Научная статья на тему 'Бессознательные психические процессы и мышление животных'

Бессознательные психические процессы и мышление животных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2111
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДРАЖИМОСТЬ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ДЕТЕКЦИЯ / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДА ВОСПРИЯТИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ ПОЗНАНИЯ / ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ / ДОПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ / РОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОТИВ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ КАРТЫ / МОТИВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / IRRITABILITY / BIOLOGICAL VALUE / DETECTION / SENSITIVITY / PERCEPTION NATURE / REQUIREMENT OF KNOWLEDGE / FIGURATIVE MEMORY / DOPSIKHICHESKY AND MENTAL FORMS OF REFLECTION / SUBJECTIVITY BIRTH / EMOTIONAL RELATIONS / MOTIVE / RANDOMNESS OF BEHAVIOR / CATEGORIZATION / COGNITIVE MAPS / MOTIVATIONAL THINKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тапбергенов С. О.

Сложность поведенческих проявлений высших животных обусловлена бессознательными когнитивными процессами. Большая часть самих познавательных процессов человека также приходится на долю бессознательной активности. Но бессознательное не является чем-то однородным или простым и само требует последовательного рассмотрения. В современных науках физиологии и психологии отсутствует четкая дифференциация таких основных понятий, как раздражительность и чувствительность. До сих пор остается расплывчатым и неопределенным понятие «психическое». Недостаточно изучены процессы мотивации высших животных. Много остается неясным в когнитивных процессах, обуславливающих двухфазную операционную деятельность высших животных. В качестве методики разработки поставленных проблем послужило прослеживание причинно-следственных связей психических функций в динамике их становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCONSCIOUS MENTAL PROCESSES AND THINKING OF ANIMALS

Complexity of behavioural manifestations of the highest animals is caused by unconscious cognitive processes. The most part of informative processes of the person also falls to the share of unconscious activity. But unconscious isn't something uniform or simple and itself demands consecutive consideration. In modern sciences of physiology and psychology there is no accurate differentiation of such basic concepts as irritability and sensitivity. Still there is indistinct and uncertain a concept "mental". Processes of motivation of the highest animals are insufficiently studied. Remains not clear in cognitive processes of the highest animals causing two-phase operating activities much. As a technique of development of the put problems tracing of relationships of cause and effect of mental functions has served in dynamics of their formation.

Текст научной работы на тему «Бессознательные психические процессы и мышление животных»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С.О. Тапбергенов

врач-психиатр высшей категории, отличник здравоохранения Республики Казахстан,

г. Талдыкорган, Казахстан, E-mail: sabyr. tapbergenov@mail. ru

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Аннотация. Сложность поведенческих проявлений высших животных обусловлена бессознательными когнитивными процессами. Большая часть самих познавательных процессов человека также приходится на долю бессознательной активности. Но бессознательное не является чем-то однородным или простым и само требует последовательного рассмотрения. В современных науках физиологии и психологии отсутствует четкая дифференциация таких основных понятий, как раздражительность и чувствительность. До сих пор остается расплывчатым и неопределенным понятие «психическое». Недостаточно изучены процессы мотивации высших животных. Много остается неясным в когнитивных процессах, обуславливающих двухфазную операционную деятельность высших животных. В качестве методики разработки поставленных проблем послужило прослеживание причинно-следственных связей психических функций в динамике их становления.

Ключевые слова: раздражимость, биологическое значение, детекция, чувствительность, природа восприятия, потребность познания, образная память, допсихические и психические формы отражения, рождение субъективности, эмоциональные отношения, мотив, произвольность поведения, категоризация, когнитивные карты, мотивационное мышление.

S.O. Tapbergenov, Excellent Health of the Republic of Kazakhstan, Taldykorgan, Kazakhstan

UNCONSCIOUS MENTAL PROCESSES AND THINKING OF ANIMALS

Abstract. Complexity of behavioural manifestations of the highest animals is caused by unconscious cognitive processes. The most part of informative processes of the person also falls to the share of unconscious activity. But unconscious isn't something uniform or simple and itself demands consecutive consideration. In modern sciences of physiology and psychology there is no accurate differentiation of such basic concepts as irritability and sensitivity. Still there is indistinct and uncertain a concept "mental". Processes of motivation of the highest animals are insufficiently studied. Remains not clear in cognitive processes of the highest animals causing two-phase operating activities much. As a technique of development of the put problems tracing of relationships of cause and effect of mental functions has served in dynamics of their formation.

