Научная статья на тему 'Средневековая мордва по археологическим данным'

Средневековая мордва по археологическим данным Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3109
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ В VIII–XVIII ВВ / MAIN DEVELOPMENT STAGES OF THE VIIITH – XVIIITH CC / ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNIC AND SOCIAL PROCESSES / МОКШАНСКИЙ И ЭРЗЯНСКИЙ СУБЭТНОСЫ / MOKSHA AND ERZYA SUBETHNOSES / РАННЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / EARLY STATE FORMATIONS / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / INTER-ETHNIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеленеев Юрий Анатольевич, Зеленцова Ольга Викторовна

Этническая история мордвы начинается в начале нашей эры со слияния небольших родственных этнических групп. К VIII веку данные группы объединяются в два субэтноса – мокша и эрзя, сохранившихся до настоящего времени. В средневековой истории мордвы, изучаемой, главным образом, по археологическим материалам, выделяются четыре основных этапа: 1) завершающий этап этнического образования (VIII-X вв.); 2) образование ранних государств мордвы в XI-XIII вв; 3) Мордва как часть Золотой Орды во второй половине XIII-XV вв.; 4) Мордва как часть Российского государства в XVI-XVIII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medieval mordva as per archaeological data

Mordva ethnos started its formation in the beginning of the Common Era and was formed by way of merger of small related ethnic groups. By the VIIIth century these groups united into two subethnoses – Moksha and Erzya, which are preserved till the present time. Four major stages are distinguished in medieval history of Mordva which is primarily studied on archeological materials: 1) fi nal stage of tribal formation (the VIIIth – the Xth cc.); 2) formation of the early Mordva states in the XIth – the XIIIth cc.; 3) Mordva as part of the Golden Horde in the second half of the XIIIth – XVth cc.; 4) Mordva as part of the Russian state in the XVIth – the XVIIIth cc.

Текст научной работы на тему «Средневековая мордва по археологическим данным»

СРЕДНЕВЕКОВАЯ МОРДВА ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ

© 2012 г. Ю.А. Зеленеев, О.В. Зеленцова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола; Институт археологии РАН, г. Москва

Ключевые слова: основные этапы развития в УШ-ХУШ вв., этнические и социальные процессы, мокшанский и эрзянский субэтносы, раннегосударствен-ные образования, межэтнические связи.

Мордовский этнос начинает складываться с начала нашей эры и формируется путем слияния отдельных небольших родственных этнических групп. К VIII в. эти группы сливаются в два субэтноса - мокшанский и эрзянский, которые сохраняются и по настоящее время.

В средние века (VШ-XVШ вв.) мордовский народ прошел ряд этапов в своем развитии. За этот период неоднократно перекраивалась его этническая территория и происходили этнокультурные изменения, что связано как с внешними причинами, так и с причинами внутреннего развития.

На наш взгляд, можно выделить четыре крупных периода в средневековой истории мордвы:

1. Завершающая стадия родового строя. VШ-X вв.

2. Формирование у мордвы ранних государств. Х1-Х111 вв.

3. Мордва в составе Золотой Орды. XШ-XV вв.

4. Мордва в составе Русского государства. XVI-XVШ вв.

Все эти периоды выделяются на основании главных тенденций в развитии народа в каждый отрезок времени. При характеристике каждого из перио-

дов основной упор делается на анализ археологических источников, так как письменные источники даже для XVIII в. чрезвычайно скудны и не дают полной картины развития народа.

Завершающая стадия родового строя. У111-Х вв. В VIII-X вв. многие этнокультурные и социально-экономические процессы, характерные для первобытнообщинного строя, достигают предела своего развития. Все более унифицированным становится погребальный обряд. Нет того многообразия ориентировок костяков по странам света, которое было еще в середине I тыс. н.э., что говорит об оформлении языческой религии как целостной единой системы. С VIII в. устанавливается устойчивая ориентировка костяков головой в южную сторону горизонта у мокши и в северную сторону у эрзи. Более однородным становится вещевой инвентарь, что может говорить о выделении из состава общинников людей, специализирующихся на том или ином виде ремесла. При этом нужно отметить, что и в погребальном обряде (кроме ориентировки), и в инвентаре эрзи и мокши наблюдается много общего, что позволяет говорить о едином мор-

довском этносе, разделенном на два субэтноса.

