Научная статья на тему 'Экономическая эффективность использования логистической технологии бережливое производство для совершенствования производственных процессов предприятий путевого комплекса ОАО «РЖД»'

Экономическая эффективность использования логистической технологии бережливое производство для совершенствования производственных процессов предприятий путевого комплекса ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРИНЦИПЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ДЕКОМПОЗИЦИЯ ПРОЦЕССА / МЕТОД KANBAN / РЕЛЬСОВЫЕ СОЕДИНИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова Лидия Ивановна

В статье рассматриваются вопросы внедрения логистической технологии бережливое производство в деятельность компании ОАО «РЖД» на примере путевого комплекса. Дана характеристика некоторых бизнес-процессов компании, а также задачи путевого комплекса. Обосновывается эффективность внедрения бережливого производства на примере самостоятельного изготовления приварных рельсовых соединителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышова Лидия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность использования логистической технологии бережливое производство для совершенствования производственных процессов предприятий путевого комплекса ОАО «РЖД»»

Экономическая эффективность использования логистической технологии бережливое производство для совершенствования производственных процессов предприятий путевого комплекса ОАО «РЖД»

The economic efficiency of logistics technology lean manufacturing to improve production processes of enterprises track of the complex

of «Russian Railways»

Чернышова Лидия Ивановна к.э.н., доцент кафедры «Экономика транспорта», Уральский государственный университет путей сообщения

г. Екатеринбург e-mail: [email protected] Chernyshova Lidia Ivanovna Ph.D., assistant professor «The economics of transport» Ural state university of railway transport

Ekaterinburg e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы внедрения логистической технологии бережливое производство в деятельность компании ОАО «РЖД» на примере путевого комплекса. Дана характеристика некоторых бизнес-процессов компании, а также задачи путевого комплекса. Обосновывается эффективность внедрения бережливого производства на примере самостоятельного изготовления приварных рельсовых соединителей.

Бережливое производство, принципы бережливого производства, бизнес-процесс, декомпозиция процесса, метод kanban, рельсовые соединители.

This article discusses the implementation of logistics technology Lean in the company of JSC "Russian Railways" for example, the track complex. The characteristics of certain business processes, as well as the problem of track complex. Substantiates the effectiveness of the implementation of lean manufacturing on the example of self-production of welded rail connectors.

Lean manufacturing principles of lean manufacturing, business process, decomposition process, the method of kanban, rail connectors.

Бережливое производство - это разработанная концепция по управлению производственным предприятием, целью которой является устранение всех видов потерь, требующей участия каждого работника в процессе оптимизации с максимальной ориентацией на потребителя. Начальная точка концепции заключается в оценке ценности продукта для конечного потребителя, производимая в процессе его создания на каждом этапе. Основная задача концепции - это создание непрерывного процесса устранения потерь, что позволяет предприятию не только повысить производительность в каждом аспекте, но также объединить сотрудников общей идеей, усилив тем самым важнейший актив любой компании - трудовые ресурсы.

Бережливое производство на железнодорожном транспорте, как и на любом другом предприятии, предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

Основными принципами бережливого производства являются [1]:

- Принцип понимания ценности - предполагает необходимость понимания того, что является ценностью для конечного потребителя. Ценность при этом рассматривается как понятие, находящееся вне производства.

- Принцип выявления потока создания ценности - когда будет определено то, что является действительно ценным для потребителя, необходимо проанализировать действующую систему производства и установить, где действи-

тельно создается ценность. Если действие не создает ценности, необходимо рассмотреть возможность его изменения или удаления из процесса.

- Принцип борьбы с потерями - предусматривает значительное сокращение или полную ликвидацию основных видов потерь.

- Принцип потока изделий - предусматривается, что вместо того, чтобы перемещать продукт от одного рабочего центра к другому партиями, необходимо создать такой поток, в котором происходит непрерывное движение от сырья до готовой продукции через специализированные производственные ячейки.