Keywords: Irritability, biological value, detection, sensitivity, perception nature, requirement of knowledge, figurative memory, dopsikhichesky and mental forms of reflection, subjectivity birth, emotional relations, motive, randomness of behavior, categorization, cognitive maps, motivational thinking.

Чувствительность является основополагающим понятием в определении сущности психических процессов. Мы лишены, считает Леонтьев А.Н., объективных оснований для различения, с одной стороны, раздражимости, которая обычно определяется как общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий, с другой стороны, - чувствительности, то есть свойства, которое, хотя и представляет собою известную форму раздражимости, но является формой качественно своеобразной [8]. Таким образом, им было обращено внимание на необходимость поиска различения этих дефиниций.

Являясь всеобщим свойством живых организмов, раздражимость напрямую связана с потребностями биосистем в сохранении и восполнении своей структурной организации и энергетического потенциала. Будучи первичной формой биологического отражения, раздражимость направлена на активацию жизнедеятельности и самосохранение живых организмов. Позитивное или деструктивное влияние агентов внешней среды на живой организм определяет их объективное биологическое значение. С генетическими преобразованиями живых организмов в обеспечении самосохранения связано формирование в их структуре молекулярного соединения своего рода сервомеханизма, выполняющего функцию детекции (индикации) значения внешних воздействий. Детекция (индикация) внешних воздействий предваряла вступлению во взаимодействие с внешними агентами уже одноклеточных организмов, с обеспечением

избирательной реакции на избегание или, напротив, на активацию этого взаимодействия в зависимости от их биологического значения. Хотя детекция (прорецепция) и предполагает непосредственный контакт организмов с внешними агентами, однако обеспечение избирательности реагирования существенно повысила их выживаемость.

Данное образование не могло не выступить катализатором последующих морфофунк-циональных преобразований организмов в процессе их филогенетического развития. У многоклеточных организмов, эволюционное развитие которых было направлено на совершенствование двигательной активности, регуляция их жизнедеятельности потребовала синхронизации двигательной активности с функционированием внутренних органов. Это было обеспечено выделением специализированного соединения, принимающим импульсы «детекторов» из окружающей среды, двигательных органов, внутренней среды организма и координирующих их. Функция детекции, сама явившаяся закономерным следствием развития свойства раздражимости, таким образом, послужила основой формирования нервной системы.

В то же время интеграция функции детекторов в единую систему послужила началом их преобразования в новое качество - качество рецепторов. Преобразование детекторов, воспринимающих раздражения из внешней среды, шло по пути их специализации в отражении отдельных сторон (свойств) внешних агентов, в первую очередь, по отражению механических, температурных и химических воздействий. Как отметил Я.А. Винников, функция рецепции первично осуществлялась на молекулярном уровне и лишь в последующем - на клеточном [5]. Что касается интеро- и проприорецепции, то их формирование не было связано со столь значительными преобразованиями. Иначе, в эволюционном плане функция детекции (индикации) внешних воздействий предшествовала формированию функции рецепции, то есть чувствительности.

При специализированном отражении свойств внешних объектов, но еще недифференцированном или малодифференцированном, органы рецепции, так же как и детекторы, связывают этот эффект с генетически закрепленным значением их источника. Однако связывают уже отражаемые свойства, а не результат непосредственного воздействия внешних агентов. Таким образом, рецепция или общая чувствительность (то есть недифференцированная) определяла реакции организмов на сигнальные раздражители, то есть обеспечивала безусловно-сигнальную функцию. С возникновением общей чувствительности и связан переход от растительного существования к животному. Именно приобретение чувствительности является принципиальным отличием животного мира от растительного. Чувствительность собственно и заключается в отражении свойств внешних агентов (объектов) с выполнением функции их детекции.