В некоторых исследованиях говорится о наличии дружины у мордвы в этот период. В качестве подтверждения этому приводятся данные о 20% вооруженных мужчин в мордовских могильниках. Но исследования последних лет (Храпчевский) позволяют говорить, что на последней стадии родового строя и в раннеклассовом обществе 20% - это количество вооруженных ополченцев, которое могло выставить то или иное человеческое сообщество. Количество же дружинников (профессиональных воинов) значительно меньше. Есть и серьезные отличия в качестве вооружения ополченца и дружинника.

Мордовские археологические памятники, датируемые данным периодом, разбросаны на огромной территории, которая не была плотно заселенной мордвой. Иногда даже возникают сомнения: как на этой площади с большими разрывами между группами мордвы сохраняется более или менее единая культура и, видимо, язык.

Южная (мокшанская) группа мордвы на западе расселялась до реки Цны в среднем ее течении. Лядинский могильник находится в правобережье этой реки (Ястребов, 1893). Археологические памятники мордвы-мокши довольно густо занимают бассейн Верхней и Средней Мокши вместе с ее притоками. Именно эта территория (Верхнее и Среднее Примокша-нье и Среднее Поценье) и являлась в УШ-Х вв. основным районом расселения мокшанского субэтноса.

Однако отдельные находки мордовских вещей У111-Х вв. на Верхнем Дону и его притоках (Пензенская, Тамбовская, Воронежская и Липец-

кая области), также мордовская топонимика, имеющаяся здесь, причем, иногда довольно густая, позволяют говорить о том, что мордва проживала в это время и несколько южнее. Аналогично этому, мордовская топонимика на территории современной Ульяновской области и отдельная находка мордовской височной привески с грузиком в Ульяновском Заволжье говорят о том, что мордовское население было и к востоку от Верхнего Примокшанья.

Центральным районом расселения северной (эрзянской) группы мордвы было междуречье Мокши и Тёши. Граница между мокшанским и эрзянским субэтносом проходила, скорее всего, в среднем Примокшанье. По крайней мере, именно здесь выявлены наиболее южные могильники У111-Х вв. мордвы-эрзи - Тенишевский и в «Мещанском лесу», возле города Крас-нослободска.

Эрзя заселяла и земли к северу и востоку от Потешья - бассейны Сережи, Пьяны, левобережное Посурье, Поволжье от устья Оки до устья Суры. Но здесь эрзянское население, судя по распространению археологических памятников, было намного реже, чем в центральных районах эрзянского расселения.

Правда, здесь тоже нужно обратить внимание на находки мордовских вещей восточнее реки Суры и мордовскую топонимику, встречающуюся здесь, например, Шумерля - Шумер-лей, Цивиль - Цивилей.

На описанной выше территории проживало довольно однородное население. Но мордва, естественно, не находилась в изоляции от соседних народов. Поэтому нужно отметить попытки расселения других этносов на

соседней или непосредственно мордовской территории.

С запада начинается постепенное передвижение славян. Но в этот период оно было довольно слабым и отмечается только отдельными культурными элементами в мордовских памятниках бассейна Цны и редкими находками мечей европейских типов в могильниках, которые в некоторой степени можно связать со славянским или скандинавским культурным влиянием.

Культура рязанско-окских могильников, существовавшая в III-VII вв. на Средней Оке, с VIII в. прекращает функционировать. Носители этой культуры частично мигрируют в северо-восточном направлении. Но часть их сохраняется на Нижней Мокше. Ярчайшим памятником этого населения является Шокшинский могильник, захоронения на котором продолжались с VI по X век. Скорее всего, именно на основе этого населения складывается группа мордвы-мокши.

Наиболее динамично протекали этнокультурные и политические события в южной части расселения мордвы. Это связано с тем, что языки степи в этой лесостепной зоне глубоко вклинивались в северном направлении, что способствовало распространению культурных новаций с юга на север путем торговых и личных контактов. В то же время свободные от леса пространства давали возможность проникновения кочевого населения в северном направлении.

В VII в. на восточном пограничье мордвы происходит крушение имень-ковской (славянской?) культуры. Удар по ее носителям наносят пришельцы, оставившие новинковскую археологическую культуру. На Самарской Луке и на Средней Суре новинковское на-

селение, как правило, устраивало свои погребально-культовые комплексы на местах бывших именьковских поселений, что, на наш взгляд, является подтверждением их уничтожения. Новинковские племена, представлявшие собой какое-то тюркское, предположительно сибирское население, не оставили значительного следа в культуре Среднего Поволжья, но оказали определенное воздействие на продолжение кочевнического расселения в северном направлении.

