Белорусский бизнес в ЕАЭС
как фактор региональной интеграции
Пылин Артем Геннадьевич
кандидат экономических наук, заведующий сектором Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, а|1ет[email protected]
Данная статья посвящена анализу деятельности белорусского бизнеса в странах ЕАЭС с учетом особенностей двустороннего (белорусско-российского) и многостороннего (в рамках евразийской интеграции) форматов взаимодействия. Отмечается, что крупное отрицательное сальдо в торговле с РФ негативно сказывается на финансовой ситуации в экономике Беларуси и возможностях поддержки предприятий государственного сектора. Установлено, что масштабы белорусского бизнеса за рубежом носят весьма ограниченный характер в силу структурных особенностей экономики страны, а основным инструментом его внешней экспансии стало развитие товаропроводящей сети за рубежом. В представленной статье даются конкретные рекомендации по повышению эффективности торгово-инвестиционного взаимодействия стран ЕАЭС с учетом бизнес-интересов Беларуси и России. Ключевые слова: ЕАЭС, Беларусь, Россия, международный бизнес, торговля товарами и услугами, прямые иностранные инвестиции, интеграция, налоговый маневр, товаропроводящая сеть, согласованная модернизация.
о>
о
см
о
О!
^
I-О ш т х
<
т о х
X
Беларусь - страна с экспортно-ориентированной экономикой, для которой внешние рынки сбыта товаров и услуг играют принципиально важную роль. Участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) позволяет стране осуществлять беспошлинную торговлю с другими государствами-участниками объединения, развивать трансграничную производственную кооперацию и инвестиционное взаимодействие. В то же время торгово-экономическое сотрудничество Беларуси с другими странами ЕАЭС имеет ряд структурных, отраслевых и региональных особенностей, что во многом выражается в деятельности белорусского бизнеса на пространстве евразийской интеграции.
О важности рынка ЕАЭС для белорусских предприятий косвенно свидетельствует динамика и структура взаимной торговли Беларуси с этим интеграционным объединением (таблица 1). В 2018 г. на ЕАЭС приходилось 41,2% всего белорусского экспорта (в т.ч. Россию - 38,4%) и 59,2% импорта (в т.ч. из России - 58,9%) [1]. Основу белорусского экспорта в РФ составляют машины, оборудование и транспортные средства (грузовые автомобили и тракторы), продовольствие (молочная продукция, мясо, рыба) и другие потребительские товары (мебель, холодильники, изделия из пластмасс, медикаменты, обувь). При этом в России производятся комплектующие для продукции белорусского машиностроения (например, двигатели внутреннего сгорания, электропроводка, прокат из железа или нелегированной стали), что позволяет обеим странам поддерживать кооперационные связи. По оценкам экспертов, в настоящее время кооперацией связано более 8 тыс. предприятий двух стран [2].
Однако в 2013-2018 гг. заметно выросло отрицательное сальдо Беларуси в торговле товарами с РФ - с 6,1 до 9,7 млрд долл., что отчасти свидетельствует о возникающих трудностях у белорусских преимущественно государственных (или полугосударственных) предприятий, связанных с расширением или даже сохранением объемов поставок своей продукции на российский рынок. Среди причин - низкие темпы роста российской экономики и падение реальных доходов населения, торговые конфликты между двумя странами, развитие программ импортозамещения в РФ,
снижение ценовой конкурентоспособности белорусских товаров на российском рынке и их конкуренция с товарами из третьих стран.
Одной из причин стагнации белорусского экспорта в Россию, который все еще не достиг докризисных показателей 2012-2013 гг., остается во многом несогласованная промышленная и инвестиционная политика двух стран. Так, некоторые создаваемые с участием иностранного капитала на территории Беларуси сборочные производства, ориентированные на поставки в РФ, во многом конкурируют там с аналогичной продукцией. Например, открывшийся в 2017 г. белорусский завод "БелДжи" по производству китайских кроссоверов на российском рынке может напрямую конкурировать с аналогичной продукцией1. Среди других барьеров развития взаимной торговли двух стран выделяются сложности с расчётом и уплатой НДС, валютный контроль, транспортно-логистические проблемы [3].
Таблица 1
Внешняя торговля Беларуси товарами со странами ЕАЭС в 2013-2018 гг., млн долл.
