Научная статья на тему 'БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безнравственность / бездуховность / распад семьи / десоциализация подростков / духовно-нравственные ценности / политика защиты нравственности / immorality / lack of spirituality / family breakdown / desocialization of adolescents / spiritual and moral values / morality protection policy

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева Айша Ансаровна

В предлагаемой статье анализируются проблемы, связанные с деструктивными процессами в духовно-нравственной сфере современного российского общества, исследуются причины, продуцирующие и питающие данные процессы. Констатируется, что укрепление института семьи – важнейшее условие развития всякого общества, и формирования его фундаментальных основ, и, прежде всего, духовно-нравственных ценностей. В целях обеспечения консолидирован-ной государственной политики по защите общественной нравственности и духовности автором подчеркивается необходимость создания специализированного органа при Президенте РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMORALITY AS A FACTOR OF CRIME IN MODERN RUSSIA

The article under consideration analyzes the challenges associated with destructive trends in the spiritual and moral realm of contemporary Rus-sian society and explores the factors that give rise to and shape these trends. It argues that strengthening the family unit is a crucial prerequisite for the advancement of any society and the formation of its core founda-tions, particularly in terms of spiritual and moral values. To ensure a co-herent state strategy in the domain of public morals and spirituality, the article emphasizes the necessity of establishing a dedicated agency under the auspices of the President of Russia.

Текст научной работы на тему «БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 351.766.2 ББК 87.77

DOI 10.24412/2412-2025-2023-2-96-105

Гаджиева Айша Ансаровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Gadzhieva Aisha Ansarovna - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and State Legal Disciplines, Dagestan State University of National Economy

БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

IMMORALITY AS A FACTOR OF CRIME IN MODERN RUSSIA

В предлагаемой статье анализируются проблемы, связанные с деструктивными процессами в духовно-нравственной сфере современного российского общества, исследуются причины, продуцирующие и питающие данные процессы. Констатируется, что укрепление института семьи -важнейшее условие развития всякого общества, и формирования его фундаментальных основ, и, прежде всего, духовно-нравственных ценностей. В целях обеспечения консолидированной государственной политики по защите общественной нравственности и духовности автором подчеркивается необходимость создания специализированного органа при Президенте РФ

Ключевые слова: безнравственность, бездуховность, распад семьи, десоциализация подростков, духовно-нравственные ценности, политика защиты нравственности.

The article under consideration analyzes the challenges associated with destructive trends in the spiritual and moral realm of contemporary Russian society and explores the factors that give rise to and shape these trends. It argues that strengthening the family unit is a crucial prerequisite for the advancement of any society and the formation of its core foundations, particularly in terms of spiritual and moral values. To ensure a coherent state strategy in the domain of public morals and spirituality, the article emphasizes the necessity of establishing a dedicated agency under the auspices of the President of Russia.

Keywords: immorality, lack of spirituality, family breakdown, deso-cialization of adolescents, spiritual and moral values, morality protection policy.

В современной России назрела необходимость формирования консолидированной государственной политики по защите общественной нравственности и духовности. А между тем общее состояние современного российского общества, несмотря на экономические успехи и внутриполитическую стабилизацию, в целом может быть оценено как криминогенно неблагополучное. В региональном срезе наблюдается аналогич-

ная ситуация: инструменты социального контроля, религиозные факторы, традиции и обычаи отдельных народов, в том числе в Республике Дагестан, несмотря на заложенный в них высокий потенциал эффективности, оказались не в полной мере способными сохранить духовно-нравственный потенциал наших предков. По этому поводу Л.В. Кудрявцев пишет: «чтобы государство функционировало стабильно и процветало, необходимо, чтобы уровень моральности и духовности его граждан был достаточно высоким» [1]. Нравственные и духовные ценностные установки в общественном сознании населения всегда определяют стабильность и жизнеспособность государства. На генетическую связь преступности и нравственности указывал еще Аристотель «в обществе, где не действуют нормы морали, нравственности, не будут действовать никакие нормы законов» [2].

