Концепция бережливого производства как инструмент повышения эффективности работы промышленных предприятий
Индан Анастасия Андреевна
магистрант кафедры «Финансы и менеджмент», ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», [email protected]
В настоящей статье анализируется концепция бережливого производства в аспекте ее роли в повышении эффективности работы промышленных предприятий. В ходе исследования была проанализирована история возникновения концепции бережливого производства, сущность и содержание принципов данной концепции, а также форм их реализации на практике в деятельности промышленных предприятий. Рассматривается классификация производственных операций в рамках бережливого производства, описаны основные виды возникающих производственных потерь, влияющих на эффективность работы организации, представлены преимущества применения механизмов бережливого производства в работе промышленных предприятий, а также проанализирована идея акцентирования внимания производителей на первичные интересы потребителей продукции, выпускаемой промышленными предприятиями. Представлены основные результаты крупнейших отечественных предприятий, применяющих механизмы бережливого производства в своей производственной деятельности. Методологической основой исследования послужили разработки, концепции и гипотезы отечественных и зарубежных учёных, занимающихся вопросами организации бережливого производства. Полученные результаты и выводы могут быть использованы руководством и специалистами промышленных предприятий, на которых осуществляется или планируется осуществляться организация бережливого производства, а также слушателями курсов повышения квалификации, студентами и аспирантами экономических вузов. Ключевые слова: концепция бережливого производства, организация производства, промышленное предприятие, экономика организации
Сегодня интенсивное развитие рынка, совершенствование конкурентных методов на нём ставит перед руководством промышленных предприятий задачу постоянного повышения уровня эффективности работы, качества продукции, увеличение показателей конкурентоспособности выпускаемой продукции.
В 1950-х годах XX века японский инженер, сотрудник корпорации Toyota Тайити Оно для решения вопросов оптимизации производственного процесса на предприятии предложил производственную концепцию, основанную на сокращении производственных потерь, более глубокой ориентации работы промышленного предприятия на потребителя, эффективное вовлечение всех сотрудников организации в оптимизационные процессы, названную впоследствии «бережливое производство» (Lean Production).
Особое внимание в этой концепции заслуживает товар, выпускаемый предприятием. Как средство удовлетворения человеческих потребностей, товар обладает потребительской ценностью, увеличение которой может вызываться на всех стадиях производственного процесса [5].
В процессе оценки любого процесса производства, обслуживания и др. система Lean Production призывает руководство и сотрудников предприятий к вопросу имеющих ожиданий со стороны потребителя, т.е. акцент на первичные интересы потребителей выпускаемой продукции [10].
Как известно, производственный процесс состоит из ряда стадий, объединенных в основные (переработка исходных материально-сырьевых ресурсов в готовую продукцию), вспомогательные (изготовление отдельных видов продукции и оказанию услуг для нужд производства) или обслуживающие процессы (складирование, хранение и транспортировка сырья и материалов к местам их потребления), которые проходит товар согласно технологическим маршрутам [2].
Из этого следует вывод, что в качестве потребителя следует рассматривать не только людей или фирмы, потребляющих готовую и реализованную продукцию, но и самих сотрудников, принимающих товар на разных степенях его готовности для дальнейшей обработки. Это и сводится к оптимизации производственных процессов [8].
В рамках концепции бережливого производства все операции иди процессы можно классифицировать по возникновению ценностей на:
1) действия, добавляющие ценность конечному продукту;
2) действия, не добавляющие ценность конечному продукту;
3) действия, не создающие ценности, но неизбежные в силу сложившихся обстоятельств [5].
Причем создание ценности на протяжения производственного процесса обусловлено исключительно материальной или информационной трансформацией изделия, услуги или операции, которая позволяет получить нужный потребителю продукт. Подход, предложенный Тайити Оно, позволил выявить, что около 90% действий, с точки зрения конечного потребителя, являются потерями.
В Российском законодательстве производственные потери трактуются как материалы, вещества и т.п., образующиеся и / или безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении товарной продукции [1].
В рамках создания концепции бережливого производства Тайити Оно выявил семь ключевых производственных потерь, не добавляющих ценности конечному требуемому продукту:
1. перепроизводство - одна из самых объёмных потерь. Руководство, пытаясь заготовить материальный запас на случай повышения спроса, осложнения рыночной
О À
es
S
w
2 e
8
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
ситуации или форс-мажорных обстоятельств, сталкивается с проблемой затаривания складов, привлечения дополнительной рабочей силы, производственных и складских помещений, увеличение затрат на транспортировку;
2. ожидание (потери времени). Процесс ожидания инструмента, детали из-за сбоя в работе той или иной производственной стадии, нехватки или поломки оборудования сопровождается простоем ряда производственных рабочих;
3. дополнительная транспортировка. Для начала, завершения и сопровождения любого производственного процесса требуется перемещения материалов, деталей, готовых изделий со склада и на склад, что требует завершенности производственных площадей с точки зрения логистики;
4. излишняя обработка. Необходимость в ней появляется в силу нескольких причин: несовершенство конструкции и технологии изготовления изделия, повышенный износ основных средств, низкий уровень квалификации рабочих;
5. избыток запасов сырья, незавершенного производства, готовой продукции влечёт моральное старение изделий, увеличение времени выполнения заказа, то есть задержки поставок;
6. дополнительные производственные операции: поиск инструмента, детали или же их проблемная доступность, вынуждающее тянуться за инструментом, деталью или дополнительно укладывать их;
7. дефекты. Одна из самых важных потерь, связанная напрямую с вопросами управления качеством. Ремонт или замены товаров вызывает потерю производственного времени.
