Научная статья на тему 'БЕЛЫЙ ЦВЕТ В РОК-ПОЭЗИИ ВИКТОРА ЦОЯ'

БЕЛЫЙ ЦВЕТ В РОК-ПОЭЗИИ ВИКТОРА ЦОЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / БЕЛЫЙ ЦВЕТ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / СИМВОЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Светлана Андреевна

В статье рассматривается символика белого цвета, наиболее часто упоминающегося в творчестве В. Р. Цоя. В рамках биографии поэта важно его отношение к живописи, и в целом к пластическим визуальным искусствам. Семантика белого цвета в рок-поэзии Виктора Цоя имеет негативную коннотацию, а также в большинстве случаев связано с категорией времени, фольклорной формулой и политическим значением, обусловленным также интертекстуальной связью с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHITE COLOR IN THE ROCK-POETRY OF VICTOR TSOY

The article consider the symbolism of the white color, which is most often mentioned in the works by V. R. Tsoy. Within the framework of the poet’s biography, his attitude to painting, and in general to the plastic visual arts, is important. The semantics of the white color in Victor Tsoy’s rock poetry has a negative connotation, in most cases it is associated with the category of time, folklore formula and political meaning, which is also due to the intertextual connection with the novel “Belaya Gvardia” by M. A. Bulgakov

Текст научной работы на тему «БЕЛЫЙ ЦВЕТ В РОК-ПОЭЗИИ ВИКТОРА ЦОЯ»

УДК 821.161.1-192(Цой В.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

С. А. ПЕТРОВА

Санкт-Петербург

БЕЛЫЙ ЦВЕТ В РОК-ПОЭЗИИ ВИКТОРА ЦОЯ

Аннотация. В статье рассматривается символика белого цвета, наиболее часто упоминающегося в творчестве В. Р. Цоя. В рамках биографии поэта важно его отношение к живописи, и в целом к пластическим визуальным искусствам. Семантика белого цвета в рок-поэзии Виктора Цоя имеет негативную коннотацию, а также в большинстве случаев связано с категорией времени, фольклорной формулой и политическим значением, обусловленным также интертекстуальной связью с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Ключевые слова: рок-поэзия; рок-поэты; поэтическое творчество; белый цвет; интертекстуальность; интермедиальность; символизм.

Сведения об авторе: Петрова Светлана Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и русского языка, декан филологического факультета, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина.

Контакты: 196605, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское ш., 10; svet-lana@list.ru.

S. A. PETROVA

Saint-Petersburg

WHITE COLOR IN THE ROCK-POETRY OF VICTOR TSOY

Abstract. The article consider the symbolism of the white color, which is most often mentioned in the works by V. R. Tsoy. Within the framework of the poet's biography, his attitude to painting, and in general to the plastic visual arts, is important. The semantics of the white color in Victor Tsoy's rock poetry has a negative connotation, in most cases it is associated with the category of time, folklore formula and political meaning, which is also due to the intertextual connection with the novel "Belaya Gvardia" by M. A. Bulgakov.

Keywords: rock poetry; rock poets; poetic creativity; White color; intertextuality; intermediality; symbolism.

About the author: Petrova Svetlana Andreevna, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Russian Language, Dean of Philology Faculty, Pushkin Leningrad State University.

Особенность в биографии Виктора Цоя - это его способности и его самовыражение не только в музыке, но также в визуальных искусствах - в живописи и в изготовлении нэцкэ, в рамках прикладного творчества. Визуализация образов также связана с использованием красок, цвета. Для художника цвет играет значимую роль, так как несёт в себе определённый смысл, идейную составляющую картины. Изображение в живописи является средством выражения переживаний и мыслей человека, отношения к окружающей действительности самого художника.

© Петрова С. А., 2021

Изобразительные возможности цвета также включены в эту систему, действуют в качестве определённых знаков на восприятие зрителя, побуждают к мыслям и эмоциям. Как пишет Б. В. Абакумова: «Все спектральные цвета влияют на функциональные системы и психику человека... Цвет сам по себе, как физическое явление, способен вызывать определённые психоэмоциональные состояния человека» [1, с. 149]. В то же время психофизиологическое восприятие цвета связано с социокультурными и эстетическими аспектами. Воздействие цвета обусловлено также и ассоциативным контекстом, который представлен предшествующим опытом зрителя. В частности, Б. В. Абакумова отмечает: «Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения, возбуждающие другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом» [1, с. 149]. Цвет может влиять на настроение, на ощущения и т. п., например, Гёте делил цвета на бодрящие и на беспокоящие, вызывающие тревогу [5, с. 441].