Страны 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Мир экспорт 37 203 36 081 26 660 23 538 29 240 33 726
импорт 43 023 40 502 30 292 27 610 34 235 38 409
сальдо -5 820 -4 421 -3 632 -4 072 -4 995 -4 683
Армения экспорт 32,4 29,2 27,8 22,0 34,5 37,4
импорт 9,0 9,4 7,6 10,1 8,2 12,7
сальдо 23,4 19,8 20,2 11,9 26,3 24,7
Казахстан экспорт 870,4 879,4 525,1 363,9 592,2 783,7
импорт 82,4 87,4 49,4 55,4 97,1 112,3
сальдо 788,0 792,0 475,7 308,5 495,1 671,4
Кыргыз гыз- стан экспорт 98,2 88,8 55,4 48,7 123,5 120,3
импорт 12,7 6,5 4,0 4,6 6,6 10,6
сальдо 85,5 82,3 51,4 44,1 116,9 109,7
Россия экспорт 16 837,5 15 181,0 10 398,4 10 948,0 12 897,7 12 946,0
импорт 22 904,9 22 190,2 17 143,2 15 306,8 19 599,1 22 615,3
сальдо -6 067,4 -7 009,2 -6 744,8 -4 358,8 -6 701,4 -9 669,3
ЕАЭС-5 экспорт 17 838,5 16 178,4 11 006,7 11 382,6 13 647,9 13 887,4
импорт 23 009,0 22 293,5 17 204,2 15 376,9 19 711,0 22 750,9
сальдо -5 170,5 -6 115,1 -6 197,5 -3 994,3 -6 063,1 -8 863,5
г. объем директивного кредитования составил 1,24 млрд белорусских рублей, тогда как в 2016 г. этот показатель составлял почти 3 млрд белорусских рублей, а в планах на 2019 год - лишь 800 млн белорусских рублей. Правительство страны планирует в 2021 г. отказаться от выдачи директивных кредитов [4]. Таким образом, белорусским предприятиям предстоит пройти определенную реструктуризацию и повысить свою эффективность, в том числе на внешних рынках. По оценкам экспертов, денег в госбюджете хватает лишь для поддержки самых крупных производств (МТЗ, МАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и др.). В то же время мелкие, региональные госпредприятия сокращаются или закрываются, а на смену им приходят частные более эффективные производства.
На этом фоне произошли заметные изменения в товарной структуре белорусско-российской торговли. За период 2011-2018 гг. в белорусском экспорте в Россию выросли поставки продовольствия и с/х сырья - с 3,3 до 4,1 млрд долл. или с 22,6 до 31,9% от общего экспорта Беларуси в РФ, но сильно сократился вывоз машин, оборудования и транспортных средств - с 6,1 до 3,8 млрд долл. или с 42,6 до 29,4% соответственно (рис. 1). Снижение поставок белорусской машинотехниче-ской продукции связано не только со слабым инвестиционным спросом в условиях стагнации российской экономики, но и с ее вытеснением соответствующей продукцией из третьих стран, прежде всего из Китая2, что не соответствует заявленным целям евразийской интеграции относительно согласованной модернизации стран-участниц. В то же время сильно вырос белорусский импорт (особенно за последние 2-3 года) российских машин, оборудования и транспортных средств - с 1,9 до 3,7 млрд долл. или с 7,8 до 16,5% от общего импорта страны из РФ, в том числе за счет роста поставок атомного оборудования для строящейся Белорусской АЭС.
Источник: составлено и рассчитано автором по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата) [1].
В последние годы правительство Беларуси сокращает поддержку государственных предприятий, которые составляют основу промышленности и экспорта страны. По данным статистики, в 2018
Рис. 1. Товарная структура экспорта Беларуси в Россию в 2011-2018 гг., %
Источники: составлено и рассчитано автором по данным ITC Trade Map [5].
X X О го А С.
X
го m
о
1 В июне 2019 г. китайский автоконцерн Great Wall открыл ав-
тозавод в Тульской области, на котором будут выпускать автомобили под брендом Haval, в том числе кроссоверы.
За 2011-2018 гг. общий российский импорт машин, оборудования и транспортных средств снизился с 135,3 до 106,0 млрд долл., тогда как ввоз этой же продукции из КНР вырос с 15,9 до 22,2 млрд долл. Расчеты автора по данным [5].