В наши дни особое внимание старается уделяться восьмому виду потерь, предложенных Дж. Лайкером, нереализованному творческому потенциалу сотрудников. В это понятие входит потери времени, идей, научно-практических предложений, навыков, возможного приобретения опыта и квалификации в силу неверной политики управления персоналом, стимулирования новаторской деятельности на всех уровнях [4].
Именно концепция бережливого производства направлена на устранение вышеописанных потерь, а также свёртывание этапов, не добавляющих ценности конечному продукту. Для достижения этой цели принят ряд инструментов: выравнивание производства, система «вытягивания», стандартизация и визуализация процессов и др.
Для эффективного добавления ценности производимой продукции следует обеспечивать непрерывный производственный поток с учётом минимизации простоев заготовок и деталей. Непрерывность процесса обуславливается взаимозависимостью и последовательностью стадий технологического процесса. С самого начала формирование заказа на промышленном предприятии служит посылом получения сырья, будучи потреблённого в ходе производства. Сырьё без задержек подвергается обработке, сборке и транспортировке в готовом виде до конечного потребителя.
Эффективным принципом организации производства служит создания ячеек потока единичных изделий, объединяющую людей, основных средств и производственных площадей, действующих в соответствии с технологическим процессом. Формирование такого рода ячеек обеспечивает многопроцессную систему организации труда, позволяющую одному рабочему обсуживать ряд оборудования разного функционального назначения. Такая организация уменьшает потребное количество производственного персонала, а в следствии повышает уровень производительности труда на предприятии.
Дополнительным преимуществом многопроцессной системы организации труда выступает повышения уровня квалификации сотрудников предприятия, освоения ими нескольких функциональных видов оборудования, безусловно предъявляющее к сотрудником больший объем обучения и ответственности.
Работа потока единичных изделий несёт в себе возможность немедленного определения места возникновения ошибки, дефекта или сбоя в силу перспективы полного отключения производственной системы, приводя поток к непрерывному совершенствованию, определяемую в концепции бережливого производства как «кайдзен» [6].
Помимо повышения производительности труда многопроцессная система позволяет увеличить гибкость производства (максимальное приближение изготовления заказа к потребности потребителя по временной шкале), высвободить производственные площади в силу организации ячеек и отказа от запасов, повысить безопасность (сокращение числа несчастных случаев за счет минимизации перемещений материалов по стадиям технологического процесса), улучшить коллективный дух и удовлетворенность работой за счет сплоченности системы и
возможности видеть реальные результаты своей работы.
Одним из базовых мероприятий в рамках реализации концепции бережливого производства является использование системы «вытягивания», направленной на сокращение перепроизводства путём точной корректировки объёмов производства в данное время в данном месте конкретной группе потребителей. Такая система имеет общепринятое название «точно вовремя» (Just In Time). Её работа базируется на нулевом запасе, то есть выпуска продукции тогда, когда есть потребность в её потреблении.
Единственным допущением системы является разработка строгих норм запаса заготовок для обеспечения непрерывности многопроцессной производственной системы.
Для бесперебойного функционирования системы «вытягивания» широко применяется система управления потоком материалов «канбан». Система «кан-бан» служит для:
- информирования о времени и месте получения и транспортировки продукции;
- минимизации перепроизводства и использования дополнительных единиц транспорта;
- снижения объёмов дефектной продукции и выявления мест возникновения и причин дефектов;
- обнаружения «проблемных» производственных участков и контроль за системой производства [6].
Для обеспечения эффективного процесса добавления ценности выпускаемым продуктом, ориентируясь на потребителей, важным в системе бережливого производства является выравнивание производства как по объёму, так и по номенклатуре, имеющее название «хейдзунка». Чтобы исключить скачки на кривой объёма производства, предлагается в течение определённого срока аккумулировать и систематизировать заказы для дальнейшего равномерного распределения по дням, ассортименту и количеству.
