УДК 373 Васильева А.С., Кибкало И.Н.
Васильева А.С.
заведующий Детский сад № 9 г. Новокузнецк (г. Новокузнецк, Россия)
Кибкало И.Н.
старший воспитатель Детский сад № 9 г. Новокузнецк (г. Новокузнецк, Россия)
БЕРЕЖЛИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в работе раскрываются аспекты внедрения инструментов управления дошкольной образовательной организации в контексте применения инструментов и методов бережливого поризводства. Представлен производственный анализ по направлениям SQDCM, а также раскрыты особенности реализации бережливых проектов в МБ ДОУ «Детский сад № 9».
Ключевые слова: бережливые технологии, инструменты анализа, визуализация, целевые показатели, инструменты управления.
Свою деятельность в направлении изучения инструментов бережливого производства мы начали с 2021 года, и за этот сравнительно короткий период в МБ ДОУ «Детский сад № 9» создана целая система управления и мониторинга бережливых проектов, а также качественные изменения претерпела корпоративная культура всего педагогического коллектива. Большое значение мы уделили изучению методической и нормативной документации с целью
понимания самой концепции бережливого производства в контексте применения ее в дошкольной образовательной организации.
На базе учреждения нами были созданы условия, позволяющие внедрить систему постоянного совершенствования производственных и образовательных процессов, что в свою очередь позволило дошкольному учреждению пройти ППКО регионального уровня. Партнерская проверка качества образца в рамках реализации проекта "Эффективный регион" совместно с Госкорпорацией "Росатом" в Кемеровской области - Кузбассе прошла при участиии экспертов Центра компетенций Кузбасса Христолюбовой К. В., Голиковой Т. В. Также в состав комиссии вошли Наседкин С.Ю. председатель комитета по развитию региональных систем, куратор проекта Бережливый Кузбасс, Мурышкина Е. В. директор Губернаторского многопрофильного лицея-интерната, Логинова И. А. зам. председатель КоиН - начальник отдела дошкольного образования, ректор МАОУ ДПО "ИПК" Позднякова Н. А., заведующий и старший воспитатель ДОУ 149 г. Новокузнецка Скоробогатова М. А. и Семиколенных О. Б. Председателем комиссии ППКО являлась заведующий МА ДОУ "Детский сад 126" города Липецка Белоусова А. А.
На сегодняшний день в дошкольном учреждении реализованы 12 бережливых проектов, более 35 предложений по улучшениям, а также создана и эффективно внедряется в работу система производственного анализа и управления проектами по направлениям БРЭСМ. Концепция бережливой образовательной организации заключается в непрерывном совершенствовании процесса создания ценности для обучающихся и педагогов путем рационального сочетания во времени и в пространстве всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, повышения качества и устранения потерь в потоке создания ценности для конечного потребителя. При формировании целеполагания по БРЭСМ, мы учитывали не только результаты производственного контроля, но и клиентоориентированность (т.е. ценность как для внутренних, так и для внешних потребителей). Это позволило раскрыть новые управленческие возможности, визуализировать показатели
эффективности деятельности образовательной организации по всем изучаемым направлениям.
С 2023 года в нашем учреждении функционирует полноценный информационный центр бережливых проектов, который позволил значительно улучшить качество ведения и сопровождения всех этапов реализации, контроля, визуализации проектных исследовательских работ, а также имеет место для ведения стратегического управления всеми производственными процессами администрацией ДОУ. Зона стратегического и тактического управления проектами имеет полноценную Х- матрицу 1 уровня на магнитно -маркерном полотне, а также полноформатный стенд БРЭСМ. Остановимся на каждом инструменте управления более подробно.
Матрица Хосин Канри или Х- матрица является рабочим инструментом для реализации стратегических задач организации на среднесрочную перспективу развития (в нашем случае мы определили сроки в рамках программы развития МБ ДОУ «Детский сад № 9» на 2021 - 2026 годы.
Здесь визуально можно показать и разложить стратегию, тактику, конкретные задачи и ожидаемые результаты с указанием ответственных, корреляционных знаков и символов. То есть как инструмент управления руководителя Х- матрица является очень эффективным инструментом визуализации в решении управленческих задач.
