Научная статья на тему 'Альтернативные образы культур: взаимопонимание мусульман и христиан'

Альтернативные образы культур: взаимопонимание мусульман и христиан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ДИАЛОГ / DIALOGUE / КОНЦЕПТ / CONCEPT / СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОД КУЛЬТУРЫ / SPIRITUAL CULTURE / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / КОНФЛИКТ / CONFLICT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кулакова Бэлла Эльбрусовна

В статье рассматривается вопрос философского осмысления процесса взаимопонимания исламской и христианской культур, и отношения к исламу в связи с изучением проблемы толерантности и понимания духовного мира человека другой культуры. Уточняется роль и место ислама в ментальности граждан на уровне семантических кодов обыденного восприятия, анализируются предпосылки диалога христианской и мусульманской культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative Means of the Cultures: the Mutual Understanding of Moslems and Christians

The article examins a question of the philosophical comprehension of the process of the mutual understanding of islamckoy and Christian cultures, and relations to Islam in connection with the study of the problem of tolerance and understanding of the spiritual peace of man of another culture. Is refined role and place of Islam in mentalnosti of citizens at the level of the semantic codes of ordinary perception, prerequisite of the dialogue of Christian and Moslem cultures and their manifestation under the contemporary Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Альтернативные образы культур: взаимопонимание мусульман и христиан»

ББК 37

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ КУЛЬТУР: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ МУСУЛЬМАН И ХРИСТИАН

Б.Э. К

Вопрос о философском осмыслении процесса взаимопонимания исламской и христианской культур на примере отношения к исламу в России актуализируется в связи с обострением проблемы толерантности и адекватного концептуально-образного восприятия духовного мира человека другой культуры. В качестве альтернативных образов имеются в виду образы христианской и мусульманской культур.

Религия в данном случае рассматривается в качестве семантического кода культуры, который может как затруднять, так и облегчать процесс взаимопонимания народов. Такой подход опирается на работы по семиотике культуры, философии религии и автономности сознания [1]. В широком смысле код культуры - это любой культурный текст, с помощью которого читается другой культурный текст. Пытаясь понять другую культуру только на уровне научной объективности (синтаксического кода), мы не сможем понять именно сферу человеческой субъективности в другой культуре, религиозно-нравственные отношения людей в ней (семантический код).

Религии принадлежит значительная роль в формировании, становлении и развитии всех сторон духовной культуры и менталитета народов. При этом любая мировая религия претендует на то, что она не просто является религией, но и предлагает некие модели поведения в повседневной и общественной жизни: экономической, политической, правовой. Попытка философского осмысления ислама и отношения к нему связаны с изучением проблемы толерантности и понимания человека другой культуры, специфики диалога христианской и мусульманской культур и их проявления в современных российских условиях.

В последнее десятилетие ислам стал объектом пристального внимания ученых самых

Кулакова Бэлла Эльбрусовна - преподаватель кафедры общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин филиала Кубанского государственного университета в г. Армавире, 352900, г Армавир, ул. Комсомольская, 126, e-mail: bellakul1968@mail.ru, т. 8(86137)31061.

шкова

разных специальностей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения об его отдельных проявлениях и элементах, либо о нем в целом [2]. В этой обширной проблематике существует возможность выявить образ человека другой культуры, исследовать образное восприятие как мусульманами христиан, так и христианами мусульман путем философско-культурологического анализа ценностей и смыслов, выраженных в концептуально-образной форме. Необходимость теоретического осмысления указанной темы определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, в советской историографии ислам был всего лишь объектом явной или неявной критики, что, впрочем, относится и ко всем другим религиям. Это вполне очевидно, поскольку ученые исходили из атеистических принципов, на которых строилась государственная идеология и политика того времени. В этом смысле отсутствовала свобода рассуждения, а следовательно, и возможность полноценного, всестороннего осмысления одной из трех мировых религий с позиции философии религии и философии культуры.

