Научная статья на тему 'BENIMMBüCHER(СВОДЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ) XVIII В. И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ'

BENIMMBüCHER(СВОДЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ) XVIII В. И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BENIMMBüCHER / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АРГУМЕНТАЦИЯ / АДРЕСОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бирр-Цуркан Лилия Федоровна

Материалом исследования послужили немецкие Benimmbücher XVIII в., рассматриваемые автором статьи как важнейшее средство формирования коммуникативного поведения представителей немецкой лингвокультуры. В качестве средств воздействия на читателя рассматриваются ситуативная модель их построения, адресованность и используемые авторами сводов правил поведения аргументативные тактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 18TH CENTURY BENIMMBüCHER (CODE OF CONDUCT) AND THEIR ROLE IN DEVELOPING COMMUNICATIVE BEHAVIOUR BY MEMBERS OF GERMAN LANGUAGE CULTURE

This paper examines the 18th century German Benimmbücher. The latter are considered the most important means of developing communicative behavior by members of German language culture. As a means of influencing the reader, a situational model of their construction, targeting and argumentative tactics used by authors of the codes of conduct are analyzed.

Текст научной работы на тему «BENIMMBüCHER(СВОДЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ) XVIII В. И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ»

УДК 811.112.727117'

Л. Ф. Бирр-Цуркан

Benimmbücher (Своды правил поведения) XVIII в. и их роль в формировании коммуникативного поведения представителей немецкой лингвокультуры

Материалом исследования послужили немецкие Benimmbücher XVIII в., рассматриваемые автором статьи как важнейшее средство формирования коммуникативного поведения представителей немецкой лингвокультуры. В качестве средств воздействия на читателя рассматриваются ситуативная модель их построения, адресованность и используемые авторами сводов правил поведения аргументативные тактики.

Ключевые слова: Benimmbücher, коммуникативное поведение, аргументация, адресованность

Lilia F. Birr-Tsurkan

The 18th century Benimmbücher (Code of Conduct) and their role in developing communicative behaviour by members of German language culture

This paper examines the 18th century German Benimmbücher. The latter are considered the most important means of developing communicative behaviour by members of German language culture. As a means of influencing the reader, a situational model of their construction, targeting and argumentative tactics used by authors of the codes of conduct are analysed.

Keywords: Benimmbücher (Code of Conduct), communicative behaviour, argumentation, targeting

Традиция так называемых Benimmbücher возникла в Германии в XVI в. Одним из первых образцов данного жанра в Европе стала книга «De ci-vilitate» Эразма Роттердамского, впервые изданная на латыни в 1529 г. и переведенная в дальнейшем, в том числе, на немецкий язык. Изначально, как известно, печатные издания были рассчитаны на более или менее индивидуального читателя. Так, к примеру, Эразм Роттердамский обращается в своей «De civilitate» к сыну князя Адольфа Бургундского («Dem edlen und tapfern Knaben Heinrichen von Burgundien des Fürsten Adolphi zu Verian Sohne»). Но постепенно издатели обращают свою продукцию к читателю массовому, что наблюдается и в адресации Benimmbücher. Объясняется это, безусловно, прежде всего, ростом числа грамотных людей, т. е. потенциальных читателей: в 1700 г. в Германии было около 15% жителей, обученных грамоте, а к концу столетия их доля составляла уже 25%1. Бурное развитие издательского дела в Германии XVIII в. повлекло за собой и массовое распространение сводов правил поведения. Неслучайно XVIII в. считается эпохой расцвета книгопечатания и господства духа над телом2.

Section 1 • Bibllology. Bibliography

В немецкой литературе существует множество терминов, так или иначе связанных с нормами и правилами поведения. С одной стороны, выделяют Anstandsliteratur, Standesliteratur,Tugend- und Zuchtliteratur, Benimmbücher, за которыми стоят своды правил приличия, охватывающие широкий социальный спектр адресатов3. Эти книги могли быть адресованы различным группам населения, но большинство их все же обращено к молодежи. С другой стороны, в рамках литературы для детей и молодежи (Kinder- und Jugendliteratur) выделяется так называемая интенциональная литература для детей (Intentionale Kinderliteratur), решающим признаком которой, согласно автору термина Э. Шмидту, является интенция автора или издателя выпустить книгу для детей и молодежи, а также специфическая детская литература (spezifische Kinderliteratur) - термин, предложенный В. Шерфом4. Другие авторы говорят о наличии морализирующей литературы (Moralisch belehrende Schriften) как одного из жанров детской литературы, построенной в форме беседы с ребенком, и уже в ее рамках выделяют в качестве поджанра Anstandsliteratur5. Таким образом, можно говорить о взаимном переплетении Anstandsliteratur/Benimmbücher и Kinder- und Jugendliteratur, каждая из них может рассматриваться как часть другой.

