Научная статья на тему 'БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
122
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Банзаракцаева Я.Ш.

Статья посвящена проблеме информационной безопасности учащихся, защиты несовершеннолетних от воздействия агрессивной и негативной информации. Автором обосновываются необходимые меры защиты для осознанного использования, поступающей к ним информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFE INFORMATION ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of information security of students, protection of minors from the impact of aggressive and negative information. The author justifies the necessary measures of protection for informed use, information coming to them.

Текст научной работы на тему «БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

УДК 37.014

Банзаракцаева Я.Ш. ст. преподаватель

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Россия, г. Норильск БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация: Статья посвящена проблеме информационной безопасности учащихся, защиты несовершеннолетних от воздействия агрессивной и негативной информации. Автором обосновываются необходимые меры защиты для осознанного использования, поступающей к ним информации. Ключевые слова: безопасность образовательной среды, информационная среда, информационная безопасность, информационные угрозы, информационный иммунитет.

Banzaraktsaeva Ya.Sh.

Art. teacher

Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional

Retraining of Educators Russia, Norilsk

SAFE INFORMATION ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL

INSTITUTION

Annotation: The article is devoted to the problem of information security of students, protection of minors from the impact of aggressive and negative information. The author justifies the necessary measures of protection for informed use, information coming to them.

Key words: safety of the educational environment, information environment, information security, information threats, information immunity.

Глобальная сеть Интернет открыла безграничный доступ к информационным ресурсам человечества, а вместе с тем, стала представлять и чрезвычайную опасность.

Сеть Интернет в настоящее время представляет собой крупнейший мировой коммуникационный и информационный ресурс, доступ к которому сегодня для многих является насущной необходимостью. Самостоятельность при получении образовании, спланированное продвижение в учении, участие в проектно-исследовательской деятельности - все это влечёт к необходимости подготовки школьников к использованию сети Интернет во всем ее современном многообразии.

Использование ресурсов и сервисов сети Интернет в системе образования позволяет:

существенно повысить наглядность и доступность учебного материала за счет использования дополнительной информации;

облегчить работу учителя при подготовке к уроку;

снизить отрицательное влияние нежелательных Интернет-ресурсов на школьников, что имеет место при неупорядоченном, стихийном использовании ими ресурсов сети Интернет.

Учителя и учащиеся, все активнее использующие средства новых информационных технологий, ресурсы и услуги Интернет, должны не только осознавать, какой вред может быть нанесен их интеллектуальному, нравственному развитию, психическому и физическому здоровью, но знать и уметь пользоваться средствами защиты от неё. Несовершеннолетний, включенный в познавательный процесс оказывается незащищенным от потоков сообщений, ему необходимо научиться правильно, мыслить и управлять хаотическими, беспорядочными информациями в ресурсах сети Интернет.

В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности можно рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике обучающегося. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся. В связи с этим встает проблема защиты несовершеннолетних от воздействия агрессивной и негативной информации. Появилась необходимость поиска путей решения такой проблемы, как обеспечение безопасной информационной среды в образовательном учреждении. Один из возможных актуальных путей разрешения проблемы это создание безопасной информационной среды для учеников, которая определяется влиянием возникающих изменений в информационном пространстве, воздействующих на становление личности ребенка.

Что же такое информационная среда и информационная безопасность учащихся? Информационная среда - это совокупность условий и методов на базе компьютерных систем с программными и организационными средствами, и способами защиты от негативной информации, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов

[9].

При изучении информатики в школе, учащиеся получают свободный доступ к неограниченному объему информации. Плохо организованный контроль учителя на уроке, позволяет ученику самостоятельно изучать поток информации, предоставляемый просторами глобальной сети Интернет. Разумеется, далеко не вся информация является безопасной. Так, одним нажатием клавиши, ученик может увидеть материалы насилия, экстремизма, идеологических материалов. Под влиянием данных ресурсов может формироваться крайне негативное восприятие окружающего мира, и как следствие нанесение вреда психическому здоровью, нравственному и духовному развитию.