ю о
м о
to
а>
о
сч
0
01
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
На конкурентоспособность белорусской экономики серьезное влияние может оказать осуществляемый в РФ налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенную отмену экспортных пошлин на нефть при одновременном повышении НДПИ. В нынешних условиях это означает, что в отсутствии компенсации к 2024 г. Беларусь фактически будет импортировать российскую нефть по ценам мирового рынка, уменьшатся поступления от экспортных пошлин в белорусский бюджет1. По оценкам официальных органов, негативное влияние на экономику Беларуси в период до 2024 г. могут составить 9 млрд долл. (15% от ВВП), в том числе потери для бюджета - 3 млрд долл. [6]. Поднимаемый белорусской стороной вопрос о компенсации этих потерь пока далек от решения. При этом именно субсидированные (по ценам ниже рыночных) поставки углеводородов из России позволяют Беларуси производить конкурентоспособную по цене продукцию, в том числе для российского потребителя.
Масштабы белорусского бизнеса за рубежом носят весьма ограниченный характер. По данным ЮНКТАД, в 2018 г. накопленные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Беларуси за рубежом составили лишь 860 млн долл., что во многом обусловлено ограниченными финансовыми ресурсами страны по сравнению, например, со странами - чистыми экспортерами углеводородов. Так, аналогичные показатели для Казахстана и Азербайджана (две сопоставимые по объему экономики и населению страны с Беларусью) составили 16,7 млрд долл. и 23,7 млрд долл. соответственно [7]. Распределение накопленных белорусских ПИИ в других странах крайне неравномерное (таблица 2), что определяется более тесным белорусско-российским инвестиционным взаимодействием. На конец 2017 года в ЕАЭС было накоплено % всех белорусских ПИИ, в том числе в России - 74,2%. В 2013-2017 гг. Беларусью в страны ЕАЭС было вложено 282 млн долл., в том числе в Россию - 276 млн долл. [8].
Таблица 2
Динамика накопленных ПИИ Беларуси в странах ЕАЭС на конец года, млн долл.
Страны 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 471 724 633 703 772 872
Армения 1 1 1 1 1 1
Казахстан 2 2 3 3 4 8
Кыргызстан 0 0 0 0 0 0
Россия 371 572 509 505 577 647
ЕАЭС-5 374 576 513 508 582 656
Источник: составлено и рассчитано по данным IMF. CDIS [8].
По данным национальной статистики, в 2017 г. Беларусь инвестировала за границу 5,5 млрд.
долл., из которых 93,8% пришлось на прямые инвестиции2. Наиболее привлекательными для белорусских инвесторов секторами за рубежом являются обрабатывающая промышленность, на которую пришлось 35,5% всех инвестиций, в том числе производство машин и оборудования (10,4%), транспортных средств и оборудования (6,1%), производство продуктов питания, напитков и табачных изделий (9,7%), резиновых и пластмассовых изделий (4,7%), а также транспортная деятельность (34,6%), оптовая и розничная торговля (24,8%) [1]. Среди наиболее перспективных отраслей для белорусского инвестирования за рубежом выделяются информация и связь (2,7%), вложения в которые за последние годы значительно возросли. Указанные отраслевые приоритеты белорусского бизнеса во многом отражают конкурентные преимущества экономики страны.
Важной институциональной особенностью деятельности белорусского бизнеса в России и других странах ЕАЭС стало развитие товаропроводящей сети (ТПС) Беларуси, которая является основным инструментом поддержки экспансии белорусской продукции на внешние рынки. Соответствующее Положение было утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 183 от 24 февраля 2012 г. Согласно указанному документу, в ТПС входят следующие разновидности предприятий: субъекты ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей; сборочные производства; дистрибьюторы; иностранные сетевые торговые организации. По официальным данным, общее количество товаропроводящих компаний за пределами Беларуси составляет свыше 3,8 тыс. В частности, в России зарегистрировано около полусотни совместных сборочных производств и создано порядка 160 субъектов товаропроводящей сети белорусских производителей с белорусским уставным капиталом [10]. По оценкам экспертов, процесс развития товаропроводящей сети сталкивается с некоторыми сложностями, а субъекты ТПС не всегда оправдывают возложенные на них ожидания. В то же время никакие альтернативные пути продвижения белорусского экспорта пока не просматриваются, а потому курс на расширение ТПС продолжится [11].
Основным получателем белорусских инвестиций за рубежом является Россия, в которую в 2017 г. поступило 3,7 млрд. долл. или 2/3 от их общего объема. По данным Белстата, наиболь-
1 Ранее нефть из России поставлялась в Беларусь без экспортной пошлины. Беларусь, в свою очередь, переработала нефть и экспортировала ее в Европу, установив собственную
экспортную пошлину и сохранив доходы.
