ББК 37
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ КУЛЬТУР: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ МУСУЛЬМАН И ХРИСТИАН
Б.Э. К
Вопрос о философском осмыслении процесса взаимопонимания исламской и христианской культур на примере отношения к исламу в России актуализируется в связи с обострением проблемы толерантности и адекватного концептуально-образного восприятия духовного мира человека другой культуры. В качестве альтернативных образов имеются в виду образы христианской и мусульманской культур.
Религия в данном случае рассматривается в качестве семантического кода культуры, который может как затруднять, так и облегчать процесс взаимопонимания народов. Такой подход опирается на работы по семиотике культуры, философии религии и автономности сознания [1]. В широком смысле код культуры - это любой культурный текст, с помощью которого читается другой культурный текст. Пытаясь понять другую культуру только на уровне научной объективности (синтаксического кода), мы не сможем понять именно сферу человеческой субъективности в другой культуре, религиозно-нравственные отношения людей в ней (семантический код).
Религии принадлежит значительная роль в формировании, становлении и развитии всех сторон духовной культуры и менталитета народов. При этом любая мировая религия претендует на то, что она не просто является религией, но и предлагает некие модели поведения в повседневной и общественной жизни: экономической, политической, правовой. Попытка философского осмысления ислама и отношения к нему связаны с изучением проблемы толерантности и понимания человека другой культуры, специфики диалога христианской и мусульманской культур и их проявления в современных российских условиях.
В последнее десятилетие ислам стал объектом пристального внимания ученых самых
Кулакова Бэлла Эльбрусовна - преподаватель кафедры общегуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин филиала Кубанского государственного университета в г. Армавире, 352900, г Армавир, ул. Комсомольская, 126, e-mail: [email protected], т. 8(86137)31061.
шкова
разных специальностей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения об его отдельных проявлениях и элементах, либо о нем в целом [2]. В этой обширной проблематике существует возможность выявить образ человека другой культуры, исследовать образное восприятие как мусульманами христиан, так и христианами мусульман путем философско-культурологического анализа ценностей и смыслов, выраженных в концептуально-образной форме. Необходимость теоретического осмысления указанной темы определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых, в советской историографии ислам был всего лишь объектом явной или неявной критики, что, впрочем, относится и ко всем другим религиям. Это вполне очевидно, поскольку ученые исходили из атеистических принципов, на которых строилась государственная идеология и политика того времени. В этом смысле отсутствовала свобода рассуждения, а следовательно, и возможность полноценного, всестороннего осмысления одной из трех мировых религий с позиции философии религии и философии культуры.
В постсоветское время исследователи собрали уникальный этнографический материал о культуре ислама, по сути, заложили эмпирическую основу для подавляющей части теоретических рассуждений по рассматриваемому вопросу [3].
В настоящее время появилось множество работ, в которых показаны ценности ислама, исследуются идеи толерантности в аспекте развития взаимоотношений христианства и ислама, мировоззренческого диалога, в том числе научного и религиозного мировоззрения в аспекте их дополнительности на почве культуры [4].
Отметим и работы, в которых наиболее ярко выражена идея концептуально-образного осмысления духовного мира человека другой
Kulakova Bella - the instructor of the General-Gumanitarian, Social and Economic and Natural-Science Dicplinnes Department in the Branch of Kuban State Universiity in Armavir sity, 126 Komsomolskaya Street, Armavir, 352900, e-mail: [email protected], ph. +7(86137)31061.
культуры, связанная, в частности, с взаимопониманием (или взаимонепониманием) субъектов христианской и мусульманской культур [5].
В ряде работ анализируются также отдельные противоречивые проявления ислама за рубежом, причем акцент делается на позитивное восприятие человека другой веры и культуры [6].
Отечественный ислам представители современного научного сообщества в области религиоведения критикуют все реже. Иными словами, любое по-настоящему свободное исследование ислама с позиции философии религии в нашей стране сильно затруднено, хотя и не в той степени, как в советские времена. Однако авторы более склонные к негативным оценкам ислама, потенциально все-таки ограничены в возможности изложения своих мыслей широкой аудитории. Парадокс свободы совести налицо. В этом отношении им остается, подобно тем советским авторам, которые, наоборот, не хотели излишне критиковать ислам, довольствоваться возможностью философско-культурологического и философско-социологического исследования его отдельных проявлений.
Во-вторых, философия религии в отношении ислама в нашей стране в ряде случаев сближается с религиозной философией, что считается недопустимым в западной научной традиции, где последняя воспринимается только в качестве теологии. Помимо представителей светской философской мысли, в процесс осмысления ислама включились мусульманские богословы [7]. Показателен тот факт, что речь идет не только о культурологических, политологических либо исторических исследованиях, но и философском осмыслении ислама, т.е. стремлении соединить в исламо-ведении философию религии и религиозную философию. В работе [7] предпринята попытка поставить на обсуждение научной и религиозной общественности вопрос о путях дальнейшего развития ислама и мусульманского сообщества России, создать выверенную концепцию развития ислама и его гуманистического потенциала. По-видимому, существует проблема сочетания догматического мышления, свойственного религиозному сознанию, и вечного "научного скепсиса", свойственного философии, что является одной из наиболее сложных и спорных проблем философии религии.