Тематическая направленность Benimmbücher заложена уже в самом термине - книги о поведении. Все они содержат в себе правила поведения в определенных коммуникативных ситуациях, т. е. служат для формирования определенного коммуникативного поведения представителей данной линг-вокулыуры, например, «Anweisung vernünftig zu leben» (1744), «Höflichkeit der heutigen Welt» (1744), «Die Artige Welt in allen Ständen» (1769), «Komplimentir-und Sittenbuch» (1776), «Sittenbüchlein für Kinder» (1793) и т. д. Под коммуникативным поведением, вслед за И. А. Стерниным, нами понимается «совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, тендерной, профессиональной и т.д. групп, а также отдельной личности»6.

Ситуативная модель построения - наиболее распространенная для Benimmbücher. Так, например, отдельные главы книги «Höflichkeit der heutigen Welt» посвящены совершенно конкретным ситуациям, что находит отражение в их названиях: «Was man bey den Vornehmen in acht zu nehmen hat» (На что следует обратить внимание перед важными лицами), «Wie man sich in der Kirche zu verhalten habe» (Как следует вести себя в церкви), «Was zu thun, wenn uns eine vornehme Person die Ehre giebt uns zu besuchen, und wenn wir unsere Aufwartung erstatten sollen» (Что делать, если важная персона почтит нас визитом и если мы должны нанести визит) и т. д. Однако даже если конкретная ситуация не лежит в основе отдельных глав книги, ситуативная модель так или иначе представлена в построении Benimmbücher, что находит отражение в изобилии условных предложе-

• Том 220 •Книга в медиапространстве: вчера, сегодня, зав1ра •

65

Раздел 1 • Книговедение. Библиографоведение ний, например: «Wenn du redest, so liebe die Warheit, und bringe die Sache mit Bedacht vor. Will dir jemand antworten, so falle ihm nicht ins Wort» - Если ты говоришь, то люби правду и говори о деле продуманно. Если кто-то тебе хочет ответить, не перебивай его7.

Адресный характер Benimmbücher - важный фактор воздействия на коммуникативное поведение. Адресат может быть указан в названии («Sittenbüchlein für Kinder» - Книга о нравах для детей; «Komplimentir- und Sittenbuch für Personen bürgerlichen Standes in großen und kleinen Städten» - Книга о комплиментах и нравах для лиц бюргерского сословия в больших и малых городах), а также с большей конкретизацией в предисловии: «Dieses Büchlein soll, meiner Absicht nach, für Kinder aus gesitteten Ständen eben das seyn, was Schlossers Sittenbüchlein für Kinder des Landvolks ist» - Эта книжечка, по моему замыслу, должна стать для детей из приличных сословий тем, чем является Книга приличий Шлоссера для детей из народа8. «Diese Schrift ist insbesondere dem bürgerlichen Stande gewidmet, um solchen eine Unterweisung mit Klugheit zu reden, zu schreiben und zu leben zu geben» - Этот труд посвящен в особенности бюргерскому сословию, дабы научить таковых с умом говорить, писать и жить9. Таким образом, в качестве адресата Benimmbücher XVIII в. выступает, как правило, абстрактный читатель, представитель того или иного сословия.

Авторы Benimmbücher проповедуют определенную модель поведения и убеждают адресата в том, что именно такое поведение достойно подражания. Убеждение читателя происходит на разных уровнях. Сама композиция построена так, что автор как бы ведет читателя, заставляя следовать своей логике. Зачастую книга строится в вопросно-ответной форме. Так, например, в заглавие каждого раздела «Curieuse Affectenspiegel» И. Г. Грегори вынесен вопрос и далее дается развернутый ответ на него:

§ 1. Ist es besser einsam zu leben oder die Gesellschaften der Menschen zu besuchen? - Лучше ли жить в одиночку или посещать общество людей?10

§ 2. Durch was vor Mittel kann man zu der christlichen Klugheit gelangen? -Какими средствами можно достичь христианской мудрости?11 В конце раздела, как правило, подводится итог: Darum wehe dem der allein ist - Потому горе тому, кто одинок12. Und das ist also die Beantwortung der Frage ob es besser sey einsam oder in Gemeinschaft der Menschen zu leben - И это ответ на вопрос, лучше ли жить одному или в обществе людей13.