По оценкам Белстата, прямые иностранные инвестиции -инвестиции, осуществленные прямыми инвесторами, доля которых составляет не менее 10% акций и (или) паев в уставном фонде организации. Прямые иностранные инвестиции включают инструменты участия в капитале, доли, паи; реинвестирование; продажу (покупку) недвижимости; долговые инструменты; прочие прямые инвестиции [9].
шие объемы инвестиций из Беларуси в 2017 г. поступили в следующие отрасли российской экономики: транспортную деятельность - 1 818,9 млн. долл. (в т.ч. в деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта - 1 772,6 млн. долл.), промышленность - 1 554,3 млн. долл. (в т.ч. обрабатывающая - 1 535,4 млн. долл., включая 482,1 млн. долл. инвестиций в производство продуктов питания и 501,4 млн. долл. в производство машин и оборудования, а также 256,4 млн. долл. в производство транспортных средств и оборудования). Крупнейшей инвестицией белорусского бизнеса в РФ является приобретение в 2016 г. белорусским инвестором 20% акций ПАО «Уралкалий». Белорусские партнеры вкладывают капиталы также в сельское хозяйство, розничную торговлю, фармацевтику РФ, а с недавнего времени - и в топливно-энергетический комплекс .
Основным приоритетом инвестиционной политики Беларуси в России остаётся работа по созданию сборочных производств белорусской техники на российских предприятиях. По неофициальным данным, в настоящее время на территории РФ функционируют более 70 сборочных производств белорусской техники [12]. При этом основной акцент делается на развитие торгово-экономического сотрудничества Беларуси с приграничными соседними регионами РФ. Так, например, на территории России продолжает работать сборочное производство ОАО «Гомсель-маш» - совместное предприятие ЗАО СП «Брянсксельмаш» (производство зерноуборочных комбайнов). В Курской области действует белорусско-российское сборочное производство троллейбусов из машинокомплектов ОАО «Белком-мунмаш» на базе МУП «Курскэлектротранс». В Смоленской области ОАО «Смолспецтех», входящее в структуру совместного белорусско-российского предприятия ОАО «Агропромышленная компания», занимается сборочным производством энергонасыщенных тракторов по лицензии РУП «Минский тракторный завод» (МТЗ) и ОАО «Курскагропромтехника»2.
Продолжает успешно работать в России ООО «МЛМ Невский Лифт», являющееся совместным предприятием ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» («Могилевлифтмаш»), ООО «Нева трейд» и ООО «Санкт-Петербургский лифтовой завод». Помимо этого, белорусской компанией в России организовано еще четыре сборочных производства (ООО СП «Кузбас-
1 В 2013 г. компания «Белоруснефть» приобрела российскую компанию «Янгпур», ведущую поиск, разведку и добычу месторождений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа РФ.
2 Кроме того, «Минский тракторный завод» на территории России организовал пять сборочных производств (ООО «ТД МТЗ - ЕлАЗ», ОАО «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», ГУСП «Башсельхозтехника»).
Лифт», ООО «БелТрансЛифт», «Казанский лиф-тостроительный завод», ООО «ТД «Сургут»). «Минский тракторный завод» на территории России организовал пять сборочных производств (ООО «ТД МТЗ - ЕлАЗ», ОАО «ПО ЕлАЗ», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод», ГУСП « Башсельхозтехника »).
Казахстан является вторым по значимости инвестиционным партнером Беларуси в ЕАЭС. По данным Белстата, в 2017 г. белорусскими организациями было направлено в Казахстан 56,6 млн долл. инвестиций. В Казахстане работает более 250 организаций с белорусским участием. Одним из важных документов торгово-экономического взаимодействия является план развития двустороннего сотрудничества между правительствами Беларуси и Казахстана на 2019-2020 гг. Более того, Казахстан и Беларусь — это единственные две страны в СНГ, которые имеют соглашение о социально-экономическом сотрудничестве до 2026 года.