- Принцип вытягивания, по которому подразумевается, что вместо того, чтобы работать на склад, потребителю должна быть предоставлена возможность «вытягивать» готовые изделия из производственной системы. Никакая работа не выполняется, если ее результаты не могут быть сразу использованы в последующих операциях.

- Принцип постоянного совершенствования - когда будут устранены все потери из технологических процессов, а продукция будет плавно и непрерывно двигаться по мере поставки ее потребителю, станет понятно, что не будет конца процессу постоянного совершенствования, например сокращению времени операций, себестоимости, площадей, дефектов и объема работ.

Наиболее эффективными методами и инструментами бережливого производства являются картирование потока создания ценности, вытягивающее поточное производство, канбан, кайдзен, система 5S, система SMED, система TPM, система JIT, визуализация и U-образные ячейки [2, 3, 4, 5].

В концепции бережливого производства оптимальное сочетание данных инструментов позволяет достичь существенных результатов.

Поскольку главной целью концепции является минимизация ресурсов в процессе производства, сокращение затрат, путем оптимизации технологии производства и расходов, а при использовании инструментов бережливого производства, предприятие способно избавляться от всех видов потерь, создавая более динамичные производственные процессы, способные обеспечивать

выпуск товаров и предоставление услуг наилучшего качества, быстрее, надежнее и снизить расходы при этом до минимума, то бережливое производство можно считать одним из факторов оптимизации расходов.

На линейных предприятиях железнодорожного транспорта реализация проектов бережливого производства идет по специально разработанной программе, целью которой является развитие и совершенствование ремонта и обслуживания технических устройств железных дорог, повышение эффективности технологических процессов, выявление и сокращение потерь при их выполнении.

Основной этап при организации бережливого производства - определение ценности. Карта потока ценности является действенным инструментом, с помощью которого можно увидеть и понять материальные информационные потоки в ходе создания ценности. Построение карты способствует определению проблемных областей, процессов, операций, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности, т.е. являются потерями [6].

Для каждого участка, где внедряется технология бережливого производства, разрабатываются свои карты потока создания ценности, где подробно описан весь производственный процесс, а также строятся карты будущего без потерь. В результате чего можно определить те технологические процессы, где имеются наибольшие эксплуатационные затраты, продолжительное время выполнения, минимальная производительность труда исполнителей.

Основными целями внедрения технологий бережливого производства в подразделениях путевого хозяйства являются [7]:

1) Повышение качества работ при текущем содержании объектов путевого хозяйства.

2) Минимизация задержек поездов и отказов технических средств при текущем содержании пути.

3) Внедрение нового ресурсосберегающего технологического оборудования.

4) Снижение трудоемкости и материалоемкости работ по текущему содержанию пути.

5) Минимизация потерь от видов деятельности, приводящих к потерям.

6) Улучшение условий труда работников предприятий путевого хозяйства.

7) Эффективная система мотивации сотрудников.

Выполнение работ по текущему содержанию объектов путевого комплекса дистанциями пути и сооружений осложняется следующими факторами:

1) Линейная протяженность и удаленность участков обслуживания от мест хранения средств механизации, инструментов и материалов.

2) Труднодоступность участков проведения работ.

3) Ограниченное время проведения работ.

4) Постоянная актуализация планов работ.

5) Большая номенклатура технологических процессов выполнения работ, а также применяемых средств механизации и инструментов.

Таким образом, главным положением бережливого производства, которое должно быть реализовано при текущем содержании объектов хозяйства пути, является постоянное поддержание объектов путевого хозяйства в полностью работоспособном состоянии для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок с определенным уровнем качества и безаварийности.

Характеризуя логистические бизнес-процессы путевого комплекса компании ОАО «РЖД», стоит отметить, что в настоящий момент нет стандартного понятия, описывающего сущность бизнес-процесса. Приведем некоторые определения:

Бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которых «на входе»» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [8].

Множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющих его по стоимости, долговечности, сервису и каче-

ству. Или - полный поток событий в системе, описывающий как клиент начинает, ведет и завершает использование бизнеса [9].

Совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика [10].

