Научная статья на тему '"БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" ПО ЮНГУ В ПРИЗМЕ ГЕНЕТИКИ'

"БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" ПО ЮНГУ В ПРИЗМЕ ГЕНЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ВЛИЯНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лапшина С.А.

Карл Густав Юнг считал, что у каждого человека помимо своего «сознательного», своей души, есть коллективное «бессознательное», общая душа всего человечества. И часто поступки, совершаемые нами, обосновываются вмешательством данного «бессознательного» и пока мы не поймем пути его влияния на нас, мы не сможем стать полноправными хозяевами своей души.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCONSCIOUS" ACCORDING TO JUNG IN THE PRISM OF GENETICS

Karl Gustav Jung believed that every person besides his "conscious", his soul, has a collective "unconscious", the common soul of all mankind. And often the actions we make are justified by the intervention of this "unconscious" and until we understand the ways of its influence on us, we will not be able to become full masters of our soul.

Текст научной работы на тему «"БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ" ПО ЮНГУ В ПРИЗМЕ ГЕНЕТИКИ»

4. Добрин П.С., Демчишин В.И. Связь и массовые коммуникации в Российской Федерации: федер. справ. В 8 т. М.: Центр стратегического партнерства, 2009. Т.8. С. 215-222.

УДК 159.964

Лапшина С.А. студент 3 курса

кафедра «Автоматизированные системы управления»

МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва

«БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ» ПО ЮНГУ В ПРИЗМЕ ГЕНЕТИКИ

Ключевые слова: Душа, бессознательное, влияние, рефлексия.

Аннотация: Карл Густав Юнг считал, что у каждого человека помимо своего «сознательного», своей души, есть коллективное «бессознательное», общая душа всего человечества. И часто поступки, совершаемые нами, обосновываются вмешательством данного «бессознательного» и пока мы не поймем пути его влияния на нас, мы не сможем стать полноправными хозяевами своей души.

UDC 159.964

Lapshin S.A. student

3 year, Department of Automated Control Systems

MSTU them. N.E. Bauman Russia, 105005, Moscow "UNCONSCIOUS" ACCORDING TO JUNG IN THE PRISM OF

GENETICS.

Key words: Soul, unconscious, influence, reflection.

Annotation: Karl Gustav Jung believed that every person besides his "conscious", his soul, has a collective "unconscious", the common soul of all mankind. And often the actions we make are justified by the intervention of this "unconscious" and until we understand the ways of its influence on us, we will not be able to become full masters of our soul.

«Душа как отражение мира и человека настолько многообразна, что существует бесконечное множество аспектов ее

рассмотрения.» Карл-Густав Юнг

Многие великие умы с самого начала существования человечества пытаются разгадать загадки человеческого сознания. Что есть наше сознание? Что есть душа человека? Может ли что-то влиять на нашу

душу? И из чего состоит наша душа?

Каждый человек по своей природе любознателен и стремится познать этот мир, а так как мы часть этого мира, то в первую очередь познать себя. Человеку нравится верить в то, что он хозяин своей души. Но пока человек не научится контролировать свое настроение, эмоции, обоснованность поступков, он не будет принадлежать самому себе, как говорил Карл Густав Юнг. Так что есть душа, из чего она формируется, каковы ее возможности?

