Научная статья на тему 'Белорусский этнос: традиционная культура и европейские новации'

Белорусский этнос: традиционная культура и европейские новации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
511
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левко Ольга Николаевна

Белорусы как народность сформировались на основе населения, занимавшего территорию современной республики в эпоху раннего и развитого средневековья (VI XIV вв.). Его разные социальные слои, соседствуя с Киевской и Новгородской Русью, прибалтийскими и польскими землями, а также имея связи со странами Центральной Европы, в раннегосударственный период (IX XIII вв.) развивались в соответствии с тенденциями, проявлявшимися в их культуре и быте, хозяйственной и общественной деятельности. Как протекала духовная жизнь наших предков, можно наблюдать, изучая некоторые виды памятников святилища, могильники, храмы, а также предметы и следы письменности, счета, интеллектуальных игр, книжного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Belarusian ethnic group: traditional culture and European innovations

Belarusians as a nation formed on the basis of the population that occupied the territory of modern Republic in the early and developed middle ages (VI-XIV centuries). Its different social strata, side by side with Kiev and Novgorod Rus, Baltic and Polish areas, as well as having ties with the countries of Central Europe, in the early state period (IX-XIII centuries) was developed in accordance with the trends observed in their culture and way of life, economic and social activities. How did the spiritual life of our ancestors, can be seen in studying some types of monuments shrines, burial grounds, churches, as well as objects and traces of writing, accounts, intellectual games, books.

Текст научной работы на тему «Белорусский этнос: традиционная культура и европейские новации»

тема номера

Белорусским этнос: традиционная культура и европейские новации

Белорусы как народность сформировались на основе населения, занимавшего территорию современной республики в эпоху раннего и развитого средневековья (VI - XIV вв.). Его разные социальные слои, соседствуя с Киевской и Новгородской Русью, прибалтийскими и польскими землями, а также имея связи со странами Центральной Европы, в раннегосударственный период (IX - XIII вв.) развивались в соответствии с тенденциями, проявлявшимися в их культуре и быте, хозяйственной и общественной деятельности. Как протекала духовная жизнь наших предков, можно наблюдать, изучая некоторые виды памятников - святилища, могильники, храмы, а также предметы и следы письменности, счета, интеллектуальных игр, книжного дела.

Ольга Левко,

заведующая Центром истории доиндустриального общества Института истории НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор

Основа материального существования средневекового населения Восточной Европы была заложена в VIII - XI вв., когда расселившиеся здесь славяне, смешавшись с аборигенами, составили устойчивые культурно-территориальные образования с определенными традициями, отличавшими их друг от друга.

Расцвет ремесленного производства в Древней Руси в сочетании с поступавшими по пути «из варяг в греки» новшествами, технологиями, товарами к XII в. значительно нивелирует различия в хозяйственной и культурной жизни восточных славян. Это создает

предпосылки формирования историко-культурной общности, интерпретируемой рядом ученых как древнерусская народность. Однако данный процесс не был завершен в силу различных, в первую очередь политических, обстоятельств. Таким образом, обозначившееся сближение культурно-хозяйственных укладов нескольких регионов Восточной Европы не привело к появлению единой восточноевропейской славянской народности, а формирование белорусов, украинцев и русских происходило в пределах раннегосударственных территорий, образовавшихся в X - XI вв.

У этих народностей присутствуют диалектные различия, сложившиеся в обособленных зонах расселения славян, на что указывает звучание текстов, выявленных при раскопках берестяных грамот. В традиционной культуре особое место занимает местный фольклор. У белорусов, например, это предания о волотах (великанах),

отсюда название погребальных курганов - волотовки. Обереги у разных групп населения Восточной Европы связаны с определенными животными и птицами (конек, баран, утка). Они встречаются как в погребениях, так и на полиэтнических поселениях IX - XI вв. Важным элементом этнической принадлежности являлись женские украшения, относящиеся к X - XI вв. Для кривичей, с которыми обычно связывают образование белорусского этноса в Подвинье, характерны большие проволочные височные кольца с завязанными концами. Для радимичей, населявших юго-восточную часть территории современной Беларуси, - это семилучевые височные кольца, а для дреговичей из юго-западного и частично центрального регионов - кольца с зернеными металлическими бусинами. Конечно, такие украшения могли носить и представительницы других племен, но, как правило, в обряде погребения они сочетались с другими характерными для данного этноса чертами и, следовательно, подтверждали весь комплекс сложившихся у него обычаев препровождения умершего в иной мир. Наряду с украшениями в погребениях присутствует набор бытовых и хозяйственных предметов, характеризующих определенную этническую общность с социальной, экономической и культурной сторон: элементы убранства воина, снаряжения коня, оружие, гирьки-разновесы, монеты, импортные украшения; орудия труда - ножи, ры-

тайна происхождения белорусов |

боловные крючки, пряслица, медорезки и предметы быта - глиняная посуда, гребни, кресала.