В постсоветское время исследователи собрали уникальный этнографический материал о культуре ислама, по сути, заложили эмпирическую основу для подавляющей части теоретических рассуждений по рассматриваемому вопросу [3].

В настоящее время появилось множество работ, в которых показаны ценности ислама, исследуются идеи толерантности в аспекте развития взаимоотношений христианства и ислама, мировоззренческого диалога, в том числе научного и религиозного мировоззрения в аспекте их дополнительности на почве культуры [4].

Отметим и работы, в которых наиболее ярко выражена идея концептуально-образного осмысления духовного мира человека другой

Kulakova Bella - the instructor of the General-Gumanitarian, Social and Economic and Natural-Science Dicplinnes Department in the Branch of Kuban State Universiity in Armavir sity, 126 Komsomolskaya Street, Armavir, 352900, e-mail: bellakul1968@mail.ru, ph. +7(86137)31061.

культуры, связанная, в частности, с взаимопониманием (или взаимонепониманием) субъектов христианской и мусульманской культур [5].

В ряде работ анализируются также отдельные противоречивые проявления ислама за рубежом, причем акцент делается на позитивное восприятие человека другой веры и культуры [6].

Отечественный ислам представители современного научного сообщества в области религиоведения критикуют все реже. Иными словами, любое по-настоящему свободное исследование ислама с позиции философии религии в нашей стране сильно затруднено, хотя и не в той степени, как в советские времена. Однако авторы более склонные к негативным оценкам ислама, потенциально все-таки ограничены в возможности изложения своих мыслей широкой аудитории. Парадокс свободы совести налицо. В этом отношении им остается, подобно тем советским авторам, которые, наоборот, не хотели излишне критиковать ислам, довольствоваться возможностью философско-культурологического и философско-социологического исследования его отдельных проявлений.

Во-вторых, философия религии в отношении ислама в нашей стране в ряде случаев сближается с религиозной философией, что считается недопустимым в западной научной традиции, где последняя воспринимается только в качестве теологии. Помимо представителей светской философской мысли, в процесс осмысления ислама включились мусульманские богословы [7]. Показателен тот факт, что речь идет не только о культурологических, политологических либо исторических исследованиях, но и философском осмыслении ислама, т.е. стремлении соединить в исламо-ведении философию религии и религиозную философию. В работе [7] предпринята попытка поставить на обсуждение научной и религиозной общественности вопрос о путях дальнейшего развития ислама и мусульманского сообщества России, создать выверенную концепцию развития ислама и его гуманистического потенциала. По-видимому, существует проблема сочетания догматического мышления, свойственного религиозному сознанию, и вечного "научного скепсиса", свойственного философии, что является одной из наиболее сложных и спорных проблем философии религии.

Представители в первую очередь майкопской и казанской философских школ поднимают проблемы не просто исследования, а поиска путей реформирования (переосмысления) ислама, применительно к современной ситуации в нашей стране [8]. Ученые, представляющие философские школы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других, ограничиваются изучением современного состояния традиций и догматики ислама. Возможно, что именно в этом отношении попытка синтеза философии религии и религиозной философии действительно может иметь место, так как обещает дать реальную практическую пользу. Понимание того, что "большой джихад" - это не война с неверными, а стремление жить настолько достойно, чтобы все окружающие видели достоинства ислама и добровольно принимали его и способно дать позитивный результат как для самих мусульман, так и для остального российского общества [7].

В качестве средств, способствующих формированию единого образа социальной реальности, в которой могли бы уживаться представители и мусульманской, и светской, православной, буддистской и иных культур можно назвать следующие:

- формирование единой системы "констант культуры", которой, в соответствии с конституцией РФ, соответствовать все виды светских и духовных мировоззрений [9]. Это позволит более эффективно бороться с "сектантством" и экстремизмом силами государства, не прибегая в этом смысле к методам формирования "традиционной религиозности";

- перевод с регионального на государственный уровень практику "знакомства" с традиционными религиями, замена формирующейся традиции добровольного, а в ряде случаев и добровольно-принудительного, знакомства учащихся с основами культуры ислама, как и православной культуры, курсом истории религий на всей территории Российской Федерации. Это будет способствовать формированию толерантного отношения к различным конфессиям, созданию единого образа социальной реальности, а не ее расколу по религиозному принципу.

