«БЕЛЫЕ НОЧИ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ
М.В. ДОБУЖИНСКОГО
К.М. Егорова, студент
Научный руководитель: И.С. Абрамовская, канд. филол. наук, доцент Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (Россия, г. Великий Новгород)
Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь романа Ф.М. Достоевского и иллюстраций к ним М.В. Добужинкого. Работа посвящена малоисследованной теме, позволяющей рассуждать о взаимодействии разных типов коммуникации - словесной и визуальной, когда читатель становится одновременно и зрителем, а яркие образы Достоевского фиксируются графически и приобретают дополнительные смыслы. С другой стороны, субъективная интерпретация текста Добужинским приобретает универсальный характер, становится частью художественного мира писателя.
Ключевые слова: белые ночи, Достоевский, Добужинский, иллюстрации, Мечтатель.
М.В. Добужинский начал свою творческую деятельность в начале XX века, когда познакомился с членами художественного объединения «Мир искусства», оказавшего существенное влияние на формирование художника, в частности, в области журнальной графики (Аполлон,1909, №1 рисунки к рассказу С.А. Ауслендера «Ночной принц»; Рисунок для журнала «Жупел» 1905, № 2. Умиротворение; Заглавный лист журнала «Аполлон». 1911 и т.д.). Ф.М. Достоевский был одним из любимейших писателей «Мира искусства». [1] Его творчество послужило стимулом для создания книжной графики к «Белым ночами». Слово писателя воплотилось в визуальных образах художника.
М.В. Добужинский работал над иллюстрациями к «Белым ночам» с 1922 по 1925 год [2]. Он стремился обратить внимание зрителя на городской пейзаж и на место человека-героя в городе, именно Петербург становится главным героем иллюстраций. Основное повествование у Ф.М. Достоевского посвящено внутреннему психологизму героев, а белые ночи -фон и важнейший идеологический образ
произведения. Добужинский не ставит целью воплотить все образы персонажей. Изобретенная им техника - граттография -позволила перенести на бумагу образы, созданные словом писателя. Суть её состоит в том, что на загрунтованный картон наносится рисунок, его части заливаются густой тушью, затем все белые тонкие линии прорисовываются иглой [3]. Эта техника предполагает использование двух цветов: черного и белого. Именно они и являются ключевыми в иллюстрациях к «Белым ночам»: преобладание темных цветов вносит в изображение трагический акцент, светлых - сентиментальный.
Образ Петербурга 1840-х гг. представлен в иллюстрациях различным: от лирического и успокаивающего до трагического и пугающего. Ярко он отображен в заставках и концовках, которые окаймляют главы. М.В. Добужинский рисует отдельные уголки города, связаные с романом. Иллюстрации можно разделить по размеру на большие (их 8) и маленькие (заставки, концовки, виньетки). Их всех объединяет изображение сонных переулков, ледяных каналов, громадных построек.
Рис. 5.
Рис. 6.
Некоторые из миниатюр отображают текст практически дословно. Например, рисунок-концовка первой ночи показывает как герой наблюдал за теми, кто из летнего города перебирался на дачу и объясняется следующим предложением «...смотрел ли я на тяжело нагруженные домашней утварью лодки, скользившие по Неве иль Фонтанке, до черной речки иль островов,- воза и лодки удесятерялись, усотерялись в глазах моих; казалось, все поднялось и поехало, всё переселялось целыми караванами на дачу...»[4]
Заставки четырех ночей (рис. 2, 3, 4, 5) изображают Петербург с точки зрения
прохожего, т.е. дано открытое пространство города.
«Утро» (рис.6) начинается похожей иллюстрацией, но дано через окно. «Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно». [4] Дождь на окне ассоциируется со слезами главного героя.
Рисунки 7 и 8 посвящены Екатерининскому каналу у церкви Николы Мокрого, возле которой часто прогуливался Мечтатель и где он впервые встретил Настеньку. Выполнены они по большей степени в светлых тонах, поскольку это место, где главный герой «был счастлив по-своему», которое и теперь он счастлив посещать.
Рис. 9.
Рис. 10.
Самой заметной маленькой иллюстрацией является последняя - концовка. С первого взгляда она не выражает ничего необычного: слово «конец», выполненное в той же технике, граттографии, что и остальные рисунки. Однако присмотревшись, можно различить буквы, процарапанные белой линией поверх черной туши: «Помните и любите вашу Настеньку».[4] Этими словами завершается письмо Настеньки, адресованное Мечтателю. Обманутый своими же мечтами и надеждами главный герой не принимает свое прежнее существование, ему мало воображаемой жизни, он был готов к реальной. Однако средств к ней уже не имел. Это конец не только повести, но и конец новой жизни, подаренной Настенькой.