Обряд погребения свидетельствует о языческих или христианских воззрениях этноса. Показательно найденное при раскопках коллективное захоронение второй половины XII в. в Друцке. В одном кургане были обнаружены представители различных социальных слоев: князь, дружинники, свободные слуги и рабы. В их отношении выполнены обряды, соответствовавшие общественному положению умерших. При формальном соблюдении христианского обычая в отношении князя (в гробу и могильной яме с надгробием) все остальные похоронены по языческому обряду. Однако главная особенность в том, что все погребения совершены в насыпи кургана, в том числе и княжеское, что свидетельствует о прочности языческой формы мировоззрения у населения Полоцкой земли даже спустя полтора века после принятия христианства. Любопытно, что литовские князья, преследуя политические цели, в XIII в. тоже принимали православие, занимая престолы в городах - центрах княжеств бывшей Полоцкой земли. Ситуация изменилась, когда с введением унии на белорусских территориях православие попало под запрет. В XVII в. православные священники отправляли службы в рощах и полях, как прежде это делали язычники, спасавшиеся от православия. Язычество проявлялось не только в избрании места богослужения православными. В XV - XVII вв. в сельской местности продолжали хоронить умерших в курганах (обнаружены в деревнях Крапивно Оршанского района и Глебово Дубровенского) с обычаем класть в могилу оберег, глиняную посуду, монеты. Таким образом, белорусы в XV - XVII вв. сохраняли погребальную традицию, сложившуюся еще в период перехода от язычества к христианству. Вера в загробный мир была сильнее внешних форм религиозной атрибуции, этим можно объяснить сочетание у белорусов и их пращуров православного об-

Подвеска с эмалью, ранний железный век, селище Тайманово Быховского р-на Могилевской области

>

Поливной полихромный изразец, XVI век, г. Брагин Гомельской области

Рожковые пуговицы с орнаментальными композициями, городище Лиски Речицкого р-на Гомельской области

Ритуальная ложечка, XII век, деревня Юровичи Калинковичского р-на Гомельской области

№9(103) Сентябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 7

тема номера

Фрагмент кости с гравировкой, неолит, поселение Озерное Любанского р-на Минской области

Фрагмент глиняной посуды с изображением человека, неолит, стоянка Асавец-2 Бешенковичского р-на Витебской области

Подвеска, XII - начало XIII века, городище Масковичи Браславского р-на Витебской области

ряда с языческим, а также современную веротерпимость.

Геополитическое положение территории современной Беларуси было благоприятным для активного восприятия европейских новаций. Уже в древнерусское время отмечается наличие грамотности не только у представителей привилегированного слоя (князья, церковники), но и у простых людей (надписи на пряслицах, кирпичах, деревянной посуде, костяных гребнях).

Нередкими являются находки книжных застежек и писал на посадах городов XII - XIII вв. В XVI - XVII вв. получение европейского образования было возможным не только для представителей правящей элиты, но и для выходцев из других сословий. Ярким примером этого является личность Франциска Скорины.

Раскопки городов и сельских поселений, а также замков XVI - XVII вв. позволяют утверждать, что уровень материальной

культуры белорусов в это время соответствовал общеевропейскому. В домах ставили изразцовые печи, среди многочисленной глиняной посуды местного производства присутствуют заграничные образцы для украшения интерьера, которые впоследствии заменили на предметы собственного изготовления. В городах и замках носили кожаную обувь с металлическими подковками, пользовались стеклянной посудой, вилками, складными ножами. С конца XVI в. повсеместно встречаются курительные трубки голландского производства, а в XVII в. их уже изготавливают местные мастера. В городах этого времени выявлены различные конструкции деревянных и комбинированных с камнем водоотводов, улицы имели деревянное мощение, в конце XVI в. строят уже дома-каменицы (Несвиж, Могилев, Минск). Замковые сооружения из камня, возведенные по европейским образцам, строили не только в западной, но и в восточной части территории Беларуси (Витебск, Орша), где ранее характерным было деревянное зодчество. В период расцвета белорусской народности появляется букварь Спиридона Соболя (Кутеинский монастырь). Мастеров ценинного (изразцового) дела, резчиков по дереву, граверов и других во время военных событий вывозят в Русское государство, дабы задействовать их при украшении храмов в монастырях, а также царских палат в Кремле.

Имея глубокие местные корни, белорусская народность в процессе своего становления впитывала и развивала лучшие прогрессивные черты хозяйствования и культуры, которые были присущи другим государствам, а также передавала свой опыт населению соседних земель.

Фотографии археологических находок предоставлены Музеем древнебелорус-ской культурыI Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. Кандрата КрапивыIНАН Беларуси

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.