого-педагогическими задачами являются формирование умений и навыков безопасного поведения и противостояния опасностям за счет развития соответствующих социальных навыков, психических, физических и когнитивных способностей, установления реального и более комфортного контакта с социальной (в том числе городского и
образовательного) средой, что способствует обеспечению индивидуального защищенности и психосогщалъного благополучия, поддержке душевного равновесия, развитию гармоничного личности, облегчению адаптагщи к согщальногО среде, коррекции факторов риска дизонто-генеза. Программа включает в себя содержательный, технологиче-скигО и диагностический модули. В основу конструирования учебного информации в области безопасности нами положен принцип итеративности - межпредметная кооперация учебных предметов: сочетание обязательных базовых курсов и внеучебногО воспитательного и коррекционнои работы. Технологическое обеспечение включало в себя следующие методы обучения: интерактивные (психотехники развития личности, субъективности): игровые (ролевые игры): эвристические (анализ конкретных ситуации). Программа включала следующие внеаудиторные мероприятия: программа «Безопасное колесо», спортивныгО праздник «День защиты детей», военно-спортивная игра «Зарница», программа «Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа».
Область применения: система спегщального образования.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение: со-г{иально-психологическая безопасность: дети с нарушениями интеллекта.
THE PROGRAM SUPPORT SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Kislyakov P.A., TJdodov A.G., Dubrovinskaya E.I., Kartashev VP.
The article presents a description of the author 's program to support the social and psychological safety of children with intellectual disabilities enrolled in boarding school of VIII kind.
The object of the study were children with intellectual disabilities. The subject of research - features of formation to children with intellectual disabilities the social and psychological safety.
The methodological base are the special psychology (L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein, A. Speck).
The results. Complex psychological and pedagogical support of social and psychological safety of children with intellectual disabilities reflects the content of psychological and pedagogical tasks (targetfunction) and technologies of their solution (instrumental function) aimed at reducing internal and external risk factors. The target functions are: social and psychological adaptation, personal and developmental the function ofsocial support and psychological and pedagogical assistance, preventive and correctional function. Psycho-pedagogical objectives are the formation of skills of safe behavior and confront the dangers through the development of appropriate social skills, mental physical and cognitive abilities, establishing a real and more comfortable with social contact (including municipal and educational) environment, thereby ensuring individual protection and psychosocial well-being, support emotional balance, development of harmonious personality, to facilitate adaptation to the social environment, correction of risk factors of dysontogenesis. The program includes informative, technological and diagnostic modules. The basis for the construction ofeducational information in the field of security us based on the principle of integrativelv - interdisciplinary cooperation of academic subjects: a mix of mandatorу core classes and extra-curricular and remedial work. Technological support included the following teaching methods: interactive (psychotechnical personality development, subjectivity): gaming (role-playing): heuristic (analysis of specific situations). The program included the following extracurricular activities: the program" Safe wheel", sports festival "Children's day", military sports game "Zarnitsa ", the program "Orthodoxy-the way to the spiritual safety of the Russian people ".
Scope: the system of special education.
Keywords: psychological and pedagogical support: social and psychological security: children with intellectual disabilities.
Обеспечение социально-психологической безопасности обучающихся понимается нами как активная деятельность учителей, пси-
хологов, социальных педагогов, направленная на проектирование и реализацию психолого-педагогического сопровождения и способствующего формированию у обучающихся социальных навыков по противодействию и предупреждению реальных и прогнозируемых внутренних и внешних угроз социального характера. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обеспечения социаль-но-психологияеской безопасности детей с нарушениями интеллекта отражает содержание психолого-педагогических задач (целевая функция) и технологии их решения (инструментальная функция) направленных на уменьшение внутренних и внешних факторов риска. Целевыми функциями являются: социальная и психологическая адаптация, личностно-развивающая, функция социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, профилактическая и коррекционная функция. Психолого-педагогическими задачами являются формирование умений и навыков безопасного поведения и противостояния опасностям за счет развития соответствующих социальных навыков, психических, физических и когнитивных способностей, установления реального и более комфортного контакта с социальной (в том числе городской и образовательной) средой, что способствует обеспечению индивидуальной защищенности и психосоциального благополучия, поддержке душевного равновесия, развитию гармоничной личности, облегчению адаптации к социальной среде, коррекции факторов риска дизонтогенеза [1,2, 3]. К инструментальным функциям относятся: диагностическая и организаторская. Эти функции обеспечивают выявление имеющихся у детей проблем и факторов риска, установление оптимальных отношений, прогнозирование и отслеживание позитивных изменений, а также организацию комплекса организационных и учебных, профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих обеспечению социальной безопасности ребенка с нарушениями интеллекта.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нами определены следующие задачи формирования безопасного поведения
и обеспечения социально-психологической безопасности детей с нарушениями интеллекта:
— формирование навыков ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
— формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
— формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Данные целевые ориентиры положены нами в основу проектирования содержания психолого-педагогического сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности детей с интеллектуальными нарушениями.