В своей Х- матрице мы определили следующие стратегические цели:
1. Разработка и внедрение инновационных подходов к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО, ФАОП ДО и ФГОС ДО.
2. Формирование системы менеджмента качества ДОО.
3. Создание эффективной системы кадрового обеспечения образовательного процесса ДОО. Развитие кадрового потенциала.
4. Совершенствование обратной связи с социальными заказчиками образовательных услуг.
5. Развитие системы поддержки талантливых и одаренных детей.
6. Развитие конкурентноспособности «Развитие учреждения как социокультурного и образовательного центра».
7. Развитие внешних связей ДОО.
8. Развитие новых механизмов финансирования образовательной деятельности.
Стратегические цели мы планируем решать через постановку тактических задач:
1. Обновить структуру, условия и содержание методической службы. Модернизация образовательного процесса.
2. Выйти на новый уровень организационной культуры учреждения. Внедрить механизмы внутреннего аудита.
3. Развивать профессиональную культуру и компетентность педагогов, а также совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
4. Создать инструмент, позволяющий увеличить охват вовлеченности родителей (законных представителей) в проведение мониторинговых исследований по направлениям деятельности ДОО.
5. Интегрировать в образовательное пространство групп среду, ориентированную на развитие таланта и внутреннего потенциала детей. Создать систему конкурсного движения разных уровней с учетом особенностей группы детей с высокими показателями по пяти образовательным областям.
6. Создать творческие объединения с другими учреждениями Центрального района. На базе учреждения создать дискуссионные площадки, а также площадку диссеминации педагогического опыта.
7. Определить приоритетные направления для финансирования, провести анализ грантовых и других конкурсов, создать методическую основу для создания проектных команд с целью активного участия в данных конкурсах.
Решение каждой задачи возможно посредством реализации улучшений или бережливых проектов. Тема проекта или нескольких проектов обусловлена как раз решением поставленной стратегической задачи.
Таким образом, посредством использования инструментов бережливого производства мы можем грамотно воздействовать на различные производственные процессы, выявлять проблемы и за определенный срок добиваться значимых результатов по устранению потерь/ проблем.
Таблица 1. Целеполагание по направлениям БОЭСМ в контексте поставленных целей по Х - матрице.
Вдохновляющие Тактические задачи Проекты/ Результат/
стратегические мероприятия продукт
цели
Б 1. Уменьшение -Снизить уровень ППУ «Здоровый В работе
показателей заболеваемости сотрудник» В работе
заболеваемости персонала до 15 %, Проект № 10
сотрудников на 30- -Сократить «Совершенствование
40 % количество безопасной и
2. Уменьшение технических сбоев и бесперебойной
количества сбоев создать условия для работы
технологического бесперебойной работы технологического
оборудования до 70 технологического оборудования на
% оборудования (прачечная, пищеблок, бассейн) до 10 % (простой из-за поломки или отсутствия расходников и комплектующих) пищеблоке»
0 З.Разработка и -Улучшить качество Проект № 9 Завершен, в
внедрение взаимодействия «Стандартизация процессе
инновационных специалистов ДОУ по логопедического внедрения
подходов к вопросам обучения и центра и процесса улучшений и
обучению и воспитания, взаимодействия итогового
воспитанию детей -Сократить сроки специалистов мониторинга
дошкольного адаптационного логопедических достигнутых
возраста с ТНР в периода вновь групп № 4,8» результатов
соответствии с поступающих детей на Проект № 11 Завершен
ФАОП ДО, ФГОС 30 % за счет «Сокращение В работе (идет
ДО повышения качества времени адаптации анализ)
4.Снижение сроков проведения вновь поступающих
адаптационного адаптационных воспитанников в
периода в 1 мероприятий первую младшую
младшей группе, а -Повысить % участия группу»
также повышение педагогов в конкурсах Идет анализ
качества педагогического конкурсных
проведения мастерства очного движений педагогов
адаптационных муниципального
мероприятий уровня на 20 %
педагогами ДОУ 5
Совершенствование
методической
основы для
создания
проектных команд
и профессиональных
сообществ с целью
увеличения %
педагогов,
участвующих в
конкурсах
профессионального
мастерства очного