С VIII в. отмечается передвижение в этот регион болгар. Основное направление их расселения проходило по Волге к низовьям Камы, но оно непосредственно затронуло и мордву. В VIII-IX вв. в мордовских памятниках, особенно южной группы, увеличивается количество вещей, связываемых своим происхождением с салтово-маяцкой культурой Подонья. Появляются и погребальные памятники со смешанным обрядом захоронения. А именно, рядом с погребальным полем из грунтовых мордовских могил устраиваются курганные захоронения явно немордовского населения. Таковыми являются Армиевский курганно-грунтовой и Серго-Поливановский могильники. Правда, соотнести курганные захоронения этих памятников с какой-то определенной этнокультурной группой пока затруднительно. А вот появление курганов рядом с мордовским грунтовым Стёксовским могильником можно с некоторой долей сомнения связать с болгарским населением VIII-IX вв.

Появление немордовских памятников на территории, заселенной мордвой, явление исторически закономерное (в полной изоляции живут только народы, попавшие в соответствующие

природные или политические условия), но это не привело к кардинальному изменению этнической территории мордвы и основ ее культуры.

Формирование у мордвы ранних государств. Х1-Х111 вв. В культуре мордвы Х1-Х111 вв. происходят существенные изменения. Бросается в глаза все большая унификация украшений. Можно отметить и обедненение погребений и по типу украшений и по их количеству. Это позволяет думать о процессе разложения первобытного общества и формировании слоя рядовых земледельцев, а также продолжающейся унификации религиозных взглядов и погребального обряда.

Территория мордвы в Х1-Х111 вв. претерпела сравнительно незначительные изменения.

Нужно отметить продвижение русских на восток в Поценье и Поочье. В Поценье к концу периода граница Рязанского княжества проходила по левому берегу реки Цны и в низовьях Мокши. Здесь уже появляются укреплённые пограничные городки. Сельские русские поселения появляются и на правом берегу Цны. Археологические памятники мордвы Х1-Х111 вв. отмечаются к востоку от правых притоков Цны. Хотя можно довольно уверенно говорить о том, что вся мордва не покинула Поценье, но продолжая жить здесь, перенимает русскую культуру, то есть происходит процесс известный в этнологии как процесс аккультурации (Зеленеев, 2011).

В Поочье мордва и в предшествующий период не занимала ни левый, ни тем более правый берег Нижней Оки. Этот район был зоной расселения муромы.

Сложнее вопрос с племенной принадлежностью территории приустье-

вой части Оки. Легенды о наличии здесь мордовского Абрамова города не имеют однозначного подтверждения в археологическом материале. Кроме того бросается в глаза тот факт, что мордва занимающая правобережье Волги от устья Оки до устья Суры уже в У111-Х вв. не селилась непосредственно на её берегу предпочитая жить в некотором отдалении от неё.

С другой стороны нельзя не обратить внимания на то, что после основания Нижнего Новгорода мордва с исключительным постоянством пыталась взять и разрушить его, то ли считая, что он основан на её территории, то ли понимая всю стратегическую угрозу, исходящую от этой крепости.

Вся совокупность археологических и письменных источников однозначно говорит о том, что у мордвы в Х1-Х111 вв. идет процесс складывания государства. К Х111 в. он достиг того уровня, что стал отмечаться соседями. В первую очередь в русских летописях.

Можно говорить о наличии двух ранних государств у эрзи и мокши. Больше данных об объединении эрзи под главенством Пургаса. В настоящее время собрано много фактов, ко -торые говорят, что центром этого объединения было междуречье рек Теши и Мокши, где при впадении Сатиса в Мокшу находилось мощное мордовское городище, вполне возможно являвшееся ставкой Пургаса.

В Пургасовское объединение входили мордовские земли на северо-западе и севере почти подходящие к Оке, на северо-востоке также подходящие к Волге. На востоке можно говорить о том, что эрзя Пургаса занимала весь бассейн реки Пьяны, и западный берег Суры. На юге она расселялась

до Нижней Мокши. В бассейне Алатыря в XII-XIII вв. только начинают появляться единичные мордовские памятники.

Южная граница между эрзей и мокшей по-прежнему сохранялась в районе Нижней Мокши. Скорее всего, там, где река поворачивает на запад. По крайней мере, в правобережье Нижней Мокши до сих пор встречаются топонимы Пургасово, Пургасо-во городище, Пурдошки.