Нами разработана программа психолого-педагогического сопровождения социально-психологической безопасности детей с интеллектуальными нарушениями. Программа внедрена на базе школы-интерната VIII вида». Программа включает в себя содержательный, технологический и диагностический модули.
Содержательный модуль психолого-педагогического сопровождения социально-психологической безопасности подростков с интеллектуальными нарушениями составляет содержание образования или образовательный маршрут по освоению знаний, умений и навыков обеспечения безопасности, который в свою очередь реализуется посредством образовательных технологий (технологический модуль). В основу конструирования учебной информации в области безопасности нами положен принцип инегративности - межпредметная кооперация учебных предметов; гибкое сочетание обязательных базовых курсов и внеучебной воспитательной и коррекционной работы.
В содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» нами введены разделы:
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
1.1. Город как среда обитания. Правила поведения на улицах и дорогах.
1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
1.3. Особенности природных условий в городе.
1.4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
1.5. Основы безопасности жизнедеятельности человека.
2. Опасные ситуации социального характера.
2.1. Криминогенные ситуации и личная безопасность.
2.2. Обеспечение личной безопасности дома.
2.3. Обеспечение личной безопасности на улице.
2.4. Безопасный интернет.
На занятиях реализовывалось технологическое обеспечение формирования социально-психологической безопасности, включающее обучение подростков способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности в социальной (в т.ч. городской) среде, сохранения и укрепления здоровья в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации.
Технологическое обеспечение включало в себя следующие методы обучения: интерактивные (психотехники развития личности, субъективности); игровые (ролевые игры); эвристические (анализ конкретных ситуаций).
К эвристическим методам можно отнести анализ конкретных ситуаций (решение ситуационных задач), который представляет собой глубокое и детальное исследование в учебном процессе реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Система таких ситуаций позволяет представить содержание обучения в динамике и обеспечить объективные предпосылки для развития потребности в сохранении своей безопасности и безопасности других [4]. Основная цель решения ситуационных задач состоит в приобретении подростком опыта принятия решений при внезапно возникшей экстремальной ситуации, или если она неотвратима в ближайшее время.
Применение метода анализа конкретных ситуаций должно отвечать следующим методическим требованиям:
— проектируемая деятельность в экстремальной ситуации должна состоять из действий, по своей психологической структуре одинаковых с действиями, совершаемыми в реальной обстановке;
— в учебной деятельности необходимо создать систему действий направленных на тренировку внимания, восприятия, памяти и мышления;
— задачей учебной деятельности является формирование не только автоматизированных действий, но и тех психофизиологических механизмов, которые способствуют активации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к любой вариантности условий деятельности;
— в процессе учебной деятельности необходимо учитывать взаимоотношения «человек - социальная среда»;
— учебная деятельность должна включать задачи, направленные на развитие таких функций психики, как познавательная, регулятивная, коммуникативная, прогностическая.
По содержанию различают четыре основных вида учебных ситуаций: ситуации иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации проблемы.
Ситуация-иллюстрация представляет собой демонстрацию конкретного примера из практики, в котором проявляются закономерности и механизмы действий людей, типовые алгоритмы решения задач. Она может предъявляться обучающимся в виде видеофрагмента, доклада, набора фрагментов (фотографии, интернет-ресурсы и пр.) в форме выступления приглашенных специалистов.
Ситуация-упражнение решается при помощи обращения к учебнику или рабочей тетради.
Ситуация-проблема предполагает решение проблемной задачи, которая реально стояла или стоит в жизни, с последующим обсуждением причин и последствий данных опасных ситуаций, а также возможностей их предупреждения.
Применение ситуационных задач с использованием метода ролевых игр позволяет каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность; стимулирует их к применению методов решения
проблемы на основе личных знаний и жизненного опыта. Каждый ребенок должен быть субъектом собственной жизни, иметь собственную позицию, взять на себя ответственность за правильность своих действий. Во время решения таких задач подростки учатся учитывать множество различных факторов, таких как интенсивное дорожное движение, негативно настроенные людей и т.д. Результатом решения ситуационных задач может стать свод инструкций по нормам социально безопасного поведения.
В процессе обучения используются технологии психической регуляции эмоционального и психофизиологического состояния, необходимые для предупреждения экстремальных ситуаций, снижения социальной напряженности, агрессивности и тревожности: техника управляемого дыхания, управление вниманием, регуляция мышечного стереотипа, создание чувствительных образов и др.
