Научная статья на тему 'Национальная идентичность: правовое измерение'

Национальная идентичность: правовое измерение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная идентичность: правовое измерение»

том, что внуки маркиза всё-таки увидели, как сбылось пророчество деда. Впрочем, если нет пророка в отечестве своём, тем более его не может быть и в чужом.

Но социальный прогноз по своей мыслительной форме, в большинстве случаев, - проект. Действительно всякая человеческая деятельность представляет собой некую акцию по изменению предмета деятельности (в контексте нашего рассмотрения таковым выступают социальные институты) в соответствии с идеально полагаемым планом. В простейших случаях подобный план складывается достаточно стихийно, на уровне следования некоторым уже имеющим место в культуре образцам. Однако по мере усложнения деятельности происходит расщепление и автономизация сферы разработки и проектирования самой деятельности. Её результатом становится более или менее детализованная модель, воплощение которой в определённом материале и должно давать желаемый результат. Причём, следует различать проектировщика и фигуру практика, реализующего проект, ибо здесь имеет место довольно много специфических моментов. Это умения, практический опыт и т.п., моменты не отчуждаемые от деятеля, не формализуемые. Деятельность проектировщика следует отличать от деятельности учёного-исследователя. Деятельность проектировщика ориентирована на трансформацию некоего материала, создание феноменов с желаемыми свойствами. Материалом в нашем случае выступает социальная реальность, объективные (не желаемые, а, именно, объективно присущие ей) свойства которой весьма далеки от нашего сегодняшнего понимания. На получение знаний о свойствах реальности как таковой ориентировано собственно научное познание. Проектировщику заданы желаемые свойства, функции, под которые необходимо «подобрать» соответствующий материал. Научная задача: задан, известен материал - необходимо определить его свойства, функции, зависимости, которым подчиняются их изменения. Вопрос в том, какую роль в обеспечении решения задач социального строительства может играть историческое знание.

Бадмаев В.Н.

д.филос.н., профессор, директор Регионального института инновационных исследований

Сангаджиева Н.Н.

н.с. Регионального института инновационных исследований научный сотрудник

e-mail: badmav07@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Национальная проблематика вновь актуализирована в современном научном и общественном дискурсе. Во многом это связывается с глобальными интегративными процессами. При этом высказываются самые противоречивые взгляды - от полного исчезновения наций под влиянием глобальной культуры и экономики до приобретения ими новых качеств («воображаемые сообщества») и их выхода на новые уровни (нация-государство Евросоюза). Понятие идентичности обретает междисциплинарный научный статус, привлекая внимание исследователей в силу своей эвристической и практической значимости.

Основными факторами, влияющими на формирование национальной идентичности, выступают историческая территория; общий язык; общая экономика; общая религия; общие мифы и историческая память; общая массовая культура; общие законы и обязанности для всех членов. Общность политической жизни, вхождение в некоторое общее законодательное и политическое сообщество позволяет говорить о существовании «политической нации» в отличие от «культурной нации», которая определяется общностью культуры, языка и религии.

Исследователи, как правило, выделяют два типа национальной идентичности, причем дают им различные названия: гражданский и этнический, или политико-правовой и культурный и т.д. Разделение политической и культурной нации является, конечно, условным, теоретическим, поскольку реальные нации являются смешением обоих типов.

Национальную идентичность можно определить как заданную национальным образом мира и национальной историей, основную идею, которой живет социум в данную историческую эпоху и потому приемлемую для большинства. Идентичность несет в себе ответ на вопрос о сущности своего народа, нации, ее месте, роли и задачах в мировой истории и идеальных формах ее существования. Таким образом, национальная идентичность развивается в процессе исторических перемен, характеризуя определенную ступень роста национального самосознания. Тем самым идентичность предстает как относительно замкнутая система взглядов, которая с одной стороны, довольно устойчива, но, с другой, - динамика среды ее обитания (каковой является внутренняя и внешняя жизнь нации) приводит к определенным трансформациям и новым проблемам. Немецкий философ Юрген Хабермас отметил, что вопрос о национальной идентичности возникает всегда в двух аспектах: «кто мы есть и кем мы хотим быть?». То есть, идентичность формируется в процессе осмысления нацией своей истории, своего нынешнего положения и возможных и желаемых перспектив. Таким образом, получается, что реально развивающийся жизненный процесс в духовном плане как бы заранее задан, запрограммирован, с одной стороны в конкретно-чувственных образах желаемой жизни нации, а с другой -в идеализациях, в повседневности бытия нации.

Ретроспективное и перспективное освоение собственной истории становится ценностной предпосылкой, «почвой» для активного вмешательства в жизненный процесс, в структуру общественной динамики.

Исходя из этого можно выделить следующие уровни национальной идентичности:

- национально-исторический, куда входят: осознание единства нации, отношение к нации, представление об истории, отношение к преемственности и т. д. Представление нации о своем культурно-историческом, общественно-политическом развитии в значительной степени определяет ее общественное и правовое сознание;

- формально-практический: здесь выводится результат практического претворения национальных идей, зафиксированных и сформировавшихся в общественном и правовом сознании нации, отношение с окружающим миром.

