Научная статья на тему 'Бетильмерзаева М. М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/д, 2011. 250 с'

Бетильмерзаева М. М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/д, 2011. 250 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бетильмерзаева М. М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/д, 2011. 250 с»

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ

Бетильмерзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 2011. 250 с.

Современный этап развития нашего общества настоятельно требует новых подходов к анализу путей общественного прогресса, обретению новых знаний, изучению причин изменения самой картины социальной жизни, её интерпретации и проектирования. Курс на технико-экономическую и социально-политическую модернизацию общества делает особенно актуальным и значимым философско-культурологический анализ ментальности в контексте культуры.

Понятие «ментальность» вошло в российский социально-гуманитарный дискурс из европейского лексикона в конце XX в. И почти сразу данный термин стал объектом специального анализа многих исследователей. Изучение ментальности сегодня актуально как никогда, потому что позволяет рассмотреть культуру и человека как сложную динамичную систему. Вероятно, это также связано с объективной необходимостью активного обсуждения в настоящий момент в России стратегии исторического развития, диктующей необходимость изучения его социальных целей и идеалов, выработку конкретно-исторических шагов, исследование традиций социальной истории её народов.

Проблема познания человеком себя, своего социокультурного пространства исторически давно волнует философов. Есть несомненные успехи в объяснении природы человека и культуры, но существуют и серьёзные проблемы в толковании этнического своеобразия, выраженного в многообразных обычаях и традициях.

Именно в этом контексте появление рецензируемой монографии - отчётливое свидетельство глубинных сдвигов в современном философском восприятии самой проблематики феномена культуры, неоднозначного понимания природы её бытия.

М.М. Бетильмерзаева поставила непростую задачу по научно-философскому осмыслению самих истоков толкования ментальности в современной науке, делая акцент на онтологические основания в осмыслении феномена, способствующие его социокультурному определению.

Традиционно всё многообразие известных человечеству форм культуры, будь то философия, наука, искусство, религия и другое, обладают особым творческим инструментарием и оттого - уникальными возможностями продуцирования культурных смыслов, это породило множество теорий, методологических концептов, изучающих то, как смыслы, добываемые на достаточно обособленных территориях духовных практик, взаимодействуют, обогащая и стимулируя друг друга. Уже во введении своей книги автор вполне правомерно утверждает, что изучение любых смыслов начинается с поиска их понимания. Подобный процесс определяется им, как умение быть в определенном жизненном контексте (с. 4). И эта философская мысль рефреном прошла через всю ра-

боту М.М. Бетильмерзаевой, которая бесспорно заслуживает самого скрупулёзного аналитического рассмотрения. Доминирующая идея книги состоит в том, что изучение ментальности маркирует культурное состояние общества. Актуальность ее философско-культурологического исследования обусловлена совокупностью причин, важнейшей среди них является потребность понять истоки уникальности человеческого бытия, которыми детерминировано многообразие его становления (с. 9).

Постановка проблемы разработки вопроса ментального своеобразия человечества как социокультурного феномена определяется потребностями самой философии. Материалистический подход к обществу, очень многое прояснивший в его структуре и динамике, основное внимание обращает на раскрытие материальной обусловленности деятельности людей. В ходе деятельности, определяющейся социальными и культурными связями, формируется любое конкретно-историческое общество как социокультурное образование. Изучение ментальности позволяет выявить новые детерминанты человеческого поведения, с одной стороны, и обогатить содержание предмета философии - с другой. Важно отметить очевидную этическую природу выражения ментального своеобразия индивида, этноса.

Также в истории философско-культурологической мысли анализ феномена «ментальность» представляет несомненный интерес и в теоретическом, и практическом плане, поскольку связан с выяснением условий взаимодействия человека и среды либо в лице другого человека как субъекта осмысленной жизнедеятельности, либо коллектива, либо объективного мира как естественной среды обитания человека.