Если раздражимость связана с непосредственным воздействием на организм внешних агентов, то рецепция, как и чувствительность в целом, опосредована отражением свойств внешних агентов. В явлении раздражимости отражаются не свойства воздействующего агента, а сам совокупный и непосредственный результат его воздействия, даже если это опосредуется детекторами. Реакции живых организмов на основе рецепции предшествуют не только вступлению во взаимодействие с внешними агентами, но и простому контакту с ними при дистантном отражении их свойств.

Изменения внешней среды и усложнение воздействий ее факторов на организмы вызвало необходимость развития более точных приспособительных реакций, а следовательно, и более разнопланового и дифференцированного отражения свойств внешних объектов. Ощущения на арене биологического развития появляются не просто с формированием специфических чувствительных образований, то есть рецепторов, но и с качественным преобразованием нервной системы с выделением в ней структур, выполняющих функцию анализа данных рецепции. Отличает ощущение от общей чувствительности не просто специализация рецепторных структур на отражении отдельных сторон или определенных свойств объектов окружающей среды, а отражение особенностей этих свойств, то есть не только модальностей, но и

субмодальностей. Обеспечивая детекцию отражаемых свойств, рецепторные анализаторы могут теперь замыкать на генетически закрепленную реакцию - стереотип двигательной активности - лишь определенные параметры отражаемых свойств, оставляя без реакции иные.

Иначе определяют дифференцированное реагирование, то есть реагирование не просто на отдельные свойства, а на определенные особенности отражаемых свойств внешних объектов. Ощущение, таким образом, несет в себе информационный компонент. Эффект ощущения закономерно определяется как особенностями свойств внешних агентов, спецификой органа рецепции, так и функцией соответствующего рецепторного анализатора.

Разноплановое дистантное и дифференцированное отражение свойств внешних объектов обеспечивает ориентировку живых организмов в окружающей среде. Ориентировка приобретает тем большую полноту, чем из большего числа точек пространственного окружения улавливаются внешние воздействия, чем больше качественно различных органов рецепции задействовано в этом процессе и чем более дифференцирован эффект ощущений. Если раздражимость обуславливает однозначное, хотя и избирательное, реагирование, то общая чувствительность, а затем и ощущения, обеспечивают ориентировку живых существ в окружающей среде, а значит и направленность их двигательной активности.

Вместе с этим явление чувствительности обеспечило переход от элементарных двигательных реакций и стереотипов к формированию сложных инстинктивных стереотипов двигательной активности - комплексов последовательных поведенческих актов, направленных на реализацию биологических потребностей организмов. Более того, явление чувствительности легло в основу последующих морфофункциональных преобразований в эволюционном развитии организмов, вылившихся в их неограниченное разнообразие, в том числе и в явление мимикрии. Побудительной причиной активности живых организмов являются пробуждающиеся биологические потребности, однако без ориентировки в окружающей среде поисковая деятельность невозможна. Таким образом, направленность двигательной активности живых организмов, их поисковая деятельность является результатом соединения действующих потребностей с ориентировкой в окружающей среде. На основе ощущений у многих видов низших животных, еще не обладающих восприятием, формируются условные рефлексы. Формирование условных рефлексов связано с принципиальным отличием ощущения от рецепции (недифференцированной чувствительности), позволяющим живым организмам реагировать не только на характерные свойства внешних агентов, но и на их второстепенные признаки или побочные эффекты их активности, то есть на условно-сигнальные раздражения. Причем, реализация условных рефлексов, формируемых головным отделом нервной системы, может осуществляться и ее нижележащими отделами, о чем свидетельствуют опыты, проведенные на планариях и актиниях и описанные Д. Вулдридж [6].

Выполнение центральной нервной системой условно-сигнальной функции основано на качественном преобразовании нейронной памяти, обеспечивающей ассоциативное связывание раннее индифферентных данных чувствительности с предметом потребности, а значит и с соответствующими инстинктивными реакциями.