Между предприятиями Беларуси и Казахстана также налаживается кооперация. В середине 2010-х годов с казахстанскими партнерами были связаны в рамках кооперации 16,9% от общего числа белорусских промышленных предприятий. Наибольшее распространение такая форма взаимодействия получила в производстве транспортных средств (в частности, между Минским заводом колесных тягачей и Петропавловским заводом тяжелого машиностроения), резиновых и пластмассовых изделий, текстильном и швейном производстве [13]. Благодаря реализации программы торгово-экономического сотрудничества двух стран «Дорожная карта» в Казахстане было организовано 12 сборочных производств белорусской техники. Сегодня в Казахстане собирается техника и оборудование ПО «БелАЗ», РУП «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «Минский автомобильный завод», РУП «Завод Могилевлифтмаш», ОАО «Бобруйскагромаш» и ОАО «Белкард» [14]. Среди новых инновационных проектов двух стран следует отметить сотрудничество в авиационной промышленности: достигнута договоренность о сборке белорусских беспилотных летательных аппаратов в Казахстане [15].
Инвестиционное взаимодействие Беларуси с экономически менее развитыми странами ЕАЭС -Арменией и Кыргызстаном - пока не получило значительного развития. При этом отметим, что в Армении сформирована товаропроводящая сеть более 80 белорусских предприятий. В частности, функционируют три предприятия с участием белорусского капитала: ООО «Армяно-Белорусский торговый дом «Ар-Бе», ООО «БелАЗ Кавказ Транс Сервис» и ЗАО «Торговый дом «БелАр».
Одним из наиболее перспективных направлений для дальнейшей экспансии белорусского
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю О
м о
а>
о
CS
0
01
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
бизнеса остается отечественный сектор ИКТ. За 2010-2018 гг. экспорт телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг Беларуси вырос почти в пять раз и достиг 1,9 млрд долл., что составило 21% всего экспорта услуг. Низкие удельные затраты на рабочую силу, удобное транспортно-географическое положение, сравнительно высокий уровень образования, благоприятная нормативно-правовая среда и развитая институциональная инфраструктура (наличие Парка высоких технологий) лежат в основе этой тенденции. В последние годы в Беларуси появилось несколько успешных стартапов. Широкую известность в мировом масштабе получили такие ИКТ-фирмы белорусского происхождения, как EPAM Systems, IBA Group, Wargaming, Itransition, VP Capital и др. Многие успешные проекты (в частности, мессенджер Viber, компьютерная игра World of Tanks, приложение Masquerade, сервисы Maps.me и Panda.doc) были проданы иностранным инвесторам [16].
Для повышения эффективности белорусского бизнеса за рубежом, в том числе на рынках стран ЕАЭС, потребуется решение ряда внутренних, структурных проблем экономики, связанных с низкой эффективностью государственных предприятий. Повышение инвестиционной привлекательности Беларуси для иностранных инвесторов позволило бы заложить основы для развития конкурентоспособного внутреннего частного сектора. Правительство сообщило о некоторых планах реформ в государственном секторе, в том числе путем назначения независимых директоров в некоторые из госпредприятий и попыток управлять ими на рыночных условиях, но комплексная стратегия для решения этих унаследованных проблем еще не разработана.
Перспективы развития белорусского бизнеса в Евразийском экономическом союзе во многом будут определяться динамикой роста экономик стран-участниц, снятием существующих нетарифных барьеров и ограничений, возможностями создания и функционирования единого рынка услуг в рамках ЕАЭС, а также проведением согласованной модернизации стран-участниц путем более тесной координации их макроэкономической, инвестиционной и промышленной политики. Согласованная модернизация могла бы стать главной целью и ориентиром российско-белорусского экономического сотрудничества и интеграции, что позволило бы более эффективно развиваться бизнесу обеих стран. Одним из направлений такого взаимовыгодного сотрудничества могло бы стать подключение белорусских компаний к российскому национальному проекту «Международная кооперация и экспорт», предусматривающему формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках ЕАЭС. Другим важным
направлением сотрудничества бизнеса обеих стран могло бы стать создание совместных предприятий для экспорта в третьи страны (Иран, Вьетнам, Китай и др.).
Литература
1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (Белстат). Расчеты автора // http://www.belstat.gov.by/
2. Шурубович А.В. Экономическое взаимодействие России и Белоруссии: интеграционные проекты и национальные интересы. - M.: ИЭ РАН, 2018. С. 19.
3. Бизнес-среда российско-белорусского приграничья // Агентство интеграционных инициатив. - Смоленск, Витебск, Могилев, 2018. С. 33-35.
4. Ходасевич А. Александру Лукашенко не удается удержать государственный сектор // Независимая газета. 18.08.2019.