Данная научная проблема органически вплетается в ткань современной философской мысли в плане уточнения роли и места ислама в ментальности граждан современной

России, включая обычно не подлежащий рассмотрению уровень обыденного восприятия ислама православием.

Особенностями предлагаемого авторского подхода является освещение культурных концептов в контексте "повседневности", в социокультурном аспекте и культурно-исторической динамике его развития, которые предполагают единство моментов рационального и эмоционального. Особенность социально-философского понимания повседневности заключается в том, что повседневность выступает в виде социального фактора бытий-ности человека в информационном обществе. Информационное общество прогрессивно и в то же время угрожает разрушению традиционного человека "осевого времени" как личности, обладающей автономией, содержащей в себе социальные программы поведения в виде сознания и рефлексивного мышления.

При использовании предлагаемого методологического подхода речь идет о концептуально-образном, психологическом восприятии представителя другой культуры именно как человека. Концепт в своей семантике (символизме) ориентирован на взаимопонимание, которое рождает толерантность (в идеале -любовь), тогда как догматические идеологемы разобщают людей, ведут к непониманию, ненависти и агрессии. Особо значимы в этом отношении этико-эстетческие концепты [10].

Вопрос о том, что такое "концепт", в частности концепт нравственно-эстетический, все больше интересует ученых. Так, Л.А. Ми-кешина отмечает, что в науках о мышлении и познании данный термин обозначает "единицу ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека" [11]. Концепты выступают в качестве "интерпретаторов смыслов", формы обработки субъективного опыта путем его обобщения. Достоинство концепта заключается в том, что он является основной единицей хранения и передачи информации, достаточно гибкой и изменяющейся с ростом знания. Философская герменевтика нуждается в концептах при экспликации таких терминов, как "пред-знание", "пред-понимание", "пред-рассудок". Суть концептов состоит в том, что они как бы предшествуют собственно логическим формам - понятиям знания, понимания, рассудка. На наш взгляд, при анализе этического сознания именно концепты приобретают значение динамических смысловых схем, позволяющих понимать

и осваивать этические ценности и участвовать в их творчестве. Эстетическая модальность субъективных личностных смыслов в концепте удачно дополняет этическую модальность точно так же, как момент относительного дополняет абсолютный момент в познании истины.

Достижение взаимопонимания между отдельными людьми равновелико взаимопониманию между нациями, этносами, государствами и цивилизациями. По нашему мнению, идея столкновения цивилизаций, высказанная Хантингтоном [12], не учитывает того факта, что человечество постепенно интегрируется в единый субъект. Умеренный оптимизм в отношении решения глобальных проблем полезнее бездумного пессимизма и ксенофобии.

Познающий себя человек не должен сводиться к узкогносеологическим смыслам понятия субъекта, выраженным в терминах, а отражается в концептах автономного бытия и сознания. Субъект - это не подозрительный абстрактный "субъект", а "хороший и красивый" (ценностно и эмоционально нагруженный) человек. В рамках философского подхода в нем объединены все уровни: от эмпирического "Я", индивидуального сознания, души и духа как целостности мышления, поступков, чувств и эмоций до "бытийного ядра личности" ее лица - экзистенции [13].