Мокшанское раннегосударствен-ное объединение охватывало бассейн Средней и Верхней Мокши и Верхнее Присурье. Из инязоров (князей) этого объединения известен только современник и противник Пургаса -Пуреш. Центром объединения, скорее всего, было Верхнее Присурье.

В XI-XIII вв. мордва, особенно в южной части своего расселения испытывала сильное влияние населения принесшего с собой традицию изготовления красноглиняной керамики. Сейчас довольно трудно определить этнокультурную принадлежность этого населения (болгары, аланы), но процесс смешения его с мордвой, если судить по керамическому материалу поселений, протекал очень интенсивно (Загайнова, Зеленеев, Зеленцова, 2006).

В XII-XIII вв. шли постоянные русско-мордовские войны, которые объективно убыстряли процесс сложения ранней государственности у мордвы. Больше столкновения происходили на севере и северо-западе мордовского расселения в пограничной зоне с Владимирским княжеством. Особенно они усилились после закладки Нижнего Новгорода.

Рязанское княжество после присоединения плодородных земель в

бассейне Цны и Нижней Мокши и закладки здесь Кадома и городка в районе современного села Темгенево и возможно Шацка дальнейшей активности в продвижении на восток не проявляло.

Но процесс русско-мордовского противостояния, как и процессы эволюционного развития мордвы, были прерваны нашествием хана Бату во второй половине 30-х годов XIII в.

Мордва в составе Золотой Орды. ХШ-ХУ вв. После разгрома в 1236 г. Волжской Болгарии монгольское войско перенесло боевые действия в волжское правобережье. Есть некоторые основания считать, что именно 1237 г. происходит разгром городищ в верховьях Суры и Мокши и остановка монгольского войска на Нузе (Нузла, Нузлей, Уза). Но до похода на СевероВосточную Русь мордва не была еще окончательно покорена. Скорее всего, окончательное покорение мордвы произошло во время похода, который состоялся осенью-зимой 1238-1239 гг.

Источники сообщают, что один мордовский князь (мокшанский) покорился Батыю, и потом мордва-мокша участвовала в походе монголов в Центральную Европу. Второй князь (Пургас) вел упорную борьбу, был разбит, скрылся в лесах, и больше о нем ничего не известно. Археологически это подтверждается тем, что в XIII в. прекращает функционировать ряд поселений и могильников мордвы в междуречье Мокши и Теши, в том числе и Саровское городище, о котором потом возникает легенда как о татарском городе Сараклыч, хотя ордынских слоев на нем нет.

После завоевания почти вся мордва оказалась непосредственно в составе вновь образованного государ-

ства джучидов, больше известного под названием Золотая Орда. Военное разорение второй половины 30-х годов Х111 в. довольно быстро было преодолено мордовским народом. В некоторых местах не происходит значительных подвижек населения. Мы видим наличие могильников и поселений, которые существовали до Х111 в. и продолжают существовать в ХШ-ХУ вв. Есть археологические объекты, на которых выделяются хронологические периоды домонгольского времени и Х1У-ХУ вв., то есть перерыв в существовании был, но через какое-то время жизнь мордвы на данной территории возобновляется.

Основная территория мордвы сохраняется та же, что и сформировалась еще к началу средневековья. В то же время в ХШ-ХУ вв. происходит освоение мордвой новых земель к востоку и югу от основного ее расселения. Так, мордовские могильники и поселения появляются в районе Самарской Луки, а также на левобережье Самарского течения Волги. Часть мордвы расселяется в лесостепной зоне, до золотоордынского города Укек, в районе современного Саратова. На раскопанных поселениях Х1У в. в Самарско-Саратовском течении Волги, как правило, находят от 5 до 10% мордовской лепной керамики. На этих же поселениях встречается от 10 до 15% русской керамики, остальная керамика красноглиняная ордынская, ремесленного производства, то есть определить этническую принадлежность этой посуды затруднительно. Мордовская керамика в Х1У в. встречается на поселениях до севера Волгоградского Поволжья включительно. Мордовские сюлгамы неоднократно находили при раскопках столичных городов Золотой Орды.