Карл Густав Юнг считал, что у каждого человека помимо своего «сознательного», своей души, есть коллективное «бессознательное», общая душа всего человечества. И часто поступки, совершаемые нами, обосновываются вмешательством данного «бессознательного» и пока мы не поймем пути его влияния на нас, мы не сможем стать полноправными хозяевами своей души. Карл Юнг полагал, что коллективное бессознательное одинаковое у каждого человека. Но его модель «коллективного бессознательного» так же может пояснить наши поступки и взгляды на вещи с точки зрения генетики. То есть если применить модель «коллективного бессознательного» Юнга к генетике и законам развития , то мы получим наследственную память, формирующуюся поколениями и передающуюся генетически. Коллективное бессознательное - состоит из человеческих первообразов - архитипов (сложившихся стандартов поведения) . Но в отличии от классического коллективного бессознательного Юнга, с точки зрения генетики, наследственная память у людей, цивилизации которых столетиями развивались не пересекаясь друг с другом должны иметь различия. Действительно ли это так? Или Юнг все-таки прав и в независимости от того, кто мы и нашей истории «коллективное бессознательное» у всех одно. И что входит в это «бессознательное»? Для Юнга душа народа - это всего лишь несколько более комплексное образование по сравнению с душой индивида. А впрочем, разве не говорит поэт, наоборот, о "народах" своей души? И, как мне кажется, весьма справедливо. Ведь что-то в нашей душе не от индивида, а от народа, сообщества и даже всего человечества. В чем-то мы являемся частью одной-единственной души, одного единственного "великого человека", если говорить словами Сведенборга. Но что есть это бессознательное в человеке?

Если на время забыть что у двух разных рас разная история, взгляды на жизнь и мировоззрения, отпечатанные в их генах ( по теории генетического бессознательного), в их бессознательном, то , так сказать, классическая теория Юнга о «бессознательном» полностью совпадает с объяснение данного феномена с генетической точки зрения. Если рассмотреть обычную эволюцию любого живого существа, то мы увидим, что новые открытия возможны только благодаря накопленному опыту. Никто заново не изобретает колесо. При этом мы точно знаем, как оно работает. Например котята в своих играх полностью повторяют повадки всего семейства кошачьих, хотя они их ни разу не видели и не могли просто

перенять их движения. Значит эти движения заложены в них с генами. Тперерь обратимся к человеку. Напротяжении многих поколений мы накопиди очень много генетической информации, без которой невозможен бы был прогресс. Может эта информация и есть коллективное бессознательное? Ведь ахритипы поведения и реакции заложенны именно эволюцией и генами.. Именно поэтому в некоторых ситуациях разные и незнакомые люди ведут себя абсолютно одинаково. Однако, наука не в силах объяснить так называемый феномен 100-й обезьяны. На двух разных изолированных друг от друга островах находились две группы обезьян. На одном из островов обезьян учили, к примеру, доставать банан из ящика с простым замком. Как только количество обезьян, обучившихся этому, становилось больше 100, обезьяны на другом острове и все оставшиеся на первом могли с легкостью сделать это задание так же, как и обучившиеся этому обезьяны . Остается вопрос - если информация заложена только в генах и передается по наследству, то как обезьяны на изолированном острове узнали, как достать банан из ящика, если никто их не учил и не показывал, как это делается? А до этого, естественно, никто из них и их предков не обладал данным навыком. И здесь мы опять возвращаемся именно к классической (в нашем понимании) модели Юнга «общего бессознательного» общего для всех, вне зависимости от изоляции видов.

Коллективное бессознательное действительно очень сильно влияет на нашу жизнь, наши поступки и, конечно, на нашу душу, ведь мировоззрение и наша реакция на те или иные события тоже является частью нашей души. Именно поэтому нам необходимо контролировать влияние бессознательного на нас. И это влияние на наши действия и поступки может выявить только рефлексия, ведь только сам человек может во всей мере оценить собственные поступки и побуждения.

Но почему же нужно контролировать это влияние? Если с генетической точки зрения бессознательное - накопленный поколениями опыт? Сначала рассмотрим данный аспект с точки зрения генетического бессознательного. Если бы мы из поколения в поколение занимались одной и той же профессией, то она бы прочно отразилась в нашей генетической памяти и стала, как это сейчас называют - призванием. Однако сейчас редко можно найти кого-то, чья бы семья передавала профессию по наследству. Вот и выходит, что в нашем бессознательном смешалось много различного генетического опыта прошлых поколений. Такое разнообразие вроде бы должно помогать человеку хорошо ориентироваться во всем и идти вперед по лестнице развития быстрее, но из-за такой путаницы многие индивиды приходят в замешательство. Что делать, чем заняться, а что у меня получается лучше всего, чего я на самом деле хочу? Они мечутся из угла в угол, не зная, что предпринять и порой, даже не могут объяснить собственные поступки, бессознательное слишком сильно на них влияет, их душа в смятении. А теперь вернемся к классическому общему