Условные рефлексы выступают в качестве средства, расширяющего сферу действия первой сигнальной системы, и в качестве средства, обуславливающего элементарную обучаемость низших животных. Эти интегративно-ассоциативные процессы формирования условных рефлексов вносят уже индивидуальные компоненты в стереотипы поведенческих актов, обеспечивая выработку и накопление индивидуального опыта животных. Трактуемое С.Д. Смирновым [10] различение «между ощущениями и восприятиями проходит та граница, по одну сторону которой господствует принцип реактивности, а по другую - принцип активности» -на самом деле относится к различению раздражимости и чувствительности. Если раздражимость обеспечивает исключительно реактивный тип реагирования, то чувствительность обес-

печивает не только избирательность реагирования, но и ориентировку в окружающей среде, а значит и направленность двигательной активности, то есть поведение живых существ. Поведение, следует заметить, еще инстинктивное. O.K. Тихомировым поведение животных также связывается со способностью к ориентировке в окружающей среде [11].

Для уяснения сущности последующих этапов развития психики следует уточнить само понятие психического, которое в литературе до сих пор отличается расплывчатостью и неопределенностью. Как писал П.К. Анохин (1969 г.), оно остается слишком общим и требует дальнейшей конкретизации. С одной стороны, понятие «психическое» определяется как процесс отражения, обеспечивающий функцию организации ответных приспособительных актов. Такой точки зрения придерживается, в частности, А.Н. Леонтьев. С другой стороны, психическое отождествляется с понятием субъективности. «...Несмотря на все успехи объективного метода изучения психических явлений, продолжает бытовать мнение, что первичное, фундаментальное свойство психического - это его внутренняя субъективная переживаемость, непосредственная данность субъекту», - отмечает Н.И. Чуприкова [13].

Процессы отражения в виде раздражимости изначально выполняют функцию организации ответных приспособительных актов, присущих всему живому, когда говорить о психическом еще не приходится. В то же время «какого-либо конкретного решения вопроса о соотношении психического и рефлекторного известное положение Павлова об условном рефлексе как явлении одновременно физиологическом и психическом не содержит», - констатирует Н.И. Чуприкова [13].

Применительно позиции, разделяемой П.Я. Гальпериным, согласно которой для выполнения автоматических действий психика не нужна, следует заметить, что таковые имеют качественно различные уровни организации. С автоматической организацией отражательных процессов связаны и явление раздражимости, и чувствительности, но только последнее обеспечивает ориентировку живых существ в окружающей среде и направленность их двигательной активности. Там, где живые организмы реагируют только на сами биологически значимые раздражители, то есть в отражательных процессах которых не выделяются сигнальные раздражения, там еще нет психики. Тем более, к психическим процессам относятся те отражательные процессы, которые связывают не только характерные, но и второстепенные свойства внешних агентов, отдельные параметры их свойств или определенные изменения окружающей среды, вызываемые этими агентами, с ними самими. Таким образом, условные рефлексы являются не только проявлением психических процессов, но и отражают соответствующий уровень их развития. Если процессы раздражения остаются допсихическими формами отражения, то уровень отражательных процессов, который определяет чувствительность, а вместе с этим и поведение живых организмов, и представляет собою явление психического. Субъективность же является выражением более высокого уровня развития психики. В конечном итоге, психические процессы преобразуют поведение живых организмов настолько, что оно из видового всё более превращается в индивидуальное. Тем самым адаптивные возможности организмов поднимаются на качественно новый уровень.

Общепринятым является определение понятия «восприятие» как ассоциации отраженных в ощущениях свойств окружающих объектов в единый образ. Как мы уже отмечали, ощущения отражают отдельные свойства окружающих объектов. Следует уточнить, что, как правило, именно отдельные свойства, а не отдельное свойство изолированно. В самом деле, в эффекте ощущения любого органа рецепции отражается целый набор свойств отдельного объекта. Например, в зрительном ощущении отражаются размеры, форма, цвет источника ощущения, расстояние до него и другое. В звуковом - громкость, тембр, высота и другие нюансы.

Чем же тогда ощущение отличается от восприятия? Восприятие определяется организацией данных ощущений в целостный и последовательный образ. В ощущениях окружающая реальность отражается симультанно и дискретно, то есть прерывисто, что определяется вре-

менем преобразования воздействия на орган рецепции в эффект ощущения. И более того, без интеграции отражаемых свойств в целостный образ. В восприятии окружающая реальность отражается сукцессивно в виде цельного и непрерывного образа, что обеспечивается функционированием анализаторных центров и нервной системы на качественно новом уровне.