Представители в первую очередь майкопской и казанской философских школ поднимают проблемы не просто исследования, а поиска путей реформирования (переосмысления) ислама, применительно к современной ситуации в нашей стране [8]. Ученые, представляющие философские школы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других, ограничиваются изучением современного состояния традиций и догматики ислама. Возможно, что именно в этом отношении попытка синтеза философии религии и религиозной философии действительно может иметь место, так как обещает дать реальную практическую пользу. Понимание того, что "большой джихад" - это не война с неверными, а стремление жить настолько достойно, чтобы все окружающие видели достоинства ислама и добровольно принимали его и способно дать позитивный результат как для самих мусульман, так и для остального российского общества [7].
В качестве средств, способствующих формированию единого образа социальной реальности, в которой могли бы уживаться представители и мусульманской, и светской, православной, буддистской и иных культур можно назвать следующие:
- формирование единой системы "констант культуры", которой, в соответствии с конституцией РФ, соответствовать все виды светских и духовных мировоззрений [9]. Это позволит более эффективно бороться с "сектантством" и экстремизмом силами государства, не прибегая в этом смысле к методам формирования "традиционной религиозности";
- перевод с регионального на государственный уровень практику "знакомства" с традиционными религиями, замена формирующейся традиции добровольного, а в ряде случаев и добровольно-принудительного, знакомства учащихся с основами культуры ислама, как и православной культуры, курсом истории религий на всей территории Российской Федерации. Это будет способствовать формированию толерантного отношения к различным конфессиям, созданию единого образа социальной реальности, а не ее расколу по религиозному принципу.
Данная научная проблема органически вплетается в ткань современной философской мысли в плане уточнения роли и места ислама в ментальности граждан современной
России, включая обычно не подлежащий рассмотрению уровень обыденного восприятия ислама православием.
Особенностями предлагаемого авторского подхода является освещение культурных концептов в контексте "повседневности", в социокультурном аспекте и культурно-исторической динамике его развития, которые предполагают единство моментов рационального и эмоционального. Особенность социально-философского понимания повседневности заключается в том, что повседневность выступает в виде социального фактора бытий-ности человека в информационном обществе. Информационное общество прогрессивно и в то же время угрожает разрушению традиционного человека "осевого времени" как личности, обладающей автономией, содержащей в себе социальные программы поведения в виде сознания и рефлексивного мышления.
При использовании предлагаемого методологического подхода речь идет о концептуально-образном, психологическом восприятии представителя другой культуры именно как человека. Концепт в своей семантике (символизме) ориентирован на взаимопонимание, которое рождает толерантность (в идеале -любовь), тогда как догматические идеологемы разобщают людей, ведут к непониманию, ненависти и агрессии. Особо значимы в этом отношении этико-эстетческие концепты [10].
Вопрос о том, что такое "концепт", в частности концепт нравственно-эстетический, все больше интересует ученых. Так, Л.А. Ми-кешина отмечает, что в науках о мышлении и познании данный термин обозначает "единицу ментальных ресурсов сознания и информационной структуры, отражающей знание и опыт человека" [11]. Концепты выступают в качестве "интерпретаторов смыслов", формы обработки субъективного опыта путем его обобщения. Достоинство концепта заключается в том, что он является основной единицей хранения и передачи информации, достаточно гибкой и изменяющейся с ростом знания. Философская герменевтика нуждается в концептах при экспликации таких терминов, как "пред-знание", "пред-понимание", "пред-рассудок". Суть концептов состоит в том, что они как бы предшествуют собственно логическим формам - понятиям знания, понимания, рассудка. На наш взгляд, при анализе этического сознания именно концепты приобретают значение динамических смысловых схем, позволяющих понимать
и осваивать этические ценности и участвовать в их творчестве. Эстетическая модальность субъективных личностных смыслов в концепте удачно дополняет этическую модальность точно так же, как момент относительного дополняет абсолютный момент в познании истины.
Достижение взаимопонимания между отдельными людьми равновелико взаимопониманию между нациями, этносами, государствами и цивилизациями. По нашему мнению, идея столкновения цивилизаций, высказанная Хантингтоном [12], не учитывает того факта, что человечество постепенно интегрируется в единый субъект. Умеренный оптимизм в отношении решения глобальных проблем полезнее бездумного пессимизма и ксенофобии.
Познающий себя человек не должен сводиться к узкогносеологическим смыслам понятия субъекта, выраженным в терминах, а отражается в концептах автономного бытия и сознания. Субъект - это не подозрительный абстрактный "субъект", а "хороший и красивый" (ценностно и эмоционально нагруженный) человек. В рамках философского подхода в нем объединены все уровни: от эмпирического "Я", индивидуального сознания, души и духа как целостности мышления, поступков, чувств и эмоций до "бытийного ядра личности" ее лица - экзистенции [13].
