Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ'

БЕНЧМАРКИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ / БЕНЧМАРКИНГ / ОБМЕН ОПЫТОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хисяметдинова И.А.

В статье рассматривается применение основных характеристик бенчмаркинга - сравнение показателей, распространение информации через формальные и неформальные каналы связи, конкурентная разведка, заимствование и адаптация идей - в создании новых банковских продуктов.The article is devoted to benchmarking as the key method in creating brand new bank products. Benchmark components as formal and informal ways of exchanging experience, ideas borrowing and adaptation are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ»

Таким образом, проведенное исследование показало, что говядину предпочитают 24% потребителей рынка. Основными факторами потребительского поведения являются (по мере убывания) качество, цена, ассортимент продукции.

Использованные источники:

1. Прядко С.Н. Оценка факторов поведения потребителей на рынке образовательных услуг в маркетинговом планировании вуза//Научные ведомости БелГУ. -2010. -№ 19 (90). -Выпуск 16/1. -С. 80-87

2. Агропромышленный холдинг «Мираторг» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.miratorg.ru/

3. Полный ассортимент мясной продукции АПХ «Мираторг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.angusbeef.ru/

УДК 336

Хисяметдинова И.А. студент магистратуры кафедра «Экономическая безопасность и управление инновациями»

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Россия, г. Саратов БЕНЧМАРКИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ НОВЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ

В статье рассматривается применение основных характеристик бенчмаркинга - сравнение показателей, распространение информации через формальные и неформальные каналы связи, конкурентная разведка, заимствование и адаптация идей - в создании новых банковских продуктов.

Ключевые слова: банковский продукт, бенчмаркинг, конкуренция, обмен опытом.

The article is devoted to benchmarking as the key method in creating brand new bank products. Benchmark components as formal and informal ways of exchanging experience, ideas borrowing and adaptation are presented.

Tags: bank product, benchmarking, competence, experience exchange.

Поскольку большинство из банковских продуктов создается на основе маркетингового исследования банковских и финансовых рынков, потребительского спроса, деятельности конкурентов, то и методы их создания относятся к маркетинговым. Одним из наиболее популярных и распространенных методов является метод банковского бенчмаркинга. Кратко скажем о его сути.

Считается, что в практический оборот термин «бенчмаркинг» был введен в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Бенчмаркинг (от англ. benchmark, переводимое как «начало отсчета», «зарубка») представляет собой метод сопоставительного анализа

эффективности работы одной организации с показателями других, работающих в этой же сфере экономической деятельности.

Применительно к банковской сфере суть бенчмаркинга заключается, в первую очередь, в сравнении показателей работы собственного банка с показателями конкурентов, преимущественно лучших КБ, а во-вторых, в детальном и тщательном изучении передового опыта, успешных разработок лучших КБ и адаптация (а не просто слепое копирование) этого опыта к своей практике.

Возможности бенчмаркинга существенно и принципиально возросли с глобализацией и постоянным расширением сети Интернет. Изменяется характер банковского бизнеса, поскольку увеличение виртуального рынка, основанного на он-лайновых сделках, предъявляет принципиально новые требования к организации банковской деятельности. В настоящее время на международном рынке даже появляются организации, специализирующиеся на поиске партнеров для эталонного сопоставления - бенчмаркинга [1].

Многие отечественные банки достаточно давно занимаются деятельностью такого рода. Осуществляя мониторинг рынка, либо используя неформальные отношения руководства с партнерами или конкурентами, КБ активно перенимают друг у друга лучшие наработки.

Практикой давно доказано, что если конкуренты банка сжимают его долю рынка и обслуживаемые сегменты потребителей, то, несомненно они используют лучшие продукты, технологии, методы их продвижения и т.п.

В связи с этим российские КБ преимущественно используют такую разновидность бенчмаркинга как конкурентный, подразумевающий сравнение своего продуктового ряда и различных бизнес-процессов с аналогичными позициями прямых конкурентов.

Необходимо учитывать, что в банковской сфере (да впрочем как и в других) изучение конкурентов представляет достаточно сложную задачу. Наличие информации о притоке клиентов у конкурента не позволяет сразу определить причины такого явления, которых может быть несколько: новые привлекательные продукты, услуги, сервисные технологии, успешная маркетинговая компания, в т.ч. рекламная, новая программа мотивации сотрудников, удобное расположение офиса.

Для этого надо выполнить комплекс аналитических действий. Конечно, теоретически возможен открытый и добровольный обмен какой- то информацией между банками - конкурентами (в основном в рамках добровольных профессиональных объединений и ассоциаций).

Но практически, оставаясь конкурентами, банки закрывают основную информацию. Поэтому для качественного проведения бенчмаркинга необходимы квалифицированные маркетологи-аналитики, которые должны проработать большой массив информации: различные предложения, прайс-листы и прочую информацию конкурентов, находящуюся в открытом доступе, аналитические обзоры и другие материалы, размещаемые

рейтинговыми, экспертными агентствами, иными специалистами, материалы диссертаций и статей, содержащих фактическую информацию, результаты опросов потребителей, а также проводить собственные опросы и выяснять мнение экспертов по тем или иным вопросам.

В настоящее время большая часть банков проводит анкетирование своих клиентов, выясняя при этом их мнение о продуктах и услугах конкурентов, их сильных и слабых сторонах. Результаты таких опросов создают информационную базу на основе которой грамотные специалисты могут дать достаточно достоверное заключение о том, какие действия конкурентов привели их к успеху. Но надо учитывать, что в ряде случаев доступных источников информации для должного изучения конкурентов бывает недостаточно, и тогда применяется такой способ как конкурентная разведка.