В качестве примера тактик аргументации, широко используемых в Benimmbücher с целью влияния на коммуникативное поведение адресата, рассмотрим таковые на материале «Curieuse Affecten-Spiegel»:

• тактика контрастивного анализа (сопоставление различных моделей поведения воспринимается адресатом как убедительные аргументы): «Веу

Section 1 • Bibliology. Bibliography jenem ist weder Verstand noch Fleiß; bey diesem aber ist die Weißheit und Wissenschaft vergesellschaffet daß er nicht nur weißlich dencket sondern auch kluge Dinge verrichtet das Gute ausübet und das Böse vermeidet» - У того нет ни разума, ни прилежания; у этого представлены мудрость и знание, так что он не только мудро мыслит, но и делает умные дела, творит добро и избегает зла14;

• тактика указания на перспективу (автор указывает на возможное развитие событий, положительное или отрицательное, что также воспринимается как убедительный аргумент): «Niemand sündige auf Gnade damit ihm die Gnaden-Thür nicht versperret werde» - Никому не следует грешить против милости, дабы дверь к милости не оказалась для него запертой15;

• тактика обоснованных оценок (положительная или отрицательная оценка определенной модели поведения призвана повлиять на поведение адресата в будущем): «Wüten und Zörnen sind zwey grausame Dinge» -Ярость и гнев две ужасные вещи16;

• тактика иллюстрирования (автором приводятся общеизвестные примеры или примеры из собственного опыта, способные убедить адресата в необходимости следовать конкретным правилам поведения). В рамках этой тактики автор часто ссылается на мнение известных лиц: «Als der Groß-Herzog Cojmus von Florentz einen gelehrten aber dabey gottlosen Menschen sähe sagte er zu den Seinigen: Dieser hat zwar einen guten Wein er lieget aber in einem bösen Fasse» - Когда великий герцог Космус Флорентийский видел ученого, но безбожного человека, он говорил: у него хоть и есть хорошее вино, но хранится оно в плохой бочке17.

Таким образом, Benimmbücher, обращенные к различным социальным группам населения, но прежде всего к подрастающему поколению, нацеленные на формирование правильной модели поведения, использующие различные тактики аргументации, играли важную роль в формировании коммуникативного поведения представителей немецкой лингвокультуры XVIII века. Кроме того, своды правил поведения отражают характерную черту развития издательского дела в Германии XVIII в. - обращение не к индивидуальному, а к массовому читателю.

Примечания

1 Hörisch Jochen. Der Sinn und die Sinne. Eine Geschichte der Medien, Frankfurt а. M.: Eichborn, 2001. S. 155.

2 Gumbrecht Hans Ulrich. Medium Literatur, In: Faßler Manfred, Halbach Wulf R. (Hrsg.). Geschichte der Medien, München: Fink, 1998. S. 97.

3 Reallexikon der deutschen Literaturwissenschaft: Neubearbeitung des Reallexikons der deutschen Literaturgeschichte. Hrsg. von G. Braungart, H. Fricke, K. Grubmüller, K. Weimar u.

• Tom 220 »Книга в медиапролранстве: вчера, сегодня, завтра •

67

Раздел 1 • Книговедение. Библиографоведение

а., Bd. I, de Gruyter, 2010. S. 96; Schikorsky Isa. Kurze Geschichte der Kinder- und Jugendliteratur. Books on Demand, 2012. S. 15-16.

4 Brüggemann Theodor; Ewers Hans-Heino. Handbuch zur Kinder- und Jugendliteratur von 1750 bis 1800. Stuttgart: J.B. Metzler, 1982. S. 3-5.

5 Brüggemann Theodor; Ewers Hans-Heino. Handbuch zur Kinder- und Jugendliteratur von 1750 bis 1800. Stuttgart: J.B. Metzler, 1982. S. 53-54.

6 Стерн и н И.А. Коммуникативное поведение. Модели описания коммуникативного поведения. Воронеж: Гарант, 2000. С. 3.

7 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 217

8 Campe Joachim Heinrich. Sittenbüchlein für Kinder: Zur allgemeinen Schul-encyklopädie gehörig Braunschweig: Verlag der Schulbuchhandlung, 1793. S. 4.

9 Komplimentir- und Sittenbuch: für Personen bürgerlichen Standes in großen und kleinen Städten, dann zum Besten der Landleute. Wien: Joseph Kolen von Aurzbeck, 1776. S. 4.

10 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 1.

11 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 2.

12 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 165.

13 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 170.

14 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 16.

15 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 180.

16 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 31.

17 Gregorii Johann Gottfried. Curieuser Affecten-Spiegel, Oder auserlesene Cautelen und sonderbahre Maximen, Die Gemüther der Menschen zu erforschen, Und sich darnach vorsichtig und behutsam aufzuführen. Frankfurt & Leipzig: Ernst Ludwig Nidtens, 1715. S. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.