Переходя к крупным иллюстрациям, следует отметить, что всего их восемь: одна к первой ночи, три ко второй, одна к третьей, две к четвертой и одна к главе «Утро». На шести из них изображен городской пейзаж - Петербург белой ночью. Все иллюстрации находят свое подтверждение в тексте повести.
Ночь первая.
«В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала.
Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантиль-ке...».[4] Очевидно, что на иллюстрации изображена Настенька, главная героиня повести. Она нарисована со спины и ее эмоциональное состояние можно понять не только по позе, скрещенным рукам и опущенной голове, но и по пейзажу, который разворачивается перед ней. Рисунок выполнен в черных тонах, только чуть волнуемая водная гладь канала выдает его лирическое настроение. Светлая грусть Настеньки, ожидающей возлюбленного, подчеркивается и изображенным возле канала большим белым домом, который символизирует ее мечту: быть рядом с тем, кого она любит. Сразу за ним расположен высокий угловатый дом с решетчатым окном, отражающим нарастающую тревогу главной героини и сомнение в том, что ожидаемая встреча произойдет.
Ночь вторая.
Иллюстрация посвящена главному герою, Мечтателю (рис.11). Она «рассказывает» всю его жизнь: показывает одну из многих прогулок по Петербургу. Небо, уходящее в плоскость листа, изрезано черными тучами, как его безграничное воображение расколото реальностью, маленький деревянный домик, будто сдавливается огромными каменными, так же, как и
герой, маленький человек, существует в этом мире. Сгорбленный силуэт Мечтателя, изображенного в правом углу рисунка, словно копирует фонарный крюк. Герой по-своему счастлив находиться в этом месте, основу его жизни составляют прогулки по ночному городу. Они дают ему силы жить. «...я люблю теперь припоминать и посетить в известный срок те места,
Рис. 15.
На следующем рисунке изображен канал, возле которого любил прохаживаться главный герой (рис.12). Это место, где Мечтатель впервые увидел Настеньку. Эта иллюстрация полностью созвучна с предыдущей, является ее продолжением. На ней преобладает белый цвет, акцент на теплые воспоминания. «. по этому же тро-
где был счастлив когда-то по-своему, люблю построить свое настоящее под лад уже безвозвратному прошедшему и часто брожу как тень, без нужны и без цели, уныло и грустно по петербургским закоулкам и улицам.. .»[4] Именно в такой момент М.В. Добужинский и изобразил Мечтателя.
Рис. 16.
туару бродил так же уныло, как и теперь! И припоминаешь, что прежде было не лучше, но всё как-то чувствуешь, что как будто и легче, и покойнее было жить.. .»[4] Именно легкость и спокойствие передают плавные линии, спокойная речная гладь и далекие силуэты влюбленных.
История Настеньки.
Иллюстрация посвящена истории Настеньки, рассказанной ею Мечтателю (рис.13). Речь идет об объяснении Настеньки и Жильца. Она поднялась в комнату к нему, зная, что он должен был уехать из ее дома. Настенька собиралась бежать вместе с ним, но он сказал ей, что беден и сейчас не может жениться, но когда вернется через год, они обязательно будут вместе. Это одно из двух изображений, на котором показан не городской пейзаж, а домашний интерьер. Рисунок очень темный: на черном фоне прорисованы тонки белые линии - свет от окна- они и очерчивают внутреннее состояние помещение: почти собранный чемодан и стоящего над ним жильца, плачущую Настеньку. Цвет подчеркивает драматизм момента. Фигуры героев даны крупным планом и это подчеркивает отличие мировоззрение Настеньки от позиции Мечтателя.
Ночь третья.
По преобладанию черных тонов становится очевидно, что подчеркивает он душевные терзания главного героя (рис.14). Мечтатель, влюбленный в Настеньку, уже понимает, что она любит не его, но внутренняя сила позволяет ему держаться при ней и даже помогать найти того, кого девушка так ждет. Когда главный герой остался один, он отправился бродить по го-роду.«Я был там, сидел на нашей скамейке. Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно, и я воротился, не взглянув на их окна, не дойдя двух шагов до их до-ма».[4] Мечтатель чувствует себя безмерно одиноким, он мучит себя догадками, что «они уже вместе».[4]
Ночь четвертая.