бессознательному по Юнгу. Если у нас общее бессознательное, которое как-то формировалось, то выходит, что если в нем действительно есть какая-то полезная для нас информация, то она тоже спутана. Ведь бессознательное общее для всех. Если обобщить все сказанное выше, то выходит, что за исключение нескольких аспектов, которые наука еще не в силах объяснить модель Юнга «общего бессознательного» вполне подходит и для рассмотрения в интерпретации генетики, более того - данная модель объясняете феномены, не понятные с точки зрения «генетического общего бессознательного».

Разумеется, верно, что большая часть зла исходит от безграничной бессознательности человечества, и, наверное, правильно также, что мы способны как-то противодействовать душевным началам зла благодаря возросшей сознательности, точно так же, как и наука позволяет нам более успешно справляться с внешними трудностями.

Но что есть темная сторона бессознательного, как называл ее Юнг? Проведем еще один сравнительный анализ, чтобы с этим разобраться. Модель Юнга бессознательное - сознательное, как черное и белое. Как все мы знаем в человеке существует два начала - доброе и злое, если обратиться к истокам и истолковать по-другому : человеческое и животное. Это так же подтверждается с точки зрение генетического бессознательного. Ведь все таки человечество существует не так давно, как хотелось бы и в нашем бессознательном много чего сохранилось от животных инстинктов, которые также искривляют нашу душу. Вечная борьба человека со своими звериными инстинктами - злость, зависть, алчность, жестокость, желание влавствовать и унижать остальных, обижать слабых и т.д. Само определение человека противоречит данным чувствам, однако они живут в каждой душе и насколько вы человек - решать только вам. Есть сильные духом люди, а есть те, кто поддался бессознательному, тому, что есть в нем плохого. И к сожалению, сейчас таких людей стало больше. С изобретением огнестрельного оружия больше не нужно иметь храбрость отстаивать свои права в честном поединке, можно просто выстрелить из-за угла. Не нужно трудиться и завоевывать уважение людей, можно их просто купить или подчинить себе силой, по праву сильного, по звериному. Сегодня сметения в душах больше, чем было ранее. Люди не знают, чего они хотят, поддаются бессознательному, не имея чистой, искренней веры, которая бы их остановила и востановила утраченные их душой основы человечности ( не убей, не укради и т.д.). Все важное, что обесценено в сознании и поэтому гибнет, компенсируется в бессознательном. Это происходит согласно принципу сохранения энергии, поскольку наши психические процессы тоже являются энергетическими. Ни одна психическая величина не может исчезнуть, не возместившись каким-нибудь эквивалентом. В этом состоит фундаментальное эвристическое правило повседневной