Как отмечает С.Д. Смирнов [10], образ восприятия - это не сумма (комплекс) ощущений. В восприятии отраженное содержание, включающее в себя текущие изменения в окружающей среде, синтезируется в единый и последовательный образ. Иначе говоря, в восприятии отражаются не только отдельные свойства внешних объектов, но и последовательность их динамики. Это становится возможным благодаря рождению специфической энергии психических процессов в виде эмоций. Не эмоции служат основой для инстинктов, как предполагал Мак-Дугалл, но, напротив, инстинктивные потребности лежат в основе эмоций.

Являясь конденсированным выражением биологических потребностей, эмоции выступают движущей силой когнитивных процессов. Их интенсивность определяется значимостью отражаемого материала. Именно эмоционально-ассоциативные процессы обуславливают формирование восприятий, более легкое формирование и угасание условных рефлексов, их дифференциацию, с чем и связаны более гибкие поведенческие реакции высших животных.

С эмоциями и восприятием, в свою очередь, связано рождение индивидуальной памяти в виде кратковременной образной памяти, обеспечивающей запечатление отраженного в восприятиях содержания. Запечатление воспринятого позволяет соотносить его содержание с воспринимаемым, на чем и основан феномен узнавания, то есть процесс идентификации воспринимаемого. На этой основе и формируются интрапсихические ассоциации. Природа восприятия такова, что в отличие от ощущений, выполняющих безусловно-сигнальную и условно-сигнальную функции, она освобождена от закрепленной связи с генетически закодированным значением отражаемых объектов. Но эта свобода определяет необходимость определения их значения в процессе индивидуальной жизнедеятельности, тем самым наделяя высших животных потребностью познания.

Л.И. Анцыферова считает, что «потребность познания выступает как фактор, мотивирующий все формы психической деятельности, начиная с процесса ощущения и кончая пониманием...» [1]. На наш взгляд, ощущения, обеспечивая регуляцию жизнедеятельности организмов, выполняют в определенной мере и познавательную функцию, однако в качестве потребности в познании не выступают и ее не определяют. Именно потребность познания определила рождение субъективности в отражательных процессах. Именно с потребностью познания связано наличие у детенышей высших животных более или менее длительного периода обучения и опекунства.

Потребность познания, в то же время, является трансформированным выражением инстинкта самосохранения, почему и восприятие незнакомых вещей пробуждается в виде эмоциональной настороженности с концентрацией внимания на них. В литературе такая форма поведенческой активности определяется в качестве ориентировочного рефлекса или рефлекса «Что такое?». Пробуждается такая форма активности животных действительно безусловно-рефлекторно, однако почвой ее реализации является иной уровень отражательных процессов, а именно эмоционально-ассоциативный.

Внимание является неотъемлемой стороной восприятия, выражая ее направленность, концентрацию и устойчивость. В процессе индивидуального развития молодые особи высших животных, воспринимая эмоциональные реакции родителей и опекунов на внешние объекты, запечатля-ют их. В последующем, при идентификации воспринимаемых объектов как знакомых, у животного пробуждается запечатленное эмоциональное отношение с соответствующей реакцией на них.

С укреплением двигательных функций детеныши высших животных начинают самостоятельно определять значение незнакомых объектов. При опытном определении безопасности

объекта внимания потребность познания выступает уже в качестве мотива любопытства, детерминируя исследовательски-наблюдательную, а при возможности и исследовательски-манипуляционную, деятельность. Такая деятельность обеспечивает отражение дополнительных свойств объекта внимания, а вместе с этим и его отношения к потребностям животного, то есть его значение. Чем более богат приобретенный индивидом опыт в период опекунства, тем больше шансов у него выжить при переходе на путь самостоятельного жизнеобеспечения.