На рисунке изображена отчаявшаяся ждать Настенька и утешающий ее Мечтатель (рис.15). « Я его не знаю, я не люблю его больше, я его по...за...буду... Она не договорила. - Успокойтесь, успокойтесь! Сядьте здесь, Настенька,- сказал я, усаживая ее на скамейку».[4]Во время этого разговора девушка говорит, что ее любовь была обманом, что теперь она готова выйти замуж за Мечтателя, ведь он любит ее и никогда не поступил бы с ней так. Настенька предлагает им жить вместе у ее
бабушки, говорит, что они будут счастливы. Мечтатель счастлив. Пейзаж условно поделен на черную, нижнюю, и белую, верхнюю, половины. Символизирует это тоску главной героини и возможность новой жизни.
Неожиданно появляется тот самый Жилец. Настенька бросается к нему (рис.15). Этот момент так же находит свое отражение в тексте. « Боже, какой крик! Как она вздогнула! Как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу!.. Я стоял и смотрел на них как убитый.. .»[4] На рисунке появляется динамика. Фигурка Настеньки летит к возлюбленному. Несмотря на трагический момент для Мечтателя, рисунок выполнен в светлых тонах. Это объясняется тем, что долгое ожидание Настеньки было оправдано, она встретила своего возлюбленного, и он так же любит ее, как и год назад.
Утро.
Наиболее ярко роль городского пейзажа заметна в последнем крупном рисунке романа: огромное окно, рядом с которым стоит «маленький» Мечтатель, наблюдающий дождливый Петербург. Герой остро переживает свое горе. Подобное его состояние и передает пейзаж за окном. «Не знаю отчего, когда я выглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались из темно-желтого яркого цвета стали пегие. Или луч солнца, внезапно выглянул из-за тучи, опять спрятался под дождевое облако, и все опять потускнело в глазах моих; или, может быть, передо мною мелькнула так неприветно и грустно вся перспектива моего будущего, и я увидел себя таким, как я теперь, ровно через пятнадцать лет, постаревшим, в той же комнате, так же одино-ким...».[4] Именно «лучом солнца», внезапно выглянувшим из-за тучи и спрятавшимся под дождевым облаком, была Настенька для Мечтателя. Острота и глубина его чувств мастерски передана М.В. До-бужинским в данной иллюстрации. Герой желает Настеньке счастья, он благодарен
ей за целую минуту блаженства! «Да разве мало этого хоть бы и на всю жизнь человеческую?..». [4] Особо подчеркнута на рисунке разница между замкнутым пространством комнаты и городской улицей. Там - жизнь, свет, здесь - темнота, голые стены.
Исследователь Г.И. Чугунов в своей книге о творчестве М.В. Добужинского говорит о том, что художником игнорируется фабула повести и место персонажей занимает городской пейзаж.[4] Это не совсем верное утверждение. Возможно, некоторые детали и опускаются или изобра-
Библиографический список
1. Гусарова А. П. Мир искусства. Л.,1972.
2. Чугунов Г.И. М. В. Добужинский. Л., 1988.
3. Розенталь Л.З. Добужинский-иллюстратор. М.,1924.
4. Достоевский Ф.М. Белые ночи. М., 1978. В издании размещены иллюстрации М.В. Добужинского.
жаются незначительными, но каждый рисунок отражает то или иное событие, происходившее в тексте. Это подтверждается приведенными выше цитатами из романа. Черта, которая послужила основой единства настроения повести и иллюстраций -схожее отношение к Петербургу писателя и художника, стремление наделить город духовно-мистическим началом, что свидетельствует о своеобразной культурно-исторической и психологической связи Ф.М. Достоевского и М.В. Добужинского.
DOSTOYEVSKY'S F.M. «WHITE NIGHTS» IN M.V. DOBUZHINSKY'S
ILLUSTRATIONS
K.M. Egorova, student
Supervisor: I.S. Abramovskaya, candidate of philological sciences, associate professor Novgorod state university named after Yaroslav Wise (Russia, Velikiy Novgorod)
Abstract. The article presents an analysis of the interrelation of the novel written by Dostoev-sky F.M. and illustrations to it made by Dobuzhinsky M.V.. The work is devoted to little-studied subject which allows to talk about different types of communication such as verbal and visual -when the reader also becomes a spectator, and bright images of Dostoevsky are recorded graphically and get additional meanings. On the other hand, subjective text interpretation in Dobuzhinsky mind becomes universal, it becomes part of the writer's art world. Keywords: white nights, Dostoevsky, Dobuzhinsky, illustrations, dreamer.