УДК 658.5
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО - СПОСОБ СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Е.О. Калмыкова, А.Ю. Ларионова
Государственный университет управления Российская Федерация, 109542, г. Москва, Рязанский проспект, 99 E-mail: larionovaarina@mail.ru
Статья посвящена оценке необходимости внедрения системы бережливого производства на различных предприятиях. Произведен анализ темпов роста грузооборота и пассажирооборота в Российской Федерации; приведены данные об индексе цен на транспортные услуги. Определена потребность в разграничении работ, добавляющих ценность для потребителя и не влияющих на нее. Авторами разъяснено значение термина «бережливое производство»; приведены основные инструменты данного процесса; рассмотрен опыт внедрения системы на складе компании «Oriflame» и других компаний.
Ключевые слова: бережливое производство, устранение потерь, ценность для потребителя, кайдзен, канбан.
LEAN MANUFACTURING IS THE METHOD OF REDUCING THE COST
OF TRANSPORT SERVICES
E.O. Kalmykova, A.Y. Larionova
State University of Management 99, Ryazansky Prospect, Moscow, 109542, Russian Federation E-mail: larionovaarina@mail.ru
The article is devoted to assessing the need of the implementation of lean manufacturing at various enterprises. The analysis of the growth rate of cargo and passenger turnover in the Russian Federation and the available information of the price index for transport services are presented. Determination of the need to differentiate the work, which affects the value for the consumer and does not affect it. The authors clarified the meaning of the term "lean production "; received the main tools of this process and the experience of implementing the system in the warehouse of the company "Oriflame" and other companies.
Keywords: lean manufacturing, loss elimination, customer value, kaizen, kanban.
На данный момент в Российской Федерации суммарный пассажирооборот и грузооборот имеет тенденцию к стабильному, хотя и достаточно медленному увеличению. Так, в 2017 году грузооборот в целом по всем видам транспорта составил 5484 млрд т-км (+ 5,5% к предыдущему году); в 2016 г. - 5198 млрд т-км (+ 1,76% к предыдущему году); в 2015 г. - 5108 млрд т-км. Что касается пассажирооборота, то его объем в 2017 году также по всем видам транспорта составил 560,7 млрд пасс-км (+ 7,86% к предыдущему году); в 2016 г. - 519,8 млрд пасс-км. Однако вместе с увеличение грузо- и пассажирооборота увеличивается и цена на перевозку. Согласно статистическому сборнику «Транспорт в России 2018», индекс тарифов на услуги грузового транспорта (данные на декабрь текущего года по отношению к декабрю предыдущего) в 2017 году составил в целом по всем видам транспорта 109,0% (причем наиболее интенсивный рост тарифов в общей структуре наблюдается на воздушном транспорте - 115,3%). Индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта в целом по всем видам транспорта составил 106,8%, из них автомо-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
бильный - 107,0%, в т.ч. городской муниципальный - 110,8% и городской электрический -113,2%; железнодорожный - 103,9%, воздушный - 104,1% [4].
На стоимость транспортных услуг влияет множество внутренних и внешних факторов. Процесс создания любой продукции или оказания услуги можно разделить на конкретные последовательные действия, каждое из которых либо добавляет ценность конечному результату работы, либо нет. В Японии множество потерь, не создающих ценности, называют «муда»; также применяются понятия «мура» - неравномерность и «мури» - перегрузка людей и оборудования. При этом ценность товара или услуги можно определить, как набор неких характеристик и свойств товара или услуги, которые важны и значимы для потребителя.
В современном мире существует специальный термин «бережливое производство», который характеризует деятельность, направленную на анализ, поиск и устранение действий, которые не добавляют ценности конечному потребителю, и которая при этом обеспечивает максимально высокое качество. Дж. Вумек и Д. Джонс в книге «Бережливое производство» определяют данный процесс, как совокупность последовательных этапов [1, 2]:
1. Определение ценности для потребителя;
2. Выстраивание потока, который позволяет создать эту ценность для потребителя;
3. Обеспечение непрерывности данного потока;
4. Построение вытягивающей, а не толкающей системы производства;
5. Постоянное стремление к совершенству.