Далеко на юг распространяется и мордовская гидронимика. Любопытно, что в ряде случаев мы встречаем смешанные тюрко-мордовские названия рек. Например, Балыклей - балык

- рыба (тат.), лей - река (морд.) в Волгоградской области, Казанлей - казан

- котел (тат.), лей - река (морд.) в Саратовской области.

В Х1У в. мордовские могильники появляются на территории современного Татарстана. На мусульманских кладбищах в городе Болгаре найдены надгробные камни с тахаллусами (фамилиями), имеющими в своем составе этноним мокша. Скорее всего, именно от этого населения начинается формирование мордвы-каратаев.

В тоже время почти не был заселен бассейн Алатыря, находящийся как бы внутри основной мордовской территории. Начавшийся в предшествующий период процесс его заселения мордвой продолжался и в ХШ-ХУ вв., но шел очень медленно. К Х1У в. мордва продвинулась до Среднего Алатыря (Дубровский, Кендинский могильники).

Причиной широкого расселения мордвы в Х1У в. можно считать стабильную и относительно безопасную жизнь в жестко централизованном зо-лотоордынском государстве в первой половине Х1У в. Может быть, часть мордовского населения переселялась по повелению ордынских феодалов, но достоверных источников, подтверждающих это, нет.

В то же время шел процесс расселения на мордовской территории других народов. Это при наличии огромных пространств, занятых мордвой, усугубляет этническую чересполосицу, увеличивает территориальные разрывы между группами мордвы. В конечном итоге именно в средние

века закладываются основы ситуации, связанной с размытостью мордовской этнической территории.

В начале XIV в. на мордовских землях появляется населенный пункт, который с полным основанием можно назвать городом - Мохши. И хотя он был основан золотоордынской администрацией, есть все основания считать, что мордва составляла значительную, если не большую часть населения этого города.

На сегодняшний день известно не менее двух могильников мордвы XIV в., примыкающих к городу. При этом один из них, известный как Старосотенский могильник, явно был городским кладбищем. Его языческая часть смыкается с мусульманским некрополем, составляя с ним единое целое. В языческой части могильника есть погребения с мусульманскими элементами погребального обряда. В этом отношении он сближается с мордовским Аткарским могильником, в котором часть захоронений совершена по языческому обряду, а часть - по мусульманскому.

Видимо уже со второй половины XIII в. в земли, заселенные мордвой, переселяется часть кыпчакского населения. В XIV в. этот процесс явственно отражается на археологическом материале. На ряде мордовских могильников известен обычай подкурганных захоронений. Есть и чисто кочевнические погребения под курганами. К таким относятся Селищенские курганы, в левобережье реки Пьяны (Дружкин, 1877).

Но даже на некоторых грунтовых могильниках появляются погребения, которые можно связать с кочевническим миром. В этом отношении очень показателен могильник Красное 1

под Арзамасом. В нем встречены захоронения воинов с саблями, щитами и другим набором оружия, а также захоронения коней с упряжью. Любопытно, что захоронения воинов сопровождались погребениями женщин с мордовскими украшениями.

Исходя из археологического материала и письменных источников, можно предположить, что в XIII-XV вв. все большее влияние получают ордынские (тюркские) феодалы. Хотя мордовская феодальная верхушка, начавшая формироваться на предшествующем этапе, сохраняется.

Наиболее рано складываются, как региональная феодальная группа, темниковские князья (беханиды). Эта группа появляется, видимо, еще во второй половине XIII в. и просуществовала она, как единое целое, вплоть до петровских преобразований.

После потери во второй половине XIV в. своего значения городом Мохши центр этого образования переносится вниз по течению Мокши, где известно Итяковское городище XIV-XVI вв. Не позднее 1536 г. город переносится еще ниже по течению, туда, где и находится современный Темников. Возможно, что последнее действие осуществляет уже Русское государство.

Показательно, что в письменных источниках, посвященных Ливонской войне, темниковские татары и татарские мурзы упоминаются почти всегда вместе с мордовскими ратниками, что наводит на мысль о том, что темни-ковские князья участвовали в войне, руководя подчиненной им мордвой.

Западная и северная граница мордвы с русскими княжествами в XIII-XV вв. фактически являлась границей между Русью и Золотой Ордой. Поэто-

му в Х111-Х1У вв. она была почти неизменной и проходила там же, где и установилась в Х11-Х111 вв. Под Нижним Новгородом, например, русско-мордовская граница проходила по реке Сундовик, то есть там, где она установилась до монгольского нашествия.