психотерапевтической практики, никогда не отказывающее и всегда

подтверждающееся. Если душа не способна поддерживать себя самостоятельно, хранить свою систему ценностей, морали и мировоззрения, то религия становится ей опорой, если же и вера не сможет заменить душе основ, то тогда на их место придет бессознательное. В современном мире очень много псевдоверящих, которые берут из религии лишь всепрощение за свои животные поступки, уступая основное место темной стороне бессознательного. Когда религия была истинной и не поддельной, когда каждый верил в своем сердце, люди были более душевно устойчивы и спокойны. Как говорил Юнг- у них была общая душа. Люди стремились к самопознанию и развитию, в первую очередь духовному. Нынешний интерес к психологии - свидетельство того, что мы ожидаем от души чего-то такого, чего не дал внешний мир, чего-то, что, несомненно, должны были содержать в себе наши религии, но чего они, по крайней мере для современного человека, уже не содержат. Современному человеку религии больше не являются изнутри, как исходящие от души, они стали для него принадлежностью внешнего мира. Сейчас, когда мало кто следует вере и при этом еще и не имеет морали, духовного и культурного воспитания, остается только гадать, что на душе у такого человека, какие у него мысли и принципы, что он считает для себя позволительным? Возможно, он считает, что убить старушку проценщицу является благим делом, кто знает. Ведь уже тогда, в произведении «Наказание и преступление» было описано душевное разложение человека под влиянием бессознательного. Анализируя данное произведение мы четко видим проблему, уже тогда актуальную - каковы границы морали и допустимости для человека, который поставлен в сложные рамки, который не имеет религии, которая бы его удержала, не имеет культурного воспитания, не имеет морали не умеет контролировать влияние бессознательного на свою душу. Какой самый просто способ справиться со сложившейся ситуацией - продолжить трудиться или просто убить проценщицу? Этот вопрос многих ввергнет в нелоумение, многих в возмущение, а некоторые про себя подумают - чем проще, тем легче. Вот именно здесь уродливая часть бессознательного и одержала верх над человеком. В то же время автор представляет нам человека «большой» души - Сонечку. Которая, в свою очередь, не бросила семью, а даже пожертвовала собой ради них. И мысли кого либо убить ( например ненавистного пьяницу), ограбить, у нее не возникло, хотя она была в еще более ужасающих обстоятельствах, нежели Раскольников. Сама его фамилия характеризует раскол его духовного начала.

Прогресс очень сильно опередил наше духовное развитие что позволило бессознательному проникнуть в наши души, что плохо сказалось на каждом человеке. Это ухужшение можно проследить во всем, как отражение в зеркале нашей культуры состояния нашей души. Возьмем поэзию - раньше писались великие произведения, которые заставляли человека думать, размышлять, самообразовываться. А сейчас пикантные

романчики с кучей склок, интриг и убийств. Музыка - Чайковский, Бах, Бетховен, Моцерт, Григ. Сейчас же мотивы религиозных обрядов древней Африки на двух аккордах, сопровождаемые еще более бесмысленным текстом. Живопись - Шишкин, Айвазовский, Рублев. Сейчас - авангард и квадрат Малевича. Большинство людей больше не стремится к прекрасному, к развитию своей души и культуры, им достаточно простого, животного удовольствия для радости. Если мы будем укреплять только плохое, а не вернемся к прекрасному и возвышенному, то в нашем бессознательном не останется ничего прекрасного, не останется и генетической памяти для последующего развития человечества, а это - духовная гибель общества. Именно поэтому каждому человеку необходимо понять - что есть бессознательное, выявить пути его влияния на свою душу, контролировать его, иначе человек никогда не станет полноправным хозяином своей души.

Использованные источники: 1. Юнг К. Проблема души современного человека // Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

УДК 316.734

Лапшина С.А. студент 1 курса

кафедра «Автоматизированные системы управления»

МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В

СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: Культура, модель, динамика, изменчивость, современное общество.

Аннотация: Человек не может существовать без культуры. Понятие культуры очень широко. Культура поведения, живопись, наскальные рисунки, архитектура, религия и т.д. - все это части культуры. Как известно, ученые выделяют несколько основных культур, которые стали основой для других. Существует множество моделей, описывающих процесс появления новых культур, но , к сожалению, все они описывают процесс уже совершенный и в глобальном масштабе. Они не позволяют увидеть, как постепенно менялась культура, а также не применимы к реальности и не адаптированы под современное информационное общество. Культура определяет сознание человека, следовательно, знание о том, как меняется культура, поможет нам лучше понять человека - носителя данной культуры. Если бы существовала модель, описывающая изменение культуры в современном обществе, то она бы помогла решить множество проблем из разных отраслей, среди которых политика, религия, взаимоотношение людей, экономика и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.