Еще нужно заметить, что успешные примеры проведения бенчмаркинга связаны с внедрением российскими КБ передового зарубежного опыта. И хотя широко распространено мнение, что западный опыт в России не всегда дает нужный результат (и под этим есть основа), лучшие банковские менеджеры находят эффективные способы привязки этого к российской действительности.

Отмечено, что ведущие мировые банки широко используют такие информационные технологии, которые позволяют проводить расчеты в считанные минуты в on-line режиме, что в той или иной степени внедряют или пытаются внедрить многие российские КБ.

Также в организационном плане многие западные банки предпочитают развитие не филиальной сети в нашем понимании, а созданию т.н. «точек продаж» с двумя-тремя сотрудниками и наличием банкоматов, которые позволяют выполнять ключевые банковские операции (в первую очередь по обслуживанию физ. лиц) при минимальных затратах. Данный положительный опыт также находит постепенное распространение в нашей стране.

В отечественной банковской практике также необходимо учитывать наблюдаемую за рубежом тенденцию к увеличению доли доходов от консультационных услуг по управлению активами.

Также специалисты говорят, что при разработке новых банковских продуктов услуг и технологий нельзя зацикливаться только на банковском секторе. Иногда полезный опыт можно перенять и у организаций, действующих в других сферах экономики. Такой тип бенчмаркинга достаточно широко распространен за рубежом и носит название общего. Что отличает его от конкурентного бенчмаркинга, то это возможность достижения договоренностей об изучении передового опыта например, через обмен визитами (поскольку здесь нет прямой конкуренции).

Интересные решения часто можно найти и в своем собственном банке, изучая работу лучших структурных подразделений. Внутренний

бенчмаркинг — это сравнение эффективности работы разных подразделений одного КБ, или если есть филиальная сеть, то разных офисов, филиалов, представительств и т.п. Но внутренний бенчмаркинг не очень развит в нашей стране, поскольку многие менеджеры не приучены находить положительный опыт «где-то рядом». Хотя такой сравнительный анализ приносит ощутимую пользу.

Зачастую лучшим источником информации являются люди, поработавшие в других КБ или успешных организациях. Необходимо также упомянуть о значении неформальных отношений между работниками банков. За эти годы многие банковские работники вынуждены были переходить из банка в банк по причине финансовых кризисов, иных причин. Естественно, что между ними идет сравнение и обмен информацией, в том числе и в рамках форумов банковских работников. И это тоже ценный источник информации, если его верно использовать.

Иногда банки сознательно переманивают носителей корпоративных секретов лучшими предложениями по оплате труда, системой бонусов и соцпакетами. Для поиска информации многие топ-менеджеры КБ активно используют личные связи, знакомства на выставках, семинарах и т.д. Партнеры, клиенты и поставщики кредитной организации также могут иметь в своем арсенале опыт, достойные изучения и применения.

Обмен опытом с западными коллегами, стажировки специалистов в ведущих американских и европейских банках - это дорогой, но достаточно результативный в плане расширения кругозора сотрудников и поднятия планки бенчмаркинга на новую высоту.

Для тех кто хочет взять на вооружение методы бенчмаркинга надо четко представлять, что простым копированием чужих бизнес- решений не всегда можно добиться успеха. Бенчмаркинг - это процесс, при помощи которого банк обучается и совершенствуется. Он помогает добиться серьезных преимуществ за счет заимствования и адаптации чужих идей.

Единой методики выполнения бенчмаркинга не существует. Число шагов бенчмаркинга бывает разным, поскольку процесс можно разбить на более мелкие этапы, например, в компании IBM таких этапов 15. Но базовые принципы бенчмаркинга везде одинаковы:

- внешний обзор действий;

- включение в стратегического планирование деятельности;

- постановка агрессивных, но достижимых целей;

- концентрация на ключевых процессах конкурентов;

- изучение и улучшение организационной структуры;

- постоянное наблюдение за конкурентами и партнерами по бенчмаркингу;

- повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников;

- создание необходимых баз данных;

- реальное поощрение восприятия новых идей;

- постоянный мониторинг мнения клиентов;

- популяризация идей заимствования лучшей практики;

- материальное и моральное поощрение регулярных обсуждений лучшего банковского опыта;

- назначение конкретных лиц, ответственных за бенчмаркинг;

- использование информации бенчмаркинга при решении проблем;

- фокусировка организационных ресурсов на развитии лучших практик;

- анализ процессов принятия решений у конкурентов;

- планирование работ по распространению информации бенчмаркинга. Надо понимать, что только совместное внедрение этих подходов в

практику сопоставительного анализа позволяет достигнуть успеха от применения идеи бенчмаркинга.

Использованные источники:

1. Бенчмаркинг как метод эффективного развития банковского ритейла //http/www. finanaLru>node/3958

2. http://www.frankrg.com/ (Дата обращения 08.12.2016)

УДК 331.2

Холопова М.К. студент 4 курса направление «Экономика» Васильева А.С., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра «Экономика» Северный (Арктический) федеральный университет

им. М.В. Ломоносова Россия, г. Северодвинск ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА

ПЕРСОНАЛА - 2017 ГОД Статья посвящена изучению изменений в области оплаты труда, вступивших в силу с 2017 года.

Ключевые слова: заработная плата, пособие, отпускные The article is devoted to the study of changes in wages, which came into force in 2017.

Keywords: salary, benefits, vacation pay

В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.