Арнхейм Р. [2] говорит о восприятии как активном исследовании. Восприятие, по существу, является познавательным процессом. Восприятие включает в себя поиск, определение и воспроизведение значения объекта внимания, с формированием соответствующего эмоционального отношения к нему. Эмоциональное отношение выступает в качестве мотива поведения. Поведение высших животных теперь становится мотивированным. Эмоциональное отношение является проекцией действующей потребности на воспринимаемый объект с отражением его значения для организма. В качестве «предмета потребности» выступают внешние объекты, служащие не только удовлетворению какой-либо потребности, но и представляющие угрозу ее осуществлению или самой жизни субъекта познания.

До момента проецирования пробудившейся потребности на определенный объект с установлением эмоционального отношения к нему, потребности у высших животных действуют инстинктивно, выступая в качестве влечений, детерминируя их поисковую деятельность.

Процессы мотивации животных включают в себя не только выработку, но и изменение эмоциональных отношений к объектам окружающей среды, и их дифференциацию. Преобразование эмоциональных отношений определяется как сменой действующей потребности, так и изменением свойств или поведенческих проявлений объекта внимания. В ситуациях, когда привычные поведенческие стереотипы, основанные на уже выработанных эмоциональных отношениях, не обеспечивают реализацию действующей потребности, познавательно-поисковая и исследовательская деятельность у высших животных активируется. В такой деятельности открываются дополнительные свойства окружающих объектов. Отражение раннее не воспринятых или не проявленных свойств объекта внимания может оказать иное воздействие на животное, придавая ему иное значение, отличное от раннее установленного. Тем самым вызывая соответственное изменение эмоционального отношения к этому объекту.

В случаях активации одновременно разных потребностей эмоциональные отношения вступают в противоречие, что и определяет феномен борьбы мотивов. У низших животных же вступление в действие новой потребности, на фоне уже действующей, противоречия не вызывает, а приводит к торможению менее выраженной. Разрешаться борьба мотивов может не только временным торможением одного мотива другим, более актуальным, но и дифференциацией значения внешних проявлений или свойств объекта внимания, причем, прежде всего объекта проекции потребности самосохранения.

Дифференциация эмоционального отношения к объекту внимания основывается на выделении тех свойств и параметров его проявлений, при восприятии одних из которых исполнение эмоционального отношения к нему приостанавливается, оставляя, тем самым, место действию конкурентному мотиву, а при восприятии же других по-прежнему приводится в действие. Дифференциация эмоционального отношения не меняет установленного значения объекта внимания, а лишь преобразовывает пределы его действия. В пределах этой границы эмоциональное отношение к данному объекту в таких случаях остается прежним. Следует отметить, что эта граница может смещаться в ту или иную сторону в зависимости от соотношения интенсивности действующих мотивов, вступивших в противоречие.

Существенным в мотивации поведения высших животных является то, что формируемые эмоциональные отношения к объектам внимания, и субъектам общения в том числе, являются индивидуальными. Если замыкание эффекта ощущения на генетически закодирован-

ное значение его источника непосредственно детерминирует соответствующий стереотип двигательной активности, то эффект восприятия прежде выливается в эмоциональное отношение к объекту внимания и лишь затем переходит в соответствующий поведенческий акт. Таким образом, формирование и преобразование эмоциональных отношений представляет собою когнитивный процесс. Относиться - значит входить в состояние эмоционально-мотивационной активации, соответствующее определившемуся значению воспринимаемого объекта внимания и актуальности его проявлений.

По выражению А.Н. Леонтьева, психическая деятельность высших животных «изменяется лишь в том (лучше сказать изменяется уже), что возникает отражение не только отдельных вещей, но и их отношений [8]. Помимо выделения отношений вещей, выступающих в качестве предметов потребностей, в когнитивных процессах высших животных отражаются отношения (связи) и иных вещей. Уже в непосредственном восприятии может отражаться наглядная связь отдельных вещей с предметом потребности, то есть отношение вещей к предметам потребностей. Примером тому может служить восприятие насекомоядным животным случайного проникшего конца упавшей ветки в один их ходов термитника. При этом накопление на ней термитов, являющихся «предметом потребности» животного, облегчает их поимку.