В последние годы в российском обществе наблюдается обеспокоенность относительно падения нравственности и нарушения нравственных норм. Это явление можно частично объяснить современными медийными и культурными тенденциями. Реклама, СМИ и масскультура, особенно социальные сети и телевидение, позволяют использовать различные манипуляции с целью популяризировать и навязать молодежи «гедонистический проект» - идею, которая призывает людей стремиться к получению максимального удовольствия от жизни. В этом контексте предлагается идея открытости к различным «радостям жизни», включая употребление алкоголя и наркотиков. Как это ни казалось бы парадоксальным, на фоне, когда государством запускаются различные национальные проекты с целью возрождения и укрепление семьи, материнства и детства, государственные СМИ, радиотелевещание, театры и кинематограф продолжают пропагандировать пьянки, гульбища, бандитские разборки и сексуальный разврат. Герои и антигерои, заполнившие теле-и радиопередачи, являются примером для подражания миллионам людей, особенно - молодежи.

В этой связи государство не только обязано принимать меры по защите нравственного и духовного здоровья общества, но и принимать энергичные меры сохранения духовно-нравственного баланса, соответствующего требованиям развития России.

Представляется, что нравственные ценности и поведение граждан являются основой стабильности и процветания государства. Если в обществе преобладают высокие моральные принципы, уважение к закону и другим людям, то возникают благоприятные условия для развития экономики, политической стабильности и социальной солидарности. В то же время, отрицательное поведение и безнравственность могут приводить к нарушению общественного порядка, коррупции, межличностным конфликтам и другим проблемам. Поэтому государство должно принимать меры по стимулированию нравственного и духовного развития своего населения, воспитывать ценности, которые будут способствовать благополучию и укреплению общества.

Многие люди считают, что в современном мире пропагандируются ценности, которые поощряют эгоцентризм, удовлетворение собственных желаний, насилие, жестокость и распущенность, преподнося это как норму. Понимая это, существует осознание необходимости раз-

работки национальной идеи, которая стала бы основой для внедрения в общество морально-нравственных ценностей. Утратив веру, значительная доля населения вместе с ней теряют и нравственные ориентиры, и ценности. Понятия добра и зла для них стали относительными. В результате у людей снижается уважение к традициям, семейным ценностям, что приводит к деградации семьи как важного социального института.

На заре двадцать первого века общество столкнулось с серьезной проблемой - упадком ценностей и нравственных ориентиров. Все больше людей склонны отвергать законы, ценности и установки, которые являются основой нравственности, утратив связь с нравственностью, они становятся склонными к эгоизму, насилию и коррупции. Безусловно, коррупционные и криминальные и околокриминальные тренды современности априори противоречат становление и развитию гуманного и благополучного общества, разъедая его изнутри.

На это еще в 2007 году обратил внимание Президент В.В. Путин, который призвал народ возродить «... духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности», назвав это одним из главнейших условий политической и экономической стабильности [3]. В судьбоносном 2022 году В.В. Путин подчеркнул, что «попытки разрушения российских традиционных ценностей и культивирование вместо них псевдоценностей со стороны запада не прекращаются и сегодня» [4]. Глава государства отметил, что западные антиценности, противоречащие самой природе человека, разъедают российский народ изнутри, могут привести к полной деградации и вырождению нации и народностей России.

Особенно острой атаке в последние годы подвергаются семейные ценности. А между тем, разрушенные семьи, продуцируют возрастание сиротства, становятся источниками беспризорности, бродяжничества и попрошайничества, влекут рост фоновых явлений преступности; детской наркомании, алкоголизма, порождают проституцию и подростковую преступность.

Применительно к республикам Северного Кавказа, где общество ближе к традиционалистскому, можно смело утверждать, что увеличение числа разводов - одна из причин разложения веками сложившихся традиционных основ общества. Семья во все времена у народов Республики Дагестан считалась высшей ценностью, а развод рассматривался как социальная девиация, и порицаемое явление, которое отрицательно характеризует личность.

Неблагополучная картина статистики браков и разводов констатируется в официальных данных, так, количество браков в целом по Российской Федерации в последние годы снижается, а вот число разводов остается примерно одинаковым - около 600 тысяч в год. В 2021 году чаще всего семьи распадались. Самые показатели разводов в России зафиксированы в республиках Северного Кавказа. Так, в Республике Ингушетия за 2022 г. на 1000 браков приходилось 2542 развода, самый высокий показатель по стране. В других республиках региона на 1000 зарегистрированных союзов приходится 2069 разводов в Чечне, 1967 - в Дагестане, 1520 - в Карачаево-Черкесии и 1390 - в северной Осетии - Алании [5].