Бизнес-процесс состоит из следующих элементов:

1. Вход - продукт, который потребляется в ходе бизнес-процесса, преобразуется в выход

2. Выход - материальный или информационный продукт, являющийся результатом выполнения бизнес-процесса и потребляемый клиентом.

3. Владелец процесса - должностное лицо, имеющее в своем распоряжении ресурсы процесса с определенными правами, зоной ответственности и полномочиями.

4. Технология процесса - порядок выполнения деятельности по преобразованию входов в выходы.

5. Система показателей процесса - показатели продукта, показатели эффективности процесса, показатели удовлетворенности потребителей.

6. Управление процессом - деятельность владельца процесса по анализу данных о процессе и принятию управленческих решений.

7. Ресурсы процесса - информация, материалы, оборудование, персонал, которые владелец распределяет в ходе планирования работ по процессу и учитывает при расчете эффективности процесса как соотношение затраченных ресурсов на полученный результат.

Для описания ОАО «РЖД» как бизнес-системы необходимы такие понятия как «основной бизнес-процесс» и «вспомогательный бизнес-процесс».

Основной бизнес-процесс - это выполнение услуги (создание конечного продукта), предназначенной для внешнего потребителя и получение дохода от ее реализации.

Вспомогательный бизнес-процесс - это выполнение услуги или создание продукта, предназначенного для потребления основным бизнес-процессом [11].

Поскольку дистанция пути является структурным подразделением Дирекции инфраструктуры, то основным бизнес-процессом является «содержание и ремонт инфраструктуры». Этот бизнес-процесс носит вспомогательных характер по отношению к бизнес-процессу «предоставление услуг инфраструктуры», его целью является обеспечение технической исправности объектов инфраструктуры. В путевой части ответственным координатором является Управление пути и сооружений, в которые входят дистанции пути железных дорог.

Бизнес-процессом деятельности путевого комплекса будет являться технологический процесс организации текущего содержания и ремонта железнодорожного пути и технических средств.

Анализ технического состояния объектов железнодорожного транспорта показал, что в настоящий момент по сети железных дорог увеличилось количество отказов технических средств по причине переходного сопротивления в металлических стыках из-за отсутствия рельсовых соединителей. Наличие нужного количества соединителей в необходимый период времени позволит:

- обеспечить безопасность движения поездов и бесперебойность перевозочного процесса;

- снизить количество отказов технических средств;

- сократить затраты на приобретение новых материалов.

В качестве примера внедрения бережливого производства в деятельность путевого комплекса можно рассмотреть изготовления приварных рельсовых соединителей собственными силами дистанций пути, что в значительной мере позволит снизить продолжительность производственного процесса, за счет сокращения времени от момента формирования заявки на централизованную поставку данных устройств до внедрения их в производство.

Проведенные расчеты свидетельствует, что внедрение данного проекта является экономически целесообразным, поскольку позволяет не только сократить эксплуатационные затраты дистанции пути, но и точно в срок поставить необходимые соединители.

В качестве метода бережливого производства в данном случае можно рассмотреть метод КАКВАЫ, который представляет собой систему организации непрерывного производства, что позволяет быстро перестраивать производство и практически не требует страховых запасов.

Сущность системы заключается в том, что снабжение материальными ресурсами осуществляется в том количестве и к такому сроку, который необходим для организации производства. Применение в бережливом производстве этой системы позволяет существенно снизить уровни запасов материальных ресурсов. Таким образом, в отличие от традиционного подхода дистанция пути не имеет жесткого оперативного графика процесса установки рельсовых соединителей, а оптимизирует свою работу в объеме, необходимом в данное время в нужном количестве.

То есть, основная цель заключается в производстве только необходимого количества рельсовых соединителей в соответствии со спросом в текущих условиях деятельности предприятия.

На рисунке 1 представлена схема формирования и реализации поставки рельсовых соединителей на производство.

Рисунок 1 - Схема формирования и реализации поставки рельсовых соединителей на производство

Анализ последующей декомпозиции материально-технического обеспечения предприятия соединителями и декомпозиции процесса изготовления соединителей собственными силами дистанции пути позволил получить эффект, представленный на рисунке 2.