Концепция бережливого производства базируется на производственной системе компании Toyota (TPS), которую за счет ее эффективности пытаются использовать на предприятиях по всему миру. К основным инструментам системы бережливого производства можно отнести следующие: канбан (система с использованием карточек, которые передаются между участками производственной линии и сигнализируют о необходимости начала работы); андон (устройство для визуального контроля производственной зоны, предупреждающее рабочих о возникающих на линии дефектах); кайдзен (непрерывное совершенствование); система «вытягивания»; система «точно вовремя» (составные компоненты предоставляются на производственную линию только тогда, когда они нужны, и в том количестве, которое необходимо) и система «5S» (направлена на устранение потерь, порождающих ошибки, дефекты и травмы на рабочем месте; англ. sort, stabilize, shine, standardize, sustain).
Рассмотрим, как внедрялась система бережливого производства в отеле Tablogix, деятельность по складским операциям, компании Oriflame (г. Ногинск, Московская область). Применение на практике инструментов философии бережливого производства привело к снижению стоимости транспортных услуг, повышению скорости обработки грузов и комплектации заказов благодаря устранению предпосылок возникновении брака внутри склада и брака при транспортировке товаров. Внедрение проходило в несколько этапов:
1. Внедрение визуального управления: выделены рабочие зоны, введена новая разметка на полу, зоны с запретами размещения товаров, установлен монитор (транслирует материалы по рабочему процессу, обучающие презентационные материалы, показывает статус отбора и обработки заказов, информацию по философии lean-менеджмента, отчеты), произведено зонирование склада.
2. Организация рабочих мест по системе 5S. Новая организация рабочего пространсва создала правильный работоспособный психологический настрой, обеспечила безопасность труда и его производительность.
3. Запуск системы ТРМ - системы продуктивного обслуживания оборудования. Был использован метод визуализации: создано новое рабочее пространство для механика и ремонтная зона, обозначены зоны для парковки техники на территории склада, где добавлены идентификационные таблички.
4. Использование инструмента «канбан». Внедрили цветовую идентификацию при формировании паллет с товарами.
5. Применение инструментов «пока-ЁКЭ». Интерпретация значения инструмента - «защита от ошибок». Например, наличие дублирующей цветовой маркировки на готовых к отгрузке пал-
летах, с обозначением региона доставки, что предотвратило отгрузку «чужой» паллеты и естественным образом сократило ошибки при доставке.
Таким образом, команде склада, не применяя значительный капитальных затрат, удалось достигнуть следующих результатов: увеличено число производительности труда на стадии комплектации заказов по участку конвейерной линии на 16%, уменьшение стоимости обработки единицы товара на 2,5 %, сократило претензионных заявления от конечных потребителей из дальних регионов страны о нарушения целостности упаковки товаров во время транспортировки [3].
Примерами внедрения системы бережливого производства также выступают следующие компании: Boeing (были сокращены производственные площади на 41%), Сбербанк (уменьшение процесса ожидания клиентом на 15%), Группа ГАЗ (транспортные расходы сократились на 2 млн рублей).
Выгоды от применения методик бережливого производства для бизнеса:
• Углубленное понимание протекающих процессов на предприятии;
• Постоянное улучшение эффективности работы руководителей и специалистов по качеству;
• Применение системного подхода при решении проблем;
• Оценка потерь и потенциала эффективности в натуральных показателях [1];
• Вовлечение персонала в изменения за счет простоты подачи проблем происходящего и предстоящих изменений.
Подводя черту, в философии бережливого производства первостепенным вопросом является устранение всех видов потерь первого и второго рода и формирование процессов внутри предприятия относительно факторов внешней и внутренней среды. Данная концепция успешно применяется по всему миру на предприятиях, представляющих различные отрасли.
Библиографические ссылки
1. Гайсина А.Р., Бахтина Т.Б., Халтурина Е.Н. Взаимосвязь ключевых показателей клиентской составляющей с бережливым производством // Вестник марийского государственного университета. Серия: сельскохозяйственные науки. Экономические науки. - 2017. - №1. - С. 75-81.
2. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джефри Лайкер; пер. с англ. - М.: Издат. Группа «Точка», 2018 - 400 с.
3. Бережливое производство в складском комплексе: опыт и результаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tablogix.ru/upload/iblock/d12/oocxbd%20d.oceuxylmv,% 202016.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
4. Транспорт в России. 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2018/transp18.pdf (дата обращения 02.04.2019).
© Калмыкова Е.О., Ларионова А.Ю., 2019