Мордва в составе Русского государства. ХУ1-ХУ1П вв. Изменения во взаимоотношениях мордвы с русскими княжествами начинаются со второй половины Х1У в. Происходят они постепенно и связаны с ослаблением Орды и возобновлением княжеского продвижения на юго-восток. Крестьянское продвижение, начавшись еще в домонгольский период, практически не прекращалось.

К началу 70-х годов Х1У в. граница Нижегородского княжества была передвинута от Кудьмы до нижнего течения Пьяны. Подтверждением этому является закладка в 1374 г. на Суре небольшой крепости Курмыш, расположенной несколько выше устья Пьяны.

Межьпьянье, видимо, до 90-х годов Х1У в. остается за пределами Нижегородских земель. По крайней мере, знаменитое побоище на Пья-не проходило вне русских пределов. Эта территория, как и земли, прилегающие к Теше, входят в земли уже Московского княжества к 90-м годам Х1У в., как можно судить из духовной грамоты 1392 г.

Территории к югу от Теши и верхней Пьяны еще некоторое время оставались вне зоны русского влияния. По крайней мере, летописец, описывая операцию по поимке жены нижегородского князя московскими служилыми людьми, говорит, что она была захвачена на реке Цыбирце (Чебер-чинка), в мордовских землях, в татарских пределах.

В ХУ - первой половине ХУ1 в. идет постепенное присоединение небольших участков, заселенных мордвой, к югу от реки Теши. К 1552 г. было присоединено междуречье Теши и Мокши. Видимо, в это время (1536 г.) происходит перенесение Темникова на место его современного расположения.

Продвижение же русских крестьян опережало политические действия русских князей и впоследствии Московского государства. В Х1У в. на Мокше известно Шаверское поселение с русской керамикой, которое существовало и в ХУ в. Такое же поселение есть и на реке Суре возле села Порецкое, датируемое также Х1У-ХУ1 вв.

Бассейн Алатыря, исходя из описаний похода Ивана Грозного на Казань, был присоединен именно во время этого похода. Какое-то время считалось, что граница Русского государства будет проходить от Оки по низовьям Мокши и левому берегу Алатыря. Именно в таком направлении строят засечную черту 1552 г. и крепости на Алатыре (Василёвское городище, Алатырь). Но события происходили стремительно, и уже через 100 лет пришлось строить Атемарско-Саранскую засечную черту, а еще менее чем через 50 лет - Мокшанско-Пензенскую черту. Эти засечные черты, конечно, не являлись непосредственно приграничными, но их строительство было необходимо для защиты населения, продвинувшегося на юг.

Во второй половине ХУ1 в. фактически все мордовское население оказалось в составе Русского государства. Мордовская этническая территория в ХУ1-ХУ111 вв. изменилась мало по сравнению с предшествующим

периодом. К наиболее важным перемещениям мордвы в этот период нужно отнести заселением мордвой-эрзей бассейнов Алатыря и средней Суры - районов, где до этого компактно мордва не проживала. На этой территории известно значительное количество мордовских могильников XVII-XVIII вв., тогда как археологические памятники предшествующего периода исчисляются единицами. Можно предположить, что переселение происходит из северных районов. Это подтверждается перенесением названий населенных пунктов. Например, Ичалки в бассейне Пьяны и Ичалки, Горные Ичалки, Малые Ичалки на Алатыре. Ардатов в Нижегородской области и Ардатов в Мордовии.

Мордовские могильники XVII-XVIII вв. известны на территории Чувашии, Татарстана и Ульяновского Поволжья на востоке, на Самарской Луке и на севере Саратовского Поволжья, на юго-востоке. Но процесс расселения немордовского населения между группами мордвы еще более усиливается. В отличие от предыдущего периода этим населением все больше становятся русские, которые занимают свободные земельные участки и становятся основным населением городов, появляющихся на мордовской территории.

Города возникают первоначально как укрепленные пункты и административные центры. Некоторые из них довольно быстро становятся и экономическими центрами. Есть некоторые основания считать, что мордва составляла некоторую часть населения этих городов. Это, в первую очередь, мордовские мурзы со своими людьми, которые несли гарнизонную и другую службу на засечных чертах.

Но подавляющая часть мордвы - это сельское население. Имущественное расслоение в его среде хорошо прослеживается по материалам могильников XVI-XVIII вв. Так, в Русско-Маскинском могильнике XVII в. наряду с большинством погребений с бедным инвентарем выделяется коллективное захоронение мужчины и двух женщин с исключительно богатым набором вещей.