муниципального
уровня
Б б.Улучшение -Сократить время Проект № 3 Алгоритм и чек
качества подготовки пакетов «Оптимизация - листы
подготовки и документов для процесса сбора Электронный
обработки прохождения ТПМПк документов для документ
документов для на 55 %, прохождения (шаблон
прохождения -Оптимизировать ТПМПк коллегиального
ТПМПк процесс приема обучающимися» заключения)
7.Улучшение документов на Проект № 4 совместного
качества поступление «Оптимизация редактирования
взаимодействия (зачисление) в ДОУ, процесса заполнения Создан
руководителя с сократить время коллегиальных стандарт
семьями обработки документов заключений на приема и
воспитанников, на зачисление и обучающихся для зачисления
подавшими приема воспитанника оформления пакета воспитанников
заявление в ДОУ на в ДОУ на 35 % документов в В работе (идет
зачисление 8. -Оптимизировать процесс проведения ТПМПк» Проект № 7 анализ)
Совершенствование режимных моментов «Оптимизация
процессов (питьевой режим). приема
проведения Сократить % обучающихся в МБ
образовательной отклонений ДОУ «Детский сад
деятельности, (нарушений) № 9»
режимных соблюдения норм
моментов и пр. с СанПин на 20 %
учетом СанПин
С 9.Сокращение -Сократить Проект № 2 Чек - лист по
затрат при материальные затраты «Стандартизация разработке
организации при работе с процесса разработки рабочей
методической документами, рабочих программы
работы с программным и образовательных Разработан
педагогами и методическим программ» алгоритм (чек -
другими материалом на 40 %, Проект № 8 лист) по работе
специалистами до -Создать инструмент, «Оптимизация с облачным
80 % позволяющий документооборота в хранилищем и с
10. увеличить охват деятельности документами на
Совершенствование вовлеченности педагогических нем
обратной связи с родителей (законных работников» Разработаны
социальными представителей) в Проект № 5 яндекс - формы
заказчиками проведении «Оптимизация (анкеты) для
образовательных мониторинговых процесса проведения
услуг исследований по организации мониторинга
11.Сокращение направлениям мониторинга родителей
временных затрат и деятельности ДОО до родителей по В работе (идет
материальных 70 % направлению анализ)
ресурсов при -Сократить временные «Дополнительное
организации и материальные образование»
образовательного затраты при В работе (идет
процесса в ДОУ организации занимательного дела по продуктивной деятельности анализ)
М 12.Развитие -Выйти на новый Проект № 6 Создан чек -
профессиональной уровень «Стандартизация лист по
культуры и организационной процесса подготовки подготовке
компетентности культуры учреждения. педагогов к аттестационных
педагогов, а также Внедрить систему аттестации» материалов,
совершенствование подготовки ППУ Кабинет
системы аттестационных «Стандартизация старшего
подготовки материалов, сократить рабочего места воспитателя
аттестационных время и ресурсы на старшего оборудован по
материалов подготовку к воспитателя» системе 5 S
педагогами аттестации на 45 %,
13. -Улучшить качество
Совершенствование рабочих мест
пространства ДОУ сотрудников,
через инструменты оптимизировать
бережливого рабочие места
производства сотрудников ДОУ по системе 5 Б на 25 %
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вэйдер, М.Т. Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вэйдер. - Альпина Паблишер, 2017. - 160 с;
2. Вялов, А.В. Бережливое производство: учеб. Пособие/ А.В. Вялов. -Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014. - 100 с;
3. Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование): сборник материалов форума (Белгород, 28 ноября 2018 г.) / под науч. Ред. Л.А. Зимаковой. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - 70 с
Vasilyeva A.S., Kibkalo I.N.
Vasilieva A.S.
Kindergarten No. 9 (Novokuznetsk, Russia)
Kibkalo I.N.
Kindergarten No. 9 (Novokuznetsk, Russia)
LEAN MANAGEMENT AND STRATEGIC PLANNING IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract: the paper reveals aspects of the implementation of management tools in a preschool educational organization in the context of the use of lean manufacturing tools and methods. A production analysis is presented in the SQDCM areas, and the features of the implementation of lean projects in the MB DOOU "Kindergarten No. 9" are revealed.
Keywords: lean technologies, analysis tools, visualization, target indicators, management
tools.