сутки

120

6

Централизованная поставка Изготовление собственными (А1) силами (А2)

Рисунок 2. Общий эффект внедрения логистической технологии бережливого производства в деятельность предприятия

Как видно, внедрение технологий бережливого производства в производственный процесс предприятий путевого комплекса на примере приварных рельсовых соединителей, является эффективным, поскольку устранение некоторых операций приводит к существенному сокращению непроизводительных логистических издержек, а также приводит к экономии затрат предприятия на материальные ресурсы.

Стоит отметить, что для использования в производстве данной технологии требуется высококвалифицированный специалист, который сможет обосновать внедрение данной логистической технологии для лица, принимающего решение по данному кругу вопросов.

Список литературы:

1. Вумек Джеймс П., Джонс Д. Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 473 с

2. Бурганов Р.Ф. Управление инновациями в области повышения производительности труда. Дисс. на соиск. Ученой степени к.э.н., Казань, 2014. 174 с.

3. Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А.Н. Логистика: Учебник. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с. - (Полный курс МВА).

4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В. И. Сергеева. - Москва.: ИНФРА-М, 2008. -976 с.

5. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие, 2-е изд. / Под ред. В. С. Лукинского. - СПБ.: Питер, 2008. - 448 с.: ил.

6. Чернышова Л.И., Афанасьева Н.А. Организационно-экономические аспекты применения технологий бережливого производства на железнодорожном транспорте // Балтийский экономический журнал №2 (12), 2014 г., стр. 114-119.

7. О введении в действии методики расчета экономического эффекта межфункциональных проектов внедрения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД». Распоряжение от 20.02.2014. № 474р.

8. Хамер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. СПб.: СПбГУ, 1997.

9. Ойхман Е.Г., Попов Э.М. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные потоки. М.: Финансы и статистика, 2000.

10. Бородулина С.А. Реинжиниринг бизнес-процессов на транспорте: учеб. Пособие / С. А. Бородулина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 98 с.

11. Ковальская М.И. ОАО «РЖД» - как бизнес-система // Аудит и финансовый анализ. 2006. №2

Bibliography:

1. James P. Womack, DT Jones Lean: How to get rid of waste and ensure the prosperity of your company / Trans. from English. - M .: Alpina Business Books, 2004. - 473

2. RF Burganov Management of innovations in improving pro-labor productivity. Diss. on soisk. Scientific degree of Candidate of Economic Sciences, Kazan, 2014. 174 pp.

3. Dybskaya VV, Zaytsev EI, Sergeev VI, Sterligov AN Logistics: Textbook. -M .: Eksmo, 2008. - 944 p. - (MBA Full Course).

4. Corporate logistics. 300 answers to the questions of professionals / Under total. and scientific. Ed. prof. VI Sergeyev. - Moscow .: INFRA-M, 2008. - 976 p.

5. Models and methods of the theory of logistics: Manual, 2nd ed. / Ed. VS Lukinskogo. - SPb .: Peter, 2008. - 448 p .: ill.

6. Chernyshova LI Afanasyeva NA Organizational-economic aspects of the application of lean manufacturing techniques to goad railway trans-Baltic transport // Economic Journal №2 (12), 2014, pp. 114-119.

7. On introduction of the method of calculating the economic effect of cross-functional projects to introduce lean manufacturing techniques at JSC "Russian Railways". Order of 02/20/2014. Number 474r.

8. M. Hamer, J. Ciampi. Reengineering the Corporation: A Manifesto of the revolution in business. Petersburg .: St. Petersburg State University, 1997.

9. Oyhman EG, EM Popov Reengineering business reengineering organizations and information flows. M .: Finance and Statistics, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Borodulin SA Business Process Reengineering transport: Proc. Benefit / SA Borodulin. - SPb .: SPbGIEU, 2008. - 98 p.

11. Kowalska MI JSC "Russian Railways" - as a business system // Audit and fi-nancial analysis. 2006. №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.