Материалы исследования религиозного сознания альтернативных культур выявляют важную функцию культуры в философско-антропологическом измерении: культура сохраняет человека как творческое и разумное существо, подлинную личность, передавая ему наследие от предшествующих поколений. Поэтому религия не может быть устранена из жизни общества. Подобные попытки могут привести лишь к замене ее другой системой сакральных символов. Такие символы в качестве кодов должны быть адекватно "прочитаны", чтобы обеспечить взаимопонимание и предотвратить этнорелигиозный конфликт. Религия вообще, как и ислам в частности, в настоящее время является одним из мощных факторов социально-политической и идеологической жизни российского общества, и процесс его концептуально-образного осмысления будет способствовать развитию диалога между мусульманами и христианами. Это позволит сократить реальный риск так называемого "столкновения цивилизаций", в котором некоторые авторы пророчески предрекают исламу роковую роль.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2001. 704 с.; Заевский Д.А., Похилько А.Д. Автономия религиозного сознания: теория, методология, практика. Армавир: Изд-во Армавир. пед. ун-та, 2004. 176 с.

2. Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 288 с.

3. См., напр.: Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. М.: Политиздат, 1988. 79 с; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. 270 с.; Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. 288 с.; Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416 с.

4. См.: Ряжапов Н.Х. Ислам в общественно-политической жизни современной России. М.: РГБОД, 2005. 163 с.; Баширов Л.А. Ислам и эт-нополитические процессы в современной России. Точка зрения. М.: РАГС, 2000. 112 с.; Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань: Изд-во КГУ, 2001. 219 с.; Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования / Под общ. ред. Р.А. Набиева. Казань: Мастер-Лайн, 2002. 102 с.

5. См.: Абдыжапарова Б.С. Ислам и национальное сознание (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце XIX - начале XX вв. ): Дис. ... канд. филос. наук. М., 1994; Антипова А.С. Исламские ценности в гражданском обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008; Islam: Crit. concepts in sociology / Ed. by S. Bryan. Turner. Vol. 3. 160 p.; Вагабов Н.М. Ислам и глобализация современного мира: Социально-философский

анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин: Авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. Махачкала, 2005; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т Ди-Дик, 1999. 320 с.; Новикова О.С. Форма превращенная как выражение социальных отношений в национальном самосознании. М.: Изд-во МГУ, 2000. 208 с.

6. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е годы: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2004. 182 е.; Саватеев А.Д. Исламская цивилизация в тропической Африке: этапы становления, тенденции, перспективы. М.: И-Афр РАН, 2006. 450 с.; Ушаков В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. М.; Бишкек: КРСУ, 2005. 192 с.

7. См., напр.: Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России: Опыт философского анализа: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 156 с.

8. Полонская Р.Л. Современный ислам: политика и культура. М.: Наука, 1994. 121 с.; Единство и многообразие ислама // Восток. 1994. № 6. С. 17.

9. Конституция Российской Федерации. 1993 г. // Собрание законов РФ. 2003. № 4477. Ст. 28.

10. Феноменология этико-эстетических концептов / Под ред. А. Д. Похилько. Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. 160 с.

11. Микешина Л.А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 520 с. С. 507.

12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

13. См.: Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 240 с.

2 ноября 2009 г.

ББК С/Ю 6/8

ФЕНОМЕН "МЕНТАЛЬНОСТЬ" СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

М.М. Бетильмерзаева

Анализ всего разнообразия подходов описания феномена "менталь-ность" позволяет автору предложить свое видение места и роли данного феномена в культуре. Феномен "ментальность" представляет собой один из аспектов психофизического, который относится к частично доступным фактам человеческого бытия. Ментальное своеобразие сознания прослеживается

на глубинном уровне соотносимости сознания как целенаправленного акта и мозга как материи. На генно-энергетическом уровне уже задан рисунок мозга, и по мере развития мы можем наблюдать, как сознание-универсум, соотносясь с заданностью человеческого мозга, формирует сознание конкретного индивида.

Под влиянием идей И. Канта автор считает уместным введение в свой дискурс

Бетильмерзаева Марет Мусламовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Чеченского государственного университета, 364907, г Грозный, ул. Шерипова, 32.

Betilmerzaeva Maret - Ph. D. of philosophy, associate professor of the Philosophy Department in the Chechen State University, 32 Sheripova Street, Grozny, 364907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.