Данный вид угрозы является наиболее опасным и требует создания правовых механизмов блокирования и фильтрации информационных ресурсов в сети Интернет. Но помимо внедрения программ фильтрации, препятствующие доступ к нежелательной информации, не стоит забывать и о воспитательных мерах, которые помогут сформировать культуру безопасного поведения в Интернете.

Для эффективной организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности учащихся, был выявлен ряд угроз, исходящих из сети Интернет.

Угрозы информационной безопасности могут быть классифицированы по различным признакам [7]:

- несанкционированный доступ к персональным данным, конфиденциальной информации, и программам, хранящим важные документы. Для образовательных учреждений возможна подмена исходных данных в электронных журналах, личных делах педагогов и учащихся;

- отрицательное влияние на психику учащегося. Свободный доступ в Интернет открывает для учащихся огромное количество информации, где помимо обучающих и развивающих ресурсов, также присутствуют и ресурсы с нежелательной информацией (материалы порнографического характера, насилия над людьми и животными, пропаганды наркотиков, экстремистской идеологии);

- участие в различных форумах, чатах и блогах, социальных сетях которые могут способствовать: развитию неприязни по расовому, религиозному, национальному признаку и нагнетанию межнациональной розни; разрушению нормального образовательного процесса обучения и из-за чрезмерного увлечения общением в различных соц. сетях;

- распространение фото, видео материалов, текстовой информации экстремистского толка: материалы, пропагандирующие различные неформальные молодежные и религиозные секты и организации; материалы, пропагандирующие толкование религий, связанные с пропагандой превосходства одной религии над другой;

- получение из сети Интернет знаний и умений, которые могут быть направлены как против личности, так и против общества, в том числе: информация о способах приготовления и применения наркотических средств, взрывчатых веществ; информация, культивирующая непринятие существующих норм поведения;

- кибертерроризм, как новая форма терроризма, возможна и в образовательных учреждениях. Создание безопасной информационно-технологической среды существенно снизит риск кибератаки на объекты образования, которые могут привести к нарушению функционирования управляющих автоматических систем и последующему повреждению инфраструктуры.

Все эти угрозы являются потенциально опасными для любого образовательного учреждения. Наличие Интернета в организации уже

является угрозой для ее информационной безопасности, и указывает на необходимость построения полноценной системы защиты информации от существующих виртуальных угроз и создании единой политики обеспечения информационной безопасности в образовательном учреждении.

Установленные правовые принципы, стандарты и механизмы правовой охраны и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В основу данного закона положены нормы Конституции РФ, ратифицированные РФ принципы и нормы международного права, гарантирующие свободу слова, творчества и массовой информации, свободы в выборе и доступе к информации взрослой аудитории при условии оптимальной защиты детей от деструктивного информационного воздействия.

Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых можно выделить задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности [7]:

1. формирование у учащихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;

2. формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;

3. развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.

Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательного учреждения, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.

Самый эффективный механизм информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного, самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им, тем самым воспитать в себе информационный иммунитет. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность школьника в сети и решить многие другие проблемы, - в голове самого ученика, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.

Для целенаправленной работы по формирование у современного школьника навыков и умений, позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решается как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Необходимо организовывать часы общения, беседы,

практикумы, тренинги, недели информационной безопасности и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете.

Проводимые мероприятия дадут положительный результат, если образовательная организация будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи. Соответственно, приступая к планированию занятия по информационной безопасности, важно помнить, что задача педагогов и родителей не закрыть ребятам мир информации, а научить брать из этого многогранного мира лучшее!

Использованные источники:

Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-Ф3.

Федеральный закон РФ от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3.

Жарникова Ю. С. Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №11 (145)- Март — с. 60-63. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.

Молодцова Е. Ю., Склямина М. Ю. К вопросу организации мероприятий по информационной безопасности учащихся в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2014. — №18.1 (77.1) - Ноябрь — с. 65-68. Склямина М. Ю. Обеспечение информационной безопасности учащихся в системе общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. - с. 52-55. http://www.myshared.ru/slide/732477

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.