Опираясь на принцип комплексности развития личности мы включили в программу психолого-педагогического сопровождения социально-психологической безопасности подростков с интеллектуальными нарушениями программы внеучебной работы, способствующие развитию у обучающихся сензитивности к угрозам, коммуникативных навыков, самооценки, выступающих ресурсами социальной безопасности.
Программа сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности детей с нарушениями интеллекта включала следующие внеаудиторные мероприятия:
1. Программа «Безопасное колесо». Программа включала групповые и индивидуальные занятия с детьми и их родителями, направленные на пропаганду безопасного поведения на дорогах, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (1 час в неделю). Занятия способствовали формированию у обучающихся навыков ориентировки на дороге, безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях (включая скорость реакции, ответственность, внимательность), навыки фигурного вождения велосипеда, навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП.
2. Спортивный праздник «День защиты детей». Программа праздника включала подвижные игры по станциям «Вместе все получится», которые были направлены на развитие у детей физических, эмоционально-волевых качеств, навыков социального взаимодействия посредством адаптивной физической культуры.
3. Военно-спортивная игра «Зарница». Групповая игра-соревнование с детьми и их родителями, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни через занятия военно-прикладными видами спорта. Игра способствовала формированию у обучающихся навыков использования средств индивидуальной и коллективной защиты, навыков координации на местности, выносливости и навыков преодоления трудностей, умений действовать в экстремальных ситуациях, умений оказывать первую медицинскую помощь. Воспитанники получили навыки взаимодействия в команде.
В основу работы с детьми по формированию безопасного поведения положен личностно-ориентированный подход и индивидуальное сопровождение ребенка тьютором, подготовленным из числа студентов-волонтеров. Для формирования тьюторских умений студенты прошли подготовку по программе «Личный тренер», включающей модуль «Безопасное поведение в социуме». Подбор пар «тьютор - ребенок» осуществляется на основе учета опыта его работы с детьми, степени совпадений данных психолого-педагогической диагностики каждого, а также желания заниматься друг с другом. Подготовленные студенты-волонтеры совместно с преподавателем вуза обеспечивают условия соблюдения принципа индивидуализации в дозировке объема, интенсивности, времени отдыха, корректировке движений в работе с детьми [5].
4. Программа «Православие - путь к духовной безопасности русского человека и русского народа». Программа включала серию мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей: знакомство с основами православной культуры, историей и традициями проведения православных праздников, развитие нравственных качеств личности и творческих способностей детей.
В результате внедрения на базе коррекционной (специальной) школы-интерната VIII вида программы психолого-педагогического сопровождения обеспечения социально-психологической безопасности подростков с интеллектуальными нарушениями были получены следующие практические результаты, свидетельствующие о ее эффективности: в течение учебного года обучающиеся активно участвовали во внеучебных мероприятиях, посвященных вопросам безопасного поведения (всего приняло участие около 80 подростков); проведенные мероприятия позволили улучшить психологический климат в классах, повысить групповую сплоченность, снизить проявление агрессивности.
Наши наблюдения и заключения социального педагога и психолога школы показали, что в ходе экспериментальной работы положительные изменения претерпели личностные качества обучающихся выступающие ресурсами их социальной безопасности, а именно коммуникативные навыки, психологическая устойчивость, самооценка, мотивация к избеганию неудач и рискованного поведения.
В целом проведенная работа позволяет говорить о том, что со-циально-психологическая безопасность подростка выступает как одно из проявлений его развития как индивида, личности и субъекта деятельности (учебной, коммуникативной), повышения уровня его социальных навыков и психологической готовности. Обеспечение безопасности личности - это освоение социального опыта в целях его дальнейшего применения для решения учебных, бытовых задач, связанных с сохранением жизни, укреплением здоровья.
Разработанная и апробированная нами программа психолого-пе-дагогического сопровождения социально-психологической безопасности подростков с нарушениями интеллекта позволяет подойти к обоснованию психолого-педагогических условий, при которых обеспечивается успешность достижения поставленных целей.
Организационно-управленческие условия связаны с реализацией в школе комплексной системы образования в области социальной безопасности, включая формирование психологически безопасной среды. К данным условия относятся следующие:
— многосубъектность системы проектирования и реализации в школе системы образования в области социальной безопасности (учитель-предметник, социальный педагог, психолог);
— организация непрерывного мониторинга состояния образовательной среды школы с целью выявления социально опасных явлений; а также психологического мониторинга развития у обучающихся личностно и социально важных качеств, определяющих особенность эмоциональной сферы, степень сформированности социальных навыков, необходимых для реализации безопасного поведения;
— комплексирование учебной и воспитательной работы в области социальной безопасности.