По последним доступным данным Росстата, количество браков и разводов в Дагестане на 2023 год составляло: браков - 444, прирост составил всего лишь 60, разводов-1771, прирост -337 [6].

В основе нарастающей динамике разводов несколько причин: первая связана с трансляцией и активной пропагандой чуждых российскому обществу иностранных западных культур. Один из экспертов, поясняя данное обстоятельства, отметил: «Посмотрите, хоть в одном фильме где-нибудь герои спрашивают своих родителей совета?»; вторая причина извечна и лежит в экономической сфере, в Дагестане, как и в других республиках Северокавказского федерального округа, ранее старшие по возрасту решали, как вести семейное хозяйство, а сейчас больших семейных хозяйств практически не осталось, люди зарабатывают сами по себе. И поэтому диктат старших теряет экономическое основание, вместе с тем слабеют и семейные узы, и отцовская власть.

Есть предположение, что рост числа разводов может быть связан с новыми выплатами для матерей-одиночек, соответственно, семья не распадается по факту, а развод существует на бумаге. Однако, в традиционном обществе такое было бы тоже невозможным, потому что развод — это позор для рода и семьи в целом, и его никакими деньгами не компенсируешь. По существу, развод на бумаге свидетельствует об увеличивающейся тенденции безнравственности дагестанского народа.

Наихудшими последствиями разводов являются нарастающие тенденции роста неполных неблагополучных семей. Соответственно, распад семьи влечет зав собой более весомые негативные последствия. Наиболее разрушительное воздействие оказывают безнравственность и бездуховность на процесс социализации личности подростков и молодежи что, как следствие, приводит к обратному эффекту десоциализации подрастающего поколения. Десоциализированные подростки характеризуются «ложным» целеполаганием и антиобщественной направленностью, зачастую это приводит их приводит их к совершению преступлений. По статистике Судебного департамента, в 2023 году осудили 12 769 несовершеннолетних [7]. По данным других авторов за последние 14 лет количество детей на скамье подсудимых снизилось на 82,4%: в 2007 году осудили 84 124 несовершеннолетних. Исключение — 2016 год: число таких осужденных увеличилось на 4,4% по сравнению с 2015. Но в этот год преступность в целом выросла на 9% [8].

Кризис нравственности в России в первую очередь связан с постепенной утратой у подростков и молодежи самого содержания понятия нравственность. Не менее глубоко кризис нравственности в России отразился на общественном сознании подрастающего поколения и молодежи. В первую очередь это выразилось в постепенной утрате у подростков и молодежи самого содержания понятия нравственность. Так, социологическими исследованиями в школах Брянска, Воронежа и Липецка были поставлены вопросы: о понятии и сущности категорий «нравственность» и «право», об укреплении духовно-нравственных ценностей в стране, о борьбе с преступлениями, коррупцией и т.д. Исследованиями установлены следующие результаты: 68, 4% респондентов из числа старшеклассников дали ответ, что им непонятен смысл нравственности, объясняя это правилом: «то нравственно одному, то безнравственно другому, и наобо-

рот»; 56, 1% не вникают в смысл термина «право». Из числа опрошенных, примерно около 3,5% старшеклассников смотрели телепередачи и фильмы, которыми пропагандируются моральные установки и нравственные ценности, 11,2% увлекаются просмотром боевиков, 15,1% -мелодрамами, и почти 8,3% эротикой. Опрошенные педагоги старших классов оценили шкалу нравственного уровня своих учеников следующим образом: «очень высоко» - 0,5%, «высоко» - 6.5%, «удовлетворительно» - 74,7%, «неудовлетворительно» - 18,3%». Безусловно, полученные результаты плачевны, и характерны в среднем всей Российской Федерации.

В части мер, направленных на укрепление моральных и нравственных ценностей только 3,2% респондентов указали, что принятые государством достигли положительных результатов, 22,3% отметили, что государство в этом направлении потерпело фиаско (неудачу), многие старшеклассники вообще не смогли дать ответ на этот вопрос, так как не имеют элементарных представлений о смысловом содержании нравственности. Примерно сходные показатели выявлены и в отношении борьбы с преступлениями и коррупцией: 9,1% ответили, что борьба с этими явлениями ведется успешно, 23,7 % отметили бесполезность мер борьбы с преступлениями и коррупцией.