Использование системы «хейдзунка» позволяет соблюсти на предприятии баланса использования трудовых ресурсов и оборудования, а также баланса заявок, полученных от поставщиков или спустя предыдущие процессы, что сокращает объёмы запасов, то есть минимизирует потери.
Сегодня многие рынки характеризуются избыточным предложением в количественном определении, но дефицитном в качественном. Товары носят недо-
Таблица 1
Результаты внедрения методов бережливого производства на российский промышленных предприятиях
Мероприятие Сроки Утраты в год, тыс. руб.
Разработка кир ] юра 1 никой вал ЕСТЬ] и ознакомление водителей с новым порядком распределения заказов Декабрь 2018 г. 10
Составление ежемесячных рейтингов эффективности и заработков всех водителей компании Ежемесячно 60
Разработка и проведение онлайн-тренинга в игровой форме для персонала Январь-февраль 2019 г. 50
Итого 120
лговременныи и ненадежный характер использования. Многие производители не делают акцент на качество выпускаемой продукции, стараясь максимизировать объемы производства и реализации. Однако закономерностью такого процесса служит потеря снижение уровня конкурентоспособности таких предприятий в долгосрочной перспективе. Концепция бережливого производства учитывает данный момент, выдвигая в качестве принципа применения методов оперативного выявления дефектов и автоматическую остановку производства в случае их обнаружения, именуемых «дзидока» [6].
В рамках системы «дзидока» реализуется процесс автономизации, то есть наделения оборудования человеческим интеллектом. Автономизация ориентирована на производство бездефектной продукции и прекращение ошибочного течения производства с возможностью устранения неполадок. Этот способ требует меньших капиталовложений по сравнению с проверкой качества и устранения брака постфактум.
Автономизация меняет характер использования оборудования, так как появляется необходимость вмешательства человека появляется лишь в случае сбоя в производственном процессе, позволяя одному оператору обслуживать несколько станков, что приводит к уменьшению потребной численности персонала, экономии фонда заработной платы.
Средством точного прогнозирования производственных результатов, повышения слаженности работы участков и равномерности выпуска готовой продукции служит стандартизация - использование стабильных воспроизводимых методов работы. В рамках бережливого производства в основу стандарта работ включают три составляющие:
- количество запасов, имеющееся у рабочего для выполнения стандартизированной работы;
- время такта - промежутка времени между запуском-выпуском двух смежных изделий на линии;
- последовательность выполнения операций.
Листки стандартных операций, содержащие вышеуказанную информацию, располагаются на рабочих местах и служат средством визуального управления производственным процессом.
Общепринятым считается то, что стандартизация механизирует любую работу, сокращая возможности на новаторство. Однако в бережливом производстве стандартизация используется исключительно как основа для инновационного процесса, поскольку непрерывное совершенствование требует стабилизации процесса. Ключевыми параметрами стандартов бережливого производства являются широта, конкретность, гибкость, приемлемость.
Использование системы средств визуального контроля необходимо для мониторинга текущего состояния любого процесса. Такими средствами могут служить визуальные доски или карточки «кан-бан». Система визуального контроля тесно связана с программой «5Э»:
1. сортировка (деление инструментов на часто и редко используемые);
2. соблюдение порядка;
3. содержание рабочего места в чистоте;
4. стандартизация;
5. совершенствование (непрерывный процесс модернизации рабочего места, инструмента, технологии) [3].
Одними из самых незатратных средств контроля выступают бирки, стенды, звуковые сигналы, имеющие высокий уровень эффективности во взаимодействии.
Конечно, такая слаженность работы всех механизмов бережливого производства возможна лишь в случае личной ответственности и заинтересованности каждого участника производственного процесса [9]. Непрерывный самоанализ «хансей» и освоение новых знаний позволяет поддержать высокий уровень конкурентоспособности продукции и самого предприятия, взаимодополнить стандарты и инновации.
Методы бережливого производства получили широкое применение во всем мире. На сегодняшний день система, разработанная Тайити Оно, является одной из самых успешных в области повышения производительности труда. В ряде стран, таких как США, Великобритания, Индия, Казахстан и др. существуют государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса, ориентируемые на содействие внедрению механизмов бережливого производства на предприятиях. Причем стоит отметить, что данные программы проходят под эгидой министерств промышленности и обороны, что подчеркивает стратегическую значимость 1еап-механизмов для государства в целом. Сейчас около 2/3 промышленных компаний в США применяют методы бережливого производства, пользуясь государственным финансированием.
Сложившаяся ситуация в мире, осложнение и экономических отношений РФ с западными партнерами, введение санкций стали предпосылками для появления перед руководством промышленных предприятий РФ вопросов импор-тозамещения, повышения качества отечественных продуктов. Именно бережливое производство может выступать одним из инструментов решения текущих проблем.
Россия крупнейшие промышленные предприятия, такие как Росатом, КАМАЗ, РЖД, Газпром и др. являются передовиками в области применения механизмов бережливого производства [7]. Результаты программы бережливого производства представлены в таблице 1.