Сам художник определяет цвет в соответствии со своей системой ассоциаций и опыта. Учитывая то, что В. Цой был также и поэтом, можно рассмотреть его ассоциации с тем или иным цветовым оттенком, который упоминается в его вербальном творчестве. Обладая знаниями в искусстве живописи, поэт также использовал его средства для визуализации образов в словесной форме. Следует отметить, что, по словам Ю. В. Доманского, «русская рок-поэзия, декларативно отвергая отечественную традицию и опираясь на традицию англоязычного рока, тем не менее существует в русле национальной культуры, ориентируясь на весь её массив от фольклора до начала XX века, и являет собой новый этап в развитии русской словесности» [2, с. 29-30]. В этом плане важно использовать методику интермедиального анализа, в рамках которой рассматривается специфика взаимодействия средств разных видов искусств.

В одной из своих песен из альбома «Это не любовь» Виктор Цой пишет:

Есть два цвета - чёрный и белый -А есть оттенки, которых больше. Но нам нет никакого дела До тех, кто чёрный, кто белый. Мы дети проходных дворов Найдём сами свой цвет.

«Дети проходных дворов» [6, с. 322]

Таким образом, поэт связывает самоидентификацию личности с цветовыми значениями. Ассоциативно здесь также актуализируется и политическое значение «белая гвардия», с интертекстуальной ориентацией на роман М. А. Булгакова, а с другой стороны, чёрный цвет - цвет анархистов. Но лирический герой песни утверждает себя вне политики, так как переводит значение цвета на другой уровень, определяя себя в рамках иного пространства: «дети проходных дворов».

Образ разомкнутого пространства подчёркивает временность политических самоопределений, их «проходящее» состояние. В то же время в тексте также утверждается наличие оттенков, которые могут отразить многообразие точек зрения в целом в мире. И важно при этом утверждение необходимости возможного поиска в этом многообразии своего собственного цвета или пути, учитывая, что поэт говорит о разомкнутом пространстве.

В последующей строчке утверждается ценность индивидуального выбора, каждый определяет себя в соответствии со своими целями и идеями: «найдём сами свой цвет». Эту же идею собственного цвета подхватит потом Егор Летов, так в интервью об альбоме «Солнцеворот» он скажет: «.есть радуга, а есть чёрно-белое. Мы воюем с чёрно-белыми, и мы цветастые, разноцветные. То, что мы делаем, - это война сразу на нескольких уровнях: метафизическом, политическом.» (1997 г.) [Цит. по 4].

В творчестве Виктора Цоя в обозначенной выше цитате из песни «Дети проходных дворов» цвет «белый» вместе с «чёрным» включен в антиномию, которая оказывается противопоставлением двух крайностей состояния окружающего мира.

Одним из наиболее частых цветов, которые упоминаются в рок-поэзии В. Р. Цоя, является именно белый. В первом альбоме «45» используется дважды в песне «Алюминиевые огурцы»:

Злое белое колено Пытается меня достать.

«Алюминиевые огурцы» [6, с. 293]

В песне «Солнечные дни»:

Белая гадость лежит под окном, Я ношу шапку и шерстяные носки

«Солнечные дни» [6, с. 294]

В альбоме «Группа крови» цвет представлен именем существительным:

На улицах снег утратил свою белизну, В стеклянности талой воды мы видим луну

«Вставай рядом со мной» [6, с. 327]

И дальше в творчестве поэта белый цвет взаимодействует с чем-то холодным и негативным, безжизненным. В «Словаре символов» Х. Э. Керлот пишет, что белый цвет может ассоциироваться со смертью, а также связан с образом луны, что также объясняет следующую строку в песне рок-автора [3, с. 558]. Смерть в данном случае детерминирована мертвенной бледностью, а также в целом двойственностью символики цвета. Принцип дуализма является одной из основ символических значений цвета [3, с. 558].