Эмоциональная активация в такой ситуации с запечатлением образа восприятия, отражающего связь случайного предмета с предметом потребности, обуславливает возможность повторного использования указанного предмета с той же целью. Иначе уже намеренного использования в качестве вспомогательного предмета в реализации действующей потребности. Отражение отношений (связи) предметов у животных осуществляется исключительно относительно предметов потребностей и только в связи с действующей потребностью. У человека отражаются и отношения вещей, не имеющих прямой связи с предметами потребностей, а соответственно - в отрыве от непосредственно действующих потребностей.

Как заключает Ата-Мурадова [3], в процессе эволюции информационные эквиваленты внешних объектов становятся все полнее и полноценнее, все больше приближаются к реальным объектам. Такая способность связана, как уже отмечено, с формированием образной памяти, хотя еще кратковременной. Именно потребность в определении и уточнении значения воспринимаемых объектов в соединении с функционированием образной памяти подняли психические процессы высших животных на столь высокий когнитивный уровень.

Развитие образной памяти различно у разных видов высших животных. О высоком уровне развития образной памяти и когнитивных процессов свидетельствует явление аутоидентификации, присущее приматам и дельфинам, отмечаемое А. Реаном [9]. Очевидно, что эмоциональная активация в проблемных (стимульных) ситуациях у высших животных вызывает оживление образов, раннее воспринятого и в соответствующих ей рамках. Иначе, оживляются образы раннее воспринятого, соответствующие по содержанию проблемной ситуации. В поиске ее разрешения воспроизводимые образы соотносятся с образами непосредственного восприятия.

Соединение образа предмета окружающей среды, свойства которого потенциируют способности (свойства) животного, с образом наличной проблемной ситуации может формироваться образ вспомогательного использования такого предмета. Иначе говоря, осуществляется когнитивно-образное преобразование ситуации. В когнитивных процессах высших животных может осуществляться эмоциональная активация образов и тех предметов, свойства которых раннее обеспечивали выполнение манипуляций, требуемых в данной ситуации. Соединение такого образа с образом вспомогательно используемого предмета может направлять субъекта познания на соответствующее его преобразование. Существенным является то, что перцептивные процессы синтеза образов восприятия наличной ситуации с образами раннее воспринятого формируют образы, выражающие отношения вещей, отсутствующие в непосредственном

восприятии. Перцептивными (эмоционально-ассоциативными) может обеспечиваться перенос образов, раннее усвоенных способов манипуляционных воздействий, на другие предметы и ситуации. На основе синтеза образов может осуществляться и формирование образов комбинирования манипуляционных воздействий.

Когда в синтезированном образе отраженные отношения вещей связываются с реализацией действующего мотива, в соответствии с установленными их значениями, и возникает состояние, по определению O.K. Тихомирова, «эмоционального решения задачи» [11], которое и апробируется животным. Иначе, животные совершают действия теперь уже операционные по своему характеру. Следует отметить, что процессы переработки отраженного содержания у высших животных ограничены моментом актуального восприятия, то есть восприятия сти-мульной (проблемной) ситуации, требующей ее разрешения.

В. Келлер считал, что «главный признак, который отделяет поведение этих животных (человекообразных обезьян) от поведения других представителей животного мира и который сближает его с поведением человека, заключается именно в том, что операции формируются у них не постепенно, путем проб и ошибок, но возникают внезапно ..., как бы по догадке» [7]. Или, как замечает Н.И. Чуприкова [13]: «...об элементах или зачатках сознания можно говорить применительно к тем формам отражательной деятельности мозга животных, в которых имеется определенное расчленение афферентных потоков и оперирование в актах синтеза...». Все это присуще не только человекообразным обезьянам: «В настоящее время мы располагаем многочисленными фактами, свидетельствующими о том, что двухфазная деятельность может быть обнаружена у многих высших животных, в том числе у собак, енотов и даже у кошек», - отмечает А.Н. Леонтьев [8].