Утрата национальных корней, пренебрежение нравственными традициями и этическими ритуалами, антипатриотизм, отсутствие жизненного опыта и потеря национальных идеалов порождают у несовершеннолетнего стремление к самоутверждению посредством насилия над другой личностью.

Убедительными примерами могут служить беспрецедентные факты совершения насильственных преступлений учащимися средних образовательных учреждений в Республике Дагестан. Так, 16 января в одной из дагестанских школ. В одном из учебных заведений Махачкалы произошла смертельная поножовщина с участием несовершеннолетних — учеников 9-го класса. Инцидент произошел утром 11 октября в помещении лицея №51. По данным следствия, 15-летний подросток подрался со своим одноклассником, в ходе стычки смертельно ранив его в область сердца [9]. В селении Муги Акушинского района ученица 9 класса на уроке математики 7 раз ударила одноклассницу ножом в спину [10].

Антикриминогенным фактором в Республике Дагестан является социальный контроль, механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определенных ограничений (условий); их нарушение наносит ущерб функционированию целостной структуры социальной системы, основным элементом которой являются люди, их взаимодействие, отношения и связи. Огромное внимание здесь уделяется кровнородственным связям. Такие связи создают специфические социально-психологические отношения между объектами и субъектами социального контроля. Содержание этих отношений имеет определенную ценность для человека, хотя в последние годы эти отношения претерпели некоторые изменения. Однако именно здесь заложен большой потенциал по воспитанию несовершеннолетних и предупреждению их правонарушений. Социальный контроль, осуществляемый родственниками, не только является дополнительным

резервом в борьбе с правонарушениями, но и относится к наиболее гуманным средствам профилактической деятельности, так как в основе его лежит метод убеждения.

В этой связи считаем важным возродить трудовое воспитание и перевоспитание подростков в средних учебных заведениях для «трудных» подростков. Значимость трудового перевоспитания подрастающего поколения очевидна, а эффективность его доказана историей нашего государства. А между тем, в России ликвидирована единственное учреждение такого типа - Чеховская специальная учебно-воспитательная школа, которое находилось в деревне Скурыгино городского округа.

Первая круглосуточная спецшкола в нынешнем виде возникла в 1974 году (ликвидирована 29.09.22 г. Распоряжением Правительства Московской области). В спецшколе проходили перевоспитание девочки-подростки от 11 до 17 лет, совершившие правонарушения или преступления малой и средней тяжести: кражи, сбыт наркотиков и т.п. Помимо общего образования, воспитанницы осваивали художественные ремёсла, спортивные дисциплины [11].

Известный вклад в профилактику насильственных преступлений, совершаемых подростками, вносят имеющиеся в России специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ). Однако, как показывает практика, эффективность воспитательной их деятельности относительно невысока. Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. Как видно, из изложенного задача перевоспитания - не ставится перед данными учреждениями.

В г. Махачкале также функционирует центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Работники признаются: зачастую подростки, однажды попавшиеся в руки правоохранителей, возвращаются сюда еще много раз: причины, по которым было совершено нарушение, не искоренить за 30 суток, проведенных в центре. Среди основных причин - безразличие одного или обоих родителей к судьбе ребенка, отсутствие у родителей возможности обеспечить потребности детей, отрицательное влияние со стороны окружения, подстрекательство со стороны взрослых преступников, длительное непосещение школы, беспризорность, пропаганда в СМИ антиобщественного поведения, компьютерные игры и многое другое.

Настоятельной потребностью современных реалий стала необходимость повысить степень правовой охраны общественной морали, нравственности и духовности российского сообщества, чтобы стимулировать этичное поведение граждан по отношению друг к другу в целях обеспечения конституционных прав граждан на свободу вероисповедания, и сохранить традиционные ценности, и в, конечном итоге защитить интересы подростков и несовершеннолетних. Не случайно, сегодня правовое обеспечение духовно-нравственной безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации законодательство о защите

нравственности включает в себя более 150 нормативных правовых актов федерального значения и более 3700 — регионального уровня.