Письменные источники также сообщают, особенно для периода XVI-XVII вв., о наличии мордовских мурз. Судя по всему, этот социальный слой с конца XVII в. прекращает свое существование. Меньшая его часть, несущая военную службу, христианизируется, обрусевает и вливается в русское дворянство. Большая же часть переходит в крестьянское сословие.

Христианизация мордвы в XVI-XVII вв. происходила очень медленно. Захоронения во всех известных мордовских могильниках XVI-XVIII вв. осуществлялись по языческому обряду. Исходя из данных письменных источников, массовая христианизация началась только в середине XVIII в., что и вызвало восстания мордовского населения, которое привыкло за предшествующий период к религиозной терпимости московского правительства. Тем не менее, нет никакого сомнения, что уже в XVII в. некоторая часть мордвы имела давние христианские традиции, особенно в районах, вошедших в состав русских княжеств еще до монгольского нашествия. Определенным подтверждением этому является избрание патриархом выходца из мордвы Никона.

Из памятников XVI-XVIII вв. археологически изучались мордовские могильники. Поселения известны

только по поверхностным сборам и небольшим раскопкам.

Исходя из материалов изученных могильников, можно говорить, что у мордвы сохраняется национальный этнический культурный комплекс. Он, конечно, изменился по сравнению с предшествующим периодом, но сохранил преемственность и является результатом культурной эволюции. При анализе погребального инвентаря складывается впечатление о минимальном русском влиянии на мордву. Но этот факт нужно корректировать с учетом использования при захоронении языческо-этнического набора вещей.

Средневековая этнокультурная история характеризуется несколькими важными моментами.

В этот период произошел переход от первобытнообщинных отношений к классовым отношениям. Идет процесс сложения национальных государственных образований, который не был завершен.

Уже в начале средних веков оформляется основная этническая территории мордовских субэтносов - эрзи и мокши. В дальнейшем она только расширяется, но это ведет к чересполосному расселению мордвы с другими этносами на больших территориях, что негативно сказалось на консолидации самого мордовского этноса и продолжает сказываться до настоящего времени.

Тем не менее, мордва, войдя в состав Золотой Орды, а затем Русского государства сохранила свою этнокультурную самобытность, что хорошо подтверждается археологическим материалом. На протяжении почти двух тысячелетий - с I и практически по ХУ111 век - наблюдается преемственность в развитии мордовской этнической культуры, которую невозможно спутать с культурой других народов. В то же время мордва в средние века не развивалась изолированно от других народов, с которыми активно сотрудничала в экономической и культурной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

Дружкин П.Д. Раскопки нижегородских курганов // Изв. ком. Антропологической выставки. - М., 1877. - Т. 1.

ЗагайноваЛ.П., ЗеленеевЮ.А., Зеленцова О.В. Новые данные о проникновении культуры волжских болгар в мордовские земли (поселения Х-Х1У вв. в лесостепном Посурье по работам 2005 г.) // Средневековая археология евразийских степей. - М.; Йошкар-Ола, 2006.

Зеленеев Ю.А. Нижнее Примокшанье в ХШ-ХУ вв. (о золотоордынско-рязанской границе) // Золотоордынское наследие. Вып. 2. Материалы второй Международ. конф. «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», по-свящ. памяти М.А. Усманова. - Казань, 2011 г.

Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники Тамбовской губернии // Материалы по археологии России. № 10. - СПб., 1893.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MEDIEVAL MORDVA AS PER ARCHAEOLOGICAL DATA Y.A. Zeleneev, O.V. Zelentsova

Key words: main development stages of the VIIIth - XVIIIth cc., ethnic and social processes, Moksha and Erzya subethnoses, early state formations, inter-ethnic relations.

Mordva ethnos started its formation in the beginning of the Common Era and was formed by way of merger of small related ethnic groups. By the VIIIth century these groups united into two subethnoses - Moksha and Erzya, which are preserved till the present time. Four major stages are distinguished in medieval history of Mordva which is primarily studied on archeological materials: 1) final stage of tribal formation (the VIIIth - the Xth cc.); 2) formation of the early Mordva states in the XIth - the XIIIth cc.; 3) Mordva as part of the Golden Horde in the second half of the XIIIth - XVth cc.; 4) Mordva as part of the Russian state in the XVIth - the XVIIIth cc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.