Исходя из результатов, указанных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что применение механизмов бережливого производства дает положительные результаты, повышая эффективность деятельности и уровень конкурентоспособности как промышленных предприятий, так и экономики в целом.
Зачастую российские предприятия получают незначительные результаты внедрения и использования механизмов бережливого производства, причина которых заложена в отсутствии культуры бережливого производства внутри трудового коллектива. Использование исключительно практических инструментов бережливого производства снижает его эффективность в разы. Для осознания важности методов бережливого производства, призыва к новаторской деятельности во всех сферах работы предприятия руководство должно грамотно использовать методы как материального,
О £
9
5
V
2 е
8
так и нематериального стимулирования, быть примером применения прогрессивных методов в своей работе.
Таким образом, концепция бережливого производства служит важным инструментом повышения уровня конкурентоспособности промышленных предприятий. Использование системных механизмов способствует повышению качества и выпускаемой продукции, производительности труда, сокращения большого числа производственных потерь, оказывает содействие инновационному развитию российской экономики.
Литература
1. Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории: приказ Государственной таможенной комиссии Российской Федерации от 05.09.1997 № 543 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_16521/
2. Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. -М. : Издательство Юрайт, 2018. - 191 с.
3. Имаи Масааки. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества. - М.: Альпина Паблишер, 2016. -424 с.
4. Лайкер Дж. Практика Дао Toyota / Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 586 с.
5. Староверова, К. О. Менеджмент. Эффективность управления : учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изда-
тельство Юрайт, 2018. - 269 с.
6. Тайити Оно. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства. - М.: Институт комплексных стратегических исследований. - 2012. -208 с.
7. Южанин А. Философия бережливости // Атомный эксперт. - 2014. - № 5-6. - С. 30-37.
8. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниэл Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 472 с.
9. Манн Д. Бережливое управление бережливым производством. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 208 с.
10. Хоббс, Д.П. Внедрение бережливого производства: практическое руководство по оптимизации бизнеса. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 352 с.
The concept of lean manufacturing as a tool to improve the efficiency of industrial enterprises Indan A.A.
Tula state University
This article analyzes the concept of lean production in terms of its role in improving the efficiency of industrial enterprises. The study analyzed the history of the concept of lean production, the essence and content of the principles of this concept, as well as the forms of their implementation in practice in the activities of industrial enterprises. The classification of production operations in the framework of lean production, describes the main types of emerging production losses that affect the efficiency of the organization, the advantages of the use of lean production mechanisms in the work of industrial enterprises, as well as the idea of focusing the attention of manufacturers on the primary interests of consumers of products manufactured by industrial enterprises. The main results of the largest domestic enterprises applying lean
production mechanisms in their production activities are presented. The methodological basis of the study was the development, concepts and hypotheses of domestic and foreign scientists involved in the organization of lean production. The obtained results and conclusions can be used by the management and specialists of industrial enterprises, where the organization of lean production is carried out or is planned to be carried out, as well as students of advanced training courses, students and graduate students of economic universities.
Keywords: lean production concept, organization of production, industrial enterprise, economy of organization References
1. On approval of the Regulation on the customs
regime of processing in the customs territory: Order of the State Customs Commission of the Russian Federation of 05.09.1997 No. 543 [Electronic resource]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_16521/
2. Vorobiev, I.P. Economics and production
management: a training manual for undergraduate and graduate. - M.: Publishing house Yurayt, 2018. - 191 p.
3. Imai Masaaki. Gemba Kaizen: a way to reduce
costs and improve quality. - M .: Alpina Publisher, 2016. - 424 p.
4. Liker J. Practice Tao Toyota / Guide to
Implementing Toyota Management Principles. - M .: Alpina Publisher, 2016. - 586 p.
5. Staroverov, K. O. Management. Management
effectiveness: a textbook for academic undergraduate. - 2nd ed., Corr. and add. - M .: Publishing house Yurayt, 2018. - 269 p.
6. Taiichi Ono. Toyota production system. Departing
from mass production. - M .: Institute for Integrated Strategic Studies. - 2012. - 208 p.
7. Southerner A. Philosophy of thrift // Atomic
expert. - 2014. - № 5-6. - p. 30-37.
8. Vomek, James P., Jones, Daniel T. Lean
Manufacturing: How to get rid of losses and make your company prosper. - M .: Alpina Publisher, 2018. - 472 p.
9. Mann D. Lean management of lean manufacturing. - M .: Standards and quality, 2009. - 208 p.
10. Hobbs, D.P. Lean Manufacturing: A Practical Guide to Streamlining a Business. - Minsk: Grevtsov Publisher, 2007. - 352 p.
oo
СЭ
CM
£
Б
2 ©