Социально-психологические условия определяют особенности воздействия на личность обучающегося с целью обеспечения его социальной безопасности и включают:
— учет индивидуальных особенностей (образа жизни, факторов риска дизонтогенеза и пр.) и психологических качеств (психологическая устойчивость, коммуникативные способности, сензитивность к угрозам, самооценка и пр.);
— гуманизацию образования, которая способствует воспитанию у обучающихся гуманных качеств, разностороннему проявлению и гармоничному развитию всех способностей личности.
Содержательно-технологические условия направлены на создание педагогической системы обучения подростков правилам безопасности и ее научно-методическое обеспечение. Нами установлено, что обеспечение безопасности подростков с интеллектуальными нарушениями обеспечивается, если соблюдаются следующие содержа-тельно-технологические условия:
— расширение содержания образования в области социальной безопасности в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся и факторами риска окружающей среды;
— внедрение образовательных технологий на основе личност-но-развивающего, личностно-ориентированного обучения (ситуационные задачи, ролевые игры, психотехники).
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-36-01088 «Социально-психологическое обеспечение безопасности детей и подростков с нарушениями интеллекта в условиях мегаполиса ».
Список литературы
1. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Шмелева Е.А., Силаева O.A. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 8. С. 85-98.
2. Колосова Т.А. Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты умственно отсталых подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 189-194.
3. Шмелева Е.А., Правдов М.А., Кисляков П.А., Корнев A.B. Психоло-го-педашгическое сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 41-43.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Университетское, 1985. 206 с.
5. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Тьюторство в социально-образова-тельной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 358.
References
1. Kislyakov P.A., Feofanov V.N., Shmeleva E.A., Silaeva O.A. Sovremen-nye issledovcmiya sotsial 'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhur-ncil). [Russian Journal of Education and Psychology], 2017, T. 8, no. 8, pp. 85-98. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-8-85-98 (accessed February 17, 2018).
2. Kolosova T.A. IzvestiyaRossiyskogo gosudarstvennogopedagogichesk-ogo universiteta im. A.I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science.], 2007, T. 10, no 31, pp. 189-194.
3. Sluneleva E.A., Pravdov M.A., Kislyakov P.A., Kornev A.V. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical culture], 2016, no. 3, pp. 41—43.
4. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Gotovnost к deyatelnosti г' napiyctzhennykh situatsiyakh: psikhologicheskiy aspekt [Readiness to work in tense situations: psychological aspect]. Minsk, 1985. 206 p.
5. Sluneleva E.A., Kislyakov PA. Sovremennyeproblemy nauki i obrazo-vaniyct [Modem problems of science and education], 2016, no. 6. http:// science-education.ru/ru/article/view?id=25644 (accessed February 17, 2018).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Кисляков Павел Александрович, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии, доктор психологических наук, доцент
Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
раек. 81 Щтай. ги
Удодов Алексей Геннадьевич, доцент кафедры психологии труда и специальной психологии, кандидат педагогических наук Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
udo-alex@yandex. ги
Дубровинская Екатерина Игоревна, доцент кафедры психологии труда и специальной психологии, кандидат психологических наук
Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
deldongo(a)mail. ги
Карташев Валерий Пантелеевич, доцент кафедры адаптивной физической культуры и рекреации, кандидат биологических наук, профессор
Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 24, г. Москва, 107150, Российская Федерация
kvpmos(ci),mail. ги
DATA ABOUT THE AUTHORS Kislyakov Pavel Aleksandrovich, Head of the Department of Labor Psychology and Special Psychology, Doctor in Psychology, Docent
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
pack. 81 (d)mail. ru
SPIN-code: 1375-5625
ORCID: 0000-0003-1238-9183
ResearcherlD: E-4701-2016
Scopus Author ID: 56348736600
Udodov Aleksey Gennadevich, Docent of the Department of Labor Psychology and Special Psychology, PhD in Pedagogy
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
udo-alex(a)yandex. ru
SPIN-code: 3994-9194
Scopus Author ID: 5 7194102 744
Dubrovinskaya Ekaterina Igorevna, Docent of the Department of Labor Psychology and Special Psychology, PhD in Psychology
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
deldongo(d)mail. ru
ORCID: 0000-0001-6280-5590
SPIN-code: 6573-2929
Scopus Author ID: 56669745300
Kartashev Valeriy Panteleevich, Docent of the Department of Adaptive Physical Education and Recreation, PhD in Biology, Professor
Russian State Social University
24, Losinoostrovskaya Str., Moscow, 107150, Russian Federation
kvpmos(ci),mail. ru
ORCID: 0000-0001-8539-5264
SPIN-code: 6284-4890
Scopus Author ID: 57073261500