ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2016. № 12 (63)
УДК 62:330
Ж.Э. Закирова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Концепция бережливого производства в настоящее время является одним из передовых подходов повышения эффективности деятельности организаций, направленная на минимизацию издержек и потерь путем реализации новых методов управления и реализацией различных методик и инструментов.
Ключевые слова: бережливое производство, эффективность производства, время такта, централизованного управления.
Целью данной работы является исследование необходимости внедрения системы бережливого производства для повышения качества управления предприятием и качества выпускаемой продукции.
Бережливое производство - это комплексный подход, который включает в себя оптимизацию процессов, обеспечение управленческой инфраструктуры и изменение образа мышления и поведения сотрудников [1, с. 37].
В основе бережливого производства лежат следующие принципы:
1. Определение ценности произведенного продукта или услуги.
2. Принцип разделения ценности продукта на три категории:
а) действия, за ценность которых готов платить потребитель;
б) действия, которые не создают ценность, но за которые готовы платить собственники предприятия;
в) действия, которые не создают ценность, но за которые вынуждены платить и собственники, и сотрудники предприятия.
3. Управление движением потока создания ценности от производства изделий «партиями» и «очередями» к производству ценности каждого единичного продукта.
4. Применение технологии «вытягивания продукта» потребителем.
5. Непрерывная оптимизация, совершенствование и обеспечение прозрачности работы всех участников процесса производства.
Основные понятия, которые не только нужно понять управленцам перед тем, как внедрять систему бережливого производства у себя на предприятии, но и поставить их превыше всего, менеджмент должен быть выстроен на данных принципах.
Понятие ценность в разных контекстах можно трактовать по-разному. Ценность в данном случае -это личное ощущение потребителя, что продукция или услуга доставлена ему в нужное время и в нужном месте [2, с. 54].
Не менее важная составляющая - это потери. Потери является любая деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.
Рис. Основные виды потерь
© Закирова Ж.Э., 2016.
Вестник магистратуры. 2016. № 12 (63).
ISSN 2223-4047
Следует уделить особое внимание такому понятию как время такта - это время работы производства, которое делится на скорость, с которой потребитель хочет получить свой товар.
Так же необходимо внедрение реинжиниринга на производстве - это радикальное улучшение процессов, которое направлено на уничтожение потерь.
Бережливое производство позволяет выявить действия, которые действительно добавляют ценность продукту и те, действия, которые никакой ценности не имеют. Это помогает избавиться от ненужных операций, которые связаны лишь с затратами. С помощью данного инструмента мы можем избавиться от скрытых потерь [3, с. 68].
Для внедрения системы бережливого производства на предприятие руководству необходимо показывать пример своим подчиненным, а также грамотно управлять и обучать свой персонал. Вовлекать коллектив на всех уровнях, строить отношения на последовательной коммуникации, которая объясняет и продвигает новый способ работы.
Также руководству необходимо развивать среди сотрудников энтузиазм по отношению к идее бережливого производства с самого начала запуска проекта. Необходимо создать глубокое понимание программы бережливого производства.
Требуется создание централизованного управления и выделение ресурсов, для лучшего результата - это 1-1,5% штатного состава работают над программой бережливого производства [1, с. 57].
В заключение необходимо отметить, почему в российских компаниях не только желательно, но и так необходимо внедрение бережливого производства. Можно выделить основные причины - высокая себестоимость продукции, низкое качество продукции, устаревшие технологии, устаревшее оборудование, высокая энергоемкость, высокие затраты производства, нарушение сроков поставок, нехватка квалифицированного персонала.
Библиографический список
1. Ефимов В.В. Основы бережливого производства - Ульяновск: УлГТУ, 2011.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга - СПб: Изд. дом «Вильямс», 2000.
3. Ефимов В. В. Спираль качества: учебное пособие - Ульяновск: УлГТУ, 2002.
ЗАКИРОВА ЖАННА ЭМИЛЬЕВНА - магистрант кафедры «Технология машиностроения», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.