Материалы исследования религиозного сознания альтернативных культур выявляют важную функцию культуры в философско-антропологическом измерении: культура сохраняет человека как творческое и разумное существо, подлинную личность, передавая ему наследие от предшествующих поколений. Поэтому религия не может быть устранена из жизни общества. Подобные попытки могут привести лишь к замене ее другой системой сакральных символов. Такие символы в качестве кодов должны быть адекватно "прочитаны", чтобы обеспечить взаимопонимание и предотвратить этнорелигиозный конфликт. Религия вообще, как и ислам в частности, в настоящее время является одним из мощных факторов социально-политической и идеологической жизни российского общества, и процесс его концептуально-образного осмысления будет способствовать развитию диалога между мусульманами и христианами. Это позволит сократить реальный риск так называемого "столкновения цивилизаций", в котором некоторые авторы пророчески предрекают исламу роковую роль.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2001. 704 с.; Заевский Д.А., Похилько А.Д. Автономия религиозного сознания: теория, методология, практика. Армавир: Изд-во Армавир. пед. ун-та, 2004. 176 с.
2. Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 288 с.
3. См., напр.: Ахадов А.Ф. Ислам в погоне за веком. М.: Политиздат, 1988. 79 с; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. 270 с.; Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. 288 с.; Толерантность / Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416 с.
4. См.: Ряжапов Н.Х. Ислам в общественно-политической жизни современной России. М.: РГБОД, 2005. 163 с.; Баширов Л.А. Ислам и эт-нополитические процессы в современной России. Точка зрения. М.: РАГС, 2000. 112 с.; Ислаев Ф.Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. От конфронтации к терпимости. Казань: Изд-во КГУ, 2001. 219 с.; Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования / Под общ. ред. Р.А. Набиева. Казань: Мастер-Лайн, 2002. 102 с.
5. См.: Абдыжапарова Б.С. Ислам и национальное сознание (Историко-философский анализ развития востоковедения и религиозной мысли в России в конце XIX - начале XX вв. ): Дис. ... канд. филос. наук. М., 1994; Антипова А.С. Исламские ценности в гражданском обществе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2008; Islam: Crit. concepts in sociology / Ed. by S. Bryan. Turner. Vol. 3. 160 p.; Вагабов Н.М. Ислам и глобализация современного мира: Социально-философский
анализ процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин: Авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. Махачкала, 2005; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия: Космос кочевника, земледельца и горца. М.: Ин-т Ди-Дик, 1999. 320 с.; Новикова О.С. Форма превращенная как выражение социальных отношений в национальном самосознании. М.: Изд-во МГУ, 2000. 208 с.
6. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е годы: Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2004. 182 е.; Саватеев А.Д. Исламская цивилизация в тропической Африке: этапы становления, тенденции, перспективы. М.: И-Афр РАН, 2006. 450 с.; Ушаков В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. М.; Бишкек: КРСУ, 2005. 192 с.
7. См., напр.: Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России: Опыт философского анализа: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2003. 156 с.
8. Полонская Р.Л. Современный ислам: политика и культура. М.: Наука, 1994. 121 с.; Единство и многообразие ислама // Восток. 1994. № 6. С. 17.
9. Конституция Российской Федерации. 1993 г. // Собрание законов РФ. 2003. № 4477. Ст. 28.
10. Феноменология этико-эстетических концептов / Под ред. А. Д. Похилько. Армавир: РИЦ АГПУ, 2005. 160 с.
11. Микешина Л.А. Философия познания. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 520 с. С. 507.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.
13. См.: Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 240 с.
2 ноября 2009 г.
ББК С/Ю 6/8
ФЕНОМЕН "МЕНТАЛЬНОСТЬ" СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
М.М. Бетильмерзаева
Анализ всего разнообразия подходов описания феномена "менталь-ность" позволяет автору предложить свое видение места и роли данного феномена в культуре. Феномен "ментальность" представляет собой один из аспектов психофизического, который относится к частично доступным фактам человеческого бытия. Ментальное своеобразие сознания прослеживается
на глубинном уровне соотносимости сознания как целенаправленного акта и мозга как материи. На генно-энергетическом уровне уже задан рисунок мозга, и по мере развития мы можем наблюдать, как сознание-универсум, соотносясь с заданностью человеческого мозга, формирует сознание конкретного индивида.
Под влиянием идей И. Канта автор считает уместным введение в свой дискурс
Бетильмерзаева Марет Мусламовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Чеченского государственного университета, 364907, г Грозный, ул. Шерипова, 32.
Betilmerzaeva Maret - Ph. D. of philosophy, associate professor of the Philosophy Department in the Chechen State University, 32 Sheripova Street, Grozny, 364907.