В 2015 г. была принята и введена в действия «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). В рамках данной Стратегии определяются приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, разрабатываются основные направления и механизмы развития институтов воспитания, решаются вопросы формирования общественно-государственной системы воспитания детей, учитывающей интересы детей. Значительный вклад в ее реализацию внося утвержденные Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данном документе закреплено понятие «нравственные ориентиры, формирующее мировоззрение граждан России, передаваемое из поколения в поколение, лежащее в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющее гражданское единство, нашедшее свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». К ним отнесены: жизнь; достоинство; права и свободы человека; патриотизм; служение отечеству; гуманизм; историческая память; крепкая семья. Отдельным пунктом в общих положениях указа прописана роль религий. Христианство, ислам, иудаизм и буддизм названы неотъемлемой частью исторического и духовного наследия, которые оказали значительное влияние на его формирование. При этом подчеркивается особая роль православия. Традиционные ценности, согласно документу, рассматриваются государством как основа общества.

Этим же документом определяется антонимичное понятие деструктивной идеологии, которое ведет к насаждению им чуждой и разрушительной системы идей и ценностей: эгоизма, вседозволенности, отрицания многодетности, отрицания естественного продолжения жизни, отказу от традиционной семьи (союз мужчины и женщины) с помощью пропаганды экстремизма (в первую очередь движения ЛГБТ), и социальных девиаций; отрицания позитивного вклада России в мировую историю и культуру.

Положительно оценивая курс на возрождение государственной идеологии, считаем, что разрозненные усилия органов власти и управления и других социальных институтов не могут обеспечить высокую эффективность в сфере укрепления нравственности посредством внешнего влияния со стороны государства. Для реализации положений о стратегии воспитания молодежи необходимо сегодня целая система инструментов, реализующих государственную политику нравственности и сохранения ее духовных основ.

А между тем в России до сих пор нет института, который анализировал бы программы отечественного телерадиокоммуникативных сетей. В результате ответственности за состояние эфира не несёт никто. Само же медиасообщество считает свою деятельность вполне корректной. Руководство телеканалов расценивает любую инициативу, направ-

ленную на ограничение показа на телевидении сцен насилия и жестокости, как попытку неоправданного ущемления свободы слова [12].

В этом направлении поддерживаем предложения депутатов Государственной Думы, которые неоднократно выступали с предложением о создании специализированного органа по защите нравственности. Так, в 1998 году в трех чтениях был принят проект Федерального закона № 97700190-2 «О Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации» (отклонен Президентом». В 2013 году по инициативе Депутатов Государственной Думы В.И. Кашина, В.Н. Федоткина, В.С. Шурчанова, Н.В. Разворотне-ва, Н.Ф. Рябова, Б.В. Иванюженкова был внесен на рассмотрение законопроект о создании Общественного совета по содействию защите нравственности в средствах массовой информации в Российской Федерации [13].

Учитывая, что в России самостоятельные теле-, радиокомпании существуют на разных уровнях, законопроектом предлагается создать Общественные советы и в регионах. Создание подобной вертикали будет способствовать широкому привлечению общественности в решении вопросов защиты и сохранения традиционных для народов России духовно-нравственных ценностей. В числе его основных задач предусматривалось: «содействие доступу граждан к объективной и достоверной информации, распространяемой средствами массовой информации», «оказание помощи общественным и религиозным организациям в поиске взаимопонимания с редакциями средств массовой информации в случаях возникновения конфликтов», «мониторинг информации, распространяемой в форме теле- и радиопередач и печатных публикаций по нравственной проблематике» и т. п. К сожалению, данный законопроект был отклонён всего лишь с одной формулировкой: ряд положений носит общий, декларативный характер.

В 2020 г. С. Миронов вновь предложил принять данный законопроект: «Принимая во внимание значимость телевещания для развития культуры и свободного формирования взглядов, недопустимость злоупотребления свободой массовой информации на телевидении, необходимость повышения защиты общественной нравственности на телевидении, качества телевизионной продукции, культурно -просветительной и воспитательной функции телевидения, проектом федерального закона предлагается создать Общественный совет Российской Федерации по телевидению» [14].