С другой стороны, в альбоме «Звезда по имени солнце» белый цвет связан и с категорией времени:

Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой. Я чувствую, закрывая глаза, Весь мир идёт на меня войной.

«Песня без слов» [6, с. 330]

Белый снег, серый лёд На растрескавшейся земле

«Звезда по имени Солнце» [6, с. 331]

И есть ещё белые-белые дни, Белые горы и белый лёд, Но всё что мне нужно -Это несколько слов И место для шага вперёд

«Место для шага вперёд» [6, с. 333]

Из приведённых цитат видно, что «белый снег» и «белый день» - два устойчивых образа в поэтике В. Р. Цоя. При этом чаще всего они имеют отрицательные коннотации уже в первом альбоме: «белая гадость». Также негативное значение представлено и в песне «Алюминиевые огурцы»: «злое белое колено».

Словосочетание «белый день» связано семантикой синонимии с фольклорным фразеологизмом «среди бела дня». В «Песне без слов» категория времени «день» также оказывается отрицательной из-за того, что представляет собой агрессивную силу, вызывающую героя на «бой», требующую защиты.

В художественной системе В. Р. Цоя можно говорить также о негативном значении будничности «белого дня», замкнутости на определённом бессмысленном повторении одного и того же изо дня в день. Герой пытается противостоять этому и ищет возможности для самореализации и творчества.

Образ «белые горы» в целом ассоциируется с неким препятствием в рамках контекста рефрена в песне «Место для шага вперёд». Горы словно закрывают свободное пространство своим массивом и не дают необходимое «место» для движения вперёд, чтобы найти выход для самореализации героя.

Важно и то, что Х. Э. Керлот, опираясь на корень «альб», связывает с символикой белого цвета и горы Альпы [3, с. 557]. По сути, также представляет собой образ покрытых снегом возвышенностей, «сияющих светом сверхъестественного» [3, с. 557].

Другое символическое значение понятия «белой горы» определяется через её вертикальное расположение, образующее семантическую связь с понятием мировой оси; предполагается, что это и есть некая центральная точка восхождения к небесному и связи с потусторонним миром, и также некое место начала всего мира, соединяющее небо и землю.

В целом символика белого цвета в творчестве Виктора Цоя включает в основном негативные коннотации, и в дальнейшем в рамках индивидуаль-

ной эволюции автора связывается с тематикой смерти, которая имеет ассоциативное отношение к процессу сверхъестественной трансформации и перехода в мир иной. Семантика «белого» цвета восходит к значению солнечного света, что в поэтике В. Р. Цоя связано с категорией времени, в частности, с лексемой «день» в рамках фольклорной формулы «среди бела дня».

Но этот образ также имеет негативное значение, окрашен агрессивностью, будничностью, повторяемостью. В данном случае важно, что в альбоме «Звезда по имени Солнце» рок-поэт противопоставляет всему этому «несколько слов» и «место для шага вперёд» - то есть проявление жизни, действия, движения.

В качестве предположения, в ракурсе методики интермедиального анализа можно рассматривать такое отношение к белому цвету с позиции поэта - художника, который стремится трансформировать «белый лист» в некую картину. Белизна полотна воспринимается негативно из-за отсутствия на ней признаков жизни, движения, изображения и т. п.

Литература

1. Абакумова, Б. В. Цвет как средство выражения в живописи и музыке / Б. В. Абакумова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2015. - Вып. 4 (168). -С. 148-154.

2. Доманский, Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. -Тверь : Твер. гос. ун-т, 1999. - Вып. 2. - С. 26-38.

3. Керлот Х. Э. Словарь символов / Х. Э. Керлот. - М. : REFL-book, 1994. - 608 с.

4. Кур.С.Ив.ом : сайт Курия Сергея Ивановича : сайт. - URL: http://www.kursivom.ru/гражданская-оборона-забота-у-нас-так/ (дата обращения: 30.04.2021). - Текст : электронный.

5. Петров-Водкин, К. С. Живопись как ремесло / К. С. Петров-Водкин // Мастера искусства об искусстве. Т. 7 / под ред. А. А. Фёдорова- Давыдова, Г. А. Недошивина. - М. : Искусство, 1970. - С. 441-443.

6. Цой В. Стихи, документы, воспоминания / авт-сост. М. Цой, А. Жи-тинский. - СПб. : Новый Геликон, 1991. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.