5. ITC Trade Map, October 2019. Расчеты автора // http://www.intracen.org/
6. Rybnikov M., Vartapetov K. Belarus Ratings Affirmed At 'B/B'; Outlook Stable // S&P Global Ratings. 04-0ct-2019.
7. World Investment Report 2019. Special Economic Zones // UNCTAD, 2019. P. 219.
8. IMF. Coordinated Direct Investment Survey (CDIS) 2019. Расчеты автора // https ://www.imf.org/en/data
9. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2018. - Минск, 2018. С. 413.
10.Бушев А. Азбучные истины // Союз. Беларусь-Россия. 2018, № 36(856).
11. Квашнин Ю.Д. Белорусские товаропроводящие компании в странах СНГ // Евразийская экономическая интеграция. 2013. № 1 (18). С. 86-96.
12.Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь за 2017 год // Торговое представительство Российской Федерации в Республике Беларусь. - Минск, апрель 2018 г. С. 94.
13.Шурубович А. Инновационное сотрудничество стран ЕАЭС // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1 (38). С. 50-67.
14.Внешнеэкономическое измерение новой индустриализации России / под ред. д.э.н. Е.Б. Ленчук. - СПб: Алетейя, 2015. С. 130.
15.Бакун К. Казахстан: курс стабильный // СБ Беларусь сегодня. 2019, 21 мая.
16.Шурубович А. Цифровизация экономики по-белорусски: как удалось опередить «старшего брата» // Мир перемен. 2019. № 2. С. 36-50.
Belarusian business in the EAEU as a factor of regional
integration Pylin A.G.
Financial University under the Government of the Russian
Federation
This paper is devoted to the analysis of the activities of Belarusian business in the EAEU countries, taking into account the specifics of the bilateral (Belarusian-Russian) and multilateral (within the framework of the Eurasian integration) cooperation formats. It is noted that a large negative balance in trade with the Russian Federation negatively affects on the financial situation in the Belarusian economy and the possibilities of supporting public sector enterprises. It has been established that the scale of Belarusian business abroad is very limited due to the structural features of the country's economy, and the main tool for its external expansion has become the development of a distribution network abroad. This paper provides specific recommendations on improving the efficiency of trade and investment cooperation between the EAEU countries, taking into account the business interests of Belarus and Russia.
Keywords: EAEU, Belarus, Russia, international business, trade in goods and services, foreign direct investment, integration, tax maneuver, distribution network, coordinated modernization.
References
1. National Statistical Committee of the Republic of Belarus (Belstat). Author's calculations // http://www.belstat.gov.by/
2. Shurubovich A.V. Economic cooperation between Russia and Belarus: integration projects and national interests. - M .: IE RAS, 2018. P. 19.
3. The business environment of the Russian-Belarusian border area // Agency for Integration Initiatives. - Smolensk, Vitebsk, Mogilev, 2018. Pp. 33-35.
4. Khodasevich A. Alexander Lukashenko is unable to hold onto the public sector // Nezavisimaya Gazeta. 08/18/2019.
5. ITC Trade Map, October 2019. Author's calculations // http://www.intracen.org/
6. Rybnikov M., Vartapetov K. Belarus Ratings Affirmed At 'B/B'; Outlook Stable // S&P Global Ratings. 04-0ct-2019.
7. World Investment Report 2019. Special Economic Zones // UNCTAD, 2019. P. 219.
8. IMF. Coordinated Direct Investment Survey (CDIS) 2019. Author's calculations // https://www.imf.org/en/data
9. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus, 2018.- Minsk,
2018. P. 413.
10. Bushev A. Alphabetical Truths // Union. Belarus-Russia. 2018, No. 36 (856).
11. Kvashnin Yu.D. Belarusian commodity distribution companies in the CIS countries // Eurasian Economic Integration. 2013. No. 1 (18). P. 86-96.
12. Annual review of the state of the economy and the main directions of foreign economic activity of the Republic of Belarus for 2017 // Trade Representation of the Russian Federation in the Republic of Belarus. - Minsk, April 2018, p. 94.
13. Shurubovich A. Innovative cooperation of the EAEU countries // Russia and the new states of Eurasia. 2018.No 1 (38). P. 5067.
14. The foreign economic dimension of the new industrialization of Russia / ed. Dan. E.B. Lenchuk. - St. Petersburg: Aletheia, 2015. P. 130.
15. Bakun K. Kazakhstan: stable course // SB Belarus today.
2019, May 21.
16. Shurubovich A. Digitalization of the economy in Belarusian: how it was possible to get ahead of the "older brother" // World of Changes. 2019.No 2. Pp. 36-50.
X X
o
OD A C.
X
OD m
o
io 0
IO
o
to