А между тем, в западных странах опыт существования таковых специализированных органов имеется: В США, при выдаче лицензии на вещание, комиссия по связи в первую очередь определяет, будет ли новый канал служить интересам общины или общества. Во Франции в положении о Высшем Аудиовизуальном Совете прямо сказано, что телевидение должно служить распространению французской культуры, французского языка, популяризации молодых французских авторов, защите детей и женщин, своевременной объективной информации населения. В Германии телекомпании руководствуется положениями, по которым программы, наносящие вред здоровью детей и подростков, не должны выпускаться до принятия мер, обеспечивающих малую ве-

роятность доступа к ним детей. В соответствии с японским законодательством телевидение должно передавать программы высокого качества, удовлетворяющие запросы людей и поднимающие их культурный уровень, вносить вклад в сохранение традиций культуры и широко пропагандировать современную культуру. В Китае действует указ о запрете аудио- и видеопродукции, содержащей ужасы и насилие.

В заключении хотелось бы отметить, что для реализации положений «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» рано или поздно придется решить вопрос о создании специализированного органа по защите нравственности при Президенте РФ, только при таких условиях можно говорить о консолидированной политике в сфере защиты нравственности. Нам необходима новая концепцию административно-правового регулирования в области защиты общественной нравственности. При этом к осуществлению этой деятельности должны быть привлечены и институты гражданского общества, ведь от того насколько мобилизованы и консолидированы структуры гражданского общества: родители, педагоги, молодежь и студенческие организации и др. зависит будущее нашей страны.

Список литературы:

1. Кудрявцев, Владимир Николаевич. Преступность и нравы переходного общества: Монография: Монография / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. — 1. — Москва: ООО «Юридическое издательство Норма», 2023. — 240 с.

2. Ульябаева, Г.Ш. Проблема нравственности в античной философии // Скиф. 2018. №11 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennosti-v-antichnoy-filosofii.

3. Мюнхенская речь Владимира Путина: что изменилось за 17 лет -Газета.ру: сайт / учредитель АО «Газета.Ру». - Москва, 2007. Режим доступа. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2024/02/10/18255373.shtml

4. Бороться с эгоизмом и разрушением семьи: о чем говорится в указе Путина о госполитике - Газета.ру: сайт / учредитель АО «Газета.Ру». Москва, 2022. Режим доступа. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/11/09/15756595.shtml.

5. Сведения о числе зарегистрированных родившихся, умерших, браков и разводов за январь-декабрь 2024 года. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Edn_01 -2024_t1_1.xlsx.

6. Статистика браков и разводов в Дагестане: по годам Режим доступа URL: https://gogov.ru/marriage-divorce/dg[дата обращения 25.04.2024]

7. Суддеп подготовил статистику о работе СОЮ в 2023 году - новости Право.ру. - URL: https://pravo.ru/news/252643/.

8. Окутина, Н., Забелич, Л. Преступность несовершеннолетних в России: состояние и меры профилактики. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - (1 (99)). - С. 114-121.

9. После убийства школьника в Махачкале возбуждено несколько уголовных дел - Газета.ру: сайт / учредитель АО «Газета.Ру». - Москва, 2021. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/10/11/14072863.shtml.

10. В Дагестане школьница во время урока семь раз ударила ножом одноклассницу - Российская газета, ФГБУ «Редакция «Российской газеты» Москва, 2023. - URL: https://rg.ru/2023/01/17/reg-skfo/v-dagestane-shkolnica-vo-vremia-uroka-sem-raz-udarila-nozhom-odnoklassnicu.html

11. Блонский, Л.В. «Создание системы единой трудовой школы в СССР как важный фактор в борьбе с беспризорностью в 1920-х годах». // Современная научная мысль. -2020. - №. 1 - С. 48-51.

12. Гречихин, В.Г. Влияние телевидения на духовно-нравственное состояние общества // Информационный бюллетень. №12 сентябрь 2010 г. Текст электронный. - URL. https://filling-form.ru/blank/9586/index.html

13. Проект федерального закона № 97700190-2 «О Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации» (внесен депутатами - членами Комитета ГД по культуре и депутатами ГД Н. В. Бердниковой, А. В. Апариной) (не действует) / ГАРАНТ. - URL. https://base.garant.ru/3120045/

14. Миронов вновь предложил создать Общественный совет по телевидению - РБК. - URL. https://www.rbc.ru/politics/21/04/2022/6261266b9a 79477eb5b3be9c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.