В данном контексте особое место в формировании и поддержании национальной идентичности занимают ее правовое измерение, правовое сознание, правовая культура нации.

Обратимся к теме соотношения права и идентичности. Будучи частью социальной системы, право ограждает общество от распада, обеспечивает саморазвитие, самовоспроизводство, формирует в процессе трансформации новые, относительно устойчивые элементы и институциональные подсистемы, регенерирует деформированные и разрушенные. В свою очередь, социальная система задает определенный социо- и этнокультурный фон для правовой подсистемы: обеспечивает ее развитие и функционирование необходимым уровнем мировоззренческих представлений, формирует особое ментальное поле, отвечает за воспроизводство и социализацию поколений, гарантирует безопасность.

Национальная идентичность детерминируется совокупностью устойчивых антропологических, социокультурных, правовых, политических черт, позволяющих гражданам государства как единой суперэтнической группе отличать себя от других, тем самым определяя свое место и роль в системе региональных и глобальных политико-правовых отношений. Исторические формы национальной идентичности представляют собой институционализированную систему воспроизводства определенного набора ценностей, обычаев, традиций как отличительных политико-правовых, культурных и национальных признаков на основе принадлежности к которым позиционируют себя граждане государства. Правовое измерение национальной идентичности можно представить следующим перечнем юридически значимых признаков (правовое сознание, правовая психология, правовое поведение, правовая культура, правовая мен-тальность), характеризующих нацию как институциональный субъект права и определяющих его тождественность самому себе в процессе взаимоотношений с другими нациями. Правовые формы национальной идентичности базируются на автохтонной системе воспроизводства уникального набора политико-правовых ценностей, символов и традиций. Естественно, содержание правовых форм национальной идентичности на разных этапах существования нации подвергается изменениям. Вместе с тем в содержании национальной идентичности нации существует определенная преемственность, выраженная в сложной и иерархичной системе представлений нации о себе, своей культуре, истории. Правовая составляющая национальной идентичности обеспечивает ее нормативность, преемственность и стабильность, сохраняет исторический опыт, откуда при необходимости модернизации национальной жизни нация может черпать материал для мобилизации.

При этом неудовлетворенность социально-экономическим положением, утрата доверия к государственно-правовым институтам могут привести к правовому нигилизму.

В России создана правовая база государственной национальной политики, действуют нормы, обеспечивающие межнациональное и межэтническое равноправие, этнокультурное развитие народов России и т.д. В то же время «необходимо предпринять очень серьёзные меры для предотвращения распространения этнического экстремизма, экстремизма, который основан на лжи, на искажении культурных традиций, зачастую на передёргивании истории. Для этого мы обязаны беречь и продвигать подлинные, а не мнимые ценности всех народов, входящих в нашу многонациональную страну, всех культур этих народов»1.

В качестве примера приведем опыт Японии, где забота о сохранении национальной идентичности отражена, в частности, в традиции признания правительством Японии не только культурных артефактов (исторически значимых зданий, статуй, ремесел, картин, письменных текстов и т.д.) в качестве «национального достояния», но и живых людей в этом качестве. Живое национальное достояние есть акт признания правительством человека как образцового носителя традиционной японской культуры. Такое звание получали артисты традиционных театральных форм (Но, Бунраку, Кабуки и т.д.) и представители традиционных ремесел (изготовители керамики, костюмов, кукол и т.д.). Феномен «национального достояния» появился еще в 1897 г., но с принятием в 1950 г. Закона о защите культурного достояния он получил правовую основу2.

Следует отметить, что в современных обществах сильно осознание уникальности собственного исторического пути, необходимости учитывать свой правовой опыт и традиции как основу развития. Собственный исторический и культурный контекст имеет для стран и народов ничуть не меньшее значение, нежели восприятие систем и институтов, функционирующих в настоящий период на межгосударственном уровне или в других более развитых в экономическом, социальном и правовом отношении странах. Между тем без использования правового опыта стран, достигших более высокого уровня развития, без обращения к международно-правовым нормам и моделям правового регулирования будет достаточно сложно обеспечить поступательное движение в различных сферах жизни российского общества.

В данной ситуации выделяют следующие модели соотношения национальных правовых систем.

Первый путь - сохранение замкнутой национальной правовой системы, ориентированной только на собственные правокультурные ценности. При этом те традиции и ценности, которые остальным миром рассматриваются в качестве основы постепенной унификации национальных правовых систем, либо игнорируются, либо интерпретируются в собственном духе. В условиях глобализации подобные попытки «изоляции» неизбежно ведут к стагнации правовой системы.

Второй путь - проведение последовательной государственно-правовой политики, направленной на вхождение в состав «глобальных империй». Такая политика предполагает постановку цели унификации национальной правовой системы в соответствии с требованиями, предъявляемыми западными государствами, полное копирование западных образцов национальной идентичности. Однако данный путь развития оказывается неподходящим для незападных го-

1 Материалы встречи Президента России Д.А. Медведева с членами Общественной палаты РФ. 20.01.2011.