На этом уровне психических процессов осуществляется и отождествление факторов окружающей среды в соответствии с их общим значением, что является первичным (бессознательным) процессом категоризации. Как отмечено Дж. Брунером, «восприятие предполагает акт категоризации» [4]. Действительно, эмоциональное отношение к объектам окружающей среды определяется и дифференцируется в процессе восприятия с выделением и идентификацией общности их значимых свойств или параметров поведенческих проявлений. Образы воспринятого пространственного расположения вещей, выведенные в когнитивных процессах отношения (связи) вещей, категоризованные данные восприятий, откладываясь в эмоционально-образной памяти, образуют, по Найссеру, перцептивные (операционные) схемы или когнитивные карты. Когнитивные карты определяют ориентировку животных в сходных ситуациях, направляя их активность в нужное русло. Как утверждал Толмен [12], не только люди, но и животные, включая крыс, пользуются когнитивными картами, то есть думают образами. Сформированные операционные схемы, при их использовании в последующих адаптационно-когнитивных актах, выступают уже как «необразные» или не наглядные компоненты мышления, то есть как автоматические.

Эмоционально-ассоциативные процессы запечатления и идентификации воспринимаемого, формирования и преобразования эмоциональных отношений с дифференциацией и выведением новых значений вещей, процессы их категоризации, формирование новых образов манипуляционных воздействий на окружающие предметы являются, по существу, процессами бессознательного мышления. Запечатленное содержание восприятий, обеспечивающее идентификацию воспринимаемого, отражение отношений (связей) вещей, обеспечивающих выведение новых способов манипуляционного воздействия на окружающие предметы, индивидуальные эмоциональные отношения, усвоенные, выработанные или преобразованные животным, и представляют собою индивидуальные знания.

Обеспечение процессами перцептивного (эмоционально-образного) мышления мотивации поведения, ограниченность переработки отраженного содержания моментами актуального восприятия, позволяют определить их как мотивационное мышление. Поведение высших

животных, таким образом, определяется познавательными процессами. И хотя инстинктивные реакции сохраняют место в их психической деятельности, они соподчинены с мотивационными процессами. Мотивационные психические процессы обуславливают произвольность поведения высших животных.

Резюме. Раскрывается принципиальное различие явлений раздражимости и чувствительности. Отмечая общность базирования этих функций на определении биологического значения внешних объектов, выделяется отличительная особенность чувствительности. Чувствительность определена как первичная форма психического отражения. Формированием в эволюционном развитии организмов чувствительности определен переход в жизнеобеспечении от принципа реактивности к направленной двигательной активности с ориентировкой в окружающей среде.

Более сложным представлен процесс восприятия. Природой восприятия обусловлена потребность в познании высших животных. Сущность процесса мотивации связана с выработкой индивидуальных эмоциональных отношений к объектам окружающей среды. Мотивация поведенческих актов высших животных определяет их произвольность.

Утверждается наличие у высших животных кратковременной образной памяти, рождение которой определено формированием в эволюционном развитии специфической психоэмоциональной энергии. Именно качеством восприятия, образной памятью и эмоционально-ассоциативными процессами обусловлено поднятие психики животных до когнитивного уровня.

Когнитивные процессы высших животных определены как мотивационное мышление. Способность к воспроизводству образов раннее воспринятого в стимульных ситуациях с их соотнесением с данными непосредственного восприятия, обеспечивает выведение отношений вещей, отсутствующих в непосредственном восприятии, и позволяют животным производить двухфазную операционную деятельность в обеспечении действующих потребностей.

Изложенный материал позволил определить когнитивные процессы высших животных как мотивационное мышление.

Список литературы:

1. Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999. С. 57-117.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

3. Ата-Мурадова Ф.А. Отражение и эволюция мозга // Вопросы философии. 1976. № 3. С. 75-88.

4. Брунер Дж. Психология познания. М, 1977.

5. Винников Я.А. Цитологические и молекулярные основы рецепции: эволюция органов чувств. Л.: Наука, 1971.

6. Вулридж Д. Механизмы мозга. М.: Мир, 1965.

7. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. М., 1930.

8. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд., М.: Изд-во Московского университета, 1981.

9. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.

10. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Московского университета, 1985.

11. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Московского университета, 1984.

12. Tolman Е.С. Cognetive maps in rats and men. Psychological Review. 1948. 55. С.189-208.

13. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.