Автор умело вовлекает читателя в процесс философского осмысления проблем познания человеческого бытия в сопряжении с социокультурным контекстом.

Интерес вызывает трактовка автором термина ксенофобия, как одной из форм толерантности. Ксенофобия, нетерпимость, страх перед чужим провоцируется боязнью ассимилироваться с Другим, потерять свое «я». Причина этого страха, по мысли автора, в понимании зыбкости ценности собственного присутствия. Анализу этой важнейшей проблемы соотношения толерантности и ксенофобии специально посвящен параграф «Толерантность и ксенофобия сквозь призму ментальности». В нем изложены и критически переосмыслены философские представления и взгляды мыслителей на природу понимания как основания толерантности.

С одной стороны, как верно отмечает автор, исторически нетерпимость к чужому имела прогрессивное значение и способствовала развитию самосознания, раскрытию собственной уникальности. Осознание

этносом своей целостности как понимание существования двух миров Мы/Они послужило становлению того этнического многообразия, которое наблюдается в современном мире. С другой стороны, на современном этапе ускоренной глобализации единство и борьба внутриэтнической интеграции и межэтнической дифференциации приобрели предельные формы. Причина - не увеличение неприятия или понимания: история человечества зафиксировала не одно страшное проявление нетерпимости. Дело в том, что сегодня мы подходим к осознанию необходимости диалога во имя завтрашнего дня (с. 122).

Привлекает внимание и концептуальный характер монографии. Все её теоретические положения и практические наблюдения органически взаимосвязаны. Они складываются в стройную и строгую научно -философскую систему осознания и объяснения менталь-ности, способствующую философско-культурологи-ческому аналитическому осмыслению всего социального пространства.

Полагаем, что разрешение социокультурологических проблем неотделимо от проблем онтологии и гносеологии. Исследование ментальности, проводимое М.М. Бе-тильмерзаевой с использованием различных подходов к ее определению, через призму понимания неоднородности социокультурного пространства, способствует объективному анализу этой ключевой проблемы. Она предлагает принципиально новую трактовку исследуемого понятия: «Ментальность есть реализация связи между чувственно-воспринимаемыми и умопостигаемыми сущностями, феноменами и ноуменами, т.е. ментальность есть феноумен. Ментальность есть линия демаркации импульсов сознания в своей умонепостижимости и физического проводника сознания, трансформирую-

щего ноуменальное в феноменальное, чувственно воспринимаемое. Будучи фильтром установок человека или человеческого общества, данного мига или эпохи, мен-тальность дефинируема как онтологическая заданность психофизического взаимодействия» (с. 98). Исходя из критического философского осознания характера изменений в качественном состоянии культурного пространства, которые проявляются, прежде всего, в изменении качественного состояния субъекта, правомерно предположить, что эволюция культурного пространства стимулируется ментальными процессами, онтологически в них заложенными и поддающимися гносеологическому исследованию в актах культуры.

Рецензируемая монография представляет несомненный интерес для учёных и философов, преподавателей, да и широкого круга читателей, ибо поднятые в ней вопросы требуют самостоятельного творческого прочтения и осмысления.

Рецензируемая работа заслуживает самой высокой оценки. Она - показатель фундаментальности вклада М.М. Бетильмерзаевой в теорию культуры, представляет собой заметное продвижение на философском поприще разработки феномена ментальности в этом контексте культуры. Похвально, что автор, в целях демонстрации своей точки зрения, прибегает к ярким образным примерам из чеченской лексики (с. 7, 133 -135, 139 - 140, 144 - 146, 223 - 225).

Книга написана строгим, беспристрастным академическим языком науки. С учётом характера темы, в ней отсутствует субъективно-личностное отношение к каким-либо теоретическим пристрастиям и обыденным суждениям. Она проникнута глубокими размышлениями о роли и значении философско-культурологической рефлексии в социокультурном пространстве.

_М.М. Керимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.