2

См.: Мошняга П.А. Глобализация японской культуры. - М., 2010. - С. 113.

сударств, поскольку в данном случае встает вопрос о коренной ломке не только их позитивного права, но и правосознания, правовых основ национальной идентичности. В конечном счете, это может привести к возникновению противоречий.

Более того, высказываются взгляды о сомнительности универсальности западной традиции права. По мнению Гарольда Дж. Бермана, «сегодня мир подозрительно относится к западной «законности», еще подозрительнее, чем раньше. Человек Востока и Человек Юга предлагают иные альтернативы. Да и сам Запад засомневался в универсальной пригодности своего традиционного представления о праве, в особенности для незападных культур. Право, раньше казавшееся «естественным», оказывается всего лишь «западным». А многие говорят, что оно и для Запада устарело»1.

Наконец, существует и третий, наиболее перспективный, путь - постепенная модернизация правовой системы посредством заимствования зарубежного государственно-правового опыта с сохранением собственных национальных правокультурных традиций. Перенимая мировой опыт, необходимо помнить о том, что право будет эффективно действовать лишь тогда, когда оно создается на основе и с учетом собственных специфических условий, к которым, в первую очередь, относятся национальная идентичность, культурно-исторические традиции, правовой менталитет.

Национальная идентичность - это сложный многомерный, многогранный феномен, исследование которого включает социальные, социально-философские, психологические, культурологические, политико-правовые, собственно этнические аспекты. При этом правовое измерение национальной идентичности включает векторы правовой политики государства, основу которых составляют идеи, отражающие национальные интересы и культурные ценности, влияющие на правосознание и правовое поведение граждан, устанавливающие определенный государственно-правовой порядок.

Бетильмерзаева М.М.

Чеченский государственный университет

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КСЕНОФОБИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭТНИЧЕСКОЙ

МЕНТАЛЬНОСТИ

Этническая ментальность имплицитно совмещает в себе факторы природного и социального происхождения. Для того чтобы та или иная реакция человека стала ментальной, она должна пройти долгий путь от многократно повторяющегося мыслительного или поведенческого приема через его легитимацию, через превращение его в норму реакции, в автоматически срабатывающий стереотип, в привычку сознания, даже в бессознательное - к наследственно закрепляемой информации о «нормальном» для данного этноса мироотношении. Человек является носителем определенной ментальности, воспитан в определенной культурной традиции и растет в определенной природной среде. Этническая ментальность закрепляется опытом многих поколений, передаваясь по наследству. Мыслительная операция, повторяемая бесчисленное множество раз становится ментальным стереотипом. Содержанием ментальности становятся далеко не все мысли, а лишь те моменты мышления, которые не вызывают сомнений, подкреплены убеждениями, многократно апробированы, доведены до автоматизма.

Понятия «толерантность» и «ксенофобия» в современном обществе наполнены национальными особенностями. Содержание этих феноменов есть результат совместного воздействия прошлого, настоящего и будущего. Толерантность и ксенофобия представляют собой многоплановые явления, которые детерминируются этнокультурными и конфессиональными факторами, этнической ментальностью. Для их рассмотрения уместно вспомнить базовый процесс категоризации, с помощью которого люди, распределяя события и объекты по группам, интерпретируют окружающий мир и свое место в нем. Большинство исследователей подчеркивают важность принципа биполярности, в соответствии с которым во многих случаях осуществляется категоризация. Предполагается, что в архаическом мышлении понятие света появилось одновременно с понятием тьма, покоя - с движением, жизни - со смертью. Древнейшая форма категоризации, основанная на принципе биполярности, сохранила поразительную устойчивость до наших дней. В соответствии с этим принципом происходит и категоризация общностей, членами которых люди себя воспринимают (Мы), и тех, которые они не воспринимают своими (Они).

По мнению историка Б.Ф. Поршнева2, этнические категории появились следом за категоризацией людей как членов рода Homo sapiens и ее противоположностью: люди - нелюди. Согласно его гипотезе, субъективное Мы появляется, когда люди обособились от каких-либо Они, т.е. осознали бинарную оппозицию «они - нелюди, мы - люди».

Поршнев настаивает на первичности Они по отношению к Мы, т.е. на первичности межгрупповой дифференциации. Такого рода дифференциация социально обусловлена. И потому этнопсихологические различия есть явления исторически преходящие и являющиеся продуктом социального развития.

На основе сравнения своей группы с другими социальными общностями формируется социальная и этническая идентичность, как результат осознания своей принадлежности к определенной общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность - это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Если социальная идентичность реализуется в пространстве взаимоотношений Я с Другим и определяет человека в конкретных социальных категориях, то этническая идентичность начинает свое становление в межгрупповом континууме - в системе отношений Мы и Они и распределяет социальные категории по специфическим этнокультур-

1 Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М., 1998. - С. 48.

2 Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. - М., 2006. - С. 236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.